Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Основы программирования на языке Python» для старшеклассников в процессе внеурочной работы

Работа №34665

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
600
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗДЕЛА «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЕ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ 8
1.1 Методы обучения курса информатики и их использование в условиях реализации ФГОС ООО 8
1.2 Теоретическое обоснование базовых понятий исследования: «алгоритм» и
«программирование», «внеурочная деятельность» 17
1.3 Анализ современных технологий проектирования образовательного курса 31
Выводы по первой главе 37
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И АПРОБАЦИИ КУРСА «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ЯЗЫКЕ PYTHON» ДЛЯ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 38
2.1 Особенности процесса проектирования курса 38
2.2 Анализ результатов эксперимента 41
Выводы по второй главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования: развитие информационного общества обуславливает ситуацию, когда программирование становится необходимым инструментом деятельности очень широкого круга работников, не только сферы информационных технологий. Умение программировать на начальном уровне обеспечивается курсом информатики в основной школе: учащиеся осваивают минимальный уровень владения выбранным языком программирования и могут применить знания для решения тех задач, в которых они смогут выделить алгоритмические структуры.
Поскольку изучение информатики в основной школе является начальной ступенью в подготовке специалистов практически любой современной отрасли, то, от качества полученных на этом этапе знаний, умений и навыков зависит очень многое. Одним из критериев качества можно считать актуальность получаемых знаний, их соответствие текущим и будущим запросам общества. Сегодня в качестве инструмента обучения программированию наиболее актуально использовать язык Python. Он сочетает в себе простоту изучения и низкий порог вхождения, как для новичков, так и для уже имеющих опыт в программировании учеников, а также многогранность и мощность традиционно используемых профессиональными программистами языков Java и семейства C. Более того, во время сдачи ЕГЭ у учеников есть возможность сдать экзамен на языке Python.
Python - это язык программирования общего назначения, нацеленный в первую очередь на повышение продуктивности самого программиста, нежели кода, который он пишет. Говоря простым человеческим языком, на Python можно написать практически что угодно (веб-/настольные приложения, игры, скрипты по автоматизации, комплексные системы расчёта, системы управления жизнеобеспечением и многое многое другое) без ощутимых проблем. Более того, порог вхождения низкий, а код во многом лаконичный и понятный даже тому, кто никогда на нём не писал. За счёт простоты кода, дальнейшее сопровождение программ, написанных на Python, становится легче и приятнее по сравнению с Java или C++.
Проблема исследования - каковы содержание и технологии обучения программированию на языке Python учащихся старших классов в процессе внеурочной деятельности.
Содержание и технологии обучения программированию на языке Python представлены в трудах таких авторов, как Россум Г, Чаплыгин А.Г. и др.
Разработаны и обобщены методические рекомендации по изучению основ алгоритмизации.
После изучения литературы и школьных учебников информатики и ИКТ по проблеме исследования выявилось между школьным материалом и материалом нужным для программирования на Python.
Цель исследования: разработать содержание и технологии обучения основ программирования на языке Python для учащихся старших классов и апробировать учебно-методическое обеспечение данного курса.
Объект исследования: процесс реализации внеурочной деятельности по информатике в старших классах.
Предмет исследования: содержание и технологии обучения программированию на языке Python учащихся старших классов в процессе внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: разработка и реализация учебно-методического обеспечения по информатике и ИКТ для учащихся старших классов будет способствовать эффективному изучению основ программирования на языке Python и развитию логического мышления, если:
- реализовать разработанные педагогические основы информатики во внеурочной деятельности, предполагающие четкое целеполагание и направленное конструирование деятельности учащихся, то можно достичь более глубокого и творческого усвоения знаний, и способствовать развитию их возможностей в использовании современных технологий;
- развитие методической системы обучения информатике в каждом конкретном образовательном учреждении будет основываться на объективном анализе текущего состояния и тенденций развития процессов информатизации на основе системного подхода и удовлетворять основным требованиям прогностичности и эффективности.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. разработать содержание и технологии обучения программированию на Python;
3. обосновать и экспериментально проверить эффективность разработки учебно-методического обеспечения выбранного курса, которая способствует развитию логического мышления.
Методы исследования: В ВКР применялись следующие методы исследования:
- теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования;
- тестирование;
- педагогический эксперимент (формирующий, контрольный);
- статистическая обработка результатов педагогического эксперимента и их анализ
Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем:
- предложенные технологии обучения нацелены, в первую очередь, повышению мотивации, которая базируется в перспективном применении полученных знаний.
- при разработке содержания обучения программированию сделан акцент на внеурочные занятия и наиболее современный язык программирования, т.к. он вызывает у школьников интерес;
-выявлено, что использование технологий обучения программированию способствует повышению качества знаний учащихся по программированию и улучшению логического мышления;
Теоретическая значимость исследования: обусловлена разработкой теоретических основ содержания и технологий обучения программированию на Python во внеурочной деятельности в старших классах. Исследования обогащают технологию обучения программированию и вносят вклад в решении актуальных проблем повышения эффективности и качества обучения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования предлагают разработку и адаптацию современных технологий обучения информатике по конкретной теме во внеурочной деятельности.
