Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ ОТЦА КАК ДЕТЕРМИНАНТА РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДИТЕЛЬСТВЕ И ОТЦОВСТВЕ

Работа №183706

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы133
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 5
1 Социальные практики родительства и отцовства 10
1.1 Родительство и отцовство в социологической интерпретации 10
1.2 Социальный образ отца и особенности маскулинности 15
1.3 Трансформации социальных практик отцовства в современной России 20
2 Репрезентация роли отца в структуре семьи 25
2.1 Отцовские практики в процессе социализации информантов 25
2.2 Нормативно-идеальный образ отца как условие формирования
представлений об отцовстве 29
2.2.1 Реальный образ отца: мнения информантов 38
2.3 Семейные статусы и роли в оценках информантов 43
Заключение 47
Список литературы 50
Приложение А Программа исследования 53
Приложение Б Бланк интервью 57
Приложение В Список информантов 59
Приложение Г Расшифровка интервью 60


В современном обществе процесс трансформации затрагивает все социальные институты в том числе и семью, начиная от ее демократизации, изменения социальных ролей мужчины и женщины, изменение ценностных ориентаций, увеличения негативных проявлений (разводы, childfree), до появления новых форм родительства и обновления мужских функций, практик и паттернов поведения. Все вышеназванное порождает интерес к теме отцовства и маскулинности в целом.
Актуальность данной темы заключается в следующем: Во-первых, трансформация традиционных практики отцовства ведет к тому, что обостряются ранее существующие и появляются новые проблемы мужчин: кризис идентичности мужчин, противоречия среди общественных ожиданий в какой степени отцы обязаны принимать участие в воспитание ребенка и реализацией традиционных отцовских практик. Например, противоречия имеются в нормах отечественного законодательства, относительно регулирования семейной жизни, так в процессе расторжения брака, согласно данным Росстата на 2018 год в 90% случаев несовершеннолетний ребенок остается с матерью, при этом суд не учитывает желание самого отца, по данным Верховного суда России суд встает на сторону отца только в 3% случаев.
Во-вторых, согласно данным Минтруда за 2019 год около 2% отцов берут отпуск по уходу за ребенок в возрасте до 1,5 лет, но согласно данным Росстата за 2019 год количество мужчин в 50 раз меньше количества женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком. Поэтому в обществе есть наличие ложных стереотипов в отношении мужчин связанные с качеством отцовства, а также существует стереотип, что «современные отцы никуда не годятся».
В-третьих, возникают проблемы, связанные с большим количеством вариантов семейных типов и родительских практик, которые диктуют, каким должен быть идеальный отец, что он должен делать для семьи, возникают некие инновационные смыслы слова “отец”, что ведет к изменениям семейных функций, практик родительства и процесса воспитания у нынешних мужчин и женщин.
Однако всем этим противоречиям, связанным с маскулинностью или проблемой отцовства в России, не уделяют значительного внимания. Например, несмотря на то, что по данным “Всероссийской переписи населения” за 2010 г. насчитывалось более 648 тысяч отцов- одиночек, с юридической точки зрения в России официально такого термина не существует до сих пор. Также несмотря на то, что Россия занимает одно из последних мест в мире по состоянию мужского здоровья и занимает одно из лидирующих мест в мире по избыточной мужской сверх смертности. Также общество сталкивается с проблемами, связанными с физической мужской агрессивность, преступностями, и психологической зажатостью. Поэтому социуму необходимо уменьшить натиск патриархальных стереотипов, кто есть “настоящий мужчина”, и признать многовариантность моделей поведения мужчин. Необходимо отказаться от традиционной жесткой поляризации, какой должен быть мужчина, какая должна быть женщина (мужчина — добытчик, женщина — хранительница домашнего очага), потому что это противоречит глобальным тенденциям и усугубляет мужские психологические трудности.
