Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Механизмы реализации проектного подхода в управлении творческим кластером

Работа №18567

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы95
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1035
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
1 Теоретические основы кластерного подхода в креативной экономике 11
1.1 Креативные индустрии как сектор инновационной экономики 11
1.2 Понятие и виды кластеров 23
2 Особенности формирования и функционирования творческих кластеров 31
2.1 Креативные индустрии и творческие кластеры 31
2.2 Опыт организации творческих кластеров в России и за рубежом 33
3 Реализация проектного подхода в управлении творческим кластером 57
3.1 Особенности реализации проектного подхода в креативной экономике 57
3.2 Разработка механизмов реализации проектного подхода в
управлении творческим кластером 67
Заключение 79
Список использованных источников 81
Приложение А Виды кластеров 86
Приложение Б Характеристика моделей творческих индустрий 87
Приложение В Краткая характеристика творческих площадок России... 88
Приложение Г Индикаторы оценки эффективности управления
творческим кластером 91
Приложение Д Оценка рисков проекта 93


Креативные индустрии - это синтез культуры, экономики и социальной политики, который включает следующие сферы культуры: издательство, исполнительские искусства, дизайн и мода, изобразительные искусства, кинопроизводство. Впервые понятие «культурных индустрий» было упомянуто немецкими философами и социологами М. Хоркхаймером и Т. Адорно в работе «Диалектика просвещения» в 1947 году. В своей работе авторы отмечают, что культурная индустрия - это промышленный аппарат по производству единообразных, стандартизированных новинок в сфере искусства, живописи, литературы, кино [1]. Более поздние работы можно разделить на две основные группы, отражающие этапы становления и трансформации феномена креативных индустрий. Первая группа включает исследования, посвященные истории и специфике креативных индустрий - труды Дж. Хартли, Д. Хесмонд халфа, О'Коннора, Д. Тросби. Значимыми исследованиями также являются сборники работ британского агентства Comedia. За рубежом понятие «креативная экономика» было впервые введено журналом Business Week в статье The 21st Century Corporation: The Creative Economy . Статья содержит рассуждения автора о перспективах корпораций в XXI веке - процессах их адаптации к условиям новой экономики, в которой возрастает важность идей, а главным средством производства выступают интеллектуальные ресурсы [2]. Креативная экономика - экономика, основанная на высокой концентрации креативной рабочей силы, которая является двигателем инноваций и разработчиком новых подходов в областях науки и исследований, предпринимательства, искусства и культуры [3]. Творческий потенциал выступает фундаментальным ресурсом производства, поэтому креативная экономика способна отказаться от сырьевой зависимости и может обеспечить стабильность развития региона, повысить инвестиционный климат, создать благоприятные социокультурные условия для общества. Креативный класс или люди, имеющие способности к творчеству и созданию новшеств становится ключевым звеном креативной экономики. Для формирования творческой среды представители креативного класса притягивают коллег, туристов, а с ними и инвестиции. Такое сочетание ресурсов обеспечивает постепенный рост и преобразование территорий. Поэтому для развития городов и регионов важно создавать центры творческой активности, которые служат благоприятной средой для проживания и работы представителей творческого класса, которые будут генерировать и реализовывать новые творческие идеи.
Значимый вклад в развитие, раскрытие и описание темы креативной экономики внесли исследователи Дж. Хоукинс и Р. Флорида . Исследователи обратили внимание на вклад в развитие экономики талантливых людей - ученых, артистов, художников, обладающих творческим мышлением и способностью генерировать уникальные, нетрадиционные идеи. Эти люди создают самую высокую добавленную стоимость в развитых экономиках [4, 28]. Экономисты Э. Поттер и Дж.Хиз охарактеризовали креативную и культурную отрасль, её влияние на рост национальной экономики [5].
