ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭВОЛЮЦИИ ТРАДИЦИОННОГО ТУВИНСКОГО ИСКУССТВА В XIX- НАЧ. XXI ВВ
|
Введение
1. Общая характеристика тувинского искусства 7
1.1 Общая характеристика традиционного тувинского искусства 7
1.2. Художественные характеристики тувинской традиционной культуры 10
1.3 Резьба и роспись по дереву 12
1.3.1 Резьба по дереву 12
1.3.2 Роспись по дереву 17
1.4. Резьба по камню 20
1.5 Музыкальная культура тувинцев 29
1.5.1 Горловое пение 31
1.5.2 Традиционные музыкальные инструменты 36
2. Традиционное искусство тувинцев в современное время 42
2.1. Декорирование дерева, резьба по дереву 42
2.2 Камнерезное искусство 47
2.3 Современная музыкальная культура 50
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложения 63
1. Общая характеристика тувинского искусства 7
1.1 Общая характеристика традиционного тувинского искусства 7
1.2. Художественные характеристики тувинской традиционной культуры 10
1.3 Резьба и роспись по дереву 12
1.3.1 Резьба по дереву 12
1.3.2 Роспись по дереву 17
1.4. Резьба по камню 20
1.5 Музыкальная культура тувинцев 29
1.5.1 Горловое пение 31
1.5.2 Традиционные музыкальные инструменты 36
2. Традиционное искусство тувинцев в современное время 42
2.1. Декорирование дерева, резьба по дереву 42
2.2 Камнерезное искусство 47
2.3 Современная музыкальная культура 50
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложения 63
В наши дни наблюдается повышенный интерес к традиционному искусству. Это вызвано как усилением процессов национального самоопределения, так и повсеместным увлечением этностилем. Поскольку «спрос рождает предложение», мастерами создается значительное количество изделий, претендующих не только на возрождение утраченных традиций, но иногда и на некую сакральность. Аналогичные процессы происходят в современном тувинском искусстве. Отсюда возникает проблема необходимости анализа данного явления: действительно ли оно свидетельствуют о возрождении национальной культуры или, напротив, способствуют ее разрушению и профанации.
Актуальность работы связана не только с академическим интересом к рассмотрению развивающегося на наших глазах явления, но и с тем, что в современной России государственная политика в области культуры направлена на поддержание национальной культуры. Однако при выделении подобной поддержки необходимо четко понимать, направлена ли она на традиционные или псевдотрадиционные виды искусства, поскольку зачастую у мастеров, работающих в традиционной технике, не хватает знаний о традиционной семантике цветов или орнаментов.
Объектом данного исследования выступает традиционное тувинское искусство, предметом - эволюция декоративно-прикладного искусства (резьба и роспись по дереву, камнерезное искусство; музыка и народные музыкальные инструменты).
Цель работы - охарактеризовать процессы, происходящие в современном тувинском искусстве и выявить векторы их развития.
Для достижения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи:
- определить отличительные черты тувинского традиционного искусства;
- охарактеризовать основные направления тувинского традиционного искусства;
- охарактеризовать современное положение выделенных направлений;
- рассмотреть эволюцию традиционного искусства тувинцев с целью выявления их трансформаций.
Территориальные рамки обусловлены географическим Республики Тыва.
Хронологические рамки: кон. Х1Х века (появление первых исследовательских работ и наиболее массовых музейных коллекций) - настоящее время.
Были использованы следующие методы: описательный (при характеристике становления основных видов искусства); сравнительно-исторический (для рассмотрения эволюции традиционного искусства и выявления современных процессов, происходящих в культуре); метод интервьюирования и социологический опрос (для сбора полевого материала).
Структура работы состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы с параграфами, и заключения, также прилагается список использованной литературы и приложения.
Степень изученности проблемы. Традиционная культура хорошо описана в классических исследованиях таких авторов, как С.И. Вайнштейн, А.Н.Аксенов, И.М. Мягков, Г.Е. Грумм-Гржимайло, Ф.Я. Кон, Л.Н. Потапов, В.П. Дьяконова, Т. Будегечи, В.Ю. Сузукей. Они дали глубокую и точную характеристику народного искусства, четкое представление о конкретных видах искусства, истории их становления.