Степень разработанности проблемы: Ключевыми понятиями данной работы является - родительсво, отцовство, маскулинность, образ отца. Эти категории в социологии изучаются со второй половины XX века. В результате социологических исследований было выявлено, что мужчинам, которые обладают большей свободой и автономностью в сфере труда, будут обладать более гибким мышлением, чем те, кого кто-то контролирует свыше, такие же качества эти мужчины будут передавать своим детям, таким образом отцовство рассматривался как социальный институт, вместе с этим появляется теория о том, что различие полов в первую очередь порождается культурой (С. Кон, Р. Ларосс, С. Колтрейн М. Мид и др). Появляется теория социального конструирования гендера: различие между мужчинами и женщинами определяют понятия женственности и мужественности. Согласно данной теории роль - это социально предписанные действия, которые помогают индивиду отождествлять себя с социальной реальностью. Социальная роль необходима для систематизации самосознания. Играя роль, индивид становится участником социального мира, где существуют конкретные правила. Одними из которых являются гендерные правила, которые могут изменяться в представлении индивида, отсюда следует, что они являются и субъективными, и объективными одновременно, так как существуют независимо от индивида, но он может способствовать их изменению. Социологами было выделено четыре типа отцовства: “новый отец” (образованный), “хороший добытчик” (кормилец), “неплательщик алиментов” (уклоняющийся от воспитания детей), “отсутствующий отец”
(незаинтересованный) (П. Бергер, Н. Лукман, Р. Палковитц и др.). Некоторые исследователи полагали, что в основе отцовства лежит три аспекта: когнитивный, аффективный и поведенческий, другие исследователи считали, что факторы, влияющие на отцовство это социальные стереотипы, восприятие отцом воспитания матери, эмоциональная стабильность отца, пол ребенка, отношения между родителями, поддержка окружающих и эмоциональная безопасность отца. Отечественные исследователи полагали, что отцовство — это неотъемлемая часть мужской идентичности, кроме того оно лежит в основе развития ребенка, а влияние на него оказывают как социально-культурные, так и психологические аспекты (Е. А. Здравомыслова, Т.А.Гурко, Ю.В. Брисенко,О.И. Портнова и т.д.).
Проблемная ситуация: С одной стороны, мы можем заметить тенденцию включенного отцовства, которая, казалось бы, поддерживается государством, так семейный кодекс Российской Федерации говорит, что: “Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей”. И в целом, мы можем наблюдать изменения, происходящие в обществе, например, преобразование исторически сложившейся системы гендерного деления, которая ведет преобразованию гендерных ролей, а затем и родительских. Так, в связи с эмансипацией женщины и ее права на профессиональную работу, за последние 50 лет отцы стали брать на себя больше обязанностей по уходу и воспитанию детей. Например, по данным Росстата за 2018 г. 2% людей, взявших отпуск по уходу за ребёнком, являлись мужчинами. Возникает новый феномен отцовства, в котором для мужчин семья и родительство является важными ценностями. И хотя в научном плане исследованиям проблемам отцовства уделяется меньше внимания, чем проблемам материнства, ученые приходят к единому мнению, что роль отца оказывает значительное влияние на развитии ребенка. Так, еще З. Фрейд отмечал, что именно взаимоотношения ребенка с отцом оказывают влияние на формирование полоролевой идентичности ребенка.
С другой стороны, в России на мужскую роль и отцовство, оказывает сильное влияние патриархальные особенности государства, например, установки мужчин, что его главная задача - это кормить семью, а воспитанием должна занимать женщина. Кроме того, возникают противоречия и в государственном отношении к отцовству, так, например, Конституция РФ говорит, что “Материнство и детство, семья находятся под защитой государства”. Но отцовство как отдельная практика не упоминается. Кроме того, мы можем наблюдать, что материнство в нашей стране практически во всех аспектах доминирует над отцовством, так, например, по данным Росстата на 2020 г. в 95% случаев после развода дети остаются с матерью, но все отцы согласны с таким решением суда. Но тем не менее, увеличивается количество количество детей, растущих без отца. Так, исследование Ф. Фестенберг показало, что более 50% детей, чьи родители развились в течении года не виделись со своими отцами. Что говорит нам о том, что неготовность отцов выполнять родительские и супружески роли по-прежнему остаются актуальной.
Проблема: Каков нормативный образ отца в современной России? Какой образ отца складывается в процессе конструирования отцовских практик в представлении современных мужчин и женщин? Соответствуют ли общественные представления об отцах и отцовстве социальным практикам отцовства?
