ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Эволюция региональных экономических связей и интеграции Сингапура 9
1.1. Изменение профиля торговли и инвестиций Сингапура с регионом 9
1.2. Основные политические инициативы, направленные на содействие интеграции
Сингапура с регионом 18
1.3. Роль и вклад Сингапура в региональную интеграцию: как проводник региона в
глобальную экономику и усиление сравнительных преимуществ региона 26
Глава 2. Эйфория экономического роста АСЕАН и уроки валютного кризиса 29
2.1. Окончание «холодной войны» и его последствия для экономической политики
Сингапура в отношении АСЕАН 29
2.2. Реакция экономики Сингапура и региона финансовый кризис 1997-1998 г. 36
2.3. Проблемы послекризисного этапа и постановка новых целей 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
Во второй половине XX века регионализм стал основной тенденцией, по которой развивалось большинство мировых интеграционных процессов. Деятельность АСЕАН - организации, которая на текущий момент является одной из ключевых институтов Азиатско-Тихоокеанского Округа и центром внимания крупнейших мировых держав, включая Соединенные Штаты Америки, Китай, Японию, Россию и Европейский союз - началась в период становления «нового регионализма» как отдельной функциональной стратегии. Период развития и становления АСЕАН как международной организации считается уникальным процессом по разным причинам. С одной стороны, способность приспосабливаться и реагировать на внешние вызовы разного масштаба стала результатом того консолидированного подхода, который выработали страны-участницы принимали и корректировали в течение своей деятельности. С другой стороны, специфичен процесс того, как возрастало влияние АСЕАН на региональную политику и экономику. Уникальным его можно считать по тому, что современность еще не видела примеров подобного роста при условии сравнительного не разнообразия вводных данных.2
Этапы развития АСЕАН градируются согласно степени расширения сфер интеграции:
1. Первый этап 1967-1976 г. можно назвать этапом самого «зародыша» интеграции, на котором странами опробовали самую упрощенную и ограниченную сферу сотрудничества;
2. Второй этап 1977-1991 г. позволил странам значительно углубить экономическую интеграцию, а также показать свою политическую «зрелость» во время событий в Восточном Индокитае и камбоджийского кризиса;
3. Третий этап 1992-1997 г. стал кульминацией экономического роста АСЕАН, в течение которого АСЕАН начала становиться новым полюсом силы Азиатско-Тихоокеанского региона;
4. В течение непродолжительного четвёртого этапа 1997-1999 г. организация получила возможность совершить «работу над ошибками», которая позволила перекрыть старые пробелы в коммуникации и раскрыть новые общие зоны роста;
5. На пятом - современном - этапе своего развития АСЕАН продолжает наращивать свой потенциал в качестве одного из крупнейших акторов мировой экономики, одновременно укрепляя свои позиции как самостоятельного и независимого игрока на политической арене.
В данный момент стало очевидно, что АСЕАН - это одновременно важный институт как самостоятельная организация и опорный элемент более широкого взаимодействия между остальными акторами. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии является ядром таких организаций, как Региональный форум АСЕАН по безопасности, форум «Азия - Европа» и задает ведущий тон при формировании повестки. В процессе своего становления АСЕАН сложилась в динамично развивающуюся организацию, мнение которой учитывается не только в рамках Восточноазиатского региона, но и во всем мире.
В течение многих лет многие инициативы развивающихся стран по установлению региональной экономической интеграции были слабыми. Часто эти инициативы предпринимались главами правительств или поощряемых международными организациями, без какого-либо участия частного сектора. С Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии дела обстоят иначе. В качестве примера можно привести Четвертый саммит глав правительств стран АСЕАН, состоявшийся в Сингапуре 27 и 28 января 1992 г. и являющейся важной вехой в истории АСЕАН. На этом саммите было решено реформировать институциональные рамки АСЕАН, и создать Зону свободной торговли АСЕАН - AFTA. Теперь AFTA функционирует в полную силу и проводит достаточно гибкую политику по отношению к новым членам. В 2020 году, страны АСЕАН и их торговые заключили договор о региональном экономическом сотрудничестве, которое образовало самую крупную зону свободной торговли в мире. Самой развитой экономикой Юго-Восточной Азии является Сингапур, экономический опыт которого по сей день остается ориентиром для стран внутри и за пределами региона. Более того, Сингапур одна из немногих стран Юго-Восточной Азии, которая по максимуму держала и по сей день сохраняет нейтралитет в региональных конфронтациях, поэтому Сингапур можно считать связующей точкой, нейтральным оплотом регионального партнерства.
