Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ОБРАЗ ВЕРУЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА В ГЛАЗАХ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

Работа №189397

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы125
Год сдачи2020
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Религиозная толерантность в контексте повседневной жизни 9
1.1 Феномен «толерантности»: анализ основных подходов 9
1.2 Религиозная толерантность в структуре феномена толерантности 14
2 Восприятие религиозных людей: особенности конструирования образа верующих 19
2.1 Конструирование образа «Другого» с позиции религиозной идентичности 19
2.2 Верующий человек в глазах современного студента 22
2.2.1 Отношение студентов к религии и верующим людям 22
2.3.2 Образ восприятия томскими студентами верующего человека 29
2.3.3 Влияние стереотипов на конструирование образа верующих 35
3 Религиозная толерантность томских студентов во взаимоотношении верующих и не
верующих 39
3.1 Уровень религиозной толерантности томских студентов 39
3.2 Влияние религиозной толерантности на интеракцию верующих и не верующих 47
Заключение 54
Список литературы 57
Приложение А Программа исследования 61
Приложение Б Анкета 67
Приложение В Таблицы распределений 74
Приложение Г Бланк интервью 90
Приложение Д Список информантов 92
Приложение Е Расшифровка интервью 93


Феномен толерантности развивался вместе с прогрессом общества: увеличение численности населения и, как следствие, распространение людей по всему миру, усложнение социальных отношений, возникновение социальных феноменов (религия, этнос, гендер и т.д.) привело к тому, что всё чаще возникали и возникают основы для сравнения людей. Большое разнообразие приводит к постоянному столкновению с непохожими по тем или иным признакам людьми - это порождает нетерпимость и неприятие непривычного, непохожего и «чужого».
Данный процесс проявляется в различных социальных сферах, которые включают в себя некие факторы проявления нетерпимости. В основном, они связаны с визуальными, поведенческими или идеологическими отличиями: раса, пол, религия, экономическое состояние, отдельные привычки.
В данной работе будет анализироваться и изучаться ситуация нетерпимости и толерантности с точки зрения религиозных убеждений, как один из наименее изученных аспектов данных явлений. Актуальность изучения религиозной толерантности может быть выражена в следующем ряде причин: 1) Усиление религиозного экстремизма (за период с 2010 по 2016 гг. число преступлений в РФ на экстремистской почве выросло с 656 до 1410, то есть более чем в 2 раза) [17]; 2) Появление новых принципов дифференциации общества, что делает его менее стабильным и прогрессивным; 3) Резкое возникновение мультикультурных условий, к которым люди могут быть не готовы (стихийная миграция, интенсивное развитие технологий и внедрение их в повседневную жизнь).
Помимо этого, межрелигиозные конфликты являются важной проблемой современности: терроризм, экстремизм, межрелигиозные противоборства - всё это происходит в сегодняшней России и за её пределами. Согласно опросу ВЦИОМ 2015 года, россияне относятся к деятельности чужой веры хуже и настороженнее, чем к своей (48% россиян одобрили бы постройку религиозного объекта своей веры рядом с домом, но, если это касается чужой религии, то процент падает до 20) [8].
На настоящий момент ситуация нетерпимости к религии и религиозным людям довольно актуальна. Происходит быстрое развитие религиозных движений, появлений новых религий, культов и религиозных объединений. Даже при условии «секулярного» характера общества, религия имеет немаловажное значение в развитии и функционирования общества. В настоящее время можно даже говорить о постсекуляризации, как неудачном этапе развития секуляризации. Вытеснение религиозного из социального не произошло, случилось даже обратное - развитие и укоренение религиозных чувств. Тем самым, религиозная жизнь сейчас - важный аспект немалочисленного слоя населения, которая к тому же зачастую является причиной конфликтов (религиозных, межэтнических, национальных и т.д.).
Ситуация с религиозной самоидентификацией россиян довольно неоднозначна: с одной стороны, по данным ведущих социологических аналитических центров, доля индивидов, относящих себя к верующим людям, растет, но с другой - этот процесс сложно назвать ростом религиозности, так как при религиозной самоидентификации индивиды всё равно остаются далекими от регулярного исполнения религиозных практик и ритуалов. То есть идентификация происходит на идеологическом и духовном уровне, но практически не подкрепляется. Тем не менее, можно сказать, что связь с религиозной сферой имеется, она не является далёкой и чуждой. По данным исследования ВЦИОМа 55% россиян считают, что религия является важной сферой жизни, которая влияет на их повседневную жизнь (для сравнения: в 1990 году доля таких людей составляла 23%) [8].
