Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методы и инструментарий разработки информационной системы организации образовательной деятельности ВУЗа

Работа №120271

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

информатика

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость4865 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
57
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗа 9
1.1 Сущность организации образовательной деятельности ВУЗа 9
1.2 Организационная структура образовательного учреждения 12
1.3 Модели организации образовательной деятельности ВУЗа 14
1.3.1 Линейная модель организации образовательной деятельности ВУЗа14
1.3.2 Нелинейная модель организации образовательной деятельности
ВУЗа 18
1.4 Опыт использования информационных систем в организации
образовательного процесса 21
Выводы по главе 1 35
Глава 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗа 36
2.1 Типовая процессная модель кафедры ВУЗа 36
2.2 Методики распределения учебной нагрузки профессорско-
преподавательского состава образовательного учреждения 45
2.3 Методика распределения внеаудиторной нагрузки профессорско-
преподавательского состава образовательного учреждения 51
Выводы по главе 2 55
Глава 3 РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ 56
3.1 Моделирование информационной системы оптимального распределения
нагрузки преподавателя 56
3.2 Описание основного принципа работы системы оптимального
распределения рабочего времени ИПС 68
3.3 Тестирование системы распределения внеаудиторной учебной нагрузки 73
3.4 Апробация информационной системы в деятельности образовательного
учреждения 76
Выводы по главе 3 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87

Каждый год в сфере автоматизации отдельных областей деятельности человека происходят значительные изменения, которые в свою очередь ведут к изменениям в сознании людей.
Системы автоматизации образовательной деятельности в последние годы медленно, но верно занимают своё место и в этой сфере деятельности людей. Автоматизация составления расписания, учебных курсов во много раз повышают эффективность и качество работы, значительно облегчают труд работников.
Благодаря развитию вычислительной техники, в современное время появился доступ к дешевым и мощным ЭВМ. С их помощью можно выполнять большую часть делопроизводства, касаемо разработки и утверждения различных образовательных процессов, что позволит освободить большое количество как людских, так материальных ресурсов.
Помимо этого, существующие на текущий момент задачи обновления деятельности образовательных учреждений требуют сегодня изменений в структуре, средствах и методах управления образовательной деятельностью, связанной не только с собственно организацией учебного процесса, но с изменением видов работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом. Появилось понимание того, что реализация концепции управления образовательным процессом невозможна без использования современных автоматизированных средств, основанных на использовании принципов управления бизнес-процессами.
Актуальность исследования определена необходимостью поиска решения проблем повышения качества организации образовательной деятельности. Одним из показателей качества функционирования любой педагогической системы образовательного учреждения является оптимизация учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава.
Анализ направлений в области управления организацией образовательным процессом показывает, что их практические приложения шире тех, которые уже реализованы на сегодняшний день. Результаты анализа позволяют выделить противоречие между необходимостью развития процесса управления организацией образовательной деятельности с применением достоверных знаний в этой области и отсутствием средств для эффективной реализации этого управления. В связи с этим устранением данного противоречия, потенциально можно решить с применением инструмента, делающего возможным развитие образовательного процесса. Таким инструментом может выступать информационная система, направленная на оптимизацию распределения внеаудиторной учебной нагрузки.
Цель исследования заключается в анализе и обосновании выбора методов и инструментария реализации информационной системы организации образовательной деятельности ВУЗа, направленной на обеспечение оптимальной нагрузки профессорско-педагогическому составу.
Объектом исследования являются системы организации образовательной деятельности ВУЗа, предметом исследования - разработка информационной модели организации образовательной деятельности ВУЗа.
Ход исследования определяется гипотезой, согласно которой система организации образовательной деятельности будет более эффективной, если будет разработана информационная система, обеспечивающая оптимальное распределение учебной и внеучебной нагрузки профессорско- преподавательскому составу.
Для достижения цели исследования и проверки сформулированной гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа философской, научно-теоретической литературы дать оценку существующим решениям в области моделирования информационных систем организации образовательной деятельности.
2. Выявить современные концепции и модели построения информационной системы организации образовательной деятельности.
3. Рассмотреть современные методы организации образовательной деятельности ВУЗа.
4. Рассмотреть основные модели организации образовательной деятельности ВУЗа и определить инструментарий для разработки информационной модели в соответствии с требованиями модернизации высшего образования.
