Введение 5
Глава 1 Современное состояние вопроса и постановка задач
исследования 6
1.1 Транспортные проблемы современных городов и пути их
решения 6
1.2 Анализ отечественного и зарубежного опыта организации
приоритетного движения городского транспорта общего пользования 9
1.2.1 Отечественный опыт обеспечения приоритетного
движения городского транспорта общего пользования ... 9
1.2.2 Зарубежный опыт обеспечения приоритетного
движения городского транспорта общего пользования ... 13
1.2.3 Критерии выделения полос приоритетного движения
городского пассажирского транспорта 17
1.3 Понятия транспортной доступности и подвижности
населения 21
1.4 Основные методы исследования транспортной подвижности
населения 23
1.4.1 Моделирование загрузки транспортной сети 24
1.4.2 Математические модели оценки транспортных
корреспонденций 26
1.5 Интеллектуальные транспортные системы как элемент
управления транспортными потоками 31
1.6 Транспортное моделирование как метод теоретического
исследования в области управления городскими транспортными потоками 34
1.7 Выводы по главе 1 37
Глава 2 Разработка решений по улучшению движения общественного
транспорта общего пользования 40
2.1 Краткое описание существующей схемы дорожного
движения в центральной части г. Красноярск 40
2.2 Варианты организации выделенной полосы для
общественного транспорта 41
2.3 Методы обеспечения приоритета 47
2.3.1 Обеспечение пассивного приоритета 48
2.3.2 Обеспечение активного приоритета 50
2.4 Ширина полос проезжей части 52
2.5 Описание различных вариантов выделенных полос
применимо к УДС г. Красноярска 54
2.6 Реализация вариантов обособления полос для городского
транспорта общего пользования с помощью программы имитационного моделирования 56
2.6.1 Крайне правая полоса движения городского транспорта
общего пользования 58
2.6.2 Организация движения городского транспорта общего
пользования по пр. Мира 63
2.6.3 Организация движения городского транспорта общего
пользования навстречу основному потоку 69
2.7 Выбор эффективного решения по организации выделенных
полос 75
2.8 Выводы по главе 2 77
Глава 3 Анализ полученных результатов исследования 78
3.1 Анализ выбранной схемы организации выделенных полос 78
3.2 Разработка дополнительных мероприятий по улучшению транспортной ситуации в центральной части г. Красноярска... 80
3.3 Выводы по главе 3 90
Заключение 91
Список использованных источников 92
Актуальность темы исследования. Эффективный городской пассажирский транспорт является условием обеспечения высокого уровня транспортной подвижности населения. Повышение уровня эффективности управления городским транспортом общего пользования является необходимым условием обеспечения его конкурентных свойств в условиях быстрого роста парка личных транспорта. Пассажирский транспорт, осуществляющий движение по специально отведенным полосам движения, может успешно конкурировать с личным транспортом в часы «пик», посредством уменьшения времени непроизводительного простоя в заторах.
Одним из возможных путей снижения загрузки улиц и дорог, повышения качества и эффективности пассажирских перевозок в городах является создание приоритетных условий движения транспорта общего пользования. Городской транспорт общего пользования, двигающийся по специальным полосам движения, может успешно конкурировать с индивидуальным транспортом в часы «пик», посредством уменьшения времени непроизводительного простоя в заторах. Это условие позволит не только улучшить условия движения, но и снизить общую экологическую нагрузку на окружающую среду.
В этой связи данное научное исследование, посвященное эффективному управлению городским транспортом, а именно транспорту общего пользования, является актуальным, позволяющее улучшить транспортную ситуацию в современном городе.
Рабочая гипотеза состоит в том, что беспрепятственное передвижение по улично-дорожной сети городского транспорта общего пользования является одним из главных условий обеспечения конкурентных свойств личному транспорту.
Целью настоящего исследования является разработка эффективной модели обеспечения приоритетного движения городского транспорта общего пользования.
Объектом исследования является существующие и перспективные методы организации движения городского пассажирского транспорта общего пользования.
Предмет исследования - наземный общественный, автомобильный и личный транспорт.
Задачи исследования:
1. Классификация мероприятий, обеспечивающих предоставление приоритета;
2. Разработка вариантов предоставления приоритета городскому транспорту общего пользования;
3. Описание вариантов с помощью программы имитационного моделирования;
4. Оценка полученных результатов моделирования и предложение дополнительных мероприятий.