Объект: в теоретическом аспекте является нормативный образ отца; в эмпирическом аспекте - мужчины и женщины г. Томска, разных возрастов, имеющие детей или желающие завести в будущем.
Предмет: образ отца в процессе конструирования родительских практик мужчин и женщин, имеющие детей или желающие завести в будущем.
Цель: выявить нормативный образ отца в процессе конструирования отцовских практик; определить место отца в структуре современной семьи.
Задачи:
-Рассмотреть основные социологические подходы в изучении проблем родительства, социальной роли отца и социальных практик отцовства;
-Проанализировать понятие, социальный образ отца, а также описать особенности маскулинности;
-Рассмотреть тенденции трансформации социальных практик отцовства в современной России;
- Описать в оценках информантов, основные практики взаимодействия отца и ребенка (его самого, его отца с ним), которых придерживаются современные мужчины;
- Выявить качества современного отца по мнению информантов;
-Определить какие причины влияют на человека в понимании родительства и в отношении к нему;
- Выявить стереотипы современных мужчин и женщин о роли отца в семье;
Гипотезы:
Современные мужчины (как реальные, так и потенциальные отцы) хотят принимать активное участие в процессе социализации детей с самого рождения ребенка, хотят быть включенными в уход за ребёнком; и более продуктивным методом воспитания считают диалог (эмоциональное взаимодействие) с ребенком нежели физическое /психологическое воздействие.
На вовлеченное отцовство, которое проявляется в активном участии отца в уходе, заботы и воспитании ребенка, и на понимание родительства в целом, оказывают влияние не статусные характеристики (образование, возраст и так далее), а взаимодействия с родным отцом и рефлексия семейных историй.
Современные стереотипы об участии отца в воспитании ребенка будут иметь две противоположные тенденции: первая - “современный отец никуда не годится”, вторая - “современный отец обязан брать на себя половину обязанностей в уходе и воспитании ребенка”.
Используемые методы: теоретический анализ литературы отечественных и зарубежных исследователей, метод сбора информации - полуформализованное интервью, метод отбора единиц наблюдения - снежный ком. Обоснование метода: благодаря полуформализованному интервью после обработки данных, мы можем их сравнить, что помогает нам в решении одной из поставленных задач. Во-вторых, полуформализованное интервью обладает гибкостью, что может нам помочь найти неожиданные и любопытные моменты в беседе, которые в свою очередь могут нас направить на совершенное иное видение проблемной ситуации. В-третьих, полуформализованное интервью благодаря глубинному вниканию в проблему поможет выявить нам основные установки, мотивы и ценности респондентов. Метод анализа - дискурс анализ.
Теоретической основой для данной работы выступают: теория практик П. Бурдье, теория социального конструирования гендера И. Гофмана, исследования в сфере трансформации институтов семьи Т.А. Гурко, исследования идентичности отцов О.Н. Безрукова, исследование отцовских практик И. С. Кона; Ю.А. Токарева, исследования сфере влияния отцовства на развитие личности ребенка С.Ф. Явон, О.В Игнатов и Н.В. Богачева.
Новизна работы заключается в исследовании современных практик взаимодействия отца и ребенка, которых придерживаются современные мужчины, выявлении основных качеств отца по мнению современного общества и выявлении основных стереотипов о роли отца в семье. Кроме того, исследования об отцовских практиках в социологии немного, и те исследования, которые уже проводились устарели, современная реальность не стоит на месте и постоянно изменяется, поэтому данная тема нуждается в повторном изучении в современных реалиях.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы в качестве методических материалов для лекционных курсов по социологии семьи и гендера. Кроме того, работа позволяет сформировать более вдумчивое и глубокое отношение к отцовским практикам и изложенные в данной работе результаты увеличивают имеющиеся научные представления об образе отца как детерминанте развития представлений о родительстве и отцовстве.
