СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Аннотация 2
Введение 6
1 Малый бизнес: понятие и особенности его налогообложения 8
1.1 Понятие и критерии отнесения налогоплательщиков к малому бизнесу в
8 российской экономике и развитых зарубежных странах
1.2 Проблемы функционирования малого бизнеса 17
1.3 Особенности налогообложения малого бизнеса 24
1.4 Анализ налоговых поступлений в бюджетную систему страны 31
2 Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса 37
2.1 Налогообложение малого бизнеса в США 37
2.2 Налогообложение малого бизнеса во Франции 41
2.3 Налогообложение малого бизнеса в Германии 46
3 Совершенствование системы налогообложения малого бизнеса в Российской
50 Федерации
3.1 Оценка социально-экономической результативности малого бизнеса в
50 Российской Федерации
3.2 Проблемы налогообложения малого бизнеса 55
3.3 Перспективы совершенствования налогообложения малого бизнеса в
60
Российской Федерации
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 74
Приложение А Анализ налоговых поступлений по специальным налоговым
80 режимам в консолидированный бюджет РФ за период с 2014-2016 гг.
Введение 6
1 Малый бизнес: понятие и особенности его налогообложения 8
1.1 Понятие и критерии отнесения налогоплательщиков к малому бизнесу в
8 российской экономике и развитых зарубежных странах
1.2 Проблемы функционирования малого бизнеса 17
1.3 Особенности налогообложения малого бизнеса 24
1.4 Анализ налоговых поступлений в бюджетную систему страны 31
2 Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса 37
2.1 Налогообложение малого бизнеса в США 37
2.2 Налогообложение малого бизнеса во Франции 41
2.3 Налогообложение малого бизнеса в Германии 46
3 Совершенствование системы налогообложения малого бизнеса в Российской
50 Федерации
3.1 Оценка социально-экономической результативности малого бизнеса в
50 Российской Федерации
3.2 Проблемы налогообложения малого бизнеса 55
3.3 Перспективы совершенствования налогообложения малого бизнеса в
60
Российской Федерации
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 74
Приложение А Анализ налоговых поступлений по специальным налоговым
80 режимам в консолидированный бюджет РФ за период с 2014-2016 гг.
Устойчивое развитие предприятий малого и среднего бизнеса в настоящее время является сложным процессом, который обусловливается многими общественными и экономическими условиями, создающими целую систему взаимосвязей, взаимоотношений и взаимодействий. Следовательно, изучая природу устойчивого развития малого предприятия, необходимо анализировать ее как концепцию общественно-финансовых предметов, определяющих устойчивое и динамичное формирование системы.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью ускорения развития малого предпринимательства, важная роль в стимулировании которого принадлежит налогообложению. В последние годы в Российской Федерации стали активнее использоваться различные формы поддержки развития малого предпринимательства: начал действовать федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства», запущен механизм саморегулирования, ужесточена ответственность за нарушение антимонопольного законодательства, расширяются региональные целевые программы, появляются бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, фонды гарантий и др. На ближайшие годы в бюджете государства предусмотрено более 13 млрд руб. на поддержку малого бизнеса.
В настоящее время малый и средний бизнес обеспечивает 20 % ВВП, в нем занято 25 % трудоспособного населения. К 2030 году предполагается довести количество субъектов малого и среднего предпринимательства до 7,7 млн, которые смогут обеспечить до 40 % ВВП. Занятость населения в этой сфере должна увеличиться до 32 %.
В Посланиях Президента РФ Федеральному собранию страны неоднократно обращалось внимание на необходимость увеличения занятости в сфере малого и среднего бизнеса. В перспективе поставлена задача увеличить уровень занятости активного населения предпринимательством до 60-70 %.
В последние годы, особенно в период финансового кризиса, в налоговое законодательство были внесены изменения, которые позволили снизить налоговую нагрузку на малый бизнес, облегчить условия применения упрощенной системы налогообложения, расширить границы патентной системы для индивидуальных предпринимателей, упростить налоговое администрирование.
