Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА (на примере конфликта в Чеченской Республике)

Работа №29137

Тип работы

Диссертация

Предмет

политология

Объем работы178
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
417
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические
проблемы анализа этнополитических конфликтов
20
§1 Современные исследования этничности:
мировой и отечественный опыт
20
§2. Этнополитический конфликт: основные
теоретические концепции
43
§3 Социокультурные основания
этнополитических конфликтов
65
Глава II Этнополитический конфликт в
Чеченской Республике и его социокультурное
измерение
87
§1 Геополитические факторы конфликта
идеологий на Северном Кавказе
87
§2. Федерализм и национальная
государственность Чеченской Республики:
особенности этнополитического процесса
116
§3. Политологический анализ повседневной
самоорганизация социальной жизни чеченского
этноса
135
Заключение 154
Литература 159

Актуальность темы исследования. Северокавказский регион в
настоящее время отличается особым динамизмом этнополитических процессов,
что обусловлено рядом объективных факторов. Среди них можно выделить
важное геополитическое положение региона, чрезвычайно сложный
этноконфессиональный состав его населения, особенности современного
этнорегионального развития, территориальные аспекты межэтнических
взаимоотношений, комплекс проблем связанных со взаимоотношениями
региона и федерального центра. Немаловажным фактором является также
включенность Северного Кавказа в систему трансрегиональных
этнополитических отношений.
Динамика северокавказских этнополитических процессов оказывает
комплексное воздействие не только на региональное, но и на геополитическое
положение страны в целом. По этой причине она приобретает повышенную
актуальность и требует специального и всестороннего исследования.
Многие современные исследования по этнополитическим процессам на
Северном Кавказе в целом и в Чеченской Республике в частности уделяют
повышенное внимание сугубо ситуативным факторам. Недостаточный учет
динамизма этнополитических процессов, узость теоретической базы,
редукционизм, отсутствие должного внимания к многообразию
социокультурных факторов, сосредоточенность на частных аспектах
региональной проблематики и текущих событиях не позволяет углубить
концептуальную основу проводимых исследований, что не способствует
построению целостной модели развития этнополитических процессов в данном
регионе.
Практика последних лет свидетельствует, что наряду с трудностями
методологического характера, слабостью эмпирической базы и4
несовершенством понятийно-категориального аппарата, современные
исследования этнополитических процессов испытывают недостаточность
концептуально-теоретических основ. Исследовательский интерес реализуется
чаще всего в рамках традиционных подходов, ограниченность которых
проявляется в разобщенности этнополитических проблем на ряд
самостоятельных и редко соприкасающихся друг с другом исследовательских
сфер, при том, что специфика и сложность изучаемого предмета требует именно
комплексности его рассмотрения. Директор Института этнологии и
антропологии РАН В.А. Тишков так характеризует сложившуюся ситуацию:
«Местные специалисты часто увлечены историко-культурными и
идеологическими спорами, узкогрупповой комплиментарностью или страдают
недостатком кругозора и опыта в анализе актуальных проблем общественной
жизни. «Центральная» наука грешит политической ангажированностью,
схоластикой и радикализмом, предлагая порой утопические схемы или
откровенные интеллектуальные провокации. Среди зарубежных экспертов или
доминирует политический заказ тех, кто дает деньги на исследования, или
установки диктуются инерцией холодной войны и эйфорией новых
геополитических переустройств и нового соперничества»1.
Указанные проблемы научного изучения северокавказской
действительности, в частности ситуации в Чеченской Республике, предполагают
необходимость разработки широкого междисциплинарного подхода в
современной политической регионалистике. Поскольку ни одно из возможных
традиционных объяснений причин, сущности и содержания чеченского кризиса
изначально не является исчерпывающим, то совмещение различных
проблемных граней существенно расширяет спектр исследовательских
возможностей, но требует в свою очередь изменения или разработки новой
1
Пути мира на Северном Кавказе. Независимый экспертный доклад под редакцией5
исследовательской парадигмы. При этом рассмотрение феномена этноса,
социокультурных детерминант возникновения и развития этнополитического
конфликта, механизмов его социокультурной динамики представляется
необходимым, как в теоретическом, так и в практическом отношении.
В современных исследованиях изучение этноса и этнополитического
конфликта как социокультурного феномена представлено еще не достаточно
полно. Исследование социокультурной обусловленности этнополитического
конфликта позволяет углубить рефлексию в политологическом познании, в
трактовке и понимании происходящих этнополитических процессов.