5. Исследовать и выбрать необходимые технологии для реализации информационной системы организации образовательной деятельности ВУЗа.
6. Экспериментально проверить разработанную систему организации образовательной деятельности ВУЗа и определить результаты эффективности от ее внедрения.
Методологической основой исследования являются работы в области управления образовательными учреждениями (О.В. Акулова, В.В. Быковский, И.М. Варнавина, А.И. Гусева, Е.В. Сидоренко, А.Н. Тихомирова, В.П. Панасюк), управления системой организации образовательной деятельности ВУЗа (И.К. Андроничев, Д.С. Дмитриев, Н.В. Соколова, Л.И. Васильев, В.Г. Зафиевский, А.А. Нагорняк)., в области управления качеством труда преподавателя (Т.А. Беляева, О.Г. Берестнева, Н.В. Козлова, Н.В. Бордовская, Е.Ю. Васильева).
В ходе исследования использовались следующие методы:
• теоретические: изучение и анализ, учебно-методической литературы по проблемам организации образовательной деятельности в ВУЗах, нормативно-правовых документов и программного обеспечения, используемого для решения обозначенных проблем учебного заведения;
• практические: обобщение опыта разработки и применения
информационных систем распределению учебной нагрузки, наблюдение, педагогический эксперимент, математическая обработка статистических данных и обоснование полученных результатов.
Основные этапы исследования: работа над магистерской диссертацией велась с 2015 по 2017 гг. в три этапа.
Первый этап исследования (2015 г.) - аналитический. В течение этого этапа была определена актуальность темы исследования, произведен анализ литературы по данной теме, конкретизировалась программа и аппарат исследования, были определены цели, задачи и методы исследования, а также, сформулирована гипотеза исследования, помимо этого было изучено текущее состояние проблемы организации образовательного процесса в ВУЗе
Второй этап (2016-2017 гг.) - проектировочный. Здесь формировались концептуальные основания модели информационной системы, оптимизирующей распределение учебной нагрузки, разрабатывались основная структура информационно-технологического обеспечения информационной системы, оптимизирующей распределение учебной нагрузки, разрабатывалась обобщенная методика распределения внеаудиторной учебной нагрузки, уточнялись цели, задачи и гипотеза исследования, осуществлялась апробация теоретических подходов в выступлениях и публикациях.
Во время третьего этапа (2017 г.) - производился эксперимент. Была выполнена апробация разработанной информационной системы, проведена проверка гипотезы на доказанность и подлинность, проведен анализ и обработка статистических результатов эксперимента, подведены итоги выполненной работы.
Апробация результатов исследования осуществлялась на базе кафедры «Прикладная математика и информатика» Тольяттинского государственного университета. Результаты исследования были рассмотрены на студенческой международной заочной научно-практической конференции «Молодежный научный форум: Технические и математические науки» (28 ноября 2016г., г. Москва), на III научно-практической всероссийской конференции (школе- семинаре) молодых ученых «Прикладная математика и информатика: современные исследования в области естественных и технических наук» в Тольяттинском государственном университете (24 апреля 2017 г., г. Тольятти)
Научная новизна исследования заключается в реализации концептуальной модели системы организации образовательной деятельности, позволяющей осуществлять оптимальное распределение учебной и внеучебной нагрузки профессорско-преподавательскому составу.
Практическая значимость исследования заключается в разработке информационной системы оптимального распределения учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, что способствует повышению эффективности организации учебного процесса в образовательном учреждении.
На защиту выносятся:
1. Методика распределения внеаудиторной учебной нагрузки как синтез существующих методик распределения, обеспечивающая повышение эффективности организации образовательного процесса.
2. Модели системы, полученные в результате проектирования
информационной системы распределения внеаудиторной учебной нагрузки.
3. Информационная система распределения внеаудиторной учебной
нагрузки, которая является эффективным средством повышения качества организации образовательного процесса.
4. Результаты апробации информационной системы распределения внеаудиторной учебной нагрузки.
Работа представляет собой синтез теоретической и практической деятельности в области разработки информационной системы распределения внеаудиторной учебной нагрузки, используемой для повышения качества образовательного процесса.
