ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы участия малого бизнеса в государственных закупках 5
1.1 Понятие, цели и задачи организации государственных закупок 5
1.2 Нормативно-правовая база управления государственными закупками в РФ 10
1.3 Проблемы участия малых предприятий в сфере государственных закупок 18
2. Анализ системы управления участием в государственных закупках в РФ для малого
бизнеса 25
2.1 Анализ динамики изменений в управлении участием в государственных закупках в
РФ в 2015-2017 гг 25
2.2 Зарубежный опыт организации государственных закупок 33
2.3 Современный алгоритм и особенности возможности участия малого бизнеса в
государственных закупках 37
3. Анализ участия малого предприятия в государственных закупках (на примере ООО
«Афалин-Трэйдинг») 41
3.1 Характеристика организации 41
3.2 Анализ участия организации в государственных закупках 43
3.3 Проблемы участия в государственных закупках предприятия 45
3.4 Анализ практики решения выявленных проблем и рекомендации для организации
ООО «Афалин-Трэйдинг» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В России в последние годы большое внимание уделяется совершенствованию регулирования, развитию эффективных механизмов закупок и конкуренции в этой области, борьбе с недобросовестными практиками, в частности с коррупцией в области госзаказа. В 2013 г. вступил в силу новый закон о госзакупках - Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ; увеличилась и продолжает расти доля закупок, осуществленных в форме электронного аукциона; в перспективе ожидается перевод всех закупок в электронный формат, что будет способствовать обеспечению прозрачности этой сферы; были внедрены и функционируют новые механизмы контроля в сфере закупок, в том числе со стороны общества; введены требования по нормированию закупок, что также должно способствовать экономии средств бюджета.
Однако, при этом Россия на сегодняшний день проводит ярко выраженную протекционистскую политику в области закупок и применяет меры по поддержке отечественных поставщиков (например, в машиностроении, производстве медицинского оборудования, IT-продуктов), в том числе малых и средних предприятий. Госзакупки стали важнейшим инструментом в этом направлении после присоединения к ВТО и масштабной торговой либерализации, а также в условиях действия санкционного режима и проведения политики импортозамещения. В настоящее время национальный режим в госзаказе предоставляется только поставщикам из государств-членов ЕАЭС. В соглашении ЕАЭС и Вьетнама зафиксированы обязательства по сотрудничеству в этой сфере.
Таким образом, задачи по выработке стратегии либерализации сферы госзакупок в том или ином виде стоят перед Россией в свете необходимости ведения переговоров по СГЗ ВТО, где она может встретиться с давлением со стороны участников соглашения, а также в случае активизации интеграционных процессов на азиатском направлении.
При этом система управления финансами Российской федерации приняла форму программно-целевого направления. Это сформулировало определенные сложности управления, как общими финансами, так и реализацией системы государственных закупок.
На этой основе сегодня происходит расширение возможности участия в государственных закупках, в том числе предприятиях малого бизнеса.
Малый бизнес является ключевым звеном развития современной финансовой системы. Потому анализ участия российского малого бизнеса в государственных закупках - актуальная тема для размышления на современном этапе экономического развития Российской Федерации.
Таким образом, тема выпускной квалификационной работы ««Государственные закупки в системе управления финансами в РФ», проанализированная на базе объекта исследования ООО «Афалин-Трэйдинг», является актуальной и преследует достижение следующей цели - выявить основные проблемные места участия малого бизнеса в государственных закупках и разработать механизмы их решения на базе предприятия.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, цели и задачи системы государственных закупок.
2. Проанализировать нормативно-правовую базу системы управления
государственными закупками.
3. Изучить основные, выявленные экспертами, проблемы участия малого бизнеса в государственных закупках.
4. Провести анализ динамики и реализации нормативно-законодательной базы управления государственными закупками в системе управления финансами РФ.
5. Провести анализ реализации государственных закупок за рубежом.
6. Провести анализ участия в государственных закупках объекта исследования.