В настоящее время в большинстве крупных и средних городов России, характерным признаком которых стали системные транспортные заторы, сложилась неблагоприятная и очень неустойчивая ситуация. Основной причиной этого стала несоответствие способности УДС спросу на передвижение автомобильным транспортом, а также неудовлетворительные условия движения городского пассажирского транспорта, функционирующем в общем интенсивном транспортном потоке, что приводит к снижению общего качества обслуживания населения, что проявляется в высоких затратах по времени на совершение поездки, несоответствие расписанию и недостаточной комфортности. В сложившейся транспортной ситуации общественный транспорт не может в полной мере достойно конкурировать с личным транспортом.
На основе проведенного анализа отечественного и зарубежного опыта организации приоритета для городского общественного транспорта были рассмотрены мероприятия, которые позволяют обеспечить приоритетное движение транспорта с помощью технических средств и способы организации выделенных путей для движения транспорта. Рассмотренные варианты позволяют, даже на самых сложных или загруженных участках УДС, провести мероприятия по организации специальных полос. Результаты анализа опыта в зарубежных странах говорит об эффективности реализации данных мероприятий.
В настоящей работе были рассмотрены варианты организации приоритетных полос и применены в условия города с помощью программы имитационного моделирования Aimsun NG. Данные решения были оценены с помощью различных критериев, полученные из моделей транспортной сети, произведено сравнение их с существующей схемой организации движения и выбрано наиболее эффективное решение организации движения городского пассажирского транспорта общего пользования.
Исходя из выбранного решения, были рассмотрены и предложены некоторые мероприятия, позволяющие улучшить транспортную ситуацию на УДС Центрального района г. Красноярска, при вводе выделенных полос под общественный транспорт с наименее отрицательным влиянием на основной поток транспорта.
1 СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (редакция 2000 г.). - М: Изд-во стандартов,2000. - 59 с.
2 Кузьмич С.И., Федина Т.О. Транспортные проблемы современных городов и моделирование загрузки улично-дорожной сети // «Известия Тульского государственного университета. Технические науки», №3, 2008
3 Лобанов Е. М. Транспортные проблемы современных больших городов// Транспорт Российской Федерации, 2005, №1 - С. 29 - 31.
4 Kittelson, W. K. Historical Overview of the Committee on Highway Capacity and Quality of Service [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nationalacademies.org/trb/publications/ec018/01_63.pdf
5 Сильянов, В.В. Теория транспортных потоков в проектировании дорог и организации движения. - М. : Транспорт, 1977. - 303 с.
6 Михайлов А.Ю. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей городов / А. Ю. Михайлов, И. М. Головных. - Новосибирск: Наука, 2004. - 267 с.
7 Агасьянц А. А. Основные предпосылки повышения эффективности улично-дорожной сети // Совершенствование транспортных систем городов: Тез. Сообщений Всесоюз. науч.-техн. сем. - Суздаль, 9 - 11 ноября 1989. - М.: ЦНИИП градостроительства, 1989. - С. 20 - 23.
8 Транспортные проблемы современных городов и моделирование загрузки улично-дорожной сети/ С.И. Кузьмич, Т.О. Федин // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2008. №3. С.159-166
9 ГОСТ Р 52282 - 2004 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний. - М. : Стандартинформ,
2006. - 19 с.
10 Блинкин М. Я. Транспортное самообучение: Москва на правильном пути [Электронный ресурс] / Газета «Московские новости». - № 001, 2013. - Режим доступа: http://www.mn.ru/society/20110327/
11 Акопов Ф. В. Проблемы организации выделенных полос для движения наземного городского пассажирского транспорта/ Ф. В. Акопов// Проблемы и основные направления модернизации транспортного комплекса Московского региона: сб. науч. тр. МАДИ - Москва, 2012. - С. 83 - 89.
12 Горев А. Э. Повышение эффективности использования общественного транспорта за счет выделенных полос/ А. Э. Горев, О. В. Попова, А. М. Филимонова// Отрасл. ежемес. научно-произв. журнал «Автотранспортное предприятие». - 2010. - август. - С. 10 - 12.
13 Косцов А.В. Выделенные полосы как метод повышения скоростей сообщения наземного общественного транспорта/ А. В. Косцов// Автотранспортное предприятие. - 2011. - сентябрь. - С. 5 - 7.
14 Jepson D. Assessing travel time impact of measures to enhance bus operations/ D. Jepson, L. Ferreira - [s.I]: Transport Research, 1999.
15 Carriages in cities of France. Transport Public. 1994. - N 922.
16 The Parisian transport development*Problems. Transportation Publishes, 1995. - N 941.
17 Public transport priority in Ronies. Transportation publishes, 1995. - N
941.
