Аннотация 2
Введение 4
1. Понятие «информация» и постиндустриальный прогресс 9
1.1 Основные черты постиндустриальной революции 9
1.2 Информационные процессы в постиндустриальной техносфере. Становление
понятия информация 13
1.3 Особенность научно-технического определения понятия информации 17
1.4 Возможность информационного усвоения в технических системах 23
2. Информация как всеобщая категория: философия и информация 25
2.1 Особенности философского определения информации 25
2.2 Определение социальной коммуникации 30
2.3 Процесс появления коммуникационного воздействия 34
2.4 Интерпретация полученной информации в социальной коммуникации 38
Заключение 46
Список использованных источников 51
Одной из предпосылок новой постиндустриальной революции стало создание больших технических систем и средств управления ими. В этой связи появилось понятие «кибернетика» - наука об «управлении и связи в животных и машинах» [7], первым опытом осмысления которой стала книга Норберта Винера, в которой отражены новые технические воззрения, в том числе и теоретическая и практическая постановка вопроса о процессах управления в больших системах. Процессы управления требуют обработки и передачи сигналов. К решению этой задачи были подключены также первые электронно-вычислительные машины. Именно эти два направления: развитие средств обработки сигналов и развитие средств управления были объединены для создания технологий обработки и передачи двоичных сигналов. В свою очередь, решение названной проблемы обеспечило вхождение в новую постиндустриальную техническую революцию.
Для нашего исследования важно отметить, что неотъемлемой составляющей постиндустриальной революции является информационная революция. Информационная революция дала нам множество возможностей, например, мы сделали большой шаг в развитии науки и техники: создание персональных компьютеров, которыми пользуется каждый из нас ежедневно, сеть Интернет, без которой теперь сложно представить современный мир, а также научные открытия в освоение космоса, в том числе и полет человека в космос и многое другое. На данном этапе входит в оборот понятие «информация» и «информационные взаимодействия», которые и являются объектом нашего исследования.
Каковы предпосылки теории информации? Основной предпосылкой для создания теории информации является проблема передачи управляющего воздействия или управляющего сигнала, которая также является важнейшей задачи процесса управления в технических системах. Ключевым понятием в теории информации являются «информация», «информационная связь», «информационно-управляющее воздействие». Наша задача в данном исследовании будет заключаться в попытке отразить сущность и природу понятия информации с точки зрения технического, социально-культурного и философского контекстов.
Актуальность исследования. При анализе философских и научно-методологических проблем развития современной науки нами было выявлено, что одной из самых актуальных и обсуждаемых проблем является осмысление природы и сущности такого понятия, как информация. Попытки осмыслить сущность данного понятия предпринимались неоднократно многими учеными на протяжении нескольких десятилетий, начиная со второй половины ХХ столетия. В настоящее время понятие информации приобретает все большее значение. Информация встает наравне с такими фундаментальными понятиями, как бытие и реальность. Однако, четкого определения и концептуального представления о природе понятия информации так и не дано.
Попытки определить понятие информации предпринимаются с середины XX века, с появления первого компьютера (1944 год). Но единого мнения, насчет определения феномена информации, нет. Как же сейчас строятся научные системы? Ученые при исследовании выбираю то понятие информации, которое является наиболее близким к сфере его деятельности. Это, в свою очередь, может повлечь за собой разобщенность исследований. У всех ученых в различных направлениях науки свой подход к определению понятия «информация», часто он происходит из специфики научных исследований, иными словами понятие «информации» определяется узко, согласно сфере деятельности и научными интересами того или иного ученого. Например, математики под информацией понимают абстрактную величину, несуществующую в физической реальности; в физики информация - это мера разнообразия; в генетике информация есть программа или код биосинтеза белков, материально представленных полимерными цепочками ДНК и тому подобное. Однако, на наш взгляд, между всеми возможными определениями понятия «информация» есть некоторое связующее, которое кроется в природе самой информации. Именно эту сущность, природу информации мы и будем исследовать в настоящей работе.
