Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение фразеологизмов в школе (Владимирский государственный университет)

Работа №183075

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы48
Год сдачи2025
Стоимость1000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение.

Введение………………………………………………………………………………...3 Глава 1. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИИ КАК РАЗДЕЛА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА…………5
1.1. Фразеология как раздел лексикологии……5
1.2. Фразеологизмы и их классификация………14
1.3. Лексические издания по фразеологии…21
Выводы по первой главе……………………26
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФРАЗЕОЛОГИИ ВШКОЛЕ...28
2.1. Анализ действующих учебников и пособий по русскому языку………..…….28
2.2. Специфика элективного курса по фразеологии…………………………..…….33
2.3. Разработка внеклассного мероприятия по фразеологии………..…………….37
Выводы по второй главе………………40
Заключение…………………………………………………….45
Список использованных источников……………47
Приложение 1 Элективный курс «Занимательная фразеология» для 6 класса…..50

Актуальность исследования. Важность нашего исследования во многом объясняется многообразием фразеологизмов в русском языке, которые представляют собой важную часть языка и культуры. Фразеологизмы помогают передать широкий спектр эмоциональных оттенков, включая радость, печаль, удивление и иронию, тем самым обогащая нашу речь и делая ее более выразительной.
Интенсивное распространение информационных технологий привело к изменениям в речевой практике детей, что негативно сказалось на их способности к чтению и использованию фразеологизмов. Современные дошкольники и младшие школьники реже обращаются к традиционным речевым формам и словообразованию. В ситуации, когда чтение становится основным источником информации и способом расширения кругозора, углубленное изучение фразеологической системы русского языка остается актуальным. Выразительные средства языка, как фразеологизмы, имеют высокую степень выразительности и помогают в передачи эмоциональной нагрузки.
Научные исследования в данной области обширны. Исследования таких ученых, как В.В. Виноградов, А.А. Потебня, Ф.Ф. Фортунатов, так и известный французский лингвист Ш. Балли., составляют теоретическую основу нашего исследования. Методологическую часть составляют работы, представленные М.Т. Барановым, Т.А. Ладыженской, Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой.
Объект исследования: фразеология как раздел лексикологии современного русского языка.
Предмет исследования: методика преподавания фразеологии в школе.
Цель данного исследования: изучить особенности фразеологизмов в школе.
Исходя, из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить фразеологию как раздел лексикологии;
2. Определение лингвистов о месте и роли фразеологии в системе современного русского языка;
3. Рассмотреть лексикографические издания по фразеологии;
4. Сделать анализ действующих учебников и пособий по русскому языку;
5. Определить специфику элективного курса по фразеологии;
6. Разработать систему упражнений по фразеологии на уроках русского языка.
Проведенный в работе анализ фразеологизмов позволяет углубить знания об изучаемых единицах и о системной организации фразеологизмов. Это обуславливает теоретическую значимость исследования.
Практическая значимость: результаты данной работы можно использовать на уроках русского языка и для расширения общего кругозора.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами были сделаны следующие выводы.
Фразеологические обороты – достаточно большой пласт языка, который является отражением народной культуры и общественной жизни социума. Фразеологический запас языка пополняется вместе с развитием общества и неразрывно связан с происходящими событиями и изменениями в обществе. В связи с тем, что фразеология составляет достаточно сложный и неоднозначный раздел языка, существует несколько подходов к пониманию и изучению фразеологизмов.
Раздел «Фразеология» представлен для изучения в школьных УМК по русскому языку. В учебном пособии под редакцией Е.А. Быстровой фразеологизмы изучаются в широком значении. В учебниках под редакцией М.Т. Баранова фразеологические обороты рассматриваются в узком понимании. В учебниках по русскому языку упражнения по данной теме направлены на умение видеть фразеологизмы в тексте и употреблять их в своей речи, умение определять происхождение и источники фразеологизмов, умение отличать фразеологизмы от свободных сочетаний. Упражнения, предлагаемые авторами учебников, реализуют такие методы обучения как репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский.
Из-за ограниченного изучения фразеологии в школьном курсе русского языка, учителя в дополнение к учебной программе используют элективные курсы для более углубленного и детального изучения, что положительно повлияет на знания учащихся.
Таким образом, изучение фразеологии современного русского языка является необходимым, как на уроках в учебное время, так и на элективных курсах, так как фразеология обогащает речь и словарный запас учащихся и способствует эффективной реализации цели современного образования – развитии коммуникативных способностей личности учащихся, так как, владение знаниями по фразеологии помогают овладеть новыми лингвистическими аспектами в рамках предмета «Русский язык».