На заре истории АСЕАН как организации, Сингапуру нередко приходилось брать на себя ведущую роль для того, чтобы Ассоциация наращивала темпы своего развития, в первую очередь экономического. Плоды дипломатических усилий Сингапура начали появляться на рубеже 1990-ых годов и отлично видны сейчас, и именно поэтому тема остается актуальной для изучения и анализа. Современное влияние АСЕАН на внутренние и внешние процессы, особенно в пределах Азиатско-Тихоокеанского региона, уходит корнями в историю организацию и той комплексной стратегии, которую организация вырабатывала с 1967 года. Особенно важным при рассмотрении этих процессов считаю анализ роли самой развитой экономики региона Сингапура.
Объектом исследования являются международные отношения в Юго-Восточной Азии
Предмет исследования - внешняя политика Сингапура в рамках юго-восточноазиатского региона (1967 -2007 гг.)
Целью исследования ставится выявление степени влияния и участия Сингапура в процессе экономической интеграции АСЕАН.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть исторический подтекст экономического развития АСЕАН;
• Охарактеризовать особенности международных отношений в регионе
• Проанализировать влияние правительства и дипломатических миссий Сингапура на развитие и расширение АСЕАН;
• Изучить интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии и особенности АСЕАН реагирования на внешние вызовы.
Степень научной разработанности проблематики. Рассматриваемая тема получила исследовательское внимание со стороны как российских, так и зарубежных специалистов. Работы Н. П. Малетина, «АСЕАН: четыре десятилетия развития» и «Внешняя политика Индонезии 1959-1972 гг.», представляют собой центристский подход к оценке деятельности АСЕАН, так как Н. П. Малетин старается не принимать одну определенную позицию, а в равной степени рассматривает условия и обстоятельства, влияющие на регион.
Более либеральные точки зрения представлены такими исследователями, как Т. И. Сулицкая в монографии «Страны АСЕАН и международные отношения в Юго-Восточной Азии» и М. А. Халдин в работе «АСЕАН без иллюзий». Авторы полагают, что процесс интеграции и развития АСЕАН был вызван чрезмерной осторожностью и не инертностью стран-участниц, несмотря на относительно благополучные внешние условия. По мнению исследователей, АСЕАН на первых этапах ее развития не хватило политической зрелости и гибкости, которая при своевременном проявлении могла способствовать росту многих внутренних показателей.
Во время исследования более поздних этапов развития организации, наряду с тематическими работами, внимание уделялось более фокусным работам. Так, например, в работе «Наука и техника в странах АСЕАН» был проанализирован научно-технический потенциал Ассоциации. В контексте разности уровней развития стран-участниц и стремительно развивающихся конкурентов, авторы особенно подчеркивают потребность наращивания внутренних возможностей и создания научно-технических резервов.
Для реализации комплексного анализа были приняты во внимания подход каждого исследователя.
Широкий фронт исследователей по тематике АСЕАН и ЮВА состоит как из западных, так из восточных исследователей, однако для оценки роль Сингапура в региональных процессах больший авторитет уделялся работам ученых и политикам Сингапура. На данном этапе особенно выделяются мемуары Премьер-Министра Сингапура Ли Куан Ю «Из третьего мира в первый. История Сингапура 1965-2000», которые при данном объекте исследования представляют наибольшую ценность, так как наглядно показывают роль личной дипломатии в расширении АСЕАН. Для оценки вклада в экономическую интеграцию региона были также использованы работы исследователей Сингапура, доступно представленные таких работах, как «ASEAN and Member States: Transformation and Integration, 2017», «Study on Singapore's Experience of Regional Economic Cooperation» и «Singapore: From the Asian Crisis to the New Economy».
В совместном сборнике группы исследователей из Национального университета Сингапура «Study on Singapore's Experience of Regional Economic Cooperation» подробно рассматривается весь спектр стратегий по укреплению региональных экономических связей, которые принимались правительством Сингапура с учетом внешних и внутрирегиональных вызовов. Параллельно с анализом, исследователи проводят количественный и качественный анализ, основываясь на информации с открытых источников. Авторы не транслируют определенную идею, а лишь дают беспристрастную оценку успешности инициатив, которые предпринимал Сингапур во время первых четырех этапов развития. По их мнению, администрация города-государства сумело выстроить качественные отношения со странами региона и грамотную политику по отношению к ним, потому что еще с 1960-х была очевидна важность региональной организации.
Подробность исследования по многом обусловлена полнотой используемых источников и их актуальность, так как исследования Сингапурского университета датируется 2009 годом. На контрасте с ним были изучены работы, написанные во время каждого из этапов развития АСЕАН. Одной из них стала статья сингапурского профессора Джона Вонга «ASEAN's Experience in Regional Economic Cooperation», датируемая 1985 годом. В выводах статьи автор делает пессимистичный прогноз на дальнейшее развитие АСЕАН ввиду отсутствия специального подхода к экономикам каждой из стран-участниц. Данная работа интересна с точки зрения эволюции способности АСЕАН реагировать на существующие зоны роста и максимизации усилий на преодоление препятствий.