7. Выявить проблемные места, с которыми столкнулось предприятие в процессе участия.
8. Разработать рекомендации по решению выявленных проблем.
Предметом исследования является - механизм участия малого бизнеса в государственных закупках в РФ.
Методологической базой для написания выпускной квалификационной работы служат нормативно-правовая база управления системой государственных закупок РФ, научные и аналитические материалы современных ученых и экспертов, данные рассматриваемого объекта исследования.
Целью выпускной квалификационной работы являлось - выявить основные проблемные места участия малого бизнеса в государственных закупках и разработать механизмы их решения на базе предприятия.
На основе проведенного анализа в главе 1 были сделаны следующие выводы:
Система реализации государственных закупок на основе помощи и обеспечения функционирования экономической системы страны, основана на четком и эффективном распределении бюджетных средств.
На основе проведенного теоретического анализа можно сделать следующий вывод, что система государственных закупок, как один из основных объектов регулирования в системе управления финансами РФ, на сегодняшний день обеспечена общими нормативно-правовыми базами понятийного и системного характера.
Таким образом, система государственных закупок, как один из основных объектов регулирования в системе управления финансами РФ, на сегодняшний день обеспечена общими нормативно-правовыми базами понятийного и системного характера.
При этом, расширение возможного числа участников торгов, то есть включение в список МСБ позволит не только улучшить систему государственных закупок, но и реально повлиять на соблюдение принципов гос.закупок, таких как прозрачность, системность и т.д.
На основе проведенного анализа в главе 2, был сделан вывод, что участие МСБ в системе государственных закупок актуально и обосновано, как в России, так и за рубежом. Этому способствует, с одной стороны, и мешают, с другой стороны, «традиции» проведения гос.закупок и организация системы взаимодействия заказчиков и поставщиков.
Объектом исследования в третьей практической главе ВКР являлось предприятие ООО «Афалин-Трэйдинг».
Проведенный анализ деятельности предприятия по участию в государственных закупках показал, что предприятие достаточно активно принимает участие, хотя с 2015 году наблюдается сокращение, что связано с возникновением определенных проблем участия.
Согласно проанализированным жалобам со стороны рассматриваемого предприятия к организаторам торгов и полученным решениям суда, были сделаны следующие выводы по проблемам:
1. Отсутствие подтверждения предоставления документов на участие
2. Не соответствие представленных, по документам, товарам требуемым по
спецификации торгов.
Рекомендации по решению выявленных проблем:
1 Переподготовка сотрудников и руководителя отдела по участию в тендерах.
2 Выстроить систему взаимосвязи либо включить юриста в штат отдела по участию в тендерах.
С точки зрения структурного построения тендерная работа представляет собой систему последовательных действий, направленных на удовлетворение определенных заранее требований и потребностей Компании, включая ограничения по срокам, стоимости, ресурсам с учетом характера и специфики работ по конкретной услуге.
Основные этапы процесса подготовки участия в государственных тендерах:
1. Мониторинг объявлений о торгах в различных источниках.
2. Согласование с руководителями Компании, руководителями департаментов участия в торгах в соответствии с политикой Компании и спецификой деятельности подразделений.
3. Планирование подготовки документации для участия в торгах в соответствии со сроками подачи документов.
4. Формирование пакета документации в соответствии с требованиями и в порядке, определенном организаторами торгов.
5. Проверка документации на соответствие требованиям.
6. Корректировка документации, в случае необходимости.
7. Проверка внесения корректив до отправки документации.
8. Подготовка пакета к отправке и отправка документации.
9. Контроль отправки документации организаторам торгов.
10. Контроль результатов участия в торгах.
Доведение информации о результатах торгов до заинтересованных лиц внутри компании.
При этом на этапе «проверки внесения корректив до отправки документации» и «контроль отправки документации организаторам торгов», то есть получения подтверждения о получении заявки, необходимо все документально подтвердить, то есть иметь «на руках» основания для подачи в суд, в случае возникновения рассмотренных выше ситуаций.
