ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 6
1.1. Сущность системы местного самоуправления 6
1.2. Основы финансово-экономического регулирования местного самоуправления 10
1.3. Особенности регулирования местных бюджетов 16
1.4. Зарубежный опыт совершенствования среднесрочного бюджетного планирования 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ГОРОД РЯЗАНЬ 29
2.1. Общая характеристика муниципального образования – город Рязань 29
2.2. Организация муниципального управления 32
2.3. Регулирование бюджета муниципального образования – город Рязань 33
2.4. Анализ регулирования бюджета муниципального образования – город Рязань 58
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Продолжение экономических реформ в России объективно связано с совершенствованием управления социально-экономическими процессами на уровне конкретных территорий. В настоящее время требуется совершенно иное качество организации местного управления, адекватное новым политическим и экономическим реалиям.
Формирование и дальнейшее развитие муниципальных образований является одним из важнейших условий становления действенного механизма самоуправления в регионах. Развитие системы муниципальных образований происходит в условиях сложного, малоизученного и противоречивого взаимодействия факторов, определяющих уровень, масштабы и динамизм социально-экономических процессов как в муниципалитетах, так и регионах и обществе в целом.
Одним из актуальных направлений решения проблем, связанных с кризисной ситуацией в области местного самоуправления, является регулирование финансово-бюджетной сферы. Именно в данной сфере происходит взаимодействие органов местного самоуправления и государственного управления. Кроме того, финансово-бюджетный механизм является основным инструментом реализации полномочий местных органов управления.
В разное время в ряде работ отечественных и зарубежных экономистов исследованы проблемы регулирования и функционирования бюджетов различного уровня и их роль в социально-экономическом развитии общества. Среди отечественных исследований можно выделить работы A.M. Александрова, A.M. Бирмана, Л.А. Велихова, О.В. Врублевской. В.В. Ковалёва. В.Е. Леонтьева. И.Х. Озерова, Л.П. Павловой, М.В. Романовского, Б.М. Сабанти, Н.В. Фадейкиной и др.
Практической необходимостью в выработке новых, нетрадиционных подходов к укреплению финансовой базы муниципального образования, основанных на принципе эффективности и экономности использования бюджетных средств обусловлен выбор темы настоящей выпускной квалификационной работы.
В связи с отмеченным, актуальность темы дипломной работы заключается в необходимости решения проблем регулирования бюджетов муниципальных образований.
В качестве объекта выпускной квалификационной работы определены экономические отношения, складывающиеся в процессе управления формированием и использованием финансовых ресурсов муниципального образования – город Рязань.
Предметом исследования выступает механизм регулирования бюджета муниципального образования, который обеспечивается традиционными и нетрадиционными подходами, направленными на повышение уровня самообеспечения муниципалитета.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ и разработка основных теоретических и практических аспектов финансового обеспечения самоуправления муниципального образования и обоснование методических основ по совершенствованию и укреплению местного бюджета с помощью применения традиционных и нетрадиционных подходов.
Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач:
рассмотреть понятие и сущность системы местного самоуправления
изучить особенности регулирования и функционирования местных бюджетов;
провести анализ регулирования бюджета муниципального образования – город Рязань;
предложить пути совершенствования регулирования финансового обеспечения бюджета муниципального образования
Методологической основой выпускной квалификационной работы послужил системный подход к изучению вопросов, связанных с регулированием финансовой базы самоуправления муниципального образования. В основе исследования лежит диалектический метод, предопределяющий изучение экономических явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи. Применялись общенаучные методы и приёмы экономико-статистических исследований — методы системного и сравнительного анализа, обобщение, систематизация, метод ретроспективной оценки, экономико-математические методы анализа. В ходе исследования изучались теории, концепции, методологические подходы и методики по теме выпускной квалификационной работы.
Положения, выносимые на защиту.
1. Основными элементами системы местного самоуправления является трансформация системы управления и выбор соответствующих финансово-экономических, управленческих и других методов регулирования взаимоотношений государственных и местных органов управления в зависимости от заявленных целей; использование исторического опыта, отражающего специфику конкретного государства и региона; формирование и использование гражданских институтов.