Работа «Singapore: From the Asian Crisis to the New Economy», написанная сингапурской исследовательницей Чиа Ю, содержит в себе анализ вводных показателей Сингапура на момент начала кризиса 1997 года. Именно на основе исследования той базы, которую создал Сингапур к моменту финансового кризиса, автор сделала выводу о причинах благополучного исхода для государства региональных экономических потрясений.
Предмет успешности АСЕАН как представителя «нового регионализма» и «экономического чуда» Сингапура по сей день остается актуальным для исследований. Ведущими институтами являются местные исследовательские центры - Национальный университет Сингапура, Наньянский технологический университет и Школа публичной дипломатии Ли Куан Ю. Среди отечественных институтов, занимающихся проблематикой, можно выделить Центр АСЕАН МГИМО, Центр Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ Российской Академии наук и Институт стран Азии и Африки МГУ
В сфере российской и зарубежной литературы полно и подробно проанализирована история развития АСЕАН как международной организации. В этом подходе к изучению темы Ассоциация является одним из «первопроходцев» нового регионализма, поэтому особенное внимание уделяется функционированию всего механизма. История «экономического чуда» Юго-Восточной Азии рассматривается в качестве линейно-стадиального процесса, путем анализа внешних событий, показателей и данных на каждом этапе развития. Подобный подход к изучению организации как к целостному и единичному организму позволяет составить четкое представление об эволюции АСЕАН как института.
В гораздо меньшей степени в научной литературе развитие АСЕАН рассматривалась с точки зрения результата совместных усилий каждой из стран-участниц. Несмотря на очевидность разной доли участия стран в деятельности и роста общих показателей, каждое государство, вступая в организацию, вносило тот или иной вклад: дополняло этническое разнообразие, ставило новые вызовы перед консолидированной экономической и политической повесткой и способствовала коррективам общих планов и стратегий. Подобная точка зрения - АСЕАН как продукт разной степени участия и вклада разных акторов - гораздо скромнее представлена в материалах. Более того, совсем небольшая часть существующих исследователей полно рассматривает разные виды дипломатии - личную или научную, концентрируясь в большинстве на традиционных форматах взаимодействия на секретариатском уровне.
Источниковая база исследования представлена следующими группами источников:
1. Документы органов АСЕАН и отдельных стран-участниц. Эта категория включает официальные документы, такие как программы, дорожные карты развития и резолюции , принятые Секретариатом, отдельными ведомствами АСЕАН и членов , а также доклады государственных деятелей Юго-Восточной Азии;
2. Записи выступлений и мемуары. Материалы из государственных архивов стран АСЕАН и личные воспоминания государственных деятелей, которые позволяют точечно проследить изменение общей повестки и интересы каждой из стран-участниц;
3. Публичные источники, такие как новостные статьи и интервью из местных изданий. Эти материалы полезны для понимания контекста, в котором принимались определенные решения, и реакции общественности;
4. Документы международных организаций и статистические данные с онлайн- ресурсов ООН, МВФ и ВТО, на основе которых можно проводить анализ скорость и степень прогресса в разных сферах деятельности организации.
В качестве методов исследования были использованы методы теоретического анализа (анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, сопоставление, теоретическое моделирование, сравнительно-исторический анализ и т д.), а также эмпирические методы (анализ документов, контент-анализ) и системный подход к анализу общей конъюнктуры региональных акторов.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1967 по 2007 гг., то есть с момента подписания Бангокской декларации и основания АСЕАН до экономического кризиса 2007 года. Такой выбор обусловлен стремлением проследить становление АСЕАН как крупного международного игрока со стартовой точки. Финансовый кризис 1997 году стал катализатором к проведению реформ, позволившим АСЕАН превратиться в одну из значимых организаций. С этого времени по 2007 год перед организацией ставились новые, соответствовавшие XXI веку задачи, которые заложили фундамент для той риторики, которую можно наблюдать на данный момент. Кризис 2007 год не стал коренным переломом в политическом курсе Ассоциации, а внес лишь незначительные коррективы в заложенную ранее основу.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы
Процесс многоуровневой интеграции стан Юго-Восточной Азии в рамках одной организации занял около 30 лет ввиду раскола на субрегиональные группировки в 1980-х годах. Субрегионы отличались идеологией и подходам ко всем сферам государственной жизни: «ветераны АСЕАН», шедшие по капиталистическому пути развития, ориентированные на построение социализма державы, и отдельно стоящая Бирма.
