Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эволюция образа гуситского движения в историческом сознании России и Чехии (начало 1830-х — 1918 г.)

Работа №52100

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы143
Год сдачи2017
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
325
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ЧЕХИИ 13
§ 1. Период начала 1830-х- 1848 гг.: подготовка к формированию национал- либерального образа гуситства 13
§ 2. Период 1848 - начала 1870-х гг.: формирование основных тенденций в исторической памяти 24
§ 3. Период середины 1870-х- 1918-е гг.: дифференциация подходов 49
ГЛАВА II. ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ РОССИИ 79
§ 4. Период 1830-х - начала 1870-х гг.: формирование и доминирование славянофильской концепции гуситского движения 79
§ 5. Середина 1870-х - 1918-е гг.: расхождение взглядов и оценок в России 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 127

Гуситское движение в Чехии XV в. традиционно оценивается как одно из важнейших событий в истории не только Чехии, но и всей Европы эпохи позднего Средневековья. Устроенный последователями Яна Гуса религиозный и общественный переворот и последовавшие за ним многолетние боевые действия против коалиции государей большинства соседних государств надолго запомнили не только сами чехи и их соседи, но и вся Европа. И неслучайно, что именно история гуситского движения заняла прочные позиции не только в историографии, но и в историческом сознании обществ всего европейского континента. О гуситах писали историки и философы, литературоведы и богословы, священники и журналисты, писатели и поэты.
Изучение восприятия какого-либо исторического события или периода истории в историческом сознании является весьма актуальным в свете последних тенденций развития исторической науки. Причем это касается как исследований в области т.н. “Public History” - «публичной истории», так и в связи с начавшимся несколько ранее изучением феноменов «исторической памяти» и «исторического сознания». И если исследования в области «публичной истории» развернулись в России лишь на протяжении последних нескольких лет, то тематика «исторической памяти» и «исторического сознания», отчасти связанная с «публичной историей», занимает российских учёных на протяжении нескольких десятилетий, начиная с исследований Ю.А. Левады и М.А. Барга. Необходимо отметить также, что тон исследованиям, связанным с проблематикой «исторической памяти» в отечественной историографии, первоначально задавали именно специалисты по зарубежной истории. Данная проблематика также разрабатывается и в контексте межкультурных коммуникаций. Так, в саратовском издании «История и историческая память», начиная с 9 выпуска, регулярно присутствует рубрика «Запад на Востоке, Восток на Западе: кросскультурные отношения, взаимные восприятия, историческая память.
Таким образом, рассмотрение гуситского движения через призму восприятия его в историческом сознании представляется нам актуальным. Несмотря на то, что отдельные аспекты данной проблематики уже неоднократно попадали в исследовательское поле, до сих пор не предпринималось попыток комплексного изучения данной проблемы.
В настоящей работе будет рассматриваться отражение гуситского движения в историческом сознании России и Чехии периода 30-х гг. XIX в. - 1918 г. Понятие «историческое сознание» будет определено ниже. Обоснуем же географические и хронологические рамки исследования.
Необходимость изучения образа гуситского движения в исторической памяти Чехии представляется очевидной. История гуситского движения заняла настолько важное место в историческом сознании чешского народа, что уместно говорить об исторической памяти о гуситах в Чехии. Сюжеты гуситской истории стали неотъемлемой частью чешского национального самосознания, заняв важное место в национальной культуре.
Отражение гуситских сюжетов в России представляется заслуживающей внимания по ряду причин. Во-первых, его рассмотрение может быть полезным в свете изучения межкультурных контактов между Россией и Чехией, которые были весьма плотными именно в период 1830-х - 1918 г., когда были распространены теории «славянской взаимности», панславизма и неославизма, и представители различных славянских культур начали активно интересоваться историей и культурой других славянских народов, когда славяноведение как дисциплина переживала становление. Во- вторых, рассмотрение «русского взгляда» на гуситство представляет интерес с точки зрения того, как могли отражаться в историческом сознании какого- либо общества (в данном случае - русского) сюжеты «чужой» (хотя многие русские авторы и стояли на панславистских позициях) национальной истории, каковы были механизмы такой рецепции. Выбор России объясняется ещё и тем, что в русском историческом сознании данная тема отразилась достаточно подробно и плотно, но, вместе с тем, была для него достаточно далёкой (что отличает его, например, от немецкого исторического сознания, где гуситская тематика, безусловно, интересовала более широкие слои общественности, но вместе с тем была слишком сильно связана с немецкой историей для её объективного изучения).
Хронологические рамки с начала 1830-х гг. по 1918 г. - были выбраны в связи с тем, что, с одной стороны, именно начиная с 1830-х, с началом политизации чешского национального возрождения, гуситская история начинает становиться объектом систематического интереса чешской общественности. Немногим позже о гуситах начинают писать и русские авторы, преимущественно сочувствующие славянофилам, которые в этот период активно интересовались панславистскими идеями. С другой же стороны, после 1918 г. в историческом сознании и России, и Чехии происходит переворот, связанный с идеологизацией обществ и государств: в России побеждают большевики, которые формируют своеобразное «новое сознание», в котором до определённой поры не было места гуситам; в Чехии же происходит становление нового, национального чехословацкого государства, которое также начинает внедрять (хотя и в меньшей степени, чем в России) свою концепцию исторического сознания. Период до 1918 г. в России и Чехии отличает больший плюрализм оценок; в целом историческое сознание в обеих странах переживает процесс становления с непредсказуемым исходом.
Объектом настоящего исследования выступают, таким образом, исторические сознания России и Чехии. Предметом же является эволюция образа гуситского движения в исторических сознаниях вышеозначенных двух стран.
Цель работы: попытаться и осветить и сопоставить основные тенденции в эволюции образа гуситского движения в историческом сознании русского и чешского обществ в период 1830-х гг. - 1918 гг.
Достижению данной цели способствует решение следующих задач:
• Выявить основные этапы формирования восприятия гуситского движения в исторической памяти чешского общества
• Рассмотреть механизмы собственного отношения к сюжетам гуситской истории в России
• Показать историко-политический контекст, в котором происходило формирование и эволюция восприятия гуситской тематики в России и Чехии
• Сравнить и сопоставить между собою отражение гуситского движения в русском и чешском исторических сознаниях
Данная работа использует основные методы современной исторической науки, изложенная, в частности, в трудах И.Д. Ковальченко и Л.Н. Мазур. Это такие методы, как историко-компаративный метод, который является основным для данной работы и заключается в сравнении относительно схожего материала (в нашем случае - отражающего образ гуситского движения в исторических сознаниях России и Чехии) для выявления сходств и различий ; историко-генетический метод, который направлен на рассмотрение генезиса, происхождения и этапов развития описываемого явления и представляет собой «последовательное раскрытие свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения» ; хронологический метод, предусматривающий рассмотрение явлений в хронологической последовательности. Эти методы базируются, в свою очередь, на основных принципах исторической науки, таких, как принцип историзма и принцип объективности. Кроме того, использовались и основные общенаучные методы, такие как индукция, анализ и синтез.