Огромный вклад в изучении тувинской культуры в целом был сделан исследователем, археологом, этнографом и тюркологом Севьяном Израилевичем Вайнштейном. Он собрал большой материал из полевых исследований и написал 7 монографий, более 300 научный статей. Каждый его труд - это содержательное, описательное исследование с выводами. В труде «История народного искусства Тувы» им рассмотрено традиционное искусство на протяжении его становления в несколько тысячелетий, опровергнуто предположение о развитии тувинского искусства исключительно под влиянием китайской культуры. Книга состоит из двух частей: в первой рассмотрены древнее и средневековое искусство тувинцев, во второй - декоративно-прикладное искусство в числе которых обработка и декорирование дерева, обработка кожи, камнерезное искусство, художественная обработка металла, а также рассмотрены особенности тувинского орнамента.
Также он изучил этнический состав тувинского народа и выявил различия в укладе жизни между западными, которые ведут кочевой образ жизни, и восточными - оленеводами. Особенности быта восточных тувинцев, которые проживают на территории Тожу, он отразил в сборнике исторических очерков «Тувинцы- тоджинцы».
Вопросом этногенеза тувинцев занимался историк, археолог - Монгуш Хургул- оолович Маннай-оол. В монографии «Тувинцы: Происхождение и формирование этноса» он рассмотрел происхождение и формирование тувинского народа начиная с I тыс. до н.э. Из работы следует, что тувинцы, как этнос, имеют сложные этнические компоненты и сформировался в единый этнос в XVIII веке. Весь XVIII и XIX века, как отмечает автор, шел процесс развития тувинского народа и ее культуры. Заметное влияние на экономическое и культурное развитие повлияло создание суверенного государства - Тувинской Народной Республики (1921-1944 гг.), в последующем ее вхождение в состав СССР (1944 г.).
Культура тувинцев также рассмотрена в трудах Л.П. Потапова «Очерки народного быта тувинцев», научных статьях и трудах В.П. Дьяконовой, Г.Е. Грум- Гржимайло «Западная Монголия и Урянхайский край» в 4-х томах, Т.Будегечи «Художественное наследие тувинцев» и др.
Кроме акцента на декоративно-прикладном искусстве при изучении культуры тувинцев, исследователи также обращаются к музыкальной культуре. Первым объемным трудом по данному вопросу считается «Тувинская народная музыка» Алексея Николаевича Аксенова, композитора и музыковеда. Здесь он обобщил весь музыкально-этнографический опыт, изучил тематические и сюжетные линии музыки тувинцев, записал, некоторые из которых он нотировал.
Продолжили данную традицию по изучению музыкального искусства тувинцев этномузыковеды, культурологи В.Ю. Сузукей и З.К. Кыргыс. Большой вклад в область изучения горлового пения тувинцев внесла Валентина Юрьевна Сузукей, доктор культурологических наук, этномузыковед, ведущий научный сотрудник ТИГПИ .
Многие небольшие исследования советских исследователей по Туве собраны в антологии «Урянхай. Тыва дептер» в 7-ми томах, одним из составителей которого является Сергей Кужугетович Шойгу, нынешний Министр обороны Российской федерации.
Тема современного тувинского искусства рассматривается в различных статьях, обобщающих работ не имеется.
Источниками письменной информации явились вышеуказанные исследовательские работы, газетные и журнальные публикации. Также были использованы материалы интернет-порталов: официальный сайт Министерства культуры Республики Тыва, ТИГПИ, «Официальный портал Республики Тыва», информационное агентство «Тува-Онлайн» и материалы (фотографии, экспонаты) из Национального музея Республики Тыва имени Алдан-Маадыр.
Полевой материал включает в себя данные социологического опроса, проведенного среди тувинцев разной возрастной категории на знание традиционной культуры, а также интервью с информатором, в качестве которого выступил Монгуш Алдын-оол Чылбак-оолович (родился 07.09.1970 г.) - учитель труда в МБОУ СОШ №1 им. Ю.А. Гагарина с. Сарыг-Сеп Республики Тыва. Он окончил Кызылское училище искусств (сейчас Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола) в 2001 году по специальности «Учитель труда в общеобразовательной школе». Является членом Союза мастеров-изготовителей народных музыкальных инструментов в Туве.
