Разработка и апробация разных форм внеурочной деятельности в среднем звене общеобразовательной школы (Томский государственный педагогический университет)
Работа сделана на материале повести-сказки А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Место музея и библиотеки в современном образовании 16
1.1.Задачи музейной педагогики в современном образовании 16
1.2.Использование ресурсов библиотеки для приобщения детей к чтению 19
Выводы 23
Глава 2. Разработка образовательного мероприятия на материале книг А. М. Волкова 24
2.1.Анализ системы персонажей в повести-сказке А. М. «Волшебник Изумрудного города» и в сказке Л. Ф. Баума «Волшебник страны Оз» 24
2.2.Цифровые технологии в развитии / стимулировании интереса к чтению на примере изучения исторических произведений А. М. Волкова 39
2.3.Разработка просветительско-образовательного мероприятия в музейно-библиотечном комплексе 43
2.4.Разработка игры по произведению А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города» 46
2.5.Составление плана-конспекта внеурочного занятия по теме «Создание музея игр по произведению А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»» и его апробация 48
Выводы 51
Глава 3. Место проектной деятельности в современном школьном образовании 52
3.1.Специфика проектной деятельности в школе 52
3.2.Разработка исследовательского проекта по произведению А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города» 57
Заключение 68
Список использованной литературы 72
Приложение 78
Каждый день в современном мире происходят изменения. Перемены затрагивают практически все области жизни. Двадцать первый век диктует свои правила, и общество принимает их, модернизируя всевозможные сферы жизни.
Школьное образование – путь в будущее, которое напрямую зависит от ученика, от его качеств, сформированных в период обучения в школе. Требования, предъявлявшиеся к образованию еще несколько лет назад, уже устарели, некоторые из них перестали быть эффективными. Перед школой ставится задача, заключающаяся в создании условий в обучении, направленных на развитие субъектных, личностных начал обучающихся.
От обучающегося нового типа требуется умение творчески относиться к действительности, к другим людям, способность решить не только старую, но и поставленные перед ним новые задачи, делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения.
Урок литературы – предмет, который входит в школьную программу с первого по одиннадцатый класс. Он проходит с ребенком всю его школьную жизнь. Данная школьная дисциплина – продуктивная платформа для формирования личностных качества обучающихся. Достаточно часто перед учителями литературы возникает проблема нечитающих детей, для которых книга – злейший враг, метод наказания.
Цель литературного образования по новым ФГОС: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры [51, c. 62].
Новый государственный стандарт переносит акцент с результатов на процесс обучения.
В «Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» рассматриваются различные проблемы преподавания литературы, связанные с мотивацией учащихся, содержанием и методикой обучения. Литературное образование столкнулось с серьезным вызовом: оно должно осуществлять поиск внутренней мотивации для привлечения детей к чтению, выработать аргументацию и методику для повышения интереса обучающихся к знакомству с литературой. Также сделан акцент на необходимости уделять внимание произведениям, которые отражают жизнь и проблемы современных детей и подростков. Чтение и обсуждение такой литературы способствует воспитанию и интеллектуальному развитию обучающихся [33, c. 5].
Авторы «Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» затрагивают различные проблемы: методического, содержательного, мотивационного характера. Уроки литературы требуют совершенствования методики и приемов формирования интереса современного обучающегося к чтению, поэтому авторы «Концепции» утверждают, что для достижения данной цели в помощь образовательным организациям должны приходить учреждения культуры: театры, музеи, библиотеки и тд.
Школа определяет одну из главных задач – всестороннее развитие личности. Школьное образование способствует развитию индивидуальных способностей ребёнка. Поэтому помимо образовательного процесса в жизни школьников появляется обязательная внеурочная деятельность. Именно внеурочная деятельность, по мнению ФГОС, играет в жизни школьников огромную роль, способствует формированию универсальных учебных действий (УУД). Также внеурочная деятельность является логическим продолжением учебной деятельность.
Внеурочная деятельность — это воспитательная и образовательная деятельность, которая направлена на развитие ребенка и реализуется с учениками непосредственно после основного общеобразовательного процесса с помощью классного руководителя, учителя определенного предмета или же педагога дополнительного образования.
Выделяют следующие задачи внеурочной деятельности:
• общественно-полезная и досуговая деятельность школьника;
• навык сотрудничества с одноклассниками и сверстниками;
• целеустремленность и трудолюбие;
• разнообразная деятельность;
• навыки коммуникативного и позитивного общения.