В 1970 - 1980-е годы в мире произошёл экономический кризис, причинами которого послужили резкое удорожание нефти, финансовый и экономический кризисы. Последствиями кризиса стали резкий спад производства, инфляция, отказ от доллара как международной валюты, начало перехода к постиндустриальному обществу, социальное недовольство, а также смена политических деятелей в США и странах Европы. Новое Правительство Великобритании во главе с Маргарет Тэтчер разработало стратегию развития страны, основанную на перепрофилировании индустриальных городов на развитие экономики, основанной на интеллектуальном и творческом капитале [6]. С 1998 года развитие творческих индустрий является приоритетом национальной и муниципальной британской политики. Департамент культуры, СМИ и спорта Правительства Великобритании дал следующее определение творческим индустриям: «Творческие индустрии - это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» [7]. С начала 2000-х годов многие регионы и города мира начали двигаться в направлении развития креативных индустрий, которые являются частью креативной экономики как экономике знаний, творчества и инноваций. Эти годы ознаменованы выходом фундаментальных трудов в сфере творческих индустрий: «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» Ричарда Флоридз или «Креативная экономика: как делать деньги из идей» Джона Хоккинса и других исследователей. В данных работах раскрывается определение креативной экономики и творческих индустрий, которые основаны на идеях и креативном подходе, описываются формы творческих индустрий с точки зрения бизнеса, а также определяются их цели и задачи [8]. В свою очередь, Чарльз Лэндри в работе «Креативный город» описал роль креативных индустрий в развитии городов и регионов. Из русскоязычной литературы можно выделить преимущественно переводные работы Ч. Лэндри , Р. Флориды и Дж. Паина и Дж. Гилмора [9]. Важным источником стали издания из серии «Культурные стратегии: Экспертный клуб», подготовленные
Вторая группа трудов зарубежных авторов включает исследования, посвященные отдельным секторам креативных индустрий, их истории и актуальным проблемам, контексту социально-экономического развития и функционирования [10, 11]. К данной группе относятся исследования Николаса Гарнхэма , Азы Бриггса и Питера Бёрка6 , Скотта Лэша и Джона Урри и др.
В 2008-2010 годах международным агентством по торговле и развитию Организации объединенных наций была проведена системная работа по анализу потенциала творческих индустрий и креативной экономики в мире, после чего были опубликованы доклады об оценке ресурсов креативной экономики в формировании политики государств . Доклады стали важными документами, на международном уровне признавшими ключевую роль творческой экономики в современном развитии. Творческий класс признаётся ключевым ресурсом развития креативной экономики. В докладах представлена география распространения творческих индустрий, данные по импорту- экспорту услуг в сфере культуры и развлечений, которые позволили сделать вывод о востребованности творческих продуктов, численности творческого класса и о рейтинге стран, предоставляющих наиболее благоприятные условия для работы творческого класса. На сегодняшний день доля малых творческих предприятий в России оценивается на уровне 13-17%, в США - 50-60%, в Китае - 55%, в странах ЕС - до 70%, в Канаде 90%. Абсолютным лидером по условиям для развития творчества на сегодняшний день являются США, которые составляют конкуренцию странам Европейского Союза в привлечении умных, талантливых и образованных людей, способных создавать, продвигать и реализовывать оригинальные творческие продукты. Для удержание такого социального капитала по всему миру инициируются новые программы по поддержке творческих индустрий.
Финансовые показатели, приведенные в докладах ООН, подтверждают, что креативные индустрии обладают большим потенциалом для развивающихся стран, готовых диверсифицировать экономику и способствовать выходу национальных предпринимателей на мировые рынки. Поддержка среды со стороны государства даст почву для взращивания кризисоустойчивых индустрий, способных привлекать из-за рубежа инвесторов, технологические инновации и бизнесы. С развитием постиндустриальной экономики и глобальных рынков экономическая значимость культуры становится очевидной и признается правительствами развитых стран и международными институтами.
В России рост интереса к практическим разработкам в сфере креативных индустрий произошёл в 1990-2000-х гг., в связи с чем появился ряд публикаций - статьи С. Э. Зуева , Д. Э. Милькова , М. Б. Гнедовского , Е. В.Зеленцовой и других отечественных исследователей. Опираясь на зарубежные источники, авторы публикаций раскрывают особенности креативных индустрий, анализируют западный опыт их исследования и развития, а также дают обоснование возможностям и перспективам адаптации опыта других стран к российским условиям [13, 14, 7, 12].
