Введение 3
ГЛАВА I. ЖАНР ТОК-ШОУ И ЕГО ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 6
1.1 Виды жанра развлекательного ток-шоу 6
1.2 История жанра развлекательного ток-шоу в США 8
1.3 История жанра развлекательного ток-шоу в России 12
1.4 Особенности развлекательных ток-шоу в США 15
1.5 Особенности развлекательных ток-шоу в России 17
ГЛАВА II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АМЕРИКАНСКОГО И
РОССИЙСКОГО РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО ТОК-ШОУ 19
2.1 Анализ структуры late-night show на примере «The Tonight Show Starring
Jimmy Fallon» и «Вечерний
Ургант» 19
2.2 Специфика освещения событий в программах «Вечерний Ургант» и «The
Tonight Show Starring Jimmy
Fallon» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Телевидение - один из каналов средств массовой информации, который является одним из самых доступных и распространенных для аудитории. Главным его отличием является экранность: её суть в передачи информации не только на вербальном (словесном), но и невербальном (зрительном) уровнях. Просмотр телевизора в США является одним из самых популярных развлечений. Около 99% американских домов оснащены тв-сетами, в среднем американцы тратят 4 часа ежедневно на просмотр телевизора. Похожая ситуация и в России. По данным Mediascope об общенациональном ТВ за 2017 год, 99% россиян, проживающих в городах с численностью населения свыше 100 тысяч человек, хотя бы раз в месяц включают телевизор, в неделю — около 90%, а в день — 69%.
В настоящее время на телевидении представлено множество каналов, различных по тематике, территории вещания и другим параметрам. В рамках каждого телеканала появляются и развиваются свои жанры или программы. Одним из самых успешных жанров на телевидении стало ток-шоу. Именно оно больше всего полюбилось телезрителям. Более того, этот жанр имеет разнообразные классификации внутри своей системы.
В исследовании ставится проблема специфики развлекательных ток-шоу в США и России. Развитие жанра в представленных странах происходило в своём темпе и со своими особенностями. Это способствовало формированию разных подходов и механизмов вещания программ. В работе анализируется адаптация американского жанра в России - стране с совершенно другой культурой и уровнем развития инфотеймента, как одного из главных направлений последних лет. Несмотря на различные менталитет, культуру и современное состояние общества, данный жанр добился успеха как в выбранных для работы странах, так и по всему миру. Этот феномен и определяет актуальность темы исследования.
Целью данного исследования является выявление специфики реализации формата «late-night show» в США и России.
Обозначенная цель предполагает решение следующих задач:
• рассмотреть особенности жанра вечернего развлекательного ток- шоу и late-night show;
• рассмотреть особенности ток-шоу «Вечерний Ургант» как адаптацию жанра «Late-night talk show» на отечественном телевидении;
• проанализировать сходства и отличия программ двух стран в рамках одного жанра.
Объектом исследования были выбраны late-night show «The Tonight Show Starring Jimmy Fallon» в США и «Вечерний Ургант» в России.
Предметом исследования стало выявление специфики late-night show на родине в США и в России, где этот жанр только адаптируется.
Теоретическая база построена на основе трудов западных и отечественных исследователей телевидения и жанра ток-шоу (Тимберга, Кузнецова, Вартановой).
Методы исследования: сравнительный анализ, типологический анализ.
Источниковая база: для исследования было взято по 13 выпусков за 2018 год каждого из указанных передач: «The Tonight Show Starring Jimmy Fallon» и «Вечерний Ургант».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении определена проблематика работы, обоснована ее актуальность, сформулированы цель и задачи исследования, предмет и объект, методы исследования, указана источниковая база и хронологически рамки исследования, описана структура работы.
Первая глава «Жанр ток-шоу и его общая характеристика» носит теоретический характер. В ней дается определение жанра ток-шоу, рассматривается история развития жанра, его виды и специфика в США и России.
Во второй главе «Сравнительный анализ американского и российского развлекательного ток-шоу» представлен анализ сходств и различий американской и российской программ. Ключевым в анализе является выявление универсальности жанра в определенной стране, который только приумножает свою успешность в реализации по всему миру, и выявление содержательного своеобразия американского и российского ток-шоу.
В заключении подводятся итоги проделанной работы.
В соответствии с поставленными задачами, были выявлены особенности реализация жанра «late-night talk show» на американском и российском телевидении.
Особенность данного жанра рассмотрена через его историю развития в США и России и выявление фундаментальных элементов. В США история насчитывает более 60 лет. За это время жанр вечернего ток-шоу был испробован десятками ведущих, терпел множество изменений. Американец привык видеть данное шоу каждый вечер на множестве каналов, он намного избирательнее. Ведь он видел путь становления многих ведущих: от Джо Франклина до Джимми Фэллона. Он видел, как они пробовали новое, а их последователи брали это и усовершенствовали, придумывали что-то еще. Это сформировало огромную профессиональную базу для ведущего в этом жанре. Сейчас в США насчитывается более 20 вечерних шоу. И все они составляют друг другу хорошую конкуренцию.