С.В. Жданова в своей работе «Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка» замечает, что внеурочная деятельность больше направлена на те формы жизни, которые интересны ребенку, чем на ту деятельность, которая обязательна для выполнения. Она реализуется с помощью творчества ребенка, поэтому привлекательна для большинства детей. Именно творчество способствует поднятию самооценки, возможности для реализации своего потенциала. Особенно это важно для школьников, для которых учебный процесс представляет собой сложную задачу. С помощью внеурочной деятельности можно создать ситуацию успеха для детей, которым тяжело дается учеба [27, c. 426].
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) устанавливает определенные требования к организации внеурочной деятельности в школе. Одним из важных аспектов является максимально широкий выбор дополнительных образовательных программ для учащихся. По данным ФГОС, каждому ребенку должна быть предоставлена возможность выбора занятий, которые соответствуют его интересам и потребностям. Это может быть спортивное направление, музыкальные или художественные кружки, языковые курсы и другие виды занятий.
Организация внеурочной деятельности также должна осуществляться с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося. ФГОС подчеркивает необходимость создания комфортной и безопасной образовательной среды, которая способствует развитию личности ребенка. Это означает, что организаторы дополнительных занятий должны быть компетентными специалистами, способными адаптировать программу к разным возрастным группам и особенностям каждого ученика.
Еще одно требование ФГОС заключается в обеспечении равных возможностей и доступности дополнительного образования для всех учащихся. Это означает, что организация внеурочной деятельности должна быть доступна для всех детей, в том числе детей из малообеспеченных семей или с особыми образовательными потребностями. Организаторам следует предоставлять гибкие формы оплаты или даже безвозмездные занятия для таких категорий учащихся.
Одна из самых популярных форм внеурочной деятельности в школе – это кружки и секции. Они позволяют ученикам увлечься интересующими им видами деятельности, будь то спорт, танцы, изобразительное искусство, музыка или робототехника. Кружки и секции имеют различные уровни сложности и проводятся как в школе, так и в специализированных центрах и студиях.
Еще одной формой внеурочной деятельности являются олимпиады и конкурсы. Они позволяют ученикам продемонстрировать свои знания и умения в конкретной области и получить опыт соревнования со сверстниками. Олимпиады и конкурсы проводятся не только на школьном уровне, но и на муниципальном, региональном и даже международном уровнях.
Также внеурочная деятельность может включать научно-исследовательскую работу. В рамках таких проектов учащиеся могут проводить самостоятельные исследования, анализировать данные, формулировать гипотезы и выводы. Это способствует развитию научного мышления и логики, а также подготавливает ученых и исследователей будущего.
Проектная деятельность в школе является одним из самых эффективных методов обучения, которые позволяют школьникам не только получить новые знания, но и научиться применять их на практике. Проектная деятельность включает в себя создание и реализацию проектов, которые решают реальные проблемы или предлагают новые идеи.
Одной из особенностей проектной деятельности в школе является ее межпредметный характер. Разработка и реализация проектов позволяет объединить различные предметные области и предложить учащимся комплексное видение проблемы, а также развить навыки работы в команде и умение добиваться результатов.
Проектная деятельность также способствует развитию творческого мышления и самостоятельности учащихся. Ребята имеют возможность самостоятельно выбирать тему проекта, исследовать ее, разрабатывать планы и строить графики работы.
Музей с его образовательным и воспитательным потенциалом является одним из основных учреждений, формирующих культурно-исторические ценности. В уставе Международного совета музеев дано определение музея как учреждения, которое служит для развития общества и открыто для публики. Музеи приобретают, сохраняют, изучают экспонаты, проводят выставки для обучения, развлечения, духовного обогащения. Ассоциация музеев отмечает, что музеи представляют свои коллекции с целью просвещения и вдохновения посетителей [50, c. 34].
Сегодня музей реализует свои функции как определенный механизм социокультурной коммуникации. Специфика музейного учреждения позволяет не только работать с разными возрастными и социальными группами, но и обладает многообразием способов воздействия на аудиторию, когда процесс обретения знаний стимулируется чувственным восприятием и эмоциональными переживаниями, порожденными приобщением индивида к реальным свидетелям истории, к раритетам отечественной и мировой культуры.
