Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дискурс о родительстве в социальных сетях (на примере «ВКонтакте» и «Одноклассники»)

Работа №131668

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы45
Год сдачи2022
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. Введение 3
2. Теоретическо-методологические основы изучения дискурса о родительстве в социальных сетях 6
2.1. Детство и родительство как объект социологического анализа 6
2.2 Дискурс-анализ: особенности как направления исследования. 13
2.3 Особенности проведения исследований в социальных сетях 17
3. Практическое исследование 23
3.1. Программа исследования 23
3.2 Формирование моделей родительства на основе анализа высказываний из социальных сетей. 27
3.3 Выводы по исследованию. 39
4. Заключение 42
5. Список литературы 43


Социальные представления о родительстве и детстве, о стратегиях и способах воспитания– основа потенциальных изменений любого общества. Родители стремятся воспитывать детей, исходя из своих представлений о правильном, хорошем, ценном. Динамика современного мира не оставляет шансов на воспроизводство одних и тех же представлений из поколения в поколение. Сегодня каждое из поколений характеризуется уникальным мировоззрением, установками на жизнь, взглядами. Для современной российской молодежи ярким примером «иных» способов мышления и понимания мира являются их бабушки и дедушки – представители советского времени, для которых остаются актуальными ориентиры того контекста, в котором они формировались как личности.
Цифровизация, внедрение новых технологий и как следствие – переформатирование социальных практик, виртуализация, глобализация и обратные им тенденции, стремительный темп изменений характеризуют современное общество. Теоретики-постмодернисты чуть менее чем полвека назад отмечали, что благодаря исчезновению власти метанарративов более не существует разделяемой большинство мединой ценностной идеи. Можно предположить, что для каждого из поколений конца XX – первых десятилетий XXI веков будут характерны свои взгляды на воспитание, так или иначе отличающиеся друг от друга. Таким образом, диверсифицированная современная повседневная реальность должна была бы допустить одновременное сосуществование разных представлений, в основе каждого из которых лежит совокупность ответов на вопросы о том, что такое детство, каковы возможности ребёнка, какова роль родителя по отношению к нему. Изучение этих представлений, их точек соприкосновения и различий, потенциальных конфликтных точек было и остаётся актуальной задачей социального исследователя.
Дискурс о родительстве обуславливается многими факторами – не только тем, в какой ситуации происходит коммуникация (в какое время, в каком месте, кем, кому, с какой целью говорит человек), но и тем, с помощью какого медийного источника транслируется информация. Немаловажным является тот факт, что социальные сети – это неформальный, масштабный по охвату, современный и «модный» источник передачи информации, который будет накладывать свою специфику на дискурс. Как правило, разные социальные сети ориентированы на «свою» аудиторию, что вызывает определённый исследовательский интерес. Для аналитиков они дают возможность получить широкий спектр информации о респонденте, от возраста до узких личных интересов, темперамента, мировоззрения. Именно поэтому обращение к социальным сетям как специфическому медийному источнику добавляет актуальности изучению представлений о родительстве – в цифровом обществе большая часть коммуникации проходит онлайн, и не учитывать этот информационный сегмент было бы неправильно.
Определение актуальных на сегодняшний день представлений о родительстве, целях и способах воспитания будет интересной задачей ещё и благодаря стремительному изменению современного социокультурного контекста. В современном информационно-коммуникационном пространстве за счёт стремительного распространения новых технологий интенсивность потока информации значительно увеличилась, вследствие чего, как отмечают исследователи, современная молодежь взрослеет – и в психологическом, и в социальном, и даже в физическом плане – гораздо быстрее, чем раньше. Это, безусловно, бросает вызов современным родителям. Сопоставление двух социальных сетей с разной аудиторией поможет выявить спектр одновременно сосуществующих представлений о родительстве, детстве и воспитании в современной России. Таким образом, цель моего исследования заключается в выявлении сходств и различий дискурса о родительстве и детстве на основе анализа современных российских социальных сетей с широкой и, в то же время, различающейся аудиторией – «ВКонтакте» и «Одноклассники». Объектом моего исследования являются социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники». Предметом моего исследования является дискурс о родительстве, а конкретнее – высказывания и комментарии самих родителей, а также психологов, педагогов и других акторов, связанные с изучаемой проблематикой детско-родительских отношений, воспитания.
Исследование взаимоотношений отцов и детей, моделей воспитания, представлений о родительстве и детстве не является новым веянием в научном сообществе социологов. Но наше исследование приобретает элементы новизны, поскольку анализ дискурса – задача, всегда связанная с изучением конкретного контекста. Мы обращаемся к современным популярным российским социальным сетям и берёмся сравнивать дискурсивные конструкты родительства, транслируемые в них. Поскольку сети ориентированы на разную аудиторию, сравнение может дать интересные результаты. Задачи исследования заключаются в том, чтобы определить теоретические рамки рассмотрения темы, определиться с техникой проведения анализа, выявить актуальные представления о родительстве в социальных сетях, провести их сравнительный анализ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В социологии логика изучения детства и родительства связана с главенствующими парадигмами и доминирующим в науке парадигмальным дискурсом. Детство рассматривается как выраженная в действиях и языке совокупность объектов, событий, процессов, социальных институтов и социальных практик в отношении детей, которая формируется и поддерживается обществом, а также постоянно возобновляется в процессе жизнедеятельности детей, осваивающих социальность и интегрирующихся в социум. Существует проблематика исследований детства, анализирующая образы ребёнка, родителя, социальные представления о воспитании; в данном направлении осуществлялось дипломное исследование методом дискурс-анализа. Он анализирует социальные эффекты использования языка и предполагает рассмотрение языка в совокупности с другими элементами социальных практик. С точки зрения социального конструкционизма, дискурс представляется как идеология, насаждающая определенные стандарты описаний и категоризаций. Недостатки дискурс-анализа заключаются в слабой технической составляющей, а также в трудоёмкости процедуры анализа, либо в их слабой инструментализации.
Эмпирическое исследование дипломного исследования проводится в рамках социальных сетей. Проведение исследований с помощью социальных сетей является популярным методом, поскольку имеет ряд преимуществ на фоне других способов исследования. На основе результатов анализа массива данных можно сделать выводы о личности пользователя, его характере и нравах, что способствует оценке ситуации при самоорганизации общества и его отдельных групп.
В эмпирической части анализировались высказываний на тему родительства, сопоставлялись между собой и аналитически объединялись в модели на основе сходств и различий в ценностных установках, опираясь на теоретическую базу, полученную в ходе анализа работ К. Калверт и Д. Димке. Далее был проведён сравнительный анализ. Были получены четыре идеально-типические моделей, включающие представления о детстве, об идеальном родителе, ориентирах воспитания, а также определена специфика дискурса о родительстве, присущего каждой из рассматриваемых социальных сетей.



