Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОДРУЖЕСТВО ИСКУССТВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Работа №18649

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
923
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Понятие «содружество искусств» в теоретико - методическом аспекте 8
1.1 Понятие «содружество искусств» в методике литературы 8
1.2 Интерпретация художественного произведения как технология
общения с искусством 12
2 Интермедиальность поэзии серебряного века 17
2.1 Визуальный и аудиальный код поэзии серебряного века 17
2.2 Поэзия А. Блока в аспекте интермедиальности 21
3 Технология содружества искусств на уроках литературы при изучении
поэзии А. Блока 29
3.1 Поэзия А. Блока в школьном изучении 29
3.2 УМК 11 класса по литературе под редакцией В.Я. Коровиной в
аспекте содружества искусств при изучении поэзии А. Блока 33
3.3 Технологическая карта урока в 11 классе по теме «Реальное и
мистическое в стихотворении А.Блока «Незнакомка» 37
Заключение 59
Список использованных источников 61


На уроках литературы осуществляется коммуникация особого вида - художественная. Художественной коммуникацией называют «функционирование искусства в обществе, в процессе которого оно выступает как специфическая эстетическая деятельность и средство общения» [3:154]. Понятие художественной коммуникации распространяется на все виды искусства, поэтому для обучения литературе и формирования читательской коммуникативной компетенции принято использовать сопоставления с произведениями других видов искусств. Во ФГОС содержится указание на необходимость развивать «представления о специфике литературы в ряду других искусств» [6:1]. Этой цели можно достичь, используя технологию обучения, названную «содружество искусств» [9 :154].
Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Использование технологии «содружество искусств» на уроках литературы объясняется необходимостью выработки наглядных представлений у учащихся, особенно в 5 - 6 классах, важностью создания эмоционального настроя на восприятие литературного произведения, возможностью выработки нового подхода к интерпретации литературного текста как технологии общения с искусством [27:55].
Серебряный век в русской культуре традиционно воспринимается литературоведами, искусствоведами, культурологами как эпоха, время интеграции, взаимопроникновения разных видов искусства. Интермедиальности литературы серебряного века посвящены работы Л. А. Рапацкой, Н. В. Тишуниной, И. Г. Минераловой Л. А. Поэтому использование технологии содружества искусств при изучении поэзии ХХ века позволит не только развивать представление о литературе как об искусстве, интегрирующем в себе другие виды искусства, но и развивать интерпретационные способности учащихся, что и определяет актуальность проблемы.
Объект исследования: технология «содружество искусств» на уроках литературы.
Предмет исследования: применение технологии «содружество искусств» при изучении поэзии серебряного века на уроках литературы.
Цель дипломной работы: теоретическое обоснование и практическая разработка включения технологии «содружество искусств» в процесс изучения поэзии серебряного века на уроках литературы.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие «содружество искусств» в методике литературы;
2) обобщить приемы использования данной технологии в школьной практике;
3) выявить основные тенденции в оценке литературоведов интермедиальностипоэзии серебряного века;
4) выявить и охарактеризовать черты интермедиальности поэзии А. Блока;
5) охарактеризовать современные подходы в изучении поэзии А.Блока
6) проанализировать УМК по литературепод ред. В.Я. Коровиной в аспекте изучения поэзии А.Блока;
7) разработать методические рекомендации и технологическую карту урока по изучению поэзии А. Блока.
Методологической основой исследования являются работы отечественных методистов Е.Н.Колокольцева, J1.A. Крыловой, В.Г.Маранцмана, посвященные применению метода содружества искусств на уроках литературы, а также работы Л.А. Рапацкой, Н. В. Тишуниной, И. Г. Минераловой, посвященные интермедиальности поэзии серебряного века
Для решения поставленных задач использовался метод анализа, систематизации, интерпретации и сопоставительный метод.
Практическая значимость: заключается в возможности использования материалов работы на уроках литературы, использование разработанной системы уроков учителями-словесниками в своей практике преподавания литературы.