Школьные музеи также способствуют развитию социальных навыков учащихся, так как можно посещать выставки коллективом, совместно обсуждать экспонаты и делиться впечатлениями. Это помогает обучающимся учиться работать в команде, а также развивает умение общаться и выражать свои мысли и чувства. Такие коллективные посещения выставок музея оставляют яркие эмоции и воспоминания, что способствует формированию положительного отношения к истории и культуре своего народа или человечества в целом.
Современные школьные музеи также активно внедряют современные технологии (интерактивные экспозиции, виртуальные экскурсии, мультимедийные презентации) для того, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным и доступным для школьников. Это помогает привлечь внимание детей и подростков к изучаемому материалу. Так школьный музей становится не только местом хранения и демонстрации разных видов искусства, но и инновационным образовательным центром, где можно получить новые знания и развить полезные навыки.
Исследования показывают, что посещение музеев способствует развитию креативности, воображения, аналитического мышления и самообразования у детей. Поэтому школьные музеи играют важную роль не только в учебном процессе, но и в развитии личных качеств учащихся. В итоге, школьные музеи являются неотъемлемой частью современной образовательной системы, способствуя не только учебному процессу, но и формированию гармонично развитой личности.
Музейная педагогика – это та сфера деятельности музея, которая объединяет культурно-образовательную и рекреационную деятельность.
Многие ученые, среди которых М.Л. Кетова, Т.В. Галкина, М. Ю. Юхневич, А. Столяров, Н. Ф. Федоров и др., занимались исследованием музейной педагогики, которая пересекается с такими научными дисциплинами, как педагогика, музееведение, искусствоведение и др.
Л.М. Кетова в своей статье «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология» рассматривает основные аспекты развития и формирования отечественной и зарубежной педагогики. Исследователь подчеркивает инновационное и принципиально новое значение музейной педагогики для российского образовательного пространства. В работе также отмечено, что сама структура музейно-педагогического процесса – это единый динамичный комплекс таких педагогических категорий, как воспитание, развитие, образование, обучение [33, c. 77].
Современная музейная педагогика использует различные формы, методы и технологии. Так, М. Ю. Юхневич относит к числу базовых форм культурно-образовательной деятельности музея десять следующих: экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра [54, c. 85].
Т.В. Галкина в статье «Основы классификации музейно-педагогических форм в российских музеях» отмечает, что главным критерием выделения музейнопедагогических форм, в отличие от других форм деятельности, является использование музейного предмета (музейной экспозиции) в коммуникативном музейном процессе. Необходимо помнить, что основой музейного восприятия является музейный предмет и обращение к нему, взаимодействие с ним, а использование потенциала музейного предмета в освоении культурного наследия представляется одним из основополагающих признаков музейно-педагогической работы. Именно в этом отличие музея от других форм организации образовательного пространства [17, c. 150].
Еще одним культурным учреждением, обладающим ресурсами для осуществления обучения и воспитания, является библиотека.
Библиотека – платформа, с которой и начинается знакомство ребенка с книгой. Организация мероприятий в библиотеке способствует увеличению интереса школьников книгами, способствует приобщению детей к чтению.
При Томском государственном педагогическом университете создана Научная библиотека, которая носит имя Александра Мелентьевича Волкова – выпускника ТУИ.
А. М. Волков – русский советский писатель, драматург и переводчик. В литературе А.М. Волков известен прежде всего как автор цикла книг для детей «Волшебник Изумрудного города». Данный цикл состоит из нескольких произведений:
• «Волшебник Изумрудного города» (1939, 1959).
• «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (1963).
• «Семь подземных королей» (1964).
• «Огненный бог Марранов» (1968).
• «Жёлтый Туман» (1970).
• «Тайна заброшенного замка» (1976, 1982).
В статье Т.В. Галкиной «Александр Волков: первые книги и учителя» освещается вопрос о малоисследованной странице жизни и творчества выпускника Томского учительского института А. М. Волкова. В данной работе освещается период детства писателя, обучение его в Усть-Каменогорском городском училище. В основе статьи лежат воспоминания в форме дневниковых записей А. М. Волкова, которые хранятся в семейном архиве в Москве. А.М. Волков написал их для повести «Невозвратное», которую мы можем использовать в качестве материала исследования [18, c. 68].
А.М. Волков неразрывно связан с городом Томском, что позволяет изучать его творчество в контексте региональной литературы, хотя в школьной программе по литературе его имя не представлено.
