Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ УТРАТЫ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА

Работа №189587

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2025
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические подходы к пониманию горя и утраты 6
1.1 История понятий горя и утраты в психологии. Основные теории горя 6
1.2 Формы и виды горя 15
1.3 Индивидуальные аспекты переживания горя и утраты 19
2 Психологические особенности юношеского возраста 25
2.1 Юношеский возраст как период развития: основные характеристики, задачи развития,
кризис идентичности 25
2.2 Когнитивное развитие человека в юношеском возрасте 28
2.3 Эмоциональное развитие человека в юношеском возрасте 30
2.4 Социальное развитие человека в юношеском возрасте 33
2.5 Влияние утраты на развитие человека в юношеском возрасте 35
3 Эмпирическое исследование горя, базисных убеждений и отношения к смерти 42
3.1 Программа исследования 42
3.2 Описание и анализ 44
3.3 Феноменологический анализ опыта продолжающийся связи 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А 68


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические подходы к пониманию горя и утраты 6
1.1 История понятий горя и утраты в психологии. Основные теории горя 6
1.2 Формы и виды горя 15
1.3 Индивидуальные аспекты переживания горя и утраты 19
2 Психологические особенности юношеского возраста 25
2.1 Юношеский возраст как период развития: основные характеристики, задачи развития,
кризис идентичности 25
2.2 Когнитивное развитие человека в юношеском возрасте 28
2.3 Эмоциональное развитие человека в юношеском возрасте 30
2.4 Социальное развитие человека в юношеском возрасте 33
2.5 Влияние утраты на развитие человека в юношеском возрасте 35
3 Эмпирическое исследование горя, базисных убеждений и отношения к смерти 42
3.1 Программа исследования 42
3.2 Описание и анализ 44
3.3 Феноменологический анализ опыта продолжающийся связи 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А 68


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Благодаря проведенному исследованию удалось всесторонне осветить тему психологических особенностей личности в юношеском возрасте в условиях утраты близкого человека. Актуальность данной работы продиктована тем, что именно юность представляет собой критический период формирования идентичности, в котором человек особенно уязвим перед лицом травмирующих событий - в частности, потери значимого близкого. В такой ситуации юноша сталкивается не только с интенсивной эмоциональной болью, но и с необходимостью интегрировать этот опыт в собственную систему взглядов и идентичность. Этот процесс способен как ускорить развитие, способствуя переоценке жизненных ориентиров, так и осложнить личностное становление.
Целью исследования являлось изучение особенностей влияния утраты на личностную сферу молодого человека, включая трансформации базисных убеждений, изменения в восприятии смерти и силу переживания горя.
В ходе теоретического анализа были рассмотрены ключевые концепции, касающиеся феномена горя - от стадий и типологий до индивидуальных различий в адаптации. Особое внимание уделялось специфике юношеского возраста: становлению рефлексивности, экзистенциальных смыслов и устойчивого образа «Я». Это позволило более точно определить психологические параметры, делающие юношей восприимчивыми к утрате, но одновременно способными к ее глубокой переработке.
На количественном этапе были использованы валидные методы диагностики осложненного горя, базисных убеждений и отношения к смерти. Результаты исследования показали, что переживание утраты действительно влияет на ключевые компоненты личности. У респондентов с выраженными признаками осложненного горя наблюдается тенденция к снижению доверия к миру, восприятию его как небезопасного и лишенного справедливости. При этом отношение к смерти у таких респондентов часто сопряжено с избегающими и тревожным восприятием данной темы, что свидетельствует о сложности интеграции опыта потери. Вместе с тем, у части участников отмечены признаки конструктивной переработки утраты: повышение нейтрального принятия смерти, акцент на переоценке ценностей и личностной зрелости. Это подтверждает гипотезу о возможной двойственности влияния утраты - как деструктивного, так и развивающего.
Качественный анализ интервью, выполненный в рамках феноменологического подхода, раскрыл, как утрата, переходя в продолжающуюся связь, становится частью личности юноши. Респондент описал опыт утраты как предельно важный и значимый, как деление жизни на «до» и «после». Образ ушедшего сохранился как моральный ориентир, как элемент памяти, поддерживающий целостность, как крепкая опора, мотивирующая к жизни, как близкий, дающий ощущение защиты и радости. Такая связь показала себя как форму эмоциональной устойчивости, помогающей респонденту расти и становиться морально сильным человеком.
По итогам можно заключить, что выдвинутая гипотеза о специфике влияния утраты на личностное развитие в юности получила подтверждение. Потеря действительно может как осложнить психологическое состояние, так и стать точкой роста - на это указывает множественная полярность результатов количественного анализа, а также как негативные, так и позитивные тенденции выборки в отношении к смерти.
Таким образом, все исследовательские задачи были успешно решены: проанализированы теории, изучены возрастные особенности, когнитивные и эмоциональные компоненты переживания, проведена диагностика и выполнен феноменологический анализ. Эти данные позволили не только глубже понять специфику горевания в юности, но и предложить направления психологической поддержки для переживающих утрату.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при разработке программ профилактики и психологической помощи молодым людям, переживающим утрату. Диагностические инструменты, примененные в работе, могут быть рекомендованы для оценки уровня осложнённого горя и состояния когнитивной сферы личности в процессе консультирования. Кроме того, выявленные взаимосвязи между особенностями горевания, базисными убеждениями и отношением к смерти могут лечь в основу психокоррекционных мероприятий, направленных на восстановление внутренней целостности и поддержание устойчивой идентичности юношей в период утраты.