Таким образом, можно сказать, что основой эффективной работы по участию в тендерах является взаимодействие и достаточность всех участников процесса, включая юридических и технических специалистов.
1. Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94- ФЗ //режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54598/
2. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
3. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.07.2017 N 267-ФЗ (последняя редакция)//режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221233/
4. Постановление Правительства РФ от 25.01.2017 N 73 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"// режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_212075/
5. Постановление Правительства РФ от 13.09.2017 N 1101 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640"//режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_277892/
6. Постановление Правительства РФ от 27.02.2017 N 231 (ред. от 13.04.2017) "О
ведении реестра единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации, и об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на ведение реестра единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации")// режим доступа: http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-
27022017-n-231 -o-vedenii/
7. Постановление Правительства РФ от 20 марта 2017 г. N 315 "О внесении
изменений в Правила осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" //режим
доступа:http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1099751/#ixzz5C9VCuMtG
8. Постановление от 15 ноября 2017 г. № 1380 «Об особенностях описания
лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд»//режим доступа: http://static.government.ru/media/files/hoNXj8exUEVL8AfDVsYeQGms0l0oEeA5.pdf
9. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2016 г. N 1133 "Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора" (с изменениями и дополнениями) // режим доступа: http://base.garant.ru/71533194/#ixzz5C9VvfbVc
10. Баркатунов В. Ф., Подосинников Е. Ю. Лукавая статистика и кримининологическая характеристика «откатов» в системе государтвенных и муниципальных закупок. [Статья] // Политика, экономика и инновации. Курск: [б.н.], 2016.
11. Государственные закупки: направления развития. Обзор международных практик и анализ ситуации в Российской Федерации / сост. Е. Абрамова, Б. Ткаченко. - Москва : Сектор, 2015. - 124 с.
12. Аваш Ф.М. Проблемы эффективности управленческой деятельности: проблематика оптимизации управления государственными закупками // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2016. № 2. С. 57-61.
13. Амбарян Ц.О. Разработка системы поддержки управления государственными закупками с использованием концептуального моделирования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6. С. 281-286.
14. Антипов С.О., Королева Е.В. Государственные закупки для нужд учреждений здравоохранения в условиях перехода к федеральной контрактной системе // Бухучет в здравоохранении. 2014. № 3. С. 47-57.
15. Баранова В.П. Особенности современных контрактных систем на примере зарубежных стран // Инноватика и экспертиза. - 2015. - № 1 (14). - С. 211-219.
16. Гапонова С.Н., Суязова Г.А. Государственные закупки и формирование инновационной экономики // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2014. № 4. С. 61.
17. Гоц Е.В. Пути эффективного расходования государственных средств при проведении государственных закупок // Экономика и право. XXI век. 2014. № 4. С. 27-34.
18. Березина Е. Контракт вызывает сомнения. [Электронный ресурс]: Российская газета. -Российская бизнес газета, 06.10.2015 г. Режим доступа: https://rg.ru/2015/10/06/konkursy.html/
19. Борта Ю. Миллиарды откатов. Как делают состояния на госзакупках. [Электронный ресурс]: Аргументы и факты. АиФ, 19.04.2016. Режим доступа: http://www.aif.ru/money/corruption/milliard y_otkatov_kak_delayut_sostoyaniya_na_goszakupkah.
20. Бурлаков Н.А. Совершенствование регионального механизма информационного обеспечения процесса управления государственными закупками // Креативная экономика. 2014. № 8. С. 72-79.
21. Еремин В.В. Проблемы действующей в России системы управления государственными закупками // Молодой ученый. 2014. № 20. С. 474-475.
22. Князьнеделин Р.А., Смуров А.М. Проблемы организации эффективной системы управления государственными и корпоративными закупками // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2016. № 6. С. 37-42.
23. Карташова С.А. Государственные заказы и закупки как организационный механизм управления целевыми программами // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2017. № 1¬2. С. 226-228.