В продолжение раскрытия теоретико-методологических основ исследования, необходимо также объяснить некоторые понятия, часто встречающиеся на страницах настоящей работы. Это понятия «историческое сознание» и «историческая память». В данной работе будет использоваться определения исторического сознания, данное социологом Ж.Т. Тощенко в статье года «Историческое сознание и историческая память» (2000). Здесь оно определяется как «совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии, присущем и характерном как для общества в целом, так и для различных социально-демографических, социально-профессиональных и этносоциальных групп». Это определение схоже с одним из наиболее распространённых в современной отечественной научной литературе определений общественного сознания, которое определяется как «совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, традиций, привычек, присущая обществу в целом или отдельным социальным группам» . Таким образом, историческое сознание выступает у Тощенко как обращённая на восприятие и оценку прошлого форма общественного сознания. Это, в целом, согласуется с представлениями М.А. Барга, который в своей работе «Эпохи и идеи. Становление историзма» писал, что историческое сознание являет собой «лишь измерение, срез» сознания общественного . В более же широком смысле историческое сознание понималось им как «духовный мост, переброшенный через пропасть времен, - мост, ведущий человека из прошлого в грядущее». О «конструирующей» функции исторического сознания писал и Б.Г. Могильницкий. Эти определения были учтены, но основным для нас остаётся всё же более широкое определение Тощенко, дополненное его же словами о «разлитости» исторического сознания, которое «охватывает и важные, и случайные события, впитывает в себя как систематизированную информацию, в основном через систему образования, так и неупорядоченную (через СМИ, художественную литературу)» . Это позволяет, помимо прочего, чётко определить круг источников по данной проблематике и включить в него максимально разновидовые тексты.
В современной науке существуют разные подходы к определению понятия «историческая память». Разработка их продолжалась, начиная с 1920-х г., когда Морис Хальбвакс издал свои первые работы о коллективной памяти . Вопрос о том, следует ли говорить об «исторической» или «коллективной» памяти, в какой степени она связана с историческим сознанием и как её следует понимать, является дискуссионным, особенно для домодерновых обществ и для социума эпохи постмодерна. В связи с тем, что в наш ракурс попадает «модерновая» эпоха, которая, по Л.П. Репиной, соответствует эпохе, когда влияние историографии - т.е систематизированной историками информации - на историческую память было максимальным , воспользуемся более широким определением Ж.Т Тощенко, который определил историческую память как форму исторического сознания, которое «отражает особую значимость и актуальность информации о прошлом в тесной связи с настоящим и будущим». Историческая память, по мнению Тощенко, выражает «процесс организации, сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, страны, государства» для его дальнейшего использования в какой-либо деятельности общества .
В этой связи нам представляется возможным говорить об исторической памяти о гуситском движении лишь в Чехии, где сюжеты гуситской истории постоянно и активно использовались разными общественными слоями и группировками и, действительно, имели особую значимость. Говорить об «исторической памяти» о гуситах в России нам представляется невозможным, в связи с тем, что особой значимости в общенациональном масштабе гуситская тематика в России не имела. А вот понятие «исторического сознания» применительно России вполне приемлемо - русское общество и его отдельные группы вырабатывали оценку и восприятие гуситского движения, в значительной степени - посредством типичной для эпохи XIX - XX вв. «модерной» формы исторического сознания, ключевую роль в которой играла историческая наука.
Теперь перейдём к обзору к характеристике источниковой базы, основной массив которой составили источники письменные. При написании настоящей работы было проанализировано более 100 письменных источников - произведений чешских и русских историков, философов, публицистов, журналистов, писателей и поэтов. Русские и чешские сочинения соотносятся примерно в пропорции 40:60. Все эти источники можно разделить на три большие группы:
1. Историография гуситского движения
2. Публицистика о гуситском движении
3. Художественная литература, посвящённая сюжетам гуситской истории
Историография гуситского движения составляет самую большую группу источников о восприятии гуситского движения, как в Чехии, так и в России. В эту эпоху историография - т.е «систематизированная [историками] информация» о гуситском движении играла чрезвычайно важную роль в общественном сознании, особенно в Чехии, где историк Франтишек Палацкий за свои заслуги в деле написания национальной истории даже получил неофициальный титул «отца нации».
Публицистика представляет собой вторую группу источников об общественном сознании в России, в Чехии объём этих источников сравним с объёмом художественной литературы о гуситах.
Художественная литература в случае России является самым редким источником о гуситском движении и представлена единичными произведениями; в случае Чехии эта группа сопоставима с произведениями общественной мысли.
До настоящего момента в историографии не создавалось какой-либо комплексной работы о месте гуситского движения в исторической сознании или исторической памяти. Вместе с тем, отдельные вопросы, связанные с данным кругом исследовательских тем, уже были освещены историками. В вышедшем ещё в 1915 г. сборнике «Ян Гус в памятниках чешского народа» схожий круг проблем рассматривали историки Камиль Крофта и Йосеф Янош. В третьем томе обширного труда Арношта Виллема Крауса «Гуситство в литературе» с литературоведческих позиций было рассмотрено освещение гуситского движения в чешской литературе XIX в.
В 1950-х гг. с близких к будущей концепции «исторической памяти» позиций о гуситском движении в общественном сознании писали молодые чешские историки-коммунисты Йозеф Мацек, Франтишек Кавка и Милан Маховец. Особо следует выделить труд Франтишка Кавки «Гуситская революционная традиция», в котором он достаточно подробно рассмотрел освещение гуситского движения в чешской литературе после 1848 г.
Более широкий интерес данная проблематика, однако, вызвала уже в период 1990 - 2000-х гг. - после падения коммунистического режима и связанных с ним идеологических установок в социо-гуманитарном знании, начала проникновения в бывшие коммунистические страны концепций западных учёных. Чаще всего в работах этого периода гуситское движение упоминается как один из «мифов» чешской истории. Здесь необходимо назвать, прежде всего, работы Иржи Рака (например, работу 1994 г. «Были чехи: чешские исторические мифы и стереотипы») и вышедший в 2011 г. сборник статей «Рождение мифа. Две жизни гуситской эпохи». В них, однако, данная проблематика была затронута лишь частично.
Кроме того, тематика гуситского движения в исторической памяти Чехии является объектом пристального интереса со стороны современных церковных историков и теологов, работающих в Чехии. Особенно следует выделить работы Петера Морее, посвящённые чешско-немецким разногласиям относительно места гуситского движения в истории коммеморативным практикам и ритуалам гуситского движения. Работы на схожие темы также публиковали теолог Петр Пабиан и историк Зденек Безецны.
В нечешской зарубежной историографии, проблематика исторической памяти гуситского движения рассматривалась достаточно широко. Можно назвать вышедшую в 1999 г. работу канадского историка Тима Ходана «Использование и злоупотребление исторической фигурой Яна Гуса в чешской истории», в которой было весьма подробно рассмотрено освещение образа Яна Гуса в чешской культуре до прихода к власти коммунистов. Данная работа представляет достаточно богатый и интересный фактографический материал, однако, написана с несколько тенденциозно, представляя эволюцию образа Яна Гуса в чешской культуре как прелюдию к приходу к власти коммунистов. В контексте исследований чешского национализма частично осветила данную проблематику американский историк Нэнси Уингфилд. Тему изображения Яна Гуса в монументальном искусстве в своей статье достаточно подробно осветил австрийский автор Джек Шропп.
