Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДВИЖЕНИЕ ТАЛИБАН И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ДИНАМИКУ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Работа №89658

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы100 с.
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
139
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРИЧИНЫ, ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ
ТАЛИБАН И УГРОЗЫ ИСХОДЯЩИЕ ОТ НЕГО 17
§ 1.1 Основные причины и предпосылки формирования движения Талибан
17
§ 1.2 Угрозы и вызовы, исходящие от движения «Талибан» для
Центральной Азии 27
ГЛАВА II. ПОЗИЦИИ ПАКИСТАНА И АФГАНИСТАНА ПО
ОТНОШЕНИЮ К РАДИКАЛЬНОМУ ДВИЖЕНИЮ ТАЛИБАН 35
§ 2.1 Особенности политики Пакистана по отношению к Афганистану в
контексте движения Талибан 35
§ 2.2 Режим Талибан в Афганистане источник межэтнических конфликтов
46
ГЛАВА III. БЕЗУСПЕШНАЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ В
АФГАНИСТАНЕ (АТО) И ЕЁ НЕГАТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 59
§3.1 Завершение АТО Запада в Афганистане и рост политической
нестабильности в стране 59
§3.2 Сотрудничество государств ОДКБ по предотвращению угроз, исходящих из Афганистана 69
Заключения 84
Библиографический список 92
Список принятых сокращений 101


Актуальность темы исследования. Проблема исламского политического движения является одним из насущных вопросов современности. В мусульманских странах на протяжении последних десятилетий XX в. происходил подъем религиозно-политического течения, которое в историографии называют «исламским возрождением». Этим объясняется интерес к событиям в Афганистане, где в определённые исторические периоды религиозно-политические силы играли определяющую роль во второй половине XX в. - начале XXI в. Между особенностями государственного устройства и радикализацией ислама существует определенная связь. В связи с этим, особое внимание уделяется одному из крупнейших по структуре и силе влияния движению «Талибан». Именно Афганистан стал одной из первых стран, где власть перешла в руки представителей политического ислама. Это движение смогло захватить власть в Кабуле в 1996 г. и в течение пяти лет боролось за полный контроль над 10 территорией страны, пытаясь установить одновременно в Афганистане режим жесткой исламской диктатуры.
Возникновение движения во многом обусловлено внутриполитическим и экономическим развитием Афганистана. Страна в 90-е гг. не смогла избежать острых внутренних конфликтов, вызванных не столько взаимодействием внутренних обстоятельств, сколько активным участием внешних акторов в афганских событиях, в особенности принимая во внимание геостратегическую важность региона, граничащего с Афганистаном. После событий 2001 г., по мнению исследователей, судьба Афганистана во многом зависела от того, насколько успешно мировому сообществу удастся воздействовать на «Талибан» .
Актуальность исследования обусловлена также силой влияния движения Талибан в центральноазиатском регионе, где исламский терроризм проявляется с особой активность, а сам регион, по мнению экспертов, входит в круг стратегических интересов идеологов международного исламского экстремизма. Накопившиеся в процессе социалистического строительства проблемы и противоречия способствовали тому, что всё постсоветское пространство стало ареной социально-политических и идеологических конфликтов, резкого снижения уровня жизни населения, повышения уровня преступности, появления различных политических сил и религиозно - политических партий, которые претендовали на господство и установление нового порядка. Неудовлетворённость приобретает открытую форму, такую как терроризм и экстремизм, стимулирует возникновение социальных движений, в ходе которых выдвигаются лидеры, программы и лозунги, формируется идеология защиты интересов. Особо актуальным является изучение данной проблемы для обеспечения безопасности и стабильности в Республике Таджикистан, которая имеет с Афганистаном не только протяженную границу, но и языковую, этническую, культурно-историческую и религиозную общность. В связи с этим, политическая ситуация и высокая роль политического ислама в Афганистане способна влиять на политизацию ислама в центральноазиатской республике.
Таким образом, изучение истории движения Талибан в контексте влияния на международную ситуация в центральноазиатском регионе, а также исторический опыт преодоления угроз исламского экстремизма, представляют научную значимость и актуальность.
Объектом исследования является политическая ситуация и международные отношения в центральноазиатском регионе в конце XX - XXI в.
Предмет исследования: движение Талибан и его роль в развитии региональной центральноазиатской подсистемы международных отношений в конце XX - XXI в.
Степень изученности проблемы. История движения «Талибан» и его влияние на региональную и мировую безопасность получила широкое освещение в современной историографии.
Важную роль при изучении проблемы играли фундаментальные работы российских исследователей по проблемам современных общественно - политических движений в религиозной форме, их идеологии и практической деятельности . В течение нескольких последних лет было опубликовано ряд научных работ, посвященных анализу социально -политических факторов возникновения исламских террористических организаций. Среди них можно выделить исследования С. Абашина, Д. Сатпаева .
Влияние политического ислама на развитие идеологий экстремистских организаций рассматривается в исследованиях Ю. Федорова, А. Сафонова, которые подчеркивают, что террористические группировки обратились к радикальному исламу не случайно. В частности, Ю. Федоров отмечал, что «как и экстремистские политические движения, терроризм невозможен без основательного и агрессивного идеологического фундамента. Последний необходим, чтобы оправдать и обосновать самопожертвование, убийства мирного населения, массовые репрессии и тому подобное. Внимание экстремистских сил и террористических организаций к исламу обусловлено рядом его особенностей. В нём, как в любой религиозной или светской идеологической системе, видную роль играет проблема отношений с иноверцами» . По мнению А. Сафонова, исламский экстремизм выступает следствием исламского фундаментализма и представляет собой «новое выражение идеи возрождения чистоты раннего ислама» .
