Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ ОДИНОЧЕСТВА И ИХ СВЯЗЬ СО СТАТУСАМИ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

Работа №57676

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2016
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
471
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 4
Глава 1. Проблематика одиночества, особенности его переживания в юности в связи с кризисом идентичности 9
1.1 Психологические подходы к одиночеству 9
1.2 Виды состояния одиночества и их проявления (по С. Г. Корчагиной) .. 17
1.2.1 Отчуждающее одиночество 18
1.2.2 Диффузное одиночество 19
1.2.3 Диссоциированное одиночество 21
1.2.4 Уединенность 22
1.3 Проблематика одиночества в юношеском возрасте 23
1.4 Кризис юношеского возраста и статусная модель идентичности Дж. Марсиа 25
1.5. Постановка проблемы 32
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования 36
2.1 Организация исследования 36
2.2 Характеристика используемых в работе диагностических методик 37
2.2.1 Опросник для определения вида одиночества С. Г. Корчагиной 37
2.2.2 Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура
и свойства ( Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев) 40
2.2.3 Модифицированная шкала измерения одиночества UСLA В.
Рассела, Л. Пепло, М. Фергюсона 42
2.2.4 Шкала интерперсональной идентичности опросника OMEIS-R Дж. Адамса 43
2.3 Методы статистической обработки данных 44
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 46
3.1 Взаимосвязи и структура видов одиночества и других его
характеристик 46
3.1.1 Виды одиночества в связи с другими его характеристиками 46
3.1.2 Структура видов одиночества и других его характеристик 50
3.2 Взаимосвязи видов одиночества и других его характеристик со
статусами идентичности, а также структура видов, характеристик одиночества и статусов идентичности 52
3.2.1 Виды и другие характеристики одиночества в связи со статусами
идентичности 52
3.2.2 Структура видов одиночества и статусов идентичности 54
3.3 Группы студентов, различающиеся выраженностью видов одиночества 57
Выводы 61
Заключение 63
Библиографический список 64
Приложения 69
Приложение 1 69
Приложение 2 71
Приложение 3 73
Приложение 4 74


Большинство научных трудов и исследований современных авторов показывает, что до сих пор в науке нет единого понимания феномена одиночества. Среди исследователей, занимавшихся проблемой одиночества З. Фрейд (2008), Э. Фромм (2014), Ж.-П. Сартр (2007), В. Франкл (2012), И. Ялом (2002) и др. Советские психологи по идеологическим причинам к ней обращались лишь эпизодически С.Л.Рубинштейн (2015), К.А. Абульханова- Славская (1993), Б.Г.Ананьев (2008). После перестройки исследования одиночества активизировались Л.И. Старовойтова (1995), Г.М. Тихонов (1992), Ж.В. Пузанова (1995), О.Н. Кузнецов и В.И. Лебедев (1972) и др. Интересная концепция видов одиночества принадлежит С.Г.Корчагиной (2005), ею также предложен инструментарий изучения одиночества.
Из всех существующих подходов к одиночеству в работе наиболее подробно будут рассмотрены главные: психодинамическое направление, социологический подход, когнитивное, экзистенциальное направления. В центре нашей работы находятся виды одиночества по С.Г. Корчагиной: отчуждающее, диффузное, диссоциированное одиночество и уединенность. Первые три вида одиночества и, конечно, его клинические формы - негативные по своему психологическому смыслу. Диффузное одиночество обуславливается преобладающим действием механизма идентификации и потерей собственного «Я». Отчуждающее одиночество - преобладающим действием механизма обособления, в результате чего наступает отчуждение от других людей, норм и ценностей. Диссоциированное одиночество связано с высокой степенью выраженности процессов как идентификации, так и обособления, и их резкой сменой, в результате искажается образ собственного «Я» и представление об окружающих. Уединение характеризуется оптимальным соотношением процессов идентификации и обособления, является необходимой составляющей самопознания, самоопределения и личностного роста человека, то есть оказывает позитивное, конструктивное воздействие на психику. Итак, феномен одиночества может оказывать позитивные и негативные воздействия на личность.
Множество юношей и девушек, склонны считать, что они больше других испытывают чувство одиночества, а также потребность в дружбе, сильнее привязаны к семье и больше желают профессионального успеха, воспринимают себя не похожими на других. Если человек может погружаться в свои переживания, ему открываются новые эмоции, красота внешнего мира, ощущение собственного тела. Но погружение в себя может сопровождаться также чувством одиночества, ощущением внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить.