1. Рыбцова Л.Л., Меренков А.В., Гречухина Т.И.,Усачева А.В., Вороткова И.Ю. Социология воспитания:учебное пособие. Екатеринбург:Урал. ун-та, 2013
2. Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000
3. Белик А.А. Социальная психология и общество. М: Г.Мида 2011. Том. 2, № 1
4. КалвертК.Дети в доме. Материальная культура раннего детства, 1600-1900.М: «Новое литературное обозрение» 2009
5. Макинтайр А. После добродетели. М.: Академический проект, 2000.
6. Дюркгейм Э. Социология образования / Под ред. В. С. Собкина и В. Я. Нечаева. М.: ИНТОР, 1996.
7. Мантрова М.С. Психология семьи и семейного воспитания: учебно-методическое пособие. Орск: Издательство ОГТИ, 2015.
8. МидМ. Культура и мир детства. М.:Наука, 1988.
9. КонИ. С. Ребенок и общество / М.: Наука, 1988. – С. 40.
10. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. – 416 с.
11. Майорова-ЩегловаС.Н.Детство XXI века в социогуманитарнойперспективе: новые теории, явления и понятия: коллективнаямонография – М.: РОС, 2017 - 203 с
12. Авдеева А., Исупова О., Кулешова А. Родительство 2.0:почему современные родители должны разбираться во всем?М: Альпина Дети, 2021
Статьи:
13. Темнова Е.В. Современные подходы к изучению дискурса. М:Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей, 2004
14. Майорова-Щеглова С. Н., Колосова Е. А. Дети и детство как объекты социологических исследований. Социол.исслед. 2018. No3. С.62-67.
15. Димке Д.В. Детство внутри утопических проектов: концепция и технология. Т: вестник Томского государственного университета, 2012 г.
16. Гукаленко О.В., Данилюк А. Я. Воспитание в современной России. М: ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2008.
17. Димке Д.В. Ребенок ангел VS ребенок герой. СПБ:Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, 2013
18. Лукьянова И.И. «Поколение ЯЯЯ – кто такие и как с ними жить?» Ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня, 2012
19. Смирнова О.С. Основные методы анализа, используемые при исследовании. М: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский технологический университет», 2016
20. Шюц А. Структура повседневного мышления. //Социологические исследования, 1998 №2. С 129-13
21. Смирнова О.С., Шишков В.В. Выбор топологии нейронных сетей и их применение для классификации коротких текстов // International Journal of Open Information Technologies. Том 4, No 8 (2016), с. 50 – 54.
22. Олейникова А.В. Отличительные особенности советского и современного воспитания», 2018
23. Орех Е.А «В поисках детской субъектности», Антропологический форум№42, 2019 – с 42
24. Селиванова Н.Л.Предпосылки создания перспективных моделей воспитания. М: Институт теории и истории педагогики РАО, 2013
25. Кон И.С. Детство как социальный феномен. Журнал исследований социальной политики, 2004
26. Труфанова Е. О Субъект и познание в мире социальных конструкций.ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК; 2017
27. Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л. Дискурсивные модели современного российского родительства. Социология семьи; 2013
28. Бесчасная А.А. Детство в современном мире// Журнал «Человек, Общество, Культура», 2019
29. Ображей О.Н. «Детство как объект социологического исследования»; Институт социологии НАН Белоруси, Минск, 2011
30. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование. 2015. Том 7. № 2. С. 1–11.