Краткое содержание работы:
Во введении раскрыта актуальность избранной темы исследования; определены цели и задачи, объект и предмет исследования; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе представлен анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования «Основы программирования на языке Python». В результате были рассмотрены и уточнены понятия «внеурочная работа», «алгоритмизация».
Были проанализированы методики преподавания курса информатики в школьном курсе информатики, ведения понятия алгоритм и обучения языкам программирования. Также были рассмотрены требований к организации внеурочной деятельности. Изучены современные технологии разработки образовательного курса.
Во второй главе рассмотрены особенности разработки курса, результаты эксперимента, анализ результатов эксперимента.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и выводы проведенного исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты проведенного исследования, их апробация в образовательной практике подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и позволили сделать следующий вывод, что на основе проведённого анализа научно-методической, психолого-педагогической литературы по теме исследования, нормативных документов, а также обобщения собственного педагогического опыта было определено и содержательно раскрыто противоречие между общим для всех обучаемых нормативным содержанием предметного материала и индивидуальными склонностями, запросами, интересами личности; выявлена проблема не достаточно сформированных у учащихся общеобразовательной школы предметных, метапредметных компетенции.
В процессе анализа психолого-педагогической и методической литературы были уточнены определения основных понятий «программирование», «алгоритмизации», «внеурочная деятельность». Были проанализированы и рассмотрены основные требования к организации внеурочной детальности, а также изучены современные технологии разработки образовательных курсов.
В процессе экспериментальной работы с учетом обоснованных педагогических условий формирования знаний в области программирования и алгоритмизации были разработаны и апробированы методические материалы. Итоги опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о выполнении поставленных задач, подтверждают предположение, что комплексное применение разработанных методов увеличивает эффективность развития предметных, метапредметных и личностных компетенций школьника старших классов.
Разработанная экспериментальная методика может широко использоваться в практике школьного обучения.
Таким образом, можно констатировать, что поставленные в исследовании задачи решены, в процессе их решения выдвинутые гипотезы нашли свое подтверждение. Поэтому разработанная методика может быть рекомендована для применения учителями в процессе организации курса программирования по изучению основ алгоритмизации и программирования в процессе внеурочной работе.



1. Андросова Е. Г. Методические и содержательные аспекты построения курса программирования на основе объектноориентированного подхода (для физико-математических специальностей педагогических Дисс. канд. пед. наук. М.. 1996. 193
2. Бауэр Ф., Гооз Г. Информатика: в 2-х частях, ч.1,2. 2-е изд.- М: Мир,1990.
3. Воробьев В. И. Методология открытых систем и объектноориентированные технологии программирования. Информационные технологии XXI века. Сб. тезисов докладов С-Петербургской конференции, посвященной 275-летию Российской Академии Наук. СПб: СПбГУ, 1999.С.14-17.
4. Вумек Джеймс П., Джонс Дэниел Т. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 473 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. под ред. В.В. Давыдова. М: Педагогика, 1991.
6. Вэйдер М. Инструменты бережливого производства. М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. 125 с.
7. Гальперин П.Я., Данилова В. Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач. Вопросы психологии. М, 1980.№1.С.31-38.
8. Гейн А., Сенекосов А. Программно-методический комплекс для классов с углубленным изучением OPIBT Информатика и образование. 1991. 6.С. 9-16.
9. Гейн А.Г., Сенокосов А. И., Шояохович В.Ф.Информатика: Классы
7- 9. - М.: Дрофа, 1998. - 265 с.
10. Гейн К., Сарсон Т. Системный структурный анализ: средства и
методы. М: Эйтекс, 1992
11. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования. Проблемы и перспективы.- М: Педагогика, 1987, 264 с.
12. Глазырина И. Б. Совершенствование информационной подготовки студентов высших учебных заведений в условиях дистанционного обучения: Па примере курса «Информатика» для гуманитарных специальностей: Дисс. канд. пед. наук 13,00.02, М. 2004, 148с.
13. Голоктеев К., Матвеев И. Управление производством: инструменты, которые работают. СПб. : Питер, 2008. 251 с.
14. Голубева К. Содержательные и организационные аспекты информационной подготовки студентов гуманитарного направления педагогических .- М: Педагогика, 1995 - 127c
15. Горячев А. В. Информатика плюс: Учебное пособие для 6-го класса. М.: Педагогика, 1995. 94. Красильникова В. А. Информатизация образования понятийный аппарат Информатика и образование, 2003, №4, с. 21-27
16. Кузнецов Л.А., Лпитова И. В. Основы информатики. 8-9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 1999. - 256 с.
17. Кузнецов Л.А., Лпитова И. В. Основы информатики. 8-9 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 1999. - 365 с.
18. Кулаков А. Г., Ландо С. К. Алгоритмика. 5-7 кл.: Метод,
рекомендации для учителя: Решение задач. - М.: Дрофа, 1997. - 52 с.
