Введение 5
1 Теоретические аспекты диктанта как средства развития грамматических
навыков у младших школьников 8
1.1 Понятие свободного диктанта 8
1.2 Особенности свободного диктанта как средства развития
грамматических навыков у младших школьников 12
1.3 Механизм написания свободного диктанта младшими
школьниками 16
Выводы по первой главе 20
2 Опытно-экспериментальное обоснование эффективности свободного
диктанта как средства развития грамматических навыков у младших школьников 22
2.1 Диагностика написания свободного диктанта младшими
школьниками с упором на развитие грамматических навыков 22
2.2 Технологии обучения написанию свободного диктанта младших
школьников 28
2.3 Практическое применение свободного диктанта как средства
развития грамматических навыков у младших школьников 38
Выводы по второй главе 44
Заключение 46
Список использованных источников 48
Актуальность исследования заключается в том, что грамматическая составляющая письменной и устной коммуникации является необходимым условием качественной передачи информации. На сегодняшний день современный человек для адаптации в современном мире должен не только ориентироваться в потоке информации, но и уметь оперировать ей. То есть запоминать сущность получаемого текста и передавать его в письменной или устной форме в соответствии с заданными требованиями. В данном случае большую роль играет то, каким образом пользователь донесет смысл, насколько грамотно отберет и интерпретирует исходный материал. Грамматическая составляющая в языке играет далеко не последнюю роль, причем она принимает участие, как в письменной, так и в устной речи. Ведь чувствовать и находить взаимосвязь между словами и есть правильно выстроенные предложения.
Исходя ФГОС НОО необходимыми метапредметными результатами являются: обработка, анализ и интерпретация текста в соответствии с поставленными задачами. При написании диктанта необходимы данные умения, следовательно, включение отработки данных умений должно войти в технологию проведения свободного диктанта.
Предметные результаты отражены в ФГОС НОО двумя пунктами, выражающими важность темы нашего исследования, а именно, сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека, а также овладение первоначальными представлениями о грамматических нормах русского и родного литературного языка.
Хотелось бы отметить, что начальная школа закладывает первоначальные знания о русском языке и от того насколько учащиеся поймут важность грамматического единства в речи, зависит успешность дальнейшей работы в лингвистическом направлении.
Гипотеза исследования: при подборе наиболее эффективной техники использования свободного диктанта значительно улучшатся грамматические навыки младших школьников.
Цель исследования: подобрать наиболее эффективного механизма написания свободного диктанта как средства развития грамматических навыков у младших школьников.
Объект исследования: свободный диктант.
Предмет исследования: механизм написания свободного диктанта как средство развития грамматических навыков у младших школьников.
Задачи исследования:
ГОхарактеризовать свободный диктант.
2.Выявить особенности свободного диктанта как средства развития грамматических навыков у младших школьников.
3.Определить механизм написания свободного диктанта младшими школьниками.
4. Рассмотреть существующие технологии обучения написанию свободного диктанта младшими школьниками.
5. Обосновать результаты практического применения свободного диктанта как средства развития грамматических навыков у младших школьников.
В исследовании мы опирались на труды таких ученых как М.Р. Львов, М.С. Соловейчик, Ю.Н. Караулова, Т.А. Ладыженская, Т.Г. Рамзаева, В.А. Сластенин.
Новизна исследования заключается в подборе технологии, соответствующей помимо качественного написания диктанта развитию и совершенствованию грамматических навыков младших школьников.
Эффективность проделанной работы состоит в достижении поставленной цели, то есть выявлении наиболее эффективной техники работы со свободным диктантом как средством развития грамматических навыков у младших школьников.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что результаты исследования, полученные в ходе обработки экспериментальной части ВКР позволят акцентировать внимание на наиболее эффективной технологии написания свободного диктанта как средства развития грамматических навыков у младших школьников.
В ходе исследовательской работы применялись такие методы как: анализ психолого-педагогической литературы по изучаемому вопросу, синтез, анализ, проведение эксперимента.
Начальная школа закладывает первоначальные знания о русском языке и от того насколько учащиеся поймут важность грамматического единства в речи, зависит успешность дальнейшей работы в лингвистическом направлении.
Цель нашего исследования заключалась в подборе наиболее эффективного механизма использования свободного диктанта как средства развития грамматических навыков у младших школьников. Для решения поставленной проблемы нами были выявлены и раскрыты частные задачи.