Само понимание толерантности, как объекта изучения, возникло довольно давно: в эпоху Античности люди столкнулись с порицанием, высмеиванием и отрицанием богов, что так или иначе оскорбляло чувства верующих людей. К тому моменту вера и значимость религии ослабли для общества, на первый план выступили натуралистические идеи, который являлись базисом для нетерпимости. Так же в тот период времени начало распространяться Христианство. Одними из первых учёных, анализирующих этот феномен, являлись Сократ и Аристотель, которые интерпретировали толерантность, как предпосылку духовного и социального сплочения людей и возможность равноценного существования людей и вещей соответственно [38].
Термин «толерантность» в основном употребляют в синонимичном понимании терпимости - допускать, принимать существование чего-то или кого-то, считать с мнением других, и быть к ним снисходительным. Это подтверждают различные декларация, принявшие принцип толерантности, как ценностную ориентацию и определяющие её, как терпимость. Так, например, декларация ЮНЕСКО за 1995 г. определяет толерантность следующим образом: «это - уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [10].
Рассуждения об идее толерантности находятся в работах таких классиков социологии, как П. Сорокина и Г. Зиммеля. Основываясь на их теориях социального взаимодействия, толерантность представляется как одна из его форм, которая ориентирована на тактичность и воздержание от открытых действий. Этот процесс сопровождается сознательным подавлением чувств неприятия непривычных характеристик, таких как: образ жизни, убеждений, внешности и т.д. Также, толерантность можно рассмотреть, как одну из форм проявления практик, порожденных габитусом. Опираясь на концепцию габитусов П. Бурдье, проявление толерантности является следствием принятых, как должное, моделей поведения, схем восприятия, мыслей и действий. Можно сказать, что толерантность - это терпимое и солидарное взаимодействие между двумя и более габитусами.
Нетерпимость россиян обосновывается тем, что человеку издавна было присуще дифференцировать общество по принципу «свои - чужие». Он мог основываться на различиях рас, наций, пола и языка. Как следствие данной дифференциации являлось порабощение, угнетение и, в крайних случаях, геноцид народов. Крестовые походы, войны шиитов и суннитов, инквизиция - всё это является последствием религиозной интолерантности, которая проявляется в неприятии и непонимании идей и идеалов, ценностей и поведения адептов, в данном случае, других религий.
Религиозные противоречия происходят не только между адептами разных религий или конфессий, но и между двумя противоположными общностями: верующие и не верующие. В данной коммуникации проблема может возникать в наличии стереотипов, предрассудков по отношению к верующим людям, которые могут заметно влиять на социально-психологический климат отношений, результат коммуникации и её процесс. Как уже было сказано выше, религия продолжает распространяться и находить своих последователей, поэтому отношениям верующих и не верующих необходимо уделять внимание для профилактики религиозных конфликтбов.
Проблемная ситуация заключается в следующем: с одной стороны, люди различных религиозных убеждений живут в тесном и близком контакте (учатся в одном университете, работаю в одной организации), но с другой стороны - верующие и не верующие находятся в положен дистанцирования на идеологическом и мировоззренческом уровнях, что может нести глобальный характер и последствия. Верующие являются неотъемлемой частью общества и социальной жизни, и вместе со специфичным набором социальных ролей, они выполняются все те же роли, как и неверующие, входят в различные группы и осуществляют коммуникацию. Процесс взаимодействия между религиозными и нерелигиозными индивидами нередко наталкивается на различного рода препятствия в виде разницы убеждений и ценностей. Одним из таких препятствий может являться стереотипизация верующих индивидов: относительно определенного образа могут возникать связанные с ним стереотипы, которые в процессе социализации, коммуникации и различной пропаганды навязываются и откладываются в восприятии индивида (могут формироваться еще в детстве). Стереотип даёт некоторую недостающую информацию о плохо известном объекте, производит определенную категоризацию: религиозные люди для нерелигиозных индивидов являются объектом непознанным и плохо понимаемым. Данные стереотипы и образы могут заведомо определять исход взаимоотношений и процесс коммуникации. Так, выявление образов религиозных людей в восприятии нерелигиозных индивидов и, следовательно, стереотипов касательно них поможет понять, с какими проблемами сталкивается взаимоотношение двух данных групп.
