ВВЕДЕНИЕ 3
1 Исследование тенденций и перспектив развития регионального малого бизнеса 5
1.1 Анализ тенденций развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации 5
1.2 Перспективные направления развития малого бизнеса в Красноярском крае 17
1.3 Оценка факторов, определяющих развитие малого бизнеса 23
2 Исследование стратегий Digital-маркетинга предприятий малого бизнеса 32
2.1 Опыт применения инструментов Digital-маркетинга предприятиями
малого бизнеса 32
2.2. Оценка и отбор каналов и инструментов Digital-маркетинга для продвижения малого бизнеса 41
2.3 Формирование критериев оценки перспектив использования Digital- маркетинга для продвижения предприятий малого бизнеса 55
3 Оценка перспектив использования Digital-маркетинга для продвижения
ООО ТК «Мила-тур» 63
3.1 Определение характеристик и оценка потенциала целевой аудитории
ООО ТК «Мила-тур» 63
3.2 Разработка программы Digital-маркетинга для продвижения ООО
«Мила-тур» 74
3.3 Оценка эффективности разработанной программы Digital-маркетинга 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ
Для увеличения эффективности производства, наполнения рынка нужными товарами и услугами, а также повышения уровня жизни, огромную роль в развитие рыночной экономики играет предпринимательство, которое обеспечивает мобильность.
Что же понимается под «предпринимательством»? Исследования, проводимые отечественными и зарубежными учеными, трактуют множество определений данного понятия. Обозначим некоторых, так, профессор Гарвардского университета Говард Х. Стивенсон отмечал: «Предпринимательство - это наука управлять, суть которой мы можем сформулировать следующим образом: погоня за возможностями без оглядки на ресурсы, которые в данный момент находятся у нас под контролем» [2]. Российские исследователи разъясняю иначе: «Предпринимательство - важнейший элемент современной рыночной экономики» [1]. В Энциклопедическом словаре определяется: «Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица» [3].
Очень часто предприятия малого бизнеса существуют в перманентном состоянии ограниченности средств, в первую очередь, денежных. Актуальность работы заключается в поиске средств, которые бы комплексно способствовали развитию предприятий малого бизнеса в условиях финансовой нестабильности и недостатка. Целью выпускной квалификационной работы является исследование потенциала использования Digital-маркетинга для продвижения предприятия малого бизнеса (на примере ООО ТК “Мила-Тур”). Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать тенденции и перспективы развития регионального малого бизнеса;
- выполнить анализ практики использования инструментов Digital- маркетинга предприятиями малого бизнеса;
- провести оценку и отбор каналов и инструментов Digital- маркетинга для продвижения малого бизнеса;
- разработать программу Digital-маркетинга для продвижения ООО «Мила-тур»;
- оценить эффективность разработанной программы Digital- маркетинга.
Для выполнения задач в ходе исследования будут использованы следующие методы:
1. Метод анкетирования;
2. Метод корреляционно-регрессионного анализа;
3. Метод контентного анализа;
4. Метод прогнозирования спроса;
5. Методы сегментирования рынка (демографический, психографический).
В ходе работы была выполнена следующая цель: проведено исследование потенциала использования Digital-маркетинга для продвижения предприятия малого бизнеса (на примере ООО ТК “Мила- Тур”). Цель была достигнута, благодаря выполнению следующих задач:
- исследованы тенденции и перспективы развития регионального малого бизнеса;
- выполнен анализ практики использования инструментов Digital- маркетинга предприятиями малого бизнеса;
- проведена оценку и отбор каналов и инструментов Digital- маркетинга для продвижения малого бизнеса;
- разработана программу Digital-маркетинга для продвижения ООО «Мила-тур»;
- оценена эффективность разработанной программы Digital- маркетинга.
Исходя из исследований статистических изменений в сфере малого и среднего предпринимательства, можно сделать вывод о том, что в данный период актуальны следующие тенденции:
- Рост количества малых предприятий довольно стабилен
- При этом доля малых предприятий в общем числе предприятий РФ резко увеличивается, что говорит о сложившейся в экономике ситуации, когда малое предприятие выживает лучше, чем большое
- Быстрый рост оборота малых предприятий, даже быстрее, чем количества самих малых предприятий, что говорит об укрупнении и процветании малого бизнеса
- Резкое снижение среднесписочной численности персонала малых предприятий, что могло стать последствием сокращения издержек или неофициальным трудоустройством
Для продвижения ООО ТК «Мила-тур» была разработано программа digital-маркетинга, делающая упор на таком канале, как сеть Интернет, включающая в себя взаимодействии инструментов SMM, SEO, рассылок, курирования контента, заключения стратегического партнерства и поддержку пользователей. Нельзя забывать, что эффективность разработанной программы зависит напрямую от реализации и поддержки системы традиционного маркетинга в компании.