24. Мерзлякова С.Д. Организация и управление государственными закупками в системе здравоохранения // Факторы успеха. 2016. № 1. С. 39-43.
25. Медведева Н.Г. Проблемы правового обеспечения сферы управления государственными и муниципальными закупками // Инновационная наука. 2015. Т. 3. № 5. С.115-119.
26. Назаров М.В. К вопросу о формировании институциональной модели управления государственными закупками // Актуальные проблемы экономики и управления. 2014. № 3. С. 92-95.
27. Подречнев В.И. Основные проблемы управления государственными закупками: механизмы оптимизации // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2016. № 1. С. 30¬33.
28. Пономарева О. Государственные закупки как сфера расширения внешнеэкономического взаимодействия России с экономиками Азиатско-Тихоокеанского региона // Экономическое развитие России. 2017. Т. 24. № 1. С. 31-39.
29. Старовойтов В. Г. Формирование эффективных механизмов стратегического управления развитием страны. [Статья] // Экономика.Налоги.Право. Москва: ФГОБУ Финансовый университет, 2015. Т. 1.
30. Сигатова Н.А. Формирование контрактной системы в РФ: новые подходы к государственным и муниципальным закупкам // Экономика и предпринимательство. 2015. № 5-2. С. 139-143.
31. Семенова Ф.З., Борлакова М.Б., Боташева Л.С. Зарубежный опыт организации государственный закупок // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 6-2. - С. 465¬469.
32. Тасалов Ф. Участие малого и среднего бизнеса в закупках: актуальные проблемы / Ф. Тасалов // Конкуренция и право. — 2015. — N 1. — С. 28 — 32.
33. Феклистова Д. П. Сравнительный анализ европейской, американской и российской моделей становления института государственных закупок // Молодой ученый. - 2017. - №7. - С. 373-375.
34. Чекмарев О.П. Маркетинг госзакупок: конкурентоспособность малого
предпринимательства// Известия Санкт-Петербургского Государственного Аграрного Университета. - СПб.: СПбГАУ, №35, 2014, с.144-149
35. Шперлик К. Госзакупки: к чему следует быть готовыми. Опыт предпринимателей /
[Электронный ресурс]: Контур. - Контур, 05.08.2015 г. Режим доступа:
https://kontur.ru/articles/2450/
36. ТАСС В Кремле выработали меры по борьбе с коррупцией в Роскосмосе.
[Электронный ресурс]: Рамблер/Финансы. ТАСС, 10.05.2016. Режим доступа:
http://finance.rambler.ru/news/2513270/
37. 10 изменений в сфере закупок в 2018 году//режим доступа: http://ppt.ru/news/141107
38. Чулков А.С. Особенности внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации // Экономика устойчивого развития. 2011. № 5. С. 96-99.
39. Чулков А.С. «Бюджет для граждан» как метод повышения прозрачности
бюджетной системы // Финансы. 2015. № 7. С. 18-22.
40. Ширяева Л.В. Управление государственными закупками в рамках контрактной системы в интересах МЧС России // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. Т. 2. № 1. С. 324-326.
41. Шумков И.В. Анализ действующей надзорной практики и контроля за государственными закупками в Российской Федерации // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6. С. 362-368.
