🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ КАРНАВАЛ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ

Работа №185061

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы62
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ФЕНОМЕН ТРАДИЦИОННОГО ПРАЗДНИКА 9
1.1 Специфические черты праздника в традиционных культурах 10
1.2 Карнавал как тип праздника 24
2 КАРНАВАЛ КАК МИКРОМОДЕЛЬ СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБЩЕСТВА 32
2.1 Истоки карнавала, преемственность эпох 34
2.2 Средневековый карнавал: социокультурный анализ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57


Тема исследования: Средневековый карнавал: социокультурный анализ.
Актуальность исследуемой темы. Праздник всегда являлся и является неотъемлемой частью общественной жизни. Истоки данного феномена уходят в глубокую древность, но и сейчас он не утрачивает своей значимости, только приобретает новую смысловую нагрузку. Можно с уверенностью сказать, что празднования играют важную роль в функционировании любого общества, так же они позволяют более эффективно устанавливать диалоги между культурами. В празднике одновременно отражаются и универсальные черты, и особенности различных типов культур, и неповторимая специфика той или иной социокультурной общности. Поэтому праздник, как элемент функционирования общества, представляет собой один из главнейших механизмов, влияющих и формирующих систему ценностей. Изучая специфику праздника той или иной культуры, открываются новые возможности для понимания сущности человека и культуры в целом. В данной работе будет рассмотрен средневековый карнавал. Многообразные смеховые действа и сам карнавал занимали особое место в жизни каждого человека. Основанные на смехе, они противостояли официальным государственным и церковным церемония, при этом конструируя совершенно иной мир, мир «наоборот», мир вне церкви и государства, с новыми принципами человеческого взаимодействия. Поэтому справедливо высказывание Бахтина относительно карнавала - это был «второй мир», «вторая жизнь».
В обществе всегда существует принятый миропорядок: различные структуры, социальная пирамида, четкое разделение «верха» и «низа». И всегда встает вопрос: нужен ли данный миропорядок. Средневековый карнавал - это не только гротеск, это способ показать недостатки имеющейся модели общества, а также и важность ее существования. Карнавальные процессии, разрушая старый чуждый мир, строят новый, стирая границы между полюсами (элитой и массой). Именно во время карнавала культура «безмолвного большинства» могла высказаться, отбрасывая все сковывающие их ранее рамки, поэтому карнавальные процессии являются проявлением «массовой» народной культуры.
Таким образом, проблема исследования: карнавал как отражение социокультурных изменений в Средневековой Европе.
Степень теоретической разработанности темы исследования. Всю литературу, посвященную изучению средневекового карнавала и общества, стоит условно разделить на три группы.
К первой группе относятся труды, которые в дипломной работе являются фундаментальными и общетеоретической базой. Для анализа отдельного феномена, в данном случае карнавала, важно изучить ту эпоху, к которой он принадлежит.
Исследование истории в целом и различных аспектов Средневековья, позволит сформировать целостное видение эпохи и понять сущность культуры. Поэтому важен труд такого автора, как Йохан Хёйзинга «Осень средневековья», в котором описывается культурное пространство Средних веков. Анализируется социокультурный феномен позднего Средневековья, также уделяется внимание характеристики придворного, рыцарского и церковного обихода и жизни всех слоев общества. За основу взяты следующие источники: литературные и художественные произведения бургундских авторов XIV - XV веков, религиозные трактаты, фольклор и документы, принадлежащие эпохе.
Также труды Н. Дэвиса, А.Л. Ястребицкой, М. Блока, А. Гуревича, У. Эко позволяют лучше изучить социальную структуру общества, систему иерархии, ценности, принципы Средневековья. Также проследить ментальные составляющие культуры, этические и эстетические нормы. Все это способствует более точному пониманию целостной картины мира, верований и представлений людей той эпохи. Обращение к работе Ястребицкой, которая рассматривает классический период европейского средневековья, позволяет понять именно повседневную жизнь средневекового человека, его окружающий быт: жилище в целом, символику и назначение одежды, мебель, утварь, принципы городского и сельского, такой неотъемлемый элемент жизни, как пища и ее специфику. Изучить сельское хозяйство, ремесленные техники, транспорт, а главное - общественную среду и взаимообусловленность общества и его быта. Анализировать повседневность необходимо, ведь таким образом можно найти объяснение многих явлений, свойственных эпохе.