Целью бакалаврской работы является разработка предложений по совершенствованию налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- уточнить экономическое и социальное значение специальных налоговых режимов для развития малого предпринимательства в современных экономических условиях;
- оценить результативность применения специальных налоговых режимов для развития малого предпринимательства в России;
- выявить особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в зарубежных странах с точки зрения возможности его применения в отечественной практике;
- обосновать основные направления трансформации специальных налоговых режимов, отвечающие современным задачам развития национальной экономики и повышения роли субъектов малого предпринимательства в этом развитии.
Объектом исследования выступает малый бизнес в Российской Федерации.
Предметом исследования является налогообложение малого бизнеса в Российской Федерации.
В исследовании использовались следующие методы: изучение законодательных актов, научной и методической литературы, статей, учебников по данной теме.
Фундаментальную основу исследования представляют следующие авторы: Биншток Ф.И., Власенкова В.А, Лапуста М.Г., Леликова Н.А., Конвисарова Е.В., Макарычев М. К., Смогина И. А., Шер Р., Юсупова И. П..
Данная бакалаврская работа состоит из введения, заключения, трёх глав и одного приложения. В первой главе дано понятие малого предпринимательства, раскрыты теоретические основы налогообложения субъектов малого предпринимательства, выполнен анализ налоговых поступлений в бюджет. Во второй главе рассмотрен зарубежный опыт ведения малого бизнеса. В третьей главе проведена оценка социально-экономического развития малого бизнеса в нашей стране, выявлены проблемы и предложены общие рекомендации по повышению совершению налогообложения субъектов малого предпринимательства.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью ускорения развития малого предпринимательства, важная роль в стимулировании которого принадлежит налогообложению. В последние годы в Российской Федерации стали активнее использоваться различные формы поддержки развития малого предпринимательства: начал действовать федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства», запущен механизм саморегулирования, ужесточена ответственность за нарушение антимонопольного законодательства, расширяются региональные целевые программы, появляются бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, фонды гарантий и др. На ближайшие годы в бюджете государства предусмотрено более 13 млрд руб. на поддержку малого бизнеса.
В настоящее время малый и средний бизнес обеспечивает 20 % ВВП, в нем занято 25 % трудоспособного населения. К 2030 году предполагается довести количество субъектов малого и среднего предпринимательства до 7,7 млн, которые смогут обеспечить до 40 % ВВП. Занятость населения в этой сфере должна увеличиться до 32 %.
В Посланиях Президента РФ Федеральному собранию страны неоднократно обращалось внимание на необходимость увеличения занятости в сфере малого и среднего бизнеса. В перспективе поставлена задача увеличить уровень занятости активного населения предпринимательством до 60-70 %.
В последние годы, особенно в период финансового кризиса, в налоговое законодательство были внесены изменения, которые позволили снизить налоговую нагрузку на малый бизнес, облегчить условия применения упрощенной системы налогообложения, расширить границы патентной системы для индивидуальных предпринимателей, упростить налоговое администрирование.
Целью бакалаврской работы является разработка предложений по совершенствованию налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- уточнить экономическое и социальное значение специальных налоговых режимов для развития малого предпринимательства в современных экономических условиях;
- оценить результативность применения специальных налоговых режимов для развития малого предпринимательства в России;
- выявить особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в зарубежных странах с точки зрения возможности его применения в отечественной практике;
- обосновать основные направления трансформации специальных налоговых режимов, отвечающие современным задачам развития национальной экономики и повышения роли субъектов малого предпринимательства в этом развитии.
Объектом исследования выступает малый бизнес в Российской Федерации.
Предметом исследования является налогообложение малого бизнеса в Российской Федерации.
В исследовании использовались следующие методы: изучение законодательных актов, научной и методической литературы, статей, учебников по данной теме.
Фундаментальную основу исследования представляют следующие авторы: Биншток Ф.И., Власенкова В.А, Лапуста М.Г., Леликова Н.А., Конвисарова Е.В., Макарычев М. К., Смогина И. А., Шер Р., Юсупова И. П..
