Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Работа №189698

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретико-методологические подходы к особенностям развития
навыков самостоятельной работы школьников при изучении иностранного языка
1.1 Понятие и виды самостоятельной работы. Условия формирования
навыков самостоятельной работы школьников при изучении иностранного языка 10
1.2 Роль электронного обучения в формировании навыков
самостоятельной работы 23
2 Экспериментальная работа с электронным сервисом
Quizlet на уроках немецкого языка в 6 классе
2.1. Задачи, этапы и условия проведения экспериментальной
работы 37
2.2. Проведение экспериментальной работы 41
2.3. Результат экспериментальной работы 5 3
З2ключение 55
С2исок использованной литературы 58
Приложение 1 65
Приложение 2 67
Приложение 3 68


Актуальность исследования определяется тем, что рост доли самостоятельной работы современных школьников, соответствуя таким общим тенденциям мирового образовательного сообщества как непрерывность и информатизация, требует разработки новых дидактических, методических подходов для самостоятельного освоения учебного материала. Под непрерывностью образования следует понимать процесс непрекращающегося в течении всей жизни приобретения знаний и опыта, формирования компетенций личности. Возникновение данного принципа обусловлено социально-политическими, экономическими преобразованиями во всех сферах жизни нашего общества, а также прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий в процессе обучения человека, что, в свою очередь, позволяет говорить и об информатизации образовательной деятельности. Результатом всего этого стали существенные изменения в сфере образования. Иными словами, современная жизнь диктует необходимость коренных изменений, как в практике преподавания, так и в методической науке. Все устаревает, и в течение жизни мы не раз столкнемся с необходимостью самостоятельно овладевать новыми навыками и умениями. В рамках концепции непрерывного образования навыкам самостоятельной работы отводится особая роль, так как только они позволяют человеку приспосабливаться к быстро изменяющемуся миру. Поэтому развивать навыки самостоятельной работы так важно.
К счастью, существуют электронные образовательные сервисы, которые могут сделать этот процесс эффективным. Сейчас система образования (как мировая, так и российская) наполняется сетевыми сервисами, цифровыми ресурсами и с каждым годом их количество существенно растет. Активному распространению в системе общего образования цифровых технологий должен способствовать и Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» в рамках реализации Национального проекта «Образование».
С 2016 года в Федеральную целевую программу «Развитие образования» (далее - ФЦПРО) входило мероприятие 2.3. «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов». В 2018 году, когда ФЦПРО стало частью Государственной программы «Развитие образования» (далее - ГПРО), одно из направлений по созданию методических сетей именовалось как «Цифровая образовательная среда и электронное обучение в образовательной
1 организации» .
Авторами федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) выдвигается расширенная трактовка цели обучения иностранному языку в основной школе: «Изучение иностранного языка направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Предметные результаты освоения программы по иностранному языку представлены по всем 2 структурным компонентам, составляющим коммуникативную компетенцию» . Однако следует отметить, что коммуникативная компетенция включает в себя несколько компонентов, такие как коммуникативные умения в области говорения, аудирования, чтения и письма, а также лингвострановедческие и страноведческие знания для становления и формирования вторичной языковой личности, для осмысления картины мира иной социокультуры, познания
1 Современные лингвистические и методико-дидактические исследования [Текст] = Modern linguistic and methodical-and-didactic researches: научный журнал / учредитель и издатель: Воронежский государственный технический университет. - Воронеж: Воронежский ГТУ, 2017-.2019, вып. № 2 (42). - 2019. - 152 с
2 Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ смысловых ориентиров другого лингвоэтносоциума . И в помощь современному учителю иностранного приходят электронные образовательные сервисы, которые дополняют существующие методы обучения, позволяют поставить ученика во главу учебного процесса, сделать его активным участником. Все больше в системе образования находят отражение принципы развивающего обучения, основанные на переходе от информационных форм к активным методам обучения с введением компонентов проблематичности, научного изучения, широкого применения индивидуальной работы учащихся, что обуславливается и введением ФГОС.