Основные аспекты исламского экстремизма, влияние религиозного фактора на характер экстремистской деятельности исследуются учёным Р.Г. Ландой, который подчеркивал, что «исламизм вовсе не ограничивается мусульманским Востоком и Востоком вообще. Он стремится действовать по всему миру, используя любые конфликты или кризисы для того, чтобы под тем или иным предлогом внедрить свои структуры на всех континентах» .
Отдельные аспекты проблемы затронуты в работах, посвященных истории создания и появления террористических организаций и экстремистских сил в центральноазиатском регионе . Особенности проявления исламского экстремизма на постсоветском пространстве рассматриваются в исследованиях В.Н. Пластуна, О. Молдалиева, К.Л. Сыроежкина .
Изучение проблемы деятельности религиозно-политических экстремистских организаций будет неполным, если не затронуть вопрос о сотрудничестве государств Центральной Азии, России, США и Китая в сфере обеспечения региональной безопасности. Так, современные проблемы региональной безопасности рассматриваются в работах С.В. Голунова, С.Г. Лузянина . В области освещения проблемы противодействия экстремизму в международном плане следует выделить исследования В. Петровского, М. Эсенова, А. Князева, В.М. Заварзина .
Изучение вопросов исламского экстремизма на Востоке, изучение истории движения «Талибан» невозможно без освещения такого аспекта как проблема американского присутствия в Центральной Азии . Появляются исследования, в которых прослеживаются как прогрессивные оценки, так и крайне негативные мнения, связанные с действиями США по обеспечению безопасности Центрально-Азиатского региона. О.Н. Барабанов в своих исследованиях анализирует основные тенденции в политике США по отношению к странам Центральной Азии, характеризует основные экономические и политические факторы, влияющие на позицию США в отношении стран бывшего Советского Союза .
Российский исследователь Е.Ф. Троицкий рассматривает политику США в Центральной Азии до и после 11 сентября 2001 года, выделяет этапы её трансформации в сторону активного участия в обеспечения безопасности Центрально-Азиатского региона, как обеспечения национальных интересов США .
В исследовании П.А. Лузина подчеркивается, что сегодня политическая суть афганской проблемы в контексте внешней политики США и международных отношений в целом выходит далеко за рамки частных вопросов о форме возможного присутствия стран международной коалиции в Афганистане после вывода ее основных сил в 2014 г. или о влиянии политических процессов в этой стране на соседние страны и рассматривается значительно шире .
Отдельным блоком можно выделить исследования, посвященные непосредственному изучению истории движения «Талибан» . Ряд исследований посвящены роли Афганистана в региональной системе международных отношений . Отдельные аспекты проблемы затрагиваются в исследованиях, посвященных политической истории Афганистана . Данные работы позволяют выявить и охарактеризовать исторические обстоятельства возникновение идеологии Талибан и причины ее распространения в Афганистане.
Влияние религиозного фактора на процесс зарождения движения рассматриваются в исследованиях А.Б. Оришева . В работах М.И. Анпилоговой подчеркивается, что движение Талибан стало результатом радикализации ислама в регионе .
Различным аспектам деятельности ОДКБ, деятельности ОДКБ в процессе поддержания региональной безопасности посвящены работы Н.Н. Бордюжи, А. Ю. Никитиной, В. Д. Николаенко. Ю. А. Никитина анализирует ОДКБ и ШОС в аспекте международного взаимодействия с целью создания региональной безопасности. По ее мнению, региональное сотрудничество в сфере безопасности можно существенно повысить в ближайшее время, если действовать в направлении объединенных усилий ОДКБ и ШОС, а не только разделяя функции этих организаций. А.Н. Михайленко уделяет большое внимание вопросам интеграции и проблемам безопасности на территории Содружества независимых государств .
Проблема роли и места движения Талибан и, в целом, исламского экстремизма, активно разрабатывается и в зарубежной историографии. Немало научных работ, касающихся вопроса безопасности центральноазиатского региона в контексте американских интересов представлено американскими исследователями: Марта Брилл Олкотт, Аллисон Рой, Lynn Pascol, Marlene Smith, К. Пауэлл . Изучению роли политического ислама в Афганистане посвящено исследование Роя Оливера . Развитию исламизма на Востоке посвящено исследование французского ученого Жиля Кепеля .
Таким образом, в современной отечественной и зарубежной историографии предпринимаются попытки исследовать историю возникновения и развития движения Талибан и его влияние на стабильность и безопасность в центральноазиатском регионе. Однако, несмотря на наличие целого ряда исследований, отсутствует комплексное исследование, посвященное влиянию Движения Талибан и на динамику международных отношений в Центральной Азии, что подчеркивает важность и
необходимость исследования данной темы.
Цель исследования - проведение комплексного анализа истории движения Талибан и определение его влияния на международные отношения и региональную безопасность в Центральной Азии.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие взаимосвязанные исследовательские задачи:
1. выявление причин и предпосылок возникновения движения Талибан в Афганистане;
2. выявление и обоснование позиции Пакистана в отношении движения Талибан;
3. проведение комплексного анализа угроз и вызовов безопасности для центральноазиатского региона от деятельности движения Талибан;
4. определение эффективности антитеррористической операции в
Афганистане и выявление ее последствий;
5. анализ основных направлений сотрудничества государств - членов ОДКБ по сохранению региональной безопасности в центральноазиатском регионе и предотвращению проникновения угроз, исходящих из Афганистана.