В течение нескольких десятилетий специалисты в области экономики, социологии, культуры проделали значительную работу по разработке аспектов изучения и формирования креативных индустрий, по анализу и обобщению накопленного опыта. В то же время, область креативных индустрий сложно назвать достаточно проработанной. До сих пор остаётся много вопросов и направлений, которые требуют исследования и прояснения, поскольку сектор креативных индустрий переживает активный рост повсеместно, с каждым днём увеличивая объем материала для изучения [12].
В 1990 году экономист Майкл Портер ввёл понятие экономического кластера в работе «Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран» [15], в которой исследователь показывает свойство конкурентоспособности для отдельных компаний и для целых территорий, регионов и наций. Кластер - это сообщество фирм, тесно связанных отраслей, которые взаимно дополняют друг друга и способствуют росту собственной конкурентоспособности. Портер указал, что что кластеры помогают не только увеличивать прибыль, но и способствуют инновациям, самореализации людей и налаживанию отношений в сообществе. Данный тезис даёт основания адаптировать кластерную модель к культурной жизни территорий, в которой происходят идентичные процессы.
В конце XX века повсеместно происходит формирование творческих кластеров - молодые художники приходят на заброшенные индустриальные пространства и преобразуют их в творческие. Творческие кластеры формируются повсеместно - в Европе (Великобритания, Германия, Швеция и пр.), в Азии (Китай, Гонконг), в Соединенных штатах Америки. С 2005 года творческие кластеры приходят в Россию с открытием пространств в Москве (центр дизайна Artplay, дизайн-завод «Флакон»), а затем в Санкт-Петербурге (Лофт-проект «Этажи», «Четверти») и с 2010 года площадки начинают разрастаться в других городах страны. В связи с появлением явления творческих кластеров в России, молодые исследователи начинают публиковать исследования на тему функционирования и эффектов творческих площадок в разных городах России. Наиболее значимый вклад в исследование творческих кластеров сделали Н. Зеленская , М.Б. Гнедовский , Н.Г. Федотова , А.А. Гончарик [16]. Вышеперечисленные исследователи являются теоретиками и практиками одновременно. Для формализации и углубленного изучения процессов, происходящих в творческих индустриях создаются кафедры при экономических университетах, независимые институты, организации и пр. К явлению творческих кластеров возникает интерес средств массовой информации, поэтому в последние годы опубликовано много статей о творческих площадках, а также интервью с их основателями и менеджерами. Основными источниками, содержащими данные материалы, являются: The Village, Look at me, Hungry shark, Snob.
В связи с появлением и развитием творческих кластеров в России, этот вопрос изучается различными исследованиями. Количество творческих площадок увеличивается с каждым годом. Однако, творческие индустрии не формализованы на государственном уровне, поэтому статистические данные не отображают динамику развития творческих кластеров. В то же время перед инициаторами и деятелями творческих кластеров возникает ряд управленческих вопросов, касающихся привлечения творческого класса в регионе, повышение эффективности деятельности творческого кластера, коммерциализация творческих продуктов и услуг, расширение пространства, выход на российский и международный рынки и т.д. Готовых ответов на данные вопросы пока не существует, поскольку между площадками разных городов крайне слабые взаимодействия и партнерские отношения. По этой причине, это направление развития креативной экономики сложно формализовать. Неопределенность вокруг явления творческих кластеров означает необходимость их основательного исследования.
Объект исследования - молодежный творческий бизнес-центр «Пилот», предмет исследования - процесс организации управления творческим кластером. Цель исследования - разработка механизмов реализации проектного подхода в управлении творческим кластером. Для достижения данной цели предполагалось решение следующих задач:
- Изучить теоретические основы креативной экономики;
- Рассмотреть связь креативных индустрий и творческих кластеров;
- Проанализировать отечественный и зарубежный опыт в области формирования и функционирования творческих кластеров;
- Исследовать, описать и систематизировать основные примеры организации творческих пространств в России и за рубежом, выявить общие принципы и особенности практик;
- Изучить особенности проектного подхода, применительно к креативной экономике;
- Разработать и апробировать механизмы реализации проектного подхода в управлении творческим кластером.