Если говорить о праздничной культуре средневековья, то стоит обратиться к монографии В.П. Даркевича «Народная культура средневековья», где подробно рассматриваются различные воплощения и проявления праздника, в том числе и карнавал. В свою очередь, Виолле-ле-Дюк, развевает распространенное мнение о том, что Средневековье - это «темные века» в истории человечества. Он убежден, что это была жизнь высокоорганизованного, цивилизованного общества: «... если мы не знаем Средневековья, значит, мы не хотим его знать, не берем на себя труд вдумчиво и внимательно изучить накопленные веками богатства, от которых нас отделяют не годы, а предрассудки. 5»
Во вторую группу входит литература, которая изучает непосредственно средневековые карнавальные празднества. Основным теоретиком, рассматривающим карнавал в контексте народной смеховой культуры, является М.М. Бахтин. При написании работы, его взгляды берутся за основу, поэтому карнавал рассматривается, как двойственное явление, которое представляет собой «второй мир » и в то же время является непосредственной частью повседневности. Именно Бахтин дал знаменитую формулу карнавала: «Карнавал - это вторая жизнь народа, организованная на начале смеха». В больших средневековых городах карнавал растягивался практически до трех месяцев. Это всенародное празднество. В нем нет ни актеров, ни зрителей. Создавался особый мир - мир изобилия, всеобщей равноправной свободы с отменой иерархических отношений. Также интересны труды и следующих авторов, позволяющие понять всю многогранность средневекового карнавала и его неоднозначность. Это такие авторы, как В. Колязин, представляющий школу немецкого карнаваловедения и М.Ю. Реутин, как бы обобщающий труды отечественного исследователя карнавальных шествий Бахтина и представителя немецкой школы Колязина. Обращение к работам данных авторов, позволяет выявить истоки карнавала, отразить его характерные черты и специфику.
К третьей группе можно отнести литературу, позволяющую проанализировать специфику праздника и рассмотреть особые проявления праздника в традиционной культуре. Поэтому можно обратиться к трудам таких авторов, как: Л.А. Абрамян, А.И. Мазаев, К. Жигульский, Г.С. Кнабе. Также нельзя не отметить и статьи посвященные празднику, следующих авторов: Е.А. Каверина и И.Н. Лаврикова. Данная литература в полной мере позволяет изучить такое явление, как праздник. Понять его значимость для рассмотрения в культурном аспекте, а не только в социальном и с точки зрения психологии. Стоит отметить, что празднику всегда присущ элемент игры, как и культуре в целом. Феномен игры является универсальным в любой человеческой цивилизации, поэтому необходимо обратиться к труду нидерландского историка и культуролога Хёйзинги «Homo ludens. Человек играющий» где так умело, анализируется игровой характер культуры, провозглашается универсальность феномена игры. Йохан Хёйзинга писал: «Обратив свой взгляд на функцию игры не в жизни животных и не в жизни детей, но в культуре, мы вправе подойти к понятию игры там, где биология и психология его не затрагивают. Игра в культуре предстанет, тогда как некая данность, предшествующая самой культуре, сопровождающая и пронизывающая ее от истоков вплоть до той фазы культуры, которую в данный момент переживает сам наблюдатель».
Обозначенные исследования послужили теоретическим фундаментом при постановке цели и задач дипломной работы.
Однако при всем многообразии литературы и подходов к изучению феноменов карнавала и праздника, нет работ, обосновывающих универсальность праздника традиционного типа в целом и средневекового карнавала в частности, рассматривающих их значимость с точки зрения социокультурной составляющей. Таким образом, в данном аспекте проблема исследована не в полной мере.