Однако, не стоит забывать о рисках, связанных с осуществлением деятельности по организации туристических услуг:
- Политические риски: ужесточение законодательства в сфере детского туризма;
- Технические риски: получение отрицательных результатов от контактов с партнёрами, ошибки персонала, который не располагает навыками действия в кризисной обстановке, сбои;
- Производственные риски: снижение объёмов продажи туристических путёвок, рост затрат, ограниченное предложение туруслуг;
- Предпринимательские риски - отсутствие возможности поддерживать прежний уровень доходов на вложенный капитал;
- Отраслевые риски - риски изменения экономического состояния самой отраслью;
- Естественные риски: экологический, риск стихийных бедствий, природные катаклизмы;
- Коммерческие риски: невозможность реализовать туристические путёвки или снижение объёмов их реализации клиентам, падение спроса, потери качества предлагаемого турпродукта;
- Инфляционные риски: общее повышение цен, снижение покупательной способности денег;
- Инновационные риски: неудачи в освоении новых рыночных сегментов и туристических маршрутов;
- Валютный риск - модификация стоимости туруслуг, связанная с изменением или колебанием курса валют;
- Инвестиционный риск - это риск потери инвестируемого капитала и ожидаемого дохода, его снижения;
- Кредитные риски: неуплата долга, неплатежеспособность клиентов;
- Процентный риск. К нему относится риск изменения общего уровня процентных ставок по отдельным видам кредита;
- Демографические риски: падение численности населения (в долгосрочной перспективе, падение уровня доходов населения.
1) Федеральный закон от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"/ www.garant.ru
2) Еремкина Ю.В., Шибилева О.В. Предпринимательство: становление и развитие // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11.
3) Калганова О.О., Власова Н.Ю. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике региона // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1.
4) Кийосаки Р.Т. Прежде чем начать свой бизнес / Р. Т. Кийосаки1, Ш. Л. Лектер; пер. с англ. Л. А. Бабук. — Мн.: «Попурри», 206. — 512 с.
5) Кузнецова А. Ю., Девятаева Н. В. Проблемы развития и основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 175-177.
6) Кулакова А.А. Сущность и значение малого предпринимательства в экономике россии // Студенческие научные исследования. 2015. № 1.
7) Поздеева О.Г., Иванова О.Ю.: Региональная экономика: учеб. пособие. Федер. агентство по образованию, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург : Издательство УрГЭУ,2016. 112 с.
8) Предпринимательство в регионе: состояние, перспективы / С.В. Теребова, О.В. Подолякин, В.С. Усков, С.Ю. Егорихина. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. 160 с.
9) Шибилева О.В., Лопухова М.А. Современное состояние и тенденции развития предприятий малого бизнеса // Экономика и предпринимательство. - № 11-1 (64-1) - Москва, 2015. - с. 1113-1115.
10) Энциклопедический словарь предпринимателя. / Сост. С.М. Синельников, Т.Г. Соломоник, Р.В. Янборисова. - Спб.: «Алга-фонд», «АЯКС», 1992. - С. 137-138.
11) Официальный сайт Красноярского края / http: //www.krskstate.ru/
12) Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : Официальным статистика - Режим доступа: http://gks.ru
13) Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Единыі реестр субъектов малого и среднего предпринимательства РФ - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/regbusiness/
14) Executive.ru - краудсорсинговый проект [Электронный ресурс]: Статья «Облачные технологии» - Режим доступа - http://www.e-xecutive.ru/
15) Корнева Е.В., Корень А.В. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ АКТИВНОСТЬ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.; URL: https://www.science- education.ru/ru/article/view?id=16832 (дата обращения: 16.05.2017)
16) Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности : учеб. для вузов. - 4-е изд. - СПб. : Питер, 2013. - 352 с.
17) Kirulanov.com - Блог руководителя международной маркетинговой компании Marketing Gamers Кира Уланова - [Электронный .ресурс]: Статья «Digital-marketing в бизнесе: 13 каналов продвижения и обзор их преимуществ» - Режим доступа: http: //kirulanov.com/13 -kanalov- prodvijeniya-digital-marketing-v-biznese/
18) Москалёв С.М. Внедрение цифрового маркетинга в деятельность отечественных товаропроизводителей // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2015.