Решая первую задачу, мы охарактеризовали свободный диктант и отметили, что он представляет собой вид обучающей письменной работы для закрепления и проверки знаний. Свободный диктант способствует прочному становлению орфографических навыков, причём не механически, а путём отработки осознанных мыслительных действий по применению орфографических и грамматических норм в ходе письма.
Решая вторую задачу, мы выявили особенности свободного диктанта как средства развития грамматических навыков у младших школьников. Преимущество свободного диктанта перед другими видами диктантов заключается в возможности видоизменять текст, сохраняя при этом содержания текста, что дает учащимся возможность сделать работу творчески и продемонстрировать знание грамматической составляющей работы с текстом.
Решая третью задачу, мы определили механизм написания свободного диктанта младшими школьниками и отмечаем концентрацию внимания на диагностике работ учащихся и последующей коррекции, так как данные пункты входят обязательными пунктами в механизм проведения свободного диктанта. Работа над ошибками позволяет учащимся заполнять пробелы в знании русского языка, а грамматическая сторона, как известно, идет бок о бок с правильностью построения предложений, как в письменной, так и в устной речи.
Теоретический пласт исследования представлял собой ту неотъемлемую информацию, благодаря которой образовался костяк исследования и четкое направление деятельности. Основной задачей теоретической части стало определение ориентира для качественной разработки комплекса упражнений, которые бы действительно повысили качество написания свободного диктанта в начальной школе.
Опытно-экспериментальная часть исследования состояла из первичной и вторичной диагностики, а также разработки комплекса упражнений.
Решая четвертую задачу, мы провели диагностику написания свободного диктанта младшими школьниками и выявили ряд схожих ошибок. Конечно, диагностика не могла реализоваться в контексте системно-структурного подхода, так как мы не знали общего настроя класса на внедрение заданий объединяющих предметные знания без подготовки. Результаты первичной диагностики показали, что проблемы имеются и требуют решения.
Решая пятую задачу, мы разработали комплекс упражнений, реализующих системно-структурный подход. То есть умение перерабатывать и излагать информацию теперь стало главенствующим не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и на предмете «Окружающий мир».
На заключительном этапе мы провели вторичную диагностику при использовании заданий, соответствующих выбранному и прописанному в цели системно-структурному подходу. Анализ результатов формирующего эксперимента говорит о том, что уровень класса по сравнению с первичной диагностикой вырос в показателях достижения высокого уровня на 15% от исходного. Средний на 25%. Удовлетворительные баллы, характеризующие низкий уровень при проведении вторичной диагностики отсутствуют, что говорит об эффективности предложенных и реализованных нами занятий.
1. Андреева Л.Н. Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника/ Л.Н. Андреева// Материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - 146 с.
2. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. - Москва: Академия, 2012. - 448 с.
3. Байкова, Т. А. Русский язык. 1-4 класс. Методическое пособие/ Т.А. Бойкова, О.В. Малаховская, Н.В. Чуракова - Москва.: Академ/Учебник, 2012. - 272 с.
4. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе/ М.Т. Баранов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
5. Белошапкова, В.А. Современный русский язык/ В.А. Белошапкова - Москва: Высшая школа, 1981. - 800 с.
6. Вакулина, Н.Е. Диктант как приём обучения орфографии, пунктуации, развития речи учащихся/ Н.Е. Бакулина - Москва: ФЛИНТА, 2012. - 113 с.
7. Виноградова, Н.Ф. Литературное чтение. Уроки в современной начальной школе. 3 класс. Книга для учителя/ Н.Ф. Виноградова - Москва: Гостехиздат, 2012. - 216 с.
8. Габидуллина, А.Р. Педагогическая лингвистика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ А.Р. Габидуллина - Горловка: ГПИИЯ, 2011. - 157 с.
9. Гордеев Э.В., Дмитрюк М.В. Виды работ над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка/ Э.В. Гордеев, М.В. Дмитрюк- Тула: Орел, 1995. - 233 с.
10. Ефимова, Н.Ф. Работа над усвоением правописания безударных гласных корня, проверяемых ударением/ Н.Ф. Ефимова. - Москва: ACT, 1974. - С. 78-107.
11. Канакина, В.П. Литературное чтение. 1 класс/ В.П. Канакина, В.Г.
Горецкий. - Москва: Просвещение, 2018. - 79 с.
12. Каракасиди, О.В. Исследовательская работа на тему: «Свободный диктант как средство развития связной речи»/ О.В. Каракасиди// Материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - 146 с.
