Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Политика России,Китая и США в Центральной Азии (конец XX - начало XXI вв.)

Работа №18989

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
699
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I: Основные направление политики России, Китая и США в Центральной Азии 5
1.1. История развития взаимоотношений России, Китая и США с регионом Центральной Азии 5
1.2. Экономическое сотрудничество Центральной Азии с Россией, Китаем и США 14
Глава II: Сотрудничество и политика России, Китая и США в Центральной Азии в области безопасности 26
2.1. Военно-политическое сотрудничество Центральной Азии с Россией,Китаем и США 26
2.2. Проблемы и угрозы со стороны Центральной Азии для России, Китая и США 38
Заключение 46
Список сокращений 49
Список использованных источников 51
Приложение А 59
Приложение Б 61
Приложение В 63
Приложение Г 64



Актуальность данной темы объясняется тем, что регион Центральная Азия, имеет важное геополитическое значение для России, Китая и США. Стремление на лидерство России, Китая и США в Центральной Азии формируют конкурентную региональную среду, в которой элементы сотрудничества и взаимной поддержки сополагаются с соперничеством, недопониманием и взаимными опасениями.
Целью исследования является анализ политики России, Китая и США в регионе Центральной Азии.
Задачи исследования:
— выявить историю взаимоотношений стран Центральной Азии с Россией,Китаем и США;
—изучить военно-политическое и экономическое сотрудничество Центральной Азии с Россией, Китаем и США;
—проанализировать, как развивается «Большая игра» держав за Центральную Азию;
—рассмотреть основные факторы нестабильности региона (терроризм, наркотрафик).
Объектом данной работы является политика России, Китая и США в регионе Центральной Азии.
Предметом - выявление основных особенностей политики и проблем, которые присутствуют в Центрально-азиатском регионе.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы труды отечественных и зарубежных исследователей на русском языке, а также международные договоры и соглашения. При написании данной работы были использованы труды следующих авторов: С.Т. Акимбекова, А.Я. Бабаджанова, С.Т. Бекбергенова, Ван Хаяна, К.А. Кокарева, Е.М. Кушкумбаева, Н.Ч. Ушакова и ряда других.
В процессе работы были использованы различные нормативно-правовые документы: Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о статусе и условиях пребывания российской авиационной базы на территории Кыргызстана от 22 сентября 2003 г; Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о развитии военно-технического сотрудничества от 10 ноября 2016 г; Договор о предоставлении помощи от Китая в 3,7 миллиона долларов на приобретение передвижных сканирующих комплексов для узбекских пограничных пунктов между КНР и Республикой Узбекистан от 2 апреля 2009 г; Хартия о демократическом партнерстве между США и Республикой Казахстан от 14 февраля 1994 г. и т.д.
Другую группу источников составили информация, размещенная на официальных сайтах международных организаций, расследования журналистов и публикации в средствах массовой информации, а также заявления политиков.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Два десятилетия после распада Советского Союза в Центральной Азии идет процесс формирования новой международно-политической подсистемы. Формально ее рубежи принято проводить по государственным границам местных стран.
Распад СССР сделал Центральную Азию объектом притязаний с трех сторон. В конце 90-х гг. Россия по объективным причинам экономической отсталости и кризиса потеряла свои позиции в данном регионе. Но уже в начале 2000-х гг. Россия окончательно укрепила свои позиции в Центральной Азии. Экономическое сотрудничество России и стран Центральной Азии переживало как взлеты, так и падения. Если прослеживать динамику с 2000-х гг. по наше время, то можно сказать произошел эффективный сдвиг в этой сфере сотрудничества. Наиболее развитые экономические отношения и высокий уровень товарооборота наблюдается между Россией и Казахстаном, а также Кыргызстаном. Россия занимает позицию крупнейшего инвестора в центрально¬азиатский регион. Также важным направлением в развитии отношений со странами Центральной Азии являются миграционные потоки в Россию. РФ обеспечивает рабочими местами и создает условия для социального обслуживания приезжающих граждан из ЦА.
На сегодняшний день довольно эффективно развиваются военно¬политические отношения между странами. В области военно-политического сотрудничества между Россией и странами Центральной Азии подписано много различных деклараций и соглашений, таких как «Меморандум о сотрудничестве по охране внешних границ», «Договор о взаимодействии и сотрудничестве по пограничным вопросам» и т.д. На сегодняшний день в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане расположены действующие российские военные базы. Эффективное развитие в политическом взаимодействие позволяет решать задачи в области экономики, военно-политической сфере, а так же в области безопасности. Россия нацелена на решения ряда задач, таких как: социально - экономические, культурно-гуманитарные, обеспечить стабильность и безопасность в регионе. Сохранение главных позиций в центрально-азиатском регионе для России остается приоритетным направлением.