Исследование этноса и этнополитического конфликта как социокультурного
феномена способствует экспликации механизмов взаимодействия всей
общественно-политической жизни этноса, обоснованию путей достижения
общественно-политического консенсуса.
Степень исследованности проблемы. Социокультурная парадигма
анализа политической реальности формировалась в течение второй половины
ХIХ - ХХ вв. в рамках социологии культуры (М. Вебер, Э. Дюркгейм)2,
культурной антропологии (А. Кребер, Б. Рут, . П.П. Эванс-Причард)3, системнофункциональной теории (Т. Парсонс4 и Р. Мертон5), теории символического
В.А. Тишкова. М., 1999.- С.7.
2 Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990; Дюркгейм Э. Метод социологии /
Западно-европейская социология XIX-начало ХХ веков / Под ред. В.И. Добренькова. – М.,
1996.
3 Кребер Алфред Л. Конфигурации развития культуры // Антология исследований культуры
Т. 1 – СПб.: Университетская книга, 1997. Бенедикт Рут Психологические типы в культурах
Юго-Запада США // Антология исследований культуры Т.1 – СПб.: Университетская книга,
1997.; Эванс-Причард Эдвард Э. Сравнительный метод в социальной антропологии //
Антология исследований культуры Т. 1. – СПб.: Университетская книга, 1997.
4
Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура,
личность и место социальных систем. / Американская социологическая мысль: Тексты /Под.
Ред. В.И. Добренькова. – М., 1996
5
Мертон Р.К. Явные и латентные функции / Американская социологическая мысль: Тексты
/Под. Ред. В.И. Добренькова. – М., 1996.6
интеракционизма (Д. Мида6), и нашла своё отражение в трудах зарубежных
политологов Г. Алмонда, С. Вербы, Ж.-М. Денкэна, М. Догана, Л. Пая. 7.
В отечественной политической науке в последние три десятилетия
сформировалось собственное социокультурное направление в изучении
политики. Ученые К.С. Гаджиев, А.И. Соловьев, Ю.С. Пивоваров,8 объясняют
специфику российского политического процесса через культурные
детерминанты, которые определяют строение, механизмы развития и форму
политических явлений.
К числу наиболее разработанных в последнее время отечественных
социокультурных концепций относятся исследования А.С. Ахиезера9. Его
концепция дает последовательное, системное описание социокультурных
механизмов динамики общества, а культура рассматривается как специфическая
сфера реальности, имеющая первостепенное значение для понимания
механизмов исторической деятельности – от воспроизводящей общество и
государственность до формирующей повседневность. Исследуемая проблема
(социокультурная методология), нашла свое отражение в работах А. Моля10
Б.В. Бирюкова и Л.Г. Эджубова11, а также и др.
6
Мид Дж. Интернализированные другие и самость / Американская социологическая
мысль:Тексты /Под. Ред. В.И. Добренькова. – М., 1996.
7 Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992.;
Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полис. 1997. №6.;.; Дэнкен Ж.-М.
Политическая наука. – М., 1993.; Доган И. Легитимность режимов и кризис доверия // Социс.
1997. №9.; Пай Л. Политическая коммуникация // Политология: краткий тематический
словарь. – Вып.1. – М., 1992
8
Гаджиев К.С. Политическая наука М., 1994.; Соловьев А.И. Власть в политическом
измерении // Вестник МГУ. Сер.12. Политические науки.1997. №6.;; Пивоваров Ю.С.
Политическая культура. Методологический очерк. М., 1994. Пивоваров Ю.С. Очерки истории
русской общественно-политической мысли XIX – первой трети ХХ столетия. М.,1997.
9 Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная динамика России) Т.
1. Новосибирск: “Сибирский хронограф” – 1997.
10
Моль А. Социодинамика культуры. – М.: Прогресс, 1973
11
Бирюков Б.В. ,Эджубов Л.Г. Простое и сложное в социокультурологических концепциях //
Вопросы философии. - 1996.- №127
Культурная антропология также концентрирует внимание на процессе
взаимоотношения человека и культуры. Возникнув в европейской мысли XIX в.,
и окончательно оформившись в последней четверти XIX в., культурная и
социальная антропология прошла путь от изучения примитивных культур к
целостному исследованию современных обществ, в том числе и политической
его составляющей (Л. Уайт, М. Салинс, Д. Бидни, Ю. Стюард, и другие)12.