При научной библиотеке ТГПУ создан музей имени томского писателя, который регулярно проводит мероприятия для школьников. В них обычно делается упор на его самое известное произведение – повесть-сказку «Волшебник Изумрудного города», которую знают и любят современные дети и взрослые.
Именно совместная работа библиотеки и музея, которая образует музейно-библиотечный комплекс имени А. М. Волкова, вызывает интерес и является отправной точкой нашего исследования. Благодаря исследованию многолетнего опыта проведения ежегодных мероприятий с целью знакомства с биографией и творчеством писателя можно организовать в рамках музейно-библиотечного комплекса свое просветительско-образовательное мероприятие, целью которого является приобщение детей к чтению.
В настоящее время существует множество современных библиотечных проектов, которые предназначены специально для школьников. Они созданы для того, чтобы максимально разнообразить процесс обучения и помочь школьникам развивать навыки самостоятельного получения и усвоения информации.
Одним из таких проектов является «Школьная библиотека онлайн». Этот проект предоставляет доступ к электронным версиям учебников, дополнительной литературе, научно-популярным изданиям, аудиокнигам и другим материалам. Благодаря этому, школьники могут получить необходимую информацию в электронном виде, избегая необходимости носить тяжелые учебники. Интерфейс проекта прост и удобен в использовании, что делает процесс обучения более интересным и эффективным.
Другой популярный проект для школьников – «Клуб юных читателей». Он призван стимулировать детей к чтению литературы, развивать любовь к книгам и расширять их кругозор. В рамках проекта проводятся тематические встречи, литературные викторины, конкурсы рисунков и творческих работ. Также здесь создаются отдельные книжные клубы для разных возрастных групп, где школьники могут обсуждать прочитанные книги, делиться и обмениваться впечатлениями.
Одним из интересных проектов является «Библиомост». Он предлагает школьникам доступ к мосту между виртуальным и реальным миром книг. Каждый участник проекта имеет возможность заказать интересующую его книгу на веб-портале библиотеки, а затем получить ее в школьной библиотеке или почтой. Таким образом, школьники могут читать новинки литературы, стремиться к саморазвитию и повышению уровня образования.
На сегодняшний день игровые технологии играют большую роль в развитии и образовании детей. Основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский считал, что включение в учебный процесс игровых технологий способствует разнообразию учебной деятельности, т.к. ребёнок является автором виртуальной действительности. В процессе игры выстраиваются социальные отношения между игроками. Для детей младшего школьного возраста учение – дело новое и непривычное. Дидактическая игра – отличный способ к адаптации детей в учебном процессе.
Термин геймификация (gamification) был впервые использован Ником Пеллингом. Важные моменты отражены в статье Л.П. Варениной «Геймификация в образовании». В ней она дает определение геймификации как процесса «вовлечения и мотивации, применение игровых методик в неигровых ситуациях». Исследователь отмечает, что использование этого подхода позволяет значительно увеличить эффективность образовательного процесса. В геймификации используются такие игровые элементы, как постановка задач, обратная связь, творчество. Игроки набирают очки и баллы, что, в свою очередь, является стимулом для дальнейшего овладения предметом и материалом. Многие исследователи игры отмечают мобилизацию и активизацию возможностей личности, реализацию творческого потенциала, поскольку для игры характерны импровизация, дух соперничества, эмоциональность и удовольствие.
Основными элементами геймификации являются:
· игровые элементы,
· игровая динамика,
· неигровой контекст,
· простые правила.
Л. П. Варенина выделяет следующие функции игры:
1. Социокультурная функция.
2. Функция межнациональной коммуникации.
3. Функция самореализации человека в игре.
4. Терапевтическая функция игре.
5. Функция коррекции в игре.
6. Развлекательная функция игры [11, c. 315].
Наше исследование посвящено апробации различных форм внеурочной деятельности. В ходе нашей работы будет рассмотрен образовательный потенциал музейно-библиотечного комплекса, отдельное внимание будет уделено созданию индивидуального проекта по произведению А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Объект исследования – разные формы внеурочной деятельности в среднем звене общеобразовательной школы.
Предмет исследования – реализация на материале повести-сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города» таких форм внеурочной деятельности, как проектная, музейная, библиотечная деятельность.
Целью данной работы является разработка и апробация разных форм внеурочной деятельности в среднем звене общеобразовательной школы на материале повести-сказки А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Познакомиться со спецификой музейной педагогики.