В отечественной историографии проблематику гуситского движения в исторической памяти чешского народа освещали саратовские учёные, представители богемистической школы А.И. Озолина: А.Н. Г алямичев, М.А. Васильченко, А.А. Касович. Они работали с позиций теории «исторической памяти», но разработали лишь отдельные, весьма узкие аспекты данной проблематики: ими было описано, например, освещение гуситского движения в филателистике и обращение к образу гуситства в пропаганде чехословацкого корпуса времён Первой Мировой войны.
Восприятие гуситского движения в общественном сознании России было освещено достаточно широко в работах Л.П. Лаптевой, например «Русская историография гуситского движения», которая посвящена историографии, но лишь частично затрагивает и освещение гуситского движения в русской публицистике и художественной литературе дореволюционного периода.
Из анализа историографии видно, что написание комплексного исследования, которое охватывало бы различные аспекты восприятия гуситского движения в историческом сознании сохраняет свою актуальность, комплексного исследования по данной проблематике предпринято так и не было.
Структурно работа разделена на две главы по «страновому» признаку, которые, в свою очередь, разделяются на параграфы в соответствии с хронологическим принципом.
Глава 1 посвящена рассмотрению гуситского движения в исторической памяти чешского народа. Она подразделяется на три параграфа: §1 охватывает период последнего этапа чешского национального возрождения, когда о гуситском движении только начинали активно писать: это период начала 1830-х - 1848 гг., §2 посвящён периоду 1848-1870-х гг.: периоду, когда после падения цензуры происходит всплеск интереса к гуситской истории, а чешское национальное движение политизируется и формируются основные тенденции исторической памяти; в §3 освещён период 1870-1918-х гг.: периода постепенного расхождения оценок гуситского движения в чешском обществе и фрагментации политической жизни в Чехии.
В главе 2 описано место гуситского движения в русском историческом сознании. Она также подразделяется на три параграф: в §4 освящен период 1830- начала 1870-х гг., когда гуситство интересовало в России лишь достаточно узкие общественные круги, близкие к славянофилам; в §5 рассматривается период середины 1870-1918-х гг., когда гуситское движение начинает интересовать более широкие слои либеральной и левой общественности, и происходит оживление и фрагментация политической жизни в России, а в годы Мировой войны гуситская тематика фактически попадает в прицел военной пропаганды. В данном случае периодизация заимствована из работы Л.П. Лаптевой «Русская историография гуситского движения» . 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящей работе нами было рассмотрено свыше 100 письменных источников, так или иначе позволяющих нам реконструировать эволюцию образа гуситского движения в России и Чехии периода с 1830-х гг. до конца Первой Мировой войны. Изучены были труды учёных-историков, публицистические произведения, сочинения поэтов и писателей. Необходимо перейти к итогам данной работы.
На основании рассмотрения данных работ, мы можем заключить, что говорить о тенденциях в эволюции образа Яна Г уса и гуситского движения в исторических сознаниях России и Чехии можно в двух смыслах.
В первом смысле мы говорим о глобальной тенденции, которая, как нам видится, была общей для двух стран. Несмотря на то, что степень значения гуситского движения для истории России и Чехии принципиально отличается, в обеих странах имел место один и тот же процесс. Это процесс постепенной политизации гуситской истории. В Чехии идеализированные образы гуситского прошлого становятся на службу национал-либеральному движению, вдохновляя чешских патриотов на борьбу за национальные права чехов. В России же, гуситское движение изначально служило целям внешнеполитической повестки и славянофильской идеологии, которые заключались в обосновании того, что исторические пути развития Чехии, равно как и других славянских стран, были близки к путям развития России, а не Запада.
Однако, по мере усложнения и фрагментации политической и общественной жизни в двух странах, происходит и фрагментация политической повестки. В Чехии появляется католическое движение, которое вовсе отрицало гуситский период, появляются историки-позитивисты, придерживающиеся консервативных взглядов, которые смотрели на гуситское движение как на сложное, противоречие явление. При этом национал-либеральный взгляд на гуситство не только продолжает своё существование, он также и доминирует в искусстве Чехии. В России же о гуситах пишут люди самых разных: либеральных, народнических, марксистских, неославянофильских взглядов. Представители разных направлений, по сути, используют гуситское движение для своих целей, «мобилизуя» прошлое на службу сегодняшней политической повестке. Вместе с тем, некоторые авторы, например позитивисты в Чехии и России, избегают излишней политизированности и предпринимают попытки создать более взвешенные теории.
Этот тренд на партикуляризацию переламывают события Первой Мировой войны. Как в Чехии, так и в России гуситство выступает как пример героической славянской борьбы за национальную свободу против «германизма». Это объясняется нуждами войны - подготовкой в её процессе базы для новых государств, чехословацкого и советского, которые будут активнее выстраивать историческую политику, в результате чего всё историческое сознание будет развиваться в по-иному, нежели в империях.
Так выглядят общие тренды. В их рамках развивались подтренды: собственно, тенденции эволюции образа гуситского движения. В Чехии мы можем выделить три основных направления, которые наметились уже к 1860-м гг. Первым, самым важным направлением является направление национал-либеральное. Ф.Палацкий, фактически первым подробно описавший гуситское движение в научной литературе, создал образ гуситства как «вершины чешской истории», эпохи борьбы за национальную, политическую и общественную свободу, столкновения славянского демократизма с немецким феодализмом, закончившегося из-за предательства высшей шляхты и патрициата. В упрощённой форме этот образ переняли многочисленные популяризаторы истории Палацкого, кроме того, этот образ удачно лёг на творчество патриотических поэтов и писателей, таких как Й.К. Тыл и Я.Э. Воцель, и был развит их преемниками - С. Чехом, Я. Нерудой, А. Ирасеком, а на рубеже веков актуализирован в историографии и исторической публицистике трудами Т.Г. Масарика, Г. Томана и В. Флайшганса. Эти авторы, однако, несколько отклонились от образа Палацкого, изображая Жижку как одного из славнейших героев чешской истории.
В этом им невольно помогла консервативная историография. В.В. Томек, её отец, не создав самостоятельного образа Яна Гуса, ввёл в чешское историческое сознание образ Яна Жижки как героического воина, умного полководца и мудрого политика, негативно отзываясь о развитии гуситского движения после смерти Жижки. Образ Жижки был перенят чешской общественностью и «встроен» в концепцию Палацкого. Критический взгляд Томека на гуситское движение переняли чешские историки-позитивисты, такие как Я. Голл, Я. Бидло, Й. Шуста и Й. Пекарж, скептически смотрели на поздние этапы гуситского движения, однако, высоко ценя заслуги Яна Гуса, тем самым воспринимая гуситское движение неоднозначно. Не все позитивисты, однако, переняли этот скепсис. К. Крофта и В. Новотный встали на национал-демократические позиции.
Однозначно негативно гуситское движение воспринимали католические авторы, среди которых следует выделить Й.А. Гелферта и А. Ленца. Для них гуситское движение, равно как и вся Реформация представляет собой лишь эпоху церковного раскола и гражданской войны.
В России можно выделить четыре основных тенденции, первые две из которых сформировались до 1870 г. Ученики Бодянского - В.А. Елагин, Е.П. Новиков, А.С. Клеванов, А.С. Гильфердинг, смотрели на гуситское движение как на часть истории борьбы славян с «германизмом», и обнаруживали якобы православные устремления гуситов, желающих воссоединиться с восточной церковью и славянскими народами. Для них гуситство было частью панславянской истории.