1. Архангельский В. Л.. Устойчивые фразы в современном русском языке. Изд-во Ростовского университета, 1964.
2. Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. – М.: Либроком, 2019. – 264 с.
3. Балли, Ш. Язык и жизнь / пер. Ирина Челышева, Е. Вельмезова. – М.: УРСС, 2003. – 232 с
4. Виноградов, В. В. Об основных типах фразеологических единиц в русском языке // Избранные труды. Лексикология и лексикография / В.В. Виноградов; отв. ред. [и авт. предисл.] В.Г. Костомаров. – М.: 1977. – С. 140-161.
5. Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии: историко-этимологический справочник. – СПб.: Фолио-пресс, 2021. – 704 с.
6. Болотнова Н. С., Болотнов А. В. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография. – М.: Флинта, 2019 г. – 224 с.
7. Бондарь, Л. П. "Русский язык: фразеология". Учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, 2019. – 240 с.
8. Булыко, А. Н. Фразеологический словарь русского языка / А.Н. Булыко. - М.: Попурри, 2019. - 448 c.
9. Бурцева, Е.А. Изучение фразеологизмов на уроках русского языка с точки зрения их происхождения / Е.А. Бурцева, В.В. Шамагулова // Современная наука и ее ресурсное обеспечение: инновационная парадигма : Материалы международной научно-практической конференции / Международный центр научного партнерства «Новая наука». – Петрозаводск, 2020. – С.176–181.
10. Горлов В.В. Фразеологизмы как средство выразительности на страницах газет // Русский язык в школе. 2019. №5. С. 35-37.
11. Жуков, А. В. Очерки по фразеологической семантике : монография / А. В. Жуков. – Москва : Русайнс. – 2020 – 280 с.
12. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник / Г. М. Коджаспирова. – Москва : Юрайт, 2019. – 719 с.
13. Колесникова, Д.Ю. Формирование языковой компетенции учащихся на уроках русского языка на примере изучения фразеологизмов / Д.Ю. Колесникова // Проблемы и тенденции научных преобразований в условиях трансформации общества : Материалы международной научнопрактической конференции / Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований». – Воронеж, 2021. – С.57–60
14. Коновалова, Э. К. Единицы международного фразеологического фонда в контексте межкультурной коммуникации / Э. К. Коновалова, М. И. Ефименко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 2 (37). — С. 182-184. — URL: https://moluch.ru/archive/37/4299/ (дата обращения: 19.04.2025).
15. Копыленко М.М., Попова З.Д. Очерки по общей фразеологии: фразеосочетания в системе языка. Воронеж: ВГУ, 2019. 70 с.
16. Кузнецова, Н. Г. "Фразеологизмы как средство обучения русскому языку в школе". Вестник педагогических наук. – 2021. – № 2. – С. 34-41.
17. Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание - М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
18. Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. СПб.: Наука, 2024. 224 с.
19. Очерки по общей и русской лексикологии / О. С. Ахманова. - Изд. 2-е, стер. - Москва : УРСС, 2005. - 294, [1] с. : ил., портр.; 22 см.
20. Поливанов Е.Д. Введение в языкознание для востоковедных вузов.— Ленинград,1958. – 348 с.
21. Потебня А.А. Мысль и язык / А.А.Потебня. – Киев, 1962. – 191 с
22. Пястоль, А. С. "Интерактивные методы в обучении фразеологии". Педагогическое образование в России. – 2021. – № 7. – С. 45-50.
23. Русский язык : 6 класс : учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1. / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; под редакцией М.Т. Бранова. – Москва : Просвещение, 2019. – 198 с.
24. Сергеева, П. И. Анализ фразеологизмов в школьной программе / П. И. Сергеева. – М.: Просвещение, 2021. – 300 с.
25. Скорнякова Р.М. Универсальное и этноспецифическое в русской фразеологии // Русский язык в школе. -2019.- №5, С. 82-85.
26. Смирницкий А.И. Лексикология английского языка. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 260 с.
27. Соловьев, В. Н. "Методы преподавания фразеологии в школьном курсе русского языка". Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. – С. 12-18.
28. Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г. Костомарова и В.И. Максимова. – М.: Юрайт, 2020.– 916 с.
29. Сохиева, Э.С. Мастер-класс «В царстве фразеологизмов» / Э.С. Сохиева // Перовое сентября, – 2023. – №4. – С. 53–61.
30. Фортунатов Ф.Ф. Сравнительное языковедение: общий курс / Ф.Ф. Фортунатов. – М., 2010. – 184 с.
31. Хузина, И. Ф. Изучение фразеологизмов на уроках русского языка в национальной школе / И. Ф. Хузина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 623-625.
32. Чернова, О.Е. Мир никогда не будет прежним : актуальные фразеологизмы в период пандемии и короновируса / О.Е. Чернова, А.А. Осипова, Н.В. Позднякова // Научный диалог. – 2021. – №5. – С. 140-153.
33. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка – М.: Высшая школа, 1985. – 160с.
34. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М.: Либроком, 2019. – 336 с.
35. Эмирова, А. М. Русская фразеология в коммуникативно-прагматическом освещении : монография / А. М. Эмирова. – Симферополь : Научный мир. – 2020. – 228 с.
36. Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник. – М.: Дрофа, 2019. – 648 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