Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная безопасность в контексте общественного мнения: оценки современной молодежи

Работа №110050

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы84
Год сдачи2021
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
83
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы изучения социальной безопасности в контексте общественного мнения 9
1.1 Теоретические аспекты изучения социальной безопасности 9
1.2 Методологические принципы анализа общественного мнения в
информационном обществе 17
Глава 2 Социологический анализ качественных и количественных показателей отношения к социальной безопасности в контексте общественного мнения 24
2.1 Социологическая характеристика представлений о социальной
безопасности в современном обществе 24
2.2 Оценка социальной безопасности в контексте современного общества .. 36
Заключение 42
Список используемых источников и используемой литературы 44
Приложение А Рабочая программа эмпирического исследования 48
Приложение Б Инструментарий социологического исследования 59
Приложение В Таблицы распределений по результатам анкетирования 64
Приложение Г Материалы инфографики 73
Приложение Д Вопросник для интервью 74
Приложение Ж Стенограмма интервью 75

Актуальность темы исследования. Одной из базовых потребностей человека является безопасность. На данный момент все больше идет концентрация внимания на условия и феномены, связанные с обеспечением личной социальной безопасности, а также с предотвращением угроз повседневной жизни.
Стоит заметить, что важнейшей и одной из наиболее уязвимых в стране является социально-демографическая группа молодежь, а именно население в возрасте от 18 до 35 лет [11]. Это связанно с тем, что молодое поколение развивается в достаточно сложных условиях [11]. Трансформационные процессы в мире порождают множество противоречий в формировании молодежи [11]. Ее развитие в таких условиях неустойчиво, разнонаправленно и противоречиво. В связи с этим одной из приоритетных задач государства должно стать создание максимально благоприятных условий для реализации молодежью своего потенциала [11].
Глобализация цивилизационных процессов вызвала к жизни категориальное оформление понятия «социальная безопасность» как системы мер со стороны граждан, общества и всего человечества по отражению и предотвращению опасностей и угроз. Они могут спровоцировать деградацию общественной жизни, подорвать главную движущую силу общества - человеческий потенциал. Данное понятие включает в себя надежную защищенность на макро- и микроуровнях общественных интересов, и всестороннее развитие творческих способностей человека. А также повышение эффективности систем социализации и жизнедеятельности, формирование образа жизни с ориентацией на устойчивые гуманистические ценности, поддержание высокой нравственности, мотивации общественно полезной деятельности [5].
Таким образом социальная безопасность - это бережное отношение государства к своему главному богатству - человеку.
Развитие средств массовой информации привело к глобализации информационного пространства современного общества. События, на которых делают акцент СМИ, формируют общественное мнение фактически по всему миру. Информация стала играть важную роль в жизни общества. Это способствовало появлению множества различных источников информации, которые индивиды используют для формирования позиций по тем или иным вопросам. Но противоположная сторона глобализации - это формирование вокруг индивидуума «информационного пузыря». Явление информационного пузыря или еще его называют пузырь фильтров разработал интернет-активист Илай Парайзер. В результате данного явления веб-сайты показывают только ту информацию, которую как они считают будет интересна пользователю исходя из его местоположения, истории поиска, предпочтений и т.д. Благодаря обществу информация преобразуется в мнения и действия. Мы наблюдаем рост значимости информации и укрепление роли общественного мнения во всех сферах жизни общества. Но также это заставляет общество сомневаться в достоверности источников информации и в получаемой информации в целом.
СМИ оказывают довольно сильное влияние на общественное мнение. На данном этапе, в эпоху информационного общества и появления такого феномена как Интернет-СМИ, очень сложно уследить за информацией и её достоверностью. Так как человек имеет возможность получить самую новую и актуальную информацию со всего мира.
Тот факт, что примерно одни и те же информационные блоки в одно и тоже время получают люди по всей стране, глобализирует информационные процессы. В связи с этим присутствует риск стандартизации общественного мнения и мышления. Современные СМИ предлагают обществу ценности и потребности. Это приводит к генерации новых социальных стереотипов и установок.
Еще один феномен информационного общества - это, так называемые, лидеры мнений. Популярные личности, чаще блогеры, к которым прислушивается большинство. Они формируют общественное мнение. Их читатели слепо могут доверять им, не проверяя их слова на достоверность. Это может приводить к неблагоприятным последствиям.