Им оппонировали либералы, а позже и позитивисты - А.Н Пыпин, К.К. Арсеньев, В.И. Герье, Н.И. Кареев. Для них гуситство - это, прежде всего, часть истории западной цивилизации, а сам Ян Гус - провозвестник Реформации и моральный союзник гуманистов, при этом значение гуситского движения как национально-освободительного не отрицалось.
Левые тенденции в освещении гуситского движения формируются позднее, начиная с 80-х гг. XIX в., формируясь вплоть до середины 1910-х гг. Авторы-народники - С.А. Венгеров и М.М. Филиппов видели в гуситском движении моральную борьбу за идеалы свободы и равенства, значимые для народов всего мира, а гуситство для них является событием, равным Реформации и гуманизму, но также и Французской революции 1789 г., а вместе с тем и будущему освобождению России. С ними отчасти согласны были марксистские авторы - А.В. Мезьер и В.Н. Перцев, однако для них гуситство выступает уже как социальное движение, предшествующее буржуазным революциям.
Попытки выработать более комплексный и взвешенный подход присутствовали в творчестве И.С. Пальмова и М.К. Любавского. Возможно, они бы сумели синтезировать разные теории, но путь развитию их теорий преградила Первая Мировая. В России она знаменовала временный реванш славянофильской концепции, в Чехии же - окончательную победу национал- либералов, приступивших к государственному строительству.
В целом, можно сказать, что тенденции в России и в Чехии были схожи - славянофилы в России, равно как и национал-либералы в Чехии, опираясь на творчество Палацкого, однако отбрасывая некоторые его положения, создали героический образ гуситского движения. Однако, по мере фрагментации общества, создавались новые направления, связанные с той или иной степени с политическими теориями. В России они имели левый уклон, в связи с чем гуситское движение становится популярной темой освещения либеральных, народнических и марксистских авторов, чем и объясняется достаточно единогласная героизация Гуса и гуситства (с различением приписываемых гуситству мотивов). В Чехии же имел место правый, консервативный и католический уклон, в этой связи к гуситскому движению выработалось и скептическое отношение.
Ключевым различием в трендах, на наш взгляд, является более широкое вписывание гуситской истории как во всемирно-исторический, так и в панславянский контекст русскими авторами. Кроме того, отечественные авторы, больше сосредоточившись на жизни и деятельности самого Гуса, которым было посвящено больше изданий источников, сосредоточили свой взгляд на нём, в то время как чешские авторы освещали гуситское движение более комплексно, но, вместе с тем - и более национально, прежде всего как часть чешской истории. Русские же авторы с определённого периода переориентируются на достижений французской и немецкой историографий. В этом и заключается разница подходов к сюжетам собственной и «чужой» национальных истории - сюжеты отечественной истории рассматриваются более глубоко и в менее широком всемирно-историческом контексте.
В России механизмы выстраивания отношения к гуситскому движению были жёстко подчинены общественно-политическим трендам, при том пример России отличает от прочих более сильное левое направление. Левая повестка занимает куда больше места в сочинениях русских историков и публицистов, что может служить одним из своеобразных ключей к причинам победы большевиков в России. Кроме того, в качестве ещё одного тренда можно выделить постепенный отход русских авторов от опоры на чешскую историографию к французской и немецкой.
Таковыми нам видятся итоги проделанной работы. Главный итог, по нашему мнению, заключается в том, что формирование исторического сознания в период XIX - начала XX вв. проходило под сильным влиянием политических событий эпохи, в результате чего изучение проблематики исторического сознания в этот период без рассмотрения политического контекста представляется нам не имеющим никакого смысла. Это и видится нам главным практическим итогом проделанной работы, которая, как нам кажется, нуждается в продолжении в более широком контексте.



1. Bidlo J., Susta J., Hybl J. Dejiny stredmho a noveho veku. - Praha: Historicky klub, 1912. - 192 s.
2. Cech S. Dva zvony. // Hus a husitsM v ceske poesii. Vybor. - Praha:
J. Otto, 1915 - S. 44 - 48.
3. Cech S. Hus. // Hus a husitsM v ceske poesii. Vybor. - Praha: J. Otto, 1915 - S. 53 - 55.
4. Cech S. Zizka. // Hus a husitsM v ceske poesii. Vybor. - Praha: J. Otto, 1915 - S. 56 - 72.
5. Documenta Mag. Joannis Hus : Vitam, doctrinam, causam in Constantiensi consilio actam et controversias de religione in Bohemia annis 1403 - 1418 motas illustrantia quae partim adhuc inedita, partim mendose vulgata, nunc ex ipsis fontibus hausta. / ed. F. Palacky. - Pragae: Sumptibus Friderici Tempsky, 1869. - 768 pp.
6. Emanuel A. Deje husith se zvlastrnm vzhledem na Jana Zizku. // Emanuel A. Sebrane spisy. - Praha: Statm nakladatelsM politicke literatury, 1954. - S. 109 - 258.
7. Fric J.V Rohac z Dube [Электронный ресурс] // Wikizdroje - volne
dostupna knihovna [сайт]. - URL:
https://cs.wikisource.org/wiki/Roh%C3%A1%C4%8D z Dub%C3%A9 (дата обращения: 28.05.2017).
8. Goll J. Cechy a Prusy ve Stredoveku. - Praha: Burak & Kohout, 1897. - 314 s.
9. Goll J. Jednota bratrska v XV stoleh. // Goll J. Chelcicky a jednota v XV stoletr - Praha: Historicky klub, 1916. - S. 43 - 247.
10. Goll J. Petr Chelcicky. // Goll J. Chelcicky a jednota v XV. stoletr - Praha: Historicky klub, 1916. - S. 1 - 42.
11. Goll J. ValdensH a Cechy. // Goll J. Chelcicky a jednota v XV stoletn - Praha: Historicky klub, 1916. - S. 249 - 315.
12. Hanus J. Mistr Jan Hus a husitsM za pobelohorske protireformace. // Mistr Jan Hus v zivote a pamatkach ceskeho lidu. - Praha: Cesky ctenaf, 1915. - S. 29 - 57.
13. HavHcek K. Mistr Jan Hus [Электронный ресурс] // Wikizdroje -
volne dostupna knihovna [сайт]. - URL:
https://cs.wikisource.org/wiki/%C4%8Cl%C3%A1nky ze Slovana/Mistr Jan Hu s (дата обращения: 27.04.2017).
14. HavHcek K. Posledm Cech [Электронный ресурс] // Wikizdroje -
volne dostupna knihovna [сайт]. - URL:
https://cs.wikisource.org/wiki/Posledn%C3%AD %C4%8Cech %28Havl%C3%A D%C4%8Dek%29 (дата обращения: 27.04.2017).
15. Helfert J.A. Mistr Jan Hus, aneb. Pocatkove cHkevmho rozdvojem v Cechach. - Praha: F. Rivnac, 1853. - 287 s.
16. Hlavinka A. Bludy a lzi v dejinach. - Brno: Papezska knihtiskarna benediktinh rajhradskych, 1888. - 472 s.
17. Hlavinka A. Dejiny sveta v obrazech: od praveku do pocatku XX. stolet^. DH II, Stredovek. - Brno: Dedictvf sv. Cyrilla a Methodeje, 1906. - 678 s.