2. Правовыми средствами правового регулирования бюджетов муниципальных образований являются являются нормы бюджетного права, межбюджетные правоотношения, юридические факты, акты реализации норм бюджетного права, которые в своей последовательности образуют процесс (стадии) межбюджетного правового регулирования.
3. Модель организации межбюджетных отношений государства и муниципальных образований устанавливается нормативными правовыми актами федерального уровня, но получает конкретизацию в законодательстве субъектов Российской Федерации. Разнонаправленность интересов муниципальных образований, в том числе по вопросам распределения бюджетных средств, диктует необходимость большего внимания к вопросам установления гарантий финансовой обеспеченности местного самоуправления со стороны федерального центра.
4. В качестве эффективности механизма регулирования межбюджетных отношений выступают следующие основные условия: совершенство правовых норм и их согласованность; стабильность бюджетного законодательства; высокий уровень правоприменительной деятельности, наличие действенного механизма государственного принуждения исполнения бюджетных законов (не зависящего от политической воли и не допускающего избирательности применения норм права); отсутствие пробелов в правовом регулировании; развитое правосознание должностных лиц.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Проведенный анализ широкого круга вопросов, связанных с регулированием бюджета муниципального образования – город Рязань, позволил сформировать следующие основные результаты.
1. Современное состояние системы местного самоуправления характеризуется отсутствием всяких основ гражданского общества, недостаточным использованием исторического опыта России и в большей степени несоответствием применяемых финансово-экономических основ заявленным управленческим целям. Одним из критериев эффективности самоуправления является достижение заданного уровня децентрализации, в том числе и финансово-экономической автономии, что подтверждается мировой теорией и практикой местного самоуправления.
2. Бюджетные правоотношения в городе Рязани осуществляются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, определенным статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, предусмотренные статьей 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
3. Организация исполнения бюджета города осуществляется финансово-казначейским управлением администрации города Рязани на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджета города осуществляется Федеральным казначейством.
4. Исполнение бюджета города осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается финансово-казначейским управлением администрации города Рязани в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем финансово-казначейского управления администрации города Рязани.
5. Состояние бюджета является одним из важнейших индикаторов социально-экономического положения региона Рязань. Доходы, которые собираются на территории города, составляют основу областного бюджета. Рязань продолжает оставаться основным источником поступления налоговых и других платежей в бюджеты всех уровней на территории Рязанской области.
6. Совершенствование муниципального управления предполагается осуществлять за счет:
расширения объемов полномочий органов местного самоуправления;
развитие территориального общественного самоуправления (домкомов, территориальных общин), создание условий для формирования в муниципальных образованиях общественных институтов гражданского общества, способствующих участию населения в осуществлении территориального общественного самоуправления
совершенствования механизмов финансового обеспечения муниципальных образований;
рационального планирования и управления бюджетными доходами, анализа и разработки новых финансовых источников, поиска инвесторов;
инноваций, то есть овладевать новыми технологиями управления с помощью консультантов и экспертов;
использования человеческого потенциала, прежде всего потенциала муниципальных служащих, кадров муниципальных организаций и всего местного сообщества;
информационных технологий, ставя их на службу местной власти.
7. Средства и формы регулирования межбюджетных отношений необходимо рассматривать не только как формальные составляющие этого механизма, но и как факторы его эффективности. Данное обстоятельство позволило проанализировать в работе причины сбоев в работе механизма, выработать средства и пути их преодоления. Даже сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнить свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего механизма регулирования межбюджетных отношений непосредственно на местах.
8. Эффективность действия механизма регулирования как системы должна обеспечиваться за счет совершенствования входящих в него элементов с обязательным учетом факторов, на него воздействующих. Целью функционирования механизма регулирования бюджета муниципального образования является воздействие на общественные отношения посредством набора правовых средств для достижения обозначенного (заранее оговоренного) результата. Основной недостаток существующего законодательства в области бюджетных прав и обязанностей не в его содержании, а в том, что оно не выполняется на практике.
9. Для того чтобы механизм регулирования межбюджетных отношений заработал, недостаточно внесения отдельных поправок в действующее законодательство. Необходима широкомасштабная система государственных мер, которая включала бы и активизацию контролирующих органов, и совершенствование законодательной базы, и многоплановую работу с кадрами, создавая условия для постепенного «запуска» надежного механизма исполнения законов.
