Общественный контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания
|
ВВЕДЕНИЕ
1 История развития и место общественного контроля в системе контроля за
деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации 9
1.1 Исторически сложившиеся способы обеспечения законности в
деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации 9
1.2 Эволюция общественного контроля за деятельностью органов и
учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации
2 Современное состояние и перспективы развития общественного контроля в
рамках реформирования системы органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации 27
2.1 Формы общественного контроля за деятельностью органов и
учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации 27
2.2 Совершенствование правового регулирования общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации 36
2.3 Общественный контроль как неотъемлемый элемент системы
профилактики нарушений прав осужденных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
1 История развития и место общественного контроля в системе контроля за
деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации 9
1.1 Исторически сложившиеся способы обеспечения законности в
деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации 9
1.2 Эволюция общественного контроля за деятельностью органов и
учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации
2 Современное состояние и перспективы развития общественного контроля в
рамках реформирования системы органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации 27
2.1 Формы общественного контроля за деятельностью органов и
учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации 27
2.2 Совершенствование правового регулирования общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации 36
2.3 Общественный контроль как неотъемлемый элемент системы
профилактики нарушений прав осужденных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Одной из тенденций, наиболее ярко характеризующих взаимоотношение общества и государства в Российской Федерации в последнее десятилетие, является курс на актуализацию правозащитной проблематики, развитие и укрепление общественных институтов, институтов гражданского общества, становление целой плеяды общественных деятелей, создание общественных организаций, осуществляющих контроль за деятельностью государственного аппарата во всех его проявлениях - судебном, законодательном и исполнительном.
Статья 2 Конституции Российской Федерации провозглашает: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства[2]. В настоящее время, во взаимосвязи с демократизацией законодательства Российской Федерации, усилении акцента на защиту прав и свобод человека и гражданина закономерным стало обращение общественности и законодателя к вопросам соблюдения прав человека при исполнении наказания в отношении осужденных лиц и рассмотрение таких вопросов, как составной части проблемы защиты прав человека в целом.
Права человека на международном уровне [1] определены как правила поведения, отобранные в процессе истории развития человечества, которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. В современном мире пристальный контроль государства за соблюдением прав граждан, а также стимулирование к такому контролю общественности является залогом построения дееспособного, стабильного изнутри правового государства. Особенно важен такой подход на участках общественных отношений, где изначально отношения между гражданином и государством строятся не на партнерстве, а на подчинении, где административные механизмы являются необходимыми, обеспечивающими защиту прав и интересов других граждан. Однако такие общественные
Одним из таких участков, несомненно, является деятельность органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации, в отношении лиц, подвергнутых уголовному наказанию. Именно здесь правовое положение граждан и иных лиц претерпевает значительные изменения.
Правовое положение осужденных выражается, в первую очередь, в изъятии и (или) ограничении некоторых их прав и свобод как граждан государства и наделении их особыми правами и обязанностями, соответствующими назначенному уголовному наказанию. Объем ограничений может быть различен, конкретный «набор» специальных прав и обязанностей устанавливается уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации в зависимости от карательно¬воспитательного потенциала конкретного уголовного наказания.
Для рациональной и эффективной работы процесса исправления осужденных являются важным не только точное исполнение осужденными установленных государством ограничений и обязанностей осужденными, но и такое же точное исполнение со стороны органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, что, в конечном итоге, призвано обеспечить достижение целей уголовного наказания.
Имеющееся несовершенство системы органов и учреждений,исполняющих уголовные наказания, и на современном этапе развития Российского государства, допускает многочисленные факты нарушения прав осужденных со стороны указанных органов. Действенным механизмом, способным значительно нивелировать нарушения прав осужденных, который показал себя в последние годы, является общественный контроль.
В свете последних изменений в законодательстве Российской Федерации, продолжающегося реформирования системы органов и учреждений, общественного контроля как профилактики нарушений прав осужденных. Следует отметить, что в настоящий момент также прослеживается изменение правового положения общественного контроля в целом, изменение регулировании публичных правоотношений, стороной в которых выступают общественные органы и организации в частности.