Среди классиков западной общественной науки, внесших наиболее
значительный общетеоретический вклад в разработку методологических основ
этнополитических процессов и проблем национализма, являются Б. Андерсон,
О. Бауэр, Э. Геллнер, Д. Горовиц, Т. Гурр, У. Коннор, М. Манн, Дж. Ротшильд,
Р. Ставенхаген, Э. Хобсбаум13 и др.
В 1970-1980-е гг. значительную долю отечественных исследований в
области национально-этнических отношений составляла критика зарубежных
теоретических концепций, что позволило советской научной общественности
ознакомиться с состоянием конфликтологического знания в зарубежных
исследованиях. Следует назвать прежде всего работы В.С. Агеева,
Г.М. Андреевой, И.С. Кона, С.К. Рощина, Г.У. Солдатовой, П.Н. Шихирева,
А.К. Уледова14и др.
12
Уайт Л.А. Экономическая структура высоких культур // Антология исследований культуры
Т. 1 – СПб.: Университетская книга, 1997. ; Д. Бидни. Культурная динамика и поиски истоков
//Антология исследований культуры. – СПб.: Университетская книга, 1997. Steward, Julian H.
Theory of cultural change. Urbana III.: University of Illinois Press.
13 Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении
национализма / - М., 2001; Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Cambridge, 1996; Геллнер Э.
Пришествие национализма. Мифы нации и класса // Путь.1992. №1.; Нации и национализм /
Б. Андерсон, О. Бауэр, Э. Геллнер, Э. Хобсбаум и др.; Пер с англ. и нем. Л.Е.
Переяславцевой, М.С. Панина, М.Б. Гнедовского – М.: Праксис, 2002; Gurr T. Why Do
Minorities Rebel? // Federalism against Ethnicity? / Ed. By G. Bachler. – Zurich, 1997; Hobsbawm
E., Ranger T., eds. The Invention of Tradition. Cambridge, 1983. Connor W. Ethnonationalism: The
Quest for Understanding. - Princeton, New Jersy , 1994.; Mann M. The Sources of Social Power/
Vol. I. Cambridge, 1986.
14
Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М., 1983.; Андреева Г.М. Социальная
психология. – М.,1980.; Кон И.С. Социология личности. – М., 1967.; Солдатова Г.У.8
В дальнейшем отечественная этническая конфликтология сложилась из
нескольких школ и направлений, существовавших к концу 1980-х гг.:
Во-первых, это историки и этнографы, изучавшие этнические конфликты
в зарубежных странах и накопивших немалый объем эмпирических знаний об
этнических, этнорасовых и этноконфессиональных конфликтах в разных
странах мира. Это работы Ю.В. Бромлея, Л.М. Дробижевой, В.И. Козлова, С.Я.
Козлова, С.И. Королева, В.А. Тишкова, С.А. Токарева, Н.Н. Чебоксарова15и др..
Во-вторых, это специалисты в области национальных отношений
советского периода, которые обратились к изучению этнических конфликтов в
силу резкого нарастания этнической напряженности и актуализации многих
ранее латентных этнических конфликтов в обществе. В этом ряду необходимо
назвать имена Ю.В. Арутюняна, Э.А. Баграмова, Т.Ю. Бурмистровой,
М.Н. Губогло16 и др..

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Завершая социокультурый анализ этнополитического конфликта в
Чеченской Республике, следует отметить, что формирование новых
методологических подходов к анализу этнополитических процессов является
актуальной потребностью российского обществознания, т.к. современное
состояние политического, конфликтологического, этнологического знания не
позволяет достаточно полно и точно представить теоретический образ
исследуемой реальности. Важным требованием, имеющим решающее значение
при исследовании этнополитических конфликтов, является необходимость
учитывать разно уровневый характер социокультурных процессов155
предопределяющих направленность и динамику этнополитического конфликта.
