Объект исследования стартап индивидуального предпринимателя на примере разработки бизнес – плана для создания кофейни – «Бизнес–Кофе Форфард» (г. Уфа).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА СТАРТАПА ИП НИКИТИНА А.С. 5
1.1. Понятие и значение бизнес-плана для стартапа ИП Никитина А.С. 5
1.2. Ключевые аспекты бизнес-планирования для стартапа ИП Никитина А.С. 15
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ СТАРТАПА В ПРАКТИКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 33
2.1. Общая характеристика стартапа индивидуального предпринимателя на примере ИП Никитина А.С. 33
2.2. Анализ конкурентной среды 37
2.3. Рекомендации по разработке бизнес-плана стартапа 42
Выводы по 2 главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
Значимость рассматриваемой проблематики обусловлена необходимостью для предпринимателя, приступающего к реализации проекта или инициирующего новое направление работы, чётко осознавать свою перспективную потребность во вложениях капитала, производственных активах, а также в человеческих ресурсах. Именно по этой причине бизнес-планирование представляет собой фундаментальную опору процесса управленческих решений. Бизнес-планирование заключается в формировании оптимизированной стратегической модели функционирования предприятия.
В качестве объекта исследования данной выпускной квалификационной работы, выступает стартап индивидуального предпринимателя на примере ИП Никитина Ангелина Сергеевна. В качестве предмета исследования данной выпускной квалификационной работы, выступает разработка бизнес-плана стартапа для объекта исследования.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке бизнес-плана стартапа индивидуального предпринимателя на примере ИП Никитина Ангелина Сергеевна.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить понятие и значение бизнес-плана для стартапа ИП Никитина А.С.;
2) Рассмотреть ключевые аспекты бизнес-планирования для стартапа ИП Никитина А.С.;
3) Представить общую характеристику стартапа индивидуального предпринимателя на примере ИП Никитина А.С.;
4) Провести анализ конкурентной среды;
5) Разработать рекомендации по разработке бизнес-плана стартапа.
Поставленная цель и задачи определили структуру выпускной квалификационной работы, которая включает в себя введение, две главы, в рамках которых выделено пять параграфов в соответствии с выше поставленными задачами, выводы по главам, заключение, список используемой литературы и приложения.
При написании данной выпускной квалификационной работы, были использованы такие стандартные методы исследования как: синтез, анализ, обобщение. В аналитической и практической частях выпускной квалификационной работы, применялись такие методы как: сбор и анализ статистических данных, анализ документации компании, а также методы количественной и качественной оценки эффективности.
Теоретико-методологическую основу работы составляют труды отечественных авторов в области бизнес-планирования, экономики, коммерческой деятельности и маркетинга, таких авторов как Боброва О.С., Голубков Е.П., Кузьмина Е.Е., Розанова Н.М., Синяева И.М., Жильцова О.Н., Сергеев А.А. и др.
В первой главе выпускной квалификационной работы были изучены теоретические аспекты разработки бизнес-плана стартапа ИП Никитина А.С.
По результатам изучения были сформулированы следующие выводы:
«Стартап» (от англ. start up «запускать») – это временная организация, направленная на поиск новой идеи, или пробной модели бизнеса в предпринимательской деятельности. Стартап является коммерческим проектом, основанным на инновационной идее и требующим финансирования для его развития. В отличие от традиционного малого бизнеса, стартапы стремятся к быстрому росту и высокой инвестиционной прибыли.
На практике в настоящее время существует пять основных видов стартапов, которые классифицируются в зависимости от их целей и направления деятельности: стартапы малого бизнеса; покупаемые стартапы; масштабируемые стартапы; творческие стартапы; социальные стартапы.
Бизнес–план стартапа, можно рассматривать как форму инвестиционного проекта, как своеобразную «дорожную карту», как средство оценки ожидаемых результатов и привлечения профессионалов, как инструмент финансирования и оперативного управления.
