ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ
1.1. Социальная ответственность подростков как объект научного познания 10
1.2. Формирование социальной ответственности у дезадаптированных подростков: этапы, уровни, механизмы
2. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Проблемы формирования социальной ответственности у дезадаптированных подростков (на примере МБОУ «Призначенская СОШ» Прохоровского района Белгородской области)
2.2. Социальный проект «Подари себе завтра!» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ
1.1. Социальная ответственность подростков как объект научного познания 10
1.2. Формирование социальной ответственности у дезадаптированных подростков: этапы, уровни, механизмы
2. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Проблемы формирования социальной ответственности у дезадаптированных подростков (на примере МБОУ «Призначенская СОШ» Прохоровского района Белгородской области)
2.2. Социальный проект «Подари себе завтра!» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Актуальность проблемы исследования. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года актуализируется проблема воспитания личности, готовой и способной принимать самостоятельные решения, осознанно относиться к своей деятельности, осмысливать социальную ответственность как ценность, иметь глубокую уверенность в том, что поставленные цели, действия и поступки принесут пользу ей и другим людям.
В силу ряда психофизиологических причин именно подростки оказываются наиболее уязвимыми и незащищенными перед огромным количеством разного рода проблем. Неразрешенность этих проблем приводит к проявлениям социальной дезадаптации, которая, в свою очередь, является основой разнообразных девиаций.
Целенаправленное воздействие, стимулирующее общественно значимую активность отдельных личностей и организованных молодежных структур, позволяет формировать личность, ищущую собственный путь в быстроменяющемся мире, отстаивающую свои интересы, поддерживающую общечеловеческие ценности созидания и социального творчества; дает возможность подготовить подростков к умению самостоятельно принимать решения, делать осознанный выбор, быть готовыми и способными творить на благо общества, переориентировать их мотивацию с эго на просоциальный мотив, ведущий к просоциальному поведению. В современном обществе социальное становление подростка проходит в сложных социально-экономических условиях недостаточной социальной и нравственной эффективности школьного образования и воспитания, ограниченности позитивных сред жизнедеятельности подростка, позволяющих ему ощутить себя полезным, самореализоваться в социальной и личностно значимой деятельности. Вызывает обеспокоенность низкая эффективность социализации подростков, причиной которой являются: кризис морально-нравственных устоев общества, рост криминогенности и ограничение участия родителей в жизни детей. В настоящее время зачастую подростки-школьники оказываются слабо вовлеченными в реальную повседневную жизнь общества, а иногда и просто оторванными от реальных проблем социальной практики, а социальные институты, прежде всего, школа, семья, СМИ, не всегда способствуют формированию у подростков четких жизненных ориентиров, готовности к использованию своих гражданских прав, выполнению общественных обязанностей. У подростков слабо формируются умения быть ответственным, принимать самостоятельные решения, отстаивать социальные и нравственные убеждения, обладать высокой психологической лабильностью, стремиться к духовному обогащению личности.
Социальную ответственность необходимо формировать в период активного социального взросления подростков, и особая роль в этом процессе отводится общеобразовательному учреждению, которое призвано создавать атмосферу динамичной интенсивной социальной жизни, организовывать ценностные межличностные отношения, стимулировать эмоциональные переживания школьных событий, т.е. организовывать насыщенную и социально значимую жизнедеятельность, которая способна формировать такие социально значимые качества, как инициативность, активность, ответственность.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ теоретических подходов к исследованию феномена «социальная ответственность» позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время данное понятие не имеет точного определения и обсуждается учеными (А.В. Беловым, Г.М. Заболотной, С.В. Карпухиным, М.В. Ковалевской, И.Д. Кочетовой, Г.В. Лаказовой, О.Е. Пазиной, И.М. Парамоновой, В.Г. Сахаровым, Л.И. Султановой и др.). Многими исследователями понятие «ответственность» рассматривалось с позиций этики (М.М. Бахтин, А.Я. Данилюк, В.В. Знаков, А.С. Капто, В.А. Малахов, Е.М. Пеньков, Г.Л. Тульчинский, X. Хекхаузен, К. Хелкама и др.). Л.А. Косолапова, Б.Ф. Ломов, К.К. Муздыбаев, В.Ф. Сафин, А.Г. Спиркин и другие ученые определяют ответственность как интегральную, системную особенность личности. В ее структуре отмечаются свобода действий, чувство долга, социальный характер поступков и мер воздействия на личность со стороны общества. В качестве структурных составляющих социальной ответственности А.И. Крупнов и О.В. Мухлынина предложили выделять динамический, продуктивнорезультативный, когнитивный и мотивационный компоненты. По мнению М.В. Ковалевской, сформированность социальной ответственности предполагает воспитанность таких качеств, как дисциплинированность, самостоятельность, самообладание, социоцентричность, добросовестность, эмпатия к окружающим, способность прогнозировать последствия своей деятельности и т.д. Данный автор исследовала социально-ответственное поведение в условиях семьи (в семейно-бытовой сфере, взаимоотношениях с членами семьи, традициях), группы сверстников (в межличностных отношениях, установленных нормах, собственных ценностях), общественных и воспитательных организаций (в исполнении обязательств просоциального характера)....
