Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методические особенности применения дифференцированного подхода при обучении теме «Логические основы компьютера» в курсе информатики старшей школы

Работа №27249

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
480
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретические основы использования дифференцированного
подхода в обучении 8
1.1 Сущность дифференцированного обучения 8
1.2 Виды моделей уровневой дифференциации 12
1.3 Анализ школьных учебников на предмет содержания в них
темы «Логические основы компьютера» 17
2. Методические особенности преподавания темы «Логические
основы компьютера» на основе дифференцированного подхода 23
2.1 Конспекты уроков по теме «Логические основы компьютера»
с учетом дифференцированного подхода 23
2.2 Методы, формы и средства дифференцированного контроля
при изучении темы «Логические основы компьютера» 44
2.3 Веб-квест по теме «Логические основы компьютера» для
учащихся 10-11 классов 57
Заключение 64
Список использованных источников 66


Одним из самых важных умений человека является логика. В жизни абсолютно любого человека очень много зависит от ясности изложения его мыслей и логических рассуждений. Именно поэтому, развитие логического мышления является одной из основных задач в школе. Формироваться логическое мышление начинает на уроках информатики и математики еще в младших классах, но сами знания о логике и умения решать логические задачи, строить логические схемы, учащиеся получат, изучая тему «Логические основы компьютера» в старших классах. Знания и умения по данной теме, приобретенные на уроках информатики, пригодятся во многих будущих профессиях, таких как программист, администратор, экономист, инженер, предприниматель и др.
В школьном курсе информатики тема «Логические основы компьютера» является важной и действительно сложной. А так как все учащиеся по-разному понимают и усваивают материал, просто необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ученик работал в меру своих сил и возможностей. Использование дифференцированного подхода при изучении этой темы на наш взгляд, является решением данной проблемы. Изучение темы «Логические основы компьютера», а так же применение в ней дифференцированного подхода позволит учащимся качественно освоить данную тему и использовать полученные знания в других областях, что доказывает значимость темы выпускной работы.
Индивидуальный подход к каждому учащемуся можно обеспечить только в том случае, если учитель точно определит исходный уровень его знаний и умений, индивидуальные способности, для этого необходимо провести диагностическое тестирование. После чего с помощью подбора необходимых средств обучения и проведения индивидуальных занятий, учащийся приобретает необходимые знания и умения в соответствии с поставленными учебными задачами.
- владение навыками алгоритмического мышления и понимание
необходимости формального описания алгоритмов;
- владение навыками алгоритмического мышления и понимание
необходимости формального описания алгоритмов;
- владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ;
- использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации [37].
Для того чтобы овладеть данными навыками, необходимо знать основы логики. Дифференцированный подход в преподавании темы «Логические основы компьютера» способствует получению необходимых результатов, требуемых в ФГОС СОО.
Несмотря на большое количество исследований по различным аспектам развития логического мышления, данную проблему нельзя считать решенной. К тому же имеется ряд противоречий:
- логику начинают изучать еще с младших классов, но к старшим классам учащиеся приходят с разным уровнем знаний;
- данную тему изучают все учащиеся в старших классах, однако не все учащиеся усваивают материал на одном уровне;
- существует потребность в новых подходах при обучении старшеклассников, но чаще всего используются традиционные методы обучения.
Выявленные противоречия, а так же недостаточный уровень разработки исследуемой проблемы в теории и практике среднего образования, обусловили выбор темы выпускной работы: «Методические особенности применения
дифференцированного подхода при обучении теме «Логические основы компьютера» в курсе информатики старшей школы».
Объект исследования: процесс обучения информатике в старших классах.
Предмет исследования: дифференцированный подход в преподавании темы «Логические основы компьютера».
Цель: Рассмотреть методические особенности применения дифференцированного подхода при обучении теме «Логические основы компьютера» в курсе информатики старшей школы.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия дифференцированного обучения;
- описать виды уровневой дифференциации;
- проанализировать содержание учебно-методических комплектов по теме «Логические основы компьютера» в курсе информатики старшей школы;
- разработать дидактические материалы по теме «Логические основы компьютера» с учетом дифференцированного подхода.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение.
Практическая значимость: заключена в разработке дидактических материалов, веб-квеста по теме «Логические основы компьютера» с учетом дифференцированного подхода.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и 40 наименований использованных источников.
Во введении раскрываются основная цель, задачи и методы исследования, используемые при выполнении выпускной квалификационной работы.
В первой главе рассматриваются основные понятия и виды дифференцированного обучения, а так же проводится анализ содержания учебно-методических комплектов по теме «Логические основы компьютера» в курсе информатики старшей школы.
Во второй главе с учетом дифференцированного подхода разрабатываются дидактические материалы по теме «Логические основы компьютера»: конспекты уроков, тесты для текущего контроля, а так же электронное приложение. А так же разрабатывается веб-квест по теме «Логические основы компьютера» для учащихся 10-11 классов.
В заключении делаются выводы по теме исследования.
По результатам исследования опубликована статья:
Варламова, А.А. Понятие и типы дифференцированного обучения / А.А. Варламова // Уфа: АЭТЕРНА, 2018 - Современные наукоёмкие инновационные технологии: сборник статей Международной научно-практической конференции - 282 с, с. 172-173

