Введение 3
1 Теоретические основы оценки влияния налоговой политики на
экономическую безопасность региона 6
1.1 Сущность налоговой политики и ее влияние на экономическую
безопасность региона 6
1.2 Существующие подходы к выявлению угроз и оценке их влияния
налоговой политики на экономическую безопасность 13
1.3 Подходы и методы анализа экономической эффективности
налоговой системы 16
2 Анализ современного состояния экономической безопасности
налоговой системы на примере Красноярского края 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика налоговой
системы Красноярского края 21
2.2 Анализ экономического состояния налоговой системы
Красноярского края 29
2.3 Риски и угрозы экономической безопасности налоговой системы
Красноярского края 37
3 Разработка направлений совершенствования деятельности налоговой
системы Красноярского края 44
3.1 Разработка направлений совершенствования налоговой политики
Красноярского края 44
3.2 Разработка направлений по ликвидации рисков и угроз экономической безопасности налоговой системы Красноярского края.48
Заключение 55
Список использованных источников 60
Приложение А-Г 64-77
Практика показывает, что в государственном регулировании экономики и реализации социально-экономической политики государства важное место занимает налоговая система и законодательная база в этой области. Это значит, что налоговая политика является важной составной частью социально¬экономической политики и выступает источником (формирование государственного бюджета) реализации социально-экономической политики государства, Проблемы обеспечения экономической безопасности России привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения,
Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха, Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов,
Налоговая система выступает как самое важное условие государственно¬го регулирования экономики и занимает достойное место в развитии областей экономической деятельности, Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр, При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово - кредитный и ценовой механизм, Финансово-бюджетная система включает от¬ношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов,
Важной составляющей финансово-бюджетной системы являются налоги, Пройдя длительный исторический путь развития, в последнее столетие налоговая система превратилась в основной инструмент, формирующий отношения между государством и обществом,
В соответствии с поставленной целью в работе были решены следующие задачи:
- изучение сущности налоговой политики и её влияние на экономическую безопасность;
- анализ существующих подходов к выявлению угроз налоговой системы и оценке их влияния на экономическую безопасность;
- анализ экономического состояние налоговой системы;
- разработка направлений и мероприятий по совершенствованию деятельности налоговой системы;
Объектом исследования является налоговая политика по Красноярскому краю,
Предметом исследования являются теоретические и методические проблемы обеспечения экономической безопасности, возникающие в процессе формирования налоговой политики региона,
Методы исследования: анализ, наблюдение, изучение и обобщение, систематизация, сравнение, измерение,
Теоретической и эмпирической базой исследования послужили данные учебной литературы, научных статей, периодической литературы, ресурсы сети Интернет,
Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы, приложений,
В первой главе рассмотрены подходы к формированию угроз и оценки влияния налоговой политики на экономическую безопасность региона, Раскрыты такие понятия, экономическая безопасность, налоговая политика, налоги,
Во второй главе приведён анализ экономического состояния налоговой системы Красноярского края,
В третьей главе рассмотрена разработка направлений по ликвидации рисков и угроз экономической безопасности налоговой системы Красноярского края.