18. Hlavinka A. Kronyka ceskomoravska: dejiny naseho naroda pro nas lid. - Brno, 1890. - 402 s.
19. Holecek J. Hushv kraj a lid. // Mistr Jan Hus v zivote a pamatkach ceskeho lidu. - Praha: Cesky ctenar, 1915. - S. 59 - 79.
20. Kollar J. Slavy dcera (1824) // Kollar J. Basne. - Praha: Ceskoslovensky spisovatel, 1952. - S. 19 - 182.
21. Krofta K. Jan Hus. Jeho zivot a vyznam. - Praha: J. R. ViHmek, 1915.
64 s.
22. Krofta K. Mistr Jan Hus a jeho vyznam v ceskych dejinach do B^le Hory. // Mistr Jan Hus v zivote a pamatkach ceskeho lidu. - Praha: Cesky ctenar, 1915. - S. 9 - 27.
23. Krystfifek F.X. Husw ochranny list [Электронный ресурс] //
Wikizdroje - volne dostupna knihovna [сайт]. - URL: https://cs.wikisource.org/wiki/Hus%C5%AFv ochrann%C3%BD list (дата
обращения: 29.05.2017).
24. Krystfifek F.X. Vseobecny drkevni dejepis. DHu II. cast 2. - Praha: Cyrillo-Methodejska knihtiskarna, 1889. - 818 s.
25. Lacina J. Ceska kronika: Dfl II. Od roku 1306 po rok 1526. - Praha, 1893-1894. - 2162 s.
26. Lenz A. Ucern Mistra Jana Husi. - Praha: DedicM sv. Prokopa, 1875. - 365 s.
27. Masaryk T.G. Ceska otazka [Электронный ресурс] // Mestska
knihovna v Praze [сайт]. - URL:
https://web2.mlp.cz/koweb/00/03/95/21/43/ceska otazka.pdf (дата обращения:
25.04.2017) .
28. Masaryk T.G Jan Hus: nase obrozern a nase reformace. - Praha: Cas, 1896. - 58 s.
29. Modracek F. Mistr Jan Hus a jeho doba. - Praha: Zar, 1903. - 72 s.
30. Nejedly Z. Dejiny husitskeho zpevu. - Praha: Kralovska ceska spolecnost nauk, 1913. - 952 s.
31. Novotny V Nabozenske hnuti ceske ve 14. a 15. stol. Cast 1, do Husa. Praha: J. Otto, 1915. - 280 s.
32. Palacky F. Dejiny narodu ceskeho v Cechach a v Morave. Dfl III. Od roku 1403 az do roku 1439. - Praha: Burak & Kohout, 1899. - 659 s.
33. Palacky F. Dejiny narodu ceskeho v Cechach a v Morave. DH IV Od roku 1439 do roku 1471. - Praha: Burak & Kohout, 1900. - 670 s.
34. Palacky F. Idea statu rakouskeho [Электронный ресурс] // Wikizdroje - volne dostupna knihovna [сайт]. - URL:
https://cs.wikisource.org/wiki/Idea st%C3%A1tu rakousk%C3%A9ho (дата обращения: 12.06.2017).
35. Palacky F. O valecnem umern Cechh v XV. stoletr // Frantiska Palackeho spisy drobne. - Praha: Burak & Kohout, 1898. - S. 11 - 16.
36. Palacky F. Predchhdcove husitstvf v Cechach. // Frantiska Palackeho spisy drobne. - Praha: Burak & Kohout, 1898. - S. 203 - 247.
37. Palacky F. Psarn ze dne 11. dubna 1848 do Frankfurtu // [Электронный ресурс]. - Wikizdroje - volne dostupna knihovna [сайт]. - URL: https://cs.wikisource.org/wiki/Psan%C3%AD ze dne 11. dubna 1848 do Frank furtu (дата обращения: 12.06.2017).
38. Palacky, F. Geschichte von Bohmen: Band III, Abtheilung 1: vom Jahre 1378 bis 1419. - Prag, 1845. - 424 s.
39. Pekar J. Dejiny nasf nse. / doslov J. Raka. - Praha: Elka Press, 2011. -
216 s.
40. Puchmajer A.J. Oda na Jana Zizku z Trocnova. // Hus a husitsM v ceske poesii. Vybor. - Praha: J. Otto, 1915. - S. 5 - 9.
41. Safarik PJ. Dejiny slovanskeho jazyka a literatury vsetkych narecr Severozapadrn Slovania [Электронный ресурс] // Zlaty fond denrnka SME - Najvacsia slovenska elektronicka kniznica [Сайт]. - URL: https://zlatyfond.sme.sk/dielo/1203/Safarik Dejiny-slovanskeho-jazyka-a-
literaturv-vsetkvch-nareci-Severozapadni-Slovania/1 (дата обращения:
16.06.2017) .
42. Simak J.V. Hus a doba pred mm. - Praha: F. Topic, 1915. - 108 s.
43. Sladkovsky K. Rec pri slavnosti 500lete pamatky narozern Mistra Jana
Husi v Husinci dne 6. zan 1869 [Электронный ресурс] // Wikizdroje - volne dostupna knihovna [сайт]. - URL:
https://cs.wikisource.org/wiki/%C5%98e%C4%8D Dra Karla Sladkovsk%C3% A9ho p%C5%99i slavnosti 500let%C3%A9 pam%C3%A1tky narozen%C3%A D Mistra Jana Husi v Husinci dne 6. z%C3%A1%C5%99%C3%AD 1869
(дата обращения: 9.05.2017).
44. Slovanstvo: obraz jeho minulosti a pntomnosti. - Praha: J. Laichter, 1912. - 778 s.
45. Toman H. Husitske valecnictvr - Praha: Kralovska ceska spolecnost nauk, 1898. - 468 s.
46. Tomek W.W. Deje kralovsM ceskeho. - Praha, 1898. - 432 s.
47. Tomek W.W. Deje university prazske. - Praha, 1849. - 320 s.
48. Tomek W.W. Jan Zizka. - Praha: J. Otto, 1879. - 228 s.
49. Tomek W.W., Vocel J.E. Riegmv Slovmk naucny/Hus [Электронный ресурс] // Wikizdroje - volne dostupna knihovna [сайт]. - URL: https://cs.wikisource.org/wiki/Riegr%C5%AFv Slovn%C3%ADk nau%C4%8Dn %C3%BD/Hus (дата обращения: 20.05.2017).
50. Turinsky F. Husinec. // Hus a husitsM v ceske poesii. Vybor. - Praha: J. Otto, 1915. - S. 10 - 11.
51. Tyl J.K. Dekret Kutnohorsky [Электронный ресурс] // Wikizdroje -
volne dostupna knihovna [сайт]. - URL:
https://cs.wikisource.org/wiki/Dekret Kutnohorsk%C3%BD %28Tyl%29 (дата обращения: 12.05.2017).
52. Wocel J.E. Mec a kalich. - Praha, 1843. - 227 s.
53. Арсеньев К.К. Ян Гус и чешская национальность. // Вестник Европы. 1868. - Т 5. - Кн. 9. - С. 360 - 382.
54. Белгородский А.В. За что боролся и пострадал Ян Гус. - Пг.: Издание Н. П. Карбасникова, 1916. - 32 с.
55. Бильбасов В.А. Чех Ян Гус из Гусинца. // Бильбасов В.А. Исторические монографии. Т 1. - СПб: типография И. И. Скороходова, 1901. - С. 271 - 349.