Интервьюируемому задавались заранее подготовленные вопросы, ответы записывались вручную на бумагу, после чего обработаны и переведены с тувинского на русский язык.
Новизна работы состоит в том, что данная работа является первым обобщающим исследованием, в котором рассмотрены основные тенденции развития тувинской культуры в современности.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты работы можно использовать при дальнейшем изучении вопросов, связанных с современным положением и дальнейшим становлением народного тувинского искусства, а также для разработки рекомендаций для мастеров, работающих в традиционном стиле.
Актуальность работы связана не только с академическим интересом к рассмотрению развивающегося на наших глазах явления, но и с тем, что в современной России государственная политика в области культуры направлена на поддержание национальной культуры. Однако при выделении подобной поддержки необходимо четко понимать, направлена ли она на традиционные или псевдотрадиционные виды искусства, поскольку зачастую у мастеров, работающих в традиционной технике, не хватает знаний о традиционной семантике цветов или орнаментов.
Объектом данного исследования выступает традиционное тувинское искусство, предметом - эволюция декоративно-прикладного искусства (резьба и роспись по дереву, камнерезное искусство; музыка и народные музыкальные инструменты).
Цель работы - охарактеризовать процессы, происходящие в современном тувинском искусстве и выявить векторы их развития.
Для достижения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи:
- определить отличительные черты тувинского традиционного искусства;
- охарактеризовать основные направления тувинского традиционного искусства;
- охарактеризовать современное положение выделенных направлений;
- рассмотреть эволюцию традиционного искусства тувинцев с целью выявления их трансформаций.
Территориальные рамки обусловлены географическим Республики Тыва.
Хронологические рамки: кон. Х1Х века (появление первых исследовательских работ и наиболее массовых музейных коллекций) - настоящее время.
Были использованы следующие методы: описательный (при характеристике становления основных видов искусства); сравнительно-исторический (для рассмотрения эволюции традиционного искусства и выявления современных процессов, происходящих в культуре); метод интервьюирования и социологический опрос (для сбора полевого материала).
Структура работы состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы с параграфами, и заключения, также прилагается список использованной литературы и приложения.
Степень изученности проблемы. Традиционная культура хорошо описана в классических исследованиях таких авторов, как С.И. Вайнштейн, А.Н.Аксенов, И.М. Мягков, Г.Е. Грумм-Гржимайло, Ф.Я. Кон, Л.Н. Потапов, В.П. Дьяконова, Т. Будегечи, В.Ю. Сузукей. Они дали глубокую и точную характеристику народного искусства, четкое представление о конкретных видах искусства, истории их становления.
Огромный вклад в изучении тувинской культуры в целом был сделан исследователем, археологом, этнографом и тюркологом Севьяном Израилевичем Вайнштейном. Он собрал большой материал из полевых исследований и написал 7 монографий, более 300 научный статей. Каждый его труд - это содержательное, описательное исследование с выводами. В труде «История народного искусства Тувы» им рассмотрено традиционное искусство на протяжении его становления в несколько тысячелетий, опровергнуто предположение о развитии тувинского искусства исключительно под влиянием китайской культуры. Книга состоит из двух частей: в первой рассмотрены древнее и средневековое искусство тувинцев, во второй - декоративно-прикладное искусство в числе которых обработка и декорирование дерева, обработка кожи, камнерезное искусство, художественная обработка металла, а также рассмотрены особенности тувинского орнамента.
Также он изучил этнический состав тувинского народа и выявил различия в укладе жизни между западными, которые ведут кочевой образ жизни, и восточными - оленеводами. Особенности быта восточных тувинцев, которые проживают на территории Тожу, он отразил в сборнике исторических очерков «Тувинцы- тоджинцы».
Вопросом этногенеза тувинцев занимался историк, археолог - Монгуш Хургул- оолович Маннай-оол. В монографии «Тувинцы: Происхождение и формирование этноса» он рассмотрел происхождение и формирование тувинского народа начиная с I тыс. до н.э. Из работы следует, что тувинцы, как этнос, имеют сложные этнические компоненты и сформировался в единый этнос в XVIII веке. Весь XVIII и XIX века, как отмечает автор, шел процесс развития тувинского народа и ее культуры. Заметное влияние на экономическое и культурное развитие повлияло создание суверенного государства - Тувинской Народной Республики (1921-1944 гг.), в последующем ее вхождение в состав СССР (1944 г.).