Данная бакалаврская работа состоит из введения, заключения, трёх глав и одного приложения. В первой главе дано понятие малого предпринимательства, раскрыты теоретические основы налогообложения субъектов малого предпринимательства, выполнен анализ налоговых поступлений в бюджет. Во второй главе рассмотрен зарубежный опыт ведения малого бизнеса. В третьей главе проведена оценка социально-экономического развития малого бизнеса в нашей стране, выявлены проблемы и предложены общие рекомендации по повышению совершению налогообложения субъектов малого предпринимательства.
Налогообложение малого предпринимательства в Российской Федерации подразумевает собой специфический процесс установления и взимания налогов, который может осуществляться как по общему режиму, так и посредством специальных режимов. Данная процедура закреплена Налоговым кодексом РФ.
Субъекты малого бизнеса оказывают влияние на развитие всей национальной экономики, способствуют стабильному поступлению налоговых доходов бюджета; малое предпринимательство способно решить проблему занятости, быстро переналаживать производство и тем самым оперативно реагировать на все возникающие потребности рынка, в том числе и в условиях экономических санкций. Все это свидетельствует о том, что субъекты малого предпринимательства занимают особое место в экономике России.
Малое предпринимательство вносит свой вклад в развитие государства. В основном это осуществляется путем перечисления налоговых платежей в бюджет.
В 2015 году было заметное увеличение поступлений налогов от специальных налоговых режимов, которое составило 5226,7 млрд. руб., что больше на 25,09% или на 1048,3 млрд. руб. чем в 2014 году. В 2016 году произошло снижение налогов на 6,21% (в номинальном выражении 32,4 млн. руб.) и составляет 4901,8 млрд. руб.
Прежде всего в работе рассмотрены основные проблемы налогообложения малого бизнеса. При этом особое внимание уделено проблемам применения упрощенной системы налогообложения и вмененного налогообложения.
На основании проведенного анализа можно сформулировать основные направления развития малого предпринимательства в России:
- необходимо совершенствовать антикоррупционное законодательства;
- разработка мер, стимулирующих кредитование и инвестирование в сфере малого бизнеса.
- субсидии, направленные на компенсацию расходов при открытии своего дела или расширения бизнеса предпринимателей;
- должна быть решена проблема предоставления малым предприятиям государственных заказов.
- необходима подготовка высококвалифицированных кадров для ведения предпринимательской деятельности.
По результатам исследования представлены возможные варианты совершенствования российского законодательства в части налогообложения малого предпринимательства, анализируются их достоинства и недостатки. Проведенный анализ показал, что возможные варианты совершенствования действующей системы для малого бизнеса в России заключаются в следующем:
- совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговым законам большей прозрачности, расширения базы налогообложения, снижения налоговых ставок, обеспечение нейтральности налогов по отношению к некоторым категориям налогоплательщиков;
- пересмотр налоговых льгот;
- установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов;
Так же предлагается внести следующие изменения в систему налогообложения малого предпринимательства:
1) При однократном превышении выручки с начала налогового периода не лишать организаций права на применение упрощенной системы налогообложения в следующем году, а в текущем году, в котором было допущено такое превышение, произвести перерасчет налогов в соответствии с общим режимом налогообложения;
2) Установить для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, возможность добровольно перейти на уплату НДС. При этом следует установить ставку этого налога и предусмотреть пониженную ставку по единому налогу для организаций, которые отказались от освобождения по НДС;
3) Разрешить предприятиям, применяющим упрощенную систему налогообложения открывать филиалы или представительства, тем самым способствуя расширению бизнеса, что может создать дополнительную прибыль организации, а значит дополнительные доходы в бюджет. Также данная мера может привести к созданию дополнительных рабочих мест, росту доли малых организаций в ВВП страны.
4) Расширить перечень товаров, для которых используется понижающее значение коэффициента К2 (таких как товары гигиены и бытовой химии, а также для предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю через объекты нестационарной торговой сети, реализующие продовольственные товары, детский ассортимент товаров, овощи, фрукты).