Степень научной разработанности темы. Представителями в области теоретических основ анализа, динамики и управления рисками являются У. Бек, А. Вилдавски, Э. Гидденс, М. Дуглас, Н. Луман, У. Розенталь, С. Хэнсон, К. Хохенемзер, Дж. Шорт и др.
Среди отечественных социологов осмыслением сущности риска занимались А. П. Альгин, С. М. Бабосов, Е. С. Баразгова, Ф. Бородкин, Б. В. Гидаспов, О. Кашина, С. М. Никитин, А. И. Пригожин, Н. Смакотина, Л. Титаренко, К. А. Феофанов, В. И. Чупров, О. Н. Яницкий и др.
У истоков теории массовой коммуникации стояли работы таких мировых ученых, как Ч. Кули, У. Липпман, Г. Тард.
Проблему теоретического осмысления понятия «общественное мнение» поднимали Ч. Кули, Г. Тард, Дж. К. Робертс и С. Оскэмп, Г. Лассуел, В. А. Франц и др. Взаимосвязь общественного мнения с социальными стереотипами выявил У. Липпман.
В российской теории вопросом общественного мнения в рамках социологической парадигмы занимались В. И. Ленин, А. К. Уледов, Б. А. Грушин, Ю. А. Левада, Д. П. Гавра и др.
Общественное мнение в рамках структурно-функциональной теории рассматривал Р. Мертон.
Основы изучения общественного мнения положила деятельность британских исследователей Х. Дженнингс, Ч. Мэдж и Т. Харрисон.
Рассмотрение общественного мнения в рамках связей с общественностью занимались такие ученые, как Г. М. Брум, В. Г. Королько.
Изучением возникновения и существования различных интерпретаций одних и тех же событий занимался Э. Берн.
Вопросом теоретизации информационного общества как подвида постиндустриального занимались такие известные ученые, как О. Тоффлер, Й. Массуда, Д. Белл, Э. Гидденс, Ю. Хаяши.
Теорию информации рассматривали Н. Винер Д. С. Чернавский, А. Д. Урсул, Р. Л. Стратонович.
Проблему развития информационных технологий в нашей стране изучали И. К. Корнеев, Г. Н. Ксандопуло, В. А. Машурцев.
Целью бакалаврской работы является изучение социальной безопасности в контексте общественного мнения.
Объект бакалаврской работы - социальная безопасность.
Предмет исследования - социальная безопасность в контексте общественного мнения.
Задачи работы:
1. Проанализировать теоретические аспекты социальной безопасности.
2. Изучить социологические характеристики представлений населения относительно социальной безопасности.
3. Дать оценку социальной безопасности в контексте общественного мнения.
Теоретико-методологическая база бакалаврской работы:
1. Диатропический подход (С. И. Григорьев, В. Н. Кузнецов, Г. В. Осипов, А. Н. Сухов, Р. Г. Яновский) предполагает, что социальная безопасность является результатом жизнедеятельности разных социальных групп. В нашем случае - это молодежь, а ее обеспечение - прерогатива самих социальных субъектов. С помощью этой концепции можно сравнить причинно-следственные связи социальных проблем в определенных группах и общностях, в результате чего проблемные задачи находят свое решение [37].
2. Индивидуалистический подход (М. Вебер) к изучению общественного мнения позволяет внести не только некоторые важные уточнения во взглядах на общественное мнение, но и охарактеризовать механизмы формирования и функционирования общественного мнения.
3. Диалектический подход (П. Бергер, Т. Лукман), рассматривающий человека и общество как порождающие друг друга сущности.
Методы исследования. Анкетный опрос, глубинное интервью.
Эмпирическая база исследования. Для получения необходимой информации об отношении представителей различных групп населения к социальной безопасности был проведён анкетный опрос. В ходе исследования изучается выборочная совокупность (N=100 человек, по 50 человек женского пола и мужского). Тип выборки представлен квотной, пропорциональной, где респонденты были распределены по ряду критериев: пол, возраст, сфера профессиональной деятельности и материальное положение. Обработка и анализ полученной информации производились при помощи программ Microsoft Excel и IBM SPSS.
Для изучения образа города Тольятти в представлениях его жителей был использован метод глубинного интервью. По типу выборка целевая, квотная, где единицами отбора выступали пол и возраст. (N=10 человек: 5 человек - женщины, 5 человек - мужчины. В каждой группе интервьюируемые от 18 до 35 лет.)