56. Богданович М.А. Братья-чехи. - М.: Книгоиздательство К. Ф. Некрасова, 1914. - 16 с.
57. Бодянский О.М. О народной поэзии славянских племён. - М.: Типография Н. Степанова, 1837. - 156 с.
58. Бодянский О.М. О поисках моих в Познанской публичной библиотеке. // Чтения в обществе истории и древностей российских. - 1846. - № 1. - С. 1 - 45.
59. Будилович А.С. Не был ли православным Иероним Пражский? // Христианское чтение. - 1870. - № 4. - С. 684 - 708.
60. Будилович А.С. Об отношении вальденцов к религиозным
сектами старой Чехии. // Христианское чтение. - 1869. - №8. - С. 319 - 341.
61. Васильев П.П. Причины и характер чешского религиозного
движения. - ЖМНП. - Ч. 146. - № 7. - С. 90 - 125. ; №. 8. - С. 234 - 280.
62. Венгеров С.А. Причины гуситско-таборитского движения. //
Русская мысль. - 1881. - Кн 12. - Отд 1. - С. 75 - 119.
63. Венгеров С.А. Провозвестники гуситства. // Русская мысль. - 1882. - Кн. 1. - Отд. 1. - С. 180 - 207.
64. Венгеров С.А. Табориты и их общественно-политические идеалы. // Вестник Европы. - 1882. - Т 4. - С. 597 - 607 ; Т 5. - С. 80 - 112.
65. Выдержка из прокламации I Славянского съезда к народам Европы от 12 июня 1848 г. // Хрестоматия по новой истории: В 3 т. Т 2. 1815 - 1870. - М.: Мысль, 1965. - С. 180.
66. Герье В.И. Гус // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [электронный ресурс] // Викитека - свободная библиотека [сайт]. URL: Мр8://щ^1к18оигсе.ощМ1к1/ЭСБЕ/Гус. Ян (дата обращения: 13.04.2017).
67. Гильфердинг А.Ф. Гус. Его отношение к православной церкви. - СПб.: типография Майкова, 1871. - 79 с.
68. Григорович В.И. Краткое обозрение славянских литератур. // Учёные записки Казанского университета. - 1841. - Кн. 1. - С. 93 - 153.
69. Григорович В.И. Опыт изложения литератур словен в её главнейших эпохах. - Казань: Университетская типография, 1843. - 111 с.
70. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Институт российской цивилизации, Благословение, 2011. - 816 с.
71. Дювернуа А.Л. Станислав Зноемский и Ян Гус. - М.: Университетская типография, 1871. - 213 с.
72. Елагин В.А. Об «Истории Чехии» Франца Палацкого. - М.: Университетская типография, 1848. - 44 с.
73. Ирасек А. Сочинения. В 8 т. Т 3: Против всех. / пер. с чешск. Р. Разумовой. - М.: Гослитиздат, 1956. - 583 с.
74. Кареев Н.И. История Западной Европы в Новое время: в 7 т. Т 1. - СПб.: типография И. А. Ефрона, 1892. - 558 с.
75. Кареев Н.И. Учебная книга истории Средних веков. - СПб.: типография М. М. Стасюлевича, 1900. - 242 с.
76. Кареев Н.И. Учебная книга Новой истории. - СПб.: типография М. М. Стасюлевича, 1900. - 346 с.
77. Клеванов А.С. Очерк истории чешского вероисповедного движения. - М.: Университетская типография, 1876. - 1028 с.
78. Коллар, Ян. Дочь славы: Лиро-эпическая поэма в пяти спевах с предспевом. / пер. с чешск., вступ. статья и комм. Н.В. Водовозова. // Учёные записки МГПИ им. Ленина. - 1969. - № 287. - С. 9 - 423.
79. Кораблёв В.Н. Славянский мученик Ян Гус из Гусинца. - Пг.: Типография В. Д. Смирнова, 1915. - 55 с.
80. Котомкин А.Е. Ян Гус: историческая драма в стихах. - 2-е изд. - Тюмень: Свободное слово, 1919. - 89 с.
81. Ламанский В.И. Исторические замечания к сочинению «О славянах в Малой Азии, Африке и Испании». - СПб: типография АН, 1859. - 227 с.
82. Лихачёва Е.О. Европейские реформаторы: Гус, Лютер, Цвингли, Кальвин. - СПб.: Типография В. Ф. Деманова, 1872. - 242 с.
83. Любавский М.И. История западных славян. - М.: Издание М. И С. Сабашниковых, 1918. - 460 с.
84. Мезьер А.В. Из оков к свободе. Рассказы из истории чешского народа. - СПб., 1912. - 279 с.
85. Меттерних К. О состоянии умов в Европе и об обязанностях правительств. / анон. пер с франц. // Русская старина. - 1873. - Т 8. - №. 11. - С. 782 - 799.
86. Неруда Я. В земле чаши. // Неруда Я. Стихотворения. Рассказы.
Малостранские повести [Электронный ресурс] // Большая онлайн библиотека e-Reading [сайт]. - URL: https://www.e-
reading.club/chapter.php/1036918/131/Neruda -
Stihotvoreniya. Rasskazy. Malostranskie povesti.html (дата обращения:
8.06.2017) .
87. Неруда Я. По стопам льва. // Неруда Я. Стихотворения. Рассказы.
Малостранские повести [Электронный ресурс] // Большая онлайн библиотека e-Reading [сайт]. - URL: https://www.e-
reading.club/chapter.php/1036918/135/Neruda -
Stihotvoreniya. Rasskazy. Malostranskie povesti.html (дата обращения:
8.06.2017) .
88. Новиков Е.П. Гус и Лютер: в 2 ч. Ч. I. - М.: типография А. Семена, 1859. - 457 с. ; Ч. II. - М.: Университетская типография, 1859. - 469 с.
89. Новиков Е.П. Православие у чехов. // Чтения в обществе истории и древностей Российских при Московском университете. - 1848. - № 9. - С. 433 - 526.
90. Палаузов С.Н. Иоанн Гус и его последователи. // Москвитянин. - 1845. - № 6. - С. 55 - 80.
91. Пальмов И.С. Вопрос о чаше в гуситском движении. - СПб.: типография Ф. Г. Елеонского, 1881. - 582 с.
92. Пальмов И.С. Исторический образ Иеронима Пражского. // Славянские известия. - 1916. - Кн. 2. - С. 28 - 44.
93. Пальмов И.С. К вопросу о сношениях чехов-гуситов с восточной церковью. // Христианское чтение. - 1888. - № 1-2. - С. 70 - 109.
94. Первольф И.И. Славянская взаимность с древнейших времён до XVIII в. - СПб.: типография В. С. Балашева, 1874. - 306 с.
95. Первольф И.И. Славяне, их взаимные сношения и связи: в III т. - Варшава: типография К. Ковалевского. - Т I. - 1886. - 209 с. ; Т III. - Ч. 1. - 1890. - 262 с. ; Т III. - Ч. 2. - 1893. - 278 с.
96. Перцев В.Н. Гус. // Энциклопедический словарь т-ва «Бр. А. и И. Гранат и Ко. - 7-е изд. - Т 17. - 1913. - С. 428 - 434.
97. Перцев В.Н. Гуситы. // Энциклопедический словарь т-ва «Бр. А. и И. Гранат и Ко. - 7-е изд. - Т. 17. - 1913. - С. 414 - 423.