Объем и структура диссертации: диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии (60 наименований). Работа изложена на 91 страницах, содержит 32 рисунков и 5 таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе работы над магистерской диссертацией была проанализирована литература по вопросам организации образовательного процесса, а также управления им. Анализ был проведен с целью определения основных механизмов, направленных на повышение качества образовательного процесса. Он показал, что в организации деятельности образовательного процесса существует проблема, связанная с рациональным распределением учебной нагрузки преподавателя, от которого зависит качество учебной деятельности. Решением данной проблемы можно считать информационную технологию как эффективный инструментарий повышения качества организации образовательной деятельности, что является перспективным направлением в области современного образования.
Анализ литературы также показал, что при осуществлении автоматизации учебных процессов информационные технологии затрагивают далеко не все сферы организации образовательного процесса, неохваченным остался вопрос, связанный с планированием деятельности педагогического состава.
Для осуществления оптимизации были определены и проанализированы модели организации образовательного процесса. Рассмотрен существующий опыт использования информационных технологий в образовании. Был проведен анализ бизнес-процессов образовательной деятельности, который показал основные направления, для которых информационная система является эффективным инструментом осуществления образовательной деятельности. Декомпозиция обозначенных процессов более наглядно позволила отобразить все тонкости осуществления процесса организации образовательной деятельности с выделением тех участков, где информационная система - необходимый механизм, обеспечивающий автоматизированный подход к ее оптимизации.
Были рассмотрены существующие методики распределения учебной нагрузки по различным критериям. На их основе была составлена методика распределения внеаудиторной учебной нагрузки и построен алгоритм ее осуществления, который был положен в основу реализации информационной системы.
Разработанная в ходе выполнения магистерской диссертации информационная система позволяет оптимизировать распределение внеаудиторной учебной нагрузки и использует для наглядного отображения результатов такие средства визуализации, как построение таблиц.
Экспериментальная апробация разработанной информационной системы доказала что использование инновационного инструментария, представленного в виде автоматизированного решения, приводит к улучшению показателей качества обучения в образовательных учреждениях, так как позволяет объективно и рационально распределять учебную нагрузку сотрудникам, что обеспечивает высвобождение рабочего времени для более эффективной подготовки к учебным занятиям.
Основной научный результат магистерской диссертации заключаются в том, что разработанные методика распределение внеаудиторной учебной нагрузки и информационная система для поддержки данной технологии позволяют повысить качество обучения в образовательном учреждении. Использование реализованной информационной системы оптимального распределения внеаудиторной учебной нагрузки в образовательном учреждении дает следующие преимущества:
• структурированное хранение имеющейся в образовательном учреждении информации об текущих задачах ППС;
• автоматизированное оптимальное распределение внеаудиторной учебной нагрузки на учебный год;
• оперативный контроль выполнения задач, с ограниченным сроком выполнения.
Таким образом, внедрение в образовательные учреждения разработанной информационной системы является эффективным и целесообразным.



1. Акулова О.В. Проблема построения нелинейного процесса обучения в информационной среде // Человек и образование. - 2011. - №3. - С.7-11.
2. Александров Д.В. Инструментальные средства информационного менеджмента. CASE-технологии и распределенные информационные системы: Учебное пособие / Д.В. Александров. - М.: ФиС, 2011. - 224 с.
3. Андреев В. В. Адаптация автоматизированной системы организационного управления учебным процессом на основе анализа управления документацией высшего учебного заведения / В. В. Андреев, Н. В. Герова // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 5. — С. 25-29.
4. Андрончев И.К., Дмитриев Д.С., Соловова Н.В. Управление образовательным процессом ВУЗа средствами информационно- коммуникационных технологий // Вестник СамГУ. 2014. №8 (119). С.240-247.
5. Антипова Т. О социальном проектировании образовательных систем // Высшее образование в России. 2000, №3. С.92
6. Беляева Т.А. Формирование системы управления качеством труда преподавателя в сфере высшего образования. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. эк. наук: 08.00.05. Краснодар, 2007. — 28 с.
7. Берестнева О.Г., Козлова Н.В. Оценка профессиональных характеристик преподавателей высшей профессиональной школы. // Сибирский психологический журнал. Томск, 2003,-№ 18 - с. 132-135.
8. Бермант М.А. Математические модели и планирование образования / М. А. Бермант, Л. Н. Семёнов, В. Н. Сулицкий. - М. : Наука, 1972. - 112 с. - (АН СССР ; Центр. эконом.-матем. ин-т).
