Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИЧИНЫ И СИМПТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ НА ДОМУ И СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Работа №188320

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы128
Год сдачи2018
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
1. Синдром профессионального выгорания как фактор риска 10
1.1 Понятие синдрома профессионального выгорания в сфере социального
обслуживания 10
1.2 Причины и условия возникновения синдрома профессионального выгорания 20
1.3 Последствия возникновения синдрома профессионального выгорания 33
2. Социальное обслуживание как сфера деятельности, подверженная риску
профессионального выгорания 61
3. Возможности профилактики синдрома профессионального выгорания у специалистов
сферы социального обслуживания 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 110
ПРИЛОЖЕНИЕ А 113
ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Актуальность работы обусловлена тем, что физическое и эмоциональное состояние работника крайне важно для любой трудовой деятельности типа «человек-человек». Психическое состояние самого специалиста сферы социального обслуживания является одним из важнейших условий его труда, способное оказывать значительное влияние на клиента.
Выгорание - это некое отрицательное явление, часто возникающее у людей, чья профессия связана работой с людьми.
Согласно исследованию, проведенному службой исследований «Зарплата.ру» в 2016 году среди 527 жителей г. Томска, около (70%) томичей испытывают профессиональное выгорание.
Для 35% опрошенных томичей говорят, что ощущение усталости и равнодушия к работе стало постоянным, еще (34%) испытывают скуку время от времени, и лишь (31%) томичей большую часть времени активно вовлечены в работу. Среди руководителей эта доля выше (44%).
Для (57%) респондентов профессиональное выгорание характеризуется апатией и усталостью, (51%) выражает его в нежелании идти по утрам на работу, (47%) считает, что выгорание — это «день сурка», (36%) просто не хотят работать. При этом у трети опрошенных респондентов исчезает желание общаться с коллегами. Еще (32%) томичей полагают, что усталость на работе влияет на личную жизнь, в том числе не остается сил активно проводить выходные и вечера.
По мнению томичей, на профессиональное выгорание влияют отсутствие перспектив карьерного роста (63%), однообразные задачи (53%), отметили недовольство начальством (47%), плохие отношения с коллегами (39%), отсутствие отпуска более года (32%).
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что проблема профессионального выгорания работников различных сфер актуальна. У (70%) опрошенных работников обнаружен синдром выгорания. Все это свидетельствует о необходимости более тщательного изучения данной проблемы.
Исследование, поведенное автором в 2017 году среди 80 специалистов сферы социального обслуживания, осуществляющих профессиональную деятельность в таких организациях как: КЦСОН (Комплексный центр социального обслуживания населения), ЦСПСиД (Центр социальной помощи семье и детям) «ОГОНЕК», ПДН (Подразделение по делам несовершеннолетних), органы опеки и попечительства, выявлено, что около (80%) респондентов так или иначе, чувствовали симптомы выгорания; (30%) респондентов отметили, что у них были головные боли, (17%) указали, что у них снизилась мотивация к работе/чувство усталости и раздражительности на протяжении долгого времени, (17%) отметили, что у них наблюдалось безразличие к работе/ головные боли от напряжения на работе, (20%) указали, что у них никогда не было профессионального выгорания. Кроме того, среди опрошенных отметили у себя чувство профессиональной несостоятельности (8%), также следует обратить внимание на выявленное безразличие к собственным обязанностям/сниженная мотивация к работе у (8%) респондентов.
Такие показатели обусловлены множественностью факторов. По мнению респондентов, на возникновение выгорания влияет высокая эмоциональная нагрузка (5%), низкая заработная плата (47%), большой объем работы (15%), неадекватность обслуживаемых клиентов (2%), частая усталость (10%), физическое и психологическое давление (2%), отсутствие поддержки психологов, отсутствие мотивации, понимание, что способен на большее (2%), кроме того (1%) опрошенных отметили, что не видят эффективности от своей работы при максимуме усилий, однородность выполняемых функций на рабочем месте указал (1%), слишком ответственное отношение к своим обязанностям (8%), различные заболевания у работника (5%), а приложенные усилия не соответствуют результатам работы, по мнению (2%) опрошенных респондентов.
Исходя из полученных данных, можно предположить, что проблема профессионального выгорания работников сферы социального обслуживания, как никогда актуальна. В связи с тем, что у большинства специалистов возникали симптомы профессионального выгорания, и данная тема требует углубленного изучения, необходимо провести специальное исследование причин, симптомов, профессионального выгорания у специалистов сферы социального обслуживания, а также выработать модель профилактики изучаемого явления.
Степень научной изученности: Бодров Вячеслав Алексеевич 1931 года рождения - психофизиолог, психолог, врач, специалист в области психофизиологии, психологии труда.
Основные направления научно-исследовательской работы связаны с психофизиологическим анализом трудовой деятельности специалистов, их профессиональным психологическим отбором, обучением и тренировкой.
Психофизиологическое изучение функциональных состояний работников, разработкой методов их диагностики и управления. В своей работе «Психология профессиональной деятельности» описал понятие синдрома профессионального выгорания и выделил основные классификации преодоления и предупреждения выгорания.
Можно выделить известного академика международной Балтийской педагогической академии, доктора психологических наук Владимир Васильевич Бойко, который написал известную работу «Энергия эмоций в обществе: взгляд на себя и других». В ней описаны методики диагностирования уровня профессионального выгорания. С помощью этой методики В.В. Бойко исследовал социальных работников на наличие развития данного синдрома.
Также изучением профессионального выгорания занимается Наталия Евгеньевна Водопьянова, которая написала известную работу, посвященную синдрому выгорания профессий «человек-человек», под названием «Синдром выгорания: диагностика и профилактика», в которой также выделила различные понятия профессиональное выгорание, и разрабатывала систему профилактики подверженных синдрому профессионального выгорания.
Прохоров Александр Октябринович, занимался изучением выгорания работников социальных служб. Он является доктором психологических наук, профессор, зав.кафедры общей психологии Казанского государственного педагогического университета. Его известная монография «Смысловые регуляции психических состояний», в которой он описывает симптомы возникновения выгорания, а также состояние человека, который подвержен профессиональному выгоранию. В работе описаны меры выявления выгорания.
Холостова Евдокия Ивановна - крупнейший российский учёный в области социальной политики и социальной работы, доктор исторических и философских наук, профессор. Академик Российской Академии Естественных наук. Президент Общественной академии проблем социальной работы. Написала фундаментальную работу под названием «Теория и практика социальной работы», где она затронула тему профессионального выгорания у социальных работников.
Ананьев Борис Герасимович - советский психолог, который написал работу «Избранные психологические труды», где описал возможности профилактики профессионального выгорания работников, профессий «человек-человек».
Из этого можно сделать вывод, что множество ученых занимается изучением синдрома профессионального выгорания, у каждого из них свой подход к изучению данной проблемы, ими по-разному определяется понятие синдрома, выделятся разнообразные способы профилактики и последствия данного синдрома. То есть, нет единого подхода к изучению этой проблемы, соответственно, она сохраняется.
Поэтому необходимо более тщательное изучение синдрома профессионального выгорания, чтобы выработать единую стратегию помощи работникам, подвергшимся выгоранию, а также разработать план по профилактике профессионального выгорания у специалистов сферы социального обслуживания.
Цель исследования: провести сравнительный анализ исследования генезиса и признаков синдрома профессионального выгорания у специалистов сферы социального обслуживания и социальных работников, осуществляющих обслуживание на дому.
Задачи:
1) рассмотреть понятия синдрома профессионального выгорания;
2) выяснить причины и условия возникновения профессионального выгорания;
3) определить последствия возникновения профессионального выгорания;
4) установить, почему специалисты сферы социального обслуживания и социальные работники на дому подвержены риску профессионального выгорания;
5) исследовать возможности профилактики синдрома профессионального выгорания у специалистов сферы социального обслуживания и социальных работников на дому;
6) сравнить причины и симптомы синдрома профессионального выгорания у специалистов сферы социального обслуживания и социальных работников на дому.
Социальная проблема: каковы особенности причин и последствий синдрома профессионального выгорания у специалистов сферы социального обслуживания?
Объект работы: специалисты сферы социального обслуживания и социальные работники на дому.
Предмет работы: факторы, влияющие на развитие синдрома профессионального выгорания.
Структура работы: структурно представленная работа состоит из введения, содержащего обоснование актуальности, степень научной изученности темы, цель, задачи работы, социальную проблему, объект, предмет, методологию исследования, три главы, заключение и список использованных источников и литературы, а также приложение с результатами исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования автору удалось достичь цели, поставленной перед его началом. Был проведен комплексный сравнительный анализ исследования генезиса и признаков синдрома профессионального выгорания у специалистов сферы социального обслуживания и социальных работников на дому.
Кроме того, все задачи, сформулированные во введении, также были выполнены. Выяснены причины и условия возникновения профессионального выгорания; определены последствия возникновения профессионального выгорания; установлено, почему специалисты сферы социального обслуживания и социальные работники на дому подвержены риску профессионального выгорания; исследованы возможности профилактики синдрома профессионального выгорания у специалистов сферы социального обслуживания и социальных работников на дому, также сравнивались причины и симптомы синдрома профессионального выгорания у специалистов сферы социального обслуживания и социальных работников на дому.
В результате исследования автору удалось сделать ряд важнейших выводов.
Во-первых, с научной точки зрения синдром профессионального выгорания представляет собой процесс постепенного утрачивания эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
Во-вторых, респонденты также считают, что профессиональное выгорание - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного, физического утомления, личностной ответственности и снижения удовлетворения исполнением работы.
Данный термин более подробно описывает проявления и симптомы профессионального выгорания, такие результаты исследования могут быть связаны с тем, что респондентам хорошо знакомо выгорание, и значит, что они сами сталкивались с данной проблемой и ощущали симптомы его проявления.
В-третьих, исследователи считают, что причинами выгорания становятся:
1. Излишняя коммуникация с людьми.
2. Плохие отношения с коллегами по работе, с начальством.
3. Накладывание на работника большого количества работы.
4. Внутренние особенности специалиста.
Исходя из результатов анкетирования, причиной выгорания среди социальных работников на дому становится чрезмерная нагрузка на работе, большой объем работы, налагаемые задачи и функции на работника, маленькая заработная плата, и чрезмерная коммуникация с клиентами.
Специалисты сферы социального обслуживания, как и социальные работники на дому считают, что причиной выгорания становится низкая заработная плата и большой объем налагаемых функций на работника. Также специалисты сферы социального обслуживания считают, что причиной выгорания может быть и низкая мотивация самого работника, и неудовлетворённость результатами своей деятельности, непродолжительность отпуска у специалистов, недостаточность времени на отдых, безразличие к работе.
При этом, исходя из результатов исследования, для офисных работников не хватает участия в своей деятельности руководителей организации, у работников низкая мотивация, безразличие к своей деятельности, так как у них недостаточная продолжительность отпуска, также мало времени уходит на отдых, на них наваливается большой объем работы при низкой заработной плате, из-за этого они могут подвергаться выгоранию. Поэтому здесь очень важно руководителям организации нужно следить за своими работниками, более внимательно относиться к их потребностям, прислушиваться к их мнению, хвалить своих подчиненных, чтобы минимизировать последствия выгорания.
Далее исследователи считают, что выгорание чревато своими последствиями.
К таким последствиям относится: снижение трудоспособности, ухудшение показателей работы, снижение адаптационных возможностей организма, деформация личности, переживание одиночества, депрессии, хроническая усталость. Также физиологические проблемы (сердечно-сосудистые заболевания, язвенная болезнь желудка, гипертония, болезни органов дыхания)
Также в ходе анкетирования выяснилось, что социальные работники и специалисты сферы социального обслуживания, принимавшие участие в исследовании считают, что профессиональное выгорание, в большей степени, характеризуется следующими проявлениями: безразличие к работе, ухудшение состояния здоровья человека,
хроническая усталость, нарушение сна, вялое и апатичное состояние, раздражительность по отношению к коллегам и клиентам.
В начале исследования ставилась гипотеза, что признаками выгорания являются физические проявления, включающие в себя хроническую усталость, слабость, нарушение сна, аллергические реакции, резкая потеря веса и так далее. Эти признаки в начале, могут быть незначительными, но они усиливаются со временем, и могут привести к серьезным заболеваниям; эмоциональные проявления, проявляющиеся в беспокойстве, сниженном фоне настроения, вялости и апатии, повышенной утомляемости, повышенная возбудимость, появление чувства беспомощности, агрессивность, постоянная раздражительность и нервозность по незначительным поводам. Гипотеза подтвердилась, действительно, выгоранию присущи данные признаки, по мнению респондентов. Можно сказать, что работники на своем опыте или на опыте своих знакомых сталкивались с профессиональным выгоранием.
В ходе исследования выяснилось, что (36%) специалистов сферы социального обслуживания не испытывали профессиональное выгорание на личном опыте, судя по ответам респондентов у них не было профессионального выгорания.
По мнению исследователя В.Е. Орел синдром «выгорания» превратился в «болезнь» работников профессий, предъявляющих высокие требования к психологической устойчивости в ситуация делового общения с клиентом, также мнение М.В. Фирсова, он считает, что профессиональная деятельность специалиста, сферы социального обслуживания, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. В начале исследования ставилась гипотеза о том, что сфера социального обслуживания подвержена выгоранию, исходя из полученных данных, можно сказать, что гипотеза подтвердилась, но процент профессионального выгорания среди специалистов сферы социального обслуживания гораздо ниже, чем у социальных работников на дому.
Далее специалисты сферы социального обслуживания отмечали у себя снижение мотивация к работе, чувство усталости и раздражительности на протяжении долгого времени, около (64%) респондентов отмечали у себя данные симптомы.
Среди социальных работников на дому ответы распределились следующим образом, а именно всего (21,82%) отметили, что у них не было профессионального выгорания, и около (79%) отметили у себя наличие признаков выгорания. Такие признаки, как безразличие к работе, к собственным обязанностям, постоянные головные боли и бессонница от напряжения на работе, усталость, раздражительность, снижение мотивации к работе.
Социальные работники на дому специализируется на работе с пожилыми людьми, здесь подтверждается гипотеза о том, что работники подвержены выгоранию, именно из- за специфики своей деятельности, так как они напрямую взаимодействуют с клиентами. Также данный вид деятельности может быть связан с монотонностью выполняемой работы, затратой высоких личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки со стороны клиентов и администрации социальной службы.
Данная работа, по нашему мнению, низкооплачиваема, а это также является фактором возникновения профессионального выгорания.
Можно сказать, что проблема проявления симптомов выгорания весьма актуальна для специалистов сферы социального обслуживания, это происходит из-за того, что очень большая рабочая ответственность налагается на работника, поэтому многие не выдерживают данной нагрузки и тогда проявляются симптомы профессионального выгорания.
В ходе анкетирования была найдена зависимость между стажем социальных работников на дому и специалистов сферы социального обслуживания с тем, были ли они подвержены выгоранию.
Исходя из ответов специалистов сферы социального обслуживания, можно сказать, что выгоранию подвержены респонденты во всех группах со стажем работы «от 1 до 5 лет», также «от 5 до 10 лет», «от 10 до 20 лет», также «от 20 лет и выше». В группе со стажем до 1 года подвержены выгоранию лишь один респондент, такое мнение может быть связано с тем, что работник еще не успел углубиться в суть работы, понять ее смысл, специалист практически не успевает выгореть за столь короткий промежуток времени, но если работник выгорел до 1 года работы, то это может говорить о непривлекательности работы, и может быть работа «не по душе» специалисту.
Можно сделать вывод, о том, что выгореть можно с маленьким и большим стаже работы, но исходя из графика видно, что тенденция выгорания все же больше в стажах «от 1 до 5 лет», и «от 5 до 10». Данные результаты говорят о том, что нужно заниматься профилактикой выгорания, начиная с самого начала работы, нужно мотивировать специалистов на работу, создавать им комфортную обстановку на рабочем месте. Сама сфера социального обслуживания предполагает предельно высокую ответственность в выполнении своих задач, большое количество клиентов и общение с ними, поэтому многие не готовы к такому темпу работы, тем более молодые специалисты, которые в социальной сфере не так давно.
Результаты среди социальных работников на дому. Выгоревших появляется в стажах «от 10 до 20» это связано с тем, что работа социального работника на дому монотонна, и как отмечает автор Н.Е. Водопьянова, что специалисты сферы социального обслуживания, и непосредственно социальные работники на дому, работают с клиентами лицом к лицу и решают их различные проблемы, при этом они могут испытывать состояние физического, эмоционального и интеллектуального истощения вследствие рабочих перегрузок и стрессов.
Данные исследования говорят о большой проблеме, то, что в учреждениях нет системы защиты от выгорания, она описана лишь в теории, на практике отсутствуют примеры правильно организованной работы по защите и профилактике профессионального выгорания.
Также выяснилось, что в большей степени профессиональному выгоранию, по мнению социальных работников на дому, подвержены специалисты, чей стаж работы варьируется «от 1 до 5 лет» (32,20%) и «от 5 до 10 лет» (32,20%) ответили на данный вариант ответа.
По мнению специалистов сферы социального обслуживания, выгоранию подвержены специалисты, чей стаж работы варьируется «От 1 до 5 лет» (29.41%) и «От 5 до 10 лет» (33,85%) ответили на данный вариант ответа.
В начале исследования гипотеза была в том, что профессиональному выгоранию подвержены работники, у которых стаж работы достигает 20 лет и свыше, но, полагаясь на опыт специалистов, можно считать, что профессиональное выгорание наступает намного раньше, и может быть в любом стаже работы.
Выяснилось, что выгоранию среди социальных работников на дому подвержены все респонденты. В основном возраст социальных работников на дому составляет с 30 до 65 лет. В каждой возрастной группе, особенно в возрасте 29-33, 44-48, и 59-63, выгорание составляет (100%), что может говорить о том, что зависимости между возрастом и наличием выгорания нет. Так как видно, что выгорание может возникнуть и в молодом возрасте, так и в старшем возрасте. Среди социальных работников на дому достаточно большой процент выгоревших, что может быть связано со спецификой их деятельности, так как они напрямую взаимодействуют с клиентом, решая множество проблем пожилых людей.
По нашему мнению, сама категория «пожилые люди», является очень сложной, так как у пожилых особые потребности, они могут быть капризны, недовольны, поэтому работа с ними требует особой подготовки, и терпения. Не каждый готов к такой работе, отсюда и такой большой процент выгоревших работников. Как отмечали социальные работники на дому, что причиной выгорания становится либо маленькая З/П, либо работа с пожилыми людьми, что опять говорит о том, что многим данная работа «не по душе», что она требует особого подхода, а именно решение различных жизненных проблем пожилых людей, постоянный контакт с ними.
Исходя из результатов исследования специалистов сферы социального обслуживания, можно увидеть, что в каждом стаже большой процент выгоревших работников, особенно в возрасте 54-58 выгорание составляет (100%), также в возрасте 29- 33 (75%), в возрасте 24-28 (69%) выгоревших работников, что говорит о том, что взаимосвязи между возрастом и наличием выгорания нет, так как выгорание может быть в любой возрастной категории, как видно по графику.
Появление симптомов выгорания сопровождается различными причинами: непривлекательностью работы, монотонностью, излишнее взаимодействие с клиентами, решение их различных проблем, поэтому важно понимать, что появление признаков и последствий выгорания можно избежать с помощью профилактики выгорания.
Далее исследователями был сделан вывод о том, что сфера социального обслуживания относится к той группе профессиональной деятельности, которая обладает повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения. Это связано с тем, что специалист попадает в стрессовые ситуации, в процессе взаимодействия с клиентом, так как работник должен проникать в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность специалиста и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье специалиста.
Высокая степень выгорания среди специалистов сферы социального обслуживания и социальных работников на дому может быть связано со спецификой работы, так, как и те и другие, работают непосредственно с людьми, решая их жизненные и бытовые проблемы.
Анкетирование выявило, что больше всего профессиональному выгоранию, по мнению социальных работников на дому, подвержены специалисты, работающие с пожилыми людьми, и организации по работе с инвалидами. Такой большой процент выбора варианта ответа «Учреждения по работе с пожилыми людьми» обусловлен тем, что сами социальные работники на дому работают с пожилыми людьми. Именно поэтому они считают, что больше всего выгоранию подвержены специалисты, работающие с пожилыми людьми.
Специалисты сферы социального обслуживания считают, что профессиональному выгоранию подвержены организации по работе с семьей и детьми, работающие с пожилыми людьми, организации по работе с инвалидами. Такой результат может быть связан с тем, что очень сложно взаимодействовать напрямую с клиентами, и оказывать им различную помощь, так как клиентов очень много и к каждому нужен особый подход, что в работе с пожилыми, с семьей и детьми, и в работе с инвалидами.
Такой результат может быть связан с тем, что очень сложно взаимодействовать напрямую с клиентами, и оказывать им различную помощь, так как клиентов очень много и к каждому нужен особый подход, что в работе с пожилыми, что в работе с детьми
инвалидами. Меньше всего, по мнению респондентов, выгоранию подвержены руководители, люди, работающие с цифрами и бумагами.
Также фактор, влияющий на такие результаты, является то, что таким специалистам платят маленькую заработную плату, а это является одной из причин появления синдрома профессионального выгорания.
В ходе исследования, выяснилось, что социальные работники на дому и специалисты сферы социального обслуживания выполняют в течение дня множество задач, был сделан вывод, что порой работники сами не знают, что входит в их профессиональные задачи, потому что рабочих функций много, это подтверждают следующие варианты ответа «Разные», «1001», «Все» и т.д.
Также исследователи дают рекомендации по профилактике профессионального выгорания. М.В. Барабанов пишет, что в настоящее время проводится очень много консультаций, семинаров и тренингов по профилактике профессионального выгорания. Тренинги рассчитаны как на специалистов, так и на всех, кому в связи с профессиональной деятельностью может грозить выгорание. На этих тренингах учат не только определять свое настоящее состояние, но и подбирать те психологические приемы, которыми можно пользоваться самостоятельно. А заодно, и научиться помогать коллегам по работе, друзьям и близким.
Отличным способом профилактики выгорания является вознаграждение специалиста. И.Ю. Митева выделяет следующие вознаграждения для специалистов:
Материальное вознаграждение: является одним из самых основных способов стимулирования работников. Если специалист выполняет свои рабочие функции, нацелен на достижение целей, то в конце работы он ожидает материального вознаграждения, либо похвалы от руководителя. Высокое материальное вознаграждение в организации и похвала со стороны начальства стимулируют работника к выполнению других рабочих задач, соответственно, это повышает производительность предприятия, и понижать риск возникновения выгорания у работников.
Действительно, самым эффективным стимулом становится материальное вознаграждение, так как работник всегда ожидает за выполненную им работу, какого-либо вознаграждения, и чаще всего это деньги, прибавка, что подталкивает специалиста работать более эффективно.
Также дополнительно здесь очень важно, чтобы работника ценили и уважали. Каждому человеку нужно ощущение собственной значимости, нужности и важности. Поэтому руководителю необходимо в организации создавать благоприятный климат на рабочем месте и среди сотрудников.
Далее важным стимулом для работника является похвала со стороны руководства, так как кроме уважительного отношения, работник еще чувствует оценку своего труда в организации. Как правило, после подобной похвалы работник начинает трудиться еще более успешно и продуктивно.
Аутогенная тренировка была разработана немецким психиатром И. Шульцем в 1932 году. Слово «аутогенная» состоит из двух греческих слов: «ауто» - сам и «генос» - рождающийся, самосоздающийся. Освоив аутогенную тренировку, человек становится значительно спокойней, улучшающего общее самочувствие и сон, изменяется отношение к конфликтным ситуациям. Умение расслабиться в нужный момент на рабочем месте, сможет помочь человеку справиться с перезагрузками на работе, соответственно, избежать переутомления, и первых симптомов выгорания.
В аутогенной тренировке И. Шульц выделил две ступени: низшую и высшую. Низшая ступень - владение методами регуляции мышечного тонуса, достижения релаксации путем представления состояния тяжести и тепла; высшая - обучение умению концентрировать внимание на определенных объектах и состояниях.
Анкетирование выявило следующие результаты. В ходе исследования из 120 респондентов, лишь 10 специалистов ответили, что не нужно заниматься профилактикой выгорания. Данное мнение может быть связано с тем, что работники не считают выгорание серьезным заболеванием, которое нужно в срочном порядке лечить или же заниматься его профилактикой, также может значить, что выгорание не является трудноизлечимой проблемой, даже если оно возникнет, то будет легко излечимой.
Большинство респондентов считают, что нужно заниматься профилактикой выгорания, это связано с тем, что данный синдром является вполне серьёзной проблемой, которую нужно решать, ведь не зря многие авторы называют выгорание болезнью, или же синдромом, и предлагают множество способов лечения или профилактики данной проблемы. Исходя из данных результатов исследования, следует внимательно отнестись к вопросу о профилактике выгорания.
По мнению респондентов, профилактикой выгорания должен заниматься как руководитель, так и сам работник. Потому что очень важно самому работнику не допускать выгорания, следить за своим физическим и психологическим здоровьем, также руководитель, должен создать комфорт на рабочем месте, создать нормальную обстановку среди рабочего коллектива, если же работник уже подвергся выгоранию, то предпринять меры по восстановлению специалиста. Часть специалистов сферы социального обслуживания считают, что руководитель должен заниматься профилактикой выгоранию у свои подчиненных следующим образом: стимулировать работника вознаграждениями за проделанную работу, создавать комфортную обстановку на работе, регулировать продолжительность рабочего дня и объем работы, также организовывать различные тренинги для профилактики выгорания, хвалить сотрудников за их заслуги.
