Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАКТИКИ И МОДЕЛИ РОДИТЕЛЬСТВА ПОКОЛЕНИЯ Z

Работа №187098

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы154
Год сдачи2025
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 5
1 Особенности современной российской семьи 8
1.1 Основные подходы к изучению развития института семьи 8
1.2 Понятие поколенческой теории и ее адаптация для российского общества 14
1.3 Специфика родительства в современном обществе 19
2 Родительские стили и подходы к исследованию поколений 24
2.1 Особенности родительских моделей поколений X и Y 24
2.2 Характеристики родительства поколения Z 29
2.3 Соотнесение родительской и собственной семьи представителями поколения Z 40
2.4 Типы и модели родительства поколения Z 48
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 58
Приложение А Программа исследования 62
Приложение Б Инструментарий 64
Приложение В Список информантов 67
Приложение Г Расшифровки интервью 68

В современном российском обществе институт семьи оказывает значительное влияние на социокультурные и экономические аспекты жизнедеятельности всего общества. Семья, как один из важнейших институтов, является базисной структурой общества, которая формирует личность человека, является агентом первичной адаптации к социуму, помогает в установлении и принятии социальных норм и ценностей, а также в передаче культурного опыта. Однако в последние десятилетия под влиянием глобализации и постмодернистских процессов семейный институт претерпевает глубокие изменения, что отражается как на отдельной личности, так и на состоянии общества в целом.
Семья и родительство в современном обществе являются противоречивыми институтами. Семейные отношения становятся более гибкими и адаптивными, традиционные модели семьи уступают место новым, более разнообразным формам, специфика семейных и родительских отношений трансформируется. Одним из наиболее ярких проявлений этих изменений становится различие в подходах к родительству у разных поколений. Родительство, как социальное явление, отражает эволюцию общественных установок и ценностей и наиболее заметно изменяется у поколения Z. Эта группы, сформировавшиеся в условиях различных социальных, культурных и технологических факторов по сравнению с другими поколениями, демонстрирует уникальные подходы к родительству и новые модели поведения в рамках семейных отношений.
Актуальность работы заключается в том, что родительские модели (в рамках дипломной работы под моделями родительства понимаются совокупности установок, ценностей и стратегий взаимодействия с детьми) поколения Z формируются в условиях, кардинально отличающихся от тех, которые окружали предыдущие поколения: цифровая социализация, высокий уровень доступа к информации, изменившиеся гендерные роли, нестабильная экономическая и социальная среда. Эти факторы приводят к появлению новых, еще не изученных в полной мере установок, подходов в родительстве, отличающихся от традиционных моделей предыдущих поколений.
Проблемная ситуация: Согласно статистике, модели семейных отношений и родительства значительно отличаются: каждое поколение показывает уникальные
особенности в формировании семейных ценностей, воспитательных стратегий и способов организации семейной жизни. Так, поколение X (1965-1980) демонстрирует традиционную модель отношений, в которым присущими чертами являются доминирование патриархата и четкое разделение гендерных ролей. По данным Росстата, именно это поколение сталкивается с высокими показателями разводов: в среднем 60% браков распались, в результате чего подрастающее поколение Y воспитывались в неполных семьях. Поколение Y (1981—1996) (также известное как миллениалы) сформировало модель партнерской семьи с ориентацией на равноправие, балансу карьерных и семейных ценностей и совместному принятию решений. Однако также такой модели семьи присущи такие характеристики, как ориентация на карьерные ценности и экономическую независимость, что повлекло за собой появление стратегий не вовлеченного родительства и феномена социального сиротства.
А вот в поколении Z (1997 — 2012), (также известное как зумеры), которое только начало формировать собственную модель семейных отношений, можно выделить феномен осознанного подхода к браку, согласно которому зумеры хотят вступать в брак и создавать семьи, но только после нахождения «своего человека». На настоящий момент представители поколения Z показывают высокий уровень значимости семейных ценностей, что подтверждают исследования Росстата. Согласно данным исследованиям, наиболее частый возраст вступления в брак в 2023 году — 25 лет, что свидетельствует о стремлении именно зумеров создавать собственную семью в относительно раннем возрасте. [26]. Но также, у поколения Z семейные ценности могут уступать прагматическим ориентирам — материальным и личностным ценностям. Так, только 18% зумеров относятся к семейно- ориентированным и планируют иметь более двух детей. Однако у поколения Z модели семейных отношений, а уж тем более родительства еще не до конца изучены, и могут значительно отличаться от предыдущего поколения.