В качестве основных методов исследования автором были выбраны: анализ литературы по исследуемой проблемы, анализ документальных источников, наблюдение организационных процессов, сбор фактов, метод аналогий и сравнения, метод социологического исследования, методы экономико-статистического анализа, метод эксперимента для апробации полученных результатов.
В центре внимания автора был опыт развития творческих кластеров в городах России. Основное внимание было уделено исследованию основания, развития, функционирования творческих площадок в следующих российских городах - Москва и Санкт-Петербург, которые считаются центрами развития творческих кластеров в России, а также менее крупные, но не менее значимые города - Екатеринбург, Ульяновск, Новосибирск, Ярославль, Красноярск, Владивосток, Краснодар, Иваново и Казань. Для анализа был частично привлечен опыт следующих стран - Великобритания, Германия, Швеция. Важной составляющей эмпирической базы исследования стали публикации и документы, а также собственные исследования, характеризующие деятельность творческих площадок в разных городах России.
Научная новизна диссертационного исследования определяется подробным описанием развития творческих кластеров в России. До этого момента отечественные исследователи активно интересовались и описывали зарубежные практики развития креативных индустрий в целом и творческих кластеров в частности. В ходе исследования было проведено ознакомление с онлайн-источниками о творческих кластерах, были проведены встречи- интервью с кураторами творческих площадок Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Красноярска и Екатеринбурга, а также проведено анкетирование менеджеров творческих площадок следующих городов - Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург, Ярославль, Ульяновск, Уфа, Казань, Кострома, Иваново, Владивосток и Ростов-на-Дону. Автором, на основе непосредственных контактов с менеджерами креативных площадок в разных городах России, осуществлен анализ и систематизация опыта развития творческих кластеров в России - проанализированы предпосылки возникновения творческих площадок, выстроена периодизация истории их становления, эволюции и состояния на сегодняшний день. Плюс ко всему, проведён анализ систем управления творческими площадками, а также отмечены позитивный опыт и проблемные ситуации, связанных с развитием творческих кластеров.
В диссертации впервые в российской науке сделана попытка рассмотрения процесса управления творческими кластерами с точки зрения проектного менеджмента, предыдущие исследования рассматривали данный вопрос через призму культурологии или экономики в общем. Также в ходе работы осуществлен анализ и сделаны предварительные обобщения относительно международного опыта организации и развития творческих кластеров.
Практическая значимость работы определяется возможностью применения описанного опыта и рекомендаций для процессов управления и развития творческих площадок в России. Менеджеры творческих пространств, принимавшие участие в исследовании, уже проявляют интерес к результатам исследования для модернизации своей работы. В то же время диссертационное исследование представляет ценность для административных органов, бизнеса, учреждений культуры и искусства в вопросах создания условий для развития творческой молодёжи. Также данная работа даёт почву для поиска методов оценки эффективности деятельности и реализации отдельных проектов творческих кластеров, особенно тех проектов, главной целью которых не является извлечение прибыли.
Подтверждением прикладного потенциала исследования являются проекты и инициативы по развитию творческих кластеров, разработанные автором диссертации и при его участии.
Ещё одним важным направлением применения диссертационного исследования является область образования, в которой возрастает интерес исследования творческих индустрий. Автор исследования столкнулся с проблемой ограниченности научно-методической базы по данной теме, поэтому представленные в диссертации исследования и их анализ могут быть высоко востребованными в практике образования и дальнейших научных исследований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Креативная экономика является не только одним из наиболее быстро растущих секторов мировой экономики, но также обладает весьма высоким преобразующим потенциалом с точки зрения создания источников дохода, рабочих мест и экспортных поступлений. Раскрытие потенциала креативной экономики также предполагает поощрение всеобъемлющего творческого начала обществ, признание своеобразной самобытности тех мест, где она сосредоточена и процветает, улучшение качества жизни в этих местах, повышение их значимости и авторитета и наращивание ресурсов для изыскания различных новых форм будущего. Другими словами, наряду со своими экономическими выгодами креативная экономика также создает ценности, которые не поддаются денежной оценке и которые вносят существенный вклад в обеспечение инклюзивного и устойчивого развития, ориентированного на человека.
