Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №39275

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
469
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД ПУНКТУАЦИЕЙ В 5-9 КЛАССАХ 7
1.1. Проблема обучения пунктуации в среднем звене общеобразовательной
школы 7
1.2. Лингвистические основы пунктуации 12
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПУНКТУАЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-9 КЛАССАХ 18
2.1. Основные направления в обучении русскому языку в условиях ФГОС
ООО 18
2.2. Обзор современных образовательных программ по русскому языку в 5-9
классах 24
ГЛАВА III ФОРМИРОВАНИЕ ПУНКТУАЦИОННЫХ НАВЫКОВ
ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ 32
3.1. Виды упражнений по пунктуации в учебниках по русскому языку в 5-9 классах 32
3.2. Виды творческих заданий по пунктуации на занятиях по русскому
языку
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Актуальность темы исследования. Проблема формирования
пунктуационной грамотности в школе до сегодняшнего дня остается одной из
актуальнейших, поскольку именно правописная грамотность (в том числе и
пунктуационная) является одной из важных составляющих личности
всесторонне образованного, грамотного человека. Формирование умений и
навыков грамотного письма, как и раньше, считается одной из самых
трудных задач, которые приходится решать учителю-словеснику, и остается
также социально значимой проблемой, «решение которой в значительной
степени определяет адаптацию выпускника школы как языковой личности в
современном обществе» [39, с.5]. Очевидно, поэтому в отечественной
психолого-педагогической и методической литературе большое внимание
уделялось и уделяется проблемам обучения орфографии и пунктуации,
поиску наиболее эффективных, психологически и методически обоснованных
путей формирования правописной грамотности обучающихся.
Владение пунктуационной грамотностью имеет большое
общекультурное значение. Оно является показателем уровня речевого
развития человека, поскольку умение пишущим расставлять знаки
препинания в собственных текстах говорит об осознанности их порождения.
Научить детей свободному пользованию знаками препинания в своих
письменных высказываниях призвана школа.
Как известно, научно-методические основы методики пунктуации были
заложены еще в XIX веке в трудах Ф.И. Буслаева, Я.К. Грота, А.Х. Востокова
и др. Этими учеными предпринят поиск практических путей обучения
пунктуации. Известный вклад в теорию обучения пунктуации внесли также
такие лингвисты, как А.Н. Пешковский, Л.В. Щерба, С.И. Абакумов, А.Б.
Шапиро и др. Излагая свои взгляды на теоретические основы пунктуации,
одни ученые придавали большое значение смысловой или формальнограмматической сторонам высказывания и не учитывали роли интонации.
3Другие акцентировали внимание в основном на ритмо-мелодической стороне
речи.
В целом, опираясь на труды известных педагогов по методике
преподавания русского языка, ученые пришли к выводу о необходимости
изучать правописание, в том числе и пунктуацию, и грамматику в
органической связи. Помимо этого разработано «глубокое психологическое и
лингвометодическое обоснование процесса формирования орфографических
и пунктуационных умений и навыков на основе грамматических знаний
(Д.Н. Богоявленский, П.Я. Гальперин, A.M. Пешковский, М.В. Ушаков,
Д.И. Тихомиров, Н.С. Рождественский, Н.Н. Алгазина, А.В. Текучев
М.Р. Львов, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, М.М. Разумовская и др.)» [39,
с.5].
Несмотря на то что в методике обучения русскому языку проблема
формирования пунктуационных умений и навыков всесторонне изучается,
что в методике имеется целый арсенал приемов и методов, представленный в
трудах ученых и методистов, что сам процесс обучения русскому пунктуации
имеет большую протяженность (с 1 по 11 классы средней
общеобразовательной школы), большинство обучающихся не достигает
оптимального уровня пунктуационной грамотности. Пунктуационные
ошибки в настоящее время занимают первое место по сравнению с другими
типами ошибок. Так, в среднем на одну орфографическую ошибку в
письменных работах обучающихся приходится четыре-пять пунктуационных
ошибок. Их распространенность объясняется чрезвычайной сложностью
пунктуационного умения, которое основывается не только на знании
синтаксиса и умении достаточно быстро схематизировать структуру
записываемого предложения, как считает Г.И. Блинов [11, с.192], но и на
умении выражать разные смыслы в коммуникативных единицах –
предложении и тексте. И поэтому, чем лучше будет организовано усвоение
пунктуации в младших классах, тем более эффективным становится процесс
4совершенствования пунктуационной грамотности обучающихся на
следующем этапе обучения.