9. Бордовская Н.В. Методика оценки качества деятельности преподавателей вуза: метод, рек. / Н.В. Бордовская. — СПб; Архангельск: ПТУ, 2003. 72 с.
10. Быковский В.В. Информационно-аналитическая система университета // Высшее образование в России. - 2010. - № 7. С. 125-131.
11. Варламова С.А., Белобородова Е.В., Затонский А.В. Принятие решений при распределении учебной нагрузки // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 9. - С. 22-31;
12. Варнавина И.М. Методические основы мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации.
- Салехард: ЯНОИПКРО, 2006. - 260 с.
13. Васильев Л.И. Сравнительный анализ сущности и структуры традиционного и нелинейного образовательного процесса в ВУЗе / Л. И. Васильев // Образование и наука. — 2013. — № 7. — С. 4-17.
14. Васильева Е.Ю. Оценка деятельности преподавателей в вузах США. / Педагогика. 2005. - № 10. - С. 90-94.
15. Васильева Е.Ю. Подходы к оценке качества деятельности преподавателя вуза / Е.Ю. Васильева // Унив. упр.: практика и анализ. — 2006.
— № 2. — С.74-78.
16. Виноградов Г.П. Распределение нагрузки между преподавателями кафедры // Вестник ТГТУ, №1 (1), 2002.
17. Григораш О. В. Комплексный подход к совершенствованию системы высшего профессионального образования //Высшее образование сегодня. - 2014. - №. 5. - С. 34-39.
18. Гусева А.И., Сидоренко Е.В., Тихомирова А.Н. Моделирование процесса принятия решений с использованием характеризационного управления // Программные продукты и системы, 2010, № 1.
19. Заботина Н.Н. Проектирование информационных систем / Н.Н. Заботина. - М.: Инфра-М, 2013. - 336 с.
20. Затонский А.В. Информационные технологии. Разработка информационных моделей и систем. Учебное пособие / А.В. Затонский. - М.: РИОР, Инфра-М, 2014. 344 с.
21. Зафиевский А.В. Автоматизация управления учебным процессом в ВУЗе // Успехи современного естествознания. - 2010. №1. С.115-117.
22. Захаревич В.Г. Оценка качества работы преподавателя ВУЗа /В.Г. Захаревич, В.А. Обуховец //Высшее образование сегодня. 2003. — № 2. -С.52¬66.
23. Игнатьева Е.Ю. Анализ моделей традиционного и развивающего обучения в ВУЗе // Вестник НовГУ . 2013. №74. С.27-30.
24. Киселев Г.М. Теория и практика информатизации профессионального образования в вузах: Монография. М. : МРСЭИ, 2013.
25. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Центр "Педагогический поиск", 2000. - 222с.
26. Кушников В.А., Яндыбаева Н.В. Оценка качества образовательного процесса в вузе на основе модели Форрестера // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2011.
27. Маклаков С.В. BPwin и ERwin. CASE средства разработки информационных систем. - 2-изд., испр. и доп. - М.: ДИАЛОГ - МИФИ, 2001. - 304с.
28. Механизм распределения учебной нагрузки на основе приоритетов мотивации труда / Н.А. Самара, М.М. Милевская// Научные труды Белорусского государственного экономического университета [сборник / редкол.: В.Н. Шимов (пред.) и др.] ; М-во образования Респ. Беларусь, УО "Белорусский гос. экон. ун-т". - Минск : БГЭУ, 2010. - С. 364-368.
29. Милевская, М.М. Комплексная оценка результативности преподавательского труда М.М.Милевская // Вестник БГЭУ. - 2013. - С.199¬203.
30. Нагорняк А.А. Современные подходы к организации процесса обучения в ВУЗе // Успехи современного естествознания. 2013. №5. С.75-77.
31. Огорелков Б.И., Ерунов В. П. Планирование и нормирование
научно-педагогического труда преподавателей вуза: Учебное пособие.
Оренбург: ОГУ, 2000. - 47 с.
32. Олейник П.П. Корпоративные информационные системы: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / П.П. Олейник. - СПб.: Питер, 2012. -
176 с.
33. Панасюк В.П. Информационно-методическое обеспечение управления качеством образования на муниципальном уровне: учебно- методическое пособие / В.П. Панасюк, Г.В. Головичер. - СПб.: Астерион, 2007. 68 с.