Идентичность является одной из центральных проблем юношеского возраста. Современные концепции идентичности основываются на ее определении в трудах Э. Эриксона в качестве интегративного свойства личности, формирование которого происходит в течение всей жизни. Развитие идентичности сопряжено с переживанием специфичных для каждого возраста психосоциальных кризисов.
Особенность юности заключается в том, что в этом возрасте на смену детским парциальным формам идентичности в результате переживания и проживания кризиса должна прийти целостная идентичность, объединяющая прежние Я-образы по осям времени и пространства (социальных ролей). Ее становлению предшествует диффузия идентичности. Из четырех этапов развития идентичности, выделенных в 1966 г. канадским психологом Джеймсом Марсиа к состоянию диффузии идентичности близка неопределенная, размытая идентичность, характеризующая тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности. «Досрочная, преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету. Для этапа «моратория» характерно то, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим. На этапе достигнутой, «зрелой идентичности» кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации. Статусы идентичности — это как бы и этапы развития личности, и вместе с тем — типологические понятия. Подросток с неопределенной идентичностью может вступить в стадию моратория и затем достичь зрелой идентичности, но может также навсегда остаться на уровне размытой идентичности или пойти по пути досрочной идентификации, отказавшись от активного выбора и самоопределения (Кон, 1989, с.80). Е. В. Глушак и Т. А. Гаврилова адаптировали вторую часть опросника объективного измерения статуса эго-идентичности (Objective Measure of Status Ego-Identity - OMEIS) канадского психолога Дж.Р. Адамса (1979) , в основе которого лежит модель статусного строения идентичности Дж. Марсиа.
Проблема, на разрешение которой направлено исследование заключается в попытке разрешения противоречия между относительно разработанными в различных направлениях психологической науки проблемами одиночества и недостаточной дифференцированностью его видов, отсутствием их конкретизации, в частности в возрастном аспекте: их особенностей, связей со статусами идентичности в юношеском возрасте.
Цель: изучение взаимосвязи особенностей видов одиночества со статусами идентичности.
Объект: виды одиночества.
Предмет: особенности видов одиночества и их связь со статусами идентичности у студентов-первокурсников.
Участники исследования: 53 человека в возрасте от 17 до 21 года, студенты Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, факультета психологии, очного отделения, 1 курса. Исследование проводилось в 2014 -2015 г.г.
Методы исследования: анализ литературы, психодиагностические методы, методы статистической обработки данных.
В исследовании применялись следующие диагностические методики:
• Опросник для определения вида одиночества С. Г. Корчагиной, 2008 г.,
• Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства ( Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев, 2013 г.),
• Модифицированная шкала измерения одиночества UСLA В. Рассела, Л. Пепло, М. Фергюсона, 1980 г,
• Шкала интерперсональной идентичности методики объективного измерения статуса идентичности Дж. Р. Адамса (адаптация. Е. В. Глушак и Т. А. Гавриловой, 2011 г.)
Новизна исследования: заключается в том, что это первая работа, в которой рассматриваются виды одиночества.
Среди ВКР, защищенных в последнее время по проблематике одиночества на нашем факультете, можно назвать только «Особенности переживания чувства одиночества овдовевшими женщинами» (Меркулова, 2012).
Из работ, с которыми преемственно связана наша ВКР, можно назвать защищенные в прошлом году исследования статусов идентичности , которые рассматривались через академическую мотивацию (Серебренникова, 2015), через онтологическую уверенность (Рязанова, 2015), осмысленность жизни и академическую мотивацию (Вяткина, 2015)
В нашей ВКР виды одиночества (по Корчагиной) изучаются в связи со статусами идентичности в юношеском возрасте.
Гипотезы исследования:
1. Мы предполагаем, что не все виды одиночества по С.Г. Корчагиной (отчуждающее, диффузное, диссоциированное, уединенность) подразумевают одиночество как недифференцированный феномен ( то есть различаются связями с общими показателями одиночества, измеряемыми, в частности, наиболее известной методикой Ucla и методикой Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева.
2. Виды одиночества различаются мерой позитивности их переживания .
3. Разным видам одиночества соответствуют разные статусы идентичности: диффузному одиночеству, предполагающему «растворение» в других людях - принятая идентичность, отчуждающему одиночеству, характеризующемуся утратой связи с другими людьми, утрата себя - диффузная идентичность .
Цель, объект, предмет и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:
1. Выявить взаимосвязи видов одиночества с другими его
характеристиками.
2. Выявить структуру видов одиночества с других его характеристик.