Проблемное поле понятия информации не ограничивается наукой и техникой, под влияние информации попадет также и общественная сфера жизнедеятельности людей. Развитие цивилизации XXI века характеризуется широкомасштабной информатизацией общества. В связи с информатизацией изменяется структура жизни общества. Создается новая среда жизнедеятельности общества - информационная среда, которая встраивается в глубинные структуры общества, а также вносит изменения в привычки и поведение человека и общества в целом. В настоящее время отмечается, что эти изменения происходят на психологическом уровне человека, однако ученые прогнозируют, что в скором времени изменения будут происходить уже на физическом уровне. Как это отразиться на обществе в дальнейшем пока неизвестно.
Степень разработанности темы. Как мы указали выше, существует множество определений понятия информации, однако все они являются частными, то есть касаются лишь определённой области, в которой проводится какое-либо исследование. Для нас важно указать, что, несмотря на большое обилие разнообразных определений понятия «информации», общепринятого и полностью отражающего сущность и природу понятия «информация» в целом так и не дано.
Такая неопределенность связана с тем, что исследования в области информации начали проводиться совсем недавно, примерно с середины прошлого столетия. Проблема информации как таковая стала актуальной лишь в конце XX веке. В связи с этим и связана малая степень разработанности темы. Понятие информации в сравнении с иными научными понятиями является достаточно молодой проблемой. Различные научные конференции, посвященные проблеме понятия информации, также начали проводиться сравнительно недавно.
Однако, все же существует ряд исследований в области проблемы понятия информации. Первые попытки изучения сущности информации были предприняты в 20-30-х годах XX века в рамках гуманитарных наук, в теории журналистики; исследовались массовые и индивидуальные коммуникации, уточнялось понятие информации.
В 40-х годах XX века, в связи с созданием статистической теории К. Э. Шенноном и кибернетики Н. Винером и У. Р. Эшби, начали формироваться теоретико-информационные представления о информации, которая становится основным кибернетическим понятием, выражающим взаимосвязь в управленческих процессах, иными словами они выразили идею единства процессов связи и управления, которые легли в основу теории информации. Р. Хартли обосновал новую интерпретацию информации как снимаемой и уничтожаемой неопределенности; этой же точки зрения придерживался К. Э. Шеннон, в его теории под информацией понимались не любые сообщения, а только те, которые уменьшают неопределенность у получателя информации.
Социально-философские аспекты информационной революции и концепции «информационного общества» рассматривали О. Тоффлер, Г. Канн, Т. Стоуньер, У. Дайзард, Р. Айрис, Дж. Мартин, Д. Белл, Р. Коэн, Ж. Эллюль, В. Б. Миронов, М. Б. Синельников, Л.Д. Рейнман, М. Кастельс, Ю. А. Алексеев, Р. Ф. Абдеев, Г. В. Белов, Л. Г. Белова, С. А. Дятлов, И. С. Мелюхин и др.
Несмотря на весь накопленный «архив» исследований, мы не можем говорить о том, что мы имеем полное и всестороннее представление о феномене информация. В данном исследовании мы попытаемся отметить существенные черты феномена информации: информация с точки зрения технических систем, информация с очки зрения философии и информация с точки зрения современного общества.
Проблема исследования. Проблематика исследования заключается в осмыслении природы и сущности понятия информации с точки зрения техники и социума. Рассмотреть, как различается понятие информации, когда оно, понятие информации, находится в социальном и техническом контекстах. Представляется, что разобраться в огромном массиве понятий информации возможно лишь разграничив философское, научно¬техническое и обыденное понятия информации, на что и нацелена данная работа.
Объект исследования. Объектом исследования является рассмотрение становления новой информационной среды с точки зрения технического и социального аспектов.
Предмет исследования. Предметом исследования данной работы является понятие информации, а именно понятие информации в философском, социальном и техническом контекстах.
Цель работы. Целью данного исследования является рассмотрение понятия информации в социальном и техническом контекстах.
Задачи:
- представить сравнительный анализ основных подходов к пониманию сущности информации, критически осмыслить их преимущества и недостатки;
- исследовать природу и сущностные признаки общественной и технической информации;
- с учетом выделенных признаков дать обобщенные определения понятия общественной и технической информации;
- на основе приведенных сходств и различий выявить природу понятия информации.
