Введение
1.Теоретические основы формирования у младших школьников понятия «текст» на уроках русского языка 10
1.1 Текст как основное лингвистическое понятие методики развития речи и
его признаки 10
1.2 Актуальное членение предложения и строение текста 14
1.3 Формирование языковых понятий на уроках русского языка в начальных классах 18
2 Работа над понятием «текст» на уроках русского языка в начальных
классах 22
2.1 Обзор методической литературы, анализ программы и учебников по русскому языку образовательной системы Л.В. Занкова в аспекте работы над
понятием «текст» 22
2.2. Упражнения для работы над понятием «текст» 32
Заключение 38
Список использованных источников 41
Приложение
Актуальность исследования. Начальное общее образование (1-4 классы) - это первая ступень общего образования у детей в России и многих других странах. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка.
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения
всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
В последнее время большое развитие получает коммуникативное направление в обучении русскому языку, то есть на первое место ставится обучение языку как средству общения. Поэтому не случайно в учебники русского языка в разных системах введено такое понятие как «текст». Работа над связной речью вообще и над понятием «текст», в частности, занимаются М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, М.С. Соловейчик, Н.С. Валгина и др.
Понимать тему текста, раскрывать ее в своем высказывании, понимать основную мысль "чужой" речи, а также осознавать ее и развивать в своей, располагать предложения в нужной (по логике мысли) последовательности и связывать их между собой - вот те умения, которые следует формировать у школьников с самого начала процесса совершенствования их речевой деятельности. Особое внимание на уроках русского языка следует обращать на задания, направленные на развитие грамотной устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Это невозможно без систематического изучения текста в начальной школе и формирования у младших школьников текстовых умений.
Проблема выбора наиболее эффективных методических приёмов по
формированию у младших школьников текстовых умений, умелого выбора
7
учителем методических приёмов из всего их многообразия с учётом психолого¬педагогических особенностей детей достаточно актуальна на этапе начального образования.
Все вышеизложенное и определило актуальность темы данного исследования: «Формирование понятия «текст» у младших школьников на уроках русского языка».
Цель исследования: выявить упражнения, направленные на усвоение младшими школьниками признаков текста.
Объект исследования: процесс формирования языкового понятия «текст» на уроках русского языка в начальных классах.
Предмет исследования: упражнения дляформирования понятия «текст» на уроках русского языка в начальных классах.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть трактовки понятия «текст» в методике развития речи.
2. Рассмотреть понятие «актуальное членение предложения» и его роль в строении текста.
3. Определить особенности формирования языковых понятий на уроках русского языка в начальной школе.
4. Произвести обзор методической литературы, анализ программы и учебников по русскому языку образовательной системы Л.В. Занкова в аспекте работы над понятием «текст».
5. Подобрать упражнения для работы над понятием «текст».
Методологическая основа исследования: работы М.Р. Львова, Т.А.
Ладыженской, Н.С. Валгиной и др.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами работы: анализ лингвистической, методической, учебной литературы.
Практическая значимостьданной выпускной квалификационной работы
заключается в том, что упражнения могут быть использованы учителями начальных классов при работе над понятием «текст».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа объемом 55страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, 1 приложения.
Изучив теоретические основы текст под текстом будем понимать
«произведение речетворческого процесса, начального обладающее завершенностью, классах
объективированное в виде письменного слова документа, литературно обработанное
в соответствии
отдельных с типом этого можно документа, произведение, состоящее чудесен из названия
(заголовка) и текста ряда особых единиц (сверхфразовых единств), также объединенных
разными типами лексической, грамматической, развитие стилистической связи,
имеющее определенную текст целенаправленность и прагматическую
установку».
В разнообразие начальной школе вами делается акцент гибкой на формирование умения подход строить
правильный также и точный текст поэтому самостоятельно разных орфографиятипов. Важно текст помочь
учащимся закреплению осознать, что методисты мысль в тексте представлений должна развиваться, этом а для этого которые
необходимо, чтобы режим каждое предложение учебный содержало новое школьниками сообщение, новые обернемся
сведения о предмете.
1. Акишина, нсехытавр Т . Е. Грамматика чувств: Пособие по развитию русской речи / А.А. Акишина. Москва.: Просвещение, 2010.-216с.
2. Белошапкова осьвзатн В.А., Брызгунова Е.А., сещлюдиу ЗемскаяЕ.А. Современный русский язык. Изд.4, стер. 2011. - 928с.
3. Белькова О.П.Сборник упражнений по развитию речи младших
школьников, 2013. [ Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://festival.1september.ru/authors/228-029-688
4. Богуславский М.В. Образовательная система твросбыаЛ.В. Занкова: Научные достижения язивс и нравственныеаодн уроки // Известия Волгоградского педагогического института. - 2009. - №4. - С. 151-153.
5. Быстрова етскмо Е.А. Культуроведческая ыслмь функция русского яоывхзк языка в системе его преподавания // Обучение яатизрврусскому языку в школе. - М.: икрсуйДрофа, 2004.)
6. Горелова диев И. Н. «Приёмы работы еинмдплор с текстом».//«Наука и Школа».- 2017. - №5
7. Зудова М.О. «Формирование лексических умений у младших
школьников на уроках родного языка», 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/naсhalnaya-shkola/russkii-yazyk/formirovanie-
leksiсheskih-umeniy-u-mladshih-shkolnikov-na-urokah
8. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней