Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика профессионального выгорания у специалистов по социальной работе: теоретический аспект (Теория социальной работы, Забайкальский государственный университет)

Работа №117891

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

социальная работа

Объем работы39
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
63
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит теоретический характер.
Есть приложение.

Введение……………………3
1 Теоретические аспекты исследования проблем «эмоционального выгорания»…….6
1.1 Основные теоретические подходы к исследованию феномена «эмоциональное выгорание»6
1.2 Теоретические модели исследования «синдрома эмоционального выгорания» в социальной сфере ………………………………………………….11
2 Методы обнаружения и профилактики синдрома «профессионального выгорания» …16
2.1 Факторы и симптомы, влияющие на формирование синдрома «профессионального выгорания» у специалистов по социальной работе………16
2.2 Анализ взаимосвязи «профессионального выгорания» у специалистов по социальной работе и эффективностью их профессиональной деятельности…21
Заключение ………28
Список использованных источников………………32
Приложение………………………35

Здоровье относится к одной из базовых человеческих ценностей. Как научная категория здоровье является объектом исследования целого ряда научных отраслей. В рамках биомедицинского подхода здоровье рассматривается как нормальное функционирование систем органов и организма в целом. С позиции социологии медицины здоровье исследуется в контексте влияния на него социальных и демографических факторов. В психологии здоровье рассматривается как высшая психическая функция, формирование которого напрямую связано с развитием самосознания человека. Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия. Наряду с этим здоровье является одним из ключевых индикаторов при оценке качества жизни.
Синдром выгорания − нарастающее психическое и физиологическое истощение в ответ на эмоциональное перенапряжение. Это защитный механизм нашей психики – из-за постоянного переутомления у нервной системы заканчиваются ресурсы для борьбы со стрессом, и она пытается «снизить напряжение», снижая интенсивность эмоциональных реакций. Поэтому данное явление также называют «эмоциональной глухотой».
Факторы, способствующие развитию симптома эмоционального выгорания, активно исследуются клиническими и социальными психологами, психиатрами, кадровыми специалистами. Установлено, что ведущую роль играют психологические особенности и общее состояние здоровья человека, содержание и организация процесса труда. Причины эмоционального сгорания могут быть распределены на три группы:
Личностные. Отсутствие мотивации к выполнению деятельности может быть связано с неоцененностью работы, недостатком автономности (свободы действий). Эмоционально сгорающими чаще оказываются люди, склонные к сочувствию, проявлению гуманности, увлекающиеся, сопереживающие, одержимые навязчивыми идеями.
Организационные. Вероятность развития синдрома увеличивается при отсутствии четких обязанностей и справедливого распределения ответственности. Зачастую в коллективах повышена конфликтность и конкуренция, совместные усилия не согласованы, существует дефицит времени и/или материальных ресурсов, успешный результат достигается редко.
Содержательные. Синдрому выгорания способствует напряженная психоэмоциональная деятельность. Она включает различные виды личностного взаимодействия, переработку и интерпретацию сложной информации, принятие решений, несение ответственности за результат. К особой группе относится трудный контингент, с которым необходимо работать – тяжелобольные, правонарушители, конфликтные клиенты.
Синдром эмоционального выгорания – в последнее время, а именно в 2019 году стала рассматриваться как болезнь, так как указанный синдром внесли в Международный классификатор болезней (в МКБ-10 синдром эмоционального выгорания описан под рубрикой Z.73.0: «Выгорание – состояние полного истощения»).
У людей с эмоциональным выгоранием сочетается психопатологические, психосоматические, соматические симптомы и признаки социальной дисфункции. Кроме того, среди симптомов наблюдается хроническая усталость, нарушения памяти и внимания, бессонница, которая проявляется в раннем пробуждении, после которого человек не может уснуть. В более затянутых формах эмоциональное выгорание проявляется в тревожности, депрессивных расстройствах, суицид, и др.
Актуальность темы исследования в том, что синдром профессионального (эмоционального) выгорания стал очень распространен в последнее время, причины этого распространения достаточно разнообразны, начиная от проблем в семье, на работе и заканчивая сложной обстановкой в стране. Так, действительность в России в настоящее время проявляется в сложном внутренним и внешним развитием. В течение последних лет проблема исследования эмоционального выгорания встала особенно остро.
Профессиональное выгорание в первую очередь связано, с профессиональным состоянием человека, где совершенно очевидно, что профессиональная деятельность, влияет на эмоциональное состояние человека.
Необходимо отметить, что существует ряд профессий, где человек наиболее подвержен профессиональному выгоранию (педагоги, медицинские, социальные работники).
Социальная работа как профессиональная деятельность по оказанию помощи различным категориям населения затрагивает многие сферы общественной жизни: здоровье (как физическое, так психическое и социальное), образование, право, планирование семьи. Кроме того, клиентами социальных служб являются самые разные категории населения (лица с ограниченными возможностями, пожилые, одинокие, дети и подростки, мигранты, лица без определенного места жительства, и т.д.), каждая из которых уникальна и обладает специфическими особенностями. Поэтому с уверенностью можно утверждать, что социальная работа многопланова и многофункциональна.
Социальная работа является зоной повышенного стресса и даже опасности для психики человека, работающего в этой области. Данная профессия, к тому же, носит характер не просто взаимодействия с человеком, а помощи ему, то есть объект социальной работы человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуациями, грубо говоря «трудный человек». В силу данного обстоятельства у работников расходуется еще больше ресурсов, и очевидно, что без должной профилактики и помощи ресурсы могут в какой-то момент полностью исчерпаться.
Степень научной разработанности проблемы: в отечественной и зарубежной психологии существует большое количество исследований, посвященных понятию эмоционального выгорания. Данной проблемой занимались такие авторы как Селье Г., Березин Ф.Б., Бойко В.В., Вилюнас В.К., Водопьянова Н.Е., Кокс Т., Орел В.Е. и многие другие.
Теоретическую основу исследования составили труды таких специалистов, известных своими работами в области социальной работы: Абрамков О.А., Вульфович Е.В., Беспалова Л.Н., Бурцева Д.Д., Кобзева С.И., и др.