Апробация работы. Материалы дипломного проекта были опубликованы в виде статьи «Содружество искусств при изучении поэзии в школе» в сборнике Международной научно-практической конференции «Новая наука: стратегии и векторы развития», состоявшейся в городе Магнитогорск, 2017 г. (дистанционная форма участия); представлены в ходе выступления с докладом «Содружество искусств» при изучении поэзии Серебряного века в школе» на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (17-21 апреля 2017 г.).
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих по два параграфа, заключения, списка использованных источников в количестве 48 и 6-ти приложений. Общий объем работы - 72


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате исследования мы пришли к следующим выводам.
Уже в 60-е годы ХХ века в методической науке и школьной практике активно начала осознаваться необходимость изучения дисциплин художественного цикла в их тесной взаимосвязи. Проблема межпредметных связей в процессе изучения литературы претерпела качественные изменения, трансформируясь в технологию содружества искусств на уроке литературы, разрабатываемую В.Г. Маранцманом, Т.Г. Браже, Т.В. Рыжковой и реализуемую в УМК по литературе. В.Г. Маранцман определяет «содружество искусств» как «метод претворения литературы в других видах искусства». В начале XXI века Т.В. Рыжкова установила, что развивающее воздействие «содружества искусств» на читателя изменяется в зависимости не только от возраста учащихся, но и от этапа художественной коммуникации.
Технология содружества искусств актуальна в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, так как ведущая роль в нем отводится идее культуросообразного образования. Выделяют такие понятия, как «культурные практики» школьника, «культурное поле» личности, «культурно-образовательное пространство» микро- и макро-среды возможность появления произвольных, внеконтекстных ассоциаций.
Литература серебряного века, как отмечают исследователи, интегрирует в себе различные виды искусства, поэтому для характеристики ее поэтики часто используется понятие интермедиальности, определяющее взаимопроникновение, диалог искусств.
Анализ работ литературоведов, посвященных интермедиальности поэзии А. Блока, показал, что большинство исследователей (Ю.М. Опарина, А.А. Шульдинова, С.А. Макарова, О.И. Горбунова, О.А. Шульдишова и др.) указывают на музыкальность как определяющую черту поэтики поэта. Ппроявления «музыкальности» рассматриваются на формально - звуковом (фонетическом), лексическом, синтаксическом, метроритмическом, композиционном - уровнях стихотворений.Так же исследователи, в частности, М.З. Долинский, О.И. Горбунова, В. Н. Альфонсов отмечают, что система поэтического мышления может быть уподоблена живописной, причем изобразительная образность выполняет функцию подачи смысла. Отмечается связь поэзии А.Блока с творчеством Врубеля, в частности, с картинами «Царевна-Лебедь», «Демон поверженный», «Демон сидящий», Сам поэт сближает сврубелевским «Демоном» «Незнакомку».
Анализ программы и учебников по литературе В.Я. Коровиной показал, чтос творчеством Блока учащиеся знакомятся с 6 по 11 класс (6, 8, 9, 11-й классы). В программу 11 класса включены такие стихотворения, как «Вхожу я в тёмные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моём пути...», «Незнакомка». УМК предусматривает использование технологии содружества искусств, так, например, при изучении стихотворения «Незнакомка» учащимся предлагается сравнить илюстрации к произведению И. Глазунова и Врубеля, при изучении стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» учащимся предлагается прослушать романс в исполнении Кристины Вихровой.
Нами предложена технологическая карта урока по теме «Реальное и мистическое в стихотворении А. Блока «Незнакомка» с применением технологии содружества искусств. На уроке используются репродукции Врубеля «Демон поверженный», «Демон сидящий», «Царевна-Лебедь», И. Глазунова «Незнакомка, В. Васнецова «Гамаюн», аудиозапись музыкального произведения - исполнение хора «Незнакомка» (муз. Юрия Фалика).



1. Азизян, И. А. Диалог искусств Серебряного века: учебник/ И. А. Азизян. - Москва: Прогресс - Традиция, 2001. - 400с.
2. Алексеева, Л.Ф. Пророчество о XX веке в поэзии Александра Блока // Литература в школе. - 2006. - № 6. - С.7-14
3. Альфонсов, В. Н. Слова и краски: Очерки из истории творческих связей поэтов и художников: научное издание / В. Н. Альфонсов. - Москва: Азбука-классика, 2006. - 320 с.