10. Эффективная система межбюджетных отношений должна быть направлена на достижение трех основных целей: 1) повышение уровня жизни, обеспечение социальной защищенности и получение необходимых государственных услуг на всей территории страны; 2) обеспечение устойчивого экономического развития при оптимальном использовании налогового потенциала отдельных территорий и страны в целом; 3) упорядочение распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы.
11. Практическое значение работы определяется его направленностью на решение актуальных проблем эффективного функционирования механизма регулирования бюджета муниципального образования путем выработки конкретных предложений по внесению изменений в действующее бюджетное законодательство, организации независимого мониторинга реализации конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий.
12. Разработка и исследование вопросов регулирования бюджета муниципального образования может представлять интерес для государственных и муниципальных служащих в процессе выстраивания сложного и противоречивого процесса взаимодействия во время согласования ежегодных законов о бюджете.
1. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 19 июля 2009 г.) // Российская газета от 12 августа 1998 г. № 153-154.
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 7 мая 2009 г.) // Российская газета от 8 октября 2003 г. № 20.
4. Федеральный закон от 7 мая 2009 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета от 13 мая 2009 г. № 84.
5. Закон Рязанской области от 21.12.2010 № 156-ОЗ (ред. от 24.12.2010) «Об областном бюджете на 2011 год» (принят Постановлением РОД от 08.12.2010 № 470-V) (вместе с «Методикой расчета размера дотаций бюджетам муниципальных районов (городских округов) Рязанской области на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов на 2011 год», «Программой предоставления бюджетных кредитов на 2011 год», «Программой государственных внутренних заимствований Рязанской области на 2011 год», «Программой государственных гарантий Рязанской области в валюте Российской Федерации на 2011 год») // «Рязанские ведомости», № 243, 21.12.2010 (спецвыпуск).
6. Решение Рязанской городской Думы от 09.12.2010 № 706-I «Об утверждении бюджета города Рязани на 2011 год» // «Рязанские ведомости», № 238, 15.12.2010
7. Решение Рязанской городской Думы от 10.12.2009 № 643-I (ред. от 23.12.2010) «Об утверждении бюджета города Рязани на 2010 год» // «Рязанские ведомости», № 252-253, 19.12.2009.
8. Решение Рязанской городской Думы от 11.12.2008 № 884-I (ред. от 24.12.2009) «Об утверждении бюджета города Рязани на 2009 год» // «Рязанские ведомости», № 242, 23.12.2008.
9. Решение Рязанской городской Думы от 18.02.2010 № 58-I (ред. от 09.09.2010) «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Рязани» // «Рязанские ведомости», № 37, 03.03.2010.
10. «Устав (Основной Закон) Рязанской области» от 18.11.2005 № 115-ОЗ (принят Постановлением РОД от 02.11.2005 № 710-IV) (ред. от 12.04.2011) // «Рязанские ведомости», № 251-252, 22.11.2005.
11. Постановление администрации города Рязани от 28 июня 2010 года № 1997 «Об утверждении порядка оценки социальной и бюджетной эффективности планируемых и реализуемых проектов»;
12. Постановление Администрации города Рязани от 28 июня 2010 г. № 1996 «О контроле за реализацией инвестиционных проектов, финансируемых за счёт средств бюджета города Рязани»;
13. Решение Рязанской городской Думы от 17 апреля 2008 года № 52-I «О выполнении Плана социально-экономического развития города Рязани за 2010 год».
2. Книги, монографии, учебная литературы
14. Атаманчук Г.В. Государственное управление. М.: Экономика, 2010.
15. Бакша Н.В., Гамукин В.В., Свинцова А.П. Аспекты бюджета: императивный, экономический, финансовый, налоговый, расходный, социальный. М., 2007.
16. Бочкарева Т.В. Стратегия развития муниципального образования: технологические основы программирования. — М.: МОНФ, 2009.
17. Бюджетная система России. Учебник. Под ред. Г.Б. Поляка. М., 2006 г.
18. Васильев А.А. Муниципальное управление. Конспект лекций. - Н.Н., 2006.
19. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для экон. спец. вузов. - М.: Высшая школа, 2008.
20. Господарчук Г.Г. Развитие регионов на основе финансовой интеграции. - М.: Финансы и статистика, 2006.