18 Антонова А.А. Критерии выделения полос приоритетного движения маршрутного пассажирского транспорта [Электронный ресурс]/ А. A. Антонова, А. Ю. Михайлов// Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния: матер. XIII междунар. (шестнадцатой
екатеринбургской) науч.-практ. конф. - Режим доступа: http://towntraffic.narod.ru/Russian/Systems/2007/.
19 Gow H.W. Transit Priority: Putting Buses First. Ottawa, Ontario, 2002, pp. 7-9.
20 Попова О. В. Разработка методики планирования приоритетного движения наземного общественного транспорта: дис. ... канд. техн. наук:
05.22.10 / Попова Ольга Валентиновна. - СПб., 2003. - 154 с.1. Шелков Ю.Д. Организация дорожного движения в городах - М.: Научно-исследовательский центр ГАИ МВД России, 1995. - с. 83-91.
21 Рунэ Эльвик, Аннэ Боргер Мюсен, Трулс Ваа. Справочник по безопасности дорожного движения/Пер. с норв. Под редакцией проф.
B. В.Сильянова. М.: МАДИ(ГТУ), 2001. 754с.
22 Seo Y.U., Jang H., Park J.H. A Study on Setting-Up a Methodology and Criterion of Exclusive Bus Lane in Urban Area. Proceedings of the Eastern Asia Society for Transportation Studies, Vol. 5, 2005, pp. 339-341.
23 Шелков Ю.Д. Организация дорожного движения в городах - М.: Научно-исследовательский центр ГАИ МВД России, 1995. - с. 83-91.
24 Lester S. East London Transit. Transportation research, London, GB, July 2001, pp. 40-42.
25 PIARC: priority for public transport and other high occupancy vehicles (HOV) on urban roads. Reference: 10.07.B Routes/ Roads special issue II-1995, pp. 1 - 51.
26 Тебеньков С.Е., Левашев А.Г., Иванченко Е.С. Управление дорожным движением на магистральных улицах // Вестник ИрГТУ. - 2012. - №9(68). - С. 152-156.
27 Шаров М.И., Михайлов А.Ю., Ковалева Т.С. Оценка надежности работы городского пассажирского транспорта в Иркутске // Вестник ИрГТУ. - 2012. - № 9(68). - С. 174-179.
28 Bhat C., Handy S., Kockelman K., Mahmassani H., Chen Q., Weston
L. Development of an Urban Accessibility Index: Literature Review // The University of Texas at Austin [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.utexas .edu/research/ctr/pdf_reports/4938_ 1. pdf
29 Самойлов Д. С. Подвижность населения // Г ородской транспорт.
— 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Стройиздат, 1983. — С. 161 — 164. — 384 с.
30 Швецов В.И. Математическое моделирование транспортных потоков // Автоматика и телемеханика. 2003. №11. С. 3-46.
31 Гасников А.В., Кленов С.Л., Нурминский Е.А., Холодов Я.А., Шамрай Н.Б. Введение в математическое моделирование транспортных потоков: учеб. пособие; Приложения: Бланк М.Л., Гасникова Е.В., Замятин
А.А. и Малышев В.А., Колесников А.В., Райгородский А.М; Под ред. А.В. Гасникова. — М.: МФТИ, 2010. — 362 с.
32 НИС ГлоНАСС Федеральный оператор. Продукты и решения.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nis-
glonass.ru/products/intellektualnye_transportnye_sistemy/
33 Интеллектуальные транспортные системы. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/
34 Искусственный интеллект. В 3-х кн. Кн.2. Модели и методы: Справочник / Под ред. Д.А. Поспелова. М.: Радио и связь, 1990. 340 с.
35 Wright, L. Bus rapid transit planning guide / L. Wright, W. Hook. - NY: Institute for Transportation & Development Policy, 2007. - pp. 824.
36 Global BRT Data [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. brtdata. org
37 Интеллектуальная транспортная система // SAP HANA: умное решение для транспортной сети мегаполиса. C.18-23
38 Транспортное моделирование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://aplus s. ru/activitie s/pro grammnye_produkty
39 Transport strategy and transport modelling with PTV Visum. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vision-traffic.ptvgroup.com.
40 QuadstoneParamics [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.paramics-online.com/
41 RIPAS integrates Aimsun microsimulation and SPEKTR controllers. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aimsun.com
42 Пржибыл, П. Телематика на транспорте / П. Пржибыл, М. Свитек; пер. с чешского О. Бузека, В. Бузковой ; под ред. В. В. Сильянова. - М. : Мади (ГТУ), 2003. - 540 с.
43 Клинковштейн Г. И., Афанасьев М. Б. Организация дорожного движения: Учеб. для вузов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М: Транспорт, 2001 - 247 с.