Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Представление об отцовстве как отражение опыта взаимодействия с отцом

Работа №22002

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2016
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
470
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Исследование отцовства в психологии 5
1.1 Анализ исторических и современных подходов к изучению отцовства, как
феномена 5
1.2 Представление об отцовстве как отражение опыта взаимодействия с отцом 15
1.3 Образ отца и его влияние на индивидуальное представление об отцовстве 17
2 Эмпирическое исследование представлений об отцовстве мужчин с
позитивным и негативным опытом взаимодействия с отцом 24
2.1 Разработка практического инструмента диагностики 24
3 Результаты исследования 28
3.1 Результаты ретроспективной диагностики 28
3.2 Результаты прогностической диагностики 33
3.3 Результаты групповой дискуссии 38
Заключение 50
Список использованных источников 51
Приложение


Актуальность исследования. Проблемы родительства отражают кризисное состояние современной семьи. Увеличение числа разводов и неполных семей, малодетность семьи, феминизация и, как следствие, изменение роли отца, а также, с одной стороны, утрата значимости отцовства как такового, нереализованность собственного отцовства, с другой стороны, появление новых ценностей и новых возможностей для личностной реализации в выполнении отцовской роли - это неполный круг проблем, требующий внимания психологов-практиков и исследователей.
Изучение отцовства в психологии связано с различными аспектами его проявления. Прежде всего, это влияние, которое оказывает отец на становление личности ребенка. Но есть и другой аспект - значение отцовства для личности самого мужчины. Традиционно личностное развитие мужчины фокусировалось на его профессиональной сфере, вместе с тем, полная реализация возможна при гармоничном сочетании его профессиональных достижений и состоятельности как мужа и отца. И если проблемам материнства уделено достаточно внимания в работах Н.В. Самоукиной «Экстремальная психология», Е.Г. Смирновой «Диагностика психологического развития детей от рождения до трех лет», Г.Г. Филипповой «Психология материнства» и других, то проблемы отцовства значительно реже исследуются психологами. При этом многочисленные исследования родительства разрознены, нет единого концептуального подхода (Р.В. Овчарова).
Для изучения феномена отцовства, как равного по значению и важности материнству, хотелось бы в этом исследовании уделить внимание важной его составляющей, а именно представлении мужчины об отцовстве. Изучением представлений занимались такие авторы, как В. Вундт, Ф. А. Йейтс, Е. В. Старовойтенко, A.M. Шахнаревич и Н.М. Юрьева и другие. Проблемой представлений в области отцовства занимались такие современные авторы, как Акиньшина Н.В. и Липло С. В. По их мнению представление является образом роли отца с соответствующим набором функций и паттернов поведения, схожим с образом своего отца.
Опыт взаимодействия с объектом отцовства, то есть с отцом, есть у всех мужчин. Он может быть негативным или позитивным за счет ряда характеристик взаимодействия отца и ребенка. Выявление этих характеристик поможет продвинуться в изучении психологических особенностей будущего отца, а так же прояснить картину психологической готовности к отцовству.
Таким образом, мы планируем изучать представление об отцовстве через имеющийся позитивный или негативный опыт взаимодействия мужчины со своим отцом.
Объектом исследования является представление об отцовстве.
Предметом исследования является представление об отцовстве мужчин с позитивным и негативным опытом взаимодействия с отцом.
Г ипотеза:
1) Представления об отцовстве мужчин с позитивным и негативным опытом взаимодействия с отцом различаются.
2) Разница в представлениях об отцовстве заключается в следующем: у мужчин с позитивным опытом взаимодействия с собственным отцом содержание представлений включает эмоциональную вовлеченность и поддержку, у мужчин с негативным опытом - контроль и эмоциональную дистанцированность.
Для достижения цели исследования и проверки гипотез были поставлены
следующие задачи:
Теоретические:
1) анализ понятий «отцовство», «представление об отцовстве» на основе имеющихся в психологической литературе данных;
2) изучение содержательных характеристик позитивного и негативного опыта взаимодействия с отцом;
3) определение основных критериев позитивного и негативного опыта взаимодействия с отцом.
