Введение 3
1 Театральная фотография как фотография границ 6
1.1 Фотография границ 6
1.2 Театральная фотография 18
1.3 Обоснование выбора темы исследования 26
2 Создание авторского фотопроекта «Фабрика волшебства» 28
2.1 Описание авторского фотопроекта 28
2.2 Этапы работы над проектом 34
2.3 Презентация проекта 35
2.4 Итоговая подборка фотографий, вошедших в проект 37
2.5 Разбор фотографий 38
Заключение 51
Список использованных источников литературы 52
Приложение А Авторский фотопроект «Фабрика волшебства»
Театральная фотография является одним из захватывающих искусств, которое объединяет в себе два уникальных мира - театр и фотографию. Она позволяет увидеть театральное действие, фиксировать эмоции и мгновения, сохраняя их в форме изображений. Вместе с тем, театральная фотография обладает особенной способностью расширять границы искусства, создавая свою собственную визуальную реальность.
Актуальность. Актуальность исследования данной темы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, театр и фотография - это два сильных искусства, которые в совокупности могут создать уникальное и неповторимое художественное выражение, передать эмоции зрителям . Во-вторых, выбранная тема очень многогранна, и ее исследование возможно при помощи разнообразных методологических подходов, каждый из которых вносит свой уникальный вклад в более детальное понимание данного явления и требует изучения.
Данной теме посвящены работы следующих авторов - С.Н. Басалаев «Теория и практика театральной деятельности: сценическое общение», В.М. Березин «Фотожурналистика». С. Гэ «Эстетика фотографии: границы, особенности трактовки и роль в творческом процессе», Г.В. Куличкина «Театральная журналистика», И.Ю. Чмырева «Очерки по истории российской фотографии», А. Руйе «Фотография: между документалистикой и современным искусством» и др.
В контексте выпускной квалификационной работы, мы обращаем внимание на театральную фотографию как фотографию границ. На наш взгляд такой подход представляется наиболее продуктивным, он старается отобразить все многообразие жизни театра и представляет широкий спектр возможностей исследования. Границы играют ключевую роль в театральной фотографии, определяя рамки, в которых происходит взаимодействие реального и иллюзорного мира, действия и эмоции актеров и зрителей. Взаимодействие искусства и производства неотделимо друг от друга, и порой сложно определить, где искусство начинается, а производство заканчивается.
Таким образом, при использовании подхода фотографии границ мы создаем собственный фотопроект «Фабрика волшебства», осуществленный в Томском областном театре юного зрителя.
Цель работы - создание авторского фотопроекта под названием «Фабрика волшебства».
Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1. Проанализировать концепцию фотографии границ;
2. Изучить особенности театральной фотографии;
3. Провести анализ существующих фотопроектов, которые запечатлевают театральное действо, с целью выявления приемов и техник, которые будут использованы в авторском фотопроекте.
4. Создать авторский фотопроект «Фабрика волшебства», включающий фотографии из Томского областного театра юного зрителя, с использованием двух о сновных подходов : криминалистической фотографии и магического реализма.
Объект исследования — театральная фотография.
Предмет исследования — фотография границ как подход к съемке театра.
В ходе исследования использовались следующие методы: анализ научной литературы и статей, изучение фотографий и фотопроектов, интервьюирование фотографов и специалистов в области театральной фотографии. Также были применены методы съемки фотографий в реальных условиях театрального процесса.
Тезисы, выносимые на защиту:
1. Создание авторского фотопроекта «Фабрика волшебства», состоящего из фотографий Томского областного театра юного зрителя.
2. Демонстрация театра с точки зрения границ искусства и производства.
3. Изображение двух миров в театре, при помощи двух подходов: криминалистической фотографии и магического реализма.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении формулируется цель и задачи, определяются объект, предмет, методы исследования.
Первая глава посвящена изучению фотографии границ и театральной фотографии, истории ее развития, анализу приемов, используемых в театральной фотографии в работах фотографов.