Целью данного исследования является выявление взаимообусловленного развития средневекового карнавала и общества в целом. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать специфику праздника в традиционных культурах;
2. Проследить истоки карнавала, а именно преемственность средневекового карнавала и античных празднеств;
3. Выявить характеристики карнавала, отражающие модель средневекового общества и изменения, происходящие в нем.
Методологическая база данного исследования подразумевает историкокультурный подход. Использование данного подхода позволяет проследить динамические аспекты исследуемой проблемы. В рамках данного подхода применяются следующие методы:
1. Описательный метод используется во всей работе при изучении следующих явлений: праздников традиционного типа, специфики средневекового карнавала;
2. Компаративный метод, позволяющий соотнести черты, присущие празднествам в традиционных обществах и черты, свойственные средневековому карнавалу, с целью выявления общих оснований.
Объект исследования - традиционный праздник. Предмет исследования средневековый карнавал.
В дипломной работе доказывается гипотеза, что карнавал, являясь моделью средневекового общества, отражает его важнейшие характеристики: образ жизни и мысли, систему ценностей, всенародность.
Научная новизна. Карнавал можно рассматривать не только в контексте народной смеховой культуры средневековья, это не просто отдельный обособленный мир, а феномен, который демонстрирует изменения, происходящие в обществе. Данные изменения отражаются через нарушения установленного порядка. Что, когда и как нарушалось - это и демонстрирует средневековый карнавал, тем самым являясь показателем или отражением социокультурных процессов общества.
Положения, выносимые на защиту.
1. Средневековый карнавал - разновидность традиционного праздника.
2. Сквозь призму праздничной жизни можно увидеть картину мира и общества, а праздник как таковой является неотъемлемой частью этой картины;
3. Обращение к карнавалу, его трансформациям, позволяет выявить
социокультурные изменения средневекового общества в целом.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты данной исследовательской работы могут быть применены в разработке спецкурсов или в курсах по истории и культуре Средних веков.
Апробация исследования. Безрученко О.В. Скоморохи и скоморошество на Руси: возможные подходы к оценке и изучению // Этюды культуры: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 17 апреля 2012 г. / под ред. Э.И. Черняка. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2014. - С. 211 - 215..Безрученко О.В. Карнавальные шествия как микромодель средневекового общества // Этюды культуры - 2016: Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск, 21 апреля 2016 г. / Под ред. Э.И. Черняка. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2016. - С. 336 - 340..
Структура работы обусловлена проблемой, целью и задачами исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение раскрывает актуальность, определяет проблему, степень теоретической разработанности темы, цель и задач, методы исследования, объект и предмет, гипотезу, научную новизну, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются специфические черты праздника в традиционных культурах, и доказывается, что карнавал это тип праздника.
Во второй главе анализируются истоки карнавала, а также она посвящена социокультурному анализу средневекового карнавала.
В заключении подводятся итоги работы, формируются окончательные выводы по рассмотренной теме.
Работа изложена на 60 страницах. Список литературы содержит 51 наименование.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Значение средневекового карнавала как многогранного культурного явления, в полной мере отражающего жизнь человека и всего общества, трудно переоценить. Данное празднество можно считать важнейшей социально-культурной ценностью, которая способствует формированию личности, также духовному развитию человека и общества, а значит и всей культуры. И именно карнавал способен синтезировать все ценное, то, что ранее накоплено в мировой истории и культуре.
В ходе исследования средневекового карнавала, обращено внимание именно на социокультурный анализ данного явления, что в свою очередь подразумевает взаимосвязь карнавала и общества. Анализ его истоков и характерных черт способствовал выявлению особой природы данного явления, которая и позволяет воспринимать карнавал как своеобразное зеркало Средних веков.
Были достигнуты следующие результаты. Проанализирована специфика праздника в традиционных культурах и выявлены характерные черты: массовый характер, отсутствие торжественности, наличие особого эмоционального состояния, формирование чувства общности, наличие особого понимания пространства и времени, двойственная природа празднеств. Все это позволило показать, что средневековый карнавал - это не просто тип праздника, а праздника традиционного типа. Он является важнейшей первичной формой человеческой культуры.
