Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Анализ факторов, влияющих на формирование фонда оплаты труда в организациях бюджетной сферы

Работа №189366

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы82
Год сдачи2020
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
1 Фонд оплаты труда, как структурный элемент затрат 7
1.1 Понятие и структура фонда оплаты труда 7
1.2 Государственное регулирование оплаты труда в Российской Федерации 12
1.3 Правила и принципы формирования фонда оплаты труда 17
2 Факторы, влияющие на формирование фонда оплаты труда 23
2.1 Внешние и внутренние факторы влияния 23
2.2 Субъективные и объективные факторы влияния 30
2.3 Особенности формирования фонда оплаты труда в бюджетной сфере 38
3 Факторы формирования фонда оплаты труда в учреждении ОГАУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Томской области» 47
3.1 Характеристика учреждения ОГАУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Томской области» 47
3.2 Факторы влияющие на фонд оплаты труда в ОГАУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Томской области» 54
3.3 Факторный анализ формирования фонда оплаты труда в ОГАУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Томской области» 60
Заключение 67
Литература 71
Приложение А Должностные оклады работников ОГАУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Томской области» 76
Приложение Б Выборочное анкетирование сотрудников на предмет удовлетворенности условиями и оплатой труда 78


В современном обществе оплата труда играет важнейшую роль в структуре социально¬трудовой сферы, заработная плата обеспечивает жизнь человека, развитие экономики и общества в целом. В настоящие время во всех сферах прослеживается сильная конкуренция, и ключевым ресурсом выступает человеческий труд, как главный фактор определяющий экономический потенциал предприятия. Для эффективной деятельности организации необходимы лучшие кадры, за это компании должны обеспечивать достойные условия труда и достойную заработную плату. Важно понимать, что заработная плата — это не только мощный стимул повышения производительности труда работников, но и весомый элемент затрат предприятия. Совокупность средств предприятия, затраченных на выплату коллективу заработной платы - фонд оплаты труда.
Таким образом, актуальность данной работы в том, что с одной стороны фонд оплаты труда должен постоянно расти, чтобы мотивировать работников трудиться качественнее и интенсивнее, а с другой стороны снижаться, так как является статьей затрат предприятия.
Именно поэтому фонд оплаты труда должен быть под постоянным контролем и наблюдением, своевременный и качественный анализ позволит организации грамотно распределять свои средства.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ факторов, оказывающих влияние на формирование фонда оплаты труда.
Объектом исследования выступает фонда оплаты труда в организациях бюджетной сферы.
Предметом исследования являются факторы, оказывающие влияние на формирование фонда оплаты труда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить содержание понятия фонд оплаты труда;
2) изучить государственное регулирование оплаты труда в Российской Федерации;
3) рассмотреть правила и принципы формирования фонда оплаты труда;
4) типологизировать факторы влияние на формирования фонда оплаты труда;
5) изучить особенности формирования фонда оплаты труда в организациях бюджетной сферы;
6) дать характеристику учреждению ОГАУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Томской области»;
7) выявить факторы, оказывающие влияние на формирования фонда оплаты труда в ОГАУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Томской области»;
8) провести факторный анализ фонда оплаты труда в ОГАУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Томской области».
Теоретическую основу исследования составили публикации российских экономистов, законодательные и нормативные акты, электронные источники.
Проблема эффективности организации оплаты труда является достаточно разработанной. Огромный вклад в понимание сущности заработной платы внесли представители различных экономических школ. С точки зрения представителей классической школы, таких как Д. Рикардо, Т. Мальтуса, А. Смита, оплата труда должна быть различной для разных работников, соответствовать качеству их трудовой деятельности и прожиточному минимуму. С точки зрения марксистской теории заработная плата является не ценой труда, а ценой «рабочей силы».
С 70-х гг. XIX в. Маржиналисты (А. Маршалл, Л. Вальрас, Э. Бем-Баверк, Д. Кларк и др.) считали, что вклад труда, как переменного фактора, в процесс производства должен соответствовать отдаче в виде его предельного продукта. Д. Кларк утверждал, что каждый получает доход, равный его предельному вкладу в доход фирмы. Дж. М. Кейнс придерживался теории регулируемой заработной платы, решающую роль в этом процессе он отводил государству и профсоюзам. Вторая половина ХХ столетия отмечена идеями монетаристов (М. Фридмен, А.У. Филлипс, Д.Ф. Мут, и др.), которые связывали безработицу с изменениями оплаты труда. Падение реальной зарплаты побуждает нанимателей увеличивать занятость.