В ходе работы над диссертационным исследованием были выполнены следующие задачи - подобран список основополагающей литературы, сформирована теоретическая часть, применены методы исследования, подведены итоги исследования. В ходе диссертационной работы было проведено исследование развития творческих кластеров в России. В результате исследования автор пришёл к выводу, что творческие кластеры - это общее понятие для творческих площадок, которые создаются на территории России и принимают разные формы - центры культуры, центры современного искусства, многофункциональные площадки, лофты, резиденции и пр. В отличие от «простых» бизнес-центров, творческие кластеры имеют «миссию»: они участвуют в развитии новой экономики, создают новую институциональную реальность и даже новые стиль и образ жизни. Поэтому важным фактором для них является не только быстрая прибыль, но - капитализация имиджа, социальная и культурная капитализация.
В диссертации впервые в российской науке сделана попытка рассмотрения процесса управления творческими кластерами с точки зрения проектного менеджмента. Практическая значимость работы определяется возможностью применения описанного опыта и рекомендаций для процессов управления и развития творческих площадок в России. Менеджеры творческих пространств, принимавшие участие в исследовании, уже проявляют интерес к результатам исследования для модернизации своей работы. В то же время диссертационное исследование представляет ценность для административных органов, бизнеса, учреждений культуры и искусства в вопросах создания условий для развития творческой молодёжи. Также данная работа даёт почву для поиска методов оценки эффективности деятельности и реализации отдельных проектов творческих кластеров, особенно тех проектов, главной целью которых не является извлечение прибыли.
Подтверждением прикладного потенциала исследования являются проекты и инициативы по развитию творческих кластеров, разработанные автором диссертации.
В заключение отметим проблемы, нуждающиеся в более глубоком изучении. Основополагающая проблема, с которой столкнулся автор работы - отсутствие официальных статистических данных о творческих кластерах в России. Вторая проблема - отсутствие алгоритма и конкретных инструментов экономической оценки эффективности функционирования творческого кластера. Обе проблемы обусловлены молодостью сектора творческой экономики в России и отсутствием опыта. Поэтому автору видится дальнейшая перспектива в выделении граф статистики для подсчета показателей развития креативных индустрий, а также исследование опыта организации творческих кластеров в регионах.
Учитывая междисциплинарный характер исследования, а также все обстоятельства, сопутствовавшие его подготовке, можно утверждать, что полученные статистические, социологические и экспертные данные в ближайшем будущем станут предметом изучения и более широкой и подробной интерпретации специалистов и исследователей. Сам по себе фактический материал, собранный в ходе работы, представляет практическую ценность как для исследователей, так и для практиков. Автор планирует продолжить работы по исследованию, доработке механизмов и популяризации результатов исследования.



1. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения: Философские фрагменты / Пер. с нем. М.: Медиум; СПб.: Ювента, 1997. - 312 с.
2. The Creative Economy. BusinessWeek / Special double issue: The 21st century corporation. - 2002. - P. 1-5.
3. Клоудова Й. Влияние развития креативной экономики на экономически отсталые регионы // Вопросы экономической политики. - Братислава,2010. - 110 с.
4. Howkins J. The Creative Economy: How People make money from ideas. - New York: Allen Lane, 2001. - 288 p.
5. Heath J., Potter A. The rebel sell: Why the culture can't be jammed. Toronto: HarperCollins. - 2004.
6. Сайт Британского департамента культуры, медиа и спорта [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.culture.gov.uk.