Апробация работы:
1. Торощина А. А. Социологический анализ представлений о социальной безопасности в современном обществе // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: Международный электронный научный журнал. 2021. № 2(77). С. 132-137.
2. Торощина А. А. Домашнее насилие: социологический анализ // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ - 2020» / Отв. ред. И. А. Алешковский, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов. Электрон. текстовые дан. (1500 Мб.) М.: МАКС Пресс, 2020. URL: https: //lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2020/index.htm.
3. Торощина А. А. Смертная казнь в фокусе социального конфликта //
Традиционные и новые социальные конфликты в XXI веке: XIV Международная научная конференция «Сорокинские чтения - 2020». Сборник материалов. Москва : МАКС Пресс, 2020. С. 999-1001
(Электронное издание комплексного распространения). URL:
https://www.socio.msu.ru/documents/science/SorokinskieSbornik2020.pdf.
4. Торощина А. А Факторы общественного мнения в информационном обществе // «Студенческие Дни науки в ТГУ»: научно-практическая конференция (Тольятти, 13 апреля - 29 мая 2020 года) : сборник студенческих работ / отв. за вып. С. Х. Петерайтис. Тольятти : Изд- во ТГУ, 2021. С. 707-710.
5. Торощина А. А., Кадрова И. В. Эстетический облик городской среды в восприятии населения [Текст] // Студенческие дни науки в ТГУ (Тольятти, 2021 год): сборник студенческих работ / отв. С. Х. Петерайтис. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2021 (в печати).
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка используемой литературы и источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социальная безопасность населения является важной и актуальной темой для современного общества нашей страны. Каждый индивид хочет чувствовать себя в безопасности не только надеясь на себя, но и доверять государству в этих вопросах. Нам важно было узнать, чувствуют ли себя в безопасности представители молодежи, поэтому в данной работе поднимается тема социальной безопасности в контексте общественного мнения.
Все чаще поднимается проблема безопасности индивида как отдельного элемента общества. Объяснить это можно тем, что ощущение безопасности является базовой потребностью для человека. Всеми силами индивид пытается обеспечить себе безопасное существование. Ощущение безопасности непосредственно оказывает влияние на жизнь как отдельного человека, так и всего общества в целом.
В процессе написания выпускной квалификационной работы мы достигли поставленных задач и изучили социальную безопасность в контексте общественного мнения, с точки зрения оценки молодежи.
В ходе работы мы пришли к выводу, что молодежь в вопросах, касающихся безопасности, больше надеется на себя и семью. Они не могут доверять государству в вопросах социальной безопасности. Видят много проблем в основных социальных сферах жизни, но также и видят пути их решения.
В процессе получилось лучше понять, что именно не устраивает молодежь и почему они не могут доверять государству в вопросах социальной безопасности.
В процессе получилось собрать все представления информантов и получить общую картину видения социальной безопасности, а также выявить основные проблемы, и то, как они ощущаются по мнению молодежи.
Мы смогли проанализировать какие права обеспечиваются наилучшим образом у нас в стране, и какая социальная группа наиболее защищена, по мнению молодежи.
Таким образом, исследуя проблему социальной безопасности, мы увидели взаимосвязь между государством и ощущением гражданина себя в безопасности.



1. Crespi I. Public opinion process. Mahwah: Lawrence Erlbaum, 1997. 190 р.
2. Tarde G. Etudes de psychologie sociale. Paris: Giard et Briere, 1898. 326 p.
3. Zaller J. R. The Nature and Origins of Mass Opinion. New York: Cambridge University Press, 1992. Р. 91-96.
4. Алейников А. В., Мальцева Д. А. Стратегическая культура в обществе риска: концептуальные основания анализа // Вестник Санкт- Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2019. № 4. С. 634-649.
5. Афонин Ю. А., Орлова Л. В. Социальная безопасность - социальное государство - социальное управление // Sciences of Europe. 2017. № 5 (135). С. 169-178.
6. Бабич Н. С. Возможные онтологии общественного мнения. // Коммуникология. 2019. Том 7. № 3. C. 26-36.
7. Балахонский В. В. Философско-правовые основания
концепциинациональной безопасности современной России // Научный компонент. 2020. № 4 (8). С. 111-116.
8. Бек У. Общество риска на пути к другому модерну. М.: Прогресс- Традиция, 2000. 530 с.
9. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Московский философский фонд, 1995. 334 с.
10. Блумер Г. Символический интеракционизм. М.: Элементарные формы, 2017. 343 с.
11. Борисова О. В., Сарыглар С. А., Щеглова Д. К. Социальная безопасность в оценках молодежи волгоградской области (по материалам социологических исследований) // Society and Security Insights. 2020. № 3. С. 112-122. 

психосоциального диссонанса и фасилитации социального взаимодействия // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020. № 1. С. 6-23.
13. Волков Ю. Г., Добреньков В. И. Социология. М., 2003. 512 с.
14. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // THESIS. 1994. № 5. С. 107-134.
15. Головко М. В., Шевчук В. В. Конкурентоспособность региона как фактор обеспечения безопасности // StudNet. 2021. № 5. С. 1-10.
16. Горбунова А. А., Борисова О. В., Максимова С. Г Социальная безопасность приграничных регионов России. // Политика и общество. 2019. № 1. С. 36-45.
17. Грушин Б. А. Мнения о мире и мир мнений: Проблемы методологии исследования обществ. мнения. М: Политиздат, 1967. 400 с.
18. Гудулова Г. О. Структура общественного мнения и основы его формирования. // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 1 (67). С. 79-83.
19. Гудков Л. Страх как рамка понимания происходящего // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 6. С. 46-53.
20. Гумплович Л. Основы социологии. 2-е издание. М.: Либроком, 2010. 360 с.
21. Дементьев С. А. Принципы как основополагающие постулаты концепции информационной безопасности человека // Философия права. 2019. № 1 (88). С. 80-84.
22. Дильбар Р. Б. Взаимодействие управляющих органов как фактор обеспечения безопасности мегаполиса // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 1. С. 84-87.
23. Елагин А. Г. Потребность человека быть в безопасности // Проблемы в российском законодательстве. 2016. № 3. С. 11-13.
24. Ильченко Д. А. Факторы формирования общественного сознания как открытой системы в современной России. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2017. № 3. С. 22-30.
25. Кашник О. И., Брызгалина А. А. Социальная безопасность:
теоретические аспекты // Образование и наука. 2016. № 3 (102). С. 98-110.
26. Козырева П. М. Смирнов А. И. Социальная безопасность среднедоходных групп в России // Вестник Института социологии. 2016. № 19. С. 94-120.
27. Кузнецов В. Н. Социология безопасности. М., 2007. 423 с.
28. Левада Ю. От мнений к пониманию: социологические очерки. 1993-2000. М.: Московская школа политических исследований, 2000. 574 с.
29. Михайлов В. А. Влияние личностных свойств антропоса на коммуникацию в культурном пространстве. // Коммуникология. 2018. Том 3. № 3. С. 14-21.
30. Омельченко Д. А., Максимова С. Г., Ноянзина О. Е. Восприятие социальной безопасности населением регионов азиатского приграничья Носсии (на примере алтайского края) // Society and Security Insights. 2020. № 1. С. 13-36.
31. Рощин С. К., Соснин В. А. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства // Российский монитор. 1995. № 6. С. 133-135.
32. Руденко М. Н. Социальное неравенство и экономическая безопасность региона (на примере Пермского края) // Известия Санкт- Петербургского государственного экономического университета. 2021. С. 54-62.
33. Рудкевич М. Н. Социология, власть, общественное мнение // Социологические исследования. 1993. № 7. С. 3-14.
34. Саклакова Е. В., Мелешкин В. В. Социальный риск и социальная
безопасность: атрибуты современного общества риска // KANT. 2019.
№ 2 (31). С. 266-271.
35. Скифская А. Л., Спасибов В. М. Социальная защита как основа управления социальными рисками // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. С. 226-230.
36. Сорокин П. А. Социальная мобильность. М.: Academia, 2005. 608 с.
37. Социологические подходы к изучению социальной безопасности
URL: https://scibook.net/struktura-sotsialnyie-sotsialnaya/sotsiologicheskie-
podhodyi-izucheniyu-78366.html (дата обращения: 25.11.2020).
38. Шарков Ф. И., Михайлов В. А., Михайлов С. В. Общественное мнение: информационно-коммуникативный аспект. // Коммуникология. 2019. Том 7. № 1. С. 66-77.
39. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Юрайт, 2017. 237 с.
40. Яновский Р. Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М., 1999. 358 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