Дж. Ст. Милль (1806-1873) является одним из основоположников теории фонда оплаты труда. Оригинальность теории заключалась в том, что в краткосрочный период в какой-либо конкретной стране существовал только ограниченный фонд для оплаты труда. Этот фонд — является частью капитала, созданного путем накопления. Он распределяется между всеми работающими. Если работникам каких-либо отраслей удается добиться для себя более значительной части этого фонда путем повышения заработной платы, это происходит в ущерб работникам других отраслей, заработная плата которых снижается. При этом уровень заработной платы может расти только в случае, если возрастает капитал или уменьшается количество работников .
В настоящие время, оплата труда работников зависит не только от капитала и численности сотрудников, но и от многих других факторов, таких как: масштаб и структура предприятия, уровень прибыльности и рентабельности предприятия, законодательная база по вопросам труда, налоговая политика и др. Анализу факторов, оказывающих влияние на фонд оплаты труда, а соответственно и на оплату труда каждого работника и будет посвящена данная квалификационная работа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.
В первой главе раскрывается теоретическая основа оплаты труда, ее правовое и экономическое содержание, формы и системы оплаты труда, государственное регулирование, а также теоретическая основа фонда оплаты труда, его составляющих, методы планирования, алгоритм расчета и анализа фонда оплаты труда.
Вторая глава посвящена двум основным классификациям факторов, влияющим на формирование фонда оплаты труда, особенностям формирования фонда оплаты труда в организациях бюджетной сферы.
В третьей главе дается краткая характеристика ОГАУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Томской области». Выявляются и изучаются факторы, которые оказывают влияние на формирование фонда оплаты труда. Проводится факторный анализ фонда оплаты труда.
В процессе подготовки и написания выпускной квалификационной работы были использованы эмпирические и теоретические методы исследования: анализ, типологизация, наблюдение, анкетирование.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в использовании полученных результатов для определения качества управления денежными средствами организации, в том числе на такой весомый элемент затрат, как заработная плата. Обратившись к факторам, оказывающим наибольшее влияние на формирование фонда оплаты труда можно определить возможность экономии средств или найти резерв на оплату труда персоналу. Проводя анализ фонда оплаты труда организации смогут контролировать размер фонда оплаты труда, иметь представления о его составляющих, самых затратных статьях, как можно минимизировать расходы, это поможет им принимать качественные управленческие решения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Фонд оплаты труда - не простой элемент затрат, с одной стороны он должен постоянно увеличиваться, чтобы мотивировать персонал работать качественнее и интенсивнее, с другой стороны уменьшаться, так как является весомой статьей расходов.
Фонд оплаты труда - запланированная статья расходов на выплату заработной платы, он включает в себя множество компонентов, которые необходимо учитывать при его формировании.
Существует несколько методов формирование фонда оплаты труда, имеющих как преимущества, так и существенные недостатки, что не позволяет сделать этот процесс универсальным и простым. Метод формирования определяется целями планирования, сложившейся на предприятие практикой планирования и утвержденной руководителем предприятия методикой.
Государственное регулирование диктует правила и принципы формирования систем оплаты труда и фонда оплаты труда в организациях, при формировании этих элементов необходимо четко следовать законам и нормативно-правовым актам.
Государственное регулирование необходимо, чтобы избежать монополии на рынке труда. Подобное регулирование обеспечивает каждого гражданина РФ правом получать заработную плату в определенном размере и своевременно. Воздействуя на уровень заработной платы, государство влияет на уровень жизни населения, снижая или повышая платежеспособный спрос.
Планирование фонда оплаты труда позволит заранее оценить расходы на трудовые ресурсы, это прежде всего актуально в компаниях, где доля расходов на оплату труда составляет значительную часть всех расходов. К планированию расходов на оплату труда стоит относиться внимательно, тогда управление ими будет значительно эффективнее.