7. Гнедовский М.Б. Творческие индустрии: политический вызов для России [Электронный ресурс] / М.Б. Гнедовский //Отечественные записки: журнал для медленного чтения. - №4/ - Режим доступа: http://www.strana- oz.ru/2005/4/tvorcheskie-industrii-politicheskiy-vyzov-dlya-rossii.
8. Федотова Н.Г. Векторы региональной культурной политики в сфере капитализации культуры // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - Санкт-Петербург, 2013. - Т. 20, 199 с.
9. Пайн Дж. Б., Гилмор Дж. X. Экономика впечатлений: работа - это театр, а каждый бизнес - сцена / Пер. с англ. - М.: Вильяме, 2005. - 304 с.
10. Garnham N. Concepts of Culture: Public Policy and the Cultural Industries // Studies in Culture: An Introductory Reader, ed. Ann Gray and Jim McGuigan. - London, 1987.
11. Briggs A., Burke P. A Social History of the Media: From Gutenberg to the Internet. -Cambridge: Polity Press, 2002. - 374 p.
12.Зеленцова Е.В. Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре: анализ зарубежного опыта:
дис.канд.культорологии : 24.00.01 / Зеленцова Елена Валентиновна. - Москва, 2008. - 153 с.
13.Зуев С. Э. Культура как ресурс и ресурсы для культурной деятельности // Экология культуры: Инф. бюллетень. - Архангельск, 1998. - №2 (5). - С. 21-32.
14. Мильков Д. Э. Развитие творческих индустрий: аспект международного сотрудничества // Культурное разнообразие, развитие и глобализация: По результатам дискуссий круглого стола (Москва, 21 мая 2003). - М.: РИК, 2003. -С. 103-107.
15. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран // Портер М., пер с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 943с.
16. Гончарик А.А. Политика в области творческих индустрий: зарубежный опыт и российские реалии // Без темы. — 2008, — № 1 (7).
17. Лэндри Ч. Креативный город. — М.: Издательский дом "Классика-ХХІ,2011. —399с. �04.
18. Flew, Terry and Cunningham, Stuart D. Creative Industries After the First Decade of Debate. The Information Society, 26(2). - 2010.
19. Креативная экономика. Задачи оценки ресурсов творческой экономики для формирования продуманной политики (Creative Economy. Report) [Электронный ресурс] // Доклад ООН. Режим доступа:
http://unctad.org/en/docs/ditc20082cer_en.pdf.
20. Сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://krasstat.gks.ru.
21. Зеленцова Е., Мельвиль Е. Творческие индустрии: российский профиль [Электронный ресурс]: Проект «Креативный компас» - 2012. - Режим доступа:
http://creativeindustries.ru/uploads/userfiles/file/CI_Russian_profile_RU_.pdf.
22. Ферова, И. С. Промышленные кластеры и их роль в формировании региональной промышленной политики : дис. ... док. экон. наук.: 08.00.05 / Ферова Ирина Сергеевна - М., 2007. - 320 с.
23. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // «Теория и практика управления», № 5, 2003.
24. Пальцев, В.В. О необходимости создания автомобильного кластера в ПФО // Будущее технической науки: сб. матер. межд. конф. / НГТУ. 2009. С. 357.
25. Сводная база данных по кластерам России [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о всех кластерах России. - Режим доступа:
http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/doc201001081707
26. Пальцев В.В. Совершенствование механизмов создания промышленных кластеров как проблема современного менеджмента // Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева № 4(83) / НГТУ. 2010. С. 272.
27. Гордин В. Э., Матецкая М. В. Культурный туризм как стратегия развития города: поиск компромиссов между интересами местного населения и туристов // Санкт-Петербург: многомерность культурного пространства. СПб.: Левша, 2010. - С. 109-119.
28. Флорида Р. Флорида Р. Креативный класс: Люди, которые меняют будущее / Р. Флорида; Пер. с англ. - М.: Классика-ХХ1, 2005. - 430 с.