Современная система среднего образования направлена не только на то, чтобы передать знания, но также воспитать и сформировать всесторонне развитую личность, умеющую нестандартно мыслить. В образовательном процессе необходимо создать условия для развития индивидуальных личностных особенностей учащихся, сформировать и развивать навыки самостоятельной работы. Естественно, для достижения данных целей одних уроков явно недостаточно, и здесь нужна дополнительная внеурочная деятельность для более глубокого изучения предметов. Считается, что в начальных классах доля самостоятельной работы должна составлять не менее 20% учебного времени, в средних классах — не менее 50%, а в старших классах — не менее 70%. В действительности же на самостоятельную работу тратится меньше учебного времени из-за отсутствия соответствующих условий, а несмотря на технический прогресс, преимущественной базой для организации самостоятельной работы остаются традиционные методы обучения.
На основании вышесказанного можно выделить противоречие между реально существующей потребностью развития навыков самостоятельной работы при обучении иностранному языку, и, с другой стороны, недостаточным
3 Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д.Гальскова, Н. И. Гез. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с. ISBN 5-7695-2969-5
использованием или отсутствием интереса к электронным образовательным ресурсам в рамках курса для самостоятельной работы школьников среднего этапа обучения.
Необходимость устранения указанного противоречия свидетельствует об актуальности темы исследования «Электронные образовательные сервисы как способ формирования навыков самостоятельной работы» и определяет цель и задачи исследования.
Цель исследования: обоснование эффективности использования электронных образовательных сервисов для формирования навыков самостоятельной работы при обучении иностранному языку.
Для достижения цели, поставленной перед исследованием, было необходимо решить следующие задачи:
• определить сущность проблемы и условия формирования и развития навыков самостоятельной работы в процессе изучения иностранного языка;
• определить роль электронного обучения в современном образовательном процессе и в процессе формирования навыков самостоятельной работы у школьников;
• выделить характеристики современных электронных образовательных сервисов и раскрыть их возможности для развития навыков самостоятельной работы;
• разработать и реализовать программу экспериментальной работы, основанную на использовании электронного образовательного сервиса Quizlet для развития навыков СР;
• обосновать эффективность использования электронных образовательных сервисов для развития навыков в процессе изучения иностранного языка в средней школе.
Объект исследования: процесс формирования навыков самостоятельной деятельности школьников при обучении иностранному языку.
Предмет исследования: использование электронных образовательных сервисов для формирования навыков самостоятельной работы школьников при обучении иностранному языку.
Степень разработанности темы. В современной научной литературе заложены основы для исследования проблемы формирования навыков самостоятельной работы обучающихся с использованием электронных образовательных сервисов. Вопросам определения сущности самостоятельной работы посвящены работы С. И. Архангельского, Е. Л. Белкина, Ю. К. Бабанского, Ю. К. Васильева, В. И. Загвязинского, П. И. Пидкасистого, А. Г. Молибог, И. Б. Моргунова, В. А. Сластенина и др. Определением содержания самостоятельной работы занимались М. А. Данилов, Л. И. Ивасишин, П. И. Пидкасистый, В. А. Никишин-Потанич и др. Проблемы организации самостоятельной работы в школе освещены в трудах Ю. К. Бабанского, Е. Я. Голанта, М. А. Данилова, Б. П. Есипова, Р. Г. Лемберг, И. Я. Лернера, И. Т. Огородникова, П. И. Пидкасистого, Г. И. Щукиной, А. В. Усовой и др.
Развитию теории информатизации образования и современным методикам по информатизации и информационно технологическим подходам к обучению посвящены работы Д. В. Личаргина, А. А. Усовой, Е. А. Чжана, Д. К. Бартоша, Н. Д. Гальсковой, А. В. Коптелова, М. В. Харламовой, И. В. Харитоновой, Н. Г. Кафтанниковой, О. В. Алешкиной, Е. А. Бароненко, И. А. Скоробренко, А. Ю. Нагорновой, М. Г. Минина, О. И. Шайкиной и других ученых.