5) Пересмотреть базовую доходность по субъектам малого предпринимательства, осуществляющих оказание автотранспортных услуг и осуществляющих розничную торговлю дорогостоящими товарами (ювелирными изделиями, автозапчастями, натуральными мехами и кожей, а также верхней одеждой, изготовленной из них);
6) Предоставление предпринимателям, осуществляющим деятельность на патентной системе налогообложения возможность вычитать сумму страховых взносов из стоимости патента. Подобная льгота предоставлена бизнесу в других спецрежимах (УСН и ЕНВД). Во многом поэтому патентная система непопулярна среди предпринимателей.
7) При применении УСН, в случае выбора в качестве объекта налогообложения разницы между доходами и расходами, установить ставку минимального налога в размере 3% от суммы полученного дохода за налоговый период, поскольку действующая в настоящее время ставка минимального налога в размере 1% является чрезвычайно либеральной, что позволяет налогоплательщикам намеренно завышать сумму произведенных расходов, составляющих свыше 90% к объему полученных доходов, с целью минимизации налоговых обязательств.
В качестве другого варианта применения либеральной ставки минимального дохода в размере 1% для налогоплательщиков УСН, можно внести изменения в главу 26.2 НК РФ, установив, что общая сумма произведенных налогоплательщиком расходов, при применении объекта налогообложения УСН в виде разницы между доходами и расходами, не должна превышать 80% от общего объема полученных доходов за налоговый период.
Снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, создание благоприятных условий для легализации и развития малого предпринимательства являются необходимыми условиями улучшения налогового климата у субъектов малого предпринимательства. Предусмотренные государством льготы станут стимулом для развития новых видов деятельности.
Для совершенствования налогообложения субъектов малого предпринимательства необходимо внести изменения в налоговое законодательства на федеральном уровне. Среди таких мер можно выделить следующие: совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, устранения запутанности и сложности для малого бизнеса, придания большей прозрачности имеющимся и новым налоговым законам; уточнение и систематизация налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства; объединение тех налогов, которые имеют одинаковую налоговую базу; установление со стороны федеральных и региональных органов власти жесткого оперативного контроля за соблюдением субъектами малого предпринимательства налогового законодательства; четкое установление системы налогов, которые должны уплачивать субъекты малого предпринимательства, по различным уровням финансовой системы страны.
Субъекты малого бизнеса оказывают влияние на развитие всей национальной экономики, способствуют стабильному поступлению налоговых доходов бюджета; малое предпринимательство способно решить проблему занятости, быстро переналаживать производство и тем самым оперативно реагировать на все возникающие потребности рынка, в том числе и в условиях экономических санкций. Все это свидетельствует о том, что субъекты малого предпринимательства занимают особое место в экономике России.
Малое предпринимательство вносит свой вклад в развитие государства. В основном это осуществляется путем перечисления налоговых платежей в бюджет.
В 2015 году было заметное увеличение поступлений налогов от специальных налоговых режимов, которое составило 5226,7 млрд. руб., что больше на 25,09% или на 1048,3 млрд. руб. чем в 2014 году. В 2016 году произошло снижение налогов на 6,21% (в номинальном выражении 32,4 млн. руб.) и составляет 4901,8 млрд. руб.
Прежде всего в работе рассмотрены основные проблемы налогообложения малого бизнеса. При этом особое внимание уделено проблемам применения упрощенной системы налогообложения и вмененного налогообложения.
На основании проведенного анализа можно сформулировать основные направления развития малого предпринимательства в России:
- необходимо совершенствовать антикоррупционное законодательства;
- разработка мер, стимулирующих кредитование и инвестирование в сфере малого бизнеса.
- субсидии, направленные на компенсацию расходов при открытии своего дела или расширения бизнеса предпринимателей;
- должна быть решена проблема предоставления малым предприятиям государственных заказов.
- необходима подготовка высококвалифицированных кадров для ведения предпринимательской деятельности.