Территориальные и хронологические рамки исследования обусловлены заявленной проблемой и затрагивают территорию Афганистана и Пакистана, а также сопредельных государств постсоветской Центральной Азии конец XX - начале XXI века.
Источниковая база исследования представлена документами и материалами, отражающими деятельность религиозно-политических организаций Афганистана, а также отношение к данному движение в государствах России, Центральной Азии и мировом сообществе. Основополагающими являются программные документы партии ,
конституция Исламского Эмирата Афганистан .
Среди материалов международных межправительственных
конференций по Афганистану следует особенно отметить документы, которые относятся к решениям международных конференций по Афганистану: Боннской конференции 2001 г., Берлинской конференции 2004 г., Лондонской конференции 2006 г., Римской конференции 2007 г.,
Парижской конференции 2008 г., Московской конференции 2009 г., Гаагской конференции 2009 г., Лондонской конференции 2010 г. Среди официальных документов и материалов выделим резолюции и другие документы международных и региональных организаций, таких, как ООН, ЕС, ШОС и др. Особый интерес представляли многочисленные резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета безопасности ООН, принятые по Афганистану, и отражающие подходы мирового сообщества к урегулированию афганского кризиса .
Важную группу источников для исследования представляют собой опубликованные официальные правительственные материалы
внешнеполитических ведомств ведущих европейских стран, США, России, Пакистана, Ирана, Индии, проливающие свет на позицию государств по афганскому кризису и ситуации в регионе в целом . Еще одна группа источников представлена заявлениями лидеров государств,
высокопоставленных государственных деятелей, которые отражают различные подходы региональных и внерегиональных сил к разрешению афганского кризиса и будущему регионов Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии .
Отдельным блоком источников выступают документы и материалы, отражающие основные направления деятельности ОДКБ. Это, прежде всего, концепции и доктрины в области внешней политики, национальной безопасности государств - участников ОДКБ (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. ; Концепция внешней политики Республики Таджикистан от 2015 г. и др.). Данная группа нормативных актов позволяет проследить эволюцию курсов внешней политики и определить место центральноазиатского региона в мировой геополитике, определить как центральноазиатские государства видят свое место и роль в глобальной системе международных отношений.
Важную роль играют нормативно-правовые акты, определяющие формат, цели и задач функционирования ОДКБ и взаимодействия стран - участниц в рамках данной структуры (Договор о коллективной безопасности 1992 г.; Устав Договора коллективной безопасности; Декларация Саммита ОДКБ 2008 г. ; Совместное заявление государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности о ситуации вокруг Договора о РСМД, 11 июня 2018 года город Алматы и т.д). Не менее важным источником при подготовке диссертации стали интернет-ресурсы - официальный сайт ОДКБ, на котором представлены различные материалы, отражающие его историю,
современные тенденции развития, основные направления взаимодействия стран-участниц ОДКБ .
В целом, представленная источниковая база является репрезентативной и позволяет решить поставленные в работе задачи.
Методологическая основа. Основной концепцией, в рамках которой разрабатывается представленная тема, является концепция «баланса сил», которая подробно раскрывается в работе А.Д. Богатурова . Данный баланс заключается в поддержании таких международных отношений, при которых усиление отдельной державы в рамках существующей системы не угрожало бы суверенитету и безопасности остальных её субъектов. Условия для поддержания многополярного баланса сил, по мнению М. Каплана заключались в следующем:
1. действовать с целью расширения своих стратегических возможностей, предпочитать переговоры открытым столкновениям; 2. предпочитать открытое столкновение отказу от шанса на расширение своих возможностей; 3. предпочитать прекращение столкновения полному уничтожению одного из игроков; 4. действовать против любых коалиций или одиночных игроков, стремящихся к захвату доминирующих позиций в регионе; 5. сдерживать игроков, соблюдающих наднациональные организующие принципы и нормы; 6. позволять игрокам, которые были побеждены или связаны ограничениями, заново внедряться в систему в качестве партнеров; 7. относиться ко всем игрокам как к партнерам постольку, поскольку они играют приемлемые для поддержания стабильности системы роли.
При условии соблюдения обозначенных правил международная система оказывается в ситуации равновесия . Развитие международной ситуации в Центральной Азии в связи с этим, рассматривается с точки зрения динамики баланса сил на региональном и глобальном уровнях, имея в виду, что Россия и США не только все активнее участвуют в процессах в данных регионах, но и пытаются найти оптимальную формулу взаимодействия во имя мира и стабильности.
Методами исследования выступили общенаучные метода анализа и синтеза, а также историко-генетический, который применяется для последовательного раскрытия изменений, происходящих в регионе в процессе становления и развития движения Талибан, и историко-системный методы. Основные аспекты историко-системного метода, используемые в данной работе, представлены структурным и функциональным анализом. Историко-системный метод позволил рассматривать движение Талибан в неразрывной связи с существующей мировой и региональной внешнеполитической ситуацией, анализировать основные направления его деятельности и определить влияние движения на динамику международных отношений в центральноазиатском регионе.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в современной историографии обоснованы роль и место движения Талибан в развитии международных отношений в Центральной Азии, определены причины политической нестабильности в Афганистане в начале XXI в., выявлены и обоснованы основные направления взаимодействия государств - участников ОДКБ по реализации программы обеспечения региональной безопасности.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при разработке тактики и стратегии внешней политики центральноазиатских государств в процессе борьбы с проявлениями международного терроризма и экстремизма. Основные материалы и выводы исследования могут послужить основой для написания обобщающих работ по истории движения Талибан, истории религиозно - политических движений Ближнего и Среднего Востока конца XX - начала XXI в, анализу современных международных отношений в центральноазиатском регионе.