Культура тувинцев также рассмотрена в трудах Л.П. Потапова «Очерки народного быта тувинцев», научных статьях и трудах В.П. Дьяконовой, Г.Е. Грум- Гржимайло «Западная Монголия и Урянхайский край» в 4-х томах, Т.Будегечи «Художественное наследие тувинцев» и др.
Кроме акцента на декоративно-прикладном искусстве при изучении культуры тувинцев, исследователи также обращаются к музыкальной культуре. Первым объемным трудом по данному вопросу считается «Тувинская народная музыка» Алексея Николаевича Аксенова, композитора и музыковеда. Здесь он обобщил весь музыкально-этнографический опыт, изучил тематические и сюжетные линии музыки тувинцев, записал, некоторые из которых он нотировал.
Продолжили данную традицию по изучению музыкального искусства тувинцев этномузыковеды, культурологи В.Ю. Сузукей и З.К. Кыргыс. Большой вклад в область изучения горлового пения тувинцев внесла Валентина Юрьевна Сузукей, доктор культурологических наук, этномузыковед, ведущий научный сотрудник ТИГПИ .
Многие небольшие исследования советских исследователей по Туве собраны в антологии «Урянхай. Тыва дептер» в 7-ми томах, одним из составителей которого является Сергей Кужугетович Шойгу, нынешний Министр обороны Российской федерации.
Тема современного тувинского искусства рассматривается в различных статьях, обобщающих работ не имеется.
Источниками письменной информации явились вышеуказанные исследовательские работы, газетные и журнальные публикации. Также были использованы материалы интернет-порталов: официальный сайт Министерства культуры Республики Тыва, ТИГПИ, «Официальный портал Республики Тыва», информационное агентство «Тува-Онлайн» и материалы (фотографии, экспонаты) из Национального музея Республики Тыва имени Алдан-Маадыр.
Полевой материал включает в себя данные социологического опроса, проведенного среди тувинцев разной возрастной категории на знание традиционной культуры, а также интервью с информатором, в качестве которого выступил Монгуш Алдын-оол Чылбак-оолович (родился 07.09.1970 г.) - учитель труда в МБОУ СОШ №1 им. Ю.А. Гагарина с. Сарыг-Сеп Республики Тыва. Он окончил Кызылское училище искусств (сейчас Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола) в 2001 году по специальности «Учитель труда в общеобразовательной школе». Является членом Союза мастеров-изготовителей народных музыкальных инструментов в Туве.
Интервьюируемому задавались заранее подготовленные вопросы, ответы записывались вручную на бумагу, после чего обработаны и переведены с тувинского на русский язык.
Новизна работы состоит в том, что данная работа является первым обобщающим исследованием, в котором рассмотрены основные тенденции развития тувинской культуры в современности.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты работы можно использовать при дальнейшем изучении вопросов, связанных с современным положением и дальнейшим становлением народного тувинского искусства, а также для разработки рекомендаций для мастеров, работающих в традиционном стиле.
В ходе данной работы поставленные задачи были выполнены: охарактеризованы и рассмотрены в эволюции основные виды тувинского традиционного искусства, выявлены основные изменения в культуре. На основе всех проведенных мероприятий сделаны следующие выводы.
В традиционном тувинском искусстве наблюдаются явные изменения как внешние, так и по содержанию.
Во-первых, изменения в изготовлении сундука аптара:
- современные мастера могут воспроизводить орнамент на передней части сундуков современными устойчивыми красками, не создавая при этом что-то новое;
- современные тувинские аптара более крупного размера, чем традиционные;
-вместо росписи передняя часть сундука часто украшается изысканной резьбой;
-новые сундучки с традиционной росписью на сегодняшний день изготавливаются редко или под заказ;
- изготовление аптара стало специализированным: существует 4 центра, где продолжают развиваться традиционное изготовление сундуков: мастерские «Тыва топ», «Кежик», мастерская Алдара Тамдына;
- на сегодняшний день мастерству изготовления специально обучают (учебное заведение «Тувинский техникум народных промыслов»).