Методы. Методологической основой исследования являются системный, дескриптивный, историко-философский и сравнительный подходы. Системный метод осуществлялся при анализе понятия в социуме информационного общества, а также в техническом контексте; сравнительный метод применялся при анализе понятия информации в социальном и техническом контекстах.
В конечном результате нашего исследования:
1. В нашей работе показано, что:
- вопрос об определении природы информации и информационного воздействия является актуальным в настоящее время;
- не существует единого и общепринятого определения понятия информация, так как все определения, которые даны на сегодняшний день являются узконаправленными и не отражают полноценного содержания понятия;
- особенности определения понятия информации в техническом контексте и в социально-культурном контексте;
- сходства и различия технического и социально-культурного понимания понятия информации;
- показаны необходимые условия информационного взаимодействия между техническими системами и необходимые условия информационного взаимодействия между субъектами и субъектами и техническими системами.
2. Выявлено:
- в основе понятия информация лежит понятия коммуникации;
- вне коммуникации говорить о существовании информации мы не можем;
- передача информации возможна в одной информационной системе, в противном случае, информация не будет воспринята, следовательно, не будет считаться информацией вообще;
- технические системы способны к усвоению информации, но не к ее пониманию;
- субъект способны к усвоению и пониманию информации;
- усвоенная субъектом информация называется знанием.
В данной работе мы провели анализ понятий информация и информационное воздействия в техническом и социально-культурном контекстах. В ходе анализа мы выявили, что впервые понятие информации появляется во второй половине ХХ века и связано это с наступлением новой постиндустриальной революции, неотъемлемой часть которой является информационная революция. Единого и общепринятого определения понятия информации нет. Ученые при исследовании понятия информации выбирали то понятие, которое наиболее близко относится к сфере его интересов. Однако, между всеми этими определениями есть связь, которая кроется в самой природе понятия информация. Эту связь, как основу понятия, мы постарались показать в нашей работе.
Итак, наша работа заключалось в том, чтобы среди огромного множества определений понятия информация все же усмотреть в них нечто общее и раскрыть это в настоящей работе. Таким образом, проблематика нашего исследования разворачивалась на рассмотрении сущности понятия информации, однако не просто, а с точки зрения технического и социально-культурного контекстов, то есть мы рассмотрели не то, что изменяется, а что остается неизменным в понятии информации, когда оно находится в контексте технических систем, и когда оно находится в социально-культурном, философском контексте. Нам представляется, что анализ сходств и различий одного понятия в различных контекстах укажет на истинную природу, основу данного понятия.
В настоящей работе нам удалось выполнить следующий ряд задач:
1. Мы представили сравнительный анализ основных подходов к пониманию сущности информации, критически осмыслили их преимущества и недостатки;
2. Исследовали природу и сущностные признаки информации в социально-культурном контексте и в контексте технических систем;
3. С учетом выделенных признаков, дали обобщенные определения понятий информации в техническом и социально-культурном контекстах;
4. Рассмотрели различия и сходства между определением понятия информации в техническом контексте и в социально-культурном и на основе полученных результатов выявили сущностную черту, природу понятия информации - коммуникацию.
Проанализировав становление и развитие постиндустриальной революции мы выяснили, что рассмотрение понятия информации в техническом контексте является центральным и актуальным вопросом постиндустриальной революции, так как наиболее полного и общепризнанного определения в техническом контексте все еще не дано. Но также и в социально-культурном контексте вопрос об определении понятия информации все занимает центральное положение, так как основными сущностными чертами постиндустриального общества, с точки зрения Дэниела Белла, являются господство информации, которое теперь является основой для прогресса производства за счет научных открытий. Исходя из всего вышесказанного, становится понятно, что понятие «информация» в современной эпохе является центральным.
Далее мы рассмотрели особенности понятия информации с точки зрения технического контекста и сделали несколько важных выводов. Во-первых, важно заметить, что все же четкого определения понятия информации, в том числе и в техническом контексте, все еще не дано. Во-вторых, мы все же раскрыли важные аспекты, касающиеся понятия информации именно с технической точки зрения. С точки зрения научно¬технического аспекта под информацией понимается группа сигналов, передаваемых по установленным канал связи.