2. Исследовать многолетний опыт проведения ежегодных мероприятий в библиотечно-музейном комплексе НБ ТГПУ для приобщения детей к чтению и знакомству с биографией и творчеством А. М. Волкова.
3. Познакомиться со спецификой работы библиотечных ресурсов.
4. Разработать и провести образовательное мероприятие, посвященное жизни и творчеству А. М. Волкова, в музейно-библиотечном комплексе НБ ТГПУ.
5. Познакомиться с спецификой проектной деятельности в школе.
6. Разработать исследовательский проект на материале повести-сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Актуальность исследования заключается в необходимости включения различных форм внеурочной деятельности в образовательный процесс. Благодаря интересным и актуальным методам работы с художественными произведениями учитель сможет заинтересовать школьников литературой, познакомить их с детской классикой. Благодаря музейной педагогике становится доступным механизм использования возможностей объектов культурного наследия в образовательных целях.
В рамках реализации ФГОС одной из первостепенных задач является содействие образовательным организациям в целом и сотрудникам системы образования в частности в формировании личностных ориентиров и разносторонних компетенций обучающихся.
Учитывая с каждым годом возрастающую скорость изменений не только в образовательной сфере, но и на рынке труда, нельзя приуменьшить значимость таких прикладных инструментов, как музейная педагогика. Немаловажным достоинством музейной педагогики также является взаимодействие между участниками в модели «человек – человек», что способствует развитию навыков коммуникации, эмпатии и терпимости в рамках межкультурного диалога многонациональной России. Этим и обуславливается ее социальная значимость.
Библиотеки в современном мире становятся открытым образовательным пространством. Использование потенциала современных библиотек, включение их в учебный процесс позволяет сделать уроки интереснее и разнообразнее. Библиотекарь становится равноправным членом педагогического коллектива, партнером учителя.
Проектная деятельность в школе является важным компонентом современного образования, позволяющим развить у учащихся навыки самостоятельности, критического мышления и работы в команде.
Научная новизна заключается в разработке и апробации просветительских и образовательных мероприятий на материале сказки А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
В работе использовались комплексный метод, описательный метод, метод моделирования, метод наблюдения, метод беседы.
Основными источниками для написания теоретической части курсовой работы послужили работы Л.М. Шляхтиной, Н.П. Ивановой, С.Г. Добротворской, В.Н. Горинцевой, М.Б. Елисеевой, Г.М. Первовой и др.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и источников, приложений. Во введении обосновывается актуальность данной работы, формулируется цель и задачи исследования, уточняется метод исследования, материал работы, источники.
В заключении изложены основные итоги и выводы исследования.
Список использованной литературы насчитывает 55 источников.
В бакалаврской работе рассмотрены различные виды внеурочной деятельности, а также исследованы возможности музея и библиотеки. Нами изучена работа музейно-библиотечного комплекса ТГПУ, разработано и апробировано собственное просветительско-образовательное мероприятие, посвященное личности и творчеству А.М. Волкова, создан исследовательский проект совместно с ученицей 5 класса по сказке-повести «Волшебник Изумрудного города».
В первой главе рассмотрены исследования по музейной педагогике (Л.М. Шляхтина, М.Л. Кетова, Т.В. Галкина), а также по ресурсному потенциалу библиотеки (В.Н. Горинцева, М.Б. Елисеева, Г.М. Первова).
Музейная педагогика активно внедряется в современный образовательный процесс, занимает все более заметное место в практической деятельности музеев. Музейная педагогика приобретает черты научной дисциплины. Ее социальная значимость обуславливается тем, что она способна решать проблемы, которые напрямую связаны с формированием личности, учитывая постоянно меняющиеся требования времени. Она также активно участвует в гуманитаризации и гуманизации образования. Музей – это не просто учреждение культуры. Музей – это историческая память поколений. С течением времени создаются различные формы работы с музейной аудиторией, выделяются групповые, массовые и индивидуальные. Каждый посетитель музея выбирает ту форму, которая ему будет казаться наиболее привлекательной. Сделан вывод о том, что использование образовательного потенциала музея является оправданным, востребованным, способствует процессу вовлечения и мотивации обучающихся.
Библиотека является фундаментальным звеном для знакомства ребенка с книгой. Актуальной задачей детской библиотеки остается не только привлечение ребенка к чтению, но и воспитание творческого читателя, такого, который умеет грамотно высказывать свое мнение о прочитанном, понимает эстетическую ценность художественного произведения, увлекается литературным словом, наслаждается чтением.