Эмпирические:
1) формирование выборки, соответствующей целям исследования;
2) составление инструмента диагностики ретроспективного и прогностического характера;
3) интерпретация полученных диагностических результатов, оформление выводов.
План исследования:
1 этап (октябрь 2014- май 2015 года) - анализ литературы, существующих подходов к изучению психологической готовности к отцовству, создание теоретической базы для исследования;
2 этап (апрель 2015 года) - проведение пилотного исследования на 5 респондентах, корректировка последовательности, формулировок, устранение недочетов;
3 этап (май/июнь 2015 года) - проведение ретроспективной части диагностики на контрольной группе, промежуточный анализ данных; составление плана групповой дискуссии о представлении мужчин об отцовстве;
4 этап (апрель/май 2016 года) - проведение прогностической части диагностики на контрольной группе, сбор данных по обеим частям диагностики, анализ показателей, проведение групповой дискуссии;
5 этап (май/июнь 2016 года) - оформление выводов и презентация итогов диссертационного исследования.
Выборка состоит из мужчин, состоящих в отношениях и в перспективе планирующих родить ребенка, так же мужчин в ожидании появления ребенка (беременность жены от 12 недель до 36 недель - рождения) и мужчин, имеющих детей возрастом до 3 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основные итоги исследования следующие.
1) Установлено, что на представления об отцовстве мужчин с позитивным и негативным опытом взаимодействия влияет образ собственного отца, образ идеального отца и сравнительный, собирательный образ, сложившийся из сопоставления своего опыта взаимодействия с отцом и стороннего опыта. Со временем мужчина воспроизводит качества, похожие на качества своего отца при условии позитивного опыта взаимодействия. Эти характеристики формируют идеальный образ отцовства, который мужчина в последующем сможет воплотить в реальности.
2) Выявлены следующие особенности представлений об отцовстве у мужчин с позитивным и негативным опытом взаимодействия с собственным отцом:
- В группе мужчин с позитивным опытом взаимодействия с отцом внимание акцентируется на личностных качествах, проявляющихся в поведении: забота, справедливость, терпеливость, эмпатия, ответственность. Эти качества проявляются через беспокойство о состоянии человека, равное отношение по сравнению с остальными (детьми), распределение обязанностей в соответствии с индивидуальными возможностями, принятие ценностей и порядков других, стабильное поведение в разных, возможно критических ситуациях, исключение импульсивности и повышенных тонов, отклик на просьбу о любого вида помощи, способность отпустить неприятную ситуацию, поддержка в сложных ситуациях, способность что-то отдать/пожертвовать чем- то, оберегание своего здоровья и здоровья близких людей.
- В группе мужчин с негативным опытом взаимодействия с отцом уделяется внимание следующим эмоциональным и поведенческим паттернам: не разделение интересов с ребенком, отсутствие поддержки в новых начинаниях, отказ от ответственности за поступки ребенка и результаты его деятельности, стремление доказать посторонним людям вклад в воспитание ребенка, который не является ценным для последнего, отсутствие, не участие в воспитании ребенка.
3) С помощью общих показателей ретроспективной диагностики, прогностической диагностики и групповой беседы выявлена следующая закономерность: мужчины перенимают элементы опыта взаимодействия с отцом, исходя из следующих ценностных ориентиров: ценность общения и воспитания, ценность общесемейного взаимодействия.



1 Павлов И. В. Психология отцовства: обзор исследований и некоторые выводы о современном состоянии проблемы. Журнал «Перинатальная психология и психология родительства» № 4. - С. 78 — 95. 2008.
2 Архиреева Т.В., Полевая Е.В. Мотивация к отцовству как детерминанта отношения отца к ребенку // Семейная психология и семейная терапия. N 1. С. 75-89. 2006.
3 Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. No2.
1981.
4 Юнг К.Г. Алхимия снов. СПб.: Тимошка, 1997.
5 Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья.- М.: ООО Апрель Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, - Том 2. 2000.