В силу ряда психофизиологических причин именно подростки оказываются наиболее уязвимыми и незащищенными перед огромным количеством разного рода проблем. Неразрешенность этих проблем приводит к проявлениям социальной дезадаптации, которая, в свою очередь, является основой разнообразных девиаций.
Целенаправленное воздействие, стимулирующее общественно значимую активность отдельных личностей и организованных молодежных структур, позволяет формировать личность, ищущую собственный путь в быстроменяющемся мире, отстаивающую свои интересы, поддерживающую общечеловеческие ценности созидания и социального творчества; дает возможность подготовить подростков к умению самостоятельно принимать решения, делать осознанный выбор, быть готовыми и способными творить на благо общества, переориентировать их мотивацию с эго на просоциальный мотив, ведущий к просоциальному поведению. В современном обществе социальное становление подростка проходит в сложных социально-экономических условиях недостаточной социальной и нравственной эффективности школьного образования и воспитания, ограниченности позитивных сред жизнедеятельности подростка, позволяющих ему ощутить себя полезным, самореализоваться в социальной и личностно значимой деятельности. Вызывает обеспокоенность низкая эффективность социализации подростков, причиной которой являются: кризис морально-нравственных устоев общества, рост криминогенности и ограничение участия родителей в жизни детей. В настоящее время зачастую подростки-школьники оказываются слабо вовлеченными в реальную повседневную жизнь общества, а иногда и просто оторванными от реальных проблем социальной практики, а социальные институты, прежде всего, школа, семья, СМИ, не всегда способствуют формированию у подростков четких жизненных ориентиров, готовности к использованию своих гражданских прав, выполнению общественных обязанностей. У подростков слабо формируются умения быть ответственным, принимать самостоятельные решения, отстаивать социальные и нравственные убеждения, обладать высокой психологической лабильностью, стремиться к духовному обогащению личности.
Социальную ответственность необходимо формировать в период активного социального взросления подростков, и особая роль в этом процессе отводится общеобразовательному учреждению, которое призвано создавать атмосферу динамичной интенсивной социальной жизни, организовывать ценностные межличностные отношения, стимулировать эмоциональные переживания школьных событий, т.е. организовывать насыщенную и социально значимую жизнедеятельность, которая способна формировать такие социально значимые качества, как инициативность, активность, ответственность.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ теоретических подходов к исследованию феномена «социальная ответственность» позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время данное понятие не имеет точного определения и обсуждается учеными (А.В. Беловым, Г.М. Заболотной, С.В. Карпухиным, М.В. Ковалевской, И.Д. Кочетовой, Г.В. Лаказовой, О.Е. Пазиной, И.М. Парамоновой, В.Г. Сахаровым, Л.И. Султановой и др.). Многими исследователями понятие «ответственность» рассматривалось с позиций этики (М.М. Бахтин, А.Я. Данилюк, В.В. Знаков, А.С. Капто, В.А. Малахов, Е.М. Пеньков, Г.Л. Тульчинский, X. Хекхаузен, К. Хелкама и др.). Л.А. Косолапова, Б.Ф. Ломов, К.К. Муздыбаев, В.Ф. Сафин, А.Г. Спиркин и другие ученые определяют ответственность как интегральную, системную особенность личности. В ее структуре отмечаются свобода действий, чувство долга, социальный характер поступков и мер воздействия на личность со стороны общества. В качестве структурных составляющих социальной ответственности А.И. Крупнов и О.В. Мухлынина предложили выделять динамический, продуктивнорезультативный, когнитивный и мотивационный компоненты. По мнению М.В. Ковалевской, сформированность социальной ответственности предполагает воспитанность таких качеств, как дисциплинированность, самостоятельность, самообладание, социоцентричность, добросовестность, эмпатия к окружающим, способность прогнозировать последствия своей деятельности и т.д. Данный автор исследовала социально-ответственное поведение в условиях семьи (в семейно-бытовой сфере, взаимоотношениях с членами семьи, традициях), группы сверстников (в межличностных отношениях, установленных нормах, собственных ценностях), общественных и воспитательных организаций (в исполнении обязательств просоциального характера)....