19. Кулаков А. Г., Ландо С. К. Алгоритмика. 5-7 кл.: Метод,
рекомендации для учителя: Решение задач. - М.: Дрофа, 1997. - 457 с.
20. Лапчик М. П., И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов, М.:Издательский центр «Академия», 2001, 624 с.
21. Лапчик М.Л. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование: Пособие для учителя. - М,: Просвещение, 1988. - 97 с.
22. Леонов П. М., Коробков П. В. Преподавание объектноориентированного программирования в системе лицей-вуз Информационные технологии в образовании. 4-ая Международная конференция выставка. Научно- методический сборник тезисов докладов. М, 1997. 51.
23. Лесневский А. Об основных понятиях школьного курса информатики// Информатика и образования. -1994. №12 41-44.
24. Летчик М. П. Информатика и информационные технологии в системе общего и профессионального образования: Монография. - Омск:Изд-во Ом. гос. пед. ун-та, 1999.-485 с.
25. Лингер Р., Миллс X., Уитт Б. Теория и практика структурного программирования. М.: Мир. 1982. 406 с.
26. Малева А.А., Общая методика преподавания информатики. - Воронеж: ВГПУ, 2005. - 271 с
27. Матросов В.Л., Трайнев В.А., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические и информационные технологии. Организация управления обучением. М.: Прометей, 2000. -354 с.
28. Мейер Б. Построение надежного объектно-ориентированного программного обеспечения: введение
29. Мейер Б., Бодуэн К. Методы программирования. В 2-х томах. Пер. с франц. -М.:Мир, 1982. 42 с
30. Михалевич B.C., Каныгин Ю.М., Гриценко В.И. Информатика новая область науки и практики Кибернетика. Становление информатики. М.: Наука, 1986.-с. 33-35.
31. Могилев А. В., Пак П. И., Е. К. Хеннер Информатика: Учеб. Пособие для студентов пед. вузов, М.:Издательский центр «Академия», 2000, 816 с.
32. Палкин С. В. Система практических мер по внедрению бережливого производства. М : НП «ОПЖТ», 2009.
35. Пейперт С. Дети, компьютер и плодотворные идеи: Пер. с англ. - М.: Мир, 1990. - 212 с.
36. Пратт Т. Языки программирования: разработка и реализации. М.: Мир,1979.-576с.
37. Простое и сложное в программировании. М.: Наука. 1988. 176 с.
38. Пугач В. И. Технологии и методическое обеспечение компьютерной подготовки будущих учителей информатики: Дисс... д-ра пед. наук: (13.00.02)-М., 1994.-209 с.
39. Пугач В. П., Швецкий М. В. Структура и программы курсов для будущих учителей информатики Компьютер в помощь ученому и учителю. Куйбышев: КГПИ, 1989. 57-66.
40. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. - М.: ЛБЗ, 2000. - 496 с.
41. Синго С. Быстрая переналадка: Революционная технология
оптимизации производства / Сигео Синго; Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 344 с.
42. Синго С. Изучение производственной системы Тойоты с точки зрения организации производства / Пер. с англ. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006. — 312 с.
43. Смирнова О. В. Методические аспекты обучения программированию в системе информационной подготовки бакалавра математики Объединенный научный журнал. 2005, 28 с.41-44.
44. Современные проблемы методики преподавания (методика как теория конкретно-предметной педагогики)/В.А. Извозчиков, А. В. Извозчиков, О.Н.Шилова, Н.Г. Левандовская. Под ред.Г.А.Бордовского.-Л:ЛГП 172. Тихомиров O.K. Информатика и новые проблемы психологической науки. Вопросы философии.- М, 1986, №7. 39-52.
45. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике. - М.: Высшая школа, 2004. - 223 с.
46. Харченко Р. А. Совершенствование непрерывной информационной подготовки студентов экономических специальностей на примере первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования: Дис. канд. пед. наук 13.00.02 М.., 2002, 122 с.
47. Цирулева В. М., Смирнова О. В. Основы программирования в Delphi 4: 140
48.Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. Пособие для вузов. -М.: ЮПИТИ-ДИАПА, 2002. 437 с.
49.Чошонов М. А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1996.
50. Юцявичене П. А. Теоретические основы модульного обучения: Дис. докт. пед. наук, Вильнюс, 1990
Интернет источники:
51. Желтоухов А. М. Стратегия непрерывного совершенствования
деятельности на основе принципов бережливого строительства // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 8. С. 21. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20220760 (дата обращения: 24.12.2017).
52. Антонова И. И. Бережливое производство: системный подход к его внедрению на предприятиях РТ. URL: http://ieml.ru/subsite/46/files) (дата обращения: 24.12.2017)
53. Погребняк С. И. Бережливое производство. Формула эффективности. М. : Триумф, 2013. 308 с.
54. Кудряшов А. В. Бережливое производство: проблемы и опыт внедрения // Методы менеджмента качества. 2013. № 4. С. 4-9. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=19060768 (дата обращения: 24.12.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