Структура работы определена поставленными задачами и состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка. В рамках введения определена актуальность исследуемой темы, охарактеризованы степень изученности проблемы выделены объект и предмет исследовательской работы, определены её цель, задачи, проанализированы источниковая база, методология и методы исследования. Первая глава магистерской диссертации посвящена причинам и историческим обстоятельствам возникновения движения Талибан, анализу угроз и вызовов, исходящие от движения Талибан для государств Центральной Азии.
Во второй главе исследования проводится сравнительный анализ позиции Пакистана и Афганистана по отношению к радикальному движению Талибан, выявляются особенности политики Пакистана по отношению к Афганистану после прихода к власти движения Талибан. Третья глава представляет собой анализ позиций США и стран Запада к политической ситуации в Афганистане, рассматривается ход и значение антитеррористической операции и определяется ее эффективность, проводится анализ деятельности ОДКБ по поддержанию региональной безопасности в центральноазиатском регионе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Отношения между двумя соседними странами Афганистана и Пакистана до трагических событий 11 сентября 2001г. носили дружественный характер. Пакистан был самым верным покровителем и союзником талибов. Тогда как США, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), вначале с энтузиазмом встретившие движение «Талибан», постепенно теряли к нему расположение по мере того, как режим талибов все больше превращался в изгоев цивилизованного общества.
Новый пакистанский режим, как это было и прежде, явился главным представителем Кабула на международной арене, выразителем его интересов. Он доводил до членов мирового сообщества точку зрения Талибовского Кабула по тем или иным вопросам, предоставлял его место для важных международных форумов по афганкой проблеме, помогал налаживанию контактов талибов с заинтересованными странами. Новые пакистанские власти, обязавшиеся выполнить решение Совета Безопасности от 15 октября 1999 г. о введении санкции против талибов, тем не менее расценили это решение как несправедливое, «контрпродуктивное», лишь усиливающее «гуманитарную трагедию народа Афганистана».
Пакистан продолжая военное сотрудничество с талибами, в
Афганистан перебрасывал оружие, боевиков, которые вместе с арабами У. бен Ладена составляли ударную силу талибского движения. О том, что Исламабад усилил поддержку талибов, говорилось и в ежегодном докладе государственного департамента США по терроризму, опубликованному в апреле 2001 г.
Руководство «Талибан» отказалось от экстрадиции У. бен Ладена, несмотря на все уговоры Исламабада. Последний как бы предчувствовал, что в проблеме «террориста №1» сосредоточена судьба всей афганской кампании. И действительно, сначала этот деятель «развел» «Талибан» и США, превратив последних из сторонников движения в его непримиримых противников. Затем У. бен Ладен «развел» Кабул и Исламабад и, наконец привел к краху кабульский режим по установлению принципиально новой исламской ситуации в Афганистане.
Но самое главное, талибы, несмотря на весь свой исламский фундаментализм, безразличный к национальным «перегородкам» между «правоверными», проявили себя пуштунскими националистами и не признали, «линию Дюранда» в качестве государственной границы между двумя соседними государствами, чего всегда добивался Исламабад.
Пакистан был самым близким союзником Афганистана в силу ряда обстоятельств- исторических и культурных связей, этнической близости пуштунов обоих государств.
Талибский Афганистан был крайне заинтересован и зависим от Пакистана, особенно по мере усиления международной блокады. Пакистанские спецслужбы, имели с талибами давно наработанные связи и в какой-то мере находились под влиянием исламского радикализма «Талибан», они изыскивали возможности поставок на север Афганистана оружия и боеприпасов, материальной помощи. С помощью фундаменталистких организаций, особенно таких как «Харакат уль-муджахедин», «Лашкар-и Джанги» и др., перебрасывали в Афганистан вооруженных боевиков. Ежегодно в различных пакистанских или афганских городах происходили закрытие встречи и совещания представителей «Аль-Каиды» и талибов с руководством наиболее экстремистских военизированных организаций - «Харакат уль-муджахедин», «Лашкар-и Тойба» и т.д.
Участвовали в них и лидеры террористических организаций из Центральной Азии, таких как Исламское движение Узбекистана.
Зарубежные исламские благотворительные фонды, включаяи пакистанские и арабские оказывали Движению «Талибан» финансовую помощь.
Но, пожалуй, наиболее существенной в то время была политико-дипломатическая поддержка Исламского Эмирата, особенно на фоне ее ослабления другими странами даже такими, как Саудовская Аравия и ОАЭ.
В Пакистане, как и прежде, озвучивались официальные заявления руководителей «Талибан». Причем в условиях блокады Афганистана это было крайне важно для кабульского правительства. Так, первая его реакция на решение ООН о санкциях в декабре 2000 г. поступила из Исламабада. В ней, в частности, говорилось, что «это открытое вмешательство в наши дела только продлит войну». Лидер Талибан М. Омар, назвал ООН
«инструментом Вашингтона» и подверг ее критике за неспособность решить ни одну проблему мусульманского мира»; он призвал все исламские страны покинуть ООН.
После 11 сентября 2001 г. резко изменился ход событий в регионе, была создана мощная антитеррористическая и антиталибская коалиция государств, в рядах которой оказался и Пакистан.