В подростковом возрасте складывается целостное, начинается выработка своего личностного стиля и собственного социального образа, котором начинает проявляться социальная ответственность.
Социальная ответственность - это сложное интегральное качество личности, выражающееся в глубокой взаимосвязи объективной необходимости выполнения общественных норм, внутренней готовности нести ответственность за себя и за других и активной реализации этой готовности в любых жизненных ситуациях.
Объектом исследования являлись дезадаптированные подростки. Учеными выделены уровни дезадаптации подростков: патогенная, психолого-социальная, социальная. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права. Особенности подросткового возраста, влияющие на формирование социальной дезадаптации следующие: включение в уличную субкультуру, сопротивление воспитательному воздействию со основных социальных институтов, затрудненный процесс формирования самосознания, а, зачастую, нарушенный процесс, в межличностных и межгрупповых взаимоотношениях и т.д. Вследствие этого, формирование социальной ответственности представляется как социально-психолого-педагогическая деятельность, направленная на включенность социальной ответственности в иерархию личностных ценностей подростков, обеспечивающую знания о сущности социальной ответственности, опыт социально ответственного поведения и его эмоциональное переживание.
В результате проведенного автором выпускной квалификационной работы эмпирического исследования, сделаны определенные выводы.
Уровень активности в школе у опрошенных нами несовершеннолетних достаточно низкий. Отношения в семье можно назвать конфликтными, подростки часто чувствуют себя лишними. Планы на будущее опрошенные подростки, как правило, на строят, «плывут по течению», о профессии не задумываются процесс дезадаптации может проявляться во всех формах жизни подростков - в познавательной (интеллектуальной), личностной, ценностной, коммуникативной.
Школьная дезадаптация, по мнению специалистов школы проявляется в нарушении эмоционально-личностного отношения к обучению, неуспешностью в обучении, повторяющиеся некорригируемые нарушения поведения. Таким образом, чаще всего школьная дезадаптация связана с непониманием жизненной перспективы, пассивно-безучастное или демонстративно-пренебрежительное отношение к обучению. При этом в семье чаще всего присутствует либо отстраненная любовь к детям (большая дистанция с ребенком), либо симпатия и уважение.
Дезадаптация, по мнению, специалистов, преимущественно носит социальный характер (то есть в основе ее лежит дисфункциональность таких социальных институтов, как семья и образование), и влечет за собой неадекватную социализацию. Респонденты отдельно выделили критерии школьной дезадаптации: неуспеваемость (неуспешность) в обучении, не «вытягивание» основной школьной программы, в соответствии с их возрастом; нарушенное эмоционального отношения к учебе; активное противопоставление себя остальным, демонстративное неприятие правил поведения.
Респонденты определили условия, при которых возможно формирование социальной ответственности несовершеннолетних подросткового возраста: расширение опыта эмоциональных переживаний; формирование ценностных установок; формирование привычки придерживаться социальных норм; ответственность не только за свои поступки, но других людей особенно (близких); формирование навыков и готовности к сциально-отвественному поведению; раскрытие внутренних свойства личности; способность к постановке целей, планированию жизни на стратегическую перспективу; развитие партнерских отношений (коллективизма) со сверстниками и взрослыми (особенно родителями и учителями); развитие эмоциональной сферы дезадаптированного подростка.
При этом механизмы формирования социальной ответственности, по мнению, специалистов, участвующих в нашем опросе следующие: посредством формирования заинтересованности в образовательной деятельности, посредством формирования патриотической деятельности, посредством формирования трудовой деятельности, посредством формирования ценности здорового образа жизни, посредством формирования волонтерской и благотворительной деятельности посредством формирования творческой деятельности и посредством формирования экологической деятельности. Особого внимания, по мнению специалистов, заслуживают такие механизмы как заинтересованность в обучении, формирование ЗОЖ и трудовая деятельность. Что касается экологической деятельности, то специалисты отметили такую форму как туристические походы, которые развивают коммуникативную и эмоциональную сферу несовершеннолетних...
