Изучение фразеологизмов в школе (Владимирский государственный университет)
|
Есть приложение.
Введение………………………………………………………………………………...3 Глава 1. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИИ КАК РАЗДЕЛА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА…………5
1.1. Фразеология как раздел лексикологии……5
1.2. Фразеологизмы и их классификация………14
1.3. Лексические издания по фразеологии…21
Выводы по первой главе……………………26
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФРАЗЕОЛОГИИ ВШКОЛЕ...28
2.1. Анализ действующих учебников и пособий по русскому языку………..…….28
2.2. Специфика элективного курса по фразеологии…………………………..…….33
2.3. Разработка внеклассного мероприятия по фразеологии………..…………….37
Выводы по второй главе………………40
Заключение…………………………………………………….45
Список использованных источников……………47
Приложение 1 Элективный курс «Занимательная фразеология» для 6 класса…..50
Введение………………………………………………………………………………...3 Глава 1. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИИ КАК РАЗДЕЛА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА…………5
1.1. Фразеология как раздел лексикологии……5
1.2. Фразеологизмы и их классификация………14
1.3. Лексические издания по фразеологии…21
Выводы по первой главе……………………26
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФРАЗЕОЛОГИИ ВШКОЛЕ...28
2.1. Анализ действующих учебников и пособий по русскому языку………..…….28
2.2. Специфика элективного курса по фразеологии…………………………..…….33
2.3. Разработка внеклассного мероприятия по фразеологии………..…………….37
Выводы по второй главе………………40
Заключение…………………………………………………….45
Список использованных источников……………47
Приложение 1 Элективный курс «Занимательная фразеология» для 6 класса…..50
Актуальность исследования. Важность нашего исследования во многом объясняется многообразием фразеологизмов в русском языке, которые представляют собой важную часть языка и культуры. Фразеологизмы помогают передать широкий спектр эмоциональных оттенков, включая радость, печаль, удивление и иронию, тем самым обогащая нашу речь и делая ее более выразительной.
Интенсивное распространение информационных технологий привело к изменениям в речевой практике детей, что негативно сказалось на их способности к чтению и использованию фразеологизмов. Современные дошкольники и младшие школьники реже обращаются к традиционным речевым формам и словообразованию. В ситуации, когда чтение становится основным источником информации и способом расширения кругозора, углубленное изучение фразеологической системы русского языка остается актуальным. Выразительные средства языка, как фразеологизмы, имеют высокую степень выразительности и помогают в передачи эмоциональной нагрузки.
Научные исследования в данной области обширны. Исследования таких ученых, как В.В. Виноградов, А.А. Потебня, Ф.Ф. Фортунатов, так и известный французский лингвист Ш. Балли., составляют теоретическую основу нашего исследования. Методологическую часть составляют работы, представленные М.Т. Барановым, Т.А. Ладыженской, Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой.
Объект исследования: фразеология как раздел лексикологии современного русского языка.
Предмет исследования: методика преподавания фразеологии в школе.
Цель данного исследования: изучить особенности фразеологизмов в школе.
Исходя, из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить фразеологию как раздел лексикологии;
2. Определение лингвистов о месте и роли фразеологии в системе современного русского языка;
3. Рассмотреть лексикографические издания по фразеологии;
4. Сделать анализ действующих учебников и пособий по русскому языку;
5. Определить специфику элективного курса по фразеологии;
6. Разработать систему упражнений по фразеологии на уроках русского языка.
Проведенный в работе анализ фразеологизмов позволяет углубить знания об изучаемых единицах и о системной организации фразеологизмов. Это обуславливает теоретическую значимость исследования.
Практическая значимость: результаты данной работы можно использовать на уроках русского языка и для расширения общего кругозора.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Интенсивное распространение информационных технологий привело к изменениям в речевой практике детей, что негативно сказалось на их способности к чтению и использованию фразеологизмов. Современные дошкольники и младшие школьники реже обращаются к традиционным речевым формам и словообразованию. В ситуации, когда чтение становится основным источником информации и способом расширения кругозора, углубленное изучение фразеологической системы русского языка остается актуальным. Выразительные средства языка, как фразеологизмы, имеют высокую степень выразительности и помогают в передачи эмоциональной нагрузки.
Научные исследования в данной области обширны. Исследования таких ученых, как В.В. Виноградов, А.А. Потебня, Ф.Ф. Фортунатов, так и известный французский лингвист Ш. Балли., составляют теоретическую основу нашего исследования. Методологическую часть составляют работы, представленные М.Т. Барановым, Т.А. Ладыженской, Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой.
Объект исследования: фразеология как раздел лексикологии современного русского языка.
Предмет исследования: методика преподавания фразеологии в школе.
Цель данного исследования: изучить особенности фразеологизмов в школе.