Анализу фонда оплаты труда принадлежит важная роль в совершенствовании организации заработной платы. Анализ направлен на выявление нерационального использования фонда оплаты труда, необоснованного перерасхода или экономии средств. Полученная после проведения анализа информация должная служить основанием для выработки управленческих решений касательно использования фонда оплаты труда. Проведение регулярного анализа фонда оплаты труда необходимо для отслеживания динамики расходов на оплату труда.
ФОТ должен быть обоснован и не лишать предприятие нормального
функционирования. Недостаточный размер фонда вызывает снижение заработной платы сотрудников, текучесть кадров, некачественное выполнение своих обязанностей, конфликты 67
между руководством и подчиненными. Излишек фонда оплаты труда увеличивает себестоимость продукции, уменьшает прибыль, и снижает рентабельность.
Размер фонда оплаты труда находится под влиянием многообразных факторов, которые достаточно сложно учесть. Традиционно факторы разделяются по двум признакам на внутренние и внешние, субъективные и объективные.
На внутренние факторы организация может повлиять и скорректировать их при необходимости, на внешние факторы организация повлиять не может, ей остается только подстраиваться под них.
Объективные факторы зависят от конкретного учреждения, субъективные факторы или личностные напрямую зависят от работника.
Все эти факторы взаимосвязаны и в совокупности определяют величину заработной платы, издержки производства на оплату труда и благосостояние всего общества в целом.
Кроме того, наблюдаются различия между формированием фонда оплаты труда организаций коммерческой и бюджетной сферы.
Организации бюджетной сферы сильнее подвержены государственному регулированию вопросов оплаты труда сотрудников различных отраслей. К сожалению, не всегда меры, которые диктует правительство являются осуществимыми.
Очень часто принимая различные решения, выписывая постановления, принимая закон, реализацию этих мер оставляют за регионом или учреждением, не объясняя, как эти меры эффективнее всего выполнять и не спуская из бюджета средств на реализацию.
Именно поэтому многие меры по улучшению жизни населения, его платежеспособности, уровня жизни выполняются условно и люди их не ощущают.
Исследовательская работа была проведена на примере ОГАУ «Комплексной центр социального обслуживания Томской области».
ОГАУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Томской области» - комплексное учреждение по социальному обслуживанию граждан, оказывает социально - бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые и другие услуги, проводит социальную адаптацию и реабилитацию граждан, использует все формы социального обслуживания. И поэтому его деятельность очень важная для населения Томской области.
Наличие развитой системы социальной защиты населения характерный признак развитых государств. Социальная защита - система институтов и мер, направленных на поддержку социально-незащищенных слоев населения, предоставления им гарантий и оказание социального обеспечения. Эти меры поддерживают социальную стабильность в обществе и устраняют неблагоприятные последствия рисков различного рода для граждан страны.
Организация оплаты труда в ОГАУ «КЦСОН ТО» не противоречит законодательству. В учреждении существует множество различных стимулирующих выплат для работников. Средняя заработная плата по учреждению эквивалентна по размеру средней заработной плате по региону. Такого показателя удается добиться за счет высоких заработных плат руководителей, социальных и медицинских работников. Остальной персонал получает заработную плату существенно ниже.
Формирование фонда оплаты труда в учреждении подвержено влиянию множества факторов разного рода происхождения.
В первую очередь политика в сфере оплаты труда, проводимая государством.
Повышение размера МРОТа, индексация, установление различного рода выплат, «майские» указы для социальных работников и врачей, и др.
Большое влияние оказывает изменение численности кадров и появление более высокооплачиваемых сотрудников.
Важно сказать о том, что в учреждение плохо развита дифференциация заработных плат, что приводит к отсутствию заинтересованности работников, заработная плата перестает выполнять стимулирующую функцию.
Руководству учреждения стоит обратить на это внимание, пересмотреть положение об оплате труда, рассмотреть вопрос внедрения различных экономических инструментов для повышения дифференциации заработных плат.
На данный момент контроль за деятельностью сотрудников осуществляется слабо, что приводит к тому, что некоторые сотрудники не выполняют свою работу, но получают заработную плату наравне со всеми.
Руководство учреждения не заинтересовано в увеличении заработных плат своих сотрудников, не проводит анализ эффективности использования трудового капитала.
Как показало исследование большинство работников не удовлетворены размером своей заработной платы и считают ее не справедливой.