Каким образом происходит передача информации в технических системах? Из источника сообщения исходит информация, которая подвергается кодированию; далее по установленному, между источником и приемником сообщения, каналу связи сообщение передается приемнику, который декодирует информацию и получает ее уже в первоначальном виде.
Чем является информационное воздействие в технической среде: управлением или «коммуникацией»? Под управлением понимается процесс формирования эффективного поведения системы. Информация лежит в основе управления. Эффективность управления зависит от объема информации, которая априорна задана системе о какой-либо ситуации, то есть информация, которая определяет действия системы как реакцию на какую-либо ситуацию. Для нас здесь важно отметить, еще раз, что в основе управления лежит информация, соответственно само управление не может лежат в основе информационного воздействия. Мы приходим к выводу о том, что в основе информационного воздействия в технической среде лежит понятие «коммуникации».
Способны ли технические системы усваивать информацию, а также имеет ли техническая информация смысл? В данном исследовании пришли к выводу о том, что технические системы усваивают и отвечают лишь на те сигналы, которые относятся к их информационной системе. Имеет ли техническая информация смысл? Нет, техническая информация не имеет смысла. Мы можем говорить лишь о том, что техническая система способна к усвоению или не усвоению каких-либо сигналов. Для технических систем поступающая информация лишь сигнал, который может изменить или нет состояние системы, но о смысле для технических систем речи идти не может. Информация имеет смысл лишь для человеческого сознания. Следовательно, технические систем способны к усвоению или не усвоению информации, но смысл техническая информация имеет только для человека, а не для самой системы, для самой системы информация есть сигнал, но не смысл.
Анализ информационных процессов в технических системах дал определенные основания для рассмотрения понятия информации в социально-культурном контексте. Как мы отметили выше, в современном постиндустриальном обществе вопрос об определении понятия информации занимает центральное место.
Для начала мы рассмотрели различные подходы к определению понятия информация в философии. Существует три основных подхода к определению информации:
1. Информация как субстанция;
2. Информация как атрибут реальности;
3. Информация как свойство самоорганизующихся систем.
В соответствии с этим выделяется три подхода к понятию информации:
субстанциональный подход, атрибутивный подход и функциональный подход. Однако, данные подходы, на наш взгляд, выпустили основную характеристику информации, а именно идею коммуникации. Нам представляется, что идея коммуникации лежит в основе понятия информации, так как без настраивания коммуникационной связи между субъектами или между субъектом и объектом невозможно получение и дешифровка информации.
Под информацией в социально-культурном контексте понимается некоторое содержание, которое проходит процесс кодирования и передачи системой сигналов. Мы видим, что информационное взаимодействие есть коммуникативный процесс, который способствуют передаче, получению и расшифровке содержания, соединенного с получаемым сигналом.
В силу того, что выше мы обозначили идею о том, что в основе понятия информация в социально-культурном, как и в техническом, контексте лежит понятие коммуникации, поэтому следующим этапом работ было разъяснение того, что мы понимаем под социальной коммуникацией. Определений социальной коммуникации оказалось множество, однако, в основном все понятия объединены идеей о том, что коммуникация, в том числе и социальная, есть процесс взаимодействия между людьми, между людьми и техническими системами с целью получения и передачи информации. Таким образом, мы еще раз убедились в том, что информация и коммуникация - это понятия тесно взаимодействующие друг с другом настолько, насколько мы можем сказать, что информационной воздействие невозможно без коммуникации.
Нами было выявлено, что мы всегда имеем определенную модель социальной коммуникации, где коммуникатор-источник или адресант формирует и отправляет сообщение, закодированное в знаках. Сообщение передается по каналу и содержится в закодированном виде в форме информации. Это конечное и упорядоченное множество знаков, выстроенных по определенным правилам орфографии, грамматики, синтаксиса, логики. Сообщения состоят из знаков (невербальных знаков, рисунков, музыки, слов, текстов и так далее) и контекста (ситуации, ситуативного фактора), влияющего на понимание смысла сообщения. Адресат, реципиент получает и декодирует информацию. Чем меньше барьеров, то есть шумов, фильтров, препятствующих адекватному восприятию информации, тем эффективнее осуществляется процесс коммуникации.