Цель составления бизнес–плана получить полную картину и ответить на вопросы о целесообразности использования располагаемых, ограниченных финансовых ресурсов для следующих целей:
Бизнес – план стартапа по содержанию и форме должен включать в себя следующие разделы: анализ рынка, технико–экономический анализ, финансовый анализ. При этом использованная при планировании информация будет подтверждаться, приложенными к бизнесу–плану, документами: отчетами, договорами, статистическими данными и другими документами.
Так как в рамках данной выпускной квалификационной работы планируется разработка бизнес-плана стартапа в области общественного питания, а именно – в области кофеен, были рассмотрены основные аспекты данного рыночного сегмента. По результатам рассмотрения, был сделан вывод, что несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, количество кофеен в России продолжает расти, а значит, и будет расти и конкуренция. Сейчас, когда потребители относятся с большим вниманием к своим тратам, нужно будет прикладывать особые усилия, чтобы сохранять лояльность постоянных гостей и привлекать новых. Для этого при открытии разных новых форматов кофеен, необходимо будет совершенствовать интерьеры помещений, работать над качеством рецептуры продуктов, создавать маркетинговые и брендовые ходы по духу и ценностям. И для создания своего стартапа, создателям стартапа или малого бизнеса важно ясно понимать, какой тип стартапа или малого бизнеса подходит их новой идее, какую цель они ставят перед собой.
Бизнес–план стартапа, можно рассматривать как форму инвестиционного проекта, как своеобразную «дорожную карту», как средство оценки ожидаемых результатов и привлечения профессионалов, как инструмент финансирования и оперативного управления.
Бизнес – план стартапа по содержанию и форме должен включать в себя следующие разделы: титульный лист, вводная часть (резюме), анализ положения дел в отрасли, конкурентный анализ, план маркетинга, финансовый план, оценка рисков, приложения.
Анализ литературы по бизнес-планированию показал наличие большого разнообразия стурктурных разделов бизнес-плана. Некоторые авторы используют упрощенный вариант составления структуры, который включает в себя только наиболее важные аспекты, некоторые авторы используют максимально расширенный вариант составления структуры, который ориентирован на детальную разработку бизнес-плана. Таким образом, единой структуры бизнес-плана, фактически не существует.
Во второй главе выпускной квалификационной работы было проведено исследование процесса бизнес-планирования стартапа в практике предпринимательской деятельности без образования юридического лица.
По результатам второй главы выпускной квалификационной работы, были сформулированы следующие выводы:
1) Целью проекта стартапа является создание в городе Уфа эксклюзивной кофейни в духе классических традиций. Создание и нахождение кофейни «Бизнес – Кофе Форвард» планируется осуществить на территории Гостиничного Комплекса Президент Отель Уфа, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Авроры д. 2.
2) Структура потенциальных потребителей позволяет обеспечить устойчивый спрос создаваемой кофейни Бизнес – Кофе Форвард», при внедрении проекта стартапа А.С. Никитина.
3) В стартапе рассматривается возможность запуска новой идеи пробной модели кофейни «Бизнес – Кофе Форвард», в г. Уфе Республики Башкортостан. Суть новой идеи – это новая линейка продукта кофе «Dell Arabica» классический рецепт кофе под названием «Бизнес – Кофе Форвард», плюс квалифицированные консалтинговые услуги с чашкой ароматного кофе от ООО «Уфимская консалтинговая фирма «ИнтелКом», которая имеет хорошую репутацию в регионе, так как работает на рынке двадцать два года, с 2003 года. В кофейне будут другие линейки продукта кофе и от других компаний для разработки своей рецептуры на их основе, а также посетителям будут представлены интересные кондитерские изделия от известных Уфимских кондитерских компаний по эксклюзивным рецептам.
Анализ конкурентной среды позволил сделать следующие выводы:
1) Кофейня «Бизнес – Кофе Форвард», при реализации своей стратегии будет конкурентоспособна на данном сегменте рынка в Кировском районе г. Уфы.