Рассматривая содержание культуры на всех его уровнях - общесоциальном,
групповом и личностном, мы выполняем основное требование
социокультурного подхода - сосредоточение на комплексном анализе
этнополитических процессов. Этот подход требует помещения
рассматриваемых тенденций в целостные контексты, т.е. постоянного учета их
места в социокультурных процессах, их общераспространенности либо
уникальности. Именно это требование чаще всего нарушается при
исследовании этнополитических конфликтов, чем снижается обоснованность,
применимость и результативность практических рекомендаций
В диссертации показано, что социокультурный анализ этнополитических
конфликтов позволяет выявить такие его аспекты, которые не являлись ранее
предметом теоретического рассмотрения. Это, прежде всего, касается проблемы
социокультурной методологии исследования этнополитического конфликта,
позволяющей представить социокультурную жизнь этноса как динамическое
поле, в котором выделяются макро- и микроуровни - от геополитики до
повседневности.
Концептуальный анализ теоретических подходов к анализу
этнополитических процессов позволяет утверждать, что если традиционные
модели этнополитических конфликтов пытаются объяснить множество
соотносимых между собой событий сведением их к определенному состоянию
одного фактора, то социокультурная модель этнополитического конфликта
объясняет одно событие обусловленностью состоянием нескольких факторов.
Данная позиция позволяет объединить сразу несколько идентичностей:
религиозную, лингвистическую, региональную, этническую и т.п., поскольку в
любой культуре обнаруживаются не только различные основания для
идентификации, но и реальные объединения людей, использующие эти156
основания для группового самоопределения. В связи с этим установка на
многоуровневый и многофакторный характер этнополитического конфликта,
является наиболее адекватной с позиции социокультурного подхода, а
выявление постоянных и переменных социокультурных факторов,
определяющих динамику этнополитических конфликтов, позволяет
рассматривать их в зависимости от места, времени и других составляющих,
поскольку в каждом конкретном случае исследования того или иного
этнополитического конфликта постоянные и переменные факторы,
обуславливающие динамику его протекания, будут не только различны, но и
противоположны, т.е. в одном случае те или иные параметры будут
постоянными, а в другом – переменными.
Общим для этнополитических конфликтов является наличие этнического
фактора или признаков, которые могут восприниматься в качестве этнических,
и этот этнический фактор значит столь много в рассматриваемых конфликтах,
что всякая иная идентификация человека: социально-профессиональная,
политическая, региональная или имущественная - отходит на второй план.
Диссертант стремится доказать, что «этнический» национализм, в том числе и
«этнический» национализм в чеченском кризисе, следует связывать не с
принимаемыми на уровне самосознания политическими идеологиями, а с
широкими культурными системами, которые ему предшествовали и из которых,
а, вместе с тем, и в противовес которым, он появился.
В чеченском этносе в его отношении к религии можно видеть такой случай
самосознания, одновременно и религиозного, и этнического, который в каждый
конкретный момент исключает другие способы самоидентификации.
Институты государства не рассматривается в традиционной этнологии, так
как считается чем-то внешним. Однако с предлагаемой точки зрения
государство является «над-структурой», регулирующей жизнедеятельность157
этноса, и возникает в результате развития этноса под давлением внешней среды
как следствие необходимости противостоять неблагоприятным внешним и
внутренним воздействиям, то есть в результате воздействия надсистемы.
Считая, что государственные и другие структуры являются производными от
структуры этноса, можно построить более адекватную модель их
взаимоотношений. В диссертации на примере Чечни показана важность того,
насколько формирующиеся институты власти и нормы их функционирования
кореллируют с политической традицией соответствующего этноса, поскольку
отношения власти и влияния, господства и подчинения между управляющими и
управляемыми, властвующими и подвластными связаны всегда с контролем и
распределением определенных ресурсов, основывающихся на доминирующей в
данной культуре системе норм и ценностей. Именно из этих фактов необходимо
исходить в практической деятельности, понимая, что попытки сегодня
сконструировать некую умозрительную «правильную модель» федерализма
нереалистичны. Стремление реализовать подобные идеальные конструкции
может лишь спровоцировать новую активизацию центробежных тенденций.
Правовой плюрализм в Чечне и республиках Северного Кавказа может
оказаться более эффективным, чем «единое правовое пространство». Тем не
менее, традиционная политико-правовая система может быть рассмотрена
только как дополняющая по отношению общегосударственной.
Углубление в современном мире процессов глобализации требует
внимательного отношения к структуре национально-этнического сознания и его
изменений, его динамике, поскольку современная модернизация включает в
себя социальные, экономические, технологические процессы, которые
разрушают традиционную структуру этноса, что субъективно воспринимается
как угроза существованию этнического сообщества. Важным социокультурным
фактором, катализирующим такого рода процессы, является этническая158
мобилизация, то есть целенаправленная деятельность, связанная с активизацией
этноидентификации, формированием и распространением националистической
идеологии с этноцентристскими акцентами, институциализацией действий,
направленных на самоопределение.