Социальная ответственность - это сложное интегральное качество личности, выражающееся в глубокой взаимосвязи объективной необходимости выполнения общественных норм, внутренней готовности нести ответственность за себя и за других и активной реализации этой готовности в любых жизненных ситуациях.
Объектом исследования являлись дезадаптированные подростки. Учеными выделены уровни дезадаптации подростков: патогенная, психолого-социальная, социальная. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права. Особенности подросткового возраста, влияющие на формирование социальной дезадаптации следующие: включение в уличную субкультуру, сопротивление воспитательному воздействию со основных социальных институтов, затрудненный процесс формирования самосознания, а, зачастую, нарушенный процесс, в межличностных и межгрупповых взаимоотношениях и т.д. Вследствие этого, формирование социальной ответственности представляется как социально-психолого-педагогическая деятельность, направленная на включенность социальной ответственности в иерархию личностных ценностей подростков, обеспечивающую знания о сущности социальной ответственности, опыт социально ответственного поведения и его эмоциональное переживание.
В результате проведенного автором выпускной квалификационной работы эмпирического исследования, сделаны определенные выводы.
Уровень активности в школе у опрошенных нами несовершеннолетних достаточно низкий. Отношения в семье можно назвать конфликтными, подростки часто чувствуют себя лишними. Планы на будущее опрошенные подростки, как правило, на строят, «плывут по течению», о профессии не задумываются процесс дезадаптации может проявляться во всех формах жизни подростков - в познавательной (интеллектуальной), личностной, ценностной, коммуникативной.
Школьная дезадаптация, по мнению специалистов школы проявляется в нарушении эмоционально-личностного отношения к обучению, неуспешностью в обучении, повторяющиеся некорригируемые нарушения поведения. Таким образом, чаще всего школьная дезадаптация связана с непониманием жизненной перспективы, пассивно-безучастное или демонстративно-пренебрежительное отношение к обучению. При этом в семье чаще всего присутствует либо отстраненная любовь к детям (большая дистанция с ребенком), либо симпатия и уважение.
Дезадаптация, по мнению, специалистов, преимущественно носит социальный характер (то есть в основе ее лежит дисфункциональность таких социальных институтов, как семья и образование), и влечет за собой неадекватную социализацию. Респонденты отдельно выделили критерии школьной дезадаптации: неуспеваемость (неуспешность) в обучении, не «вытягивание» основной школьной программы, в соответствии с их возрастом; нарушенное эмоционального отношения к учебе; активное противопоставление себя остальным, демонстративное неприятие правил поведения.
Респонденты определили условия, при которых возможно формирование социальной ответственности несовершеннолетних подросткового возраста: расширение опыта эмоциональных переживаний; формирование ценностных установок; формирование привычки придерживаться социальных норм; ответственность не только за свои поступки, но других людей особенно (близких); формирование навыков и готовности к сциально-отвественному поведению; раскрытие внутренних свойства личности; способность к постановке целей, планированию жизни на стратегическую перспективу; развитие партнерских отношений (коллективизма) со сверстниками и взрослыми (особенно родителями и учителями); развитие эмоциональной сферы дезадаптированного подростка.
При этом механизмы формирования социальной ответственности, по мнению, специалистов, участвующих в нашем опросе следующие: посредством формирования заинтересованности в образовательной деятельности, посредством формирования патриотической деятельности, посредством формирования трудовой деятельности, посредством формирования ценности здорового образа жизни, посредством формирования волонтерской и благотворительной деятельности посредством формирования творческой деятельности и посредством формирования экологической деятельности. Особого внимания, по мнению специалистов, заслуживают такие механизмы как заинтересованность в обучении, формирование ЗОЖ и трудовая деятельность. Что касается экологической деятельности, то специалисты отметили такую форму как туристические походы, которые развивают коммуникативную и эмоциональную сферу несовершеннолетних...
Подобные работы
- Социально-педагогическое сопровождение детей девиантного поведения в образовательной организации (Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска, Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-РЕАДАПТАЦИОННОГО КОЛЛЕКТИВА ЭКСТЕРНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В КОЛЛЕКТИВЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - Конструирование системы психоэмоциональной поддержки и развития подростков-воспитанников приютов временного содержания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - Влияние семьи и акцентуации на девиантное поведение подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - ПРЕВЕНТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017





