Введение 2
Г лава 1. Общие вопросы определения страны происхождения товаров 6
1.1 Цели определения страны происхождения товара 6
1.2. Правила определения страны происхождения 15
Глава 2. Оформление документов, подтверждающих страну происхождения товаров 31
2.1. Виды документов, подтверждающих страну происхождения товаров, и
правила их оформления 31
2.2. Проверка документов, подтверждающих страну происхождения товаров 43
2.3. Проблемы определения страны происхождения. Возможные пути решения 49
Заключение 59
Список использованных источников 63
Дипломная работа на тему «Определение страны происхождения товара для таможенных целей» обращает внимание в первую очередь на важность вопросов происхождения товаров для осуществления внешнеэкономической деятельности, как должностными лицами таможенных органов, так и участниками внешнеэкономической деятельности.
Благодаря активному развитию таможенного законодательства и его комплексному характеру, обусловленному членством Российской Федерации в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), во Всемирной торговой организации и во Всемирной таможенной организации, правовое регулирование вопросов мировой торговли постоянно проходит через изменения на международном и национальном уровнях. Тем не менее, страна происхождения товаров неизменно остается одним из ключевых понятий таможенного права, так как именно с данной категорией связано применение мер таможенно-тарифного, нетарифного регулирования, преференций и льгот.
Определение страны происхождения товаров вызывает значительные трудности вследствие сложности данного процесса, а также обилия способов обхождения установленных правил, найденных участниками внешнеэкономической деятельности в попытках избежать или снизить затраты при перемещении товаров через границу.
Неверное определение страны происхождения товара может привести к занижению размера ставок применяемых к товарам таможенных пошлин, а значит, и к существенному недобору таможенных платежей. Тем самым будет оказано значительное влияние на самую доходную статью федерального бюджета. Нехватка бюджетных средств, в конечном счете, всегда сказывается на благосостоянии всей страны в целом.
Актуальность темы «Определение страны происхождения товара для таможенных целей» обусловлена тем, что в настоящее время Россия, несмотря на трудную экономико-политическую ситуацию, стремится к расширению взаимодействия с иностранными государствами, увеличению числа торговых партнеров и укреплению связей внутри Таможенного союза. Этим обуславливается необходимость разработки комплекса защитных мер, ограждающих экономические интересы российских производителей и потребителей от нежелательных эффектов иностранной интервенции. Однако применение части таких мер является невозможным без определения страны происхождения товаров. Помимо этого при прохождении таможенных процедур, избранных участниками ВЭД, предоставление льгот и преференций непосредственно зависит от страны происхождения товаров, неправильное определение которой может привести к нарушению норм таможенного законодательства.
Степень научной разработанности темы дипломной работы на текущем этапе можно оценить как невысокую, поскольку как отдельная правовая категория «страна происхождения» в современном понимании оформилась относительно недавно - в условиях вступления РФ в активные торговые отношения на фоне вступления во Всемирную торговую организацию. Отдельные вопросы, связанные с определением страны происхождения товаров, анализ практики таможенных органов рассматривались в работах А.А. Зыкова, Е.И. Ефремовой, Д.А. Автандиляна, Д.В. Корфа, Н.Г. Тихомировой, И.А. Сорокиной, В.В. Соловьева, Е.Е. Лекомцевой, А.Е. Гришпитенко и др.
Несмотря на проводимый анализ проблем в определении страны происхождения товара, вопрос все еще остается крайне актуальным из-за отсутствия какого-либо фундаментального и комплексного исследования выявленных затруднений, сведения результатов работ в единый перечень превентивных, вспомогательных мер, внедрения научных разработок в практику.
Целью настоящей дипломной работы является исследование правил и особенностей определения страны происхождения товаров, определение порядка применения документального подтверждения страны происхождения товаров.
Объектом исследования является происхождение товаров и формы его подтверждения.
Предметом данной работы являются правила, критерии и особенности определения страны происхождения, документальное подтверждение происхождения товаров.
Задачи работы заключаются в следующем:
- изучить правила определения страны происхождения товаров;
- исследовать порядок определения страны происхождения товаров и предоставления тарифных преференций;
- изучить классификацию документов, использующихся для подтверждения происхождения товаров;
- дать краткую характеристику сертификатов о происхождении товаров общей формы, формы «А» и «СТ-1»;
- изучить требования по заполнению сертификата о происхождении товаров;
- выявить проблемы определения страны происхождения товаров;
- предложить возможные пути решения выявленных проблем.
Методы исследования, использованные при написании работы - изучение теоретических материалов, анализ, синтез, сравнение и систематизация полученной информации.
При написании дипломной работы были использованы нормативно¬правовые акты, информация с официальных сайтов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Евразийской экономической Комиссии, информация с сайтов организаций, занимающихся сертификацией, логистикой, а также научные статьи и публикации студентов и преподавателей.
Практическая значимость дипломной работы состоит в разработке на основе анализа и выявления негативных моментов в существующем законодательстве и практике осуществления контроля за определением страны происхождения товаров предложений для таможенных органов и участников ВЭД, которые могли бы уменьшить или свести к минимуму затруднения в данной сфере.
На основе проведенного исследования можно сформулировать определенные выводы:
1. Определение страны происхождения товара необходимо для целей верного расчета сумм таможенных платежей, взимаемых при ввозе продукции на таможенную территорию страны, для выбора и применения мер регулирования внешнеэкономической деятельности, а также как основание для применения дополнительных требований или формальностей при ввозе товаров из такой страны, в случае, если такие специальные ограничения имеются - все это - залог поддержания экономической безопасности государства, его благосостояния.
2. Определение страны происхождения товаров вызывает значительные трудности вследствие сложности данного процесса, а также обилия способов обхождения установленных правил, найденных участниками внешнеэкономической деятельности в попытках избежать или снизить затраты при перемещении товаров через границу.
3. Российская Федерация использует систему преференций, под которую попадают:
- наименее развитые страны - для товаров из таких стран применяются ставки таможенных пошлин, равные нулю, то есть, уплата таможенных пошлин на такие товары при ввозе в Россию не производится;
- развивающиеся страны - ставки составляют 75 % от базовых ставок таможенных пошлин;
При этом перечень товаров и стран, на которых распространяется преференциальный режим, ограничен. Так, перечень товаров содержится в Приложении 4 к Решению Межгосударственного Совета ЕврАзЭС о едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 27.11.2009. Однако Решение Совета Евразийской экономической комиссии о перечне товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции от 13.01.2017, утверждает новый перечень. Новое Решение вступит в силу только 27.08.2017.
4. Список стран, имеющих возможность воспользоваться тарифной системой преференций, содержится в Приложении 2 («Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза») и в Приложении 3 к Решению Совета ЕвраАзЭС № 18.
- страны, которые заключили с Российской Федерацией договоры о зоне свободной торговле: Республика Сербия и Социалистическая Республика Вьетнам, Республика Узбекистан, Азербайджанская Республика, Республика Таджикистан, Грузия, Республика Беларусь, Украина, Республика Армения, Республика Казахстан, Республика Молдова, Кыргызская Республика;
Однако в связи с обостренной политической ситуацией на мировой арене действие Договора о зоне свободной торговле было приостановлено в отношении Украины Указом Президента РФ о приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины от 16.12.2015.
5. Во избежание споров о происхождении товаров, была проведена унификация правил определения страны происхождения товаров: все применяемые правила, так или иначе, соблюдают требования Соглашения по правилам происхождения ГАТТ/ВТО 1994 г. и содержат базовые принципы Специального приложения «К» к Киотской конвенции 1973 г.
Определение страны происхождения товара не всегда может быть однозначным: в случае, когда в производстве товара принимали участие несколько стран, определение единственной страны происхождения вызывает определенные затруднения. Для разрешения подобных ситуаций в правила определения страны происхождения товаров были включены критерии достаточности или существенности переработки (обработки) товаров.
6. Документальное подтверждение страны происхождения товара - обязательный шаг при процедуре проверки происхождения. Документ, фиксирующий страну происхождения - официальный источник, на который впоследствии можно ссылаться при применении определенных мер регулирования внешнеэкономической деятельностью и при применении преференциальной системы.
7. Сертификат о стране происхождения товара выдается на каждую отдельную партию экспортируемых товаров, оформляется на специальных бланках, снабженных различными степенями защиты и удостоверяется сотрудниками уполномоченных негосударственных некоммерческих организаций, перечень которых подлежит публикации на официальном сайте Евразийской экономической комиссии.
8. В Российской Федерации выдачей и удостоверением сертификатов происхождения товаров занимаются торгово-промышленные палаты.