Изменение афганской политики, поворот на 180 градусов был для Пакистана далеко не простым делом и дался нелегко. Вчерашние друзья и союзники становились врагами, а с врагом- Северным альянсом - надо было налаживать отношения, так же как и со стоящими за ним недружественными странами- Индией и Ираном.
Исламабад пытался отделить талибов от У. бен Ладена и его «Аль-Каиды» и тем самым спасти первых. В Афганистан вскоре после 11 сентября были посланы две делегации - официально - государственная и духовных лиц. Они вели переговоры с политическими лидерами и религиозными деятелями, буквально умоляя их понять серьезность ситуации и избавиться от столь сильного раздражителя США, как бен Ладен, и тем самым предотвратить «акцию возмездия» против самих талибов. Но все было напрасно. Талибы вновь и вновь отказывались выдворить У. бен Ладена.
После этого пакистанцы попытались в какой-то мере уберечь талибов от полного разгрома и ослабить значение Северного альянса. Была выдвинута идея о привлечении к власти так называемых умеренных талибов, которые заменят старое негибкое, не способное ни к каким переменам руководство движения «Талибан». В какой-то мере эту идею поддержали США, которые также не хотели единовластия Северного альянса. В западной прессе много говорилось о тайном пребывании в октябре в Исламабаде представителей «умеренных талибов» во главе с В. Мутаввакилем и о встрече их с находившимся тогда в Пакистане госсекретарем США К. Пауэллом.
В дальнейшем Пакистан и США, опасаясь усиления Северного альянса, выступали против взятия им Кабула до создания новой власти, а затем - за его демилитаризацию. Обе страны прилагали усилия по ослаблению позиции Северного альянса.
Пакистан после краха талибов и неудач с привлечением «умеренных талибов», взял курс на усиление позиций пуштунов. Он положительно отнесся к утверждению главой временной афганской администрации одного из пуштунских лидеров Хамида Карзая, связанного с бывшим президентом Б. Раббани, но затем отошедшего от него и от Северного альянса.
Разумеется, пакистанское правительство установить контакты и с другими политическими группами, прежде всего с наиболее сильной из них Северным альянсом. В ходе конференции в Бонне представителей основных политических сил Афганистана (конец ноября - начало декабря 2001 г. ), где формировалась временная афганская администрация, президент Пакистана П. Мушарраф заявил о поддержке формирования в Афганистане правительства на широкой основе и о признании Северного альянса и всех групп, входящих в него. Контакты между ними были инициированы при посредничестве Ирана и Турции, и получили одобрение США. Нетрудно заметить, что в этом были заинтересованы обе государств Афганистан и Пакистан.
В феврале 2002 г. состоялся первый визит Х. Карзая в Пакистан, в ходе которого он призвал «забыть прошлое обиды и начать новую эру сотрудничества между Афганистаном и Пакистаном». Карзай поблагодарил пакистанские народ за поддержку Афганистана в избавлении от режима талибов, а также за оказание гостеприимство миллионам афганских беженцев.
Руководители Пакистана после 11 сентября осудили «этот жесточайший акт насилия». Пакистан противился проведению «акций возмездия», а когда они начались выступал за их скорейшее прекращение.
Однако вскоре официальному Пакистану пришлось конкретизировать свои широковещательные заявление и перейти к практическим шагам. Сыграло свою роль и разностороннее давления США, сопровождающееся, как обычно в таких случаях, обещаниями экономических и политических выгод. Как известно, Пакистан после испытания ядерного оружия в мае 1998 г. находился под давлением жестких санкций США и других западных держав. Пакистанская экономика, десятилетиями развивавшаяся при опоре на иностранную помощь, оказался в тяжелейшем положении.
Участие в антитеррористической акции сопровождалось для Пакистана огромными внешнеполитическими изменениями. До этого он находился в изоляции на мировой арене, был чуть ли не мировым изгоем. Его членство в некоторых многосторонних организациях было приостановлено. «Сильные мира сего» старательно избегали посещать Пакистан и принимать его руководителей. После сентябрьских событий все изменилось. Санкции были сняты.
После коренного изменения ситуации в Афганистане Пакистан, тем не менее, продолжает играть важную роль в регионе. Объясняется это рядом факторов, и прежде всего сотрудничеством с США. Пакистан практически во всем и на всех стадиях поддерживал Вашингтон.
Сближению позиции Ирана и Пакистана по Афганистану
содействовало не только то, что они оказались по одну сторону баррикад. Против международного терроризма как и в предшествующие годы, стороны понимали что, только совместно они могут представлять значительную силу в Афганистане, имея под своим влиянием в таком случае почти все население страны.
Когда Пакистан принял решение о разрыве с талибами и присоединении к антитеррористической операции, казалось, что его позиции в регионе резко ослабнут. Отказ от такой реальной и значительной силы, которой являлись талибы, представлялся невосполнимой потерей. Однако последующие события показали правильность предпринятого Исламабада шага. Пакистан, подключившись на ранней стадии к антитеррористической операции, извлек из этого максимум пользы. Он остался важным участником уже новых процессов в Афганистане, сохранив свои посреднические функции, связи со многими политическими фигурами.
Пакистан восстановил свое положение на мировой арене, избавился от суровых международных санкций, обеспечил себе благоприятные торгово - экономические условия, поступление иностранной помощи. Прежний путь с талибами был бесперспективен, он ничего не давал Пакистану и лишь доставил бы ему большие внутренние и внешние неприятности.