29. Личутин А. Тезисы о культурных кластерах. // Экология культуры №2 (45) 2008: Информационный бюллетень. Продолжающееся издание (издается с 1997 года) / Гл. ред. Л.Е. Востряков. - Архангельск: Комитет по культуре Архангельской области, 2008. - 108 с.
30. Федотова Н. Векторы региональной культурной политики в сфере капитализации культуры // Труды Санкт-Петербургского
государственного университета культуры и искусств. — Том 199. — 2013. — С. 17—33.
31. Wyszominski, M. J. The local creative economy in the United States. In
Cultural economy, ed. H. Anheier andY. Raj Isar. - London: Sage, 2008. - P. 199-212.
32. Kong, L., C. Gibson, L.-M. Khoo, and A.-M. Semple. Knowledge of the creative economy: Towards a relational geography of diffusion and adaptation in Asia. Asia Pacific Viewpoint 47:173, 2006. - 94 p.
33. Творческие индустрии. Модель для сборки: Сб. статей / Сост. Е. В. Зеленцовой. М.: Институт культурной политики, 2005. — 34 с. — (Культурные стратегии: экспертный клуб. Вып. 4).
34. Петренко И.А. Креативная экономика: зарубежный и российский опыт / Российский университет Дружбы народов. - Москва, 2014.
35. Зеленцова Е. Креативные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований // Культурология. Фундаментальные основания прикладных исследований/ ред. Быховская. М., 2010. С 202-216.
36. Салий Ю., Кайдан Т. От сквотов к хабам: откуда берется креативная экономика [Электронный ресурс]: Программа ЕС - Восточного партнёрства «Культура и креативность» - Режим доступа: https://www.culturepartnership.eu/article/ot-skvotov-k-habam-otkuda- beretsya-kreativnaya-ekonomika.
37. Энглен П. «Subtopia»: опыт построения успешного творческого кластера в Швеции [Электронный ресурс]: лекция - 2009. - Режим доступа: creativeindustries.ru/rus/publications/10.
38. Шевренко А. Творческие пространства в Берлине и в Москве [Электронный ресурс]: сайт Гёте-Института. - 2013. - Режим доступа: https://www.goethe.de/ins/ru/ru/kul/mag/kreative_raeume_in_berlin_und.html
39. Сайт центра дизайна ARTPLAY [Электронный ресурс] - Москва. - Режим доступа: http://www.artplay.ru.
40. Сайт дизайн-завода «Флакон» [Электронный ресурс] - Москва. Режим доступа: http://flacon.ru.
41. Артемьева К. Дизайн социальных отношений [Электронный ресурс]: интервью с Е. Илюшиной, генеральным директором дизайн-завода «Флакон» - 2013. - Режим доступа: http://hungryshark.ru/articles/2634- flacon.
42. Сайт Лофт-Проекта «Этажи» [Электронный ресурс] - Санкт-Петербург. Режим доступа: http://www.loftprojectetagi.ru.
43. Пространство «Ткачи» [Электронный ресурс]: сайт проекта iPetersburg. - 2015. - Режим доступа: www.ipetersburg.ru/prostranstvo-tkachi.
44. Пространство. «Ткачи» [Электронный ресурс]: проект ART1. - 2014. - Режим доступа: http://art1.ru/architecture/prostranstvo-tkachi.
45. Репортаж о лофт-проекте «Ткачи» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://droogie.ru/spot/kreativnoe-prostranstvo-tkachi.
46. Сайт творческого кластера «Артмуза» [Электронный ресурс] - Санкт- Петербург. Режим доступа: http://artmuza.spb.ru.
47. Новости креативного бизнес-пространства «Квартал» [Электронный ресурс]: Ульяновск, культурная столица. - 2016. - Режим доступа:
http://www.ulkul.ru/news/kvartal.
48. Сайт культурно-исторического центра TEXTIL [Электронный ресурс] - Ярославль. Режим доступа: http://textil.in.
49. Кривцова Ю. Среды: сборник/ автор-составитель Н.Н.Балуева; ЯРОО ВРТК "Петропавловская слобода". - Ярославль: ЦМИК, 2015. - 278 с.