По результатам исследования представлены возможные варианты совершенствования российского законодательства в части налогообложения малого предпринимательства, анализируются их достоинства и недостатки. Проведенный анализ показал, что возможные варианты совершенствования действующей системы для малого бизнеса в России заключаются в следующем:
- совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговым законам большей прозрачности, расширения базы налогообложения, снижения налоговых ставок, обеспечение нейтральности налогов по отношению к некоторым категориям налогоплательщиков;
- пересмотр налоговых льгот;
- установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов;
Так же предлагается внести следующие изменения в систему налогообложения малого предпринимательства:
1) При однократном превышении выручки с начала налогового периода не лишать организаций права на применение упрощенной системы налогообложения в следующем году, а в текущем году, в котором было допущено такое превышение, произвести перерасчет налогов в соответствии с общим режимом налогообложения;
2) Установить для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, возможность добровольно перейти на уплату НДС. При этом следует установить ставку этого налога и предусмотреть пониженную ставку по единому налогу для организаций, которые отказались от освобождения по НДС;
3) Разрешить предприятиям, применяющим упрощенную систему налогообложения открывать филиалы или представительства, тем самым способствуя расширению бизнеса, что может создать дополнительную прибыль организации, а значит дополнительные доходы в бюджет. Также данная мера может привести к созданию дополнительных рабочих мест, росту доли малых организаций в ВВП страны.
4) Расширить перечень товаров, для которых используется понижающее значение коэффициента К2 (таких как товары гигиены и бытовой химии, а также для предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю через объекты нестационарной торговой сети, реализующие продовольственные товары, детский ассортимент товаров, овощи, фрукты).
5) Пересмотреть базовую доходность по субъектам малого предпринимательства, осуществляющих оказание автотранспортных услуг и осуществляющих розничную торговлю дорогостоящими товарами (ювелирными изделиями, автозапчастями, натуральными мехами и кожей, а также верхней одеждой, изготовленной из них);
6) Предоставление предпринимателям, осуществляющим деятельность на патентной системе налогообложения возможность вычитать сумму страховых взносов из стоимости патента. Подобная льгота предоставлена бизнесу в других спецрежимах (УСН и ЕНВД). Во многом поэтому патентная система непопулярна среди предпринимателей.
7) При применении УСН, в случае выбора в качестве объекта налогообложения разницы между доходами и расходами, установить ставку минимального налога в размере 3% от суммы полученного дохода за налоговый период, поскольку действующая в настоящее время ставка минимального налога в размере 1% является чрезвычайно либеральной, что позволяет налогоплательщикам намеренно завышать сумму произведенных расходов, составляющих свыше 90% к объему полученных доходов, с целью минимизации налоговых обязательств.
В качестве другого варианта применения либеральной ставки минимального дохода в размере 1% для налогоплательщиков УСН, можно внести изменения в главу 26.2 НК РФ, установив, что общая сумма произведенных налогоплательщиком расходов, при применении объекта налогообложения УСН в виде разницы между доходами и расходами, не должна превышать 80% от общего объема полученных доходов за налоговый период.
Снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, создание благоприятных условий для легализации и развития малого предпринимательства являются необходимыми условиями улучшения налогового климата у субъектов малого предпринимательства. Предусмотренные государством льготы станут стимулом для развития новых видов деятельности.
Для совершенствования налогообложения субъектов малого предпринимательства необходимо внести изменения в налоговое законодательства на федеральном уровне. Среди таких мер можно выделить следующие: совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, устранения запутанности и сложности для малого бизнеса, придания большей прозрачности имеющимся и новым налоговым законам; уточнение и систематизация налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства; объединение тех налогов, которые имеют одинаковую налоговую базу; установление со стороны федеральных и региональных органов власти жесткого оперативного контроля за соблюдением субъектами малого предпринимательства налогового законодательства; четкое установление системы налогов, которые должны уплачивать субъекты малого предпринимательства, по различным уровням финансовой системы страны.
Подобные работы
- ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО
БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2024 - Налоговое регулирование развития малого бизнеса
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.
(НА ПРИМЕРЕ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2017 - СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ КАК МЕТОД СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018