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Повышение качества образования и воспитания, прочное овладение основами наук, обеспечение более высокого научного уровня преподавания каждого предмета - именно такую задачу ставят современное общество и государство перед школой. Так как, традиционная форма обучения не учитывает индивидуальных способностей каждого учащегося, учителям необходимо прибегать к использованию и других форм обучения.
В современной школе дифференцированный подход позволяет осуществлять реализацию задач общеобразовательного процесса, а в частности создание условий для развития личности учащегося, так как предполагает более полный учет индивидуальных особенностей через вариативную организацию учебного процесса. Проблема дифференцированного подхода является, безусловно, актуальной в курсе информатики, так как идет сокращение учебных часов, но в тоже время просто необходимо подготовить всех учащихся к итоговой аттестации по данному курсу, а также создать условия по подготовке к ЕГЭ для заинтересованных учащихся.
В нашей работе мы взяли за основное определение дифференцированного обучения определение И.Э. Унт, так как оно более точно раскрывает сущность данного понятия, создавая его структуру. «Дифференцированное обучение - это учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения, обычно обучение в этом случае происходит по несколько различным учебным планам и программам».
В концепции дифференцированного обучения, разработанной российской академией образования, выделяют уровневую дифференциацию. Проанализировав литературу, были выделены следующие модели уровневой дифференциации:
- Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация;
- Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов;
- Смешанная дифференциация (предметно-урочная дифференциация, «модель сводных групп», «стратовая» дифференциация).
Проанализировав содержание учебно-методических комплектов по теме «Логические основы компьютера» в курсе информатики старшей школы мы остановились на учебниках Полякова К.Ю., Еремина Е.А., потому что у данных авторов теоретический материал по теме «Логические основы компьютера» разработан достаточно подробно, а так же хорошо разработаны практикум и домашние задания.
В соответствии с вышесказанным нами были разработаны дидактические материалы по теме «Логические основы компьютера» с учетом дифференцированного подхода. Конспекты уроков, в которых разработаны задания для трех групп учащихся с разным уровнем сложности. Дифференцированные тесты для текущего контроля, а так же электронное приложение «Логические основы компьютера» для учащихся 10 класса. Разработанные тесты были апробированы в 10 классе МБОУ «СОШ №2» г. Лесосибирска.
Так же нами был разработан веб-квест по теме «Логические основы компьютера». В настоящее время данный метод обучения является особенно актуальным, так как доступ учащихся к информационным ресурсам сети Интернет обеспечит учащихся основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для выполнения заданий преподавателя, самостоятельного обучения и организации досуга.