50. Сайт центра современной культуры «Смена» [Электронный ресурс] - Казань. Режим доступа: http://smenagallery.ru.
51. Сайт арт-площадки «Станция» [Электронный ресурс] - Кострома. Режим доступа: http://www.stantsia.com.
52. Миллиева Ю.С. Опыт организации творческих кластеров в России/ Ю.С. Миллиева // Проспект Свободный: электронный сборник материалов международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных / Современные креативные и культуротворческие технологии: теория и практика. - Красноярск, 2015. - С. 43-44.
53. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®). Американский национальный стандарт ANSI/PMI 99-001¬2015 [текст] / Пятое издание. - Project Management Institute, Inc. 2013. - 586 с.
54. Проектный анализ: продвинутый курс: учебное пособие для студентов вузов по направлению 52600 Экономика и специальности 060100 Экономическая теория: допущено Министерством образования РФ / И. М. Волков, М. В. Грачева; Московский университет [МГУ] им. М.В. Ломоносова. Экономический факультет. - Москва : ИНФРА-М ; Москва : Национальный фонд подготовки кадров (НФПК), 2009. - 494 с.
55. Масловский В.П. Проектный анализ: Учеб.пособие / СФУ. - Красноярск,2012.
56. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний) / Т.Питерс, Р. Уотермен; Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986. - 423 с.
57. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке/ П.Ф. Друкер; Пер. с англ. - М. : Издательский дом «Вильямс», 2004. - 272 с.
58. Миклтуэйт Дж., Вулдридж А. Магия менеджмента/ Дж. Миклтуэйт, А.Вулдридж. - М.:ООО «Изд-во АСТ»,2004. - 414с.
59. Творче управління і управління творчістю в новітній креатологічній формаціі // Правові та соціально-психологічні виміри новітнього інформаційного суспільства. Колективна монографія в 10-ти томах/Том9. за ред. В.К.Гіжевського, С.Л.Маркова -К.: ВНЗ «Університет економіки та права «КРОК», 2015. -424с. -C.252-266.
60. Магер К. А. Креативный менеджмент в современных условиях хозяйствования // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(25).
61. Галимов Р.М. Управление творчеством / Пермский национальный исследовательский политехнический университет. - Пермь, 2014. - С. 302-307.
62. Кирсанов К.А. Креативный и эвристический менеджмент и изобретательское искусство [Электронный ресурс] / К.А. Кирсанов // Науковедение: интернет-журнал. - №4, 2011. Режим доступа:
http://naukovedenie.ru/sbornik9/9-6.pdf.
63. Бережнов Г.В. Креативная деятельность предприятия/ Г.В. Бережнов. - М.: Издательский дом «МЕЛАП». -2005. -176 с.
64. В. Быкова. Интервью. Развитие творческих кластеров в России с М. Гнедовским [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://mediahubble.ru/blog/Kreativnye-industrii/94/Razvitie-tvorcheskikh-
klasterov-v-Rossii.html.
65. Каячев Г.Ф. Всемирная зимняя универсиада-2019 как способ развития социального капитала. — В сб. научных трудов Международного научного симпозиума «Общество и непрерывное благополучие человека» / Под ред. Г.А. Барышевой, Л.М. Борисовой. Томск, Томский политехнический университет, 2014, ISBN 978-5-4387-0384-6. — Режим доступа: http://elibrary. ru/item. asp? id=22239357
66. Магафуров К.Б. Теоретико-методологические проблемы управления экономическими системами. - Уфа : Гилем, Башк. энцикл., 2014. - 100 с.
67. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // «Теория и практика управления», № 5, 2003.
68. The Challenge of Assessing the Creative Economy: towards Informed Police-making [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.unctad.org/en/docs/ditc20082cer_en.pdf.
69. Creative Economy: a feasible development option [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unctad.org/en/docs/ditctab20103_en.pdf
70. Creative Clusters портал, посвященный творческим индустриям и кластерам [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.creativeclusters.com.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