Одновременно следует обратить внимание на положения Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р (в редакции от 23.09.2015), которая большое внимание уделяет вопросам усиления участия общественности в развитии и деятельности уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации. Так, указанной проблематике уделен целый раздел, содержащий вопросы осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы с участием неправительственных организаций, со средствами массовой информации [12].
Особое внимание общественному контролю, особенно в рамках профилактики нарушений прав осужденных, уделяется и со стороны Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Как отмечает в своем докладе Уполномоченный, особое значение имеет деятельность общественных наблюдательных комиссий за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания, которые сегодня созданы в 80 субъектах Российской Федерации. Благодаря действиям таких комиссий восстановлены права порядка 14 тысяч человек, из них 250 по обращениям, остальные - вследствие устранения массовых нарушений [15]. Указанные положения подчеркивают особую актуальность проблематики настоящей работы.
Ранее к проблемам общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, обращались такие исследователи как Борсученко С.А., Потапов А.М., А.С.Автономов,Э.М. Аметистов, В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова, а также другие авторы. В своих исследованиях ученые-юристы обращают внимание на природу и развитие общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, особенности нормативного регулирования общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, рассматривают возможные пути развития общественного контроля за деятельностью таких органов и учреждений, рассматривают мировой опыт и международные тенденции в указанных направлениях.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания. Предметом данного исследования являются особенности реализации правовых норм, регулирующих общественный контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в рамках профилактики нарушений прав осужденных.
Целью работы является выявление проблем нормативного регулирования общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, на основе изучения нормативной правовой базы, выработка предложений по законодательному совершенствованию правового регулирования общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в контексте профилактики прав осужденных.
Указанной цели служит достижение следующих задач:
1. Определение положения общественного контроля в системе способов обеспечения законности в деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации.
2. Анализ развития общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации.
3. Сравнение и анализ форм общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации.
4. Выявление и анализ перспектив развития правового регулирования общественного контроля за деятельностью органов и учреждений,исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации.
5. Анализ общественного контроля как неотъемлемого элемента системы профилактики нарушений прав осужденных.
Новизна работы заключается, в первую очередь, в оперативном анализе изменения произошедших изменений в правовом регулировании общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в расширении содержания понятия «общественный контроль за деятельностью органов и учреждений,исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации».
Настоящая работа строится на таких общенаучных методах исследования как анализ, синтез, дедукция, обобщение, сравнение, метод прогнозирования; использован ряд частнонаучных методов, а именно - исторический, технико¬юридический, логический, метод системного анализа.
В работе уделяется внимание не только современному состоянию правового регулирования общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, но и исследованиям более раннего периода, а также работам советских цивилистов.
Работа состоит из введения, двух глав, которые в свою очередь подразделяются на пять параграфов, заключения и списка использованных при написании работы источников.
Первая глава посвящена анализу истории развития и положению общественного контроля в системе контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации. Данная глава состоит из двух параграфов, первый из которых посвящен общей характеристике способов обеспечения законности в деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации. Во втором параграфе первой главы рассматривается эволюция общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации, в котором дается анализ обозримому прошлому законодательства Российской Федерации в части правового регулирования указанных общественных отношений.
Вторая глава настоящего исследования раскрывает особенности современного состояния и перспектив развития общественного контроля в рамках реформирования системы органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации и состоит из трех параграфов. Первый параграф второй главы посвящен общему анализу и классификации форм общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации. Во втором параграфе второй главы приводится анализ и прогнозируются пути совершенствования правового регулирования общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации. Третий параграф второй главы посвящен общественному контролю как неотъемлемому элементу системы профилактики нарушений прав осужденных.
Статья 2 Конституции Российской Федерации провозглашает: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства[2]. В настоящее время, во взаимосвязи с демократизацией законодательства Российской Федерации, усилении акцента на защиту прав и свобод человека и гражданина закономерным стало обращение общественности и законодателя к вопросам соблюдения прав человека при исполнении наказания в отношении осужденных лиц и рассмотрение таких вопросов, как составной части проблемы защиты прав человека в целом.
