Введение 4
Глава 1 Современное состояние вопроса и постановка задач исследования 5
1.1 Подвижность населения 5
1.2 Оценка подвижности населения 6
1.3 Методы изучения транспортной подвижности населения 11
1.4 Автоматизированные методы мониторинга
пассажиропотоков 13
1.5 Модели спроса населения на транспортное обслуживание 20
1.6 Система оплаты проезда в пассажирском транспорте 25
1.7 Выводы по главе 1 и постановка задач исследования 32
Глава 2 Разработка методики определения корреспонденций населения 34
2.1 Разработка метода исследования подвижности населения 34
2.2 Алгоритм определения корреспонденций 36
2.3 Реализация алгоритма определения корреспонденций
с помощью программного обеспечения 40
2.4 Определение параметров пассажирских потоков
на основе известного множества корреспонденций 43
Глава 3 Анализ полученных результатов исследования 46
3.1 Статистическая обработка исследуемых данных 46
3.2 Расчет параметров пассажирских потоков 57
3.3 Технико-эксплуатационные показатели работы маршрутов... 63
3.4 Технико-эксплуатационные показатели работы
транспортных средств 72
Заключение 77
Список использованных источников 78
Приложение А 81
Приложение Б 86
Актуальность темы исследования. Повышение эффективности управления городским пассажирским транспортом общего пользования является необходимым условием обеспечения его конкурентных свойств в условиях быстрого роста парка личных автомобилей. Конкурентные свойства могут быть обеспечены посредством повышения эффективности оперативного управления перевозками и качества транспортного планирования. При этом важным фактором является наличие информации о перемещении пассажиров, получаемых в режиме реального времени.
Одним из возможных путей сбора информации о пассажиропотоках является получение данных по результатам безналичной оплаты проезда в пассажирском транспорте (транзакциях). В этой области отсутствуют систематизированные знания о способах обработки полученных данных и точности мониторинга.
Одним из возможных методов обработки данных, поступающих от источника хранения информации о транзакциях, является расчет межрайонной матрицы корреспонденций.
В этой связи данное научное исследование, посвященное оценке пассажиропотоков городского транспорта общего пользования на основе данных безналичной оплаты проезда, является актуальным.
Рабочая гипотеза состоит в том, что объективная модель пассажирских корреспонденций может быть получена путем обработки накопившейся информации о транзакциях, получаемых по результатам безналичной оплаты проезда.
Целью исследования является разработка методики мониторинга корреспонденций населения в крупных городах, основанной на обработке информации о безналичной оплате проезда в общественном транспорте.
Объектом исследования является совокупность корреспонденций населения в крупном городе.
Предмет исследования - математическая модель корреспонденций населения.
Задачи исследования:
1. Разработка модели корреспонденций населения;
2. Разработка требований, предъявляемых к системе мониторинга;
3. Описание информационных потоков;
4. Методика формирования базы данных (информационная модель потоков населения);
5. Оценка адекватности методики.
В настоящее время определение закономерностей подвижности населения является ключевым вопросом для решения широкого круга транспортных и градостроительных задач. Вследствие нестационарности пассажирских потоков актуальной является проблема разработки методики исследования транспортных потоков за счет комплекса средств постоянного мониторинга подвижности населения, таких как:
- системы автоматизированного учета пассажирских потоков;
- обработка транзакций безналичного расчета за проезд;
- анализ исполненного движения, полученный из информационных систем транспортных организаций;
- постоянно действующий анкетный опрос населения, реализованный через Интернет-ресурсы;
- учет корреспонденций абонентов мобильной связи.
В настоящей работе рассмотрена методика определения пассажирских и транспортных корреспонденций на основе анализа транзакций безналичного расчета за поездку в городском транспорте.
Разработанный алгоритм определения поездок пассажиров (транспортных корреспонденций) и пассажирских корреспонденций (состоящих из одной или нескольких поездок) реализован в компьютерной программе на языке программирования Delphi с использованием реляционной СУБД.
Множество поездок пассажиров (транспортных корреспонденций) и множество пассажирских корреспонденций позволяет посредством коэффициентов линейной аппроксимации определить параметры генеральной совокупности пассажирских корреспонденций.
Подмножество (выборка), используемое для определения параметров генеральной совокупности пассажирских корреспонденций, определяется через соответствующую характеристическую функцию.
На основании множества поездок пассажиров (транспортных корреспонденций) и множество пассажирских корреспонденций, полученных из транзакций безналичного расчета, рассчитаны технико-эксплуатационные показатели работы маршрутов, технико-эксплуатационные показатели работы транспортных средств.