Тема данной выпускной квалификационной работы является налоговая политика в системе экономической безопасности региона. Объектом исследования послужила налоговая система Красноярского края,
В первой главе работы была изучена сущность налоговой политики и ее влияние на экономическую безопасность региона, В результате чего рассмотрены основные элементы экономической безопасности региона, из чего последовало, что важными элементами обеспечения экономической безопасности являются налоги и налоговая политика, Кроме того, налоговая политика считается одним из основных элементов обеспечения национальной безопасности, достижения социально-экономического развития,
В процессе сравнительного анализа существующих подходов к выявлению угроз и оценке влияния налоговой политики на экономическую безопасность были рассмотрены индикаторы экономической безопасности, которые являются известными нормативными характеристиками и показателями:
- доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума - 7% (В России более 20%);
- средняя продолжительность жизни - 70 лет (В России 65 лет);
- разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низ - подоходных групп населения - 8 раз (В России 14 раз);
- уровень безработицы - 7% (В России 9%);
- объём внутреннего долга в процентах к ВВП - 30% (ПО России 6,4%);
- объём внешнего долга в процентах к ВВП - 25% (ПО России 23,5%);
- дефицит бюджета в процентах к ВВП - 5%;
- объём иностранной валюты в наличной форма к объёму наличных руб¬лей - 25% (В России 100%);
- денежная масса (М2) В процентах ВВП - 50%(ПО России 14%) и др ,
В целом стало известно, что налоговая политика выступает фактором экономической безопасности, Она должна способствовать обеспечению такого развития экономики, при котором создавались бы необходимые финансовые условия для социально-экономической стабильности и развития государства и каждого региона, сохранения целостности и единства финансовой системы, успешного противостояния внутренним и внешним угрозам России,
Изучая подходы и методы анализа экономической эффективности налоговой системы, которых в научной литературе существует огромное многообразие показателей, с помощью которых можно оценить экономической состояние различных сфер, организаций, и предприятий и т,д, были выбраны те, которые подойдут для анализа экономического состояния налоговой системы региона: общий коэффициент налогообложения, коэффициент налогообложения работников, занятых в экономике, коэффициент налогообложения на душу населения или налоговой обеспеченности субъекта, коэффициент налогообложения на душу экономически активного населения, коэффициент налогообложения населения, занятого в экономике, показатель собираемости налогов и степень реализации налогового потенциала,
С помощью данных анализов и оценок во второй главе стали известны главные проблемы, а точнее угрозы и риски налоговой сферы региона, Такие выявленные угрозы и риски будут непосредственно влиять на экономическую безопасность налоговой системы региона, что потребует за собой полное искоренение этих опасностей, а также разработку рекомендаций по их устранению и прогнозированию,
С помощью организационно-экономической характеристики налоговой системы Красноярского края можно увидеть, что доходы бюджета Красноярского края состоят из налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений, Общие доходы бюджета Красноярского края выросли за анализируемый период с 173,4 млрд, руб, до 208,3 млрд, руб, Оценив структуру доходов можно заметить, что большую их часть за все года составляют налоговые доходы (больше 80%).
На втором месте в структуре занимают безвозмездные поступления (в среднем 14%), и на последнем месте в структуре доходов бюджета Красноярского края находятся неналоговые доходы (в среднем 2,5%),
Обратив внимание на налоговые доходы, можно заметить, что в 2017 году по сравнению с 2015 ГОДОМ ОНИ увеличились, а по сравнению с 2016 ГОДОМ уменьшились, В 2015 И 2016 годах плановые бюджетные назначения по налоговым доходам Красноярского края не были выполнены в полном объеме, А уже в 2017 году наблюдается перевыполнение плана на 6,19%. Задолженность по налоговым доходам перед бюджетом Красноярского края в 2017 году составила 7,1 млрд, руб
В общей структуре налоговых доходов Красноярского края за все три анализируемых года большую долю составляет налог на прибыль, В отчетном году он составил 74,9 млрд, руб, Транспортный налог за анализируемый период не был исполнен ни разу,
В результате анализа экономического состояния налоговой системы Красноярского края можно сказать, что самым плохо собираемым видом налога является транспортный налог, Все рассчитанные показатели показывают хорошие данные, что, конечно же, является положительной тенденцией, Единственный показатель, который отражает отрицательный момент, это налоговая дисциплина, Этот показатель равен совокупной задолженности по налоговым обязательствам за год, В 2015 году он равен 5,7 млрд, руб,, в 2016 году - 6,7 млрд, руб,, а в 2017 году 7,1 млрд, руб, Данный показатель демонстрирует увеличение в течение трех лет, что является негативной тенденцией,
Причиной увеличения задолженности является ухудшения финансового состояния налогоплательщиков, росту неплатежей способствует также низкая эффективность судебной системы и другие причины, которые были разобраны более подробно в третьей главе,
В результате проделанной работы можно сказать, что угрозами экономической безопасности налоговой системы Красноярского края ЯВЛЯЮТСЯ:
- рост задолженности по налоговым сборам;
- искажение экономических показателей;
- незаконные операции с наличностью;
- низкий уровень культуры населения в сфере налогов;
- увеличение доли теневой экономики, высокий уровень налоговой преступности;
- низкая результативность контроля за поступлением налоговых платежей и сборов в бюджет,
В рамках разработки направлений и мероприятий по совершенствованию деятельности налоговой системы Красноярского края было предложено уже - сточить контроль за соблюдением действующего законодательства по борьбе с так называемой «теневой ЭКОНОМИКОЙ», особенно в сфере малого бизнеса. Перспективным методом борьбы с уклонением от уплаты налогов является создание таких условий деятельности субъектов ЭКОНОМИКИ, когда сокрытие объектов налогообложения будет коммерчески невыгодно фирме.
