Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Работа №18306

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы40
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1320
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
1 Теоретические основы работы над фонетическим разбором слова в
начальных классах 8
1.1 Основные фонетические понятия, необходимые для проведения
фонетического разбора 8
1.2 Фонематический слух и фонетический разбор как способ его
развития 12
2 Проведение фонетического разбора на уроках русского языка в начальных
классах 16
2.1 Обзор методической литературы, анализ программы и учебников по русскому языку образовательной системы «Еармония» в аспекте работы над
фонетическим разбором слова 16
2.2. Опытно-экспериментальная работа и ее результаты 24
Заключение 32
Список использованных источников 34


Актуальность исследования. Развитие современной системы образования в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ее направленность на индивидуализацию обучения и личностно-ориентированный подход обращают наше внимание на поиск решений актуальных проблем, с которыми сталкивается современный школьник на начальном этапе обучения. Подобными проблемами в настоящем времени являются низкий уровень развития фонематического слуха, логопедическая запущенность и недостаточный уровень речевого развития ученика, поступающего в начальную школу. В этой связи особое внимание уделяется изучению раздела «Фонетика» и формированию основных умений фонематического разбора слов, позволяющих школьнику не только развить фонематический слух и улучшить дикцию, но и составить представления об особенностях звучащей речи.
Изучение отличительных характеристик звуковой системы русского языка позволяет ввести понятия об орфоэпических нормах русского литературного языка, эстетической роли звуков речи и способах ее звуковой организации. С помощью фонетического разбора ученики усваивают важное в методологическом отношении положение о том, что звучащая речь является исходной, первоначальной формой существования звуко¬буквенного языка, усваивают орфоэпические нормы. Вышеизложенное определяет не только актуальность и практическую значимость данной темы, но и ее общеобразовательное значение.
Ц,ель исследования: выявить и апробировать упражнения,
направленные на развитие у младших школьников умений проводить фонетический разбор.
Объект исследования: проведение фонетического разбора слов на
уроках русского языка в начальных классах.
6
Предмет исследования: упражнения для обучения анализу звучащего слова на уроках русского языка в начальных классах.
Гипотеза исследования: подобранные упражнения будут
способствовать развитию у младших школьников умений проводить анализ звучащего слова, если их систематически использовать на уроках русского языка.
Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:
1. Рассмотреть основные фонетические понятия, необходимые для проведения фонетического разбора.
2. Дать характеристику понятия «фонематический слух» и рассмотреть фонетический разбор как способ его развития.
3. Провести обзор методической литературы, анализ программы и учебников по русскому языку образовательной системы «Гармония» в аспекте работы над фонетическим разбором слова.
4. Провести опытно-экспериментальную работу в соответствии с гипотезой исследования.
Методологическая основа исследования: работы Н.С. Балтиной, П.С. Жедек, М.С. Соловейчик и др.
Методы исследования: анализ лингвистической, методической и
учебной литературы; эксперимент; письменные работы учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемые упражнения для развития умений проводить фонетический разбор на уроках русскому языка в начальной школе могут быть использованы учителями начальной школы и студентами в ходе педагогической практики при подготовки к урокам русского языка.
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Лицей» г. Лесосибирска в 3 классе.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, трех приложений и списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Школьная программа предусматривает изучение широкого круга явлений фонетики современного русского литературного языка.
В ходе теоретического анализа мы выяснили, что в программе курса начальной школы даются основные представления о том, что такое буква и звук, что такое звуки речи и объясняется их смыслоразличительная роль. Учащиеся узнают, как образуются гласные и согласные звуки речи, научаются различать по образованию и звучанию твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные, а также знакомятся с понятием ударения, слоговым делением слова и правилами фонетического разбора. Учитывая возрастные особенности и начальный этап обучения, данные понятия представляются школьникам в элементарной форме, во многих случаях без строгих формулировок и определений, с некоторыми моментами занимательности.
В первой главе было уделено внимание теоретическим основам работы над фонетическим разбором слова в начальных классах, дано определение фонетики, которая является разделом науки о языке, изучающим звуки речи и звуковое строение языка.