Кроме того, актуальность темы исследования выражается и в том, что состояние социально-психологического здоровья специалиста в сфере социальной работы напрямую влияет на профессиональную пригодность и работоспособность во всех условиях его деятельности. Так в результате напряжения в трудовой среде меняется и качество жизни в других сферах, за ее границами.
Объект исследования: проанализировать проблему профессионального выгорания у работников социальной сферы.
Предмет исследования: рассмотреть теоретические обоснования профилактики профессионального выгорания у специалистов по социальной работе.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
– исследовать основные теоретические подходы к исследованию феномена «эмоциональное выгорание»;
–раскрыть теоретические модели исследования «синдрома эмоционального выгорания» в социальной сфере;
– изучить факторы и симптомы, влияющие на формирование синдрома «профессионального выгорания» у специалистов по социальной работе;
– проанализировать анализ взаимосвязи «профессионального выгорания» у специалистов по социальной работе и эффективностью их профессиональной деятельности.
Данное исследование основывается на общенаучной методологии, предусматривающей использование методов единства исторического и логического, системного и структурного подходов, системно-функционального, сравнительного анализа, синтеза и статистического метода.
Структурно курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей 2 главы, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Всемирная организация здравоохранения официально признала эмоциональное выгорание заболеванием. Как и у любой болезни, у выгорания есть симптомы, причины и меры профилактики.
На сегодняшний день профессиональному выгоранию существует большое количество определений, однако анализируя их все, можно выделить одно универсальное: профессиональное выгорание — это состояние крайнего истощения, которое является следствием хронического стресса, связанного с профессиональной деятельностью, и проявляющееся в нарушениях эмоциональной, психической, поведенческой и соматической сфер.
Профессия социального работника относится к числу специальностей, деятельность которых насыщена стрессовыми ситуациями и другими факторами, негативно влияющими на психическое и физическое здоровье человека. Основу профессиональной деятельности социального работника образует процесс взаимодействия. Значительные эмоциональные нагрузки, сопровождающие это взаимодействие, связанные с необходимостью проникновения в суть проблем других людей, эмоционального отклика на них приводит к формированию у социальных работников так называемого синдрома «эмоционального выгорания».
В целом все факторы, провоцирующие возникновение синдром профессионального выгорания у социальных работников, можно разделить на две большие группы:
внешние факторы (особенности профессиональной деятельности).
внутренние факторы (индивидуальные характеристики самих профессионалов).
Внутренние (личностные): несоответствие личностных качеств работника требованиям профессии; низкая стрессоустойчивость; незаинтересованность в профессиональном развитии; неумение отделять работу и личную жизнь, привычка «приносить работу домой»; неумение отдыхать; отсутствие хобби. Организационные: неправильное распределение нагрузки на сотрудников; некомфортные условия труда; незаинтересованность руководства в своих сотрудниках и их благополучии; низкий уровень стимулирования, в том числе материального (заработная плата).
Внешние факторы: профессиональные (связанные непосредственно с особенностями профессии): необходимость постоянного короткого взаимодействия с разными людьми; большое количество негативной информации; специфика объектов работы — сложные клиенты в трудной жизненной ситуации.
Социальная работа как профессия является высоко стрессовой, с повышенными рисками профессионального выгорания, что отражает необходимость внедрения методов профилактики и непосредственной работы со специалистами, одним из которых может являться супервизия, что обозначает последовательный процесс корректирующего консультирования и обучения, ориентированный на активизацию личностного и профессионального потенциала специалиста.
Одной из эффективных форм профилактики эмоционального выгорания является активный и осознанный поиск способов совладения с трудной ситуацией, возникающей в процессе профессиональной деятельности специалистов. Данные способы преодоления негативных ситуаций и снижение уровня их отрицательного влияния называются «копинг-стратегии»
Кроме того, существуют большое количество относительно не сложных способов регулировать свое состояние. К ним относятся: методы релаксации (дыхательные упражнения, расслабляющие травяные ванны и успокоительные травяные чаи, медитация, созерцание приятного ландшафта или произведение искусств, просто хороший глубокий сон); ведение здорового образа жизни (отказ от вредных привычек, поддержание хорошей физической формы); соблюдение семейных традиций, праздников, встреч с друзьями в целях компенсации недостатков общения; учиться разделять эмоции с близкими людьми, входящих в доверительный круг общения; проведение досуга с использованием музыкотерапии, библиотерапии и др.
Одним из условий эффективности профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалистов организаций социального обслуживания является ее системность, тогда данная работа будет универсальной и не потребует применение мер по восстановлению эмоционального и профессионального выгорания работников. Многие методы профилактической работы имеют отставленный эффект воздействия, то есть ожидать положительный результат можно только после серии занятий.
Обобщая все выше изложенное, можно сделать выводы:
1. Синдром профессионального выгорания — это феномен профессионального выгорания специалиста. Опасность такого синдрома заключается в том, что это не кратковременное явление, а долговременный процесс «сгорания дотла». Выгорающий человек начинает испытывать чувство неуверенности в себе и не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, теряя таким образом смысл жизни, старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой, осложненная напряженными эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к неспособности воспроизводства своей профессиональной деятельности.
2. Снижение вероятности профессионального выгорания может быть достигнуто путем использования различных технологий для преодоления синдрома выгорания.
Все вышесказанное свидетельствует о необходимости более детального изучения источников, факторов, влияющих на возникновение «синдрома профессионального выгорания» у сотрудников, работающих в области социальной работы, а также разработка и проведение профилактики, психокоррекции эмоционального и психического состояния сотрудников данного вида профессиональной деятельности.