Одной из основ и механизмов формирования профессионализма кадров налоговой службы должно стать мотивирование профессиональной деятельности через жизненные цели ее работников, которые они связывают со своей профессией, Также улучшения профессионализма налоговых работников можно достичь с помощью дополнительного профессионального образования, которое должно быть ориентировано на рост профессионализма, чувства социальной ответственности у специалистов налоговых органов,
Для снижения уровня коррупции в государственных органах края было предложено обратиться к Программе противодействия коррупции в Красноярском крае на 2018-2020 ГОДЫ, Данная программа может помочь снизить долю коррупции в налоговой политике Красноярского края,
Для повышения грамотности в налоговой области следует обратиться к программе «Финансовая культура и безопасность граждан РОССИИ» Т.К. она нацелена на развитие человеческого потенциала, повышение уровня благосостояния и экономической безопасности граждан России, Также свое место в процессе повышения финансовой грамотности населения должны занять высшие учебные заведения страны,
В рамках совершенствования налогового администрирования очевидна необходимость возврата к прогрессивной шкале налогообложения физических лиц, Причём прогрессия налогообложения должна быть не простой, а именно сложной, при которой облагаемый доход делится на части, и каждая после¬дующая часть облагается по повышенной ставке, При этом, заработная плата и другие совокупные доходы в пределах до 10 ТЫСЯЧ рублей в месяц вообще не должны облагаться налогом,
Такой способ поможет повысить сумму собираемости налогов в Красноярском крае, что поможет перекрыть совокупную задолженность по налогам и сборам в Красноярском крае,
А для увеличения собираемости налогов по транспорту и имуществу, задолженность по которым большая среди всех остальных налогов, можно предложить увеличить налоговую ставку,
1 Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 N 117-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Справочно-правовая Система «КонсультантПлюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1
2 Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]: база данных содержит все статистические сведения Российской Федерации.
3 «Налоговая политика и социально-экономическое значение налоговой системы». https://studme.org/1298010811820/finansy/nalogooblozhenie
4 Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. Налоговая аналитика. https://www.nalog.ru/rn24/
5 Россия в глобализирующемся мире: стратегия конкурентоспособности Отв. ред. Д.С. ЛЬВОВ, Д.Е. Сорокин. М.: Наука, 2015
6 Статья «Минфином России подготовлен проект основных мер в области налоговой ПОЛИТИКИ, планируемых к реализации в 2018 - 2020 годах»// Консультант Плюс: Справочные правовые системы.
7 Проблемы противодействия уклонению от оплаты налоговых платежей на современном этапе развития российской налоговой системы : материалы междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2012.
8 Регулирование в системе налогового администрирования/ Налоги и налоговое право [http://www.taxesright.ru/taxes-589-1.html]
9 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 ИЮЛЯ 1998 Г. № 146 ФЗ // СПС ГАРАНТ
10 Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая: текст с изм. и доп. на 4 июня 2014 Г. - М.: ЭКСМО, 2014. - 648С.
11 Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля.
12 Налоговые нарушения и процедура привлечения к налоговой ответственности /ИФНС Красноярского края [http://www.audit-it.ru /reg129/5806.html]
61
13 Проблемы противодействия уклонению от оплаты налоговых платежей на современном этапе развития российской налоговой системы : материалы междунар, науч.-практ. конф, Иркутск, 2012.
14 Налоговые нарушения и процедура привлечения к налоговой ответственности / ИФНС Красноярского края [http://www.audit-it.ru/nalognews/reg16.html]
15 Налоговые нарушения и процедура привлечения к налоговой ответственности ИФНС Красноярского края [http://www.audit-it.ru/nalws/reg12966.html]
16 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 ГОД И на плановый период 2012 И 2013 ГОДОВ [Электронный ресурс]: справочная информация подготовлена специалистами компании «Консультант Плюс».