42. Андреев Н.Ю., Государственные заказы и закупки как организационный механизм
управления целевыми программами //режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=25748981
43. Аналитика тендеров. 5 главных итоговых показателей закупок в 2017 году[электронный ресурс]//режим доступа: http://ibc-tender.ru/analitika-tenderov-5-glavnyih- itogovyih-pokazateley-zakupok-v-2017-godu/
44. Всемирный банк официально представил отчет «Сравнение систем государственных закупок 2016»//режим доступа: https://mguu.ru/vsemirnyj-bank-ofitsialno- predstavil-otchet-laquo-sravnenie-sistem-gosudarstvennyh-zakupok-2016-raquo/
45. Сравнительный анализ систем государственных закупок [электронный
ресурс]//режим доступа: http://docplayer.ru/69179143-Sravnitelnyy-analiz-sistem-
gosudarstvennyh-zakupok.html
46. О проекте «Ведение бизнеса» [электронный ресурс]//режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/About-Us
47. Тендерный отдел: задачи, структура + обязанности руководителя тендерного
отдела, тендерного специалиста// режим доступа:
http://tenderoviki.ru/tenderovedenie/tendernyj-otdel.html
48. Анализ государственных контрактов 44-ФЗ ООО "АФАЛИН-ТРЭЙДИНГ"//режим доступа: http://ooo-afalintrejding.russia-opt.com/
49. Госзакупки у малого бизнеса: правовой режим в деталях//режим доступа: http://www.forbes.ru/biznes/340019-goszakupki-u-malogo-biznesa-pravovoy-rezhim-v-detalyah
50. Госзакупки закроются для малого бизнеса. Из-за введения спецсчетов предприниматели потеряют более 100 млрд рублей//режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/04/27/768041-goszakupki-malogo-biznesa
51. Какие льготы получает малый и средний бизнес при участии в госзакупках//режим доступа: https://www.buhonline.ru/pub/goszakupki/2017/9/12695
52. Жалобы в ФАС ООО "АФАЛИН-ТРЭЙДИНГ// режим доступа: https://synapsenet.ru/searchorganization/organizationcomplaints/1097017011332/1
53. Зарубежный опыт организации государственных закупок на примере США//режим доступа: https://arti clekz .com/article/17777
54. Кошелева В.А. Обзор практики установления требований к составу заявки на
участие в закупке [электронный ресурс]//режим доступа:
http://roszakupki.ru/upload/iblock/738/ZAKUPKI_BOOK_223FZ_DOKLAD_%D0%9A%D0% BE%D1%88%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0-2.pdf
55. Малым и средним компаниям добавили возможностей для участия в госзакупках//режим доступа: https://rg.ru/2018/01/06/malym-i-srednim-kompaniiam-dobavili- vozmozhnostej-dlia-uchastiia-v-goszakupkah.html
56. Обзор ошибок при проведении торгов и закупок в 2017-2018//режим доступа: https://www.snta.ru/press-center/obzor-oshibok-pri-provedenii-torgov-i-zakupok-v-2017-2018/
57. Протокол № АЭФ-ДМТО-132/1 заседания Единой комиссии по допуску заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (АО «КСК») [электронный ресурс]//режим доступа: http://www.ncrc.ru/upload/iblock/cc0/protokol-_-aef_dmto_132_1.pdf
58. Повышение эффективности управления общественными финансами: новая программа действий органов власти//режим доступа: http://bujet.ru/article/244109.php
59. Проблема одного производителя, или Сложность доказывания конкуренции на торгах (Свиридов Д.В.)//режим доступа: http://xn—7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/6462
60. Проблемы участия в государственных закупках//режим доступа: http://advokat- komaev.ru/articles/277-problemy-uchastiya-v-gosudarstvennyh-zakupkah.html
61. Решение по делу №1-00-175/77-17 о нарушении процедуры торгов и порядка
заключения договоров 30.01.2017 г. Москва//режим доступа:
https://solutions.fas.gov.ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/1-00-175-77-17
62. Сложно ли малому бизнесу участвовать в госзаказе//режим доступа: http://vseproip.com/biznes-ip/maluy/uchastie-v-goszakaze.html
63. Снеткова А.В. Международный опыт организации государственных закупок. URL: http://topknowledge.ru/upravlenie-ekonomikoj/4166-mezhdunarodnyj -opyt-or....
64. Трефилова Т.Н. Маленькие проблемы большого закона//режим доступа:
http://auctionvestnik.ru/node/119
65. Участие субъектов малого предпринимательства в закупках//режим доступа: http://nsovetnik.ru/goszakupki/uchastie-subektov-malogo-predprinimatelstva-v-zakupkah/