Внимание к структурам повседневности объясняется тем, что жизненный
мир этноса, в том числе и чеченского, не отражается в какой-либо
универсальной понятийной, ценностной или идеологической системе. Этот
порядок не диктуется из единого центра, а осуществляется на местах,
предопределяя этнический образ, представления о нем, о его месте и роли в
мире, а также парадигму его действий в принятой данной культурной системе
ценностных координат.
Социокультурный подход нацелен на осмысление противоречия между
культурой и социальными отношениями, т.е. изучает не собственно
характеристики того или иного типа сознания, но момент столкновения
последнего с социальной реальностью, воплощения культурного проекта,
иными словами, переход человеческих представлений в реальную организацию
жизни общества. Двойственная обусловленность символической формы –
представлением, с одной стороны, и культурным контекстом – с другой –
позволяет сделать областью анализа сочетание, взаимодействие этих двух
классов факторов и соответственно определять динамику культурной
значимости символов в зависимости этих близости к каждому из полюсов в
типичных социокультурных ситуациях.
Социокультурный подход меньше направлен на изучение действий
политических лидеров, элит, меньше интересуется политическими решениями и
не склонен преувеличивать возможности властвующего субъекта, отрицая
способность политических решений определяющим образом влиять на
социальные процессы. Политическая культура, с позиций этого подхода, - это159
прежде всего представления о власти, ее субъектах, нормах, нравах и обычаях,
определяющих политическое поведение. Поэтому исследование национального
сознания, этнокультурных символов в современной ситуации политикогосударственного кризиса в Чеченской Республике позволяет понять реальные
механизмы объективации национально-этнических стереотипов и
смоделировать реакцию этноса на те или иные культурные, политические,
идеологические, социально-экономические инновационные стратегии в
условиях кризисного социума.
На основе полученных результатов, автор считает, что именно
социокультурные исследования этнополитических процессов могут послужить
отправной точкой дальнейшего движения как в понимании этнополитических
конфликтов, так и быть значимыми для методологии их дальнейшего
исследования. В связи с вышесказанным, диссертант считает, что дальнейшее
исследование этнополитических конфликтов возможно только как комплексное,
полиметодологическое, ориентированное на современный тип исследования с
широким привлечением достижений политологии, этнологии, социологии,
антропологии.


Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность //
Научная мысль Кавказа. 1995.- № 1.
2. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической картине
мира / Под ред. В.А. Шаповалова. Ставрополь, 1988.
3. Авксентьев В.А. Проблемы теории и моделирования этнических конфликтов
// Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии160
разрешения. Вып. 18; Этническая и региональная конфликтология. – МоскваСтаврополь: Изд-во СГУ, 2002.
4. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы.
– Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.
5. Авксентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология //
Социологические исследования. – 1996. - №12.
6. Агаев А.Г. К вопросу о теории народности. - Махачкала, 1985.
7. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М., 1983.;
8. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,1980.
9. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии //
Полис. 1992.
10.Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полис. 1997.- №6.
11.Амелин В.В. Вызовы мобилизованной этничности. Конфликты в истории
советской и постсоветской государственности. - М., 1997.
12.Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и
распространении национализма. – М., 2001.
13.Аникеев А. А., Крикунов В. П., Невская В. П. Северокавказская
цивилизация: проблемы типологии // Актуальные проблемы историографии
и методологии истории. Ставрополь. 1997.
14.Антропология насилия / Отв. ред. В.В. Бочаров, В.А. Тишков. СПб.: Изд.
Наука, 2001.
15.Арутюнов С.А. Чебоксаров Н.Н. Передача информации как механизм
существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы
и народы. Вып. 2. - М., 1972.
16.Арутюнов С.А. Шариату на Северном Кавказе необходимо создать
легальную правовую нишу. // Итоги. 1999. 19 января. С.16.161
17.Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов
СССР. – М., 1987.
18.Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Суколоков А.А. Этносоциология: Учебное
пособие для вузов. – М. 1998.
19.Аствацатурова М.А., Савельев В.Ю. Диаспоры Ставропольского края в
современных этнополитических процессах. – Ростов –на - Дону – Пятигорск.