Также часть работников считает, что профилактикой выгорания должен заниматься сам работник, а именно: обратиться за консультацией психолога, нужно более позитивно смотреть на свою работу, оценивать ее как привлекательную и стабильную, уметь расслабляться, после выполнения тяжелых задач на рабочем месте, обдуманно распределять свои нагрузки, чтобы не допустить симптомов выгорания, соблюдать здоровое питание, бурно не реагировать на мелкие конфликты.
В результате исследования, часть социальных работников на дому считают, что профилактикой выгорания должен заниматься руководитель, а именно: стимулировать работника вознаграждениями за проделанную работу, создавать комфортную обстановку на работе, регулировать продолжительность рабочего дня и объем работы, и организовывать тренинги.
По сравнению со специалистами сферы социального обслуживания, всего 23 из 55 социальных работников на дому считают, что профилактикой выгорания должен заниматься руководитель, а среди специалистов сферы социального обслуживания 32 из 65, считают, что профилактикой должен заниматься руководитель. Также, как и специалисты социального обслуживания, социальные работники на дому, считают, что руководитель должен стимулировать работника вознаграждениями за проделанную работу, создавать комфортную обстановку на рабочем месте, регулировать продолжительность рабочего дня и объем работы, организовывать различные тренинги, хвалить сотрудников, подчеркивая их заслуги.
Такие ответы среди всех респондентов, могут означать, что работникам не хватает участия их руководителей. Именно похвалы, вознаграждений, тренингов, поэтому работники выгорают, в связи с вовремя не оказанной помощи со стороны руководства. Нужно более внимательно относиться к состоянию своих подчиненных, вовремя распознавать, что работник нуждается в помощи и помогать ему.
Также часть социальных работников на дому считают, что профилактикой выгорания должны заниматься сами работники, а именно: бурно не реагировать на мелкие конфликты, сменить направление работы, отказаться от части нагрузки, обдуманно распределять свои нагрузки, чтобы не допустить симптомов выгорания, соблюдать здоровое питание и образ жизни, уметь расслабиться, после выполнения тяжелых задач на рабочем месте.
Исходя из данных результатов, можно сделать вывод, что социальные работники на дому, и специалисты сферы социального обслуживания считают, что сам работник должен заниматься профилактикой выгорания. В отличие от социальных работников на дому, специалисты сферы социального обслуживания в большей численности считают, что сами работники должны заниматься профилактикой выгорания 25 из 65, когда социальные работники на дому считают, что профилактикой выгорания должны заниматься сами работники всего 9 из 55. Также специалисты сферы социального обслуживания считаю, что сами работники должны обращаться за консультацией к психологу, если у них возникла проблема выгорания, также более позитивно смотреть на свою работу, оценивать ее как привлекательную и стабильную, и соблюдать здоровое питание и образ жизни.
В Целом, можно сказать о том, что необходимо расширять методы профилактики профессионального выгорания, и усовершенствовать их. Так как методы мало используются самими специалистами и организациями для своих работников, хотя описано множество способов профилактики профессионального выгорания, но они не пользуются популярностью. Бывает, что такая проблема как выгорание, сильно мешает работе, даже если специалист старается не замечать проявления симптомов, то все равно это отражается в его отношении с клиентами или с коллегами. Поэтому важно создать комплекс мероприятий, которые бы помогли специалистам предотвратить появление выгорания, или же, если специалист уже испытывает симптомы выгорания, то нужно ему помочь в преодолении данной проблемы, также с помощью комплекса мер по преодолению выгорания.



1. Асеева И.И. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и стратегий преодоления стресса у работников социальных служб / И.И. Асеева // Работник социальной службы. - 2008. - №1. - C.70-73.
2. Бабанов С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром
эмоционального выгорания / С.А. Бабанов // Трудный пациент. - 2009. - № 12. - С.10-13.
3. Барабанов М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания / М.В. Барабанов // Вестник московского университета. - 1995. - №1. - С.54¬57.
4. Бодров В. А. Информационный стресс : учеб. пособие / В.А. Бодров. - М. : Наука, 2000. - 352 с.
5. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности: теоретический и прикладные проблемы / Бодров В.А. - М. : РАН, 2006. - 331 с.