Целью исследования является разработка системы творческих заданий,
формирующих творческий интерес учащихся 5-9 классов на уроках русского
языка при обучении пунктуационным умениям и навыкам.
Реализация поставленной цели предполагает постановку и решение
следующих задач:
− изучить историю разработки методики обучения пунктуации и
выявить тенденции использования принципов русской пунктуации в
методике ее преподавания;
− определить лингвистические основы обучения пунктуационным
нормам школьников;
− изучить состояние сформированности пунктуационных умений и
навыков у обучающихся в 5-9 классах;
− определить содержание и приемы работы по формированию
пунктуационных умений и навыков учащихся 5-9 классов на уроках русского
языка;
− разработать творческие упражнения и задания для обучения
пунктуационным умениям и навыкам на уроках русского языка учащихся 5-9
классов.
Объектом исследования является процесс усвоения пунктуации в 5-9
классах.
Предметом исследования выступают формы творческих заданий,
предназначенных для обучения учащихся 5-9 классов пунктуационным
нормам на уроках русского языка.
Методы исследования. В ходе исследования применялся комплекс
методов, адекватных предмету исследования: метод синтеза и анализа,
сравнительный метод, метод наблюдения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его
результаты расширяют систему научных взглядов на проблему обучения
5русскому правописанию в целом, уточняют отдельные вопросы
формирования и совершенствования на уроках русского языка
пунктуационных умений и навыков обучающихся в 5-9 классах путем
применения творческих упражнений и заданий.
Результаты выпускной квалификационной работы могут служить
теоретико-методологической основой для дальнейшей разработки методики
коррекции пунктуационных умений и навыков на разных этапах обучения, с
разными возрастными группами учащихся.
Структура ВКР соответствует логике исследования: основной текст
работы включает в себя введение, три главы, заключение, список
использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Творческие упражнения на занятиях по русскому языку – это
самостоятельный вид упражнений творческого характера, который направлен
на обучение учащихся продуктивно, действовать в ситуациях новизны и
неопределенности, а также на развитие воображения, опираясь на свой
творческий потенциал. Цель творческих упражнений, нацеленных на
формирование пунктуационных навыков, – повышение активности и
самостоятельности учащихся, развитие у них инициативы, дальнейшее
совершенствование полученных знаний и творческого подхода к решению
конкретных вопросов, развитие речи. Для оптимизации деятельности
учащихся творческие упражнения позволяют включить школьников в разные
виды деятельности.
Как показал обзор учебников по русскому языку для среднего звена
школы, творческие задания в них представлены в малом количестве. Они
направлены на развитие у школьников самостоятельности и критичности
мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению
учебного материала. Даются задания типа сравнить, систематизировать,
объяснить причину, обосновать своё отношение, доказать, почему,
действительно ли, подготовить и провести беседу. В учебниках автора Т.А.
Ладыженской (по которым учатся в школах, в том числе и в национальных)
обнаружены упражнения следующих типов: пунктуационный разбор (61, что
составляет 12,1 % от общего количества заданий), наблюдения над
синтаксическими конструкциями (368, то есть 76,3 %), обучающие диктанты
(13 заданий, что составляет 2,5 %), реконструирование (45 заданий, то есть
9,1 % от общего количества выявленных упражнений).
64В ходе исследования нами разработаны разные задания творческого
характера, которые можно применять на уроках в качестве дополнительного
упражнения при формировании пунктуационных навыков.
