Аннотация 2
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Краткая характеристика организации 5
1.1 Система управления университетом 5
1.2 Организация и контроль образовательной деятельности 7
2 Автоматизация образовательной деятельности 11
2.1 Автоматизированная информационная система составления расписания 13
2.2 Программное обеспечение Галактика 18
2.3 Программное обеспечение «SAP» 21
2.4 Программное обеспечение «1С» 24
3 Автоматизация составления расписания 28
3.1 Описание процесса создания аудиторного фонда в системе «1С» 28
3.2 Формирование штатного расписания 30
3.3 Описание программного комплекса «1С.Расписание» 31
3.3.1 Алгоритм и описание создания расписания в системе «1С.Расписание» 35
3.3.2 Толстый клиент программного комплекса «1С.Расписание» 42
3.3.3 Тонкий клиент программного комплекса «1С.Расписание» 44
4 Анализ готовности программного комплекса «1С.Расписание» 46
4.1 Риски 47
4.2 Рекомендации по минимизации рисков 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А Инструкция по работе с ПК «1С. Расписание» 59
Образование в целом является той областью, где объединяются разные способы постижения мира. При этом интеллектуальная деятельность осуществляется как преподавателем, так и учеником. Формализовав эти процессы, можно автоматизировать часть функций преподавателя и облегчить, и сделать более эффективной учебу студентов.
Систему, решающую подобные задачи, можно реализовать как систему искусственного интеллекта. [8]
Консервативность работ отдела сопровождения образовательных программ, учебного управления, бюро расписаний и других отделов, деятельность которых связана с организацией образовательного процесса, заполнением многочисленных документов, составлением всевозможных отчетов, составлением учебных планов на год обучения, составлением учебного расписания может быть снята путем внедрения информационных технологий. Образовательный процесс - это очень сложный и многоступенчатый процесс, который сопровождается большим количеством мероприятий мониторинга образовательной деятельности и автоматизировав части образовательного процесса можно повысить эффективность в целом организации образовательной деятельности.
Автоматизированная система управления образовательной деятельностью в университете поможет решить проблемы с обработкой огромного количества данных, упростит ведение делопроизводства, поможет организовать обмен информацией между руководством, профессорско-преподавательским составом и другими сотрудниками университета. Предметом исследования выпускной квалификационной работы был выбран процесс внедрения программного комплекса «1С. Расписание» в Томском государственном университете. Целью работы является анализ процесса автоматизации составления расписания и выявление связанных с ним проблем. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- провести аудит помещений всех учебных корпусов университета;
- сформировать аудиторный фонд в системе «1С»;
- провести тестирование системы «1С. Расписание»;
- составить инструкцию по работе с системой «1С. Расписание» для сотрудников университета.
Актуальность использования преимуществ информационных систем в образовательном процессе заключается в возможности повысить качество образования, обеспечить прозрачность образовательной среды, создать доступную и удобную систему для всех участников образовательного процесса.
Для выполнения вопросов, связанных с оперативным управлением образовательной деятельности перед учебным управлением была поставлена задача по автоматизации ряда функция образовательной деятельности. В процессе работы по автоматизации расписания возникло несколько проблем, работа над которыми была представлена как цель данной выпускной работы и задачи, которые необходимо было выполнить при формировании аудиторного фонда, анализа функционала ПО «1С. Расписания», тестирования расписания.
Проведенный анализ показал, что во время реализации проекта по автоматизации процесса составления расписания в Томском государственном университете было допущено большое количество ошибок, что привело к значительным затратам времени на реализацию этого проекта. Отсутствие полного понимания необходимости перехода к автоматизированной системе составления расписания, а также отсутствие мотивации у сотрудников сыграло большую роль в реализации проекта.
Вне зависимости от семантики рассматриваемых подсистем можно выделить ряд общих проблем, которые значительно усложняют сопровождение программного обеспечения. Подобные проблемы в той или иной мере стоят перед любой группой сопровождения информационных систем, связанных с автоматизацией относительно крупных образовательных учреждений.
В первую очередь стоит отметить постоянные изменения в сопровождаемых продуктах не только из-за новых требований заказчика и исправления обнаруженных ошибок, но и ввиду постоянно меняющегося законодательства. И такие изменения зачастую носят довольно масштабный характер. В связи необходимо адаптировать внедряемые разработки с учетом дальнейшего расширения их функциональных возможностей. От назначения и места компонентов в общей системе может зависеть подход к проектированию его структуры.
За время проведения исследования для написания выпускной квалификационной работы, был проведен анализ выстраивания системы автоматизации образовательного процесса, составлена инструкция по работе с программным комплексом «1С.Расписание» для сотрудников бюро расписаний Томского государственного университета и сотрудников структурных подразделений - ответственных за работу в данном программном комплексе, которая представлена в Приложении А. Также был составлен перечень отклонений, которые требуют доработки программного комплекса, перечень отклонений был передан для работы в бюро расписания и в отдел разработки цифровых решений.
Во время написания выпускной квалификационной работы, поступило приглашение на конкурс, который проводится по отбору персонала в отдел разработок цифровых решений, для решения задач, которые приводятся в данной работе.
Основной задачей администратора системы на данный момент должно быть осуществление перехода на толстую версию клиента.