Участившиеся в январе- марте 2017 терактов в Афганистане, рассмотрение зон захвата Талибами территории Афганистана доказывает о поддержке этого движения со стороны Исламабада, что осуждает общественностью и руководствами Афганистана и США.
12 марта 2017г. на состоявшееся в Москве саммите с участием министров иностранных дел 14 стран по Афганистану Раббани - министр иностранных дел Афганистана ответил, что: противника необходимо уничтожат там, где его обучают и вооружают, намекая на Пакистан. Вашингтон после этого не только решил увеличить свой контингент еще на 19 тыс. представил самолёты и вертолёты Афганистану, но предупредил Пакистана что если он не прекратит поддержку Талибов, не выдворить их из стран, США прекратят свою финансовую помощь ему.
В соответствии с проведенным данным исследованием для урегулирования военного конфликта в Афганистане предлагается:
- Государством Центральной Азии вместе с РФ наращивать политический диалог с Талибами, прекратить военное противостояние, сесть за стол переговоров с правительством Афганистана, порвать связи с Аль - Кайдой, признать Конституцию страны в качестве национальной освободительное движение принять участие в политических процессах страны;
- Государством Центральной Азии реализовать совместные мероприятия по восстановлению Афганистана, способствовать выполнению советских проектов как КАССА-1000, ТАПИ и другие, помочь в подготовке кадров специалистов в собственных учебных заведениях;
- Согласованно выступать в ООН с РФ по недопущению вмешательства внешних сил в дела суверенного государства, превратить военную поддержку различных террористических группировках;
- Таджикистану, Узбекистану и Туркменистану совместно с Афганистану проводить совместные мероприятия по укреплению к охране границ между ними для недопущения контрабанда и незаконного оборота наркотиков и пресечения подрывных действий деструктивных сил.



I. Источники
1. Берлинская декларация, 01.04.2004 г. URL: http://www.ag- afghanistan.de/berlindeclaration.pdf
2. Высокий представитель ЕС по внешней политике и безопасности URL: http://www.consilium.europa.eu/showPage.aspx?id=1847&lang=en
3. Доклад о стратегии для Исламской Республики Афганистан
(2007-2013 гг.). URL:
http://ec.europa.eu/external_relations/afghanistan/index_en.htm
4. Европейская комиссия. URL: http://ec.europa.eu/index_en.htm
5. Заявление Генерального секретаря ООН Кофи Аннана на открытии Лондонской конференции по Афганистану 31 января 2006 г. URL: http://collections.europarchive.org/tna/20080205132101/http:/www.fco.gov.uk/ser vlet/Front?pagename=OpenMarket/Xcelerate/ShowPage&c=Page&cid=11369062 60508&a=KArticle&aid=1136909440960
6. Заявление Президента Карзая на открытии Лондонской конференции по Афганистану 31 января 2006 г. URL: http://collections.europarchive.org/tna/20080205132101/http:/www.fco.gov.uk/ser vlet/Front?pagename=OpenMarket/Xcelerate/ShowPage&c=Page&cid=11369062 60508&a=KArticle&aid=1136909634037
7. Заявление Премьер-министра Тони Блэра на открытии Лондонской конференции по Афганистану 31 января 2006 г. URL: //http://collections.europarchive.org/tna/20080205132101/http:/www.fco.gov.uk/se rvlet/Front?pagename=OpenMarket/Xcelerate/ShowPage&c=Page&cid=11369062 60508&a=KArticle&aid=1136909451922
8. Итоги саммита Организации договора о коллективной
безопасности. URL:
http://www.peacekeeper.ru/ru/?module=news&action=view&id=7324
9. Итоговый документ Лондонской конференции по Афганистану
2006 г. URL:
http://unama.unmissions.org/Portals/UNAMA/Documents/AfghanistanCompact- English.pdf.
10. Конституция Исламского Эмирата Афганистана
https://www.constituteproject.org/constitution/Afghanistan
11. Марам-е хезб-е ислами-йе Афганистан. (Программа Исламской партии Афганистана)
12. Министерство иностранных дел Пакистана. URL:
http ://www.mofa. gov.pk
13. Официальное интернет-представительство Организации ДКБ. URL: http://www.odkb-csto.org/
14. Резолюции СБ ООН по Афганистану: принятые в 2006 г. URL: http://www.un.org/ russion/ha/ Afghanistan/scdocs.htm. Н-р: S/RES/1659(2006) ets.
15. Совет Европейского Союза, раздел «Иностранные дела». URL: http://www.consilium.europa.eu/App/newsroom/loadbook.aspx?BID=78&LANG =1&cmsid=1850
16. Совместная декларация Европейского Союза и Афганистана от
16.11.2005 г. URL:
http://ec.europa.eu/external_relations/afghanistan/index_en.htm
17. Совместное заявление государств-членов Организации Договора
о коллективной безопасности о ситуации вокруг Договора о РСМД от 11 июня 2018 года. URL: https://odkb-
csto.org/authorized_organs/foreign_affairs/sovmestnoe_zayavlenie_gosudarstv_chl enov_organizatsii_dogovora_o_kollektivnoy_bezopasnosti_o_situats/
18. Соглашение о временных мероприятиях в Афганистане, на срок до формирования постоянных государственных институтов, 05.12.2001 г. URL: http://www.un.org/News/dh/latest/afghan/afghan-agree.htm
19. Указ Президента Республики Таджикистан от 27 января 2015 года №332 О Концепции внешней политики Республики Таджикистан. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=72915
20. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года”. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/95521/
II. Литература
21. Абашин С. Исламский фундаментализм в Центральной Азии: причины распространения, прогнозы на будущее // Центральная Азия и Кавказ. 2002. № 2(20).