Как происходит понимание и усвоение информации субъектом? Мы выявили, что получение, понимание и усвоение информации имеет определенные особенности. Как мы уже отметили, чтобы информация являлась информацией, должна быть установлена коммуникация, единая информационная система, так, что участники коммуникации понимали друг друга, в противном случае преданная информация от одного субъекта другому не будет считаться информацией, если один из субъектов ее не понимает. В свою очередь понимание достигается путем соотношения реальности с понятиями информационной системы - воплощение, или понятия информационной системы соотносятся с реальностью - реализация.
В процессе коммуникации, передачи информации возникают трудности не только с соотношением понятий информационных систем и реальности, но и с помехами, которые возникают в процессе коммуникации. Мы выявили, что любые препятствия продвижения информации по каналу коммуникации нарушают работу коммуникативной системы. Важно вовремя понять, где возникает барьер, чтобы свести к минимуму искажение передаваемой информации.
Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что при сравнении понятия информации в научно-техническом и социально-культурном контекстах мы выделили общею черту, которая на наш взгляд и лежит в основании определения понятия информации - это понятие коммуникация. Также мы обосновали идею о том, что без осуществления коммуникации между субъектами, техническими системами или субъектами и техническими системами не может идти речи об информации вообще, так как для осуществления информационного воздействия необходимо настроить коммуникацию между субъектами или системами, между которыми осуществляется передача информации.
Таким образом, в нашей работе мы показали, что природа информации, информационного воздействия может быть осознана как проявление процессов 49
коммуникации и управления, возникающих в социальных и технических системах, и стремились раскрыть особенности информационных процессов в этих качественно различных больших системах.
1. Shannon С. E. A Mathematical Theory of Communication // Bell System Technical Journal. 1948. Vol. 27. - Р. 379-423, 623-656.
2. Shannon C. E. Communication in the Presence of Noise // Proceedings of the Institute of Radio Engineers. 1949. Vol. 37. - Р. 10-21.
3. Stonier T. Information and the Internal Structure of the Universe: An Exploration into Information Physics. London: Springer-Verlag, 1990. - 166 p.
4. Абдеев Р.Ф. Филocoфия iiH(|)o].niaiuioHHoii iiiiBiijiBaiuiii. М.: Bnagoc,1994. - 247 c.
5. Белл Д. Грядущее пocтиндуcтpиaльнoе oбщеcтвo. Опыт coциaльнoгo npornoanpoBaHM. - М.: «Academia», 1999. - 956c.
6. Бирюков Б.В. Кибернетика и метoдoлoгия HayKu. М.: HayKa, 1974. - 413 c.
7. Винер Н. Кибернетик, или yпpaвление и cвязь в ;KHBOTHOM и мaшине. М.: COB. paдиo, 1968. - 326 c.
8. ragacnH В.А. ^нцепция трвдд - снятие «инфopмaция» КЯК cy6cTaHm« // Ежегодник ВНИИПВТИ: Сб. вдучных тpyдoв. Минек, 2007. - С. 186-190.
9. ГНЯТЮК О.Л. OCHOBBI теopии ГОММУНИКЯЦИИ: yчебнoе IIOCTMUC'. М.: КНОРУС, 2017. - 265 c.
10. Ивaнникoв А.Д., TIIXOHOB А.Н., Цветаев В.Я. OCHOBB теopии инфopмaции. М.: МАКС Прест, 2007. - 356 c.
11. Кacтлеp Г. Boзникнoвение биoлoгичеcкoй opгaнизaции. М.: «Мир», 1967. - 91 c.
12. Князевa Е.Н. Между временем и веч^ст^: С.П. Курдююв o темпopaльных cBohCTBax cлoжных структур // Труды Объединеннoгo нayчнoгo центря пpoблем кocмичеcкoгo мышления. 2007. Т. 1. - С. 45-64.
13. I
14. I
15. I