США наращивали военное присутствие на границах бывшего СССР. Заходили с новыми экономическими и образовательными программами в страны Центральной Азии, пользуясь коллапсом в России и зависимостью нашей экономики от международного валютного фонда. К концу 90-х годов США удалось достичь апогея своего присутствия в стратегически важном регионе, параллельно КНР наращивала свое присутствие. Установив первые дипотношения со странами Центральной Азии, Китай быстро решил все территориальные вопросы и занял новую позицию - экономической экспансии. Все государства Центральной Азии получали инвестиции в инфраструктуру, крупные промышленные, энергетические проекты. Сегодня они во многом экономически зависимы от Китая. И Россия и Китай понимают, что данный регион не может принадлежать - попадать в сферу влияния только кого-то одного. Именно поэтому во многом и появились региональные блоки, такие как ШОС. Задача, которой стала - легитимизировать влияние двух государств в регионе Центральной Азии, а так же за столом переговоров решать судьбу и будущее данного региона.
Тактическая победа России по вытеснению США из Центральной Азии несет и много новых вызовов - это и угрозы насаждающегося террора, и наркотрафик и экономическое бремя. Россия также понимает многосторонние интересы КНР.
Китай в свою очередь предложил всему миру проект «Один пояс один путь», продемонстрировав стратегическую победу в регионе на долгие годы вперед. В свою очередь Евразийский союз, который мы координируем, стал конкурентом китайскому проекту «Один пояс, один путь». В будущем эти проекты могут сливаться и сотрудничать, а также создать эффективное экономическое сотрудничество. Но с другой стороны выступает США, хоть они и переместили свои интересы из ЦА, создавать угрозы политическим режимам в этих странах они не перестанут. И это наш основной вызов, по сохранению политической стабильности в этом регионе. Чтобы и в дальнейшем обеспечивать свою пограничную безопасность.
Экономические инициативы, так или иначе затрагивающие территорию стран Центральной Азии, выдвигают все три крупных внешних игрока как Россия, Китай, так и США.
В военной сфере в регионе ЦА, доминирующее положение по-прежнему занимает Россия. Однако Китай продолжает наращивать масштаб взаимодействия со странами Центральной Азии, в последнее время - без участия России. В краткосрочной перспективе Москве выгодно такое положение дел, поскольку у двух государств очень схожие представления об угрозах безопасности. В долгосрочной перспективе усиление военной активности Китая в регионе за рамками ШОС может привести к конкуренции между Россией и КНР. Позиция США относительно Центральной Азии пока не ясна. Влияние в регионе могло бы принести Вашингтону существенные геополитические дивиденды.
Все три страны обеспокоены распространением влияния в регионе террористической организации «Исламское государство». Больше всего возможность проникновения боевиков из этой группировки в страны Центральной Азии волнует Россию и Китай, поскольку в этом случае сами эти государства станут целью для террористов. Ни Россия, ни Китай пока не готовы взять на себя экономические и военные издержки в случае окончательного вывода американских войск из Афганистана.



1. Нормативно-правовые документы
1. Декларация о расширении и углублении российско-казахстанского сотрудничества от 20 января 1995 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/17355375/15005647/;
2. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 7 июня 1992 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/B920005500/;
3. Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 30 мая 1992 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20160425/1417406613.html/;
4. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Таджикистаном от 25 мая 1993 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/1119506/;
5. Договор о союзничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Кыргызстаном от 27 июля 2000 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=4985/;
6. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан от 10 июня 1992 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/1119104/;
7. Договор о стратегическом партнерстве, в котором определены приоритетные направления сотрудничества в военно-политической, торгово-экономической и
гуманитарной областях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 16 июня 2004 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.hyno .ru/tom2/ 1765.html/;
8. Договор о создании Центра транзитных перевозок в международном
кригизском аэропорту «Манас» между Республикой Кыргызстан и США от 22 июня 2009 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://rg.ru/2009/06/24/manas.html/;
9. Договор о взаимодействии и сотрудничестве по пограничным вопросам
между Российской Федерацией и Казахстаном от 9 января 2004 г.