При взаимодействии музея и библиотеки с образовательными организациями уроки литературы станут интереснее и продуктивнее, а чтение – более привлекательным занятием.
Вторая глава посвящена литературоведческому анализу повести-сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города» в сопоставлении с произведением Л.Ф. Баума «Волшебник страны Оз». Сравнительно-сопоставительный анализ помог прийти к выводу о том, что в двух сказках практически отсутствует сказочное волшебство, хотя действие и происходит в волшебной стране, где герои сказки – волшебные персонажи. Трансформация героев (исполнение заветных желаний) связана не с волшебством, а с психологическими приемами и фокусами: Страшила поверил в свою мудрость, Лев – в свою смелость, Дровосек – в доброту. Волшебные герои изначально обладали качествами, которых хотели добиться, но, чтобы раскрыть свой потенциал, им пришлось совершить путешествие в Изумрудный город и довериться Волшебнику, который был всего лишь фокусником. Волков и Баум делают упор на реалистическое начало персонажей, их внутренние проблемы, психологию. А.М. Волков в своем произведении делает акцент на дружбу и взаимовыручку. Нравственный элемент отсутствует в сказке Баума. Эта отличительная особенность двух сказок, которые имеют практически одинаковый сюжет, но в них отражается национальный менталитета писателей. Баум в своей сказке выразил американский характер, важнейшими чертами которого являются индивидуализм и прагматизм. Волков внес существенные изменения в перевод оригинала, адаптировал текст в соответствии с русским менталитетом и под вкус отечественного читателя.
Нами рассмотрена работа музейно-библиотечного комплекса ТГПУ, мы ознакомились с мероприятиями, которые были посвящены биографии и творчеству Волкова. НБ ТГПУ не только проводят различные конкурсы, викторины, но и активно ведут социальные сети, которые дают большие возможности информирования и вовлечения новых читателей, содействуют продвижению книг и, повышая авторитет чтения, способствуют общению в режиме диалога, получению обратной связи. Также сотрудники НБ ТГПУ регулярно подготавливают познавательную информацию и раскрывают фонды библиотеки по разным темам.
На основе изученных материалов мы разработали и провели собственное просветительско-образовательное мероприятие. Целью данного мероприятия являлось приобщение детей к чтению с использованием образовательного потенциала музея и библиотеки.
Школьники не только прослушали лекцию о жизни и творчестве педагога и писателя Волкова, но и посетили редкий фонд библиотеки, где хранятся его вещи, прочитали его письма, прошли станционную игру. Благодаря чередованию образовательной и развлекательной деятельности, школьники не устали, а с удовольствием проходили все этапы мероприятия.
Преимущество данной разработки заключается в возможности познакомиться с личностью Волкова более подробно и детально, чем на уроках литературы в школе.
В третьем параграфе нами рассмотрена специфика проектной деятельности в школе. Описаны требования ФГОС к системно-деятельностному подходу, описаны этапы работы над проектом (выбор темы, определение цели и задач, составление списка литературы, заполнение паспорта проекта, защита работы и тд). Также представлен проект по теме «Реальность и вымысел в сказке А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»», выполненный ученицей 5-го класса. Защита проекта прошла на конференции в ТГПУ. В своем анализе опыта работы в области проектной деятельности мною были выделены положительные результаты: вместе со своей ученицей мы выбрали тему, которой мне удалось заинтересовать школьницу. Мы сформулировали цели и задачи исследовательской проектной работы, определили актуальность. Нами был составлен план, по которому пятикласснице было легче ориентироваться в выполнении задач проекта. Передо мною, руководителем проекта, была поставлена задача – создать высокий уровень мотивации и заинтересованности у обучающегося при изучении литературы в школе, а также приобщить учащегося 5 класса к научно-исследовательской деятельности. Эту задачу удалось реализовать с помощью проектной деятельности. Школьница научилась внимательно читать художественный текст и анализировать его. Также она познакомилась с научной литературой, которую она читала и конспектировала. С помощью исследовательского проекта учащаяся 5 класса познакомилась с научной терминологией. Кроме этого, в рамках исследовательской работы школьница под моим руководством подготовила экскурсионный материал для проведения образовательного мероприятия в рамках школьного курса литературы для своих одноклассников.