21. Кутафин О. Е. Муниципальное право Российской Федерации – М. 2007 г.
22. Местное самоуправление в современной России. Научные доклады. М.: МОНФ, 2008 г.
23. Местное самоуправление: технологии социально-экономического роста. Под ред А. Г. Воронина и В.Н Ивановой. – СПб., Изд-во СПб ун-та, 2009 г.
24. Основы муниципальной экономики. М. Б. Горный, А. Т. Ошурков, Н. И. Скрябина. Весь Мир. 2007 г.
25. Позднякова Т.А. Местные бюджеты в системе финансового регулирования экономики СПб ун-т Экономики и финансов. – М. 2009 г.
26. Российский статистический ежегодник, 2008: Стат. сб. / Росстат. - М., 2008 г.
27. Россия в цифрах. 2008: Крат. стат. сб. /Росстат. - М., 2006 г.
28. Устав муниципального образования – город Рязань.
29. Яшина Н.И. Теоретические и практические основы управления бюджетами административно-территориальных образований. - Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2009.
3. Издания периодической печати
30. Ананенко С.А. Повышение эффективности бюджетных расходов с помощью системы сбалансированных целевых показателей // Финансы. 2008. № 9.
31. Афанасьев М. Бюджетирование, ориентированное на результат // Вопросы экономики. 2009. № 9.
32. Берг О.В. О конституционности дефицитов бюджетов и денежной эмиссии // «Журнал российского права», 2010 г. №_12.
33. Игнатов А.В. Денежная налоговая политика XX столетия // ЭКО. - 2010. - № 9.
34. Караваева И.В. Налоговая политика России в ХХ веке / Караваева И.В., Архипкин И.В. - М., 2002.
35. Караваева И.В. Отдай часть, чтобы сохранить остальное: Налоговая политика в ХХ столетии // ЭКО. - 2000. - № 8.
36. Кашин В.А. Налоговая политика России на современном этапе // Финансы. - 2002. - № 9.
37. Конюхова Т.В. К вопросу о бюджетной классификации // «Законодательство и экономика», 2002 г. № 11.
38. Кузнецов С.П. О некоторых проблемах местных финансов // Финансы. - 2007. - № 8.
39. Лавров А.M. Бюджетная реформа 2001 - 2008 гг.: от управления затратами к управлению результатами // Финансы. - 2009. - № 9.
40. Лавров А.М. Бюджетная реформа 2001 - 2008 гг.: от управления затратами к управлению результатами // Финансы. 2007. № 9.
41. Лыкова Л. Налоговая политика: эффективность рычагов и стимулов // Вопросы экономики. - 2010. - № 9.
42. Минаков А.В. Использование методов программно-целевого бюджетирования в России // Финансы и кредит. 2005. № 1.
43. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под ред. Горского И.В. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 287с.
44. Овчинников И. И. Финансы местного самоуправления // «Гражданин и право», 2003 г. №_4, 5.
45. Пансков В. Налоги и налоговая политика - 96 // Рос. экон. журн. - 1996. - № 1.
46. Саунин А.Н. О применении результативности бюджетных средств // Финансы и кредит. 2008. № 1.
47. Сидорова Н. Экономические последствия налоговой политики // Экономист. - 2003. - № 1.
48. Сизов Ю. Корпоративные облигации с бюджетным участием // Рынок ценных бумаг. - 2002. - № 7 (214).
49. Фейгин М. Федеральное законодательство о финансовых основах местного самоуправления // «Хозяйство и право», 2008, № 11.
50. Шибанов П. Текущие проблемы бюджетно-налоговой политики: Обзор // Налоги. - 1995. - Нояб. (№ 21).
51. Эйгелъ Ф. Ключевые факторы, сдерживающие рост кредитоспособности российских городов и регионов // Рынок ценных бумаг. - 2003. - № 24(255). - С. 62-65.
52. Яшина Н.И., Роганова С.Ю. Определение результативности расходов на образование для обоснования эффективности использования бюджетных средств // Финансы и кредит. 2006. № 21.
4. Электронные ресурсы
53. Администрации города Рязани [Электронный ресурс] // http://www.admrzn.ru/
54. Рязаньстат [Электронный ресурс] //http://www.stat.ryazan.ru/