98. Погодин А.Л. Краткий очерк истории славян. - 2-е изд., стереотипное. - М.: УРСС, 2003. - 130 с.
99. Пыпин А.Н., Стасюлевич В. Д. Обзор истории славянских литератур. - СПб, 1865. - 536 с.
100. Романовский В.Е. Ян Гус. - М.: Издание А. С. Панафидиной, 1915. - 88 с.
101. Сингалевич С.П. Ян Гус и возрождение Чехии в XIV в. - Казань: Центральная типография, 1915. - 9 с.
102. Содомов А.И. Чехия. - М.: Издание тов-ва И. Н. Кушнерева и К°, 1915. - 37 с.
103. Тыл Й.К. Ян Гус. // Тыл Й.К. Избранное. / пер. с чешск. Е. Аникст. - М.: Гослитиздат, 1954. - С. 380 - 492.
104. Тютчев Ф.И. Гус на костре. // Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений, письма: в 6 т. Т. 2. Стихотворения 1850 - 1873. - М.: Классика, 2003. - С. 216.
105. Филиппов М.М. Ян Гус: его жизнь и реформаторская
деятельность. - СПб.: типография тов-ва «Общественная польза», 1891. - 78 с.
106. Флайшганс В. Ян Гус. / пер с чешск. Е. Петровской под ред. Н. Петровского. - М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1916. - 665 с.
107. Челаковский Ф.Л. Прокоп Голый. / пер. с чешск. А. Арго. //
Зарубежная литература: XIX в. Романтизм. Критический реализм.
Хрестоматия. / под. ред. Я.Н. Засурского. - М.: Просвещение, 1979. - С. 30 -
31.
108. Чехия и Моравия. - СПб.: Издание славянского
благотворительного комитета, 1871. - 211 с.
109. Щеглов Д.В. Иоанн Гусс и его значение для славянства. // Заря. - 1869. Кн. 12. - Отд. II. - С. 11 - 15.
II. Литература
1. Неедлы З. Коммунисты - наследники великих традиций чешской нации: пер. с чеш. // Неедлы З. Статьи об искусстве. Л. ; М.: Искусство, 1960. С. 563 - 602.
2. Bezecny Z. Banda lupicd a zharn: Boj o Jana Husa a husitstvf na ceskem zemskem snemu v r. 1889 // Studia Theologica. - Olomouc: Cyrilometodejska teologicka fakulta Univerzity Palackeho, 2015. - Dd 4 (2015). - S. 75 - 84.
3. Bda M. Jan Hus - velke tema ceskych dejin [Электронный ресурс] // Radio Praha - zpravy z Ceske republiky [сайт]. - URL: http://www.radio .cz/cz/rubrika/special/j an-hus-velke-tema-ceskych-dej in (дата обращения: 3.05.2017).
4. Chodan T. The Use and Abuse of Jan Hus as an Historical Figure in Czech Culture. - Edmonton: University of Alberta, 1999. - 125 pp.
5. Cornej P. Historici, historiografie a dejepis. - Praha: Karolinum, 2016. - 484 s.
6. Goll J. Frantisek Palacky. // Goll J. Vybrane spisy drobne. Dd I. - Praha: Historicky klub, 1928. - S. 39 - 112.
7. Goll J. Palackeho program prace historicke. // Goll J. Vybrane spisy drobne. Dd I. - Praha: Historicky klub, 1928. - S. 28 - 38.
8. Herald V. The Spiritual Background of the Czech Reformation: Precursors of Jan Hus. // A Companion to Jan Hus. / edited by Frantisek Smahel and Ota Pavhcek. - Leiden: Brill, 2015. - pp. 69 - 95.
9. Historie [Электронный ресурс] // Mestska cast Praha 3 [сайт]. -
URL: http://www.praha3.cz/radnicni-noviny/o-mc-praha-3/historie (дата
обращения: 21.05.2017).
10. Husova | Ulicmk [Электронный ресурс] // Mestska cast Praha 1 [сайт]. - URL: http://www.praha!.cz/cps/praha-1 -husova.html (дата обращения:
21.05.2017) .
11. J.A. Helfert (1820-1910): predchhdce a vzor Vladimira a Jaroslava
Helfertovych [Электронный ресурс] // Digitalm knihovna FF Masarykovy univerzity [сайт]. - URL:
https://digilib.phil.muni.cz/handle/11222.digilib/136149?locale-attribute=cs (дата обращения: 18.05.2017).
12. Jan Zizka z Trocnova - Vaclav Vladivoj Tomek [Электронный ресурс] // KOSMAS.cz - vase internetove knihkupecM [сайт]. - URL: https://www.kosmas.cz/knihv/192212/ian-zizka-z-trocnova/ (дата обращения: 02.05.2016).
13. Kavka F. Husitska revolucm tradice. - Praha: Statm nakladatelsM politicke literatury, 1953. - 358 s.
14. Koepl K. Palacky und die Censur. // Pamatmk na oslavu stych narozenin Frantiska Palackeho. - Praha: Matice Ceska, 1898. - S. 646 - 688.
15. Kraus A. V HusitsM v literature, zejmena nemecke. Dh III: HusitsM v literature 19. stoletf - Praha: Nakladatelstvf CAVU, 1924. - 320 s.
16. Kubh E., Sousa J. T. G. Masaryk a jeho c.k. protivmci. - Praha: Karolinum, 2015. - 364 s.
17. Kuchynova Z. Anenske namesh v Praze [Электронный ресурс] //
Radio Praha - zpravy z Ceske republiky [сайт]. - URL: http://www.radio.cz/cz/rubrika/cestuieme/anenske-namesti-v-praze (дата обращения: 13.05.2017).
18. Machanova V. Stare letopisy Ceske (SLC) [Электронный ресурс] //
Masarykova univerzita [cайт]. - URL:
https://is.muni.cz/el/1421/podzim2015/HIA105/Stare letopisy ceske.pdf (дата обращения: 20.06.2017).
19. Moree P. Inventing Rituals to Commemorate Jan Hus Between 1865 and 1965. // The Bohemian Reformation and Religious Practice. - Vol. 10. - Prague: Filosofia, 2015. - PP. 371 - 387.
20. Moree P. Jan Hus as a Threat to the German Future in Central Europe: The Bohemian Reformer in the Controversy between Constantin Hofler and Frantisek Palacky. // The Bohemian Reformation and Religious Practice. - Vol. 4. - Prague: Academy of Sciences of the Czech Republic, 2002. - PP. 295 - 307.
21. Pabian P. Czech Protestants and national identity: Commemorating Jan Hus in 1869. // The Bohemian Reformation and Religious Practice. - Vol. 7. - Prague: Filosofia, 2009. - PP. 221 - 228.
22. Rak J. Byvali Cechove: ceske historicke myty a stereotypy. - Jinocany: H&H, 1994. - 148 s.
23. Schropp J.W.G. Pameti Mistra Jana Husa. Die bildliche Darstellung
von Jan Hus zwischen Ketzerei, Martyrium und Nationalismus [Электронный ресурс]. // historia.scribere [Сайт] [2013]. - URL:
https: //webapp.uibk.ac.at/ojs/index.php/historiascribere/article/view/275 (дата обращения: 15.03.2017).
24. Soukup P. Jan Hus: zivot a smrt kazatele. - Praha: Lidove noviny,
2015. - 227 s.