В настоящее время они удостоверяют пять видов сертификатов происхождения товаров, принятых в России:
- сертификаты общей формы, если не требуется специальных сертификатов происхождения;
- сертификаты происхождения товаров по форме «А» (Генеральная система преференций);
- сертификаты формы «СТ-1» на товары, экспортируемые в страны СНГ;
- сертификаты на определенные товары, экспортируемые в страны ЕС (некоторые изделия из стали и некоторые изделия из пушнины).
9. Проверка документов и сведений, подтверждающих страну происхождения товаров, является важным шагом на пути устранения таможенных правонарушений в случае возникновения у таможенных органов оснований полагать, что представленная информация недостоверна или документы фальсифицированы. Сертификат представляется таможенным органам одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру.
10. Учитывая сложность и деликатность вопросов определения страны происхождения товаров, логично предположить, что и проблем, с ним связанных, будет немало. В их числе можно выделить:
- разночтения фактического и документального контроля, возникающие вследствие возможной небрежности при составлении и заполнении таможенных актов и товарно-транспортных накладных;
- невозможность распознавания информации, содержащейся на клейме, проставляемом на мясной продукции;
- ошибки в заполнении граф сертификатов о стране происхождения товаров;
- внесение недостоверной информации в бланк сертификата, допущенное в результате ошибки или совершенное намерено;
- внедрение информационных технологий в процесс сертификации и проверки сведений, заявленных в подтверждающих происхождение документах;
- запутанность законодательной системы ЕАЭС;
- отсутствие новой развитой законодательной базы;
- и др.
Наличие широкого спектра проблем, медленное их решение, отсутствие внедрения инноваций, технологий и общего развития сферы происхождения товаров дает основание для дальнейшего подробного исследования и анализа вопросов об определении страны происхождения.
1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле от 1947 г.//Соглашения ВТО - Россия и Всемирная торговая организация. - Режим доступа: http://www.wto.ru
2. Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 (ред. от 24.06.1986)//Официальный сайт Всемирной Таможенной организации. - Режим доступа: http://www.wcoomd.org
3. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973 (ред. Протокола от 26.06.1999)//СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. Соглашение по правилам происхождения Всемирной торговой организации от 15.04.1994//СПС Право.ги. - Режим доступа: https://pravo.ru
5. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (ред. от
08.05.2015) //СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011//Бюллетень международных договоров, 2013. № 1
7. Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 23.12.2014 (с Протоколом об исправлении текста Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 23.12.2014)//Бюллетень международных договоров, 2016. № 2
8. Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 10.10.2014 (с изм. от
11.04.2017) //Бюллетень международных договоров, 2015. № 5
9. Регламент ЕС о применении схемы обобщенных тарифных преференций и об отмене Регламента (ЕС) Совета ЕС 732/2008 № 978/2012 от 25.10.2012//СПС Гарант. - Режим доступа: http://www.base.garant.ru
10. Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 02.11.2007//Бюллетень международных договоров, 2014. № 10
11. Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25.01.2008//Бюллетень международных договоров, 2011. № 2
12. Соглашение о Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008//Бюллетень международных договоров, 2011. № 5
13. Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20.11.2009 (ред. от 30.10.2015)//Бюллетень международных договоров, 2012. № 9
14. Таможенный кодекс Таможенного союза : приложение к Договору о
Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 17 (ред. от
08.05.2015) //СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru
15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 03.09.1994//СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
16. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилия о взаимной помощи и предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений от 12.12.2001//Бюллетень международных договоров, 2004. № 11
17. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о взаимной административной помощи в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений от 31.10.1997//Бюллетень международных договоров, 2000. № 10
18. Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Социалистической Республикой Вьетнам от 29.05.2015//Информационный портал Альта-Софт. - Режим доступа: https://www.alta.ru
19. Соглашение о свободной торговле между Российской Федерацией и Республикой Сербия от 28.08.2000//Официальный сайт Торгово-промышленной палаты РФ. - Режим доступа: http://www.tikrf.org
20. Решение Комиссии Таможенного союза о Порядке использования правила адвалорной доли в качестве критерия достаточной переработки товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада от 18.11.2010 № 515//СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://consultant.ru
21. Решение Комиссии Таможенного союза о порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза от 15.07.2011 № 728 (ред. от 30.11.2016)//СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http: //consultant .ru
22. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС о едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 27.11.2009 № 130 (ред. от 21.12.2016) //Российская газета. 2009, 30 ноября
23. Решение Совета Евразийской экономической комиссии о перечне товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции от 13.01.2017 № 8//СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://consultant.ru
24. Решение Совета Евразийской экономической комиссии об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза от 16.07.2012 № 54 (ред. от 31.01.2017) //СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru
25. Налоговый кодекс РФ. В 2 ч. Ч. 1. ФЗ от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от
28.12.2016) //СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
26. Положение, утвержденное Постановлением Правления Торгово¬промышленной палаты РФ о порядке оформления, удостоверения и выдачи сертификатов происхождения товаров, а также других документов, связанных с осуществлением ВЭД от 23.12.2010//СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http: //www.consultant .ru
27. Постановление Правительства Российской Федерации о мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560//Российская газета. 2014, 8 августа
28. Постановление Правительства Российской Федерации о ставках таможенных сборов за таможенные операции от 28.12.2004 № 863 (ред. от 12.12.2012)//СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
29. Распоряжение Правительства РФ о подписании Соглашения между Российской Федерацией и Европейским Сообществом о торговле некоторыми изделиями из стали от 22.06.2007 № 813-р/официальный интернет-портал правовой информации Pravo.gov.ru. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru
30. Указ Президента Российской Федерации о применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации от 06.08.2014 № 560//Российская газета. 2014, 7 августа
31. Указ Президента РФ о приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины от 16.12.2015 № 628//Российская газета. 2015, 17 декабря
32. Федеральный закон РФ о таможенном регулировании в Российской Федерации от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 28.12.2016)//СПС
КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
33. Федеральный закон РФ о торгово-промышленных палатах в РФ от 07.07.1993 № 5340-1 (ред. от 30.12.2015)//СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://consultant.ru
34. Федеральный закон РФ об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности от 08.12.2003 (ред. от 13.07.2015)//СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
II. Специальные
35. Автандил ян Д.А. Практические проблемы определения страны происхождения товаров на примере СЗТУ//Электронно-библиотечная система издательства Интермедия. СПб. Филиал Российской таможенной академии имени В.Б. Бобкова. - Режим доступа: http://www.intermedia-publishing.ru
36. Бурундукова О.А. Доклад об ограничительных мерах, применяемых третьими странами в отношении товаров государств - членов Таможенного союза в рамках Евразийского Экономического Союза на I полугодие 2015 от 15.06.2015.// Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org.
37. Ефремова Е.И. Анализ проблем определения страны происхождения товаров в таможенных целях/Е.И. Ефремова//Сборник трудов IV Всероссийского конгресса молодых ученых - СПб: Университет ИТМО, 2015.- С. 138-144
38. Зыков А.А., Рыков И.А. Страна происхождения товара во внешнеторговой деятельности России/А.А. Зыков, И.А. Рыков//Вестник Московского университета имени С.Ю.Витте. Сер. 1. Экономика и управление. - 2016. - № 17. - С. 67-71
39. Платонов В.С. Введение в бизнес. Основы рыночной экономики: уч. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997/В.С. Платонов//Электронная библиотека Библиотекарь.Ру. - Режим доступа: http://bibliotekar.ru
40. Платонова Е. Говядине отказали во въезде: Россельхознадзор ввел
запрет на импорт говядины из Минской области Белоруссии/Е. Платонова//Новостной портал Газетами. - Режим доступа:
http s: //www.gazeta.ru
41. Свинухов В.Г. Классификация мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности России/В.Г. Свинухов//Право и экономика. - 2001. - №8; №9//Новостной портал Сейчас.ру. - Режим доступа:
https: //www.lawmix.ru
42. Соколянская А.Н. Преференциальные правила определения страны происхождения товаров в региональных торговых соглашениях : выпускная квалификационная работа, Москва, 2016. - 68 с.
43. Тихомирова Н.Г. Вопросы классификации и определения страны происхождения товаров/Н.Г. Тихомирова//Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2010. - № 4. - С. 72-76
III Интернет ресурсы
44. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017//СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http: //www.consultant .ru
45. Классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС//Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org
46. Сертификат формы «А»//Информационный портал по вопросам таможенного оформления, сертификации и логистики Таможня инфо. - Режим доступа: http://tamozhnya-info.ru
47. Список организаций стран-пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза, уполномоченных выдавать и заверять сертификаты о происхождении товаров по форме «А»//Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org