17 Основные направления налоговой политики российской федерации на 2014 ГОДИ на плановый период 2015 И 2016 ГОДОВ.
18 Основы государственного налогового менеджмента [Электронный ресурс] .
19 Финансово-экономический анализ для целей налогового консультирования Бондарчук Н.В., Грачева М.Е., Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н.
20 Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996, В версии от 30.12.2015)
21 Арапова О. А. Характеристика налоговых рисков, угроз налоговой безопасности и их оценка на региональном уровне // 2014.- С.7
22 Белоусова С. Н. Задолженность по налогам и сборам в России как угроза экономической безопасности государства // Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2016. - С. 142-146.
23 Богданов А. С. Формирование налоговой политики региона с целью обеспечения его экономической безопасности // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Орел-2014. - С.204
24 Галочкин В.Т. Эконометрическое определение оптимальной фискальной нагрузки в РФ // Аудит и финансовый анализ 2015.- С.8-12
25 Дрожжина И.А, Система планирования и прогнозирования налоговых индикаторов макро - и микроуровня // Управленческий учет. - 2010. - № 4.
26 Ермакова, Е.А. Система государственного налогового планирования и структура налоговых доходов федерального бюджета [Электронный ресурс]
27 Жалонкина, И. Ю. Анализ основных причин образования налоговой задолженности по СФО на современном этапе/ И. Ю. Жалонкина // Проблемы современной ЭКОНОМИКИ: материалы междунар. науч. конф. (Г. Челябинск, де¬кабрь 2011 Г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 7173.
28 Жидкова, Е.Ю. Налоги и налогообложение // Е.Ю. Жидкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2009. — 480 С. 49. Жиляева М. И., Кабардова И. А. Методика оценки налогового потенциала регионов РФ [Электронный ресурс]
29 Зубик В.Б. и др. Экономическая безопасность предприятия) (фирмы),
1998
30 Илларионов А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 2010. - № 1
31 Кочкаров А.А. Причины и правила налоговых нарушений /А.А. КОЧ-каров// Финансовое право. - 2011. - №6. - С.27
32 Крылов А.А. и др. Экономическая безопасность: теоретические и практические аспекты деятельности ОВД: Учеб. пособие. М.: 2002.
33 Лавровский Б. Л., Мурзов И. А., Мишина А. С. Налоговая задолженность: уроки кризиса (на примере регионов сибирского федерального округа) // Пространственная Экономика 2012.- С. 135—146
34 Малис Н. И. Совершенствование налоговой политики на региональном уровне: основные направления // Финансовая система. Налоговая политика - 2018.-С.51-60.
35 Окунь А. С., Васюта Е. А. Налоговая задолженность как угроза финансовой безопасности государства: методологический аспект // Национальные интересы: приоритеты и безопасность - 2016.- С. 98-115.
36 Пансков, В, Г.Налоги и налогообложение: теория и практика: учеб¬ник для бакалавриата / В. Г. Пансков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издатель¬ство Юрайт; ИД Юрайт. - 2011. - 680 С.
37 Папченкова, М. Налоговые схемы подведут под статью / М. Папченкова // Ведомости (Электронный ресурс)
38 Пепеляев С.Г. Основы налогового права: учеб. пособ / С.Г. Пепеляева.- М.: Инвест Фонд, 2012.- 496С.
39 Пугачев А. А. Совершенствование налогового администрирования как элемент развития налогового потенциала региона // Социальные и гуманитарные знания. 2015. № 3 С.180-189.
40 Рогова Г. И. Профессиональная компетентность как основа конкурентоспособности работников налоговых органов России // Социологические науки 2015.
41 Solaric M. A. Arrears of taxes and levies as a threat to economic security of the state 2017. - P. 111-112.
42 Funin O. A., Grunin S. O. economic security of the organization. St. Peters¬burg: Peter, 2002.
43 Panskov V. G. Taxes and tax system of the Russian Federation: Textbook. - Moscow: Finance and statistics, 2008.Panskov V. G. Taxes and tax system of the Russian Federation: Textbook. - Moscow: Finance and statistics, 2008.