13. Караулова, Ю.Н. Русский язык и языковая личность/ Ю.Н. Караулова.
- Москва: УРСС, 2004. - 264 с.
14. Караулова, Ю.Н. Русский язык. Энциклопедия/ Ю.Н. Караулова - Москва: Дрофа, 1997. - 645 с.
15. Карпова, Н.Л. Исследования чтения и грамотности в Пихологическом институте за 100 лет: Хрестоматия/ Н.Л. Карпова, Г.Г. Граник, М.К. Кабардова.
- Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. - 432 с.
16. Каясова, Т.А. Роль объяснительных диктантов в формировании языковой личности/ Т.А. Каясова// Вестник Оренбургского государственного университета № 3, 2012. - С. 13-17.
17. Климанова, Л.Ф. Русский язык. 1 класс/ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. - Москва: Просвещение, 2018. - 143 с.
18. Козырева, Л.М. Развитие речи/ Л.М. Козырева- Ярославль: Академия Холдинг, 2002. - 160 с.
19. Кокорин, А.О. Методический гид. Лес и климат/ А.О. Кокорин, О.Н. Липки, Д.Л. Луговая. - Москва: Движение ЭКА, 2018. - 18 с.
20. Критская, Е.Д Рабочие программы/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - Москва: Просвещение, 2014. - 64 с.
21. Ладыженская, Т.А. Детская риторика. // Т.А. Ладыженская. - Москва: Начальные классы, 1996. - 150 с.
22. Ладыженская, Т.А. Речевые секреты/ Т.А. Ладыженская. - Москва: Просвещение, 1992. - 144 с.
23. Ладыженская, Т.А. Творческие диктанты/ Т.А. Ладыженская. - Москва: Учпедгиз, 1963. - 88 с.
24. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения/ И.Я. Лернер - Москва: Педагогика, 1981. - 186 с.
25. Лидман-Орлова, Г.К. К вопросу о классификации диктантов / РЯШ.1964. № 5. С.70.
26. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных
классах: учеб.пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования/ М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. - Москва: Издательский центр «Академия», 2012. - 464 с.
27. Одоевский, В. Городок в табакерке/ В. Одоевский. - Москва: Мещерякова ИД, 2012. - 32 с.
28. Палатина, Н.Н. Воображение у самого истока: Психологические механизмы формирования/ Н.Н. Палатина - Бишкек: Восход, 1992. - 123 с.
29. Рамзаева Т.Г. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в нач.
классах: Учеб.пособие для студентов педагогических институтов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения». - Москва: Просвещение, 1979. - 415 с.
30. Рамзаева, Т.Г. Система обучения русскому языку и речи в 3 (1 - 3) и 4 (1 - 4) классах начальной школы/ Т.Г. Рамзаева - Москва: Просвещение, 1994. - 431 с.
ЗГРождественский, Н.С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах/ Н.С. Рождественский. - Москва: Просвещение, 1975. - 239 с.
32. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
33. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения/ М.С. Соловейчик. - Москва: Академия, 1997. - 383 с.
34. Соловьева, Н.Н. Диктанты: тренинг и контроль/ Н.Н. Соловьева, М.Ф. Шершакова. - Москва: Материк-Альфа, 2003. - 239 с.
35. Уемов, А.И. Системный подход и общая теория систем/ А.И. Уемов. - Москва: «Мысль», 1978. - 272 с.
36. Узорова, О. В. Диктанты и изложения по русскому языку: 1 - 4 класс/ О.В. Узорова. - Москва: Астрель, 2006. - 266 с.
37. Ульченко, З.Ф. Диктанты с изменением текста/ З.Ф. Ульченко. - Москва: Просвещение, 1982. - 144 с.
38. Ушаков, М.В. О видах диктанта в семилетней школе: Методическое письмо. М., 1957. - 32 с.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. На 2011 г./ Министерство образования и науки РФ. - Москва: «Просвещение», 2011. - 33 с.
40. Федоренко, Л.П.Методика развития речи детей дошкольного возраста/ Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича, М., 1984. - 240 с.
41. Шевердина, Н.А. Диктанты по русскому языку для начальной школы/ Н.А. Шевердина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 128 с.
42. Шипулина, И.А. Базовая модель урока, направленная на развитие творческих способностей учащихся// Начальная школа плюс До и После. - 2002. - № 8. - С. 70-79.
43.Эльконин, Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/ Д.Б. Эльконин. - Москва: «Москва», 1962. - 145 с.