Структура работы: состоит из введения, двух глав (по три параграфа каждая), заключения, списка литературы и нескольких приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате данной работы нами был рассмотрен феномен “родительства”, которой интерпретируется не только через формальные статусы и отношения между родителями и детьми, но через сложное дискурсивное явление, включающее в себя родительские чувства, методы воспитания и практики, а также социологически нормативные культурные нормы и определенные социальные роли. В социологии родительство разделяется на два различных социальных института — отцовство и материнство. Само по себе отцовство является социальным институтом и является воспитательной практикой, которая представляет собой совокупность социальных действий, принуждение к определенным обязанностям и правам.
Отцовство обусловлено специфической моделью маскулинности, которую мужчина принимает как субъект отцовской роли. Маскулинность - это концепция социально сконструированных поведенческих ожиданий, идеи, переживаний, стиль социального взаимодействия, соответствующие представлениям в данной культуре и субкультуре в определенное время. Гегемонная маскулинность не способствует успеху адаптация человека к быстро меняющемуся обществу. Именно заботливая маскулинность лежит в основе поведение «новых» отцов, через реализацию принципа равноправия во всех отношениях родительской роли. Отцовство - одно из проявлений мужской роли. Отец задает ребенку образец мужественности, особенно сыну, что особенно важно в подростковом возрасте, так как во многом имеет решающее значение в развитии гендерных стереотипов.
Практики отцовства не всегда сознательны, могут осуществляться под влиянием различных факторов. Социальный образ отца детерминирован архетипом, как первичной матрицей общественного сознания, структурный компонент коллективного бессознательного, универсальная модель бессознательной психической деятельности, стихийно определяющая мышление и поведение человека. Но сейчас институт отцовства подвергаются трансформациям. Появляются практики «нового отцовства»: мужчины начали стремиться к повышению уровня родительской культуры и увеличение компетентности при преодолении трудных ситуаций, что свидетельствует о наличии сознательного, психологического, «чистого» отцовства.
Нами было выявлено, во-первых, три типа отцовских практик (родителей информантов), которые можно охарактеризовать, как лояльные,
индифферентные/безразличные и конфликтные (для которых характерно либо физическое, либо эмоционально насилие). Первый тип отцов информанты наделяли положительными качествами, например, “добрый”, “внимательный”, “любящий”. Второй тип наделялся скорее негативными качествами “эгоистичный”, “отстраненный от семьи”, “упрямый”. А третий информанты описывали такими качествами, как “снобизм”, “высокомерие”, “молчаливость”. Лояльные отцы использовали такие методы, как диалог, личный пример или положительное подкрепление. Безразличные отцы не принимали особого участия в воспитании, а если участвовали, то использовал негативные методы воспитания: наказание посредством домашнего ареста, навязывание своего мнения, принуждение, критика. Конфликтные отцы в воспитании использовали такой метод, как: физическое и эмоциональное насилие.
Во-вторых, рассмотрено влияние этих трех типов родительских практик на формирование представлений информантов о родительстве и, в частности об образе отца, причем в трехмерной конструкции: нормативный, идеальный и реальный. Информанты, у которых отношения с отцом были лояльными или индифферентными, нормативный образ отца - это в первую очередь образ работающего отца, образ сильного человека, который сможет всегда защитить, отец, который является авторитетом, и должен проявлять строгость в воспитании ребенка. Информанты, которые интерпретируют отношения с отцами как конфликтные, нормативный образ наделяют противоположными чертами (как по отношению к семейным отцовским практикам, так и по сравнению с информантами, находившимися в более благополучных условиях). Отец, по их мнению, должен уметь понимать эмоции ребенка и заботиться о нем, быть добрым и отзывчивым.
Идеальных образ отца - связан с типами отношений: лояльный тип - формирует видение отца-авторитета, но любящего и заботливого; индифферентный тип отношений формируют образ друга, который всегда придет на помощь. Но конфликтный тип отношения с родителем не дает однозначного образа идеального отца. Это проявляется, с одной стороны, в том, что часть информантов идеал отцовства рассматривают с прагматически- меркантильной позиции (не должен вмешиваться в жизнь ребенка, но полностью отвечать за материальное благополучие), а другая часть - видят идеал - отца как общительного человека, готового выслушать ребенка при любых ситуация и помочь.