3. Выявить связь видов одиночества со статусами идентичности.
4. Установить группы студентов, различающихся выраженностью видов одиночества.
ВКР прошла апробацию на XIII студенческой психологической конференции ЯНПИС-2015 (ярмарка научно-практических инициатив студентов), с названием «Особенности видов одиночества студентов 1 курса факультета психологии», 20 мая 2015 г.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В теоретической части работы были рассмотрены различные подходы к пониманию феномена одиночества, а именно: психодинамическое направление, социологический подход, когнитивное направление, экзистенциальное направление. Также были изучены виды одиночества по Корчагиной: отчуждающее одиночество, диффузное одиночество, диссоциированное одиночество и уединенность. Проблематика одиночества рассматривалась в контексте представлений о юношеском возрасте, кризисе и статусах идентичности.
В рамках исследования была сформулирована следующая цель: изучение взаимосвязи особенностей видов одиночества со статусами идентичности, выдвинуты гипотезы о том, что
1. не все виды одиночества по С.Г. Корчагиной (отчуждающее, диффузное, диссоциированное, уединенность) подразумевают одиночество как недифференцированный феномен,
2. виды одиночества различаются мерой позитивности их переживания,
3. разным видам одиночества соответствуют разные статусы идентичности: диффузному одиночеству, предполагающему «растворение» в других людях - принятая идентичность, отчуждающему одиночеству, характеризующемуся утратой связи с другими людьми, утрата себя - диффузная идентичность.
В результате проведенного исследования гипотезы, поставленные нами, в основном подтвердились, при этом статусы идентичности в большей мере удалось прояснить не только через виды одиночества, но и через такие его характеристики как зависимость от общения и позитивное одиночество.



1. Авдуевская Е.П., Петровская Л.А. Проблема одиночества с позиции гуманизма / Е.П ... -1991. — №4. С. 179-180.
2. Абульханова-Славская К. А. Психологические и жизненные потери (к проблеме экологии человека) // Психология личности в условиях социальных изменений. - М.: ИПРАН, 1993. - С. 7-21.
3. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. - М. 3-е изд.- МПСИ, 2008.
4. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.В. Антонова //Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - с.131 - 143.
5. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский; ред. А. Н. Леонтьев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1975.
6. Вяткина О.Д., статус идентичности, осмысленность жизни и академическая мотивация в юности [Текст]: Вып. квалиф. работа / Вяткина О. д. - ИП ПГГПУ, Пермь, 2015. - 65с.
7. Гаврилова, Т.А. Психометрическое исследование шкалы интерперсональной идентичности методики объективного измерения статуса эго-идентичности Дж. Адамса [Текст] / Т.А. Гаврилова, Е.В. Глушак // Психологическая диагностика. - 2011, №3
8. Галигузова Л. Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопр. психол. 1996. №3. С. 101—115.
9. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики :введение в психологию активности. - ЛЕНАНД., 2015
10.Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
11. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2015. - 738 с.: ил.
12. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989
13. Коптева Н.В. Онтологическая уверенность: автореф. дис. ... докт. психол. наук. Екатеринбург. 2013 г.
14. Косенчук Л. Ф. Сущность идентичности и основные подходы к ее иследованию /Л.Ф. Косенчук //Теория и практика общественного развития. - 2014, № 6. [Электронный ресурс]: URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-identichnosti-i-osnovnye-podhody-k-ee-issledovaniyu
15. Корчагина С. Г. К66 Психология одиночества : учебное пособие. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2008. -228 с.
16. Корчагина С.Г. Генезис виды и проявления одиночества. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2005. -196 с.
17. Кузнецов О. Н., Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества. - М., 1972.
18. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Спб.: Речь. Питер, 2011. - 553 с.
19. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М. Смысл, 2013 г.
20. Лэнгле Альфред: Московский психотерапевтический журнал, Грандиозное одиночество, 2002 г., издание № 2.
21..ЛэйнгР.Д. Расколотое "Я" / Р.Д. Лэйнг. - СПБ.: Белый Кролик, 1995.
22. Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы взрослости./И.Г. Малкина - Пых — М.: Эксмо, 2008. - 416 с. 4.
23. Манапова Е. И.,СамошинаМ. Ю. Юношеский кризис: его границы содержание и проявления //Современная наука: актуальные проблемы ипути их решения. - 2014, № 12. [Электронный
ресурс]: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/yunosheskiy-krizis-ego-granitsy-soderzhanie-i-proyavleniya#ixzz3cfG02noU
24. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 3-е издание, мастера психологии, 2013.