4. Ачкасова, Г.Л. Диалог искусств в системе школьного литературного образования: автореф. дис. . докт. пед. наук / Г.Л. Ачкасова. - Санкт - Петербург, 2000. - 35 с.
5. Блок, А. А. Сборник стихов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iknigi.net/avtor-aleksandr-blok/35202-sbornik-stihov-aleksandr- blok/read/page-1.html
6. Браже, Т.Г. Интеграция предметов в современной школе / Т. Г. Браже // Литература в школе. - 1996. - №5. - С. 36-45
7. Ванслов, В. В. Изобразительное искусство и музыка : очерки / В. В. Ванслов. - Ленинград: Художник РСФСР, 1979. - 294 с.
8. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика: словарь / С.М. Вишнякова. - Москва: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
9. Гуйс, И.Н. Овладение технологией «Содружества искусств» как формой профессиональной компетенции учителя литературы // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. - 2014. - Том 5. - № 5. - С. 153 - 158.
10. Данилова, Н.А. Живописность дооктябрьской лирики В.В. Маяковского // Уральский филологический вестник. - 2014. - № 5.- С. 101 - 108.
11. Жура, М. В. Интегративная роль музыки в культуре "серебряного века / М. В. Жура // Альманах современной науки и образования: сб. науч. трудов. - Тамбов: Грамота, 2009. - C. 64-66.
12. Клинг, О. А. А. Блок: структура «романа в стихах». Поэма «Двенадцать»: в помощь преподавателям, старшеклассникам, абитуриентам: учеб пособие / О. А. Клинг. - Москва: Издательство Московского университета, 2013. - 110 с.
13. Колокольцев, Е. Н. Межпредметные связи при изучении литературы в школе : науч. изд. / Е. Н. Колокольцев, А. В. Дановский, М. А. Дмитриев; под ред. Е. Н. Колокольцева. - Москва.: Просвещение, 1990. - 223 С.
14. Колокольцев Е.Н. «.Неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия.»: О классификации средств наглядности в преподавании литературы / Е. Н. Колокольцев// Литература в школе - 1990. - №3 - С. 86-93
15. Коровина, В. Я. Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электр. Носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина. - 20-е изд. - Москва: Просвещение, 2012. - 319 с.
16. Коровина, В. Я. Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электр. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский; под ред. В. Я. Коровиной. - Москва: Просвещение, 2013. - 399 с.
17. Коровина, В. Я. Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электр. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П.Полухина.; под ред. В. Я. Коровиной. - Москва: Просвещение, 2011. - 307 с.
18. Коровина, В.Я. От упражнений к системе совершенствования речи учащихся: пособие для учителя литературы. — Москва: Мнемозина, 2014. - 155 с.
19. Кравченко, Т.Ю. Живописный образ В. Маяковского в аспекте интермедиального анализа // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. - 2014. - № 10. - С. 74 - 88.
20. Кудряшов, Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: пособие для учителя. - Москва: Просвещение, 1981. - 190 С.
21. Кудряшев, Н. И. Изучение лирических произведений в старших классах / Н. И. Кудряшев // Литература в школе. - 1941. - № 1. - С. 36.
22. Лессинг, Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии: учебник / Г. Э. Лессинг. - Москва: Эксмо, 2012. - 516 с.
23. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха / Ю. М. Лотман // О поэтах и поэзии: учебное пособие / Ю. М. Лотман. - Санкт - Петербург: Искусство, 2012. - С. 18-133;
24. Магомедова, Д. М. «Незнакомка» А.А. Блока: Пять разборов / Д. М. Магомедова, Ивинский Д.П., Кормилов С.И., Ранчин А.Н., Толмачев // Вестник ПСТГУ, 2009. - Вып. 2. - С. 36 - 108
25. Макарова, С. А. Устное народно - песенное творчество: к проблеме интермедиальности и жизнетворчества русского стиха // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016. - № 8(62). - C. 43-48.
26. Маранцман, В.Г. Содружество искусств на уроке литературы / В. Г. Маранцман // Искусство анализа художественного произведения: пособие для учителей / Т.Г. Браже. - Москва: Просвещение, 1971. - С.166-211.