Таким образом, в настоящее время существует многообразие и смешение культур, к чему люди постепенно привыкают и адаптируются. Религии распространяются и видоизменяются, возникают новые религиозные движения и объединения. Но с другой стороны - человеку, как религиозному, так и нет, всегда был присущ аспект дистанцирования от «других» людей, присуждения им определенных неизменных качеств и социальных позиций. Что касается религиозной молодежи- важно определить наличие социальных проблем и их выраженности, причин и мотиваций для профилактики конфликтов и дальнейшего осуществления коммуникации.
Проблема: Как проявляется толерантность томских студентов относительно
религиозных индивидов? Как осуществляется их коммуникация с религиозными индивидами? Какой образ верующих людей присутствует в восприятии неверующих?
Цель: определить образ верующего человека и особенности интеракции между верующими и неверующими индивидами.
Задачи:
• Проанализировать понятия «толерантности» и «религиозной толерантности» с точек зрения разных дисциплин.
• Рассмотреть стереотипы томских студентов о религии и религиозных индивидах и то, как они влияют на формирование образа верующего человека.
• Сконструировать образ верующих людей через призму восприятия
неверующих.
• Определить уровень веротерпимости томских студентов относительно религии и верующих индивидов.
• Изучить взаимосвязь образа верующих студентов в глазах неверующих с их уровнем толерантности.
• Выявить проблемы, которые возникают между томскими верующими и неверующими.
Объектом исследования являются студенты Томска.
Предмет исследования - религиозная толерантность томских студентов и образ религиозных индивидов глазами современных студентов.
Гипотезы:
1) Религиозную толерантность необходимо прививать и воспитывать, так как она формирует комфортные отношения между религиозными и нерелигиозными индивидами
2) Взаимодействие верующих и не верующих сталкивается с разными проблемами:
а) Непонимание
б) Неприятие
в) Разные идеологические установки
3) Образ религиозного студента насыщен стереотипами
а) Стереотипы относительно верующих индивидов влияют на формирование образа религиозного человека.
Методы исследования: 1) Анализ теоретических данных; 2) Онлайн-анкетирование; 3) Полуформализованное интервью.
Теоретико-методологически основания:
Важный вклад в развитие понятия «толерантности» внесли еще древние ученые, такие как: Аристотель и Сократ. Они первые начали выделять значимость данного социального явления для общества и его развития. Но первым, кто сформулировал сам термин «толерантности» является Дж. Локк. На данный момент существует множество интерпретации данного понятия. Его рассматривают с точки зрения разных дисциплин. Например, в философском подходе феномен «толерантности» изучали В. А. Лекторский, М. Б. Хомяков, М. Б. Скворцов. В педагогической науке толерантность рассматривается как личностная установке, направленная на гуманизм к людям или группе людей, выраженных непривычными свойствами и характеристиками. В данном подходе толерантность развивали М. И. Рожков, М. А. Ковальчук. Толерантность рассматривается с позиции социологии. Она воспринимается, как норма взаимоотношений между людьми (А. Г. Асмолов), как норма общественного сознания, как нравственная ценность, как права на индивидуальные особенности. Изучение толерантности в рамках социологии и социальные философии представлено В. М. Золотухиным, Й. Подгорецким.
Также в работе рассматривается концепция социального конструктивизма, теоретические и методологические основания которой выражены трудами Бардиера Г. Л., Дж. Г. Мида, Бергера П., Дегтярёвы О. В.
Новизна данной работы состоит в исследовании образа верующих индивидов, как образа восприятия религии и религиозных людей, в выявлении проблем взаимодействия верующих и не верующих людей и уровня религиозной толерантности томских студентов. Выявлены типы восприятия образа верующего человека, установлены актуальные проблемы межрелигиозного взаимодействия.
Практическая значимость: итоги выпускной квалификационной работы могут быть эмпирической базой в анализе проблемы отношений религиозной и нерелигиозной современной молодежи, а также данное исследование поможет понять настроенность неверующих студентов относительно верующих, выявить стереотипы и предрассудки, определить образ религиозного человека и выяснить степень религиозной толерантности томских студентов. Данная информация может помочь упредить конфликты, предупредить возможные разногласия, определить стабильность социальных отношений в религиозной сфере.