1. Ainsworth, M. D. S. Patterns of attachment: A psychological study of the strange situation. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1978.
2. Arnett J. J. Adolescent Storm and Stress, Reconsidered // American Psychologist. - 1999.
- Vol. 54, № 5. - P. 317-326.
3. Arnett J. J. Emerging adulthood: A theory of development from the late teens through the twenties // American Psychologist. - 2000. - Vol. 55, № 5. - P. 469-480.
4. Arnett J. J. Emerging Adulthood: The Winding Road from the Late Teens Through the Twenties. - New York: Oxford University Press, 2004.
5. Attig, T. Meanings of Death // Death Studies. - 2004. - Vol. 28, No. 4. - P. 341-360.
6. Bailey L., Bell J., Kennedy D. Continuing social presence of the dead: exploring suicide bereavement through online memorialisation // Mortality. 2015. Vol. 21, no. 1-2. pp. 72¬86.
7. Balk D. E. Death, bereavement, and college students: A descriptive analysis // Death Studies. - 1991. - Vol. 15, № 1. - P. 67-83.
8. Black J., Belicki K., Emberley-Ralph J., McCann A. Internalized versus externalized continuing bonds: relations to grief, trauma, attachment, openness to experience, and posttraumatic growth // Death Studies. 2021. Vol. 45, no. 8. pp. 593-602.
9. Bonanno, G. A. Loss, trauma, and human resilience // American Psychologist. 2004. Vol. 59, № 1. P. 20-28.
10. Eisma, M. C., Bernemann, K., Aehlig, L., Janshen, A., & Doering, B. K. Adult attachment and prolonged grief: A systematic review and meta-analysis // Personality and Individual Differences. - 2023. - Vol. 214.
11. Klass D., Silverman P. R., Nickman S. L. (Eds.). Continuing Bonds: New Understandings of Grief. - Philadelphia: Taylor & Francis, 1996.
12. Nagy M. The child's theories concerning death // The Journal of Genetic Psychology. - 1948. - Vol. 73, № 1. - P. 3-27.
13. Neimeyer R. A. Techniques of Grief Therapy: Creative Practices for Counseling the Bereaved. - New York: Routledge, 2012.
14. Neimeyer, R. A. Meaning Reconstruction and the Experience of Loss. Washington, DC: American Psychological Association, 2001. 416 p.
15. Parkes C. Bereavement: Studies of Grief in Adult Life. - London : Penguin Books, 2010.
- 352 p... 56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