Актуальной проблемой современной школы является качественная подготовка выпускников к государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ. В условиях повышенного спроса на специалистов в области ИТ, особый интерес вызывает подготовка к экзамену по информатике ИКТ, результаты которого признаются как результат вступительного экзамена в ВУЗ.
Задания ЕГЭ по информатике, как и по другим предметам, обычно делятся по уровням сложности, а именно, базовый, повышенный и высокий. Первая часть, включающая задания базового и повышенного уровня сложности, предполагает ответ в виде числа или последовательности букв или цифр. Вторая часть включает задания повышенного и высокого уровня сложности, и ответы записываются в виде полного, развернутого решения в произвольной форме. Предмет Информатика ИКТ входит в Федеральный компонент государственных стандартов среднего (полного) общего образования. Несмотря на это, уровень подготовки очень сильно зависит от учебного заведения, профиля класса, квалификации учителя, наличия компьютерного класса и других факторов. Нужно отметить, что для успешной сдачи ЕГЭ часто бывает недостаточно школьных уроков, так как некоторые темы изучаются недостаточно глубоко или вообще не отсутствуют в программе [3]. Поэтому школьники, планирующие связать свою будущую профессию с ИТ направлением, вынуждены готовиться к экзамену либо с репетитором, либо самостоятельно. Если ученик выбирает путь самостоятельной подготовки к экзамену по информатике, то встает вопрос оценки качества его подготовки, а самостоятельно школьнику это трудно сделать.
Проверка качества подготовки к ЕГЭ по первой части не представляет сложности. Тестовые задания этой части представляют собой тесты открытого типа, то есть ученик сам находит ответ, это может быть число или строка, и вписывает его в бланк [6]. Особенностью оценки этих заданий является то, что эти задания оцениваются в один балл, если задание выполнено верно, или ноль баллов, если задание не выполнено или ответ ученика не совпадает с правильным. При проведении реального ЕГЭ, ответы на задания первой части автоматически обрабатываются и проверяются после сканирования бланков ответов без участия экспертов. Есть много учебников, интернет ресурсов, которые предоставляют школьникам возможность самостоятельно проверить уровень подготовленности к экзамену по первой части ЕГЭ по информатике.
Подготовка второй части, содержащей задачи высокого уровня сложности по программированию, и в особенности контроль уровня освоения материала, остается проблемной. Задачи этой части оцениваются экспертами от одного до четырех баллов в соответствии с критериями оценивания экзаменационной работы. Можно отметить, что задания второй части являются приоритетными, так как направлены на проверку сформированности важнейших умений записи и анализа алгоритмов.
В связи с этим есть потребность в создании средства, позволяющего школьнику самостоятельно оценить уровень своей подготовки при решении задач высокого уровня сложности и получить «экспертную» оценку в баллах, предусмотренных для конкретного задания. Данная возможность может быть использована преподавателем как вспомогательный инструмент для проверки работ школьников. Кроме того, такого рода продукт будет способствовать увеличению объема решаемых и оцененных задач, так как ученики могут узнать балл за решенную задачу самостоятельно, без непосредственного участия педагога. А преподаватель сможет больше времени уделить разбору ошибок и помощи ученикам, у которых есть вопросы или проблемы в освоении алгоритмизации и программирования.
В Томском государственном университете ведётся активная работа по профессиональной ориентации школьников выпускных классов. Для того, чтобы помочь выпускникам лучше подготовиться к выпускным экзаменам, Факультетом довузовской подготовки ТГУ организованы курсы по подготовке
к ЕГЭ по общеобразовательным предметам. Одним из таких курсов является курс «Подготовка к ЕГЭ по информатике», который последнее время пользуется огромным спросом.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка веб-приложения для курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике». Работа нацелена на создание веб-приложения, которое может помочь в работе преподавателя по автоматической проверке заданий по программированию второй части ЕГЭ.
Для достижения цели было решено разбить работу на подзадачи:
1. Определить требования заказчика.
2. Формализовать требования и построить модель предметной области.
3. Изучить аналоги.
4. Выбрать платформу разработки.
5. Разработать продукт.
В результате проделанной работы разработано веб-приложение для курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» с автоматической проверкой, согласно критериям проверки заданий ЕГЭ, для двух типов задач высокого уровня сложности.
В данной ВКР выполнены следующие задачи:
1) Определены и формализованы требования заказчика;
2) Проанализированы существующие ресурсы сети интернет, реализующие функцию проверки качества подготовки школьников к ЕГЭ по информатике;
3) Выбрана платформа и инструменты разработки согласно требованиям заказчика;
4) Реализовано веб-приложение с автоматической проверкой задний ЕГЭ по программированию высокого уровня сложности двух категорий (задание №24 и №25) с выставлением баллов, согласно критериям оценивания.
В рамках реализации приложения «Подготовка к ЕГЭ по информатике», реализован следующий функционал:
1. Добавление новых заданий для категории заданий 24 и 25;
2. Тренировка на доступных заданиях из базы данных;
3. Оценка выполнения зданий согласно критериям оценки ЕГЭ;
4. Просмотр всех доступных заданий из базы данных.