Исходя, из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить фразеологию как раздел лексикологии;
2. Определение лингвистов о месте и роли фразеологии в системе современного русского языка;
3. Рассмотреть лексикографические издания по фразеологии;
4. Сделать анализ действующих учебников и пособий по русскому языку;
5. Определить специфику элективного курса по фразеологии;
6. Разработать систему упражнений по фразеологии на уроках русского языка.
Проведенный в работе анализ фразеологизмов позволяет углубить знания об изучаемых единицах и о системной организации фразеологизмов. Это обуславливает теоретическую значимость исследования.
Практическая значимость: результаты данной работы можно использовать на уроках русского языка и для расширения общего кругозора.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами были сделаны следующие выводы.
Фразеологические обороты – достаточно большой пласт языка, который является отражением народной культуры и общественной жизни социума. Фразеологический запас языка пополняется вместе с развитием общества и неразрывно связан с происходящими событиями и изменениями в обществе. В связи с тем, что фразеология составляет достаточно сложный и неоднозначный раздел языка, существует несколько подходов к пониманию и изучению фразеологизмов.
Раздел «Фразеология» представлен для изучения в школьных УМК по русскому языку. В учебном пособии под редакцией Е.А. Быстровой фразеологизмы изучаются в широком значении. В учебниках под редакцией М.Т. Баранова фразеологические обороты рассматриваются в узком понимании. В учебниках по русскому языку упражнения по данной теме направлены на умение видеть фразеологизмы в тексте и употреблять их в своей речи, умение определять происхождение и источники фразеологизмов, умение отличать фразеологизмы от свободных сочетаний. Упражнения, предлагаемые авторами учебников, реализуют такие методы обучения как репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский.
Из-за ограниченного изучения фразеологии в школьном курсе русского языка, учителя в дополнение к учебной программе используют элективные курсы для более углубленного и детального изучения, что положительно повлияет на знания учащихся.
Таким образом, изучение фразеологии современного русского языка является необходимым, как на уроках в учебное время, так и на элективных курсах, так как фразеология обогащает речь и словарный запас учащихся и способствует эффективной реализации цели современного образования – развитии коммуникативных способностей личности учащихся, так как, владение знаниями по фразеологии помогают овладеть новыми лингвистическими аспектами в рамках предмета «Русский язык».
Фразеологические обороты – достаточно большой пласт языка, который является отражением народной культуры и общественной жизни социума. Фразеологический запас языка пополняется вместе с развитием общества и неразрывно связан с происходящими событиями и изменениями в обществе. В связи с тем, что фразеология составляет достаточно сложный и неоднозначный раздел языка, существует несколько подходов к пониманию и изучению фразеологизмов.
Раздел «Фразеология» представлен для изучения в школьных УМК по русскому языку. В учебном пособии под редакцией Е.А. Быстровой фразеологизмы изучаются в широком значении. В учебниках под редакцией М.Т. Баранова фразеологические обороты рассматриваются в узком понимании. В учебниках по русскому языку упражнения по данной теме направлены на умение видеть фразеологизмы в тексте и употреблять их в своей речи, умение определять происхождение и источники фразеологизмов, умение отличать фразеологизмы от свободных сочетаний. Упражнения, предлагаемые авторами учебников, реализуют такие методы обучения как репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский.
Из-за ограниченного изучения фразеологии в школьном курсе русского языка, учителя в дополнение к учебной программе используют элективные курсы для более углубленного и детального изучения, что положительно повлияет на знания учащихся.
Таким образом, изучение фразеологии современного русского языка является необходимым, как на уроках в учебное время, так и на элективных курсах, так как фразеология обогащает речь и словарный запас учащихся и способствует эффективной реализации цели современного образования – развитии коммуникативных способностей личности учащихся, так как, владение знаниями по фразеологии помогают овладеть новыми лингвистическими аспектами в рамках предмета «Русский язык».
Подобные работы
- Анализ аббревиатур в профессиональном подъязыке (апробация в средней
общеобразовательной школе)
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Фразеосемантическое поле локативности в лексикографическом и лингвометодическом аспектах (Иркутский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Социальная коммуникация в формировании медиаобраза телеведущего (на примере Марии Миногаровой)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Семантическая специфика глаголов в составе осложнённого сказуемого, включающего конструкцию «только и делает, что (глагол)»
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - ЭТНОНИМЫ В АНГЛИЙСКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ КАК ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - СПОСОБЫ ПЕРЕВОДА УЗУАЛЬНЫХ И ОККАЗИОНАЛЬНЫХ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. КРИСТИ
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - ЯЗЫКОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДИСКУРСА ПОБЕДЫ НА МАТЕРИАЛЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕРНЕТ-ПУБЛИЦИСТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017