Во-вторых, изготовленная из дерева утварь пополнена стилизованной утварью:
- помимо повсеместно распространенного тос-карака, распространение
получают скалки и разделочные доски, декорированные резными орнаментами;
- формируется ориентированность продукции на рынок, теперь мастера изготавливает предметы на продажу;
- развивается исключительно сувенирный характер (сувенирная продукция), а неутилитарный по предназначению.
В-третьих, камнерезное искусство претерпело изменения по характеру назначения. Тувинская скульптура, прежде имевшее светское содержание и незначительная по своему ритуальному характеру, ныне имеет исключительно декоративное назначение, также:
- резьба по камню активно включается в общеобразовательные программы;
- ареал камнерезного искусства распространен во многих районах республики, но достаточно развитым остается в столице Тувы городе Кызыл и Бай-Тайгинском районе (последний обусловлен месторождением);
- изделия из агальматолита могут служить прототипами для создания городских скульптур.
При проведение опроса выявлено следующее: 15% респондентов вовсе не обладают какой-либо информацией о камнерезном искусстве. Отрицательный ответ не относится к одной возрастной группе. Это приводит к мысли о том, что есть люди, не заинтересованные традиционной культурой.
В-четвертых, наибольшие трансформации наблюдаются в музыкальной культуре. Тувинский народ заинтересован в развитии и распространении своей музыкальной культуры:
- народная музыка продолжает развиваться в условиях современной жизни;
- в республике проходят концерты, вокально-музыкальные конкурсы и фестивали, которые имеет республиканский, межрегиональный и международный масштабы;
- синкретизм народной музыки и попсовой песни - смесь современной песни и горлового пения;
- горловому пению обучают в музыкальных школах;
- традиционная музыкальная культура стала большим пластом в научно-исследовательской сфере.
Традицию по созданию музыкального инструмента сохранили и продолжают развивать, привнося некие новшества, например, вместо конских волос на струнах для долговечности используют металлические лески для домры и т.п. Но каноны создания корпуса, деки мастера тщательно соблюдают.
Также национальные музыкальные инструменты сейчас имеют больше профессиональную функцию (включение в число оркестровых инструментов). Хотя большинство инструментов ритуального характера не вышли за рамки проведения обрядовой практики, используются по своему предназначению, не теряя своей актуальности и значимости (например, колокольчик конга в ламаизме, бубен дунгур в шаманизме).
Таким образом, можно отметить тенденцию профессионального развития национальной музыки, ее синкретизм с другими направлениями и жанрами в музыке. В таком случае, по большей части уменьшается доля начальной импровизации, которая была ее неотъемлемой частью. Это связано с развитием мировой музыки (европейское влияние), профессионализацией, которые подразумевают подчинение музыкальным канонам.
В настоящее время традиционная культура представляет два пласта: народный (непрофессиональный) и профессиональный, основывающийся на системе специального образования, но основу последней составляют именно традиции и народное творчество
Подводя итог всем вышеуказанным выводам, следует отметить следующее явление: наблюдаются иные признаки и смыслы в культуре, что можно обобщить понятием «неотрадиция». Так, внешне предметы народного искусства сохраняют все свои черты, но внутреннее содержание и символическое значение утратили свои позиции, которое раньше было непосредственно связано с мироощущением тувинского народа, было частью их мировоззрения. Хотя стоит отметить, что изменения коснулись и внешней составляющей. Отсюда и вытекает сувенирный характер продукции, изготавливаемой современными мастерами. Теперь они носят в себе функцию самоопределения этноса в глобальном мире, что становится неким маркером этничности.
Иными словами, проблема заключается в следующем: имеется ощущение, что внешне традиционная культура расцветает, в то время, как ее содержание помногу утратила первоначально заложенные смыслы.
В традиционном тувинском искусстве наблюдаются явные изменения как внешние, так и по содержанию.
Во-первых, изменения в изготовлении сундука аптара:
- современные мастера могут воспроизводить орнамент на передней части сундуков современными устойчивыми красками, не создавая при этом что-то новое;
- современные тувинские аптара более крупного размера, чем традиционные;
-вместо росписи передняя часть сундука часто украшается изысканной резьбой;
-новые сундучки с традиционной росписью на сегодняшний день изготавливаются редко или под заказ;
- изготовление аптара стало специализированным: существует 4 центра, где продолжают развиваться традиционное изготовление сундуков: мастерские «Тыва топ», «Кежик», мастерская Алдара Тамдына;
- на сегодняшний день мастерству изготовления специально обучают (учебное заведение «Тувинский техникум народных промыслов»).