Электронные ресурсы:
31. Проект: Ответственное родительство. Интернет-источник: URL: https://www.ya-roditel.ru/otvetstvennoe-roditelstvo, дата обращения 23.04.2022.
32. Интернет-источник URL:https://spravochnick.ru/pedagogika/osobennosti_vospitaniya_detey_v_rossii/ ., дата обращения 11.03.2022

33. Челпанова Т. Паблик «ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА — это...». Интернет-источник: URL:https://vk.com/lubit_rebenka, дата обращения 23.04.2022

34. Челпанова Т., Челпанов С. Паблик «КЛУБ ОСОЗНАННЫХ И ЛЮБЯЩИХ РОДИТЕЛЕЙ-дети и семья». Интернет-источник: URL: https://vk.com/detiroditeli. Дата обращения 06.04.2022
35. Паблик «ПРО РОДИТЕЛЬСТВО». Интернет источник URL: https://vk.com/iscelenieroditelstvom. Дата обращения 06.04.2022
36. Паблик «Счастливые дети». Интернет-источник:URL://ok.ru/happy.kids. Дата обращения 13.05.2022
37. Паблик «Клуб молодых мам», Интернет-источник:URL:https://ok.ru/mamaclub. Дата обращения 12.05.2022
38. Паблик «Супердети». Интернет-источник:URL: https://ok.ru/superdeti.media. Дата обращения: 23.04.2022
39. Паблик «Супер родители».Интернет-источник:URL: https://ok.ru/parentsrus. Дата обращения 12.03.2022
40. Паблик «Родителям подростков». Интернет-источник:URL: https://ok.ru/chemuneuchat. Дата обращения: 13.03.2022
41. Паблик «Детская психология и психология родительства». Интернет-источник:URL: https://vk.com/child_psychology. Дата обращения 07.03.2022


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