34. Пичугин А. Еще раз об учебной нагрузке преподавателя / А. Пичугин // Высш. образование в России. 2002. - №2. - С. 122-124.
35. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей/ Отв. ред. А.Ю. Кудрявцев. - М. Педагогическое общество России, 2000. - 102 с.
36. Сулицкий В.Н. Методы статистического анализа в управлении : учеб. пособие / В. Н. Сулицкий. - М. : Дело, 2002. - 519 с.
37. Федорова Г.Н. Информационные системы: Учебник. / Г.Н. Федорова. - М.: Академия, 2013. - 208 с.
38. Чеботарёв В.Г., Громов А.И. Автоматизация процесса обучения // Бизнес-информатика. 2014. №4 (30).
39. Щеголева Л.В., Кириленко А.Н. Проектирование информационной системы: структурный подход. - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2013. - 104 с.
Электронные ресурсы
40. 1001 Soft. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. 1001 soft.com/.
41. NAUMEN University - Управление процессами ВУЗа. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.naumen.ru/go/solutions/naumen_university.
42. Андреев В.В., Герова Н.В. Требования к информационной системе управления учебным процессом ВУЗа. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://swsys.ru/index.php?page=article&id=2456&lang=lnfaowvg.
43. Вендров А.М. Современные методы и средства проектирования
информационных систем [Электронный ресурс]. URL: http
: //citforum/ru/database/case.html.
44. Григораш О.В. Методика планирования учебной нагрузки с учётом результатов работы преподавателей // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2013. №92. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodika- planirovaniya-uchebnoy-nagruzki-s-uchyotom-rezultatov-raboty-prepodavateley(дата обращения: 15.01.2017).
45. Компания «РИЦ-1С». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ric-1c.ru/products/gov/ 1s_universitet/.
46. Концепция создания интегрированной автоматизированной информационной системы Минобразования России Москва 2000. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tk461.stankin.ru/.
47. Корпорация Галактика. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://t-asu.ru/portfolio/galaktika-upravlenie-vuzom-sovremen/.
48. Особенности разработки системы расчета внеучебной нагрузки преподавателя // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по материалам XXXIX студ. междунар. заочной науч.- практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2016 —№ 10(39) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/10(39).pdf
49. ООО «Комкон проект» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.komkon.ru/content/vus/.
Литература на иностранном языке
50. Concepts and Ontologies in Web-Based Educational Systems, 2002 г.,
Lora Aroya, Darina Dicheva, URL:
http: //www.researchgate. net/publication/221319362
51. Design Patterns in Adaptive Web-Based Educational Systems: An
Overview, 2003 г., Paris Avgeriou, Aimilia Tzanavari, URL:
http://www.researchgate.net/publication/ 30496983
52. Enhancing effectiveness of e-learning framework using UML modeling and Self Regulation: A Case Study, 2007 г., Natarajan Vivekananthamoorthy, URL: http://www.researchgate.net/publication/ 234114853
53. Modeling Course for Virtual University by Features, 2004 г., Laszlo Horvath, Imre J. Rudas, URL:http://uni-obuda.hu/journal/Horvath_1.pdf
54. Modeling Web-based Educational Systems: Process Design Teaching
Model, 2004 г., Franca Pantano Rokou, URL:
http: //www.ifets. info/j ournal s/7_ 1/6.pdf
55. Principles of Good BPM, 2014 г., Jan vom Brocke, Theresa Schmiedel, Jan Recker, Peter Trkman, Willem Mertens, Stijn Viaene, URL: http: //www.researchgate. net/publication/266534269
56. Process-aware Authoring of Web-based Educational Systems, 2003 г.,
Lora Aroyo, Riichiro Mizoguchi, URL:
https://www.researchgate.net/publication/220920693
57. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area // European Association for Quality Assurance in Higher Education. Helsinki, Finland, 2005, 41 p.
58. Towards Multi-Perspective Modeling with BPMN, 2015 г., Richard Braun, Werner Esswein, URL: https://www.researchgate.net/publication/274697790
59. User interface aspects of a Web-based educational system, 2003 г.,
Andrina Granic, Vlado Glavinic, URL:
http: //www.researchgate. net/publication/4043086
60. Using the Business Process Model and Notation for Modeling Enterprise
Integration Patterns, 2014 г., Daniel Ritter, URL:
https://www.researchgate.net/publication/260873267


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