Введение………………………………………………………………………………...3 Глава 1. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИИ КАК РАЗДЕЛА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА…………5
1.1. Фразеология как раздел лексикологии……5
1.2. Фразеологизмы и их классификация………14
1.3. Лексические издания по фразеологии…21
Выводы по первой главе……………………26
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФРАЗЕОЛОГИИ ВШКОЛЕ...28
2.1. Анализ действующих учебников и пособий по русскому языку………..…….28
2.2. Специфика элективного курса по фразеологии…………………………..…….33
2.3. Разработка внеклассного мероприятия по фразеологии………..…………….37
Выводы по второй главе………………40
Заключение…………………………………………………….45
Список использованных источников……………47
Приложение 1 Элективный курс «Занимательная фразеология» для 6 класса…..50
Актуальность исследования. Важность нашего исследования во многом объясняется многообразием фразеологизмов в русском языке, которые представляют собой важную часть языка и культуры. Фразеологизмы помогают передать широкий спектр эмоциональных оттенков, включая радость, печаль, удивление и иронию, тем самым обогащая нашу речь и делая ее более выразительной.
Интенсивное распространение информационных технологий привело к изменениям в речевой практике детей, что негативно сказалось на их способности к чтению и использованию фразеологизмов. Современные дошкольники и младшие школьники реже обращаются к традиционным речевым формам и словообразованию. В ситуации, когда чтение становится основным источником информации и способом расширения кругозора, углубленное изучение фразеологической системы русского языка остается актуальным. Выразительные средства языка, как фразеологизмы, имеют высокую степень выразительности и помогают в передачи эмоциональной нагрузки.
Научные исследования в данной области обширны. Исследования таких ученых, как В.В. Виноградов, А.А. Потебня, Ф.Ф. Фортунатов, так и известный французский лингвист Ш. Балли., составляют теоретическую основу нашего исследования. Методологическую часть составляют работы, представленные М.Т. Барановым, Т.А. Ладыженской, Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой.
Объект исследования: фразеология как раздел лексикологии современного русского языка.
Предмет исследования: методика преподавания фразеологии в школе.
Цель данного исследования: изучить особенности фразеологизмов в школе.
Исходя, из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить фразеологию как раздел лексикологии;
2. Определение лингвистов о месте и роли фразеологии в системе современного русского языка;
3. Рассмотреть лексикографические издания по фразеологии;
4. Сделать анализ действующих учебников и пособий по русскому языку;
5. Определить специфику элективного курса по фразеологии;
6. Разработать систему упражнений по фразеологии на уроках русского языка.
Проведенный в работе анализ фразеологизмов позволяет углубить знания об изучаемых единицах и о системной организации фразеологизмов. Это обуславливает теоретическую значимость исследования.
Практическая значимость: результаты данной работы можно использовать на уроках русского языка и для расширения общего кругозора.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами были сделаны следующие выводы.
Фразеологические обороты – достаточно большой пласт языка, который является отражением народной культуры и общественной жизни социума. Фразеологический запас языка пополняется вместе с развитием общества и неразрывно связан с происходящими событиями и изменениями в обществе. В связи с тем, что фразеология составляет достаточно сложный и неоднозначный раздел языка, существует несколько подходов к пониманию и изучению фразеологизмов.
Раздел «Фразеология» представлен для изучения в школьных УМК по русскому языку. В учебном пособии под редакцией Е.А. Быстровой фразеологизмы изучаются в широком значении. В учебниках под редакцией М.Т. Баранова фразеологические обороты рассматриваются в узком понимании. В учебниках по русскому языку упражнения по данной теме направлены на умение видеть фразеологизмы в тексте и употреблять их в своей речи, умение определять происхождение и источники фразеологизмов, умение отличать фразеологизмы от свободных сочетаний. Упражнения, предлагаемые авторами учебников, реализуют такие методы обучения как репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский.
Из-за ограниченного изучения фразеологии в школьном курсе русского языка, учителя в дополнение к учебной программе используют элективные курсы для более углубленного и детального изучения, что положительно повлияет на знания учащихся.
Таким образом, изучение фразеологии современного русского языка является необходимым, как на уроках в учебное время, так и на элективных курсах, так как фразеология обогащает речь и словарный запас учащихся и способствует эффективной реализации цели современного образования – развитии коммуникативных способностей личности учащихся, так как, владение знаниями по фразеологии помогают овладеть новыми лингвистическими аспектами в рамках предмета «Русский язык».
1. Архангельский В. Л.. Устойчивые фразы в современном русском языке. Изд-во Ростовского университета, 1964.
2. Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. – М.: Либроком, 2019. – 264 с.
3. Балли, Ш. Язык и жизнь / пер. Ирина Челышева, Е. Вельмезова. – М.: УРСС, 2003. – 232 с
4. Виноградов, В. В. Об основных типах фразеологических единиц в русском языке // Избранные труды. Лексикология и лексикография / В.В. Виноградов; отв. ред. [и авт. предисл.] В.Г. Костомаров. – М.: 1977. – С. 140-161.
5. Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии: историко-этимологический справочник. – СПб.: Фолио-пресс, 2021. – 704 с.
6. Болотнова Н. С., Болотнов А. В. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография. – М.: Флинта, 2019 г. – 224 с.
7. Бондарь, Л. П. "Русский язык: фразеология". Учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, 2019. – 240 с.
8. Булыко, А. Н. Фразеологический словарь русского языка / А.Н. Булыко. - М.: Попурри, 2019. - 448 c.
9. Бурцева, Е.А. Изучение фразеологизмов на уроках русского языка с точки зрения их происхождения / Е.А. Бурцева, В.В. Шамагулова // Современная наука и ее ресурсное обеспечение: инновационная парадигма : Материалы международной научно-практической конференции / Международный центр научного партнерства «Новая наука». – Петрозаводск, 2020. – С.176–181.
10. Горлов В.В. Фразеологизмы как средство выразительности на страницах газет // Русский язык в школе. 2019. №5. С. 35-37.
11. Жуков, А. В. Очерки по фразеологической семантике : монография / А. В. Жуков. – Москва : Русайнс. – 2020 – 280 с.
12. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник / Г. М. Коджаспирова. – Москва : Юрайт, 2019. – 719 с.
13. Колесникова, Д.Ю. Формирование языковой компетенции учащихся на уроках русского языка на примере изучения фразеологизмов / Д.Ю. Колесникова // Проблемы и тенденции научных преобразований в условиях трансформации общества : Материалы международной научнопрактической конференции / Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований». – Воронеж, 2021. – С.57–60
14. Коновалова, Э. К. Единицы международного фразеологического фонда в контексте межкультурной коммуникации / Э. К. Коновалова, М. И. Ефименко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 2 (37). — С. 182-184. — URL: https://moluch.ru/archive/37/4299/ (дата обращения: 19.04.2025).
15. Копыленко М.М., Попова З.Д. Очерки по общей фразеологии: фразеосочетания в системе языка. Воронеж: ВГУ, 2019. 70 с.
16. Кузнецова, Н. Г. "Фразеологизмы как средство обучения русскому языку в школе". Вестник педагогических наук. – 2021. – № 2. – С. 34-41.
17. Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание - М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
18. Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. СПб.: Наука, 2024. 224 с.
19. Очерки по общей и русской лексикологии / О. С. Ахманова. - Изд. 2-е, стер. - Москва : УРСС, 2005. - 294, [1] с. : ил., портр.; 22 см.
20. Поливанов Е.Д. Введение в языкознание для востоковедных вузов.— Ленинград,1958. – 348 с.
21. Потебня А.А. Мысль и язык / А.А.Потебня. – Киев, 1962. – 191 с
22. Пястоль, А. С. "Интерактивные методы в обучении фразеологии". Педагогическое образование в России. – 2021. – № 7. – С. 45-50.
23. Русский язык : 6 класс : учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1. / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; под редакцией М.Т. Бранова. – Москва : Просвещение, 2019. – 198 с.
24. Сергеева, П. И. Анализ фразеологизмов в школьной программе / П. И. Сергеева. – М.: Просвещение, 2021. – 300 с.
25. Скорнякова Р.М. Универсальное и этноспецифическое в русской фразеологии // Русский язык в школе. -2019.- №5, С. 82-85.
26. Смирницкий А.И. Лексикология английского языка. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 260 с.
27. Соловьев, В. Н. "Методы преподавания фразеологии в школьном курсе русского языка". Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. – С. 12-18.
28. Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г. Костомарова и В.И. Максимова. – М.: Юрайт, 2020.– 916 с.
29. Сохиева, Э.С. Мастер-класс «В царстве фразеологизмов» / Э.С. Сохиева // Перовое сентября, – 2023. – №4. – С. 53–61.
30. Фортунатов Ф.Ф. Сравнительное языковедение: общий курс / Ф.Ф. Фортунатов. – М., 2010. – 184 с.
31. Хузина, И. Ф. Изучение фразеологизмов на уроках русского языка в национальной школе / И. Ф. Хузина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 623-625.
32. Чернова, О.Е. Мир никогда не будет прежним : актуальные фразеологизмы в период пандемии и короновируса / О.Е. Чернова, А.А. Осипова, Н.В. Позднякова // Научный диалог. – 2021. – №5. – С. 140-153.
33. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка – М.: Высшая школа, 1985. – 160с.
34. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М.: Либроком, 2019. – 336 с.
35. Эмирова, А. М. Русская фразеология в коммуникативно-прагматическом освещении : монография / А. М. Эмирова. – Симферополь : Научный мир. – 2020. – 228 с.
36. Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник. – М.: Дрофа, 2019. – 648 с.