Права человека на международном уровне [1] определены как правила поведения, отобранные в процессе истории развития человечества, которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. В современном мире пристальный контроль государства за соблюдением прав граждан, а также стимулирование к такому контролю общественности является залогом построения дееспособного, стабильного изнутри правового государства. Особенно важен такой подход на участках общественных отношений, где изначально отношения между гражданином и государством строятся не на партнерстве, а на подчинении, где административные механизмы являются необходимыми, обеспечивающими защиту прав и интересов других граждан. Однако такие общественные
Одним из таких участков, несомненно, является деятельность органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации, в отношении лиц, подвергнутых уголовному наказанию. Именно здесь правовое положение граждан и иных лиц претерпевает значительные изменения.
Правовое положение осужденных выражается, в первую очередь, в изъятии и (или) ограничении некоторых их прав и свобод как граждан государства и наделении их особыми правами и обязанностями, соответствующими назначенному уголовному наказанию. Объем ограничений может быть различен, конкретный «набор» специальных прав и обязанностей устанавливается уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации в зависимости от карательно¬воспитательного потенциала конкретного уголовного наказания.
Для рациональной и эффективной работы процесса исправления осужденных являются важным не только точное исполнение осужденными установленных государством ограничений и обязанностей осужденными, но и такое же точное исполнение со стороны органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, что, в конечном итоге, призвано обеспечить достижение целей уголовного наказания.
Имеющееся несовершенство системы органов и учреждений,исполняющих уголовные наказания, и на современном этапе развития Российского государства, допускает многочисленные факты нарушения прав осужденных со стороны указанных органов. Действенным механизмом, способным значительно нивелировать нарушения прав осужденных, который показал себя в последние годы, является общественный контроль.
В свете последних изменений в законодательстве Российской Федерации, продолжающегося реформирования системы органов и учреждений, общественного контроля как профилактики нарушений прав осужденных. Следует отметить, что в настоящий момент также прослеживается изменение правового положения общественного контроля в целом, изменение регулировании публичных правоотношений, стороной в которых выступают общественные органы и организации в частности.
Одновременно следует обратить внимание на положения Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р (в редакции от 23.09.2015), которая большое внимание уделяет вопросам усиления участия общественности в развитии и деятельности уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации. Так, указанной проблематике уделен целый раздел, содержащий вопросы осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы с участием неправительственных организаций, со средствами массовой информации [12].
Особое внимание общественному контролю, особенно в рамках профилактики нарушений прав осужденных, уделяется и со стороны Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Как отмечает в своем докладе Уполномоченный, особое значение имеет деятельность общественных наблюдательных комиссий за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания, которые сегодня созданы в 80 субъектах Российской Федерации. Благодаря действиям таких комиссий восстановлены права порядка 14 тысяч человек, из них 250 по обращениям, остальные - вследствие устранения массовых нарушений [15]. Указанные положения подчеркивают особую актуальность проблематики настоящей работы.
Ранее к проблемам общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, обращались такие исследователи как Борсученко С.А., Потапов А.М., А.С.Автономов,Э.М. Аметистов, В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова, а также другие авторы. В своих исследованиях ученые-юристы обращают внимание на природу и развитие общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, особенности нормативного регулирования общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, рассматривают возможные пути развития общественного контроля за деятельностью таких органов и учреждений, рассматривают мировой опыт и международные тенденции в указанных направлениях.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания. Предметом данного исследования являются особенности реализации правовых норм, регулирующих общественный контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в рамках профилактики нарушений прав осужденных.
Целью работы является выявление проблем нормативного регулирования общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, на основе изучения нормативной правовой базы, выработка предложений по законодательному совершенствованию правового регулирования общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в контексте профилактики прав осужденных.
Указанной цели служит достижение следующих задач:
1. Определение положения общественного контроля в системе способов обеспечения законности в деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации.
2. Анализ развития общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации.
3. Сравнение и анализ форм общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации.
4. Выявление и анализ перспектив развития правового регулирования общественного контроля за деятельностью органов и учреждений,исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации.
5. Анализ общественного контроля как неотъемлемого элемента системы профилактики нарушений прав осужденных.