В отдельные подгруппы вынесены и охарактеризованы этапы проведения фонетического разбора и отмечена их значимость для общего развития языковой компетентности школьника.
Также в этой главе было уделено внимание особенностям развития фонематического слуха младших школьников и рассмотрены основные методические рекомендации по использованию фонетического разбора на уроках русского языка с целью развития фонематического слуха.
Во второй главе исследования был проведен обзор методической литературы и анализ программы и учебников по русскому языку образовательной системы «Еармония» в аспекте работы над фонетическим разбором слова. Отмечены такие особенности методики, как акцентуализация внимания на вопросах обучения звуко-буквенному разбору слова, установление взаимосвязи между орфоэпическими и орфографическими правилами русского языка.
В заключительном параграфе описана проведенная опытно-экспериментальная работа.
Мы выявили и апробировали упражнения, направленные на развитие умений фонетического разбора слов с учетом наиболее часто встречающихся ошибок при работе с разными группами слов.
Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что подобранные упражнения будут способствовать развитию у младших школьников умений проводить анализ звучащего слова, если их систематически использовать на уроках русского языка.
В ходе нашей работы цель была достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.


1. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие/ Е.С.Антонова - Москва.: Издательский центр «Академия». - 2013. - 464 с.
2. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. уч. заведений/ М.Т.Баранов - Москва.: Академия. - 2001. - 368 с.
3. Валгина, Н.С. Современный русский язык: Учебник 6-е изд., перераб. и доп/ Н.С.Валгина, Д.Э Розенталь - Москва.: Логос, - 2002. - 585 с.
4. Еалямов, А.А. О единицах описания звукового строя / Вестник Башкирского университета № 3. Сборник статей/ А.А.Еалямов - Уфа: Б1ПГУ, 2012. С. 1545-1548.
5. Еребенкина, Р.Т. Изучение в школе фонетики и графики русского языка 2-е изд. стереотип/ Р.Т.Еребенкина - Москва.: Просвещение, 2006. - 113 с.
6. Еремина, И.А. Виды разбора на уроках русского языка/ Н.А.Еремина - СПб.: Паритет, 2010. - 96 с.
7. Же дек, И. С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии/ П.С.Жедек - Томск: Пеленг, 2002. - 96 с.
8. Жовницкая, О.Н Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников/ О.Н.Жовницкая - Начальная школа.-2001.-№11. С 55-60.
9. Зиновьева, Т.И., Курлыгина О.Е. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах/ Т.И.Зиновьева, О.Е.Курлыгина - Москва.: Академия - 2007. - 304 с.
10. Зиновьева, Т.И., и.др. Методика обучения русскому языку и литературному чтению/ Т.И.Зиновьева - Москва.: Издательство Юрайт -
2016. -468 с.
11.Зиновьева, Т.И., и.др. Методика обучения русскому языку в начальной школе/ Т.И.Зиновьева - Москва.: Издательство Юрайт - 2017. - 266 с.
12.Зиновьева Т.И., Курлыгина О.Е., Трегубова Л.С. Методика обучения русскому языку. Практикум 2-е изд., испр. И доп/ Т.И.Зиновьева, О.Е. Курлыгина, Л.С. Трегубова Зиновьева - Москва.: Издательство Юрайт - 2016. - 309 с.
13. Казакова, Н.В. Средства развития фонематического слуха/ Н.В.Казакова - Начальная школа - 2014. - №17. - С. 36-37.
14. Князева, С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: Фонетика, орфоэпия, график и орфография: Учебно пособи дл вузов. - 2- изд., перераб. и доп/ С.В.Князева, С.К.Пожарицкая - Москва.: Еаудеамус, 2011. - 430 с.
15. Кунавин, О.Б. Обучение фонетике учащихся начальной школы. Автореферат, канд. Дисс/ О.Б.Кунавин - Москва.: МЕПУ, 2004. - 27 с.
16. Левченко, Е.В. Развитие фонематического восприятия младших школьников/ Е.В.Левченко - Педагогическое мастерство: материалы II международ. науч. конференции - Москва.: Буки-Веди - 2012. С. 117-123.
