АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Ценности как составляющие корпоративной идеологии компании 5
1.1 Понятие ценностей и принципы ценностного управления в компании 5
1.2 Общее и особенное в управлении мотивами и ценностями 8
1.3 Корпоративная культура на основе ценностей личности 15
2 Внедрение ценностного подхода в управлении человеческими ресурсами 20
2.1 Требования к человеческим ресурсам в современных условиях 20
2.2 Анализ современных подходов к оценке ценностных ориентаций личности 25
2.3 Этапы внедрения ценностного подхода в управление человеческими ресурсами 37
3 Внедрение ценностного подхода в управление человеческими ресурсами в компании
Befree 42
3.1 Общая характеристика компании и анализ ценностей работников 42
3.2 Этапы внедрения ценностного подхода и изменений в корпоративной
культуре компании Befree 46
Заключение 59
Литература 61
Приложение А Анкета-опросник Джона Мейера и Натали Аллен «Шкала организационной лояльности» 66
Приложение Б Тест Герчикова 68
Приложение В Анкета «Диагностика организационной культуры» (OCAI) 73
В современном меняющемся мире все больше и больше актуализируется вопрос грамотного управления человеческими ресурсами для достижения максимальных результатов функционирования компании. Основной проблемой данного процесса является выбор наиболее эффективного способа стимулирования высокой производительности труда персонала, увеличение лояльности сотрудников к компании, степени удовлетворенности своего нахождения на рабочем месте. Если в компании отсутствует грамотно построенная система обучения, найма и отбора персонала, то компания не сможет достигать своих целей и повышать уровень конкурентоспособности.
Сейчас человеческие ресурсы ставятся на первое место в компании, так как именно они являются ее движущей силой. Важность наличия управления человеческими ресурсами обусловливается тем, что именно при его наличии в компании обеспечивается слаженность работы коллектива, согласованность между выполняемыми действиями каждых отдельно взятых сотрудников.
Современные успешные организации все чаще уделяют внимание личностным характеристикам сотрудников, их ценностям, потребностям и навыкам. Учет всех данных элементов при выстраивании корпоративной культуры позволяет достичь максимальной заинтересованности сотрудников в компании и отдачи на благо общей цели.
Объектом исследования являются ценности как основа управления человеческими ресурсами.
Предметом исследования является процесс внедрения ценностного подхода в управлении человеческими ресурсами.
Целью исследования является обоснование применения ценностного подхода в управлении человеческими ресурсами и разработка этапов внедрения ценностного подхода в компании Befree.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие ценностей и принципов ценностного управления в компании.
2. Выделить общее и особенное в управлении мотивами и ценностями.
3. Проанализировать корпоративную культуру на основе ценностей личности.
4. Рассмотреть трансформацию требований, предъявляемых к сотрудникам в современных условиях.
5. Проанализировать современные подходы к оценке ценностных ориентаций личности
6. Предложить этапы внедрения ценностного подхода и изменения в корпоративной культуре компании Befree.
Теоретическую основу работы составили труды ведущих исследователей в области управления человеческими ресурсами, ценностей и мотивации, корпоративной культуры, обучения и развития персонала.
В качестве информационной базы для сбора информации при написании работы использовалась электронные ресурсы НБ ТГУ и электронные библиотечные системы, интернет-ресурсы и официальные сайты анализируемых компаний.
При подготовке и написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследований: анализ, синтез, обобщение, классификация, наблюдение, анкетирование, опрос.
Результаты проведенных анкетирований среди сотрудников могут быть использованы при дальнейших изменениях в компании, что определяет практическую значимость исследования.
Подготовка выпускной квалификационной работы оказалось очень полезной для меня, открыло новую область знаний, которую я ранее не изучала глубоко.
В ходе рассмотрения понятия ценности и принципов ценностного управления были выделены следующее определения:
1. Ценности - это основополагающие ментальные установки относительно себя, других, взаимоотношений, бизнеса и мира в целом.
2. Ценностный подход- подход, который основывается на понимании ценностей и эмоций как самостоятельной сферы личности, которая оказывает существенное влияние на процесс деятельности.
3. Ценностное управление - это реализация в компании регулярного менеджмента на основе общих, согласованных и разделяемых сотрудниками ценностных приоритетов.
4. Регулярный менеджмент - управление на основе регламентов, стандартов и инструкций. Использование данной системы неизбежно для любой компании, которая планирует работать на высоком уровне конкурентоспособности и достигать больших успехов.
Выделены следующие принципы ценностного управления: соответствие целям бизнеса, явное согласование ценностей, формирование «Монолита Единомышленников», учет интересов пяти сторон.
В результате выявления общего и особенного в управлении мотивами и ценностями были выявлены следующие моменты: управление мотивами подразумевает под собой кропотливую работу с мотивами каждого сотрудника с целью выстраивания грамотной работы всего коллектива. А процесс управления ценностями состоит из установления ценностей компании и их стыковки с ценностями сотрудников.
Ценности являются ключевым звеном любой корпоративной культуры, если они продекларированы, то становятся обязательным условием работы. Оформленные ценности увеличивают привлекательность компании для инвесторов, так как людей привлекают всегда те люди, чьи интересы и ценности совпадают с их, также они помогают компании определиться с направлением движения.
На этапе развития четвертой промышленной революции фокус трудовой деятельности сменился в сторону интеллектуальных способностей, в отличие от прошлого, где успех напрямую зависел от физической силы и выносливости. Существует несколько мнений по вопросу влияния четвертой промышленной революции на уровень безработицы в мире. Некоторые ученые склоняются к тому, что автоматизация и популяризация робототехники
откроет множество новых вакансий, помимо создания безработицы. А другие- к тому, что предложение на рынке труда будет выше спроса.
Ценностные ориентации являются одной из самых основных составных частей сформированной личности, через них отражаются психологические характеристики личности. Исследования ценностных ориентаций личности происходит с применением ряда различных техник, особо популярны-опросы.
Мною были предложены этапы внедрения ценностного подхода в управлении человеческими ресурсами в компании Befree в ТЦ Изумрудный город (г. Томск): анализ микроклимата в коллективе, разработка системы ценностей и воплощение в жизнь, визуализация созданных ценностей, оценка функционирования ценностного управления, внесение изменений на основе полученных результатов за отчетные периоды.
Исходя из проведенных исследований лояльности персонала и их ценностей моей рекомендацией будет модернизация системы оплаты труда сотрудников, так как выяснилось, что в целом их устраивает то, как они себя ощущают на рабочем месте, какие обязанности выполняют, их лояльность к бренду достаточно высока, но ребром стоит вопрос заработной платы.
Рекомендациями по изменениям организационной культуры, в результате выявления ее типа являются еще большее развитие общности коллектива, ориентированности на взаимопомощь, сближение руководителей с персоналом.