Алиса успешно выступила с докладом на IV международном научно-образовательном форуме для молодых ученых «Педагогика XXI века: вызовы и решения» (23 апреля 2024 г., ТГПУ), получив диплом победителя I степени.
1. Алехина, Е. Книжный городок / Е. Алехина. – Текст : непосредственный // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2020. – № 3. – С. 33-34
2. Бартрам Н. Д. Музей игрушки: об игрушках, кукольном театре, начатках труда и знаний и о книге для ребенка. -Л.: ,928.С. 56
3. Бегак Б. А. Жил-был мальчик // Бегак Б. Правда сказки. — М.:, 1989. – С. 38-45
4. Бездухов В. П. Гуманистическая направленность учителя как система ценностных ориентаций//Развитие творческих и коммуникативных способностей личности.- Самара: ИЗД-во СамГПУ, 1996. - С.3-11
5. Бердышева, Л. Книги в развитии экологической культуры детей : современный взгляд на проблему / Л. Бердышева, Ж. Стрижекурова. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2020. №3- С. 40-47.
6. Библер В. С. Культура. Диалог культур. // Вопросы философии, № 6, 1989. - С. 34-41.
7. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в 21 век. М.: Политиздат, 1991. - 412 с.
8. Бойко А. Г. Информационно-коммуникационные технологии в музейно-педагогической деятельности: учебное пособие. – СПб., 2007. – С. 136
9. Боровик, Н. Формируем любовь к книге: содружество педагогов, родителей и социальных партнеров / Н. Боровик, Т. Бородина, И. Рассказова. – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2020. – № 12. – С. 45-48
10. Ванслова Е.Г. Музейная педагогика//Воспитание школьников, №5, 2000. С. 27-42.
11. Варенина Л.П. Геймификация в образовании//Историческая и социально-образовательная мысль. Toм 6, № 6, Часть 2, 2014. С. 314-317.
12. Верб М. А. Взаимосвязь эстетической и педагогической культуры будущего учителя//Проблемы эстетического образования и воспитания студентов педагогических институтов/Отв. ред. В. В. Кукшанов. Свердловск, 1981. С. 3-10
13. Вербах К., Хантер Д. Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - С. 224
14. Вишина Г. В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования. Дис….канд. пед. наук. Липецк, 1999. - С. 202
15. Волчкова М. А. Педагогические условия развития творческих способностей детей в музейно-усадебной микросреде. Дисс…канд. пед. наук: Тула. 200г. - С. 182
16. Галкина Т. В. «Незнакомый Александр Волков в воспоминаниях, письмах и документах» / Т. В. Галкина ; Том. Гос. Пед. Ун-т. — Томск : [Изд-во Том. Гос. Пед. Ун-та], 2006. - С. 268
17. Галкина Т. В. Основы классификации музейнопедагогических форм в российских музеях // Вопросы музеологии. – 2011. – № 2. – С. 145–154
18. Галкина Т. В. Александр Волков: первые книги и учителя // Вестник ТГПУ. 2004. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aleksandr-volkov-pervye-knigi-i-uchitelya (дата обращения: 14.05.2023)
19. Георгади П. Работа со взрослой аудиторией в Археологическом музее Салоник // Вопросы музеологии. – 2011. – № 2. – С.117–133
20. .Гнедовский М. Б. Музей в системе непрерывного образования.// Музейное дело и охрана памятников. Вып.1. М.1990. – С. 11-19
21. Горенинцева, В. Н. Семейное чтение как помогающая практика в условиях социально-культурных трансформаций / В. Н. Горенинцева, А. Н. Губайдуллина, Т. Д. Подкладова ; под общей редакцией А. Н. Губайдуллиной. – Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. С. 207. – URL: https://www.iprbookshop.ru/116821.html (дата обращения: 27.01.2022)
22. Грусман В. М. Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев. Дисс….канд. пед. наук. СПб. 2001. С. 190
23. Добротворская С.Г. Музейная педагогика: Учебно-методическое пособие / С.Г. Добротворская. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. - С. 40 https://kpfu.ru/staff_files/F_1568968746/Muzejnaya_pedagogika.pdf
24. Дукельский В.Ю. Терминологические проблемы теории музейного предмета/в сб. терминологические проблемы музееведения, М., 1986. С.34
25. Елисеева, М. Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 11 лет: исследование и методики развития интереса к чтению: учебно-методическое пособие / М. Б. Елисеева, Н. И. Максимова, В. К. Голубева. – Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. С. 223.