Структура работы: ВКР состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава состоит из двух параграфов. Вторая глава включает в себя два параграфа, второй параг

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе были рассмотрены образ верующего человека, как конструкт восприятия томских студентов религии, религиозных и межрелигиозных отношений, как выявление проблем и трудностей взаимодействий между представителями религиозной сферы и атеистической, а также был выявлен уровень толерантности томских студентов, её проявление в повседневности и во взаимодействиях, влияние на коммуникацию.
Рассматривая образ верующего человека необходимо обратить внимание на стереотипы индивида и его восприятие религии и религиозных людей. Стереотипы - в религиозной сфере студенты выделяют три вида стереотипов:
• Стереотипы относительно Церкви и церковной деятельности. Это самые частые стереотипизированные образы религии, которые основываются на том, что верующий человек всегда ходит в Церковь и исполняет религиозные практики (студенты выделяли конкретные практики). Непосредственно в самой Церкви верующие бездумно тратят деньги на религиозные атрибуты, а Церковь, проявляя корыстные мотивы, обогащается на данных процессах.
• Стереотипы относительно религиозных деятелей. Это наиболее негативно окрашенные стереотипы в сравнении с остальными. Здесь студенты подразумевают корыстный, лживый и эгоистичный образ религиозных деятелей. Они выделяют несоответствие деятельности религиозных деятелей и религиозных писаний.
• Стереотипы относительно национально-религиозных характеристик. Студенты сравнивают религиозные и кнациональные характеристики. Они считают, что культура и религия тесно связаны, и их необходимо воспринимать вместе. Таким образом, образ мусульман связан с образом арабов-террористов, образ православного верующего связан с русским народом, католики - европейцы, буддисты - азиаты. У каждой пары образов существует характерные черты восприятия.
Стереотипы влияют на восприятие образа верующего, в целом. Студенты оценивают национальную принадлежность, воцерковленность индивида при непосредственной коммуникации. Но в то же время, они отмечают, что в их сознании подобных стереотипов не много, чаще всего они оценивают человека, как верующего, так и не верующего по непосредственной коммуникации.
Сам образ верующего можно рассмотреть через некую классификацию:
1) По адекватности отношения к другим религиозным течениям и мировоззрению:
Фанатичный верующий и адекватный (или «здоровый») верующий. Первый тип подразумевает под собой следующие качества: категоричность суждений, радикальную 54
консервативность, презрительность к иным религиозным или не религиозным взглядам и негибкость, как нежелание слышать и воспринимать других людей. Порой к данным качествам добавляется еще агрессивность и злость. Второй тип данной классификации выражен адекватным верующим. Данному типу присуждают следующие характеристики: нравственность, доброта, готовность прийти на помощь. Здесь верующий воспринимается, как обычный, мало чем отличающийся человек, с которым можно комфортно и безопасно взаимодействовать.
2) По принадлежности к возрастному поколению:
Молодой верующий и взрослый верующий. Первый воспринимается, как вообще ничем не отличающийся человек, который интересуется теми же явлениями, что и не верующий. Он не пропагандирует свою веру, не навязывает личные убеждения. Взрослый же верующий впитывает в себя множество стереотипов. Его образ включает в себя консервативность взглядов, суеверность, как вера в приметы, сверхъестественные явления, зачастую отмечают непонимание религиозных писаний и практик, которые исполняют, смысла религиозной деятельности.
3) По глубине воцерковленности:
Религиозный и верующий человек. Первый образ заключается в слепом следовании религиозным писаниям. Студенты выделяют, что зачастую такие люди не понимают смысла своих действий. Также они говорят о том, что религиозный человек не всегда верующий. Он не рассуждающий, не мыслящий, ориентирующийся на привычные паттерны поведения. Его вера «в практике», а не «в сердце». Сам верующий человек воспринимается, как истинно верующий, которые понимает смысл своего религиозного учения, способный анализировать и понимать нужное/не нужно для себя. Его вера «в сердце», а не в практиках.
Если рассматривать уровень религиозной толерантности студентов, то можно сказать, что он находится на среднем уровне. В поведенческой характеристике студенты оценивают себя, как полностью толерантных людей. Они принимают и понимают чужую позицию и взгляды. Но, что касается информированности, то здесь данный аспект толерантности достаточно низок. Сами студенты отмечают собственную безграмотность в этой сфере.