Во-вторых, изготовленная из дерева утварь пополнена стилизованной утварью:
- помимо повсеместно распространенного тос-карака, распространение
получают скалки и разделочные доски, декорированные резными орнаментами;
- формируется ориентированность продукции на рынок, теперь мастера изготавливает предметы на продажу;
- развивается исключительно сувенирный характер (сувенирная продукция), а неутилитарный по предназначению.
В-третьих, камнерезное искусство претерпело изменения по характеру назначения. Тувинская скульптура, прежде имевшее светское содержание и незначительная по своему ритуальному характеру, ныне имеет исключительно декоративное назначение, также:
- резьба по камню активно включается в общеобразовательные программы;
- ареал камнерезного искусства распространен во многих районах республики, но достаточно развитым остается в столице Тувы городе Кызыл и Бай-Тайгинском районе (последний обусловлен месторождением);
- изделия из агальматолита могут служить прототипами для создания городских скульптур.
При проведение опроса выявлено следующее: 15% респондентов вовсе не обладают какой-либо информацией о камнерезном искусстве. Отрицательный ответ не относится к одной возрастной группе. Это приводит к мысли о том, что есть люди, не заинтересованные традиционной культурой.
В-четвертых, наибольшие трансформации наблюдаются в музыкальной культуре. Тувинский народ заинтересован в развитии и распространении своей музыкальной культуры:
- народная музыка продолжает развиваться в условиях современной жизни;
- в республике проходят концерты, вокально-музыкальные конкурсы и фестивали, которые имеет республиканский, межрегиональный и международный масштабы;
- синкретизм народной музыки и попсовой песни - смесь современной песни и горлового пения;
- горловому пению обучают в музыкальных школах;
- традиционная музыкальная культура стала большим пластом в научно-исследовательской сфере.
Традицию по созданию музыкального инструмента сохранили и продолжают развивать, привнося некие новшества, например, вместо конских волос на струнах для долговечности используют металлические лески для домры и т.п. Но каноны создания корпуса, деки мастера тщательно соблюдают.
Также национальные музыкальные инструменты сейчас имеют больше профессиональную функцию (включение в число оркестровых инструментов). Хотя большинство инструментов ритуального характера не вышли за рамки проведения обрядовой практики, используются по своему предназначению, не теряя своей актуальности и значимости (например, колокольчик конга в ламаизме, бубен дунгур в шаманизме).
Таким образом, можно отметить тенденцию профессионального развития национальной музыки, ее синкретизм с другими направлениями и жанрами в музыке. В таком случае, по большей части уменьшается доля начальной импровизации, которая была ее неотъемлемой частью. Это связано с развитием мировой музыки (европейское влияние), профессионализацией, которые подразумевают подчинение музыкальным канонам.
В настоящее время традиционная культура представляет два пласта: народный (непрофессиональный) и профессиональный, основывающийся на системе специального образования, но основу последней составляют именно традиции и народное творчество
Подводя итог всем вышеуказанным выводам, следует отметить следующее явление: наблюдаются иные признаки и смыслы в культуре, что можно обобщить понятием «неотрадиция». Так, внешне предметы народного искусства сохраняют все свои черты, но внутреннее содержание и символическое значение утратили свои позиции, которое раньше было непосредственно связано с мироощущением тувинского народа, было частью их мировоззрения. Хотя стоит отметить, что изменения коснулись и внешней составляющей. Отсюда и вытекает сувенирный характер продукции, изготавливаемой современными мастерами. Теперь они носят в себе функцию самоопределения этноса в глобальном мире, что становится неким маркером этничности.
Иными словами, проблема заключается в следующем: имеется ощущение, что внешне традиционная культура расцветает, в то время, как ее содержание помногу утратила первоначально заложенные смыслы.
Подобные работы
- ОТРАЖЕНИЕ ЭТНОМИРА СИБИРИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СИБИРСКИХ ХУДОЖНИКОВ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