26. Жвитиашвили Н. Ю., Платонова О. В. «Шаг навстречу»: Программа творческого развития детей «с проблемами» в условиях художественного музея. – СПб., 1998. С. 125
27. Жданова, С. В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427.
28. Зеленко А.У. Школьные музеи //Сборник "Для народного учителя." № 20. М. 1908. - С. 42
29. Иванова, Н.П. Музейная педагогика [Текст] : учебное пособие /
Н.П. Иванова. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. - С. 214
http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/741/book595t.pdf?sequence=3
30. Ильяш, Ю. С. Характеристика персонажей литературной сказки А. Волкова “Волшебник Изумрудного города”» [Электронный ресурс] : [Текст] / Ю. С. Ильяш. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_29005420_74884927.pdf (дата обращения 25.02.2019)
31. Игровые образовательные методики в музейной работе с детьми: Материалы научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. - С. 121
32. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. - С. 176
33. Кетова Л.М. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология / Л.М. Кетова // Человек в мире культуры, 2012. № 4. С. 76-81.
34. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFlMAAOd.pdf
35. Кольцова Л.М. Особенности передачи эмоционально-оценочных компонентов в русской интерпретации зарубежной сказки / Л.М. Кольцова, С.Е. Токмакова // Вестн. Воронежского гос. ун-та. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2013. – № 2. – С. 139-143
36. Кузина, Ю. В. Лингвокультурные концепты в сказочной повести Л. Ф. Баума «The Wonderful Wizard of Oz», ее переводе на русский язык С. Белова и русскоязычной литературной интерпретации А. М. Волкова автореф. Дис. … к. филол. Наук / Ю. В. Кузина. – Екатеринбург, 2015. -C. 22
37. Макарова-Таман Н. Г., Медведева Е. Б., Юхневич М. Ю. Детские музеи в России и за рубежом. – М., 2001. - С. 128
38. Музееведческая мысль в России XVIII–XX вв.: Сб. документов и материалов // Отв. Ред. Э. А. Шулепова. – М.: ЭТЕРНА, 2010. - С. 960
39. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии
общекультурной компетентности: Учебное пособие.- Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007.
http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/9940/2012566?se
40. Музейная педагогика. Междисциплинарные диалоги. Первая тетрадь. – СПб: Специальная литература, 1998. - С. 96
41. Музейно-педагогическая мысль в России. Исторические очерки / Санкт Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. СПб.: СПбГУКИ, 2006. - C. 7.
42. Первова, Г. М. Детская литература : учебник / Г. М. Первова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – C. 190.
43. Первова, Г. М. Литературное образование дошкольников : учебное пособие / Г. М. Первова. – Тамбов : Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2017. С. 104 – URL: https://e.lanbook.com/book/137582 (дата обращения: 24.01.2022)
44. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.– М.: Изд. центр «Академия», 2010. – С. 193–200.
45. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. – М.
: Изд-во «Лабиринт», 2000. 336 с.
46. Сапанжа О. С. Основы музейной коммуникации: Учебное пособие. – СПб., 2007. - С. 116 (Глава 1, 2, 3)
47. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. С. 256
48. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. – 2009. – № 5. - С. 47–68
49. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. – М.: Выcшая школа, 2004. - С. 216
50. Устав Международного совета музеев (ИКОМ). Москва: ИКОМ, 2001. - С. 34
51. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/
52. Федоров Н. Ф. Музей, его смысл и назначение. Сочинения / Общ. Ред. А. В. Гулыга. М.: Мысль. 1982. С. 575-606
53. Шляхтина, Л. М. Музейная педагогика: учебно-методическое / Л. М. Шляхтина; М-во культуры РФ, С.-Петерб. гос. ин-т культуры, фак. Мировой культуры, каф. музеологии и культурного наследия. – Санкт-Петербург: СПбГИК, 2021. - С. 60 https://spbgik.ru/upload/iblock/888/zv7j07vz3oozjdeepoiri6lf6ot9ollp/1621416451_1.pdf
54. Юхневич, М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике / Мво культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. – М., 2001. - С. 85.
55. Яценко-Байрд, О.А. Музей и посетитель: мысли русского куратора о современной музейной педагогике в Великобритании // Вопросы музеологии. 2010. – № 2. - С. 93–103.