Все задания мы разделили на 2 уровня: задания 2 уровня - для 5-6
класса, задания 1 уровня – для обучающихся в 7-9 классах.
Каждый уровень представляет собой своеобразную ступеньку
продвижения ученика к овладению опытом творческой деятельности,
определяемую уровнем развития компонентов креативности.
К заданиям 2 уровня мы отнесли следующие виды работ:
1. Лексико-орфографическо-пунктуационная работа;
2. От предложения к собственному тексту;
3. «Я чувствую, что я…» (рассказ-фантазия);
4. Я художник.
Задания 1 уровня представляют собой следующие виды работ:
1. «Я начну, а ты продолжи…»;
2. Исследование «Энциклопедия одного предложения»;
3. «Поиграем!» (ролевая игра);
4. Проба пера.
Задания 2 уровня позволят активировать у учащихся мыслительную
деятельность, расширить словарный запас учащихся, формировать
пунктуационную грамотность, приучить их использовать в письменной речи
распространенные, осложненные предложения, систематически работать над
совершенствованием навыка выразительного чтения (соблюдение
правильной интонации, логического ударения и т.п.).
Задания 1 уровня в основном формируют умение самостоятельно
работать с текстом, способы концентрации внимания при чтении, формируют
читательскую культуру и информационную компетенцию, развивают
исследовательские умения, умение обобщать.
Такие упражнения нацелены на совершенствование внимания как
психологического процесса, развитие внимания непосредственно к знакам
65препинания. Упражнения-игры предполагают участие всех ребят,
активизируют их познавательную деятельность, развивают творческие
способности. Именно подобным упражнениям учитель должен отдавать
предпочтение на уроках, если он ставит цель не только совершенствовать
пунктуационные навыки учащихся, но и развивать их речь, дикцию,
мышление.


Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т.
Григорян, И. И. Кулибаба. - Москва: Просвещение, 2001. – 302 с.
2. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т.
Григорян, И. И. Кулибаба. - Москва: Просвещение, 1999. – 220 с.
3. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т.
Григорян, И. И. Кулибаба. - Москва: Просвещение, 2002. – 302 с.
664. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений/ С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко.
–Москва: Просвещение, 2001. – 190 с.
5. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений/ С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко.
–Москва: Просвещение, 2005. – 204 с.
6. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г.
А. Богданова, Т. С. Тронина, Н. Н. Сергеева. – Москва: Мнемозина, 2012. –
337 с.
7. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г.
А. Богданова, Т. С. Тронина, Н. Н. Сергеева. – Москва: Мнемозина, 2012. –
205 – 163 – 126 с.
8. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г.
А. Богданова, Т. С. Тронина, Н. Н. Сергеева. – Москва: Мнемозина, 2012. –
156 – 183 – 142 с.
9. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г.
А. Богданова, Т. С. Тронина, Н. Н. Сергеева. – Москва: Мнемозина, 2012. –
285 – 195 с.
10. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г.
А. Богданова, Т. С. Тронина, Н. Н. Сергеева. – Москва: Мнемозина, 2012. –
336 – 198 с.
II. Литература
11.Блинов Г.И. Методика изучения пунктуационных правил. – М.:
Просвещение, 1972. – 208 с.
6712.Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка. Методика
пунктуации. М.Т. Баранов. – М.: 2001 – 188с.
13.Балканова И.И, Федосюк М.Ю. Тематические тесты и диктанты по
русской орфографии и пунктуации: Учебное пособие / И.И. Бакланова; Отв.
ред. М.Ю. Федосюк. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 112 с.
14. Бабайцева, В.В. Синтаксис русского языка : монография / В.В.
Бабайцева. - Москва : Флинта, 2015. - 576 с.
15.Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации: Пособие для учителя. –
М.: Просвещение, 1983. – 175с.
16. Валгина Н.С. Пунктуация / Валгина Н.С. // Свод правил русского
правописания. Орфография. Пунктуация. Проект. - М.: Азбуковник, 2000. –
411с.