В России же период формирования данного жанра еще очень невелик. Здесь стояла задача не улучшить жанр, а адаптировать его и перенести на отечественное телевидение. И эта попытка оказалась успешной. От первого опыта калькирования в 1997 году до нашего времени мы можем наблюдать, как тенденция адаптации жанра с запада имеет большую популярность.
Стоит отметить, что «Вечерний Ургант» является, пожалуй, самой успешной адаптацией вечернего ток-шоу в истории отечественного телевидения. Ургант, ориентируясь на Фэллона, сумел блестяще подать формат российскому зрителю. Основываясь на принципах комедии и инфотеймента американских коллег, Иван создает свои юмористические приёмы и находит подход к зрителю.
Во второй главе исследования были рассмотрены структурные и содержательные особенности двух ток шоу: «Вечерний Ургант» и «The Tonight Show Starring Jimmy Fallon». Сопоставление структуры программ показало, что российские коллеги воплотили западный жанр максимально точно. Для отечественного телевидения это стало большим прорывом и выделяет программу на фоне остальных шоу в стране. Программа Урганта идет в эфире с 2012 года, и за это время даже скопированные элементы понемногу подстраиваются под российского зрителя: заставка шоу меняется от сезона к сезону, рубрики приобретают всё более национальный контекст, а ведущий выстраивают свою линию поведения.
Анализ содержательной части показал, что пути Фэллона и Урганта разошлись. Каждый из них ушел своей дорогой в презентации событий, тем. Во многом это и является отражением отличия разных менталитетов, ценностей и приоритетов у США и России. Для исследования были выбраны четыре сферы жизни, которые ярко выражены на ток шоу: спорт, политика, музыка и шоу. Пока Фэллон тратит как минимум пять минут от своего вступительного диалога, чтобы саркастически рассказать о Трампе, делает на него унизительные пародии, Ургант рассказывает о забавных случаях в регионах. В то время как «The Tonight Show» стало частью машины музыкальной индустрии в Америке, «Вечерний Ургант» стал экспериментальной площадкой для представления молодых артистов.
Таким образом, существуя в рамках одного жанра, «Вечерний Ургант» и «The Tonight Show Starring Jimmy Fallon» представляют по- своему разные программы. Это ток шоу, в которых темы юмора, развлечения или политики раскроются с разных сторон. Ведущий, как связующая фигура программы, делает её по-настоящему отличительной и оригинальной в своём роде.
1. Timberg B.M.. Television talk: a history of the TV talk show. The university of Texas press, 2002. - 416 p.
2. Гуленко П. В., Долгова Ю. И. Проблемы классификации современных телепередач: сущностные характеристики формата ток-шоу // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика.
— 2016. — № 3. — С. 102-110.
3. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М: Издательство Московского Университета, 2004. - 400 с.
4. Michael Arlen, ‘‘Hosts and Guests’’ in The Camera Age: Es- says on Television (New York: Farrar, Straus, Giroux, 1981). - 337 p.
5. Могилёвская Э. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования, Новое в массовой коммуникации. М: Факультет журналистики Воронежского государственного университета, 2006. - 123 c.
6. Вакурова Н.В. Типология жанров современной экранной продукции. Учебное пособие, Москва, 1997. - 62 с.
7. Большой Энциклопедический словарь. Изд. 2-е / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.; СПб., 2000. URL:
http ://dic. academic.ru/ contents.nsf/ enc3p/
8. Крысин Л.П. Толковый словарь иностранных слов. M.: Русский язык, 1998. URL:
http ://dic. academic.ru/ contents.nsf/ dic_fwords/
Источники:
9. Cambridge Dictionary «infotainment» URL:
https ://dictionary.cambridge. org/dictionary/english/infotainment
10. «Вечер с Долецкой» URL:
https://tvrain.ru/teleshow/vecher_s_doletskoj/ivan_urgant_pro_vol odku_opru_i_sebja-357309/
11. «Вечерний Ургант» URL: https://www.1tv.ru/ shows/vecherniy- urgant
12. «The Tonight Show Starring Jimmy Fallon» URL: https://www.nbc.com/the-tonight-show
13. «Смак» URL: https://www.1tv.ru/shows/smak/vypuski/gost- aleksandr-adabashyan-smak-vypusk-ot-13-04-2013
14. «The Late Late Show with Stephen Colbert» URL: https://www.youtube.com/watch?v=zWnVV3-0wgw&t=251s
15. Исследование института Гэллап «Футбол всё еще любимый вид спорта американцев» URL: https://news.gallup.com/poll/224864/football-americans-favorite- sport-watch.aspx
16. Исследование института Гэллап «Одобрение работы Трампа возросло до 44%» URL: https://news.gallup.com/poll/243971/trump-iob-approval- iinproves.asDx'U source link NEWSV9&g medium=&g campai gn=item&g content=Trump%2520Job%2520Approval%2520Im proves%2520to%252044%2525