19) Geektimes.ru - интернет-портал компании “TM” - [Электронный
ресурс] - Статья «12 инструментов digital маркетинга, которые должен знать каждый стартап» - Режим доступа:
https://geektimes.ru/company/mobihunter/blog/251326/
20) Касьянов С. В. - Инструменты интернет-маркетинга: 9 самых эффективных инструментов продвижения // Интернет - журнал «Генеральный директор». - Москва - 2015.
21) Memosales - Сайт о маркетинге, повышении эффективности рекламы и увеличении продаж. Рекомендации по организации маркетинговых кампаний. Основы маркетинга и рекламы. - [Электронный ресурс] - Статья «Методы оценки эффективности рекламы» - Режим доступа: http://memosales.ru/reklama/ocenka-effektivnosti-kampanii
22) Туристическое агентство «Мила-Тур» [Электронный ресурс]: Официальный сайт - Режим доступа: http://www.milatour.ru/
23) Суховейко Г.С. Детский отдых и оздоровление: слагаемые успеха // Народное образование. 2014. №2. С. 9-11.
24) Электронный справочник с картами «2ГИС» [Электронный ресурс]: Официальный сайт - Режим доступа: https://2gis.ru/krasnoyarsk
25) Туристическое агентство «Тур88» [Электронный ресурс]: Официальный сайт - Режим доступа: http://tyr88.ru/
26) Туристическое агентство «Звезды Сибири» [Электронный ресурс]: Официальный сайт - Режим доступа: http://zvsibiri.ru/
27) Туристическое агентство «Открытый мир» [Электронный ресурс]: Официальный сайт - Режим доступа: http: //otkr-mir.ru/
28) Туристическое агантство «Альтамира» » [Электронный ресурс]: Официальный сайт - Режим доступа: альтамира.рф
29) Туристическое агентство «Ю-тур» [Электронный ресурс]: Официальный сайт - Режим доступа: http://www.youtour-kras.ru/
30) Туроператор «Меридиан» [Электронный ресурс]: Официальныя сайт - Режим доступа: http: //www.24meridian.ru/
31) Туристическое агентство «Зарница» [Электронный ресурс]: Официальный сайт - Режим доступа: http: //zarnica24 .ru/
32) Туристическое агентство «Сим-сим» » [Электронный ресурс]: Официальный сайт - Режим доступа: http: //www.simsimtravel .ru/
33) Агентство “TNS” [Электронный ресурс]: Данные по аудитории СМИ «Интернет» - Режим доступа: http://mediascope.net/services/media/media- audience/internet/information/
34) Интернет-издание о маркетинге и коммуникациях в цифровой среде «Cossa» [Электронный ресурс]: Официальный сайт - Режим доступа: http://www.cossa.ru/
35) Портал «biz360» — интернет-журнал для предпринимателей сферы малого бизнеса [Электронный ресурс]: Официальный сайт - Режим доступа: https://biz360.ru
36) Сайт о маркетинге «MemoSales» [Электронный ресурс]: Официальный сайт - Режим доступа: http://memosales.ru/
37) Экономика Рунета [Электронный ресурс]: Официальный сайт - Режим доступа: http://экономикарунета.рф
38) Катернюк А.В. Современные маркетинговые технологии: коммерческая реклама: Учеб. пособие. - Ростов на дону н/Д: "Феникс", 2001. - 320 с.
39) А. Албитов “Facebook: Как найти 100 000 друзей для вашего бизнеса бесплатно”.
40) Афанасьев М Электронная Коммерция / Афанасьев М, мясные- кова Л / / РИСК - 2011 - № 3 - С 52-59
41) Балабанов И П Интерактивный бизнес / Балабанов И П - СПб: Питер, 2011 - 128 с
42) Вулкан В Электронная Коммерция: Стратегическое руководство для понимания и построения торговли в режиме "он-лайн" / Вулкан В - М: Интернет-трейдинг, 2013 - 297 с
43) Грехов А М Электронный бизнес (Е-коммерция): учебное пособие / Грехов А М - К: Кондор, 2011 - 302 с
44) Д.А. Каплунов “Контент-маркетинг и рок-н-ролл”. [стр. 46]
45) Дергачева ВВ Глобализация бизнеса и Интернет-маркетинг: перспективы и проблемы: [монография] / Дергачева ВВ, Скибина О О / Дон ДУЭТ им М Туган-Барановского - Донецк, 2012 - 216 с