Новизна работы заключается, в первую очередь, в оперативном анализе изменения произошедших изменений в правовом регулировании общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в расширении содержания понятия «общественный контроль за деятельностью органов и учреждений,исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации».
Настоящая работа строится на таких общенаучных методах исследования как анализ, синтез, дедукция, обобщение, сравнение, метод прогнозирования; использован ряд частнонаучных методов, а именно - исторический, технико¬юридический, логический, метод системного анализа.
В работе уделяется внимание не только современному состоянию правового регулирования общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, но и исследованиям более раннего периода, а также работам советских цивилистов.
Работа состоит из введения, двух глав, которые в свою очередь подразделяются на пять параграфов, заключения и списка использованных при написании работы источников.
Первая глава посвящена анализу истории развития и положению общественного контроля в системе контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации. Данная глава состоит из двух параграфов, первый из которых посвящен общей характеристике способов обеспечения законности в деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации. Во втором параграфе первой главы рассматривается эволюция общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации, в котором дается анализ обозримому прошлому законодательства Российской Федерации в части правового регулирования указанных общественных отношений.
Вторая глава настоящего исследования раскрывает особенности современного состояния и перспектив развития общественного контроля в рамках реформирования системы органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации и состоит из трех параграфов. Первый параграф второй главы посвящен общему анализу и классификации форм общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации. Во втором параграфе второй главы приводится анализ и прогнозируются пути совершенствования правового регулирования общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации. Третий параграф второй главы посвящен общественному контролю как неотъемлемому элементу системы профилактики нарушений прав осужденных.
Подводя итог настоящему исследованию, отметим, что в настоящее время процесс реформирования правового регулирования общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации, не завершен, хотя и претерпел значительные изменения в связи с общим реформированием уголовно-исполнительного законодательства.
Еще раз следует отметить, что значимым элементом Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года является усиление роли общественных формирований в деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, как элемент формирования и функционирования российской государственности и развития полноценного гражданского общества в Российской Федерации. Дальнейшее развитие общественного контроля, в том числе с широким привлечением общественности, отдельных граждан, их объединений, создает предпосылки широкой самодеятельности общества на принципах демократии, имеющих возможность реализовывать свои интересы в гармонии с интересами общества.
Анализируя развитие правового регулирования и действующего законодательства правового статуса общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации, можно сделать вывод, что законодатель в данный момент начинает формировать четкую позицию в отношении этого института.
Следует отметить, что выводы о проделанной работе по большей части носят прикладной характер.
Во-первых, социально-экономическая и политическая ситуация в стране начала девяностых годов послужила мощным катализатором развития законодательства, регулирующим общественный контроль, в это время появляются и крепнут правозащитные организации, под тяжестью возникших общественных отношений государство приводит нормативную правовую базу в соответствие с реалиями. Однако «массовость» проводимых реформ заложили недостатки в законодательстве современной России, что выражается, в первую очередь, в незавершенности и непоследовательности реформирования правового регулирования общественного контроля, вопросах относительно круга субъектов общественного контроля.
Во-вторых, корректировка правового регулирования общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации, корректировка содержания понятия «субъект общественного контроля» являются достаточно актуальными вопросами, в связи с чем предлагается внести изменения в ряд действующих нормативных правовых актов.
В связи и на основании указанной выше аргументации представляется целесообразным изложить статью 23 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в новой редакции:
«Статья 23. Участие общественных объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека. Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания
1. Общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях осуществляют следующие общественные формирования:
общественные наблюдательные комиссии, образованные в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», и их члены на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации;
Общественная палата Российской Федерации в соответствии Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» и общественные палаты субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;
Общественный совет при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений, а также его территориальных органов в соответствии с федеральным законодательством.
2. Общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
4. Для оказания содействия администрации исправительного учреждения в совершенствовании материально-технической базы исправительного учреждения, в решении вопросов социальной защиты осужденных, организации трудового и бытового устройства освобождающихся лиц, а также оказания помощи в организации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях при исправительном учреждении может быть создан попечительский совет. Попечительский совет при исправительном учреждении осуществляет свою деятельность на безвозмездной основе. В состав попечительского совета при исправительном учреждении могут входить представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и организаций любых организационно-правовых форм, общественных объединений, граждане. Порядок формирования попечительского совета при исправительном учреждении, срок полномочий, компетенция и порядок деятельности указанного попечительского совета определяются федеральным органом
Внесение изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в части 23 статьи потребует приведения в соответствие иных и принятие новых нормативных правовых актов. Так, представляется необходимым, что Федеральный закон от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» требуется дополнить статьей
16.1 следующего содержания:«Статья 16.1. Осуществление общественного контроля в отношении органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания
Основными формами деятельности членов Общественной палаты Российской Федерации при осуществлении общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, являются:
посещение мест принудительного содержания для осуществления общественного контроля в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами;
рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания;
подготовка решений по результатам проведения общественного контроля. Решения членов Общественной палаты Российской Федерации подлежат обязательному рассмотрению».
Для указанных выше целей представляется целесообразным дополнить Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» статьей 20.1 следующего содержания:
«Статья 20.1. Ежегодный отчет о деятельности общественной наблюдательной комиссии
Общественная наблюдательная комиссия ежегодно представляет отчет о своей деятельности по состоянию на 31 декабря прошедшего года по форме, установленной общественной наблюдательной комиссией самостоятельно.
Размещение отчета в информационно -телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте организации в сети "Интернет" осуществляются не позднее 20 марта текущего года».
Таким образом, рассмотрев общественный контроль как необходимый инструмент профилактики нарушений прав осужденных со стороны органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации, мы приходим к выводу о необходимости развития и реализации контрольного потенциала общественности как важнейшей задачи, которая нашла свое отражение на самом высоком государственном уровне в форме Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
В заключение настоящего исследования стоит еще раз подчеркнуть, что общественный контроль является эффективным средством профилактики нарушений прав осужденных в местах лишения свободы, и, фактически, единственным инструментом, способным уже в краткосрочной перспективе существенно уменьшить количество фактов злоупотреблений со стороны органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, без значительных финансовых, кадровых и организационных затрат со стороны государства. При этом такой подход не будет противоречить положениям Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
Обзор динамики изменений, внесенных в нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие общественный контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации, показывает, что законодатель в конечном итоге ориентирован на усиление общественной составляющей в контрольной деятельности. Таким образом, реформирование правового статуса общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации, сейчас находится лишь в начальной стадии, и в обозримом будущем ожидаются значительные изменения в законодательстве, касающегося деятельности субъектов такого контроля, перечня их субъектов, особенностей правового статуса.
Еще раз следует отметить, что значимым элементом Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года является усиление роли общественных формирований в деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, как элемент формирования и функционирования российской государственности и развития полноценного гражданского общества в Российской Федерации. Дальнейшее развитие общественного контроля, в том числе с широким привлечением общественности, отдельных граждан, их объединений, создает предпосылки широкой самодеятельности общества на принципах демократии, имеющих возможность реализовывать свои интересы в гармонии с интересами общества.
Анализируя развитие правового регулирования и действующего законодательства правового статуса общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации, можно сделать вывод, что законодатель в данный момент начинает формировать четкую позицию в отношении этого института.
Следует отметить, что выводы о проделанной работе по большей части носят прикладной характер.
Во-первых, социально-экономическая и политическая ситуация в стране начала девяностых годов послужила мощным катализатором развития законодательства, регулирующим общественный контроль, в это время появляются и крепнут правозащитные организации, под тяжестью возникших общественных отношений государство приводит нормативную правовую базу в соответствие с реалиями. Однако «массовость» проводимых реформ заложили недостатки в законодательстве современной России, что выражается, в первую очередь, в незавершенности и непоследовательности реформирования правового регулирования общественного контроля, вопросах относительно круга субъектов общественного контроля.
Во-вторых, корректировка правового регулирования общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации, корректировка содержания понятия «субъект общественного контроля» являются достаточно актуальными вопросами, в связи с чем предлагается внести изменения в ряд действующих нормативных правовых актов.