Изд. Северо-Кавказской академии государственной службы. 2000.
20.Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная
динамика России) Т. 1. Новосибирск: “Сибирский хронограф”, 1997.
21.Бабин И.А. Миростроительство в контексте культуры мира / Социальные
конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вып.18:
Этническая и региональная конфликтология. – Москва-Ставрополь: Изд-во
СГУ, 2002.
22.Баграмов Э.Я. К вопросу о научном содержании понятия «национальный
характер». – М., 1973.
23.Баньковская С.П. Воображаемые сообщества как социологический феномен.
Вступ. ст. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках
и распространении национализма – М., 2001.
24.Барбашин М.Ю. К понятию этнополитического конфликта //
Южнороссийское обозрение. Вып. 6. Ксенофобия на юге России: сепаратизм,
конфликты и пути их преодоления. - Ростов-на-Дону. 2002.
25.Белозеров В.С. Новейшие тенденции этнических миграций на Ставрополье и
проблемы региональной политики / Этнические конфликты и их
урегулирование: взаимодействие науки, власти и гражданского общества:
Сборник научных статей. – Москва-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.
26.Бенедикт Рут Психологические типы в культурах Юго-Запада США //
Антология исследований культуры Т.1 – СПб.: Университетская книга, 1997.162
27.Берсанова З. Система ценностей современных чеченцев (по материалам
опросов) //Чечня и Россия. Общества и государства./ Ред.-сост. Д.Е. Фурман.
М.,1999.
28.Бороноев А.О. Нравственно-психологическое единство образа жизни
советского народа. – Л., 1978.
29.Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. – Л., 1994.
30.Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: характер и судьбы страны. –
Л., 1992.
31.Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М. 1983.
32.Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. –
М., 1987.
33.Бурмистрова Т.Ю., Дмитриев С.А. Дружбой сплоченные: культура
межнационального общения в СССР. – М., 1986.
34.Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийство: их
сущность о общественно-политический смысл // Социологические
исследования. 2000.-№9.
35.Вагапов А. Д. Славяно-нахские лексические параллели. Грозный, 1994.
36.Вартумян А.А. Развитие политического процесса и проблемы
южнороссийской конфликтологии / Социальные конфликты: экспертиза,
прогнозирование, технология разрешения. Вып.18: Этническая и
региональная конфликтология. – Москва-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.
37.Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990.
38.Гаджиев А.Х. Социально-психологические проблемы марксистсколенинской этнической психологии. – Махачкала, 1978.
39.Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. – М., 2001.
40.Гаджиев К.С. Политическая наука М., 1994.163
41.Гакаев Дж. Чеченский кризис: Истоки, итоги, перспективы: Политический
аспект. М., 1999.
42.Соловьев А.И. Власть в политическом измерении // Вестн. МГУ. Сер.12.
Политические науки.1997.- №6.
43.Гасанов М. Р. Палеокавказская этническая общность и проблема
происхождения народов Дагестана. Махачкала, 1994.
44.Гелд Дж. Основы поведенческой географии. М., 1990.
45.Геллнер Э. Нации и национализм. - М., 1991.
46.Геллнер Э. От родства к этничности // Цивилизации. Вып.4, М., 1997.
47.Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса// Путь.1992.
№1.; Нации и национализм / Б. Андерсенн, О. Бауэр, Э. Геллнер, Э.
Хобсбаум и др.; Пер с англ. И нем. Л.Е. Переяславцевой, М.С. Панина, М.Б.
Гнедовского – М.: Праксис, 2002.
48.Глухова А.В., Красова Е.Ю. Политико-психологические контроверзы
этнических конфликтов // Социальные конфликты: экспертиза,
прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 18; Этническая и
региональная конфликтология. – Москва-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.
49.Губогло М.Н. Национальные процессы в СССР. – М., 1991.
50.Губогло М.Н. Языки этнической мобилизации. – М., Изд. Наука, 2001.
51.Гумилев Л.Н. Биосфера и импульсы сознания // Природа, 1978. - № 12.
52.Гумилев Л.Н. О термине "этнос" // Доклады отделений и комиссий
Географического общества СССР. - Л., 1967. - Вып. 3.
53.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1990.
54.Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.
55.Д. Бидни. Культурная динамика и поиски истоков //Антология исследований
культуры. – СПб.: Университетская книга, 1997.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