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/1156480/;
10. Договор о создании Центра транзитных перевозок в международном
кригизском аэропорту «Манас» между Республикой Кыргызстан и США от 22 июня 2009 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://rg.ru/2009/06/24/manas.html/;
11. Договор о государственной границе между Российской Федерацией и Казахстаном от 18 января 2005 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1052788&page=1/;
12. Договор о предоставлении помощи от Китая в 3,7 миллиона долларов на
приобретение передвижных сканирующих комплексов для узбекских пограничных пунктов между КНР и Республикой Узбекистан от 2 апреля 2009 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.fergananews.com/article.php?id=6924/;
13. Договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 11 ноября 2013 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/70826972/;
14. Меморандум о сотрудничестве по охране внешних границ между Российской Федерацией и странами ЦА от 24 декабря 1993 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bibliotekar.kz/suverennyi-kazahstan-na-rubezhe- tysjache/stanovlenie-vneshnei-politiki-respubliki.html/;
15. План сотрудничества между США и Узбекистаном о сотрудничестве в области демилитаризации объектов, которые относятся к химическому оружию от 4 сентября 2009г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.studfiles. ru/preview/3858606/page: 9/;
16. Соглашение между Россией, Китаем, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном об укреплении доверия в военной области в районе границ от 26 апреля 1996 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z960000057_/links/;
17. Соглашение между Российской Федерацией и Таджикистаном о правовом
статусе пограничных войск РФ на территории Таджикистана от 25 мая 1993 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=26841/;
18. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о сотрудничестве по пограничным вопросам и Соглашение между двумя странами о порядке передачи Кыргызстану под охрану всех участков ее государственной границы от 5 мая 1999 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.lawmix.ru/abro/4889/;
19. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о статусе и условиях пребывания российской авиационной базы на территории Кыргызстана от 22 сентября 2003 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30296611/;
20. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о
развитии военно-технического сотрудничества от 10 ноября 2016 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/456039044/;
21. Соглашение между государствами-членами Шанхайской Организации Сотрудничества о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров от 17 июня 2006 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //www.lawmix.ru/abrolaw/5826/;
22. Хартия о демократическом партнерстве между США и Республикой Казахстан от 14 февраля 1994 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1024939/.
23. Аллисон Р. Центральная Азия и Закавказье: региональное
сотрудничество и фактор российской политики. - М., 2004. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/584534#ixzz3WUUXf9Sf;
24. Азовский И.П. Центральноазиатские республики в поисках решений транспортной проблемы. - М., 1999. - 297 с.;
25. Акимбеков С. Российская политика в Центральной Азии. - М., 2000. - 278 с.;
26. Аналитическая справка о торговом сотрудничестве между Россией и странами ЦА с 1992 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade/;
27. Ашимбаев М. Современная геополитическая ситуация в Центральной Азии в контексте интересов мировых и региональных держав // Казахстан в глобальных процессах. - 2005. - №2. - С. 13-24;
28. Бабаджанов А.Я. Военно-политическое сотрудничество постсоветских государств. - М., 2013. 254 с.;
29. Бабаян, Д. Экономическое сотрудничество США и Центральной Азии / Д. Бабаян // Свободная мысль. - 2006. - № 11-12. - С. 40-59;
30. Байбосунов К. Геополитические ориентиры Кыргызстана // Центральная Азия и Кавказ. - 2004. - №4. - С. 177-178;
31. Бекбергенов, С. Перспективы экономического сотрудничества Казахстана и СУАР КНР / С. Беркбергенов // Китай и социализм. Актуальные проблемы изучения экономики, политики, истории и культуры Китая. Тезисы докладов I всесоюзной научной конференции (Москва, 9-11.10.1990). Ч. 1.-М.: АН СССР, 1990. - С.18-24;
