Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие навыков грамотного письма на основе неспециальных методов обучения в 6 классе

Работа №7156

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы273стр.
Год сдачи2002
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
789
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5-15
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки использования неспециальных методов обучения грамотному письму в отечественной науке преподавания русского языка 16-97
§1. Психолого-педагогические и методические аспекты
формирования орфографического навыка 16-43
§2. Взаимосвязь обучения орфографии с развитием речи
учащихся 43-57
§3. Обоснование методики применения неспециальных упражнений в теории и практике преподавания русского
языка 57-78
§4. О классификации неспециальных упражнений, используемых в процессе формирования навыков грамотного
письма 78-93
Выводы 94-97
ГЛАВА 2. Исследование неспециальных методов обучения грамотному письму в современной практике преподавания орфографии и развития речи в 6 классе 98-144
§1. Цели и задачи констатирующего эксперимента 98-101
§2. Современное состояние обучения грамотному письму и место в нем неспециальных методов обучения орфографии (анализ учебного и дидактического материала по русскому языку для 6 класса) 102-113
§3. Диагностика орфографических и речевых умений учащихся при использовании неспециальных методов обучения в сопоставлении со специальными орфографическими
упражнениями 113-129
§4. Наблюдения над особенностями использования учащимися лексем с орфограммами в неспециальных орфографических упражнениях 129-142
Выводы 143-144
ГЛАВА 3. Методика использования неспециальных методов обучения для формирования навыков грамотного письма и развития речи учащихся (6-х классов) 145-228
§ 1. Цели и задачи обучающего эксперимента 145-146
§2. Содержание обучающего эксперимента и его научное
обоснование 147-191
§3. Предлагаемая система использования неспециальных орфографических упражнений для работы по орфографии
и развитию речи 192-213
§4. Результаты обучающего эксперимента в 6 классе 213-225
Выводы 226-228
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 229-231


В процессе обучения русскому языку ученики должны овладеть орфографической грамотностью и уметь последовательно, точно и ясно, а также грамматически правильно излагать свои мысли.
Поэтому одной из важнейших задач изучения русского языка в школе остается формирование у школьников прочных орфографических умений и навыков, так как орфографически грамотное письмо является существенным элементом общей языковой культуры и владение им необходимо каждому образованному человеку, что определяется функцией языка как средства общения людей друг с другом в различных сферах деятельности.
Письменная речь, одной из существенных сторон которой является орфография, в процессе общения не менее значима, чем устная. В письменной речи для понимания смысла написанного необходимо соблюдать не только орфографические, но и грамматические, пунктуационные и стилистические нормы.
Состояние орфографической и речевой грамотности учащихся до последнего времени в большинстве школ не является удовлетворительным. Количество неуспевающих по «русскому письменному» обычно преобладает и снижается очень медленно. При этом уровень языковой культуры в письменных работах учащихся также пока не удовлетворяет.
Невысокий уровень культуры письменной речи школьников объясняется прежде всего тем, что до сих пор в практике преподавания русского языка сохраняется такое положение, когда обучение орфографии ведется в отрыве от развития речи и поглощает максимум времени, отведенного учебным планом на изучение русского языка, а процессы формирования орфографических и речевых навыков развиваются параллельно, мало соприкасаясь друг с другом.
* Тем не менее, методика правописания на современном этапе обогатилась принципиально важными положениями, одним из которых является взаимосвязь формирования орфографических навыков с работой по развитию речи.
Орфографические навыки формируются путем заучивания правил, запоминания написания слов, но решающая роль принадлежит упражнениям. Упражнение «выступает как носитель содержания обучения и средство
его усвоения, как способ организации и управления учебно¬познавательной деятельности».
Одного знания правил мало для грамотного письма, так как необходима наглядная их отработка, а в ходе выполнения упражнения осуществляется перенос обобщений, усвоенных учащимися в виде правил, на аналогичные, типичные случаи, что и способствует формированию и закреплению орфографических умений и навыков. щ Опираясь на существующую научную терминологию по теории методики, мы понимаем под методами обучения «способы взаимодействия учителя и учащихся при руководящей роли учителя, направленные на
достижение целей обучения» и относим упражнения к методам обучения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На современном этапе развития русского языка, в том числе и орфографии, для формирования орфографических умений и навыков предлагается целая система письменных работ, одни из которых прочно вошли в практику преподавания русского языка, используются широким кругом учителей, упоминаются повсеместно в школьных программах, учебниках и методических руководствах. Другие, по ряду причин, продолжают существовать лишь как потенциально возможные, не завоевавшие признания учителей.
Неспециальные орфографические упражнения относятся к таким упражнениям, которые помогают осуществлять взаимодействие орфографии и развития речи, что обеспечивает, как установлено психологами (см. Глава 1, §§1 и 2), более высокую степень усвоения материала и прочность запоминания.
Анализ проблемы, в том числе в исторической перспективе, указывает на речевую природу орфографического навыка, и при этом в большинстве исследований подчеркивается, что орфографическая работа, как бы тщательно она ни организовывалась, может привести к положительным результатам только тогда, когда она является составной частью работы над речью. Однако конкретных и детальных методических разработок (особенно с использованием неспециальных методов обучения) эта идея не получила.
Между тем, констатирующий эксперимент, целью которого было исследовать возможность использования неспециальных методов обучения на занятиях по орфографии в 6-ом классе, выявил благоприятные условия для использования данного вида письменных работ для совершенствования грамотного письма (положительное отношение учащихся к неспециальным упражнениям, возрастающая активность школьников, желание работать и, соответственно, более результативное обучение). Этот вывод определил необходимость разработки методики использования неспециальных методов обучения, способствующей повышению уровня орфографической и речевой грамотности учащихся.
Для того чтобы определить роль и место неспециальных методов обучения в процессе формирования навыков грамотного письма учащихся 6-х классов, была разработана специальная программа и методика ее применения.
Составной частью выдвинутой нами методической концепции явилась предложенная классификация неспециальных методов формирования грамотной письменной речи учащихся, основу которой составляют творческие виды работ по орфографии: творческие, свободные и восстановленные диктанты; мы также определили этапы наиболее целесообразного применения неспециальных методов орфографической работы на уроке и в целом в учебном процессе.