Окончание этапа отдельного развития двух субрегиональных группировок стало одним из ключевых моментов в истории развития Юго-Восточной Азии. Переход от конфронтации к сотрудничеству и постановке общих целей стал отправной точной для изменения общей региональной конфигурации. Несмотря на отдельные спорные моменты, ситуативные противоречия и социально-экономическое разнообразие, страны АСЕАН научились плодотворно сотрудничать и взаимодействовать друг с другом. К началу XXI века АСЕАН прошла насыщенный путь к становлению крупнейшего игрока всего Восточноазиатского региона. Заняв системообразующую роль международных форумов Азии, Ассоциация стала частью их ядра, без голоса которой не принималось ни одно решение.
По мере прохождения пути развития, АСЕАН выстраивал собственную траекторию, основанную на политической интеграции, взаимной безопасности и принципах невмешательства. Ввиду того, что во второй половине XX века страны Юго-Восточной Азии только встали на путь развития своих экономик, им удалось выстроить систему взаимодействия, отличную от Европейского союза, став при этом ярким примером концепции «нового регионализма».
Развивающийся в ЮВА регионализм ставит ставки на экономические интересы и внимание к тем зонам роста и возможностям для коммуникации, которым до этого страны- участницы не уделяли должного внимания. Пройдя долгий путь от региона, основное конкурентное преимущество которого являлось выгодное географическое положение и наличие сельскохозяйственного сырья, с началом нового столетия АСЕАН мог похвастаться растущими промышленными показателями и наращиванием внушительной базы научно¬технического потенциала.
Валютный кризис 1997 года, последовавший после «эйфории роста», не только стал потрясением для региональной финансовой системы, но и импульсом к пересмотру институциональной конъюнктуры АСЕАН и развитию сотрудничества на новом уровне.
Приятие Ханойского плана в 1998 году и двух Инициатив АСЕАН свидетельствуют о непоколебимом стремлении организации продолжать и развивать комплексное сотрудничество в самом широком спектре сфер.
Несмотря на ту ревизию, к которой Ассоциацию подтолкнул кризис 1997 года, в экономическом измерении остались те вызовы, преодолеть которые институциональными реформами оказалось сложнее. С завершением географической интеграции стран Юго-Восточной Азии и присоединением новых членов в конце 1980-ых начала 1990-ых годы, АСЕАН «разделилась» на приблизительно те же группировки: развитые и развивающиеся группировки. Для новых участников было необходимо создавать преференциальные условия сотрудничества и специальных программ интеграции, однако совместные усилия «ветеранов» не гарантируют того, что все препятствия на пути экономического развития новичков будут решены. Принятые в начале XXI века реформы и рабочие планы по внедрению дополнительных элементов заложили необходимую основу для дальнейшей реализации программы.
На рубеже веков АСЕАН вышла за рамки небольшого региона Юго-Восточной Азии и стала важным актором Азиатско-Тихоокеанского региона. Занимая важное место в деятельности региональных форумов и организаций, организация получила инструмент для согласования и лоббирования своих интересов на более масштабном уровне.
Анализируя ту роль, которую Сингапур сыграл в развитии АСЕАН, можно с уверенностью называть город-государство локомотивом экономического роста для всего региона. Сингапур занял основную и лидирующую позицию в процессе экономического развития и интеграции АСЕАН. Изначально отличаясь от других стран Юго-Восточной Азии по этническому составу и языковой базы в виде английского языка как основного, Сингапур был более космополитен открыт к взаимодействию с внешними акторами. Несмотря на самый маленький размер государства и наличие небольшого внутреннего рынка, Сингапур сыграл ведущую роль в продвижении либерализации торговли и инвестиций в АСЕАН. На это было несколько причин: во-первых, экономическая интеграция помогает Сингапуру стать менее уязвимым. Будучи преимущественно этническим китайским государством в регионе некитайских государств,
положение Сингапура особенно шаткое. Поэтому тесная экономическая связь со странами АСЕАН была эффективным способом развития хороших политических отношений со своими соседями.
Во-вторых, Сингапур стремился использовать АСЕАН, чтобы построить дополнительное крыло для своей экономики. Способность Сингапура привлекать ТНК и строить собственную отечественную промышленность зависит от его способности извлекать выгоду из преимуществ, которые предлагают соседние страны. По сути, с 1990-ых Сингапур служил штаб-квартирой для транснациональных корпораций подобно тому, как прошлом Сингапур служил перевалочным пунктом в регионе.
В-третьих, стратегия использования АСЕАН как экономический центр для привлечения иностранных инвестиций стала более очевидными с быстрым появлением крупных экономических таких держав, как Китай и Индия. В одиночку Сингапур не был способен предложить достаточно привлекательную базу для ТНК. Однако в рамках более крупной экономики АСЕАН с общим населением около 600 миллионов человек, значение Сингапура как базы для ТНК значительно укрепилось.