32. Ван Хайян. Чжунго юй ЧжунъЯ уго цзинмао гуаньсидэ сяньчжуан цзи фачжань цяньцзин (Современное состояние и перспективы торгово -
экономических связей КНР с государствами Центральной Азии) // Синьцзян шэхуэй цзинцзи. 1996. №2. - С. 34-40;
33. Выступление президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на саммите глав государств еще Средней Азии на собрании глав 5 государств // Посольство Республики Казахстан [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //mfa.greengo .kz/ru;
34. Выступление президента Республики Узбекистан И.А.Каримова на саммите СНГ в 2015г. // Посольство Республики Узбекистан [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mfa.uz/ru/;
35. Гоцзи шиесядэ ЧжунъЯ яньцзю (Центральноазиатские исследования с точки зрения международной ситуации) / Под ред. Лэй Линь, Чэнь Тун: Цие гуаньли чубаньшэ. - М,. 2012. - 490 с.;
36. Джекшенкулов А. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе. - М., 2000. - 304 с.;
37. Жатканбаев Н. Международный экстремизм и терроризм как угроза Национальным интересам Казахстана. // Саясат Policy №1. 2005г. С. 30-35;
38. Жуков С.В., Центральная Азия в социально-экономических структурах современного мира. - М., 2001. - 244 с.;
39. Клименко М.С. ШОС и проблемы безопасности в Центральной Азии. - М., 2006. - 278 с.;
40. Космарская Н.П. «Дети империи» в постсоветской Центральной Азии: адаптивные практики и ментальные сдвиги. - М., 2006. - 203 с.;
41. Кокарев, К.А. К вопросу о политике ШОС в сфере безопасности / К. А. Кокарев // Шанхайская организация сотрудничества: от становления к всестороннему сотрудничеству. - М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2008. - 398 с.;
42. Корсун, В. А. «Китайский мировой порядок»: иерархия партнерства / В. А. Корсун // Северо-восточная и Центральная Азия. Динамика международных и межрегиональных взаимодействий / Под ред. А. Д. Воскресенского. - М.: РОССПЭН, 2004. С. 23-27;
43. Колеров, М. Новые координаты Средней Азии [Электронный ресурс] / М. Колеров // Информационный портал «Восточное агентство OSTKRAFT». -
2013. - 17 февраля. - Режим доступа: http://www.ostkraft.ru/ru/articles/332;
44. Кушкумбаев С.К. Центральная Азия на путях интеграции: геополитика, этничность, безопасность. - М., 2012. - 403 с.;
45. Кузьмина Е.М. Геополитика Центральной Азии. - М., 2007. - 225 с.;
46. Лузянин С. Г. Китай, Россия и Центральная Азия: разграничение региональных интересов // Китай в мировой политике. - М., 2001. - 322 с.;
47. МИД КНР: Банк развития ШОС не противоречит стратегиям БРИКС и AIIB // РИА Новости. 10 июля 2015 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ria.ru/economy/20150710/1125076200.html;
48. Резникова О. Россия и страны Центральной Азии: взаимодействие на рубеже тысячелетий. - М., 1997. - 237 с.;
49. Сагиндиков, Е. Экономическое развитие региона в контексте сотрудничества с Китаем / Е. Сагиндиков // Вестник дипломатии. - 2010. - №5 (27). - С. 70-81;
50. Сафаров, Н. Таджикистан: торговля и инвестиции в 2010 году [Электронный ресурс] / Н. Сафаров // Интернет портал «Живой журнал», пользователь Almaz 2002. - 2010. - 3 декабря. - Режим доступа:
http: //almaz2002.livej ournal .com/7 812.html;
51. Серебрякова, Н. В. Шанхайская Организация Сотрудничества: Многосторонний компромисс в Центральной Азии / Н. В. Серебрякова. - М.: ИнфоРос, 2011. - 208 с.;
52. Трофимов Д. Центральная Азия: проблемы этноконфессионального развития. - М., 1194. - 396 с.;
53. Ушакова Н. Центральноазиатское сотрудничество: направления
трансформации // Центральная Азия и Кавказ. - 2003. - №3. - С. 144-150;
54. Чжао, Ч. Дуй Гоцзи шэхуэй пубянь гуаньчжудэ Чжунъя цзигэ вэньтидэ каньфа (Несколько точек зрения на проблемы Центральной Азии: взгляд мирового сообщества) / Чжао Чанцин // Элосы ЧжунъЯ Дуноу яньцзю. - 2010. - №1. - С. 21-26;
55. Шарапова С. Многосторонняя дипломатия Узбекистана в условиях антитеррористической кампании // Центральная Азия и Кавказ. - 2002. - №4. - С. 105-106;
56. Ян, Ж. Оумэндэ ЧжунъЯ юаньчжу шисянь яньцзю (Исследование опыта помощи ЕС странам Центральной Азии) / Ян Жу, Цзэн Сянхун // Дунбэй Я луньтань. - 2008. - №3. - Том 17. - Май. - С. 36-41.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