Реферат 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Метод ценообразования Ж. Штоцеля 6
1.1 Описание метода «Психологической цены» Штоцеля 6
1.2 Исследование качества метода Штоцеля с помощью имитационного моделирования 8
1.3 Проверка работы метода Штоцеля на нормальность с помощью критерия Шапиро-
Уилка 13
1.3.1 Описание критерия Шапиро-Уилка 13
1.3.2 Применение критерия Шапиро-Уилка для проверки нормальности ценовых
границ, полученных методом Штоцеля 14
2 Модификация метода Штоцеля на случай однократного справа цензурированных
данных 17
2.1 Понятие цензурированной выборки. Оценка Каплана-Мейера 17
2.2 Модификация метода Штоцеля на случай цензурированных данных 20
3 Применение метода Штоцеля при анализе цены продукции ЗАО «Натуральное мыло» .27
3.1 Применение оценки Оценка Каплана-Мейера в анализе цены спроса по
цензурированным данным 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Приложение А Программная реализация моделирования случайных величин 34
Приложение Б Программная реализация цензурирования 40
Приложение В Сравнение реализации метода Штоцеля по полным данным и по цензурированным данным 42
Приложение Г Сравнение изменения выборочных средних в зависимости от изменения
доли цензурирования g1 и g2 для левых и правых границ соответственно 52
При появлении нового товара или услуги и его внедрении на потребительский рынок очень важно определить цену, по которой он будет продаваться и с которой производитель будет согласен выйти на целевого потребителя. Эта задача влечет за собой некоторый ряд проблем, ведь на новинку ещё нет накопленной статистики продаж, а есть лишь
предположения и интуитивные догадки, основанные на анализе
себестоимости, опросах потребителей и т.д. Результаты этих опросов имеют неоднозначные значения, так как потенциальные покупатели готовы платить не конкретно ту сумму, которую они указали при анкетировании, а какой-то диапазон цен из некоторого интервала значений. Эти неточности при неграмотной статистической обработке могут привести к финансовым потерям и убыткам предприятия.
Существует достаточно много различных методов ценообразования, базирующихся на ценовых предпочтениях потребителей. Одним из них является метод Жана Штоцеля, который носит название «Психологическая цена». Этот метод достаточно прост, а результатом его работы является некий ценовой диапазон, полученный путем комплексного анализа всего массива данных о ценовых предпочтениях.
В данной работе детально был изучен метод Штоцеля. Основной задачей работы было наиболее точно определить цену на товар-новинку и минимизировать затраты на сбор статистических данных при опросе потребителей.
В данной работе проведено подробное исследование ценовых диапазоно, полученных в результате работы метода ценообразования Штоцеля, ориентированного на потребительский спрос. Путем имитационного моделирования показана нормальность оценок ценовых границ диапазонов, их асимптотическая несмещенность. Исследованы среднеквадратические отклонения оценок для разных объемов выборки.
Произведена модификация рассматриваемого метода ценообразования на случай появления в выборке цензурированных значений. С помощью имитационного моделирования исследовано влияние цензурирования на результаты работы метода. Выявлено, что цензурирование негативно сказывается на точности оценивания, притом наличие цензурирование в левых ценовых значениях опосредованно, но весьма существенно влияет на точность правой результирующей границы ценового диапазона.
Метод применялся к реальным данным, собранным в процессе маркетингового исследования ценовых предпочтений потребителя продукции ЗАО «Натуральное мыло», также эти данные были искусственно процензурированы. В результате были рассчитаны ценовые диапазоны, как по полным, так и по цензурированным данным. Выявлено незначительное смещение цен, обусловленное появлением цензурирования.
Результаты обработки не цензурированных данных позволили дать фирме практически значимые рекомендации по ценовой политике.
1. Зенкова Ж.Н., Краковецкая И.В. Моделирование по неполным данным в логистике и маркетинге/ Логистические системы в глобальной экономике: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (14-15 марта 2013 г., Красноярск): в 2 ч. Ч. 1. Научно-исследовательский сектор / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2013. - 332 с. C. 98-105.
2. Ивченко Г. И. Статистические задачи для случайных подстановок с цензурированными данными / Г. И. Ивченко, М. В. Солдаткина. - СПб. : Питер, 2012. - 104 с.
3. Гелюта И. Ф. Ценообразование в системе маркетинга зарубежных компаний- Мировая экономика [Электронный ресурс]: дис. канд. экон. наук / И. Ф.Гелюта. - М., 2002. - 211 с. - Электрон. версия печат. публ. - Доступ из „Электронная библиотека: Диссертации^.
4. Ценообразование [Электронный ресурс] // Википедия: свободная
энцикл. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2014. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Ценообразование (дата обращения: 25.04.2014).
5. Гальперин В. И. Микроэкономика: в 3 т./ В. И.Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. - М.: Омега-Л, Экономикус, 1990. - Т.1.
6. Зенкова Ж. Н. Статистическая обработка данных с учетом симметрии распределения. - Германия: LAP LAMBERT ; Academic Publishing GmbH&Co., 2011. -181 с.
7. Анализ надежности технических систем по цензурированным выборкам / В. М. Скрипник [и др.] - М.: Радио и связь, 1988. - 184 с.
8. Тарасенко Ф. П. Непараметрическая статистика / Ф. П. Тарасенко. - Томск: Изд-во ТГУ. 1976.
9. Зенкова Ж. Н. Непараметрическая оценка Тёрнбулла для интервально-цензурированных данных в маркетинговом исследовании спроса на биоэнергетические напитки / Ж. Н. Зенкова, И. В. Краковецкая //
Вестник Томского государственного университета. Сер.:Управление, вычислительная техника и информатика. - 2013. - № 3 (24). - С. 64-69.
10. Боровков А. А. Математическая статистика / А. А. Боровков. - Новосибирск: Наука; Изд-во Института математики, 1997. -772 с.
11. Панкрухин А. П. Маркетинг: учебник. - М.:ИКФ Омега-Л, 2002. - С. 272-273.
12. Анализ надежности технических систем по цензурированным выборкам / В.М. Скрипник [и др.]. - М.: Радио и связь, 1988. - 184 с.: ил.
13. Ивченко Г.И. Математическая статистика: Учеб. пособие для втузов / Г.И. Ивченко, Ю.И. Медведев. - М.: Радио и связь, 1992. - 304 с.: ил.
14. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. : Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1991. - 475 с.
15. Дмитриев Ю.Г., Устинов Ю.К. Статистическое оценивание распределений вероятностей с использованием дополнительной информации - Томск: Изд-во ТГУ, 1988. 194 с...19