Таким образом, Сингапур был нужен АСЕАН, а АСЕАН была необходима для обеспечения стабильного экономического роста государства. Благополучие АСЕАН и Сингапура были тесно связаны и созависимы, поэтому в большинстве случаев Сингапур выполнял роль «экономического компаса», направляя соседние государства к проведению взаимовыгодным реформ, которые должны были принести выигрыш как региону, так и национальной экономике.
1. Address By Mr Yeo Cheow Tong, Minister of Trade and Industry, at the New Zea-land ASEAN Free Trade Area (AFTA) Seminar // Singapore National Archive. - 1996, URL: https://www.nas.gov.sg/archivesonline/data/pdfdoc/yct19960716s.pdf (access date: 16.01.2024).
2. Address by Mr. Lee Kuan Yew, Prime Minister of Singapore, at the opening session of the ASEAN Summit // Singapore National Archive. - 1976, URL: https://www.nas.gov.sg/ar- chivesonline/data/pdfdoc/lky19760223.pdf (access date: 20.11.2023).
3. Address by the Prime Minister at the Official Opening of the Fifth ASEAN Minis-terial meeting at the Shangria Hotel // Singapore National Archive. - 1972, URL:
https://www.nas.gov.sg/archivesonline/data/pdfdoc/lky19720413a.pdf (access date: 02.12.23)
4. Address by the Prime Minister, Mr Lee Kuan Yew, at the opening of the Ninth meeting of the ASEAN Economic Ministers. - [S. l.], 1980. - URL: https://www.nas.gov.sg/ar- chivesonline/data/pdfdoc/lky19940421.pdf (access date: 17.10.2023).
5. ASEAN - Meeting the Challenges Ahead: Keynote Address by Prime Minister Goh Chok Tong at the opening of the 32nd ASEAN Ministerial Meeting // ASEAN Secretariat Archive. - [S. l.], 1999. - URL: https://asean.org/asean-meeting-the-challenges-ahead-keynote-address-by- prime-minister-goh-chok-tong-at-the-opening-of-the-32nd-asean-ministerial-meeting-singapore- 23-july-1999/ (access date: 16.02.2024).
6. ASEAN Secretariat // Agreement on ASEAN Preferential Trading Arrangement, 31 March 1977.
7. ASEAN Secretariat // Agreement on the Common Effective Preferential Tariff Scheme for the ASEAN Free Trade Area, 28 January 1992.
8. ASEAN Secretariat// ASEAN Integration Report, 13 October 2019.
9. ASEAN Secretariat// The Framework Agreement on Enhancing Economic Cooper-ation, 28 January 1992.
10. ASEAN Secretariat: ASEAN Documents Series 1992-1994 URL:
https://asean. org/book/asean-documents-series-1992-1994/
11. Closing statement by Prime Minister, Mr Goh Chok Tong, at the fourth ASEAN Summit, 'ASEAN'S challenges in the 1990's'// Singapore National Archive. - 1997, URL: https://www.nas.gov.sg/archivesonline/speeches/record-details/68751be6-d5d7-11e8-ab1b- 001a4a5ba61b (access date: 13.03.2024).
12. Excerpts of an interview with the Prime Minister, Mr. Lee Kuan Yew// Singapore
National Archive. - 1975, URL: https://www.nas.gov.sg/archivesonline/data/pdf-
doc/lky19751119.pdf (access date: 01.11.2023).
13. Far Eastern Economic Review// Asia Yearbook, 16 November 1986.
14. International Monetary Fund, Direction of Trade Statistics, Washington, D.C // In-ternational Monetary Fund, 1981-2007.
15. Interview with the Prime Minister, Mr. Lee Kuan Yew by News & World Report //
Singapore National Archive. - 1977, URL: https://www.nas.gov.sg/archivesonline/data/pdf-
doc/lky19771010.pdf (access date: 16.10.2023).
16. Joint Communique of the 39th ASEAN Ministerial Meeting, Kuala Lumpur, 25 July 2006
17. Joint Communique the Third ASEAN Heads of Government Meeting in Manila, 10 October 1987.
18. Keynote address by Prime Minister, Mr Goh Chok Tong // Singapore National Ar-chive. - 1993, URL: https://www.nas.gov.sg/archivesonline/data/pdfdoc/gct19941012.pdf (access date: 07.03.2024).
19. New Nation Singapore // NewspaperSG. - 1972. 13 April. - 3-7 p.
20. Opening Statement by Singapore Prime Minister Goh Chok Tong at the 6th ASEAN Summit Tong // Singapore National Archive. - 1998, URL: URL:https://www.nas.gov.sg/ar- chivesonline/data/pdfdoc/1998121502.htm (access date: 18.03.2024).