Со временем сотрудники начинают работать неэффективно, что сказывается на финансовых показателях учреждения.
Обращаясь к количественным показателям факторный анализ показывает, что фонд оплаты труда вырос на 7 миллионов рублей, в процентном выражении на 12% за последний год.
Среднегодовая заработная плата работников увеличилась, что сказалось на увеличении размера фонда оплаты труда на 5 миллионов рублей. В среднем заработок увечился на 9,8 %.
Увеличение численности персонала также привело к увеличению фонда оплаты труда, практически на 2 миллиона рублей.
Количество дней в среднем отработанными каждым работником и средняя продолжительность рабочего дня никак не повлияли на размер фонда оплаты труда так как сами показатели не менялись.
Размер фонда оплаты труда постоянно растет, затраты на оплату труда увеличиваются, но реальные доходы сотрудников при этом не растут, условия трудовой жизни не улучшаются.
Можно сделать вывод, что по фонду оплаты труда идет перерасход, но человеческий капитал используется неэффективно. Затраты на персонал не несут должной пользы учреждению.
Главная причина, почему рассматриваемое учреждение не проводит такой анализ - это отсутствие обязанности его проводит на законодательном или вышестоящем уровне. Руководство учреждения не заинтересовано проводить такой анализ, так как не является собственником организации, а средства, поступающие на оплату труда, являются в основном государственными.
Организациям необходимо работать с теми факторами, которые они могут изменить и особое внимание уделять, тем что изменить не в силах. Каждая организация должна уметь оценивать и включать анализ в модель формирования фонда оплаты труда. Анализ фонда оплаты труда должен стать важнейшим инструментом управления затратами на оплату труда, с помощью него можно легко выявить нежелательные тенденции в использовании средств на оплату труда и вовремя принять необходимое управленческое решение.



1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399 (дата обращения: 08.07.2020)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 15.10.2020) // «Консультант Плюс»: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19702 (дата обращения:
16.10.2020)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // «Консультант Плюс»: справочно¬правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28165 (дата обращения: 11.10.2020)
4. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от
30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 16.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020) // «Консультант Плюс»: справочно-правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34683 (дата обращения: 08.07.2020)
5. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики [Электронный ресурс] Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 // «Консультант Плюс»: справочно-правовая система. URL: http://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 129344 (дата обращения: 15.10.2020)
6. О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 // «Гарант»: справочная правовая система. URL: https://base.garant.ru/193695 (дата обращения: 18.08.2020)
7. О повышении районных коэффициентов в отдельных районах и городах Томской
области [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 13.05.1992 № 309 // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 89539 (дата обращения: 10.07.2020)
8. Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного
дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 (ред. от 28.06.2012) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 89539 (дата обращения: 09.07.2020)
9. Об утверждении формы единовременного федерального государственного статистического наблюдения о составе затрат предприятия (организации) на рабочую силу и Инструкции по ее заполнению [Электронный ресурс]: постановление Госкомстата РФ от 27.11.1995 № 189 // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 9585 (дата обращения: 10.07.2020)
10. Об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”) Повышение
эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 -2018) [Электронный ресурс]: приказ Минтруда России от 29.12.2012 № 650 // «Гарант»: справочная правовая система. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70197218 (дата
обращения: 24.07.2020)
11. Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов
профессиональных стандартов [Электронный ресурс]: приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н // «Консультант Плюс»: справочно-правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 146970 (дата обращения: 17.11.2020)
12. Об индексации заработной платы и возможности установления
ненормированного рабочего дня работникам с неполным рабочим временем [Электронный ресурс]: письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19.04.2010 № 1073-6-1 // «Консультант Плюс»: справочно-правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 103445 (дата обращения: 10.08.2020)
13. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и
местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год [Электронный ресурс]: решение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2019 № 11 // «Консультант Плюс»: справочно-правовая система. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 342578 (дата обращения: 25.09.2020)
14. Агапова И.И. История экономических учений: учебное пособие - М.: Издательство Экономистъ. -2007. - 285 с.
15. Алимарина Е.А. Государственное регулирование оплаты труда // Государственное управление. Электронный вестник. - 2006. - № 9. - С. 1-6...46



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