27. Маранцман, В. Г. Программы общеобразовательных учреждений: литература 10-11 классы. / В.Г.Маранцман. - Москва: Просвещение,2009.
28. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований : материалы Международной практической конференции к 80-летию проф. М. С. Кагана / Методология гуманитарного знания в перспективе ХХІ века, Международная практическая конференция. - Санкт - Петербург, 2001. - С. 149-154.
29. Мещерина, Е.Г. «Се красота из синего эфира...» (к проблеме эстетики цвета в поэзии Серебряного века) // Вестник Московского университета. -2009. - № 1. - С. 63 - 90.
30. Опарина, Ю. М. Музыка слова и слово в музыке: поэзия А. Блока в произведениях отечественных композиторов: монография / Ю.М. Опарина. -
31. Орлов В. Н. Гамаюн. Жизнь Александра Блока: монография / В. Н. Орлов. - Москва: Известия, 1981.
32. Петрова, С.А. Интермедиальная композиция стихотворения О.Э. Мандельштама «Концерт на вокзале» // Царскосельские чтения. - 2016. - Том 1. - Выпуск XX. - С. 180 - 183.
33 . Петрова, С.А. К вопросу о формировании интермедиальных традиций в литературе (на материале стихотворения А. А. Блока «Голоса скрипок» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 4-2. - С. 157 - 160
34. Программы общеобразовательных учреждений по литературе под ред. В. Я. Коровиной. - Москва: Просвещение», 2006. - Режим доступа: https://xn--j 1 ahfl.xn--
p 1 ai/library/rabochaya_ programma_ po_literature_11 klass umk korov 131631.html
35. Рапацкая, Л.А. Искусство серебряного века: учебник / Л. А. Рапацкая. - Москва: Эксмо - Пресс, 2003. - 912 с.Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения: пособие для учителя / М. А. Рыбникова. - Москва: Просвещение, 1985. - 220 С.
36. Рез, З.Я. Изучение лирики в школе: учебное пособие / З. Я. Рез. - Ленинград: Просвещение, 1968. - 173 с.
37. Рыжкова, Т.В. Методические рекомендации и тематическое планирование по литературе для 5 класса. Москва: Академия,2010. Старкова, З.С. Содружество искусств на уроках литературы: учебное пособие / З. С. Старкова. - Москва: Просвещение, 1988.
38. Скобелева, О.В. Поэзия символизма в хоровом творчестве композиторов «Серебряного века» // Вестник Югорского государственного университета. - 2010. - Выпуск 1. - С.33 - 36.
39. Соболев Л. А. Блок и Врубель [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sobolev.franklang.ru/index.php/nachalo-xx-veka/116-a-b-blok-i-vrubel
40. Соболевская, Е.К. Искусство - Художник - Жизнь / Е.К. Соболевская. - Одесса: Астропринт, 2010. - 224 с.
41. Титаренко, С.Д. Интермедиальность в поэтике символистов: метаморфозы сюжета Благовещения у А. Блока и Вяч. Иванова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. -2011. - № 3. - 125 с
42. Титаренко, С.Д. Русский символизм и традиции английских прерафаэлитов: проблемы интермедиальности // Культура и текст. - 2015. - № 5. - С. 42 - 57.
43. Хаминова, А.А., Зильберман, Н.Н. Теория интермедиальности в контексте современной гуманитарной науки // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 389. - С. 38 - 45.
44. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
45. Хуторской, А.В. Метапредметный подход в обучении: научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. Москва: Эйдос, 2012. - 73 с.
46. Хуторской, A.B. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя / А. В. Хуторской. — Москва: Владос, 2000. — 320 с.
47. Шульдишова, А. А. Музыкальные образы в поэтических произведениях А. Ахматовой и А. Блока: вопросы современного изучения // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. - Симферополь: Крымский архив, 2008. - Вып. 6. - С. 237-249.
48. Шульдишова, А. А. Музыка, воплощённая в слове, или творчество А. Блока сквозь призму поэтики и музыковедения (к постановке проблемы) // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций, 2015. - № 3. - С. 58 - 74.
49. Ядровская, Е. Р. Интерпретация текстов искусства: учебное пособие / Е. Р. Ядровская. - Санкт - Петербург: Свое издательство, 2011. - 132 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