РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Построение математической модели для управления поставками 7
2 Алгоритмы управления 10
2.1 Управление объемами поставок по критерию обобщенной работы 10
2.2 Синтез управляющих воздействий при модификации критерия обобщенной работы с использованием прогнозирующей модели 11
2.3 Оценивание состояний и параметров модели 14
2.3.1 Описание стохастической модели и информационной системы 14
2.3.2 Оценивание состояния и параметров модели 15
2.4 Ограничения 18
2.4.1 Ограничения на компоненты вектора состояния 19
2.4.2 Ограничения на объем поставок 19
2.5 Модификации алгоритма управления 20
2.5.1 Формирование объема поставок при отслеживании желаемого дохода ... 20
2.5.2 Формирование объема поставок при прогнозировании заданного состояния 22
2.6 Адаптивное управление поставками с учетом скидок 23
3 Численное моделирование 25
3.1 Описание исходных данных 26
3.2 Построение функций для аппроксимации объемов поставок и прибыли 27
3.3 Построение расчетных функций. 28
3.4 Моделирование с использованием модификации функционала обобщенной
работы при отслеживании дохода 29
3.5 Моделирование с использованием модификации функционала обобщенной
работы при прогнозировании заданного состояния 32
3.6 Моделирование при использовании скидок 33
3.7 Сравнение результатов моделирования 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Приложение A Программная реализация моделирования без введения скидок . 45 Приложения Б Программная реализация моделирования однодневных скидок, автоматически устанавливаемых в момент падения реализуемого дохода от желаемого 48
Приложение В Программная реализация моделирования однодневных скидок, устанавливаемых раз в неделю 52
В условиях рыночной экономики предпринимателям всё сложнее удовлетворять спрос клиентов. Конкуренция на рынке товаров и услуг заставляет предпринимателей разрабатывать всё новые формы работы с покупателями. В связи, с чем участники рынка должны постоянно совершенствовать качество продукции, сервис обслуживания и другие факторы, на основе которых клиент сделает выбор в пользу той или иной торговой фирмы.
По характеру развития конкуренция подразделяется на ценовую и неценовую. Первая подразумевает искусственное сбивание цен на данную продукцию, то есть основным инструментом влияния на выбор клиента являются цены. Неценовая конкуренция проводится посредством совершенствования качества продукции, сервиса обслуживания клиентов, технологии производства, продаж с помощью рекламы, внедрения инноваций и прочего.
Методы неценовой конкуренции подразделяются на 3 группы:
1. Методы обеспечения конкурентных преимуществ. Сюда относят выпуск новых товаров, изменение качества продукции и др.
2. Методы рекламы и связи с общественностью.
3. Методы стимулирования сбыта. То есть кратковременные меры материального характера, поощряющие покупку товара.
Одним из способов стимулирования продаж является введение скидок. Исторически скидки появились и стали использоваться в условиях уличной торговли, когда продавец в результате торга предоставлял скидку тому покупателю, который приобретает больше товаров. В настоящее время практика предоставления скидок используется крупными и средними компаниями, организациями малого бизнеса и индивидуальными предпринимателями. Основными целями скидок являются увеличение товарооборота и сокращение товарных запасов. Их популярность часто обусловлена и психологическим фактором, так как покупатели видят выгоду от покупки товара при сокращении своих затрат.
Также в настоящее время осуществляется этап информатизации, который характеризуется расширением внедрения информационно-вычислительных систем, созданием и развитием методов автоматического управления, с применением следящих систем управления для совмещенного синтеза, что позволяет своевременно реагировать на изменения рыночной ситуации.
Построение математической модели управления с возможностью отслеживания желаемого дохода при использовании скидок позволяет торговым фирмам планировать внедрение скидок более эффективным способом.
В данной работе предложена математическая модель для управления поставками товаров с использованием критерия обобщенной работы при слежении за величиной желаемого дохода. При этом для увеличения дохода предпринимателя используются скидки. Построена математическая модель и алгоритмы управления с учетом ограничений, позволяющих избежать как недостатка, так и избытка товара на складе. С помощью численного моделирования показана возможность управления поставками при слежении только за объемом желаемого дохода. Рассмотрены различные подходы к осуществлению скидок и сделаны выводы об их эффективности. Сформулированы рекомендации для принятия решений об использовании конкретных видов скидок.
По данной тематике сделаны доклады на V-й Международной научной конференции «Математическое и программное обеспечение информационных, технических и экономических систем» (19-20 мая 2017 г.) и на XIV международной научно-практической конференции имени А.Ф. Терпугова. (1822 ноября 2015г.), по результатам которой в сборнике трудов конференции опубликована статья «Управление поставками с прогнозированием».
1. Решетникова Г.Н. Адаптивное управление поставками и рекламой. Алгоритмы. Модели. Ограничения. Saarbrucken (Germany) LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 152c.
2. Решетникова Г.Н. Управление поставками при наличии ограничений. Информационные технологии и математическое моделирование (ИТММ-2014): Материалы XIII международной научно-практической конференции имени А.Ф. Терпугова. (20-22 ноября 2014г.).- Томск. Изд-во Том. Ун-та, 2014. - Ч.1. - С. 5661. ISBN 978-5-7511-2300-0
3. Решетникова Г.Н. Моделирование систем: Учебное пособие /Г.Н. Решетникова; Федеральное агентство по образованию, Томск: Томский гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники. - 2-е изд., перераб. и доп. - Томск: Томский гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2007. - 441 с.
4. Reshetnikova G. N. , Khabibulina N. Y. , Kotsubinsky V. P. Polonskaya M. S. Servo-System Simulation [Electronic resources] / G. N. Reshetnikova [et al.] // Mechanical Engineering, Automation and Control Systems (MEACS) : proceedings of the International Conference, Tomsk, 1-4 December, 2015 / National Research Tomsk Polytechnic University (TPU) ; Institute of Electrical and Electronics Engineers (IEEE). — [S. l.]: IEEE, 2015. — [4 p.]. — Title screen. — Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1109/MEACS.2015.7414890 (дата обращения: 16.03.2016)
5. Решетникова Г.Н., Ченбулашкина А.А. Адаптивное управление поставками с учетом ограничений // Изв. Вузов. - Физика. - Том 58. №11/2. - 2015. - С. 291-297.
6. Решетникова Г.Н. Определение момента и объема заказа при управлении
поставками. Информационные технологии и математическое моделирование (ИТММ-2015): Материалы XIV международной научно-практической
конференции имени А.Ф. Терпугова. (18-22 ноября 2015г.).- Томск. Изд-во Том. Ун-та, 2015. - Ч.2. - С. 87-92.
7. Горский А.А., Колпакова И.Г., Локшин Б.Я. Динамическая модель процесса производства, хранения и сбыта товара повседневного спроса //Изв. РАН. ТиСУ. 1998. - №1. - С.144-148.
8. Красовский А.А., Буков В.Н., Шендрик В.С. Универсальные системы оптимального управления непрерывными процессами //Автоматика и телемеханика. - 1977. - №2. - С.5-13.
9. Неруш Ю.М. Логистика. Учебник. - М.:ЮНИТИ.2000. - 520с.
10. Решетникова Г.Н., Малахова Т.Е. Управление поставками с прогнозированием. //Информационные технологии и математическое моделирование (ИТММ-2016): Материалы XV международной конференции имени А.Ф. Терпугова. (12-16 сентября 2016г.).- Томск. Изд-во Том. Ун-та, 2016. - Ч.2. - С. 69-74.