21. Press Release: Meeting of ASEAN Heads of Government Bali // Singapore National Archive. - 1976, URL: https://www.nas.gov.sg/archivesonline/data/pdfdoc/lky19760224c.pdf (ac¬cess date: 23.10.2023).
22. Remarks by Mr Wong Ran Seng, Foreign Minister of Singapore at the Europe/East
Asia Economic forum in Hong Kong // Singapore National Archive. - 1993, URL:
URL:https://www.nas.gov.sg/archivesonline/data/pdfdoc/wks19931014s.pdf (access date:
10.03.2023).
23. Singapore Department of Statistics - [Б. м.], 2024. - URL:
https://www.singstat.gov.sg/ (access date: 02.02.2024).
24. Speech by BG George Yeo, Minister for Trade and Industry of Singapore at the AFTA Seminar, Grand Hyatt Hotel, 31 January 2002.
25. Speech by Dr. Tan Eng Liang, senior Minister of Finance of Singapore, at the open¬
ing of the First Plenary Meeting of the ASEAN Federation of Textile Industries // Singapore Na-tional Archive. - 1978, URL: https://www.nas.gov.sg/archivesonline/data/pdf-
doc/tel19781016s.pdf (access date: 16.03.2023).
26. Speech by Mr Lee Yock Suan, Minister of Trade and Industry of Singapore at the
ASEAN Business Summit // Singapore National Archive. - 1997, URL:
https://www.nas.gov.sg/archivesonline/data/pdfdoc/1997031204/lys19970312s.pdf (access date: 20.02.2024).
27. Speech by Mr S Rajaratnam, Minister for Foreign Affairs, at the Informal Meeting
of ASEAN Foreign Ministers // Singapore National Archive. - 1977, URL:
https://www.nas.gov.sg/archivesonline/data/pdfdoc/SR19770224s.pdf (access date: 15.10.2023).
28. Speech by Mr. Ong Pang Boon, Minister for Labour, at Special Meeting of ASEAN Labour Ministers // Singapore National Archive. - 1976, URL: https://www.nas.gov.sg/ar- chivesonline/data/pdfdoc/19760517_0001.pdf (access date: 03.10.2023).
29. Speech by Mr. Ong Pang Boon, Minister for Labour, at the First Asean Labour Min¬isters' Conference // Singapore National Archive. - 1975, URL: https://www.nas.gov.sg/ar- chivesonline/data/pdfdoc/19750401_0001.pdf (access date: 13.10.2023).
30. Speech By Prime Minister Lee Hsien Loong, at the ASEAN Day Lecture, 7 August 2007.
32. Statement by Mr Wong Kan Seng, Minister for Foreign Affairs and Community Development, at the opening of the 22nd ASEAN Ministerial Meeting // Singapore National Ar-chive. - 1989, URL: https://www.nas.gov.sg/archivesonline/data/pdfdoc/wks19890703s.pdf (ac-cess date: 16.02.2024).
33. Statistics of Foreign Direct Investment in ASEAN 1999 Edition, Jakarta: ASEAN Secretariat.
34. Text of an interview with Prime Minister Lee Kuan Yew by Mr Lester Tanzer, man¬aging editor of the US News & World Report at the Istana Office Wing // Singapore National Archive. - 1981, URL: https://www.nas.gov.sg/archivesonline/data/pdfdoc/lky19811207.pdf (ac¬cess date: 17.03.2024).
35. Text of interview with Prime Minister, Mr Lee Kuan Yew, by Mr Kazuo Nishi,
managing editor of Mainichi Shimbun // Singapore National Archive. - 1980, URL:
https://www.nas.gov.sg/archivesonline/data/pdfdoc/lky19800912.pdf (access date: 11.03.2024).
36. The founding of ASEAN made by Minister for Foreign Affairs S. Rajaratnam in
Bangkok // Singapore National Archive. - 1967, URL: https://www.nas.gov.sg/ar-
chivesonline/data/pdfdoc/PressR19670808.pdf (access date: 06.10.2023).
37. Transcript of an interview with the Prime Minister, Mr. Lee Kuan Yew, accorded to Don Holt and Richard Smith of the News Week Magazine, at the Istana // Singapore National Archive. - 1976, URL: https://www.nas.gov.sg/archivesonline/data/pdfdoc/lky19760302b.pdf (access date: 02.10.2023).
38. Transcript of general press conference by the Prime Minister, Mr. Lee Kuan Yew,
at TV Centre // Singapore National Archive. - 1968, URL: https://www.nas.gov.sg/ar-
chivesonline/data/pdfdoc/lky19681221c.pdf (access date: 07.12.2023).