1. Болдина М. А. Технологии зоровьезбережения в деятельности специалиста социальной работы как основа основа для решения проблем здоровья населения // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – Тамбов. – 2016. – Т.21 – Вып. – 10 (162). – С. 67-68.
2. Бойко В.В. Диагностика эмоционального выгорания личности /Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. – 542 с.
3. Василенко И. Б. Способы профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалистов организаций социального обслуживания населения // Молодой ученый. – 2022. – № 27 (422). – С. 127-128.
4. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. М.: Юрайт, 2017. – 343 с.
5. Гудовский И.В. Эмоциональное выгорание в профессиональной сфере //Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, Институт социального инжиниринга. Красноярск, 2021. – С. 26
6. Загуменных Н. А. Психологическая поддержка педагога при проявлении синдрома эмоционального выгорания // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2017. – № 42. – С. 163-169.
7. Коновалова В.А. Организационные симптомы и факторы профессионального выгорания // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2019. –№ 5. – С.25-26.
8. Кокорева Ю.В. Основные причины профессионального выгорания социальных работников и супервизия как метод его профилактики // Молодой ученый. – 2020. – № 41 (331). – С. 165-166
9. Ларина Ю.А. Социально-психологическая характеристика эмоционального выгорания. Эмпирический аспект// сборнике: Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. Материалы ХI Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры психологии РГУ имени С. А. Есенина. отв. ред. Л. А. Байкова. 2019. – 398 с.
10. Козьмина М.С. Социальная работа: понятие функции//в сборнике: Научные исследования и современное образование. сборник материалов V Международной научно-практической конференции. 2018. – 252 с.
11. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психол. журн. – 2018. Т. 22. – № 1. – С. 90-101.
12. Рытенкова Ю.Н. Эмоциональное выгорание как психологическая проблема: методологический аспект//Наука и образование сегодня. – 2018. – № 2 (25). – С. 82-84.
13. Тастан Т.Р., Шликбаева Б.А., Абдилманова Э.Н. «Профессиональное выгорание» - феномен в аспекте профессиональной деятельности//сборник по материалам ежегодного Конгресса. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского; Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова; Международная Академия Психологических Наук. 2018. – 529 с.
14. Сидоров П.И. Синдром «эмоционального выгорания» у лиц коммуникативных профессий // Гигиена и санитария. – 2018. – № 3. – С. 29-35.
15. Сушко Н.Г. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников // ученые заметки тогу. – 2018. – № 2. – С. 411-416.
16. Сытник А.А. Понятие и причины профессионального выгорания сотрудников организации//Материалы Афанасьевских чтений. – 2022. – № 1 (38). – С. 84-87.
17. Феофанов В. Н. Психологическая поддержка социальных работников в аспекте синдрома выгорания // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». – 2018. – № 40. – С. 84-85.
18. Хавкина И. В. Психологические факторы и условия профессиональной деятельности врача // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2018. – № 5. – С. 572-573.
19. Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография / Е.И. Чердымова, Е.Л. Чернышова, В.Я. Мачнев. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2019. – 124 с.
20. Международная классификация болезней МКБ-10 Режим доступа: https://rosoncoweb.ru/standarts/RUSSCO/2017/MKB-10.pdf

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