17.Валгина Н.С. Актуальные проблемы современной русской
пунктуации: учебные пособие / Валгина Н.С. - М.: Высшие школа, 2004. –
34с.
18. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 2007.-
203с.
19.Граник Г.Г, Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М.:
Просвещение, 1978. – 128с.
20.Гаврилова Г.Ф. Изучение грамматики русского языка в школе. – Р.
На Дону, 2007. – 160 с.
21.Гришко Ф.Т. Авторские знаки препинания//Русский язык в школе. –
т1978. № 2. – 178 с.
22.Гордеева О.И, Гынгазова Л.Г. Сборник упражнений по синтаксису
современного русского языка: Учебно-методическое пособие / О.И.
Гордеева, Л.Г. Гынгазова. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 128 с.
23.Демиденко Л.П., И.С. Козырев Т.Г. Козырева. Современный русский
язык. - Минск: Высшая школа, 1988. – 123 с.
24.Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. – М., 1957. – 449 с.
6825.Заика, В. И, Гиржева Г.Н. Орфография и пунктуация: Правила и
практикум. Уч. пособ. для подготовки к ЕГЭ по русскому языку / В. И. Заика,
Г. Н. Гиржева. - М. : Флинта : Наука, 2011. - 160 с.
26.Иванова Г.Ф. Компетентностный подход в образовании:
формирование языковой компетентности. – М., 2009. – 334 с.
27.Иванова А.Е. Языковая компетентность испытуемых в
психологическом эксперименте // Язык и личность / Под ред. Д.Н. Шмелева.
- М., 1989. - С. 127 – 131.
28.Иванова В.Ф. О первоначальном употреблении тире в русской
печати// Современная русская пунктуация. – М., 1979. – 236 с.
29.Кохтев Н.Н. Риторика. - М., 1994. – 12 с.
30.Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. – М.:
Дрофа, 2002. – 256 с.
31. Компетентностный подход в образовании: сборник материалов и
тезисов региональной научно-практической конференции / Под ред.
Трофимовой Г.С. - Ижевск: УдГУ, 2006. - c. 68-71
32.Карданова М. А. Русский язык. Синтаксис. Учеб. пособие / М. А.
Карданова. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта : Наука, 2012. - 456 с.
33.Крылова О. А. Коммуникативный синтаксис русского языка.—М.:
РУДН, 1992.- 82с.
34.Ломизов А.Ф. Обучение пунктуации в средней школе. – М., 1975. –
160 с.
35.Ладыженская Т.А, Земьманова Л.М. Практическая методика. - М.,
2000. – 117 с.
36.Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные
технологии. – М., 2004. – 134 с.
37.Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: Дрофа, 2001. - 320 с.
38.Михальская А.К. Основы риторики. – М., 1996. – 262 с.
6939.Малявина Т.П. Коррекция правописных умений и навыков
старшеклассников: Монография / Т.П. Малявина. – М.: Изд – во МГПУ, 2011.
– 5 с.
40.Методика преподавания русского языка/Баранов М.Т, Ладыженская
Т.А, Львов М.Р, Ипполитова Н.А, Ивченков П.Ф. – Москва: Просвещение,
1990. – 365 с.
41.Низаметдинова Н.Н. Современная русская пунктуация: Учебносправочное пособие / Н.Н. Низаметдинова. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 152 с.
42. Низаметдинова, Н.Н. Современная русская пунктуация : учебносправочное пособие / Н.Н. Низаметдинова. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта,
2015. - 149 с.
43. Наумович А.Н. Современная русская пунктуация. – М., 2004.- 259с.
44.Новикова, Л.И. Соловьева Н.Ю. Русский язык: пунктуация. Учебное
пособие / Л. И. Новикова, Н. Ю. Соловьева. – М. : РИОР: ИНФРА-М: РАП,
2012. - 284 с.
45.Пеньковский А.Б, Шварцкопф Б.С. Опыт описания русской
пунктуации как функциональной системы / Современная русская
пунктуация. – М., 1979. - 158 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