22. Акимбеков С.М. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии. Алма-Аты, 2003.
23. Алиев С.М. Современное исламское возрождение и его
особенности // Ислам и политика. М., 2001. С. 21-44.
24. Аллисон Рой. Центральная Азия и Закавказье: региональное сотрудничество и фактор российской политики. М., 2004.
25. Андрианова В. Наджибулла. Афганистан в тисках геополитики. М., 1989.
26. Анпилогова М.И. Возникновение движения «Талибан» как следствие радикализации ислама // 10 корпус. 2018. № 4. С. 140-144;
27. Арунова M.P., Басов B.B., Коргун В.Г., Пластун В.Н. Актуальные проблемы афганской революции. М., 1984.
28. Арунова М.Р. Афганская политика США в 1945-1999 г. М., 2000.
29. Афганистан - Талибан: мировая политика. М., 2001.
30. Афганистан на переходном этапе (сентябрь 2001 - июнь 2002 г.). М., 2002.
31. Афганистан: история, экономика, культура. М., 1989.
32. Афганистан: проблемы стабилизации и перспективы
реконструкции. Материалы международной конференции. Ташкент, 2013.
33. Афганистан: Справочник. М., 2000.
34. Барабанов О.Н. Политика США в Центральной Азии и Закавказье
// Дневник Алтайской школы политических исследований. № 18.
Современная Россия и мир: альтернативы развития: Мат. междунар. науч. - практ. конф. Барнаул, 2003. С.14-23.
35. Бибикова О. Киргизия и Узбекистан: наступление
мусульманского экстремизма// Россия и мусульманский мир. 2000. № 4.
36. Бибикова О. Наступление исламского экстремизма // Азия и Африка сегодня. 2000. № 2.
37. Богатуров А.Д. Системная история международных отношений : в 4 т. М., 2003. Т. 3.
38. Бордюжа Н.Н. ОДКБ - эффективный инструмент противодействия современным вызовам и угрозам // Международная жизнь. 2007. № 1-2.
39. Виташов Д.С. Особенности государства и права Афганистана при режиме движения Талибан (1996-2001 гг.) // Международное публичное и частное право. 2005. № 5. С. 57-64.
40. Гашимов Г.Б. Влияние движения Талибан на политические процессы в Афганистане и Пакистане // European Social Science Journal.
2014. № 6-1 (45). С. 594-600.
41. Голунов С.В. Фактор новых границ как проблема безопасности постсоветских стран Центральной Азии // Россия - Центральная Азия: проблемы миграций и безопасности. Материалы семинара «Безопасность в «контактных зонах» Азиатской России и Центральной Азии: опыт и практика регулирования этнополитических напряжений». Барнаул, 2002. С. 30-40.
42. Дружиловский С.Б. О теории и практике исламского правления в странах Среднего Востока (Иран, Афганистан, Турция). URL: http://www.middleeast.org.Ua/islam/4.htm
43. Заварзин В.М. Военное присутствие России в регионе будет способствовать стабилизации Центральной Азии // Ядерный контроль. 2006. URL: http://www. securityforum.ru/library/lib_art_pasp?art_id=79
44. Игнатенко A.A. Самоопределение исламского мира // Ислам и политика. M., 2001. С. 7-20.
45. Иордан М. В., Кузеев Р. Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии. М., 2001.
46. Искандаров А. Политические партии и движения Афганистана во второй половине XX века. Душанбе, 2004.
47. Казакова М., Комиссина И. Пакистан: геоэкономические интересы в Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. 2001. № 59. С. 144-158.
48. Каримова Ф. Афгано-пакистанские отношения в начале XXI в. В контексте эволюции пуштунской проблемы. Душанбе, 2016.
49. Карин Е.Т. Последствия антитерроистической операции США и Афганистане для Центральной Азии // Внешняя политика Казахстана: выработка новых приоритетов. Алматы, 2002.
50. Кепель Жиль. Джихад. Экспансия и закат исламизма. М, 2004.
51. Князев А.А. Афганский кризис и безопасность в Центральной Азии (XIX - начала XXI вв.). Душанбе, 2004.
52. Коргун В.Г. Афганистан на крутых поворотах истории XX века // Мусульманские страны у границ СНГ. М., 2001.
53. Коргун В.Г. Интеллигенция в политической жизни Афганистана. М., 1983.
54. Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. М., 2005.
55. Ланда Р.Г. Причины и факторы радикализации ислама // Ислам на современном Востоке. М., 2004.
56. Лузин П. А. Политика США в Афганистане в контексте трансформации региональной системы баланса сил // Вестник Пермского университета. История. 2015. № 1(28).
57. Лузянин С.Г. Россия - Китай - Центральная Азия: проблемы региональной безопасности // Россия - Центральная Азия: проблемы
миграций и безопасности. Материалы семинара «Безопасность в «контактных зонах» Азиатской России и Центральной Азии: опыт и практика регулирования этнополитических напряжений». Барнаул, 2002. С. 23-29.
58. Малашенко А. Ислам и политика государств Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. 2013. № 3.
59. Малашенко А. Ислам, политика и безопасность в Центральной Азии // Свободная мысль. XXI. 2003. C. 26-35.
60. Милославский Г.В. Ваххабизм в идеологии и политике мусульманских стран (к эволюции возрожденческого течения в исламе) // Ислам и политика М., 2001. С. 70-85.