39. Transcript of the question-and-answer session following the address by the Prime Minister, Mr. Lee Kuan Yew, to the foreign correspondents // Singapore National Archive. - 1970, URL: https://www.nas.gov.sg/archivesonline/data/pdfdoc/lky19700219b.pdf (access date: 28.12.2023).
40. US nuclear tests // Straits Times. - 1969. 19 December. - 1 p.
41. Ли К. Ю. Сингапурская история: из "третьего мира" - в "первый" (1965-2000) / Ли Куан Ю. - М.: МИФ, 2018-584 с.
Литература:
1. Александрович Н.Н. Региональное сотрудничество развивающихся стран
Юго-Восточной Азии в 1960 1970-е гг / Н.Н. Александрович; под ред. Н. И. Калашникова. - М.: ВГБИЛ, 1979. - 55 с.
2. Андреев, Ю.А. Страны АСЕАН: проблемы и тенденции современного развития. / Ю. А. Андреев. - М.: Знание, 1987. - 13 с.
3. Арин О.А. Азиатско-тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность. / Арин О.А. - М.: Флинта, Наука, 1997. - 435 с.
4. Афро-азиатские общества: история и современность. - М.: Наука, 2015-2017.
5. Богомолов А.О. Тихоокеанская стратегия США и АСЕАН. /А.О. Богомолов. - М.: Наука, 1989. - 178 с.
6. Бутенко В.А. «Старый» и «новый» регионализмы: Европейский Союз и АСЕАН. //: сб. материалов междунар. конф., Москва, январь 17-19, 2020 г. - М., 2002. - С. 1-3.
7. Былиняк С.А. АСЕАН в системе международных экономических отношений. / С. А. Былиняк, Н. М. Хрящева, А. С. Акопян и др. - М.: Наука, Восточная литература, 1994.
- 264 с.
8. Былиняк С.А. Развивающиеся страны: мирохозяйственные проблемы во взаимозависимом мире. / С. А. Былиняк. - М.: Наука, Восточная литература, 1990. - 113 с.
9. Вахрамеев А.Н. Государство и развитие промышленного сотрудничества стран АСЕАН. Юго-Восточная Азия: государство и экономика. / А.Н. Вахрамеев. - М.: Наука, 1983. - 217 с.
10. Волжин Н. Индонезия: Внешняя политика «нового порядка». / Н. Волжин - М.: Международные отношения, 1985. - 145 с.
11. Воскресенский А.Д. Восток/Запад: региональные подсистемы и
региональные проблемы международных отношений: учеб. посо-бие для вузов / А. Д. Воскресенский, В. В. Михеев, Р Харше, и др; под ред. А. Д. Воскресенского. - М.: РОССПЭН, 2002. - 526 с.
12. Вяткин А.Р. ЮВА: проблемы региональной общности / А.Р Вяткин. - М., 1987.
- 146 с.
13. Колдунова, Е. В. АСЕАН: проблемы регионализма и перспективы интеграционных процессов. / Е. В. Колдунова; ЮВА: актуальные проблемы развития, 2008.
- №11. - 28 с.
14. Малетин Н.П. АСЕАН: три десятилетия внешней политики. / Н. П. Малетин. - М.: Изд-во Московский гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, Каф. Востоковедения, 1999. - 113 с.
15. Малетин Н.П. АСЕАН: четыре десятилетия развития: монография. / Н. П. Малетин. - М.: Изд-во Московский гос. ин-т междунар. отнош-ний (ун-т) МИД России, Каф. Востоковедения, 2007. - 312 с.
16. Матюнина Л.Х. Финансовые рынки стран АСЕАН-4: 20 лет после азиатского кризиса. // Вестник Московского университета. Востоковедение. — 2017. - № 13. - С. 17¬24.
17. Мосяков Д.В. Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития / Д.В. Мосяков. - М.: ИВ РАН, 1999. - 56 с.
18. Развин П.А. Внешняя политика стран Юго-Восточной Азии и АСЕАН / Внешняя политика и дипломатия стран АТР. / П.А. Развин. - М.: Дипломатическая академия МИД РФ. М.:Научная книга, 1998. - 260 с.
19. Самойленко В.В. АСЕАН: политика и экономика. / В.В.Самойленко. - М.: Наука, 1982. - 192 с.
20. Сулицкая Т.И. Страны АСЕАН и международные отношения в Юго-Восточной Азии. /Т.И. Сулицкая. - М.: Наука, 1985. - 135 с.
21. Фаминский И.П. Две стороны глобализации экономики / Глобализация мирового хозяйства и место России. / И.П.Фаминский, М.Н. Осьмова; под ред.