6 Витакер К. Брак и семья // Семейная психология и семейная терапия. № 3. 1998.
7 Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992.
8 Хесс Д. Отцовство: невидимое связующее звено между человеком и гражданским обществом, 2003.
9 Т. Гобс. Избранные произведения, т. 2. 1968
10 Blankenhom D. Fatherless America : Confronting our most urgent social problem. N. Y., 1995.
11 George Gilder, Men and Marriage. Gretna, La.: Pelican, 1992.
12 Лэм М. Концептуализация и измерение отцовской вовлеченности. Сборник, 2004.
13 Кон И.С. Родительство как социокультурный феномен // Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). Гл. V. Этнография родительства. М., 1988.
14 Мид М. Культура и мир детства. Пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева. Сост. и послесловие И.С.Кона. М., 1988.
15 Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Авиценум, Прага, 1984.
16 Шутценбергер А. Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. М.: Институт психотерапии, 2001.
17 Варга А. Системная семейная психотерапия // Журнал практической психологии и психоанализа. № 2. 2000.
18 Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. По страницам научных трудов Г ельмута Фигдора. М: Институт психотерапии, 2000.
19 Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992.
20 Кон И.С. // Мир психологии. 1998. N 1.
21 Кон И.С. // Мужчина в меняющемся мире. 2009.
22 Кон И. С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе // Советская этнография. — № 6. — С. 26-33. 1987.
23 Евсеенкова Ю.В., Портнова А.Г. Отцовство как структурнодинамический феномен // Сибирская психология сегодня. Кемерово, 2003.
24 Кон И.С. Отцовство как компонент мужской идентичности. Электронный ресурс: URL http://sexology.narod. ru/info164.html.
25 Портнова А.Г., Борисенко Ю.В. Отцовство как фактор развития личности // Развитие личности. № 6. 2006.
26 Рахманова В. К. Первый опыт отцовства и отношение к своему отцу // Психологическая наука и образование. №4. 2008.
27 Клецина И.С. Отцовство в аналитических подходах к изучению маскулинности // Женщина в российском обществе. Российский научный журнал. № 3 (52). 2009.
28 Московиси С. От коллективных представлений к социальным представлениям. М., 1989.
29 Акиньшина Н.В. Особенности представлений об отцовстве у молодых отцов. Статья в электронном журнале Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. № 12 (107). Выпуск 10. 2011.
30 Осинская С.А. Психологические особенности образа отца у лиц с различной степенью созависимости // Мир науки, культуры, образования. - № 5. - С. 84-88. 2012.
31 Липло С. В. Образ отца как фактор самоактуализации личности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Научный руководитель доктор психологических наук, профессор Посохова С.Т. С-Пб., 2006.
32 Исаев Д. Н., Каган В. Е.. Половое воспитание детей. Медикопсихологические аспекты. Издание 2-е, переработанное и дополненное. 1988.
33 Литвинова А.В., Большакова Н.Г. Зависимость ориентировки супругов в конфликте от образов родителей, сформированных в детстве // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи»: в 3 ч. Ч. 2 / под общ. ред. д-ра психол. наук В.К. Шабельникова и канд. психол. наук А.Г. Лидерса. М., 2005. С. 318— 322.
34 Баранов А.А. Образ как категория психологической науки.
Электронный ресурс: URL
http://iiidudsu.ru/index.php?option=com content&task=view&id=206&Itemid=122
35 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
36 Узнадзе Д.Н. Общая психология. М., 2004.
37 Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.
38 Мерзлякова С.В. Самоактуализация как фактор развития ценности семьи в юношеском возрасте // Вестник Челябинского государственного педагогического университета № 6. - С. 97-108. 2011.
39 Осинская С.А. Психологические особенности образа отца у лиц с различной степенью созависимости // Мир науки, культуры, образования. - № 5. - С. 84-88. 2012.
40 Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л., 1983.
41 Шведовская А.А. Использование методики «родительское сочинение» в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте. Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики. Журнал "Психологическая диагностика". № 4, Стр. 70 - 103. 2005.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