По ходу работы стало понятно, что любое празднество, в том числе и карнавал, являются одной из форм хранения и трансляции социально и культурно значимого опыта. Через карнавал происходит упрочнение коммуникативных связей, формирование общности, мировоззренческих и нравственных ориентиров, привитие эстетических норм каждому человеку, а значит и всему обществу. Все это и показывает суть и образ целой эпохи.
Изучив истоки средневекового карнавала, приходим к выводу, что данное явление нельзя рассматривать только с оной стороны. Нельзя однозначно утверждать, что средневековый карнавал формируется еще в древности, что связывает его и с античной культурой; или, что он происходит из литургии и взаимосвязан именно с церковью и религией. Автор приходит к выводу, что карнавал - это некий сложный синтез. Он объединяет в себе и культуру и принципы античного мира (он схож с древнеримскими сатурналиями), которые приносят с собой обрядово-зрелищные формы и стремление возродить саму природу человека и человечности; и, конечно, карнавал проходит некую обработку под влиянием христианства, что не ущемляет роль церкви в формировании именно средневекового карнавала.
Приходим к заключению, что цель и задачи дипломной работы были достигнуты. А гипотеза, что «карнавал, являясь моделью средневекового общества, отражает его важнейшие характеристики: образ жизни и мысли, систему ценностей, всенародность» - справедлива и имеет место быть.
С помощью социокультурного анализа были выявлены следующие положения:
1. Всенародность. Карнавал действительно самый массовый праздник средних веков, чему способствовало формирование особого мироощущения. Не было ни одного человека, который бы не был вовлечен во всеобщее празднование. Его просто никто не мог избежать. Но нельзя забывать о том, что и к средневековому обществу в его будничной жизни можно применить понятие «всенародность». За исключением лишь того, что эта всенародность понимается в его религиозном единстве. Так, во время карнавала общество объединяет всеобщее празднование, вера в праздничную свободу, и законы праздника, которым следуют все, а в будни людей объединяет всеобщая вера, но уже религиозная, и беспрекословное подчинение законам государства. Поэтому справедливо утверждение, что карнавал отражает всенародность средневекового общества.
2. Образ жизни и мысли. Именно через различные пародии и полупародии, через «переодевание» всех слоев общества (на короткий срок низшие слои общества могут примерить образ привилегированного сословия, что становится возможным благодаря отмене всех иерархических отношений) или нарочное ряженье во все полагающиеся по чину и званию регалии - можно в полной мере наблюдать образ жизни средневекового общества. Ведь именно в момент нарочито всего преувеличенного каждый выполняет свою социальную роль. Именно в карнавале можно лицезреть жизнь во всей ее красе и недостатках. И те же пародии и различные осмеяния, которые обнажают абсолютно все и вся, отражают истину мысли средневекового общества и каждого отдельно человека. А значит справедливо утверждение, что карнавал отражает образ жизни и мысли средневекового общества.
3. Система ценностей. В период карнавала все ценности, утвержденные в средневековом обществе, воспеваются и превозносятся. Они обыгрываются и раскрываются, обнажая всю свою суть. Более того, именно под средством всеобщего празднования и открытия к усвоению нового происходит безболезненное внедрение новых, выгодных государству и церкви, ценностей или вовсе отказ от некоторых, через их высмеивание. Карнавал является той фазой общественной жизни, в которой особо наглядно выявляются ее механизмы, и в первую очередь - системы ценностей, которые играют роль общественных стабилизаторов. Так, справедливо утверждение, что карнавал отражает систему ценностей средневекового общества, с возможностью ее реконструировать.
История развития Средних веков наглядно показывает, что карнавал, приобщая людей к культурным ценностям и достижениям, всегда выступал в роли эффективного средства воздействия на духовный мир человека. Поэтому праздник - это правдивое зеркало своей эпохи. По сконструированным народом праздничным формам можно судить о политической, исторической и духовной жизни общественно-экономической структуры, также определить интересы и стремления всех социальных слоев общества.