2) Сегмент потребителей здесь разнообразен и требуется проработка с целевыми группами клиентов. Можно за счет проведения грамотной и сфокусированной рекламы и оперативной работы, можно будет донести до потребителя информацию об особенностях услуг кофейни «Бизнес – Кофе Форвард», о новой деловой среде, способствующей интересам клиентов в своем развитии, отдыхе и общении с интересными партнерами.
В процессе разработки рекомендации бизнес-плана стартапа, были рассмотрены типовые (стандартные) разделы бизнес-плана стартапа, которые будут рассмотрены в данной части работы, с практической точки зрения, в рамках анализируемого стартапа. По итогам заключительного параграфа второй главы выпускной квалификационной работы, были сделаны следующие выводы:
1) Кофейня при имеющемся оборудовании и персонале может реализовывать в день 100 порций «капучино» и 70 порций «экспрессо», 10 порций «кофе дня», 10 порций «Маккато», 10 порций «Бизнес Кофе Форвард», 10 порций «кофе латте». Таким образом в год – 36000 кофе «капучино», 25200 кофе «экспрессо» и по 3600 порций остальных видов. В год будет реализовываться 75600 чашечек кофе, что в квартал составляет 18900 чашек.
2) Финансовый план построен на основе прогноза плана маркетинга и исходит из возможностей производственного плана. Срок окупаемости проекта составил практически 5 месяцев реализации. В проекте предполагается использование собственных средств. Размер инвестирования стартапа составляет в сумме равной 1 500 000 рублей. Без привлечения заемных средств со стороны. План доходов и расходов рассчитан по месяцам первого года деятельности, кварталам второго, полугодиями третьего года, он отражает устойчивую прибыль.
3) При оценке риска стартапа Кофейни «Бизнес – Кафе Форвард», создателем стартапа учитывались возможные изменения рыночной ситуации в сегменте рынка г. Уфы, а также рассматривались возможные риски, которые могут привести к потере части капитала индивидуального предпринимателя, и возможности возникновения дополнительных расходов. Причиной тому
Также, в работе была определена инвестиционная эффективность проекта стартапа ИП Никитина, в сравнении с рыночной ставкой, ссудного процента банка, которая характеризует простейшую альтернативу для вложения средств без риска в стартап кофейни «Бизнес – Кофе Форвард». В случае вложения в стартап ИП Никитина А.С. можно получить уже по истечении года 5,53% от вложенных инвестиций и уже иметь действующий бизнес, который при умелом управлении выйдет на достойную прибыль, приносящую доход в последующие годы.
1) Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/
2) Абрамс Р. Бизнес-план на 100%.Стратегия и тактика эффективного бизнеса / Р. Абрамс. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 486 c.
3) Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. – М.: Новости, 2013.
4) Алексейчева, Е. Ю. Экономика организации (предприятия) : Учебник для бакалавров / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин. – 5е изд., стер.. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2021. – 290 с.
5) Андреев А. Г. Лояльный потребитель — основа долгосрочного конкурентного преимущества компании // Маркетинговые исследования. — 2012. — №2. — С. 16.
6) Ахматова М., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности // Маркетинг, № 4. – 2012. – с. 18-21.
7) Бабошин А.В, Конкурентное позиционирование: Как нейтрализовать или использовать конкурента. М.: Маркет ДС, 2011.
8) Боброва, О. С. Основы бизнеса : учебник и практикум для вузов / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 369 с.
9) Внутрифирменное планирование : учебник и практикум для вузов / под редакцией С. Н. Кукушкина, В. Я. Позднякова, Е. С. Васильевой. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 344 с.
10) Волков А.В., Светуньков С.Г. Методологические проблемы измерения конкуренции // Современная конкуренция. 2013. № 6 (42). С. 54-64.
11) Волков, О. И. Экономика предприятия : учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – 2-е изд. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 264 с.
12) Воловиков Б.П. Стратегическое бизнес-планирование на промышленном предприятии с применением динамических моделей и сценарного анализа: Монография / Б.П. Воловиков. — М.: Инфра-М, 2017. — 320 c.
13) Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Голубков. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 474 с.
14) Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / И.А. Дубровин. — М.: Дашков и К, 2017. — 432 c.
15) Журнал «Ритейлер» [Электронный ресурс]. URL: http://www.retailer.ru
16) Интернет журнал об аналитике и практике торговли и взаимоотношениях с клиентами [Электронный ресурс]. URL: http://www.business.ru/
17) Информационный портал «Коммерсант» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru
18) Информационный портал технологии магазиностроения [Электронный ресурс]. URL: http://www.shop-academy.com
19) Каменнова, М. С. Моделирование бизнес-процессов : учебник и практикум для вузов / М. С. Каменнова, В. В. Крохин, И. В. Машков. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 534 с.
20) Коммерческая деятельность : учебник и практикум для вузов / И. М. Синяева, О. Н. Жильцова, С. В. Земляк, В. В. Синяев. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 394 с.
21) Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер. - М.: Альпина Паблишер, 2016.
22) Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс и др. М.: Вильяме, 2010.
23) Кузьмина, Е. Е. Организация предпринимательской деятельности : учебник для вузов / Е. Е. Кузьмина. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 469 с.
24) Купцова, Е. В. Бизнес-планирование : учебник и практикум для вузов / Е. В. Купцова ; ответственный редактор А. А. Степанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 435 с.
25) Лопарева, А. М. Бизнес-планирование : учебник для вузов / А. М. Лопарева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 272 с.
26) Мониторинг экономических показателей [Электронный ресурс]. URL: http://www.budgetrf.ru
27) Морошкин В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Морошкин, В.П. Буров. — М.: Инфра-М, 2018. — 176 c.
28) Остервальдер А. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора /А. Остервальдер, И. Пинье. - М.: Альпина Паблишер, 2019.
29) Официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ [Электронный ресурс]. URL: https://minpromtorg.gov.ru/
30) Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Электронный ресурс]. URL: https://www.rospotrebnadzor.ru
31) Печенкин А., Фомин В. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей // Маркетинг, №2. - 2013. - с. 23.
32) Портал для поставщиков и продавцов [Электронный ресурс]. URL: http://www.retail.ru
33) Предпринимательская деятельность гражданина: что это и кто может ее осуществлять [Электронный ресурс]. URL: https://ppt.ru/art/ip/predprinimatelskaya-deyatelnost-grazhdanina-chto-eto-i-kto-mozhet-ee-osushchestvlyat
34) Розанова, Н. М. Экономика фирмы. Фирма как основной субъект экономики : учебник для вузов / Н. М. Розанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 188 с.
35) РосБизнес Консалтинг (материалы аналитического и обзорного характера) [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru
36) Рубин Ю.Б. Управление собственным бизнесом. М.: Синергия Принт. 2021.
37) Рубин Ю.Б. Что такое конкуренция? (Введение в теорию конкурентного поведения) // Современная конкуренция. 2014. № 1 (43). С. 101-126.
38) Рубин, Юрий Борисович Особенности монополизма в советской экономике : диссертация ... доктора экономических наук : 08.00.01. - Москва, 1991. - 249 с.
39) Сергеев А. А. Бизнес-планирование. — М.: Юрайт, 2020. — 484 c.
40) Сергеев, А. А. Бизнес-планирование : учебник и практикум для вузов / А. А. Сергеев. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 435 с.
41) Современная конкуренция: журнал. 2023 / https://biblioclub.ru/index.php?page=journal_red&jid=701825
42) Спиридонова, Е. А. Оценка и управление стоимостью бизнеса : учебник и практикум для вузов / Е. А. Спиридонова. — 3-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 257 с.
43) Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: искусство разработки и реализации стратегии: учебник / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд. - М.: Юнити-Дана, 2015. – 577с. - режим доступа http:// biblioclub.ru
44) Частный предприниматель [Электронный ресурс]. URL: https://www.b-kontur.ru/enquiry/426-chastnyy-predprinimatel
45) Эл Райс, Джек Траут. Маркетинговые войны. – СПб: «Питер», 2010. Главы 1-3.