61. Молдалиев О. Исламский экстремизм в Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 11. URL: http:// www.ca-c.org/journal/cac- 11-2000/04.moldal.shtml
62. Никитина Ю. А. ОДКБ и ШОС: модели регионализма в сфере безопасности. М., 2009.
63. Николаенко В. Д. Военно-политическая интеграция в рамках ОДКБ: вклад союзников России в ОДКБ и военно-политическую интеграцию // Обозреватель. Observer. 2006. № 1. С. 58-64.
64. Олкотт Марта Брил. Второй шанс Центральной Азии. Москва; Вашингтон, 2005.
65. Оришев А.Б. Принципы ислама: эволюция вероучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.
2015. № 8-1. С. 167-171.
66. Оришев А.Б. Социальная сущность ислама // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 4-1. С. 149¬153.
67. Пауэлл К. Стратегия партнерства // Россия в глобальной политике. 2004. № 1.
68. Петровский В. Безопасность личности и трансрегиональная безопасность в Евразии. В поисках противодействия угрозе международного терроризма // Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 5. С. 15-25.
69. Пластун В.Н. Эволюция деятельности экстремистских организаций в странах Востока. Новосибирск, 2002.
70. Пластун В.Н., Андрианов В.В. Наджибулла. Афганистан в тисках геополитики. М., 1998.
71. Сатпаев Д. Центральноазиатский террариум // Независимая
газета. 2004. 13 сентября.
72. Сафонов А. Необходима глобальная система противодействия терроризму // Международная жизнь. 2003. № 1. С. 38.
73. Сикоев Р. Политический облик Афганской диаспоры // Азия и Африка сегодня. 1999. № 3.
74. Сикоев Р. Шариатское законодательство в действии // Азия и Африка сегодня. 2000. № 3.
75. Спольников В.Н. Афганистан: исламская оппозиция. Истоки и цели. М, 1990.
76. Сыроежкин К. Правда и ложь об исламском экстремизме // Континент. 2001. № 19 (57). URL: http://www.ccntinent.kz/2001/19/10.html
77. Троицкий Е.Ф. Политика США в Центральной Азии (1992 -2004 гг.). Томск, 2005.
78. Троицкий Е.Ф. Политика США в Центральной Азии: подходы второй администрации Дж. Буша (2005 - 2009 гг.) и Б. Обамы (2009-2010 гг.) // Сравнительная политика. 2011. Т. 2. №. 4. С. 65-74.
79. Тутубалина О. ОДКБ ждет войны? // Asia-Plus. 2009. № 25 (492). 12 июня.
80. Фадеева И.Л. Предпосылки и факторы успеха идеологии радикального исламизма в мусульманском мире // Ислам на современном Востоке. М., 2004.
81. Фёдоров Ю. Глобальная паутина террора // Международная жизнь. 2003. № 3. С. 53-54.
82. Фененко А. «Стратегия сокрушения» в военной операции США в Афганистане // Центральная Азия и Кавказ. 2002. № 5.
83. Эсенов М. Антитеррористическая кампания Запада в Афганистане и её влияние на систему региональной безопасности в Центральной Азии // Российская Западная Сибирь - Центральная Азия: новая региональная идентичность, экономика и безопасность. Материалы международной конференции. Белокуриха, 24-25 мая 2002 г. Барнаул: Аз Бука, 2003. С. 51-60.
84. Юргенс И.Ю. ОДКБ: Ответственная безопасность. М., 2011.
85. Carlotta Gall and Douglas Jehl. US Raid killer Qaida Leaders, Pakistanis says. The New York Times, January 19, 2006.
86. Carlotta Gall and Mohammed Khan. Pakistan push in border areas is said to falter. The New York Times, January 22, 2006.
87. Cordovez D., Harrison S.S. Out of Afganistan: The Inside Story of the Soviet Withdrawal.- New York, 1995.
88. Fredric Starr. Le Pakistan face au conflict afghan (1979-1985) // Le Monde diplomatique. Paris, 1998.
89. Global terrorizm Genesis, Implications Remedial und Cauntermaesures. Instiute of Regional Saodies Islamabad, 2006.
90. Kaplan M. (М. Каплан). System and Process in International Politics (Системы и процессы международной политики). N.Y.: J. Wiley, 1975.
91. Lynn Pascol. U.S. Policy in Central Asia and War on Terrorism. URL: http:heritage. org/Research/RussianandEurasia/wm 140. cfm
92. Marc Kaufman. On Afghan border, War Drags On. The Washington Post. January 25, 2003.
93. Marlene Smith. International Organisations Strengthen Counter -
Terrorism Efforts in Central Asia. URL:
http:www.en.wikipedia.org/wiki/Terrorism in Central Asia
94. Roy Olivier. Islam and Resistance in Afghanistan. Cambridge University Press. Cambridge, 1986.
III. Интернет- ресурсы
1. Деятельность Узбекистана в области борьбы с международным терроризмом. URL: http://www.mfa.uz/.
2. Казанцев А. Афганистану «Сотрудничество ОДКБ с Афганистаном: возможные направления и перспективы» 15.03.2007. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/8356.html.
3. Пойя С. «Линии Дюранда»: 60 лет без мира. www.afganistan.ru. 05.04.2010
4. Важность борьбы с международным терроризмом и ситуация в Афганистане. URL: http:/www.svoboda.org/archive/Crisis/war/1101/II.111301- 2.asp.)



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