17. Лекант, П.А., Диброва Е.И. Современный русский язык: Учебник для студ. высш. уч. заведений/ П.А.Лекант, Е.И.Диброва - Москва.: Дрофа, 2002. - 557 с.
18. Мали, Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах введение методика обучения грамоте методика литературного чтения/Л.Д.Мали - Пенза.: Издательство ПЕУ, 2014. - 228 с.
19. Моисеев, А.И. Русский язык. Фонетика. Морфология. Орфография: Пособие для учителей/ А.И.Моисеев - Москва.: Просвещение, 1995. - 240 с.
20. Несветаева, О.П., Пермякова Д.Ю. Актуальные вопросы методики преподавания русского языка: Учебно-методическое пособие для студентов педагогического колледжа/ О.П.Несветаева, Д.Ю.Пермякова - БПК.: Благовещенский педагогический колледж, 2013. - 74 с.
21. Соловейчик, М.С., Же дек П.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения/ под.ред. М.С.Соловейчик, П.С.Жедек - Москва.: Академия, 1997. - 383 с.
22. Соловейчик, М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. К тайнам нашего
языка. 1 класс. Часть 1: Учебник в 2-х частях/ М.С.Соловейчик,
Н.С.Кузьменко - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. - 160 с.
23. Соловейчик, М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. К тайнам нашего
языка. 1 класс. Часть 2: Учебник в 2-х частях/ М.С.Соловейчик,
Н.С.Кузьменко - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. - 172 с.
24. Соловейчик, М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык: Методические рекомендации к учебнику и тетради для общеобразовательных учреждений. 1-4 классы/ М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010. - 137 с.
25. Сражидинов, А.С. Обучение звуко-буквенному разбору слова в начальных классах: теория и практика обучения: Учебное пособие/ А.С.Сражидинов. - Махачкала: ДГПУ, 2007. - 75 с.
Электронные ресурсы
26. Изучение звукового строя русского языка в начальной школе
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://cyberlenirLka.ni/article/ri/izuchenie-zvukovogo-stroya-msskogo-yazyka-v- nachalnoy-shkole
27. К вопросу о методах формирования звуковой культуры речи младших школьников [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-metodah-formirovaniya-zvukovoy- kultury-rechi-mladshih-shkolnikov
28. Методика изучения основ фонетики и графики содержание и структура школьного курса фонетики, основные методы и приемы обучения особенности фонетического анализа в начальной школе [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.studfiles.ni/preview/6062866/page:4/
29. Методика обучения русскому языку и литературному чтению
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
http: //studme. org/44155/literatura/metodika_provedeniy afoneticheskogorazbora
30. Основные направления методики работы над техникой речи на уроках риторики [Электронный ресурс] Режим доступа: https: // cyberleninka.m/article/п/ osnovny e-napravleniy a-metodiki-raboty-nad- tehnikoy-rechi-na-urokah-ritoriki
31. Памятка для родителей «Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://infourok.ru/pamyatka-dlya-roditeley-chto-nado-znat-dlya-foneticheskogo- razbora-slov-v-nachalnoy-shkole-1768363.html
32. Памятка фонетического разбора в начальной школе
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
https: //infourok.ru/pamyatka_foneticheskogo_razbora_v_nachalnoy_shkole- 104695.htm
33. Фонетический разбор в начальных классах [Электронный ресурс]
// Режим доступа: https://pedportal.net/nachalnye-klassy/msskiy-
yazyk/foneticheskiy-razbor-v-nachalnyh-klassah-548663
34. Фонетический разбор в начальных классах [Электронный ресурс]
// Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-
yazyk/2014/1 l/30/foneticheskiy-razbor-v-nachalnykh-klassakh
35. Фонетический разбор на уроках русского языка в начальных классах [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://infourok.ru/statya._foneticheskiy_razbor_na_urokah_russkogo_yazyka_v_n achalnyhklassah. -154868.htm
36. Фонетический разбор слова на уроках русского языка в начальных классах [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://infourok.ru/foneticheskiy-razbor-na-urokah-russkogo-yazika-v-nachalnoy- shkole-1382035. html
37. Фонетический разбор слова на уроках русского языка в начальных классах [Электронные ресурсы] // Режим доступа: http://festival.lseptember.rn/articles/569843/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