Студенты сталкиваются с различными проблемами при взаимодействии с религиозным и верующими индивидами. Основные трудности заключаются в фанатичности и консервативности таких людей.
Религия же, как форма традиционных религиозных течений, воспринимается нейтрально-негативно: с непониманием и предрассудками. Состояние религии, как одного из факторов идентичности человека, который не мешает социальному взаимодействию и не провоцирует на конфликт, оценивается вполне положительно и понимающе.
Таким образом, верующие воспринимаются как «другие», но не как «чужие». В современном контексте мультикультурализма это довольно частое явление, которое не обуславливает однозначно негативное отношение к представителю «другой» социальной группы. Верующие и не верующие находятся на средней социальной дистанции. Они могут строить нейтральные социальные отношения, но опасаются близких связей. Проблемы в религиозной сфере существуют, но на данный момент они не несут в себе опасного и конфликтного характера, если основываться на мнении студентов и их восприятии религиозной сферы.



1. Бардиер Г. Л. Толерантность как социальное представление и этическая норма. [Электронный ресурс]: URL - https://cyberleninka.ru/article/n/tolerantnost-kak-sotsialnoe- predstavlenie-i-eticheskaya-norma/viewer (Дата обращения: 16.05.2020)
2. Белик А. А. Теория «Я» Дж. Г. Мида и психологическая антропология. [Электронный ресурс] - URL: https://psyjournals.ru/files/39645/social psy 2011 n1 Belik.pdf (Дата обращения: 19.05.2020)
3. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: "Медиум", 1995. - 323 с.
4. Богданова В.О. — Образ «Я». Конструктивистский подход // Философская мысль. - 2016. - № 4. - С. 89 - 100.
5. Булатова Т. А. Проблема религиозной толерантности в томских СМИ // [Электронный ресурс] - URL: https://cyberlenika.ru/article/n/problema-religioznoy-tolerantnosti- v-tomskih-smi/viewer (Дата обращения: 05.02.2020)
6. Вицентий И. В. Ценности и установки толерантности в политической субкультуре студенчества (на материалах мурманской области). [Электронный ресурс] - URL: https://disser.spbu.ru/files/disser2/disser/Z0B8Kh76bD.pdf (Дата обращения: 15.03.2020)
7. Гараджа В. И. Толерантность и религиозная нетерпимость // Филос. науки. 2004. № 3. - С. 18-32.
8. Данные ВИЦОМ. Религия: за и против, 2015 г. [Электронный ресурс]: URL - https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=89 (Дата обращения: 20.12.2019)
9. Дегтярёва О. В. О соотношении понятий «не-я», «другое я» и «другой». [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sootnoshenii-ponyatiy-ne-ya- drugoe-ya-i-drugoy/viewer (Дата обращения: 05.05.2020)
10. Декларация принципов толерантности. ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
[Электронный ресурс]: URL -
http://gov.cap.ru/home/76/gorono/2005/school6/tolerant deklarazija.htm (Дата обращения: 20.12.2019)
11. Демирхан С. Основные концептуальные подходы к формированию толерантности в межкультурной среде. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-kontseptualnye-podhody-k-formirovaniyu-tolerantnosti- v-mezhkulturnoy-srede/viewer (Дата обращения: 20.12.2019)
12. Дробижева Л. М. Новые подходы в изучении и преподавании идей толерантности как результат реализации программы Ур. МИОН. [Электронный ресурс]: URL - http://www.iriss.ru/display analyticsitem?id=000100000297 (Дата обращения: 16.03.2020)
13. Зарубаева Е. Ю. Императивы правовой культуры: религиозная толерантность в молодежной среде. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imperativy- pravovoy-kultury-religioznaya-tolerantnost-v-molodezhnoy-srede (Дата обращения: 16.03.2020)
14. Зулькорнеева Л. И. Понятие «толерантность» в современной науке: критерии и
индикаторы // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 1000-1002. — URL
https://moluch.ru/archive/83/15319/ (дата обращения: 23.02.2020).
15. Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте / Науч. ред. Ж.В. Кормина, А.А. Панченко, С.А. Штырков. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт- Петербурге, 2015.
..45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