25. Tyl J.K. Rozina Ruthardova: povfdka z dejin domadch. / doslov M. Hyska. - Praha: Evropsky literarm klub, 1940. - 193 s.
26. Wingfield N.M. Creating the Other: Ethnic Conflict & Nationalism in Habsburg Central Europe. - New York: Berghahn Books, 2005. - 272 pp.
27. Zrozem mytu: dva zivoty husitske epochy. - Praha ; Litomysl: Paseka, 2011. - 499 s.
28. Аккерман Ф., Аккерман Я., Литтке А., Ниссер Ж., Томанн Ю. Прикладная история, или Публичное измерение прошлого [Электронный ресурс] // Журнальный зал: Неприкосновенный запас, 2012. №3(83) [Сайт]. - URL: http://magazines.russ.rU/nz/2012/3/a19.html
29. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. - М.: Мысль, 1987. - 354 с.
30. Вайнштейн О.Л. Историография средних веков. - М. ; Л.: Госсоцэкономиздат, 1940. - 366 c.
31. Васильченко М.А., Галямичев А.Н. Преодолевая столетия. (Воинские традиции гуситов в Чехо-Словацком корпусе). // История и историческая память: межвузовский сборник научных трудов. - Саратов: СГУ, 2010. - Вып. 2. - С. 103 - 109.
32. Воцелка К. История Австрии. Культура, общество, политика. / пер. с нем. В.А. Брун-Цеховского, О.И. Величко, В.Н. Ковалева. - М.: Весь мир, 2007. - 512 с.
33. Галямичев А.Н. Образ гуситской эпохи в сатирической повести С. Чеха «Новое эпохальное путешествие пана Броучека, на этот раз в XV столетие». // Известия Саратовского университета. Новая серия. - 2010. - Т
10. - Серия История. Международные отношения. - Вып. 1. - С. 74 - 77.
34. Галямичев А.Н. Образ Яна Гуса в творчестве Тараса Шевченко. // Известия Саратовского университета. Новая серия. - 2009. - Т 9. - Серия История. Международные отношения. - Вып. 2. - С. 51. - 53.
35. Галямичев А.Н., Касович А.А. Гуситское движение в почтовых миниатюрах. // История и историческая память: межвузовский сборник научных трудов. - Саратов: СГУ, 2010. - Вып. 1. - C. 92 - 97.
36. Гончар Л.Ф. Философия: учебное пособие. Ч. 1. - М.: МГИУ, 2000. - 408 с.
37. Градовский А.Д. Система Меттерниха. // Вестник Европы. - 1884. - № 2. - С. 566 - 613.
38. Гутнова Е.В. Историография истории средних веков. - М.: Высшая школа, 1985. - 479 с.
39. Иванов Ю.Ф. Гуситское движение в русской историографии // Вопросы истории. - 1973. - № 9. - С. 52 - 63.
40. Исаев Е.М. Публичная история в России: научный и учебный контекст формирования нового междисциплинарного поля. // Вестник Пермского университета. - 2016. - Вып. 2 (33). - С. 7 - 13.
41. Историография истории южных и западных славян [Электронный
ресурс] [1987]. // Historic.Ru: Всемирная история [сайт].- URL:
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000061/ (дата обращения: 30.05.2017.).
42. История и историческая память: межвузовский сборник научных трудов. - Саратов: СГУ, 2014. - Вып. 9. - 286 с.
43. История и историческая память: межвузовский сборник научных трудов. - Саратов: СГУ, 2015. - Вып. 11. - 300 с.
44. История и историческая память: межвузовский сборник научных трудов. - Саратов: СГУ, 2015. - Вып. 12. - 310 с.
45. История и историческая память: межвузовский сборник научных трудов. - Саратов: СГУ, 2016. - Вып. 13/14. - 352 с.
46. История южных и западных славян: в 2 т. Т. 1. Средние века и Новое время: учебник. / под. ред. Г.Ф. Матвеева и З.С. Ненашевой. - 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - 688 с.
47. Калимонов И.К. Основы научных исследований (зарубежная история). - Казань: Изд-во КГУ, 2006. - 277 с.
48. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М.: Наука, 1987. - 440 с.
49. Краткая история Чехословакии. - М.: Наука, 1988. - 576 с.
50. Лаптева Л.П. Русская историография гуситского движения. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 340 с.
51. Левада Ю.А. Историческое сознание и научный метод. // Философские проблемы исторической науки. - М.: Наука, 1969. - С. 186 - 224.
52. Мазур Л.Н. Методы исторического исследования: учебное
пособие. - 2-е изд. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2010. - 608 с.
53. Масарик Томаш Гарриг | Биографический указатель
[Электронный ресурс] // ХРОНОС. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ [сайт]. - URL: http://www.hrono.ru/biograf/bio m/masarik t.php (дата
обращения: 18.06.2017)
54. Освободительные движения народов Австрийской империи: Возникновение и развитие. Конец XVIII в. - 1849 г. - М.: Наука, 1980. - 610 с.
55. Освободительные движения народов Австрийской империи: Период утверждения капитализма. - М.: Наука, 1981. - 464 с.
56. Очерки истории чешской литературы XIX-XX веков. М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 724 с.
57. Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. - М.: Кругъ, 2011. - 560 с.
58. Ростовцев Е.А., Сосницкий Д.А. Направления исследований исторической памяти в России. // Вестник СПбГУ - Сер. 2. - 2014. - Вып. 2. - С. 106 - 126.
59. Семёнов Ю.И. Философия истории (Общие теории, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). - М.: Современные тетради, 2002. - 776 с.
60. Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память:
анализ современного состояния [Электронный ресурс] // VIVOS VOCO: Журнал «Новая и новейшая история» [Сайт]. [2000]. - URL:
http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/NEWHIST/HIMEM.HTM
61. Удальцов И.И. Очерки из истории национально-политической борьбы в Чехии в 1848 г. - М.: Изд-во АН СССР, 1951. - 250 с.
62. Хальбвакс, М. Социальные рамки памяти. / пер. с франц. С.Н. Зенкина. - М.: Новое издательство, 2007. - 348 с.
63. Чеканова А., Каймаков А. Трудная судьба чешского гимна
[Электронный ресурс] // Радио Прага - новости из Чешской Республики [сайт]. - URL: http: //www. radio. cz/ru/rubrika/allegro/trudnava-sudba-
cheshskogo-gimna (дата обращения: 05.06.2017).
64. Чехия и Словакия в XX в.: очерки истории: в 2 кн. Кн. 1. / отв. ред. В.В. Марьина. - М.: Наука, 2005. - 453 с.
III. Справочные и библиографические издания
1. Большая Советская энциклопедия [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике [сайт]. - URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/bse/ (дата обращения: 15.06.2017).
2. Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (электронная версия) [Электронный ресурс] [Сайт]. - URL: http: //www.pravenc.ru/ (дата обращения: 28.05.2017).
3. Русский биографический словарь [Электронный ресурс] // Викитека - свободная библиотека [сайт]. - URL: https: //ru.wikisource. org/wiki/ Русский биографический словарь (дата обращения: 15.06.2017).
4. Советская историческая энциклопедия [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике [сайт]. - URL: http://dic.academic. ru/contents.nsf/sie/ (дата обращения: 15.06.2017).
5. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [Электронный ресурс] // Викитека - свободная библиотека [сайт]. - URL: https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ (дата обращения: 15.06.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