Таким образом, с одной стороны, поколение Z демонстрирует намерение создавать семьи и заводить детей, но с другой — присутствует некая неопределенность в ценностных ориентациях и подходах к родительству.
Проблема: Какую новую модель родительства транслирует поколение Z? Каковы отличия родительской модели поколения Z в сравнении с другими поколениями?
Объект: родители поколения Z
Предмет: родительские модели и практики
Цель курсовой работы: выявить родительские модели и практики, присущие представителям поколения Z
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
1. Выявление доминирующего подхода к рассмотрению изменений института семьи
2. Определение специфики современных форм родительства и их отличительные черты по сравнению с традиционными формами.
3. Выявление специфики поколенческой теории и ее определение в разрезе родительства разных поколений.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог, в рамках дипломной работы была достигнута поставленная цель — выявить родительские модели и практики, присущие представителям поколения Z и были реализованы все поставленные задачи.
В первом параграфе первой главы были рассмотрены классические направления изучения семьи, теория Р. Хилла, где выделилось изучение семьи в контексте ее функций и ролей, и в контексте внутрисемейных ценностей. Рассмотрение современных брачных отношений позволило выявить ключевые черты, влияющие на динамику семейных моделей, что, в свою очередь, подчеркивает значимость адаптации традиционных теорий к новым социальным реалиям Была проанализирована парадигма о современной семье, где рассматривались подходы и кризисе и модернизации семьи, после чего был сделан вывод, что изучение семьи — многогранный процесс, который можно рассматривать с разных точек зрения, от которых и будет зависеть, в каком ключе рассматривать семью, и в том числе, родительство как один из аспектов семьи.
Во втором параграфе первой главы были рассмотрены поколенческие теории К. Мангейма, Н. Хоува и У. Штрауса, цифровые поколенческие теории М. Прески и М. Твенж, где в качестве критериев смены поколений были выделены возрастные границы и значимые исторические события. Была рассмотрена российская адаптация Ю. Левады и проанализирована теория стратегий П. Ореховского. Кроме того, была выделена типология и особенности каждого из поколений: бумеры обладающие трудолюбием и развитыми семейными ценностями, поколение X, для которых характерен прагматизм и независимость, поколение Y, ориентированные на карьеру и образование и поколение Z, обладающие высокой технологической грамотностью и многозадачностью. Особое внимание было уделено временным рамкам поколения Z, в связи с чем было выделено понятие ранних зумеров. После чего был сделан вывод о том, что изменения в ценностных ориентациях в современном обществе напрямую связаны с процессом глобализации, что, в свою очередь, формирует новые модели поведения, в том числе — и родительства.
В третьем параграфе первой главы были рассмотрены подходы к изучению родительства, как в иностранных, так и в российских исследованиях. Родительство было рассмотрено на макро- и на микроуровне в точки зрения структурного функционализма, символического интеракционизма и феноменологии и был сделан вывод о том, что в рамках данной работы родительство будет рассматриваться как комплексный феномен, что соотносится с определением Т.Гурко Также были рассмотрены типологии репродуктивных моделей типологий в классической социологии семьи, а также Ж. Черновой и Л. Шпаковской и родительских моделей типологий О. Безруковой, Х. Саралиевой, а также современные трансформации феномена родительства и его тенденции, такие как появление новых моделей родительства, изменение содержания родительских ролей. Это позволило сделать вывод о том, что родительство является процессом, подверженным постоянным изменениям, что позволяет рассмотреть этот процесс в межпоколенческой динамике.
В первом параграфе второй главы были проанализированы родительские стили, присущие поколениям X и Y. Так, родительские модели поколения X можно охарактеризовать как практичные, ориентированные на развитие самостоятельности в ребенке, стабильность и поддержание контроля. Данное поколение стремится сохранить семейные традиции, переданные предыдущими поколениями, при этом участвовать в жизни ребенка более активно по сравнению с собственными родителями. При этом, поколение Y, формирует новые, уникальные родительские модели, ориентированные на вовлеченность в жизнь ребенка с одной стороны, как и поколение X, и стремление к балансу в карьере и личной жизни с другой, что делает их подход более уникальным, осознанным и рациональным. Их родительство становится все более отложенным, при этом само родительство чаще воспринимается как осознанный выбор, а не как обязанность. Их родительство строится на принципах партнерства, что делает обоих родителей вовлеченным в процесс взаимодействия с ребенком. И также у миллиниалов проявляется новая черта — разделение института брака и родительства. Подводя итог, можно сделать вывод о том, что родительские стили и подходы видоизменяются от поколения к поколению, что приводит к тому, что каждое поколение адаптирует собственный опыт к условиям современности, что приводит к появлению новых, гибких и уникальных моделей родительства.