1. Аванесов Р.И. Русская орфография //Русское литературное произношение. - М., 1984. - С. 259 - 275.
2. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. - М.: Педагогика, 1978. - 144 с.
3. Активизация работы учащихся по орфографии (5-8 кл.). Сб. статей /Под ред. Рождественского Н.С. - М.: Учпедгиз, 1961. -108 с.
4. Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. статей /Под ред. Еремеевой А.П. - М., 1980.
5. Алгазина Н.Н. О развитии орфографической зоркости //Русский язык в школе. - 1981. - №3. - С.32 - 37.
6. Алгазина Н.Н. Обучение орфографии с учетом вариантов орфо¬грамм: Учебное пособие к спец. курсу для студентов факультета рус¬ского языка и литературы. - М.: МОПИ им. Н.К. Крупской, 1981. - 70 с.
7. Алгазина Н.Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся 5-8 классов: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1965. - 280 с.
8. Алгазина Н.Н. Система орфографических упражнений //Русский язык в школе. - 1988. - №2. - С. 34 - 39.
9. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
Ю.Астафурова А.П. Творческие работы по русскому языку в 5-8 клас- 4^ сах. - М.: Учпедгиз, 1962. - 64 с.
11 .Афанасьев П.О. Методика обучения правописанию //Методика рус¬ского языка в средней школе. - 2-е изд., испр. - М.: Учпедгиз, 1947. - С.146-201.

233
12. Афанасьев П.О. Методические очерки о преподавании родного язы¬ка. - М.: Издание бр. Башмаковых, 1914. - 243 с.
13. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Советская энциклопедия, 1969.-607 с.
14. Баканова С.А. Психологический аспект проблемы «орфографической зоркости» ПО путях повышения эффективности обучения русскому языку в средней школе /Под ред. Граник Г.Г. - Вып. 2. - М., 1971. - С. 129- 148.
15. Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и на¬выков //Русский язык в школе. - 1993. - №3. - С. 36 - 43.
16. Баранов М.Т. О видах диктанта по русскому языку в 4-8 классах //Русский язык в школе. - 1975. - №2. - С. 21 - 26.
17. Баранов М.Т. Применение графической наглядности в процессе обучения орфографии //Русский язык в школе. - 1991. - №2. - С. 35 -
40.
18. Баранов М.Т. Пути совершенствования работы над орфограммой в 4- 6 классах (при использовании учебников) //Русский язык в школе. -
1978. -№3.-С.13- 18.
19. Баранов М.Т. Работа над орфографическими ошибками в 5-8 клас¬сах: Из опыта учителя. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1962. - 48 с.
20. Баранов М.Т., Иваницкая Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах: Пособие для учителя. - Киев: Рад. шк., 1987. - 224 с.
21. Баранов М.Т., Иваницкая Г.М. Работа по орфографии и развитию речи учащихся //Русский язык и литература в средних учебных заве¬дениях УССР. - 1990. - №4. - С. 22 - 28.
22. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. - М.: Просвещение, 1974. - 368 с.

234
23. Бархин К.Б., Истрина Е.С. Методика русского языка в средней шко¬ле. - 3-е изд. - М.: Учпедгиз, 1937. - 307 с.
^ 24.Бачманова Н.С. Обучающие упражнения на этапе становления орфо¬
графического навыка //Современный урок русского языка: Пособие для учителя /Сост. Тростенцова Л.А. - М.: Просвещение, 1984, — С. 154- 162.
25. Беспалова Е.Н. Активизация обучения школьников на уроках рус¬ского языка //Начальная школа. - 1960. - №5. - С. 34 - 38.
26. Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 224 с.
27. Бобкова И.И. Работа над словами с трудными орфограммами в 5 классе. - Воронеж: Изд. Воронежского ун-та, 1959. - 16 с.
28. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1994. - 175 с.
29. Богоявленский Д.Н. К психологии усвоения правописания безудар¬ных гласных //Известия АПН РСФСР, - 1947. - Вып. 12.
^ ЗО.Богоявленский Д.Н. Психологические принципы обучения орфогра¬
фии //Русский язык в школе. - 1976. - №3. - С.29-35; №4. - С. 12 - 20.
31. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. — Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1966. - 307 с.
32. Бодуэн де Куртене И.А. Об отношении русского письма к русскому языку. - СПб., 1912. - 137 с.
33. Борман Э. Какие изменения желательны в современной постановке ^ преподавания русского языка. - М., 1896. - 72 с.
34. Булохов В.Я. Повышение орфографической грамотности учащихся (в свете теории речевой деятельности). - Красноярск, 1993. - 182 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