Нет никаких сомнений, что карнавал занимал особое место в жизни средневекового человека. Ведь он несет в себе очень важную социологическую особенность: в период праздника каждый член общества имеет превосходную возможность раскрыться и творчески выразить себя как исторического субъекта, который принимает непосредственное участие в празднестве. Карнавал - это один из необходимых и живительных источников культурного творчества. В празднестве отражаются и выражаются интересы движущих народных сил и борьба всяческих враждебных тенденций (например, добра и зла). И если религиозные праздники угнетающе влияют на сознание и чувства людей, то через всенародный карнавал такое влияние более благоприятно, что позволяет совершенно незаметно воздействовать на мировосприятие и мироощущение всего общества.
Таким образом, без анализа праздничной жизни народа нельзя в полной мере представить динамику жизни общества, дать описание ее основных фаз, непрерывно изменяющихся и составляющих неразрывное социальное и культурное целое. Изучение праздника имеет значение и для теории культуры, давая возможность проникнуть в механизмы и процессы общего характера, а отбросив все поверхностное - выявить явления фундаментального порядка. Исследование карнавальной, второй, жизни средневекового общества позволяет проникнуть в глубинные аспекты самой жизни и мысли, увидеть человека таким, какой он есть.
Теоретическая значимость работы: Данная работа может послужить как база для дальнейшего более углубленного изучения как средневекового карнавала и средневековой культуры в целом, так и рассмотрение праздника как культурного феномена, свойственного каждой исторической эпохе.
Практическая значимость работы: Материалы данной работы могут быть применены в рамках курса «культура Средних веков» и «культура повседневности», или при составлении спецкурса, посвященного праздничной жизни каждой исторической эпохи.



1. Абрамян Л.А. Первобытный праздник и мифология / Отв. ред. Вяч. Вс. Иванов. - Ер.: Изд-во АН АрмССР, 1983. - 232 с.
2. Абрамян Л.А. Смех как побочный продукт и движущая сила праздника / Л.А. Абрамян // Смех: истоки и функции / Под ред. А.Г. Козинцева. - СПб.: Наука, 2002.
- С. 62 - 75
3. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. - СПб.: «Наука», 1993. - 240 с.
4. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - 2-е изд. - М.: Худож. лит., 1965. - 543 с.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 432 с.
6. Белоусов А.Я. Праздники старые и новые: некоторые философские аспекты проблемы празднования / А.Я. Белоусов. - Алма-Ата: Казахстан, 1974. - 198 с.
7. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. - М.: Мифрил, 1995. - 264 с.
8. Брабич В.М. Зрелища древнего мира / В.М. Брабич, Г.С. Плетнева. - JL.: Искусство, 1971. - 79 с.
9. Ванченко Т.П. Функциональные основания массового праздника (теория культуры) / Т.П. Ванченко // Вестник Московского гос. университета культуры и искусств. - 2008. - № 4. - С. 32 - 36.
10. Виолле-ле-Дюк Э.Э. Жизнь и развлечения в средние века / Культура средних веков в памятниках исторической мысли Франции. Перевод с фр. М.Ю. Некрасова; статья о Виолле-ле-Дюке профессора А.Н. Кирпичникова; научная редактура Н.И. Милетенко; составление С.Е. Еременко. - СПб: «Евразия», 1997. - 384 с., ил.
11. Генкин Д.М. Массовые праздники / Д.М. Генкин. - М.: Просвещение, 1975. - 140 с.
12. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления / Д.М. Генкин, А.А. Конович. - М.: Просвещение, 1985. - 142 с.
13. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1984. - 350 с.
14. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. - М.: Искусство, 1981.
- 358 с.
15. Гуревич А.Я. Словарь средневековой культуры. - М. РОССПЭН, 2007. - 631 с....51



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