В связи и на основании указанной выше аргументации представляется целесообразным изложить статью 23 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в новой редакции:
«Статья 23. Участие общественных объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека. Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания
1. Общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях осуществляют следующие общественные формирования:
общественные наблюдательные комиссии, образованные в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», и их члены на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации;
Общественная палата Российской Федерации в соответствии Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» и общественные палаты субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;
Общественный совет при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений, а также его территориальных органов в соответствии с федеральным законодательством.
2. Общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
4. Для оказания содействия администрации исправительного учреждения в совершенствовании материально-технической базы исправительного учреждения, в решении вопросов социальной защиты осужденных, организации трудового и бытового устройства освобождающихся лиц, а также оказания помощи в организации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях при исправительном учреждении может быть создан попечительский совет. Попечительский совет при исправительном учреждении осуществляет свою деятельность на безвозмездной основе. В состав попечительского совета при исправительном учреждении могут входить представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и организаций любых организационно-правовых форм, общественных объединений, граждане. Порядок формирования попечительского совета при исправительном учреждении, срок полномочий, компетенция и порядок деятельности указанного попечительского совета определяются федеральным органом
Внесение изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в части 23 статьи потребует приведения в соответствие иных и принятие новых нормативных правовых актов. Так, представляется необходимым, что Федеральный закон от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» требуется дополнить статьей
16.1 следующего содержания:«Статья 16.1. Осуществление общественного контроля в отношении органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания
Основными формами деятельности членов Общественной палаты Российской Федерации при осуществлении общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, являются:
посещение мест принудительного содержания для осуществления общественного контроля в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами;
рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания;
подготовка решений по результатам проведения общественного контроля. Решения членов Общественной палаты Российской Федерации подлежат обязательному рассмотрению».
Для указанных выше целей представляется целесообразным дополнить Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» статьей 20.1 следующего содержания:
«Статья 20.1. Ежегодный отчет о деятельности общественной наблюдательной комиссии
Общественная наблюдательная комиссия ежегодно представляет отчет о своей деятельности по состоянию на 31 декабря прошедшего года по форме, установленной общественной наблюдательной комиссией самостоятельно.
Размещение отчета в информационно -телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте организации в сети "Интернет" осуществляются не позднее 20 марта текущего года».
Таким образом, рассмотрев общественный контроль как необходимый инструмент профилактики нарушений прав осужденных со стороны органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации, мы приходим к выводу о необходимости развития и реализации контрольного потенциала общественности как важнейшей задачи, которая нашла свое отражение на самом высоком государственном уровне в форме Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
В заключение настоящего исследования стоит еще раз подчеркнуть, что общественный контроль является эффективным средством профилактики нарушений прав осужденных в местах лишения свободы, и, фактически, единственным инструментом, способным уже в краткосрочной перспективе существенно уменьшить количество фактов злоупотреблений со стороны органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, без значительных финансовых, кадровых и организационных затрат со стороны государства. При этом такой подход не будет противоречить положениям Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
Обзор динамики изменений, внесенных в нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие общественный контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации, показывает, что законодатель в конечном итоге ориентирован на усиление общественной составляющей в контрольной деятельности. Таким образом, реформирование правового статуса общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации, сейчас находится лишь в начальной стадии, и в обозримом будущем ожидаются значительные изменения в законодательстве, касающегося деятельности субъектов такого контроля, перечня их субъектов, особенностей правового статуса.
Подобные работы
- Учреждения и органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Организационно - правовой статус учреждений исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Контроль за деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (Владимирский юридический институт ФСИН)
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Проблемы общественного контроля за соблюдением прав доставленных, задержанных и заключенных под стражу (Доказательственное право, РАНХ и ГС (алтайский филиал))
Контрольные работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека учреждениями, исполняющими наказание
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Международный контроль за деятельностью пенитенциарной системы
Курсовые работы, исполнительное право. Язык работы: Русский. Цена: 930 р. Год сдачи: 2012 - ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Организация и правовые основы деятельности Федеральной службы исполнения наказаний
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2019 - Виды учреждений, исполняющие наказания в виде лишения свободы: их функции и задачи
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021