Кроме того теоретической основой исследования явились положения, базирующиеся на современных концепциях информатизации («Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.», «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г.», а также Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)» и др.) и развития образования (Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы); а также федеральном законе 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) и других нормативно-правовых актах, касающихся среднего образования.
Таким образом мы видим, что достаточно хорошо изучены как аспекты сущности самостоятельной работы школьников, так и теория информатизации образования. Однако, что касается использования электронных образовательных сервисов с целью формирования и развития навыков самостоятельной работы, то эта тема недостаточно освещена.
Для решения поставленных задач и проверке выдвинутой гипотезы использовались методы педагогического исследования:
• теоретические (анализ, обобщение и систематизация исследовательского материала);
• эмпирические (педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования);
• статистические методы обработки эмпирических данных (группировка, табличная и диаграммная интерпретация данных, сравнительный анализ экспериментальных данных).
Практическая значимость обусловлена возможностью использования полученных результатов при организации самостоятельной деятельности школьников среднего звена по дисциплине “иностранный язык”. Кроме того, полученные данные могут найти свое применение при разработке спецкурсов, нацеленных на формирование и развитие навыков самостоятельной работы школьников.
1 Теоретико-методологические подходы к особенностям

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Самостоятельная работа обучающихся - это важный фактор для образовательного процесса. Чтобы самостоятельная работа была наиболее эффективной, важно правильно распределять объем заданий и определять их виды. Внеурочная деятельность обучающихся должна составлять важную часть образовательного процесса. Самостоятельная работа является особенно важной для изучения иностранных языков, поскольку может компенсировать недостаток учебного времени для изучения языка. Благодаря правильно подобранным видам самостоятельной деятельности, обучающиеся смогут эффективно повышать собственные навыки владения иностранным языком.
Также мы выявили критерии сформированности навыка самостоятельной работы у обучающихся, к которым относятся: готовность и осознание учащимися важности самообразования; активная учебно-познавательная деятельность учащихся; способность самостоятельно определять цели обучения и умение самостоятельно планировать пути их достижения; самоконтроль и самооценка, в том числе в принятии решений; способность применять полученные знания на практике; способность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность; умение ориентироваться в различных информационных источниках.
Таким образом, в ходе исследования нами были решены следующие задачи:
1. мы рассмотрели понятие самостоятельной работы, установили ее виды, а также выявили условия, которые необходимы для успешного развития навыков самостоятельной работы в рамках занятий по иностранному языку;
2. мы определили роль электронного обучения в современном образовательном процессе и в процессе формирования навыка самостоятельной работы;
3. мы разработали и реализовали программу экспериментальной работы, основанную на использовании электронного образовательного сервиса Quizlet для развития навыков самостоятельной работы;
4. нами была обоснована эффективность использования электронных образовательных сервисов для развития навыков в процессе изучения иностранного языка в средней школе.
Мы выявили, что электронные платформы - это неотъемлемая часть современного образовательного процесса, и особенно это касается изучения иностранного языка. Электронные платформы ускоряют образовательный процесс, повышают мотивацию обучающихся, формируют творческие и познавательные способности.
На основании проведенного анализа мы определили путь организации самостоятельной работы, которая позволяет формировать и развивать навыки самостоятельной работы с помощью платформы Quizlet. Эта платформа реализует различные характеристики интерактивного обучения, а именно: электронный формат образовательного процесса; персональный подход, при котором обучающиеся сами распределяют свое время и выбирают наиболее подходящие им формы обучения; использование игровых технологий, которые представлены на сервисе; интерактивность в подаче материала.
Наш эксперимент по внедрению работы с сервисом Quizlet дал положительные результаты в развитии навыка самостоятельной работы. Итоговое анкетирование показало следующие результаты:
1. обучающиеся продемонстрировали осознание важности процесса самообразования;
2. активность обучающихся в учебно-познавательной деятельности значительно возросла;
3. обучающиеся отметили сформированность у них навыков целеполагания, планирования, самоконтроля, самооценки и рефлексии.