1. Аблаева, Л. А. Дифференцированный метод на уроках информатики / Л. А. Аблаева, С.М. Сейдаметова // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. - 2016. - №4. - С. 13-21.
2. Бородин, Н.М. Информатика. Программы для образовательных организаций. 2-11 классы / М.Н. Бородин. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2015. - 576 с.
3. Варламова, А.А. Понятие и типы дифференцированного обучения / А.А. Варламова // Уфа: АЭТЕРНА, 2018 - Современные наукоёмкие инновационные технологии: сборник статей Международной научно¬практической конференции - 282 с, с. 172-173
4. Гейн, А.Г. Информатика. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман, А.А. Гейн. - М. : Просвещение, 2012. - 191 с.
5. Гейн, А.Г. Информатика. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман, А.А. Гейн. - М. : Просвещение, 2013. - 159 с.
6. Гейн, А.Г. Информатика. 9 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман. - М. : Просвещение, 2014. - 142 с.
7. Гейн, А. Г. Информатика и ИКТ: учеб. для 10 кл. общеобразоват.
учреждений : базовый и профил. уровни / А. Г. Гейн, А.Б. Ливчак, А. И.
Сенокосов и др. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2012. - 272 с.
8. Гейн, А.Г. Информатика и ИКТ: учеб. для 11 кл. общеобразоват.
учреждений : базовый и профил. уровни / А. Г. Гейн, А.Б. Ливчак, А. И.
Сенокосов и др. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 336 с.
9. Дронова, Е.Н. Направления реализации дифференцированного подхода на уроках информатики в школе / Е.Н. Дронова, Гутова В.Ю. // Педагогическое образование на Алтае. - 2016. - №1. - С. 24-28.
10. Егорова, Л.Н. Контроль знаний учащихся с учетом уровневой
дифференциации / Л.Н. Егорова // Методист. - 2011. - №4. - С. 46-53.
11. Кашканова, Л. 3. Дифференциация обучения как форма организации образовательного процесса в начальной школе / Л. 3. Кашканова // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. - СПб. : Реноме, 2012. - С. 132-136.
12. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред.
пед. учеб. заведений. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров -М. : Академия, 2000. - 176 с.
13. Косицина, Ю.В. Веб-квест на уроках литературы (на примере веб¬квеста по изучению романа А.С. Пушкина «Дубровский») / Ю.В. Косицина, А.Н. Косицин // Педагогика и психология: перспективы развития : материалы II Междунар. науч. конф. - Чебоксары. : Интерактив плюс, 2017. - С. 50-53.
14. Кузьминова, Е.В. Об использовании дифференцированного и адаптивного подходов в обучении / Кузьминова Е.В., Ольховская Е.П. // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №7. - С. 181-182.
15. Поляков, К.Ю. Информатика. 7 класс : учебник : в 2 ч. Ч. 1 / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2016. - 160 с.
16. Поляков, К.Ю. Информатика. 7 класс : учебник : в 2 ч. Ч. 2 / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2016. - 160 с.
17. Поляков, К.Ю. Информатика. 8 класс : учебник / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2016. - 256 с.
18. Поляков, К.Ю. Информатика. 9 класс : учебник / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2016. - 288 с.
19. Поляков, К.Ю. Информатика. Углубленный уровень : учебник для 10 класса: в 2 ч. Ч. 1 / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2013. - 344 с.
20. Поляков, К.Ю. Информатика. Углубленный уровень : учебник для 10 класса: в 2 ч. Ч. 2 / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2013. - 304 с.
21. Поляков, К.Ю. Информатика. Углубленный уровень : учебник для 11 класса: в 2 ч. Ч. 1 / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2013. - 240 с.
22. Поляков, К.Ю. Информатика. Углубленный уровень : учебник для 11 класса: в 2 ч. Ч. 2 / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2013. - 304 с.
23. Рогановский Н.М. Дифференцированное обучение (в школе) - как его осуществить? // Народное образование - 1991 - №3 - с.79-81.
24. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
25. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.
26. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. Т. 1. М. : НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
27. Семакин, И.Г. Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса / И.Г.
Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. М. : Бином. Лаборатория знаний, 2012. - 167 с.
28. Семакин, И.Г. Информатика : учебник для 8 класса / И.Г. Семакин,
Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. - 3-е изд. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2015. - 176 с.
29. Семакин, И.Г. Информатика : учебник для 9 класса / И.Г. Семакин,
Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. - 3-е изд. - М. : Бином.
Лаборатория знаний, 2015. - 200 с.
30. Семакин, И.Г. Информатика. Базовый уровень : учебник для 10 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. - 4-е изд. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2015. - 264 с.
31. Семакин, И.Г. Информатика. Базовый уровень : учебник для 11 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. - 3-е изд. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2014. - 224 с.
32. Семакин, И.Г. Информатика. Углубленный уровень : учебник для 10 класса: в 2 ч. Ч. 1 / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина, Л.В. Шестакова. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2014. - 184 с.
33. Семакин, И.Г. Информатика. Углубленный уровень : учебник для 10 класса: в 2 ч. Ч. 2 / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина, Л.В. Шестакова. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2014. - 232 с.
34. Семакин, И.Г. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса : в 2 ч. Ч. 1 / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Л.В. Шестакова. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2014. - 176 с.
35. Семакин, И.Г. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса : в 2 ч. Ч. 2 / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Л.В. Шестакова. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2014. - 216 с.
36. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М. : Педагогика, 1990. - 192 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413. [Электронный ресурс] -https: //минобрнауки .рф/документы/2365
38. Фирсов, В.В. Уровневая дифференциация обучения на основе
обязательных результатов [Электронный ресурс] -
http://psyvision.ru/help/pedagogika/43-ped-tech20/483-ped-tech6
39. Качалова, Л.П. Контроль знаний [Электронный ресурс] -
http://sh12kyzyl.edusite.ru/DswMedia/kontrol-zun.pdf
40. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования [Электронный ресурс] -
http://shcola29.ucoz.ru/matertehobesp 17/federalnyj perechen_uchebnikov_na_2017-2018.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