B. П.Колесова, - М.: Теис, 2000. - 298 с.
22. Формирование новой системы транстихоокеанской безопасности и сотрудничества. / В.В. Михеев, В.Г. Швыдко. //Доклады ИМЭМО РАН - 2013 - М.: № 1. -
C. 53.
23. Халдин М.А. АСЕАН без иллюзий. /М.А. Халдин. - М.: Международные отношения, 1983. - 174 с.
24. Хрящева Н.М. АСЕАН на пути к общему рынку / АСЕАН в системе международных экономических отношений. / Н.М. Хрящева; под ред. С.А. Былиняк - М.:Наука, 1994. - 262 с.
25. Хрящева Н.М. Новый международный экономический порядок и страны Азии. / Н.М. Хрящева. - М.: Наука, 1984. - 105 с.
26. Чуфрин Г.И. Международные отношения в Юго-Восточной Азии. Проблемы и перспективы регионального экономического сотрудничества развивающихся стран Азии. / Г.И.Чуфрин. - М.: Международные отношения, 1988. - 283 с.
27. Чуфрин Г.И. Экономическая интеграция развивающихся стран Азии: возможности, трудности, пределы. / Г.И.Чуфрин. - М.: Наука, 1983. - 163 с.
28. Широков Г.К. Глобализация и/или регионализация? (регионализация и ее типы)/ Г.К. Широков, А.И. Салицкий. - М.: Восток, 2003. - №5. - С.89-92
29. Шишков Ю.В. Сущность и основные характеристики глобализации экономики / Глобализация мирового хозяйства и место России. / Ю.В.Шишков, М.Н. Осьмова; под ред. В.П.Колесова. - М.: Теис, 2000. - 173 с.
30. Acharya A. Singapore’s Foreign Policy: The Search for Regional Order, New Jersey, London & Singapore/ A. Acharya - London: Institute of Policy Studies and World Scientific, 2008. - 107 p.
31. Beeson M. Reshaping Regional Institutions: APEC and the IMF in East Asia / M.Beeson // Pacific Review Journal, - Singapore, 1999. - 25-30 p.
32. Borzel T.A. Comparative Regionalism: A New Research Agenda / T. A. Borzel - London: Working Paper Institute, 2011. - 137 p.
33. Chia S.Y ASEAN Economic Cooperation: Singapore's Dilemma Contemporary Southeast Asia / S.YChia - Tokio: Institute of Southeast Asian Studies, 2011. - 143 p.
34. Chia, S.Y. Modalities for ASEAN Economic Integration: Retrospect and Going For¬ward. The Singapore Economic Review / S.YChia - Tokio: Institute of Southeast Asian Studies, 2016. - 67 p.
35. Chia, S.Y Singapore Asia’s Free Trade Agreements: How is Business Responding? / S.YChia - Tokio: Institute of Southeast Asian Studies, 2010. - 127 p.
36. Competitiveness in the Asia-Pacific Region /C. Tamamura //ASEAN Economic Bulletin- Singapore, 2002. -52-82 p.
37. Fujita M. Regional Trade Arrangement and Strategies of Multinationals: Implica-tions of AFTA for Economic Integration / M. Fujita- Bangkok: Asian Studies Centre, 2004. - 112 p.
38. Haacke J. The Concept of Flexible Engagement and the Practice of Enhanced In-teraction: Intramural Challenges to the 'ASEAN Way'/ J.Haacke - Jakarta: Centre of Asia Pacific Studies, 1991. - 73 p.
39. Koichi I. The ASEAN Economic Community and ASEAN Economic Integration / I. Koichi // Journal of Contemporary East Asia Studies. - Tokio, 2021. -71-78 p.
40. Mittelman, J. H. (1996), Rethinking the New Regionalism in the context of global-ization / J.H.Mittelman // Global Governance Journal . - London, 2003. -189-213 p.
41. On the rocks // The Economist. - [S. l.], 1998. - URL: https://www.econo- mist.com/special-report/1998/03/05/on-the-rocks (access date: 04.01.2024).
42. Panagariya A. Regionalism in Trade Policies / A. Panagariya - Singapore: World Scientific, 1999 - 128 p.
43. Peter W Preston. Reading the Asian Crisis: History, Culture and Institutional Truths / W Preston Peter// Contemporary Southeast Asia - Singapore, 2002. -253-256 p.
44. Reid A. Singapore between Cosmopolis and Nation. Singapore from Temasek to the 21st Century: Reinventing the Global City / A. Reid - Singapore: NUS Press, 2010 - 54 p.
45. Tan H.H. Augustine. Singapore and Regional Cooperation / Augustine H.H.Tan - Jakarta: Centre of Asia Pacific Studies, 1971. - 131 p.