Во втором параграфе второй главы были представлены результаты эмпирического исследования, которые разрабатывались в соответствии с теоретико-методологическими основаниями, приведенными выше. В результате было проведено 16 интервью с родителями зумерами в возрасте 21-29 лет, среди них 9 женщин и 7 мужчин. На основе анализа полученных данных были выявлены источники представлений представителей поколения Z о родительстве: семейный, социальный и информационный, были проанализированы черты, которые зумеры стремятся воспроизвести и, наоборот, избежать в родительстве, были выявлены мотивы к родительству: сознательное желание к появлению ребенка, случайная беременность, давление партнера, влияние норм и традиционных ценностей и прохождение классических этапов семьи: свадьба-карьера-дом-дети. Также были проанализированы страхи родительства, созданы модели распределения родительских ролей и выявлен мужской и женский взгляд на вопрос соотношения семьи и карьеры. Кроме того, была выделена типология репродуктивных установок зумеров.
Исходя из выявленных аспектов, было сделано несколько выводов о характеристиках родительства поколения Z: родители осознанно и ответственно подходят к вопросу подготовки к беременности и самому родительству во всех аспектах (физический, психологический, материальный); зумеры все чаще выбирают партнерскую модель родительства (или стремятся к построению такой модели) и отходят от традиционных сценариев жизни семьи с ребенком; мужчины становятся более вовлечены в жизнь семьи и ребенка по сравнению с классическим разделением ролей в семье, а женщины все чаще стремятся к балансу между карьерой и семьей или выбирают формат, который будет комфортным именно для них. Эти особенности дают основание говорить о формировании нового, гибкого подхода к родительству с акцентом вовлечение в жизнь р ебенка, созданию комфортной атмосферы в семье, при этом и стремлением к соблюдению собственных индивидуальных потребностей.
...


1. Антонов А. И. Кризис фамилистической цивилизации в XXI веке / А. И. Антонов // Экономические стратегии. - 2016. - № 1. - С. 40-43.
2. Асатуров Р. Б. Непьющие и неверующие: каким исследователи видят поколение миллениалов / Р. Б. Асатуров // Экономический журнал Высшей школы экономики. - 2022. - № 4 (26). - С. 85-102.
3. Баценкова А. А. Отказ от регистрации брака как отражение процесса индивидуализации / А. А. Баценкова, О. А. Сущенко // Социология. - 2018. - № 1. - С. 87-93.
4. Безрукова О. Н. Ценности родительства: структура, типы, ресурсы / О. Н. Безрукова // Социологические исследования. - 2016. - № 3 (383). - С. 118-127.
5. Богачева Н. В. Мифы о «поколении Z» / Н. В. Богачева, Е. В. Сивак — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 64 с.
6. Бэк У. Общество риска. На пути к другому модерну. / У. Бэк. - М.: Прогресс- Традиция, 2000. - 108 с.
7. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Воспитание
детей: вчера и сегодня [Электронный ресурс]. - [Б. м.], 2023. - URL:
https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vospitanie-detei-vchera-i-segodnja (дата обращения: 02.04.2025).
8. Грицай Л. А. Социальное измерение современного российского родительства / Л. А. Грицай // Вестник Института социологии. - 2011. - № 2. - С. 187-201.
9. Гурко Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях / Т. А. Гурко // Социологические исследования. - 2004. - № 9. - С. 85-90.
10. Гурко Т. А. Родительство: социологические аспекты. - М.: Институт социологии РАН, 2003. — 164 с.
11. Гурко Т. А. Трансформация института родительства в постсоветской России: специальность 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук / Гурко Т. А. - Москва, 2008. - 48 с.
12. Давитян М. Г. Трансформация родительских стратегий современной революции / М. Г. Давитян // Вестник экономики, права и социологии. - 2017. - № 4. - С. 252-254.
13. Евдокимова Е. Н. Формирование ценностного отношения к родительству: опыт эмпирического изучения / Е. Н. Евдокимова // Гуманизация образования. - 2012. - № 5. - С. 13-20.
14. Игебаева Ф. А. Семья в трансформирующемся российском обществе / Ф. А. Игебаева // Социологические исследования. - 2014. - № 9. - С. 73-76.
15. Калачикова О. Н. Репродуктивное поведение населения: опыт многолетнего мониторинга / О. Н. Калачикова, А. Н. Гордиевская // Вопросы территориального развития. - 2014. - № 9 (19). - С. 3-17.
... всего 44 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