Помимо того, что обучающиеся проявили интерес к электронной платформе и отметили, что такая форма самостоятельной работы является интересной для них, они также продемонстрировали возросший навык работы с лексикой. Сервис Quizlet позволил им лучше справляться с лексическими заданиями, что еще раз демонстрирует его результативность.
Таким образом, использование электронных образовательных сервисов в обучении иностранному языку позволяет обучающимся овладеть основными навыками самостоятельной работы при изучении иностранного языка в легкой и доступной форме. Электронные образовательные сервисы являются эффективным способом формирования и развития навыков самостоятельной работы.



1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Перспектива, 2018.
2. Алешкина О. В. Применение электронных учебников в образовательном процессе / О. В. Алешкина // Молодой ученый. - 2012. - № 11. - С. 389-391.
3. Балабанов В.Б., Максимик Е.В. Электронные средства обучения иностранным языкам как способ повышения эффективности усвоения иноязычного материала // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/12110.
4. Бароненко Е.А. Роль современных информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам / Е. А. Бароненко, И. А. Скоробренко // Информатизация образования и методика электронного обучения: материалы II Международной научной конференции, Красноярск, 25-28 сентября 2018 г.: в 2 ч. - Ч. 2. - Красноярск: СФУ, 2018. - С. 41-45.
5. Варламова, Е. Ю. Методические рекомендации по обучению иностранному языку в контексте иноязычной культуры: учебно-методическое пособие / Е. Ю. Варламова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева». - Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2018. - 66 с.
6. Воронина И. В. Оценивание уровня сформированности самостоятельной работы учащихся профильных математических классов в процессе работы над учебно-исследовательскими заданиями / Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». - 2015. - №6. [Электронный ресурс]. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22977
7. Вятютнев М.Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания Иностранного языка: / М.Н. Вятютнев // Иностранные языки в школе. - М.: Просвещение, 2014. — № 2,4. — С. 70, 67.
8. Григорян Т. Г. Особенности контент-основы структурно-содержательных компонентов обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Григорян Тельман Гарикович; [Место защиты: Северо-Кавказский федеральный университет]. - Ставрополь, 2019. - 27 с.
9. Даниленко А. С. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку с помощью информационных компьютерных технологий / А. С. Даниленко // Информатизация образования и методика электронного обучения: материалы II Международной научной конференции, Красноярск, 25-28 сентября 2018 г.: в 2 ч. - Ч. 2. - Красноярск: СФУ, 2018. - С. 84-88.
10. Дианина Н.Н. Учебник английского языка для среднего этапа обучения [Текст] / Н. Н. Дианина; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный институтмеждународных отношений (университет), Министерства иностранных дел Российской Федерации», Кафедра английского языка № 8. - Москва: Изд-во «МГИМО-Университет», 2018. - 281 с.
11. Данчевская, О. Е. English for Cross-Cultural and Professional Communication. Английский язык для межкультурного и профессионального общения [Электронный ресурс]: учеб. пособие / О. Е. Данчевская, А. В. Малев. 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. 192 с. - URL: https://e.lanbook.com/book/2620. - Загл. с экрана.
12. Дмитренко Т.А. Современные технологии иноязычного образования: учебное пособие / Т. А. Дмитренко; Московская гуманитарно-техническая академия, Кафедра иностранных языков. - Москва: МГТА, 2018. - 163 с.
13. Интернет: плюсы и минусы. К проблеме гуманизации образования: материалы областной научно-практической конференции, ВИРО, 29 марта 2018 г. / Воронежский институт развития образования; [научный редактор Б. Я. Табачников]. - Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 2018. - 255 с.
14. Инновационные технологии российского и зарубежного образования: коллективная монография / [Файн Т. А., Архипова А. А., Гаврилова Ю. А. и др.] ; [отв. ред. А. Ю. Нагорнова]. - Ульяновск: Зебра, 2018. - 652 с.
15. Колмогорова Е.Е. Welcome to the World of Board Games: учебно-методическое пособие для обучающихся шестых классов средних общеобразовательных организаций / Е. Е. Колмогорова, С. Ю. Умеренков ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курский государственный университет». - Курск: Курский государственный университет, 2019. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см....37



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