Вторая глава посвящена созданию авторского фотопроекта «Фабрика волшебства»: описанию фотопроекта, этапам работы, презентации проекта, итоговой подборке фотографий, а также результатам по итогам работы.
В заключении подводятся итоги исследования и формулируются выводы.
Исследование театральной фотографии как фотографии границ представляет собой интересный и актуальный подход к изучению и визуализации театральной среды. Создание авторского фотопроекта «Фабрика волшебства» на примере Томского областного театра юного зрителя позволило продемонстрировать театр с точки зрения разграничения между производством и искусством.
В рамках фотопроекта были использованы два стиля: криминалистическая фотография, которая позволила увидеть театр с позиции производства, подчеркнуть его техническую и организационную сторону, и магический реализм, который открыл перед зрителем мир искусства, позволил передать эмоции, фантазию и волшебство театральных постановок.
Оба стиля позволили показать два разных мира внутри театра, в которых соединяются и переплетаются реальность и фантазия. Этот контраст между производством и искусством, реальностью и нереальностью создает особую атмосферу и привлекает внимание зрителя.
Таким образом, исследование театральной фотографии как фотографии границ позволило расширить наше понимание о возможностях фотографии в контексте театрального искусства. Этот подход позволил увидеть театр с новой перспективы, обратить внимание на детали и эмоции, которые скрыты за кулисами, и создать уникальные визуальные интерпретации.
Исследование доказало, что театральная фотография является мощным средством передачи искусства, эмоций и идей. Она позволяет установить соединение между зрителем и театром, проникнуть в его мир и раскрыть его многообразие. Таким образом, театральная фотография как фотография границ заслуживает внимания и дальнейших исследований в контексте развития современной фотографии и театрального искусства.
1. Басалаев, С. Н. Теория и практика театральной деятельности: сценическое общение : учебное пособие для вузов / С. Н. Басалаев, Н. В. Григорьянц. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 234 с.
2. Беньямин В. Краткая история фотографии // Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996. С. 66-91.
3. Березин, В. М. Фотожурналистика : учебник для вузов / В. М. Березин. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 226 с.
4. Бессу, А. Л. Фотография и общество. Границы и смыслы современного творчества / А. Л. Бессу // Конвенциональное и неконвенциональное. Интерпретация культурных кодов, Саратов, 03-05 июля 2012 года. - Саратов: Лиска, 2013. - С. 255-267.
5. Гугнин А. А. Магический реализм в контексте литературы и искусства XX века (Феномен и некоторые пути его осмысления) Москва, 1998. 117 с.
6. Гук, А. А. Знаковая структура фотографического изображения и его социокультурные границы / А. А. Гук // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 44. - С. 41-49.
7. Гэ, С. Эстетика фотографии: границы, особенности трактовки и роль в творческом процессе / С. Гэ // Декоративное искусство и предметно - пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С. Г. Строганова. - 2023. - № 1-2. - С. 172-186.
8. Земский, Е. Е. Становление и развитие криминалистической фотографии в России / Е. Е. Земский // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум : сборник статей по материалам XXVI студенческой международной научно-практической конференции, Москва, 06 апреля 2020 года. Том 4 (26). - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Международный центр науки и образования", 2020. - С. 35-45.
9. Криминалистическая техника : учебное пособие для вузов / В. В. Агафонов, В. А. Газизов, А. И. Натура, А. А. Проткин ; под общей редакцией В. В. Агафонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 191 с.
10. Кугель, А. Р Театральные портреты / А. Р Кугель. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 158 с.
11. Куличкина, Г. В. Театральная журналистика : учебное пособие для вузов / Г. В. Куличкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 116 с.
12. Нуркова, В. В. Психология фотографии. Культурно-исторический анализ : учебное пособие для вузов / В. В. Нуркова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 473 с.
13. Руйе А. Фотография: между документалистикой и современным искусством. СПб.: Клаудберри, 2014. 699 с.
14. Сонтаг С. О фотографии. М.: Ad Marginem, 2013. 272 с.
15. Чмырева И.Ю. Очерки по истории российской фотографии. — М.: Индрик, 2016. — 552 c., ил.
..41