6. Бойко В. В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания. // Практическая психодиагностика / ред. Д.Я. Райгородского - Самара, 1999. - 4 с.
7. Бусовикова О.П. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников / О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. - Вып. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 410 с.
8. Марищук В.Л., Евдокимов В.В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л. Марищук, В.В. Евдокимова. 3-е изд. - СПб. : Сентябрь, 2001. - 260 с.
9. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 251 с.
10. Грабе М. Синдром выгорания. Болезнь нашего времени / М. Грабе. - СПб. : Речь, 2008. - 96 с.
11. Гримак. Л.П. Общение с собой / Л.П. Гримак. - М. : Политиздат, 1991. - 225 с.
12. Гришина Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и
экзистенциональные проблемы / Н.В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности. СПб. : изд-во СПб. ун-та, 2005. - 200 с.
13. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека / Л.Г. Дикая. -М. : ИП РАН, 2003. - 318 с.
14. Иванникова Н.Н. Профилактика профессионального выгорания / Н.Н. Иванникова - М. : Свобода, 2010. - 150 с.
15. Игумнов С.А. Управление стрессом: современные психологические подходы : учеб. пособие / С.А. Игумнов. - СПб. : Речь. 2007. - 112 с.
16. Китаев - Смык Л.А. Психология и концепция стресса / Л.А. Китаева-Смык - М. : Наука, 1983. - 325 с.
17. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - М. : Институт практической психологии, 1996. - 400 с.
18. Козлов В.Н. Физиология и психология труда : учеб. пособие / В.Н. Козлов. - М. : Просвещение, 2004. - 220 с.
19. Кулева Е.Б. Саморегуляция в профессиональной подготовке социальных работников / Е.Б. Кулева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2003. - №1. - С.68-75.
20. Леонова А.Б. Психопрофилактика стрессов / А.Б. Леонова - М. : Издательство Москва ун-та, 1993. - 123 с.
21. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология. / А.Б. Леонова, О.Н. Чернышева. - М. : Наука, 1995. - 448 с.
22. Макарова Г.А. Синдром профессионального выгорания : учеб. пособие / Г.А. Макарова. - М. : Наука, 2006. - 381 с.
23. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М. : Знание, 2004. - 312 с.
24. Митева И.Ю. Курс управления стрессом / И.Ю. Митева. - М. :Наука, 2005. - 285 с.
25. Моцкина Ю.В. Психологические основы профилактики перенапряжения / Ю.В. Моцкина. - СПБ. : Алетейя, 2006. - 263 с.
26. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В.Д. Небылицына. - М. : Наука, 1976. - 336 с.
27. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 70000 слов. / С.И. Ожегов. - М. : Оникс, 1990. - 1376 с.
28. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии.-1999. - № 3. - С. 143-156.
29. Орел. В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. - М. : Ин-т психологии РАН, 2005. - 225 с.
30. Прокофьев Л.Е. Основы психологической саморегуляции : учеб.пособие / Л.Е. Прокофьев. - СПб. : Лань, 2003. - 67 с.
31. Профессиональное выгорание // Управление персоналом. Словарь
справочник. URL: http://psyfactor.org/personal/personal15-12.htm(дата обращения:
1.02.2017)
32. Результаты опроса приведены службой исследований Зарплата.ру [Электронный ресурс] // Официальный сайт Информационно-аналитического агентства ТВ2. URL: http://tv2.today/TV2Old/Opros-okolo-70-tomichey-zhaluyutsya-na-professionalnoe- vygoranie(дата обращения: 2.02.2017).
33. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И.Ронгинская // Психологический журнал. - 2002. - №3. - С.85-88.
34. Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности : учеб. пособие / Н.В. Самоукина. - М. : Тандем, 1990. - 224 с.
35. Самоукина Н.В. Карьера без стресса / Н.В. Самоукина - СПб. : Питер, 2013. - 251 с.
36. Сафонова Л. В. Содержание и методика психосоциальной работы : учеб. пособие / Л.В. Сафонова. - М. : 2006. -224 с.
37. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер. - М. : Наука, 1957. - 317 с.
38. Фирсов М.В. Теория социальной работы : учеб пособие / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - 4-е изд. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 450 с.
39. Холостова Е.И. Словарь-справочник по социальной работе/ Под ред. д-ра ист. наук., проф. Е.И. Холостова. - М. : Юрист, 2016. - 1032 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