Реальный образ отца видится информантами, оценивающими отношения с родителем как лояльные и индифферентные, через призму несоответствия идеальному и нормативному образу. По их мнению, современные отцы инфантильны, недостаточно проводят время со своими детьми. В представлении же информантов, у которых с их отцами были конфликтные отношения, реальный образ отца чаще всего приравнивается к отцам сегодняшнего для и наполняется характеристиками либо идеального, либо нормативного образа.
В-третьих, были выявлены основные дискурсы о ролевой структуре семьи. Первый - дискурс равноправия: в семье не должно быть главного, так как семья - это союз двух людей и принимать решения они также должны вместе. Относительно заработка: по мнению информантов, зарабатывать должен, как мужчина, так и женщина, это прямая обязанность родителей обеспечивать семью, и данная обязанность не должна лежать на ком-то одном. Второй дискурс - показное равноправие, понимаемое респондентами двояко. С одной стороны, они говорят о том, что в семье должно быть равенство позиций, но с другой акцентируют внимание на том, что мужчина должен уметь взять на себя ответственность за всю семью. Больше зарабатывать должен тот, у кого это лучше получается, информанты допускают такой вариант, где основной доход будет приносить женщина и относятся к этому нормально. Третий патриархальный дискурс - это мнение информантов о том, что в семье главная роль должна быть только на мужчине, он должен быть ответственным, как за себя, так и за свою семью. Именно мужчина должен зарабатывать и обеспечивать семью, это его прямая обязанность.


1. Абрамова С. Б. Методология и методы социологического изучения социальных изменений: учебное пособие / С. Б. Абрамова, Н. Л. Антонова, А. В. Меренков - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2020. - 112 с.
2. Безрукова О. Н. Отцовство в современной России: смыслы, ценности, практики и межпоколенческая трансляция / О. Н. Безрукова, В. А. Самойлова // Социологические исследования. - 2022. - №. 2. - С. 94-106.
3. Безрукова О. Н. Ценности детей и родительства: межпоколенческая динамика // Социологический журнал. - 2017. - № 1. - С. 88-110.
4. Борисенко Ю. В. К вопросу о личностных детерминантах родительства: отцовство и маскулинность // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - №. 2-1 (62). - С. 112-118.
5. Борисенко Ю. Отцовство как фактор развития личности / Ю. Борисенко, А. Портнова // Развитие личности. - 2006. - №. 2. - С. 70-81.
6. Буланова М. Б. // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2021. - №. 2 (26). - С. 99-105. Рец. на кн.: Отцы и отцовство в современной России: социологический анализ. / И. О. Шевченко - М.: Тровант, 2019. - 298 с.
7. Бурдье П. Практический смысл / пер. с фр.: А. Т. Бикбов, Е. Д. Вознесенская, С. Н. Зенкин, Н. А. Шматко; отв. ред. пер. и послесл. Н. А. Шматко. - М.: «Институт экспериментальной социологии»; СПб.: Алетейя, 2001. - 562 с.
8. Готлиб А. С. Введение в социологические исследования. Качественные и количественные подходы / А. С. Готлиб. - М.: Флинта: Моск. психолого-соц. ин-т, 2005. - 274 с.
9. Гофман И. Гендерный дисплей / И. Гофман // Введение в гендерные исследования. Ч. 2: Хрестоматия / под ред. И. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ. - 2001. - С. 306335.
10. Гурко Т. А. Брак и родительство в России / Т. А. Гурко. - М.: Институт социологии Российской академии наук, 2008. - 324 с.
11. Гурко Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социологические исследования. - 1997. - №. 1. - С. 72-79.
12. Гурко Т. А. Родительство: социологические аспекты. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. - 164 с.
13. Гурко Т. А. Тенденции развития института родительства // Россия реформирующаяся. - 2008. - № 7. - С. 121-141.
14. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования / И. Ф. Девятко. - М.: "Ун-т" кн. дом, 2009. - 296 с.
15. Желнина Е. В. Социальный портрет современного отца / Е. В. Желнина, А. В. Добрынина // Карельский научный журнал. - 2020. - Т. 9. - № 3 (32). - С. 74-78....44



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