25. Миюскович, Б. Одиночество : междисциплинарный подход - М.: ЭКСМО - Пресс,1989
26. Моргун, В. Ф., Ткачева, Н. Ю. Проблемы периодизации развития личности в психологии. / В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачева. - Москва: Издательство Московского университета, 1981. - 84 с.
27. Мухтиярова Е. Н. Переживание одиночества в зрелом возрасте, диссертацияканд. псих. наукМухиярова Е. Н. - Санкт-Петербург, 2006 г.
28. Мухина В. С. Проблема генезиса личности. - М., 1985
29. Новицкая, Л.Ф. Культура и возможность преодоления одиночества современного человека / Л.Ф. Новицкая. - СПб.: ИВО, 2003. - 189 с.
30. Осин Е.Н., Д.А. Леонтьев, Дифференциальный опросник переживания одиночества:структура и свойства/ Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев, Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2013. Т. 10, № 1. С. 55-81.
31. Перлман Д., Пепло Л. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989
32. Покровский Н.Е. Лабиринты одиночества: Пер. с англ/Сост., общ. ред. и пред. Покровского Н. Е. - М: Прогресс, 1989 -624 с.
33. Пузанова Ж. В. Одиночество и общение (философско-социологический аспект) : дисс, канд. философ, наук. Российский университет дружбы народов. - М., 1995.
34. Рогова Е. Е. : Переживание одиночества подростками с разной социальной направленностью. ВП, 2007 №5
35. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Дайджест, 1998
36. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии, СПб: Издательство "Питер", 2015
37. Рязанова О.И., Различные статусы идентичности в юности в связи с онтологической уверенностью [Текст]: Вып. квалиф. работа / Рязанова О. И. - ИП ПГГПУ, Пермь, 2015. - 70с.
38. СартрЖ.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - М., 2007.
39. Серебренникова В. С., Статус идентичности, временная перспектива и академическая мотивация в юности [Текст]: Вып. квалиф. работа / Серебренникова В. С. - ИП ПГГПУ, Пермь, 2015. - 62с.
40. Старовойтова Л. И. Одиночество: социально-философский анализ : дисс. канд. философ, наук. - М., 1995.
41. Старовойтов В.В, Журнал практической психологии и психоанализа, Салливан Гарри Стэк. 2016, №1
42. Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. - 1992. - № 6.
43. Слободчиков И. М. Социально-педагогическое прогнозирование одиночества как средство предупреждения дезадаптивного поведения подростков: Канд. дис. Екатеринбург, 2000.
44. Слободчиков И. М., Современные исследования переживания одиночества, "Психологическая наука и образование" 2007 №3 - С. 27-34
45. Самойлик, Н.А. Феноменология кризиса идентичности /Н.А. Самойлик //Мир науки, культуры, образования - 2010, - № 6(25)
46. Татарко, С.А. Измерение идентичности в рамках статусной модели Дж. Марсии // Психологическая диагностика.- 2009.- №1.- С.5-44
47. Тихонов Г. М. Феномен одиночества: опыт философско-социологического анализа : дисс. канд. философ, наук. - Екатеринбург, 1992.
48. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Медиа, 2012.
49. Фрейд А. Психология Эго и защитные механизмы: - АСТ., 2008.
50. Фромм Э. Душа человека. Революция надежды. - М.: АСТ, 2014. 7-168 с.
51. Хачатурян К. Д., Одиночество как психологическая проблема, Хачатурян К. Д., М.: Ростов-на-Дону - 2011г.
52. Шагивалеева, Г.Р. Одиночество и способности его переживания студентами: Монография / Г.Р. Шагивалеева. - Елабуга: Алмедиа, 2007
53. Шамсутдинова Э.Р., Одиночество и его особенности переживания студентами вуза, Шамсутдинова Э.Р., - М., Елабуга - 2010 г.
54.Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин. - Москва, 2009 // Психология личности: хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В.В. Архангельская.
- Москва: АСТ: Астрель, 2009. - С. 349-356.
55. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Прогресс, 2006. - 352с.
56. Ялом И. Экзистенциальная Психология М., 2002.
57. Ярышева А.А. Особенности самоотношения у подростков с различными статусами идентичности / А.А. Ярышева // Мир науки, культуры, образования. - 2010, №1(20)[Электронный ресурс]: URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samootnosheniya-u-podrostkov-s-razlichnymi-statusami-identichnosti
58. Risman D., Denney R. & Glazer N. (1950) The lonely crowd. - New Haven : Yale University Press.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